Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание права частной собственности

  • Понятие и виды сервитутов

  • Эмфитевзис и суперфиции

  • Список использованной литературы

  • Вещное право. римское право. План Содержание права частной собственности


    Скачать 38.72 Kb.
    НазваниеПлан Содержание права частной собственности
    АнкорВещное право
    Дата26.02.2023
    Размер38.72 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файларимское право.docx
    ТипДокументы
    #956113

    Тема: Вещное право.

    План:

    1. Содержание права частной собственности……………………………...3

    2. Понятие и виды сервитутов………………………………………………6

    3. Эмфитевзис и суперфиции……………………………………………….9

    4. Задачи………………………………………………………..…………...11

    Список использованной литературы……………………………………...14


    1. Содержание права частной собственности

    Право собственности во всякой си­стеме права является центральным правовым институтом, предопределяю­щим характер всех других институтов частного права (договоров, семьи, на­следования). Классическая римская собственность была высшим проявлением господства лица над землей и рабами. Однако выработка поня­тия права собственности происходила весьма медленно.

    Право частной собственности – это исключительное право лица владеть, пользоваться и распоряжаться вещью в своем интересе. Исключительное право потому, что оно нераздельно, т. е. принадлежит только собственнику, который ни с кем его не делит. Римляне называли право собственности еще и неограниченным, подчеркивая этим полноту владычества собственника над вещью, якобы никем не стесняемого. На самом же деле право собственности в Риме во все времена подвергалось определенным ограничениям. Как одно из проявлений господствующего класса, оно могло ограничиваться в интересах государства, общества, в пользу сервитутов, залогодержателя и других прав на чужие вещи, в пользу соседей.

    Собственность – как и другие категории вещных прав – это неразрывная совокупность больших или меньших по объему правомочий субъекта в отношении вещи, а в реальной жизни, в реальных правоотношениях только и наличествуют эти правомочия, подразумеваемые тем или другим вещно – правовым институтом.

    Главными правомочиями субъекта в отношении вещей (главными – потому, что к ним сводятся все другие допускаемые формы юридических действий в области вещного права) принято считать: право обладания вещью, право использования, и право распоряжения.

    Право обладания подразумевает условное или материальное обладание – господство лица над вещью, начиная с самого в бытовом отношении примитивного – возможности держать в руках, до права заявить о принадлежности вещи тебе перед другими лицами, в любой момент потребовать гарантированности этого материального обладания.

    Право использования подразумевает употребление вещи для собственных материальных или духовных нужд, в том числе использование как субстанции вещи, так и приносимых ею плодов, доходов, употребление как непосредственно личное, так и через посредство других лиц.

    Право распоряжения подразумевает возможность, не считаясь с требованиями третьих лиц, распорядиться вещью по своему усмотрению, вплоть до полного ее уничтожения в физическом смысле или в юридическом (передав вещь на тех или других условиях третьему лицу).

    Только в случае совокупности этих трех прав принято говорить о праве собственности. Вместе с тем все эти возможности права никогда – в силу интересов общества, реального пересечения с правами и интересами третьих лиц – не были неограниченными. Абсолютность права собственности представляет скорее идеальный предел стремления, к которому тяготеют интересы обладателя, но которого они в социальных условиях, по-видимому, достигнуть не в силах. И мера приближения к этому пределу создает конкретное право собственности, признаваемое и гарантируемое подсобными и дополнительными институтами, составляющими конкретную конструкцию этого права.

    Содержание правомочий, вытекающих из факта владения, может быть различно. Владение фактическое может не сопровождаться намерением обладать вещью как своей (например, она получена от других лиц под каким – то условием, на время и т.д.), может быть владение в целях только использования вещи (извлечение плодов, доходов и т.д.). В этом случае принято говорить об особой категории вещных прав – держании. Может быть, владение с намерением сделать вещь своей, т.е. присвоить ее, подразумевая для себя право как – то использовать вещь, распорядиться и т.д. Таким образом, существенное значение имеет отношение субъекта к своему обладанию, намерение субъекта владеть вещью как своей, которое влияет на правовые последствия фактического владения. По раздельности только намерения или только телесного обладания недостаточно, нужна их совокупность.

