игпзс. 1. Предмет и методы истории госва и права
Скачать 404 Kb.
|
1.Предмет и методы истории гос-ва и права. ИГПЗС относится и к истор.и к юр. дисциплинам. Т.е. она является частью истории чел. общества, истории общес. мысли, истории экономики, истории искусств и т.д. В то же время она относится к юридическим наукам, т.к. объектами изучения являются государство и право. Предмет ИГПЗС - изучение закономерностей возникновения, развития, функционирования государства и права тех стран мира, которые оказали наибольшее влияние на историю гос.-правовых явлений в целом и в отдельных регионах мира; анализ содержания гос.-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве. Для исследования предмета ИГПЗС используются следующие методы (способы изучения): 1) общелогические, применяемые всеми науками: диалектический (любое полит. Явление во взаимодействии и развитии с др. явлениями), формально-логический (применяется при изучении законодательства), анализ и синтез, дедукция (логическое заключение от общего к частному) и индукция (рассуждение по аналогии от частного к общему). 2) частнонаучные: конкретно-исторический (рассмотрение гос.-правового устройства отдельно взятой страны в контексте определенного времени и пространства), сравнительно-правовой (сравнение особенностей развития государства и права в разных странах), системно-структурный (исследование отдельных элементов системы гос.-правового устройства зарубеж. стран и их взаимовлияния др. с др. и с системой в целом.), статистический (исследование количествен. сторон историч. процесса; с его помощью получают данные о финансовой, правоохранит. деят-ти государства, о результатах выборов и т.д.). 2.Общие закономерности и особенности возникновения государства и права. Появление государства – это объективная необходимость развития человеческой цивилизации, которая не могла оставаться в родоплеменных рамках. Государство – более совершенная организация по сравнению с первобытно-общинным строем. К общим закономерностям возникновения государства относятся раскол общества на классы, необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых масс, поддержание господствующего положения власть имущих, охрана собственности собственников. Право возникает там и тогда, когда возникают классы, появляется государство, когда возникает необходимость государственного принуждения. Право возникает на этапе становления раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящего хозяйства, свободного труда общинников-земледельцев и ремесленников. Становление права идет с образования особых правил, регламентирующих организацию и процесс труда и распределения его результатов. В процессе становления государств, классов право становится способом осуществлений функций государства. С расслоением общества, развитием классов, возникновением частной собственности, товарно-денежных отношений право получает четкий классовый характер, т.е. начинает служить экономическим и др. интересам опред. соц. групп. 3.Общественн. строй стран Др. Востока Др.Восток – страны Азии и Африки (Египет, Вавилон, Индия, Китай). Первые на земле государства возникли в странах Др.Вост. в кон.4-нач.3 тысяч.до н.э. Благоприят. Теплый климат способствовал земледелию и скотоводству. Появился прибавочный продукт, сконцентрированный в руках отдельных людей-верхушки. Появилась гос. И общинная собственности на землю. Частная собственность существовала, но она всегда была ограничена в пользу гос.и общинной. В любой из стран Др.В. население можно разделить на три круп. социально-классовые группы: 1) господствующий слой (родопле-менная знать, высшие чиновники, жрецы, богатые торговцы:рабовладельцы) 2) мелкие свободные производители - крестьяне-общинники и ремесленники, живущие своим трудом, обладающие небольшой собственностью (дома, наделы земли, орудия труда, скот, ремесленные мастерские и т.п.); 3) зависимое несвободное население, лишенное средств производства-рабы, превращенные в собственность. Помимо социально-классового статуса человека существовал юридический, который определялся рождением, происхождением. Его нельзя было изменить, он передавался по наследству и определял место человека в обществе. Т.е. люди делились на полноправных и неполноправных. Наличие сословного, правового статуса человека закреплялось и в праве, и в религии, и в традиционной морали. Особенно наглядно это было заметно в Законах Ману в Др. Индии(IIв до н.э.- IIв н.