Главная страница

Семенар по истории скифам. 1. Глава I. Социальные и этнические реконструкции сарматского 2 общества теория и практика. 2


Скачать 282.86 Kb.
Название1. Глава I. Социальные и этнические реконструкции сарматского 2 общества теория и практика. 2
Дата28.02.2022
Размер282.86 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСеменар по истории скифам.docx
ТипДокументы
#376741


Оглавление


Ответы 2

1. Глава I. Социальные и этнические реконструкции сарматского 2

общества: теория и практика. 2

Сарматское общество: пути этнической реконструкции. 2

Экономика сарматского общества. 3

2. Античная легенда об амазонках и исторические сарматы сравнительный анализ 4

3. Военное дело и вооружение скифов и сарматов. Сравнительный анализ. 6

4. Нашествие сарматов на Скифию и его последствия. 6

5. История поздней Скифии в Таврии 7

6. Государство гетов и народы Скифии 8

7. Религия гетов 9

8. Царство даков и народы Скифии 9

9. Римская империя и Северное Причерноморье в 1 веке до Р.Х. – 3 веке после Р.Х. 10

10. Митридат Евпатор и народы Таврии 10

11. Держава готов в Северном Причерноморье 10

12. История гуннов в ранний период (до вторжения в Скифию) 10

13. Нашествие гуннов в Европу и его последствия для народов Скифии 10

14. Государство гуннов в Европе в 4-5 веках н.э. 10


Ответы

1. Глава I. Социальные и этнические реконструкции сарматского

общества: теория и практика.

Сарматское общество: пути этнической реконструкции.


Этничность - чувство сопричастности к определенному этносу и связанная с этим система представлений, самооценки, этнических символов и т.п. В последние два десятилетия обострилась дискуссия в отечественной науке вокруг разного понимания этноса - примордиалистского и конструктивистского. Этнос как явление отражает потребность человека в причастности к общности людей, в рамках которой он реализуется (чувство единения с коллективом, продолжение рода и т.п.). Но социальные формы, через которые происходит реализация потребности в этничности у человека, ситуативны и зависят от многих факторов. Этнос может выстраиваться вокруг политического образования, коллектива мигрантов, могущественного племени, религиозной идеи и т.п. Политические и культурные процессы в кочевническом обществе, в отличие от социальных и экономических, более динамичны. Политическое объединение племен способствует сложению нового этнического самосознания, культуры, в итоге - образованию нового этноса. Политическая организация предстает перед нами в роли действительного разграничителя в системе отношений “мы - они”, составляя объективную основу для формирования этнического сознания и самосознания. Особая сложность этнических процессов у номадов связана с изменчивостью степного пространства. Каждые 100-150 лет приходит новая волна завоевателей, которая меняет политическую и культурную ситуацию. Следом за этим трансформируется и этническая картина. Сарматскую эпоху делят на три части по археологическим культурам - раннесарматскую, среднесарматскую и позднесарматскую. Смены культур происходили в первую очередь благодаря миграциям. В реальности за этими культурами стоят пять волн миграций и пять разных сарматских эпох: первый этап раннесарматской культуры (IV-III вв. до н. э.); второй этап раннесарматской культуры (II-I вв. до н. э.); среднесарматская культура (I-II вв. н. э.); первый этап позднесарматской культуры (II-III вв. до н. э.); второй этап позднесарматской культуры (II1-IV вв. н. э.). Успешность этногенеза и складывание новой этнополитической общности на базе политического организма во многом определяет фактор времени и военно-политической стабильности. Постоянные миграции и вторжения номадов приводили к тому, что полноценные этносы с классическим набором признаков в степной зоне зачастую не успевали сформироваться. К числу таких классических признаков можно отнести единую культуру, постоянную территорию, сложившееся и устойчивое этническое самосознание. Миграции приводили к миксации кочевнических обществ, к тому, что население прежних союзов племен входило в состав новых, со временем меняясь. Обычная для кочевников сегментация приводила к расколу племенных групп на меньшие, которые уходили на другую окраину степи и там вливались в местные племенные союзы. Социальная и политическая организация номадов предполагает несколько таксономических уровней - род, племя, союз племен. Нам трудно определить, какие понятия скрываются за терминами античных авторов. Для определения этничности важно понимать, о каком уровне идет речь. Проблема в изучении этнических процессов археологами заключается также в том, что понимание этноса строится часто в ключе примордиальной концепции. Даже подчас не желая «дочитывать» и «додумывать» за источник, исследователь подсознательно воспринимает этносы как нечто цельное. Очень важно воспринимать идею многоуровнего и ситуативного характера этничности.