    Владение лица, соответствующее целому ряду других условий, связанных с требованиями по квалификации субъекта этого права, по происхождению обладания, по качеству предмета обладания и т.п., перерастало в правовое господство лица над вещью, связываемое с единством всех главных правомочий в отношении этой вещи. Отсутствие требовательных ограничений, исключающих какое – то из этих главных правомочий, возможность оградить свое собственное обладание и собственную реализацию этих правомочий от других субъектов и делало вещь собственной, а вещное право – собственностью.

    Собственность подразумевала непосредственное, прямое господство лица над вещью, исключительное господство (т.е. исключающее права других на эту вещь), единство права на вещь (на одну вещь возможно только право собственности либо какие – то другие вещные права, но не право собственности и право, например, держания, принадлежащие одному лицу), правообладание (т.е. не обязательно было владеть вещью фактически, но можно было обладать ею в юридическом смысле, передав вольно или невольно использование, фактическое владение, распоряжение другим лицам – но только по раздельности этих правомочий), возможно более неограниченное обладание, гарантированное господство (т.е. подразумевалось, что лицо – собственник обладает, кроме того, специальными юридическими средствами для охраны своего права и способами свободной реализации этих средств).

    В зависимости от субъекта нрава собственность могла быть:

    - индивидуальной, или частной, когда лицом – обладателем было физическое лицо, обладающее соответствующим правовым требованиям статусом;

    - публичной, или общественной, когда субъектом – обладателем было юридическое лицо – корпорация публичного права или государственная казна (находившаяся на особом положении);

    - совместной, когда одна и та же вещь была предметом господства нескольких равноправных лиц.

    В последнем случае образовывался специальный подвид права – или общая собственность. Каждый из лиц – обладателей считался собственником некоей идеальной доли в этой совместной собственности, на которые вещь могла быть при необходимости поделена; правомочия собственника осуществлялись по взаимному согласию всех лиц – обладателей при гарантии запрета любого из лиц на действия, разрушающие право совместной собственности.

    В зависимости от объекта права (т.е. oт вещи, бывшей предметом собственнических отношений) собственность также могла быть общественной, или коллективной (когда распространялась на вещи, которые не могли быть по своей природе и общественному предназначению предметами индивидуального обладания) и могла быть частной (когда вещи по своей природе признавались возможными к индивидуальному обладанию). Из числа последних дополнительно исключались вещи, не могущие быть предметами гражданского оборота по соображениям общественной целесообразности: яды, запрещенные книги, предметы неопределимой природы и предназначения; в отношении некоторых из этих вещей допускалось право обладания, но использование и распоряжение обставлялось такими условиями или полностью запретами, которые не позволяют говорить о собственности на них.

    В зависимости от происхождения и степени обладания, собственность подразделялась (в классическую эпоху) на:

    - законную или квиритскую, когда обладание было достигнуто строго формальными, признанными законами правовыми способами,

    - естественную или бонитарную, когда обладание было достигнуто неформальными способами, признанными преторским правом справедливыми и отвечающими как интересам лиц – обладателей, так и интересам общества.

    Последняя представляла, по сути, переходную категорию от юридического владения к полноправной собственности и была временным закреплением прав на имущество. В эпоху реципированного права сложилось подразделение на собственность прямую, или полную, и на обладание – использование, или неполную. Полное право собственности предусматривало сосредоточение всех полномочий в одном лице как некую условность, поскольку реальное владение и использование (причем неограниченное и нерегламентированное, гарантированное, включая право наследования) передавалось другим субъектам. Неполное право собственности подразумевало господство, не посягающее на распоряжение вещью и на всестороннее ее использование: в силу ленного права, права на поверхность и т.д. В этих рамках сформировалось также понятие о делегированной собственности, где правомочия сводились в основном к доверительному управлению вещью.