э.), которые объясняли неравенство между людьми волей богов, которые изначально создали людей различными из разных частей тела главного бога Брахмы. Люди делились на 4 сословия (варны): брахманы (жрецы)-из уст Брахмы; кшатрии (воины)- из рук, могли стать царями; вайшьи(крестьяне, ремесленники, торговцы)- из бедер; шудры (слуги)- из ног, не могут иметь собственности. Браки между разными варнами не поощрялись, но были возможны. Если муж принадлежит к варне выше. За преступления низшие сословия несли большее наказание. Тяжкие преступления-пьянство, кража, прелюбодеяние, убийство брахмана. Способы возникновения права собственности: в дар, по наследству, за работу, купить, в милостыню, завоевать, в долг (ростовщичество), давность владения (10л), 4.Государст. строй стран Древнего Востока Типичной формой правления - монархия в виде «восточной деспотии». Правитель — монарх имел неограниченную наследственную власть и являлся верховным собственником всей земли.Монарх обожествлялся, в его руках концентрировалась вся светская и религиоз.власть. Царь – правитель, священник, бог.Большую роль в управлении страной играл централиз. бюрократический аппарат, где существовали четкая система рангов.Чиновники объединялись по рангам и ступеням в различные ведомства гос. управления:1)финансовое ведомство (сбор налогов с трудового населения); 2) военное ведомство (оборона страны, охрана царя, высших придворных, чиновников, завоевание новых территорий); 3) ведомство общественных работ (организация строительства оросительных систем и поддержание их в рабочем состоянии, сбор населения на эти работы, обеспечение его материалами, инструментами, питанием из гос. хранилищ, учетвыполненной работы, а также строительство дорог, крепостей, дворцов, храмов, гробниц и т.п.) В условиях ирригационного земледелия роль государственного аппарата в организации хозяйственной деятельности общин была очень велика. Практически все население (и рабы, и свободные) фактически находились в положении рабов («поголовном рабстве»).К власти допускалась небольшая часть рабовладельцев. Рабы платили налоги государству и выполняли гос. повинности – общес. работы. Гос. Строй Др.Китая (империя Цинь).Гос-во Цинь образовалось в III в. До н.э. Шан Яна – сановника Циньского гос-ва, рабовладельческое гос-во. Главой гос-ва был император (хуанди) - вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Управление империи осуществлял разветвленный гос-ый аппарат, в который входили десятки чиновников, - занимающие свои должности в зависимости от заслуг перед императором, а не по наследству. Во главе аппарата стояли министры (ченсяны). Заместителями были секретари. К высшим гос-ым чиновникам относились начальник дворцовой стражи,. Большую роль в деятельности гос-ого аппарата играли императорские советники. Местное управление осуществляется в округах. Уездах, волостях и общинах. Судебная деятельность не отделена от административной. Реформа – узаконена свободно купля продажа земли, закон ускорил дробление больших семей, изменение взимание налогов: новый налог определялся кол-ом обработанной земли. Жизнь в гос-ве подчинялась общим правилам. Император вел единые письменные знаки, упорядочил меры веса и длины, утвердил обязательные для всех законы. Строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием порядка в стране. 5.Право Др. Востока. Законы Хаммурапи. Право в странах Др. Востока имело ряд общих черт. Оно было открыто и прямо закрепляло классовое и сословное неравенство людей -рабов и свободных, полноправ. инеполноправ. сословий. Право Др. Востока неразрывно было связано с религией и религиозной моралью. Правонарушение — это одновременное нарушение нормы религии и морали. Основным источником права были обычаи, которые передавались в устной традиции и памяти. Первые памятники права в основном закрепляли наиболее распространенные обычаи, установившуюся судебную практику. Отсюда и казуистическийхарактер правовых норм, которые фиксировались не в абстрактной форме, не в виде правовых обобщений и юридических категорий и понятий, а в виде конкретного случая (казуса). В праве долго сохранялись нормы родоплеменного строя, н-р, принцип коллективной ответственности членов семьи или рода (кровная месть) или даже соседей-общинников (круговая порука), принцип эквивалентного возмездия (талион),патриархальные устои семьи. В древневосточ. праве не было четкого деления на отрасли права. Правовые документы были изложены как бы безо всякой системы и структуры, но достаточно логично. Наиболее ярким памятником права Др. Востока являются законы вавилонского царя Хаммурапи (первая половина XVIIIв. до н.