    Таким образом, собственность это неразрывная совокупность больших или меньших по объему правомочий субъекта в отношении вещи, а в реальной жизни, в реальных правоотношениях только и наличествуют эти правомочия, подразумеваемые тем или другим вещно-правовым институтом.

    Главные правомочия субъекта в отношении вещей – права владения, использования и распоряжения. Полная защита права собственности была сформирована преторским правом.


    1. Понятие и виды сервитутов


    Помимо впол­не естественных прав лица на свои вещи и вытекающих из них правомочий, римское право допускало существование и прав на чужие вещи — разумеется, не в том объеме, какой предполагался для собственника или юридического владельца. Важнейшая совокупность возможных прав на чужие вещи объединялась под наименованием сервитутов.

    Сервитут заключался в обязанности оказывать сво­ей вещью определенную услугу другому лицу или любым третьим лицам: «Сущность сервитута в том, что кто – то что – то терпит или чего – то не делает». Традиционное основание сервитутов находилось в праве со­седства, когда нормальное хозяйственное использование двух или не­скольких соседствующих земельных участков, строений и т.п. нужда­лось в ряде взаимных уступок и ограничений в пользу друг друга или же в пользу вообще сограждан, а абсолютизация прав собственности приводила бы к несомненным общественным и хозяйственным невыгодам. Так возникли земельные сервитуты, связанные с земельной соб­ственностью. Позднее получили распространение другие «услужности» при помощи своих вещей: выяснилось, что определенным образом ограниченное использование вещи может представлять самостоятель­ную ценность для других лиц, — так сформировались сервитуты лич­ные. Это историческое деление и заложило основы правовой классификации сервитутов.

    Вещные, или земельные, сервитуты подразделя­лись на сельские и городские. Их назначение состояло в том, чтобы вос­полнить недостающие блага, делающие нормальное использование со­седних участков или строений возможным. Сельские сервитута предусматривали обязанность собственников терпеть, когда другие лица ходят через их участки к хозяйственно необходимым местам или вещам, когда через твой участок могут гнать скот к пастбищу или водопою, в том числе подразумевая и право хождения и провода скота, повозок, когда твой участок используется другими для всех вышеописанных действий, когда через поверхность твоего участка проводят воду для другого. В послеклассическую эпоху сложились и другие виды сельских сервитутов: право черпать воду на чужом учас­тке, право отводить воду на территорию чужого владения, право брать глину с участка другого, пасти скот на лугах, вошедших в состав друго­го владения, но ранее используемых для этой цели, и т.д. Городские сер­витуты также предусматривали ограничения в целях общего хозяйствен­ного использования и взаимных выгод: право слива воды, проведения канализации через участок соседа, обязанность не загораживать соседу вида из окна, терпеть, если стена соседнего дома будет опираться на твое строение, и т.д. Ограничения собственник обязан был терпеть в пользу любых лиц, которые бы стали пользоваться выгодами, вытекающими из сервитутного права, поэтому земельные сервитуты носили всеобщий, абстрактный характер.

    Личные сервитуты имели в виду ограничение пра­ва собственности в пользу конкретного лица, которому тем самым предо­ставлялись некоторые права в отношении твоей вещи. Важнейшими ви­дами личных сервитутов были узуфрукт, пользование и проживание.

    Узуфрукт, или право пользования плодами и доходами. Заключался в предоставлении другому права использования плодов и доходов от твоей непотребляемой вещи, т.е. такой, какая сохраняла свою субстанцию в целости (фруктами из сада, молоком от коровы и т.п.). Получивший право узуфрукта, обязывался к тому, чтобы сохранять вещь в надлежащем качестве, не изменять ее сущности, производить необ­ходимые улучшения, связанные с использованием плодов и доходов. Специфическим видом узуфрукта было право пользования чужими деньгами, что требовало определенных гарантий. Узуфрукт предостав­лялся пожизненно конкретному лицу, и в классическом праве не при­знавалось, что узуфрукт можно передавать по наследству. Однако смерть собственника, передача права собственности на вещь в целом не сни­мала обязанности нового обладателя терпеть узуфруктные права дру­гих лиц, которые имели в своем распоряжении специальные средства исковой защиты. 

    Пользование, или узус, заключался вправе брать овощи с чужого огорода, вправе жить в чужом доме самому, использо­вать чужое животное или раба (слугу) для собственных нужд. Пользовавшийся узусом должен был соблюдать те же требования, что предполагались и для узуфрукта, но, кроме того, не имел права использовать предметы узуса иначе, как для своих нужд (т.е., например, нельзя брать овощи не для себя, но для продажи, слугу — для отдачи его в работу на сторону и т.п.).

    Наконец, право проживания предполага­ло обязанность подлинного собственника жилого дома терпеть прожи­вание в нем других лиц, которые в том числе могли и сдавать дом для проживания другим.

    Основаниями для установления сервитутов были:

    а) судебный приговор, которым определялась хозяйственная необходимость или «право справедливости» других лиц на использование твоей собствен­ности,

    б) частный договор двух лиц, один из которых был собственник, а другой — пользователь узуфрукта (только для личных сервитутов),

    в) получение по наследству, в т.ч. в качестве легата.

    Сельские сервитуты основывались, как правило, на традиционном взаимном использовании, а попытки прекратить сервитутное использование пресекались уже по суду.

    Прекращались сервитуты:

    а) гибелью вещи— физической или юридической (т.е. выходом ее из гражданского оборота);

    б) смертью лица, которому предоставлялся личный сервитут;

    в) истечением срока, на который он устанавливался;

    г) изменением сущности вещи;

    д) слиянием в одном лице собственника и пользователя личного сервитута («Никто не может иметь права сервитута на свои вещи» — т.е. когда вещь, прежде бывшая в твоем сервитутом праве, становилась еще и собственной вполне);

    е) неиспользованием сервитута в течение двух лет, т.е. по давности.

    Сервитуты имели строго конкретное правовое выра­жение. Для того, чтобы установить качественно новый по своему со­держанию сервитут, требовалось истечение определенного давностного срока, определяемого «обычаями и нравами» местности.

    1. Эмфитевзис и суперфиции

    Эмфитевзис был заимствован римлянами из греческого права. В Греции эмфитевзис представлял собой бессрочную аренду, на условиях которой бывшим рабам предоставлялись земельные участки из земельного фонда «Полиса». В Римском праве эмфитевзис был преобразован в вещное право.

    Эмфитевзис – это пожизненное, наследуемое право сельскохозяйственных фискальных земель (пустующих). Впоследствии эмфитевзис был распространен на церковные, а позднее и на частные земли.

    В содержание эмфитевзиса входит право пользоваться земельным участком (с правом изменения характера участка, но без ухудшения его), собирать с него урожаи, право закладывать эмфитевзис, отчуждать и передавать его по наследству. Право отчуждения эмфитевзиса ограничено обязанностью субъекта эмфитевзиса предупреждать собственника земли о предполагаемом отчуждении эмфитевзиса, причем за собственником признавалось право преимущественной покупки (которым он мог воспользоваться в течении двух месяцев). При отчуждении эмфитевзиса собственник имел право на получение двух процентов от покупной цены.

    Субъект эмфитевзиса обязан был уплачивать собственнику арендную плату, а также вносить государственный земельный налог. Невзнос арендной платы в течение трех лет приводил к прекращению эмфитевзиса.

    Характерные черты эмфитевзиса:

    1. По содержанию был близок к праву собственности: эмфитевт имел все иски, принадлежащие собственнику; мог заложить участок, обременить его сервитутами на время действия эмфитевзиса; приобретал поды, как и собственник; платил вместо собственника земельные налоги, но в то же время, не имел права забрасывать землю, не мог отказаться от своего права на вещь, не имел права на недра.