э.). В центре внимания законов хозяйственные, эконом. и семейные отношения. Правовое регулирование имущественных отношений включало статьи по вопросам аренды, купли-продажи имущества. Также в законе регулируются вопросы гражданского звания путем покупки имущества. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается государственный контроль над хозяйственной жизнью. ответственность за несоблюдение законов наступала в виде штрафа зерном и серебром, наказания смерти. Во вступительной части законов содержатся многочисленные религиозные формулы, славящие богов и царя. Далее идет описание статьей (282). В заключении перечисляются кары и проклятия, которые боги нашлют на ослушавшегося. 6. Законы Ману - общая характеристика. В источниках права Древней Индии особое место принадлежит сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Их появление связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9 в. до н.э. Объем - 12 глав, 2685 стихов. Часто памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия прослеживается глубинная связь права и религии. Законы Ману - это памятник сакрального права. ЗМ закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены 8 и 9 главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления. На первый план в ЗМ выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые). В ЗМ прослеживается определенная логика изложения материала, но нет выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн. Многие нормы направлены на охрану собственности, на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма. В семейных отношениях - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешениеварн. 7.Возникновение государства в Афинах. Реформы Тезея, Солона иКлисфена.Государство Др.Афин возникло в VIII в. до н.э. Мифический герой Тесей объединил 4 греческих племени в единый афинский народ и стал его первым царем - басилевсом.Родоплеменная знать в результате реформ Тесеяполучила большую полит. и эк. власть. Родоплем. знать ограничила власть царя-басилевса религиозной сферой, сделала ее выборной и приравняла басилевса к др. высшим правителям - архонтам, которые выбирались только из родоплеменной знати. Право выбирать и контролировать архонтов, осуществлять высшую судебную власть перешло к совету родоплеменной знати. Роль народного собрания в этот период резко снизилась.Вместе с тем, выросло и экономическое могущество родоплеменной знати. Широкие слои крестьян попадали в правовую и эк. зависимость от аристократии, разорялись и за долги закладывали землю, а иногда личную свободу. В результате крестьяне оставались без земель, в долговом рабстве с кабальными условиями аренды земли. Это привело к резкому росту недовольства всех слоев демоса и острым социальным и политическим конфликтам. «Демос» (простой народ - крестьяне-земледельцы, ремесленники, торговцы, безземельные батраки и др. бедняки) отстранялись от реальной власти. Реформы Солона и Клисфена.В нач. VI в. до н.э. Солон начал проведениесоциально-политические реформ. 1) долговая реформа и отмена долгового рабства (государство прощало долги), 2) цензовая реформа (полноправ. граждане были разделены на 4 разряда по размеру богатства), 3) создание новых органов власти - суда и Совета 400. Теперь право на занятие высших должностей архонтов принадлежало не только родоплеменной знати, но и богатой верхушке демоса. Клисфенпродолжил демокр. реформы Солона. В основу гос. строя была положен территориальный принцип.Государство было разделено на районы, в каждом из которых было самоуправление. Районы объединялись в округа. Старые роды и племена оказались разделены между разными округами и районами, в результате полит. влияние родовой знати было подорвано.Состав Совета государства был увеличен с 400 чел., выбиравшихся ранее по родам и племенам из богатых и зажиточных граждан, до 500 чел., выбиравшихся теперь по территориальным округам (филам) не зависимо от имущественного положения. Совет 500контролировал весь админ.аппарат, готовил проекты законов, распоряжался казной.Была учреждена коллегия по управлению вооруженными силами.Т.о.Vв до н.э. в Афинах окончательно установилась демократия. 8. Гос-ый строй Афин в V - IV вв. до н.э. Высшим этапом демократических реформ в Афинах стала деятельность вождей демоса - Эфиальта (462 г.до н.э.)и Перикла(460-429 гг. до н.