    2. Эмфитевту принадлежало производственное владение имением. Являясь юридическим владельцем, арендатор мог прибегать к посессорным интердиктам при нарушении своего права.

    3. Право пользования при эмфитевзисе было гораздо шире сервитутных прав, т.к. наниматель не был связан экономическим назначением вещи и мог приспосабливать ее к любому пользованию.

    4. За пользование эмфитевзисом собственнику полагалась арендная плата, вносимая ежегодно. Размер ее не уменьшался вследствие неурожая, только в случае полного разрушения плата за пользование не взималась.

    5. Наниматель мог безвозмездно или за плату передать свое имущество, при этом существовали следующие правила:

    - собственник должен быть уведомлен об отчуждении и о покупной цене не менее чем за два месяца, имея преимущественное право купли;

    - новый арендатор платил два процента от стоимости имущества, если собственник не воспользовался своим правом.

    Эмфитевтическое право устанавливалось:

    - договором между собственником и арендатором;

    - посредством судебного решения, если право собственности передавалось одному лицу, а право вечного пользования – другому;

    - завещательным отказом собственника.

    Эмфитевзис имел помимо общих для вещных прав следующие основания прекращения: давность, смерть эмфитевта без наследников, изгнания арендатора собственником имения за ухудшение участка, нарушение правил об отчуждении имущества, при неуплате государственных повинностей за три года.

    История происхождения суперфиций во многом напоминает возникновение эмфитевзиса.

    Суперфиций – наследственное и отчуждаемое право пользования чужой городской землей для возведения на ней строений, право бессрочного пользования земельным участком, на котором была возведена постройка, либо по договору с собственником, либо если собственник не оспорил в свое время неправомерности застройки его участка. По существу это был городской вариант эмфитевзиса, поскольку олбязанность использования участка под сельскохозяйственную обработку предполагалась только для сельской местности.

    Суперфиций обязан уплачивать собственнику земли плату за землю с ответственностью за предшественников и подати. Он имел право закладывать вещь и обременять ее сервитутами, не нарушая интересов собственника земли, а отчуждать – с согласия собственника. При прекращении суперфиция сохранялось право собственности на строительные материалы, строение же поступало в пользу собственника земли. Суперфиций охранялся владельческими интердиктами и петиторными исками. Если суперфиций принадлежал нескольким лицам, они были уполномочены на иск, аналогичный иску о разделе общей собственности.

    Суперфиций устанавливался договором, легатом и давностью. Для передачи суперфиция требовалась традиция.

    Суперфиций прекращался путем истечения срока, невзноса платы, отказа, слияния и погасительной давности. Уничтоженные строения не прекращали суперфиция.

    Решение вопроса о праве собственности на здание, возведенное на чужой земле, не вызывало у римских юристов сколько – нибудь существен­ных затруднений, так как, с одной стороны, принцип суперфиций применялся не только при возведении строения на чужом участке, но также и при застройке своей земли чужим материалом. Фундаментом данного правила являлось признание земли с постройками единым целым, в котором земля считалась главной вещью, а все, что ее покрывало, рас­сматривалось как приращение. С другой стороны, римское частное право, как уже ранее отмечалось, не допускало одновременного существования двух прав собственности на одном и том же участке. Следовательно, предоставление в собственность здания как отдельного объекта без соответ­ствующего пространства земли оказывалось невозможным, а выход был найден в одновременном обременении и участка, и строения, возведенно­го на нем, ограниченным вещным правом (суперфицием) в пользу за­стройщика.


    1. Задачи


    А) Цицерон, рассуждая о природе вещей, писал, что есть вещи, которые существуют, и вещи, которые мыслятся. В Дигестах Юстиниана сказано, что название «вещь» охватывает и юридическое отношение, и право, т.е. это и право, и телесный предмет.

    Вопрос: О каком делении вещей идет речь в приведенных высказываниях? Какое деление в римском праве можно считать основным? Какие вещи относились к разряду бестелесных? Почему наследство считалось бестелесной вещью, а право собственности – телесной?

    Ответ: «Вещь – это отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования». Поскольку право регулирует оборот вещей, то есть совершение с ними самых различных сделок, а также закрепление прав на вещи за отдельными субъектами, то именно эти обстоятельства должны быть отражены в таком определении вещи, которое носит юридический характер. Учитывая сказанное, можно следующим образом определить, что значит вещь как объект права: это отдельный предмет материальной действительности, который обладает относительной устойчивостью существования, имеет пространственные границы и в отношении которого возможны юридические действия.

    Деление вещей восходит к философским построениям, представленным у Цицерона, различавшего вслед за своими греческими учителями вещи, которые существуют, и вещи, которые мыслятся, — то есть материальные предметы и абстрактные понятия. Тонкая систематика Гая различает вещи как части предметного мира и правовые понятия, которые представляют предметом требования не сами вещи, но права по поводу вещей. Наследство включает телесные вещи, но право на обладание ими (и другими элементами наследства) — право преемства — представляет собой абстракцию, правовую категорию.

    О высоком развитии римского гражданского оборота свидетельствует то, что объектами права признавались не только материальные предметы, но и нематериальные ценности. Первые обозначались термином телесные вещи, вторые – термином бестелесные вещи. Телесные – это те, которых по их природе можно коснуться, а Бестелесные - это те, которых нельзя коснуться (право наследования, узуфрукт, обязательства).

    Наследство, несмотря на то, что включало телесные вещи, было бестелесным, так как к данному понятию как к вещи нельзя было прикоснуться и данное понятие не имеет конкретной физической формы. Право же собственности было телесным, так как право собственности всегда является правом на какую – то определённую вещь.

    Б) Марк договорился с Павлом о продаже ему загородного имения Марка. При этом продавец хотел продать только земельный участок, а дом и сад оставить в своей собственности.

    Вопрос: Можно ли заключить подобную сделку? Что входило в понятие недвижимых вещей в римском праве? Можно ли продать земельный участок без построек, посевов и насаждений на нем? Кому принадлежали недра и воздушный столб над земельным участком? Какие вещи считались движимыми?

    Ответ: Нет, такая сделка не могла быть заключена.

    Недвижимыми вещами в римском праве считались не только земельные участки и недра земли, но и все, что было создано чужим трудом на земле собственника. Оно признавалось естественной или имущественной частью поверхности земли. К недвижимым вещам относились, в частности, постройки, посевы, насаждения.

    Предметы, связанные с землей или фундаментально скрепленные с ее поверхностью, считались ее составными частями. Поэтому не допускалось установления отдельного права собственности на дом и соответственно на земельный участок. Таким образом, Марк не мог продать Павлу только лишь земельный участок, оставив в своей собственности дом, посевы и насаждения.

    Воздушное пространство над участком также рассматривалось как часть поверхности. Соответственно в случае продажи земельного участка Марком Павлу, новому собственнику перейдут недра и воздушный столб.

    Список использованной литературы:

    Однотомное издание:

    1. Омельченко, О.А. Римское право: Учебник./ О.А. Омельченко. - 2-е изд., испр. и дополн. — М.: ТОН — Остожье, 2000. – 208 с.

    2. Косарев, А.И. Римское частное право – учебник. / А.И. Косарев. – 2 – е изд. – М.: Юриспруденция, 2007. – 192 с.

    Учебные пособия

    1. Васильева, Т.Г., Пашаева, О.М. Римское право. Конспект лекций./  Т.Г. Васильева, О.М. Пашаева. - М.: Высшее образование, 2008. — 160 с. 

    2. Кудинов, О. А. Римское право: учебное пособие./ О.А. Кудинов. — 4-е изд. — М.: «Дашков и К», 2013. – 240 с.

    Интернет – ресурс:

    1. http://www.litres.ru/

    2. http://elibrary.ru/




    написать администратору сайта