э.). С именем стратега Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем все полноправные коренные жители, включая и бедных, получили право выбираться на все гос. должности. Было введено гос. жалованье всем должностным лицам (за исключением стратегов) и участникам народных собраний. Высшим органом власти стало народное собрание (экклессия),решения которого могла отменить только оно само. В его работе могли участвовать все взрослые полноправные граждане-мужчины. Народное собрание принимало законы, объявляло войну и мир, контролировало должностных лиц. Все органы управления выбирались гражданами, из числа всех граждан и были ответственными перед собранием граждан.Т.о., в Афинах сложилась прямая демократия. Однако при наличии юридического равноправия коренных граждан их реального равенства не было. Обострились конфликты между богатыми и бедными гражданами, а также противоречия между всеми гражданами и неполноправными, но свободными иностранцами (метеками), в самих Афинах и афинскими гражданами и другими греческими полисами-союзниками в Афинском морском союзе. Обострились и противоречия между всеми свободными и рабами. Афинская демократия к концу V. до н.э. вступила в длительный кризис, углубившийся в результате поражения Афин в войне против Спарты. В 338 г. до н.э. Афины, Спарта и другие греческие полисы были разгромлены Македонией и фактически завоеваны. В 146 г. до н.э. Греция вместе с Македонией были завоеваны Римом и превращены в римскую провинцию. 9. Общественный. игосудар. строй Спарты. Спарта возникла в IX в. до н.э. Общество делилось на спартиатов (полноправных граждан) иперейков (неполноправных).Среди поноправных и непоноправных выделялись свободные и рабы-илоты. Спартиаты владели всей землей и рабами-илотами, прикрепленными к земле. Спартиаты занимались только военным делом. Остальные земледелием, ремеслами, торговлей или искусствами. Формально высшим органом власти было народ. собрание. Оно выбирало должностных лиц только из знати и не могла их затем контролировать. Др. органами власти были совет старейшин, 2 царя, коллегия эфоров(хранители обычаев, конституции). Народное собрание могло быть распущено, а его решения могли быть отменены царями или старейшинами. Т.о., в Спарте утвердилась аристократия(в переводе - «власть (кратос) лучших (аристос))». Такой гос.-политический строй Спарты оставался почти неизменным в течение нескольких веков. 10. Основные черты афинского права. Афинское право представляло собой наиболее развитую в Др. Греции систему права. Источниками права считались вначале родоплеменные обычаи, а с конца VII в. до н.э. - законодательные акты верховных органов власти. Первым законодателем Афин был тиран Драконт(621 г. до н.э.). С ним связано выражение «драконовские законы». Его законы были посвящены новой организации суда, была запрещена кровавая месть. Практически за любое преступление назначалась смертная казнь. Позже многие законы Драконта были отменены Солоном в начале VI в. до н.э. Законы Солона (594 г. до н.э.) касались организации гос. власти, правового статуса граждан, долговых обязательств, наследственного права, закрепления частной собственности на землю и т.д.Однако это законодательство в целом было неупорядоченным и часто противоречивым. Правовой статус населения в Афинах был четко урегулирован. Резко различался статус рабов и свободных, а среди свободных -полноправных рабов и неполноправных иностранцев (метеков). В Афинах было развито право частной собственности. При этом собственник нес различные повинности в пользу государства. Развитие торговли определяло широкое распространение договоров купли-продажи, займа, найма, хранения, товарищества и др. Именно в Афинах впервые оформился институт ипотеки -залог земли или другой недвижимости с целью получения займа. При этом заложенное имущество оставалось во владении и пользовании должника, но без права распоряжения. Семья в Афинах оставалась патриархальной. Женщины были ограничены в политических и гражданских правах. Признавалось наследование по закону и по завещанию. В уголовном праве различались преступления против государства и личных интересов. Среди наказаний, обычных для древнего права (смертная казнь, штраф, конфискация имущества, обращение в рабство) в Афинах к гражданам могла применяться и лишение политических прав (атимия). Телесные наказания применялись только к рабам. Судебный процесс носил состязательный характер. Обвинение, обычно, исходило от частных лиц. |