Значительное внимание исследователей привлекла проблема соотношения сарматских археологических культур и этничности. Условность названия «сарматская археологическая культура» давно уже осознается исследователями. Несовпадение археологической культуры и этноса давно стало общим местом.

Это несовпадение объясняется тем, что «археологическая культура» — это в первую очередь аналитическая категория, предназначенная для описания типологически близких между собой групп памятников и культурных комплексов. Этнические границы, как правило, точно неопределимы методами только археологического исследования. Другим, не менее важным обстоятельством, является то, что процессы этногенеза и культурогенеза не всегда совпадают. Но этнические процессы находят отражение (конечно, весьма опосредованное) в комплексах сарматской археологической культуры. Дело в том, что в археологических материалах номадов преобладающими являются погребальные комплексы. Таким образом, когда мы говорим об археологических культурах номадов раннего железного века, речь идет о погребальной практике, которая является важнейшей частью традиции оставившей его населения, и позволяет проследить не только культурные изменения, но и социальные и этнические процессы. Важным фактором этнических процессов у номадов являются миграции. Но проблема заключается в том, что отражение миграций в археологическом материале не всегда очевидно. Мы их не видим (миграция может быть кратковременной), но следы их хорошо заметны (новые артефакты, элементы погребального обряда, следы разрушений и т.п.). Правда, это может быть не миграция, а диффузия, но археология позволяет отличить миграцию от проникновения элементов культуры другими путями. Сопоставление археологических комплексов с данными античной традиции может проходить при помощи «изоморфных точек», то есть тех явлений, которые отражены в нескольких видах источниках. Это миграции, вторжения, отражение в археологических комплексах зафиксированных античными авторами реалий.

Экономика сарматского общества.


В экономике сарматов, как типичных номадов, преобладало экстенсивное кочевое скотоводство. Номадизм отличается нестабильностью прибавочного продукта. Явственно

прослеживается зависимость сарматского общества от колебаний климата. Периоды аридизации сопровождались запустением степей.Наличие оседлой периферии и весьма эффективная для своего времени военная и политическая организация позволяла сарматам использовать и экзоэксплуатационную модель экономики. В связи со слабостью и недостаточностью экономической базы сарматы, опираясь на свой военный потенциал, искали ресурсы для развития во внешнем мире, как среди кочевников, так и оседлого населения. Сарматы использовали такие формы, как данничество, набеги, вымогательство подарков. Именно успешная экзоэксплуатационная деятельность была условием и целью формирования политий у сарматов. Важным ресурсом у сарматов были рабы. Рядом (по крайней мере с рубежа эр) находился потребитель рабского труда - Римская империя, которая формировала устойчивый спрос. Истощение человеческих ресурсов или же приспособление населения к сарматской угрозе приводило к утрате этого ресурса экзоэксплуатации и ослаблению сарматов. Престижная экономика оказывается ловушкой для использующего его общества, поскольку связана с потреблением и уничтожением полученных богатств. Так, помещение в элитные погребения полученных импортов приводило к необходимости дальнейших походов и иной экзоэксплуатационной деятельности. Однако политическая конъюнктура менялась, демографические ресурсы таяли, и сарматы не могли продолжать так же успешно. Таким образом, политии - вождества в первую очередь - не выдерживали напряжения и теряли возможности для успешной экзоэксплуатационной деятельности, в результате чего поисходила политическая дезинтерграция.

2. Античная легенда об амазонках и исторические сарматы сравнительный анализ


Легенда об амазонках — одна из популярнейших в античной литературе. Геродот, Гиппократ, Лисий, Эфор, Страбон, Диодор Сицилийский, Помпей Трог, Плутарх — неполный перечень древних авторов, писавших об амазонках; эта литературная традиция была воспринята средневековьем, а на Кавказе дожила до XVII в. (Ламберти). Сводка исторических известий об амазонках выполнена М. О. Косвеном [22], что избавляет нас от рассмотрения существующих данных. Напомним только два наиболее существенных момента: 1) по Геродоту, Гиппократу и другим древним авторам, амазонки — женщины савроматов, 2) «все приведенные сообщения об амазонках локализуют их в малой Азии (на р. Териодонт, совр. Терме-чай в Турции) или на Кавказе».
Коснемся первого сюжета: амазонки — женщины савроматов. О пережитках матриархата у савромато-сарматов написано немало исследований, принадлежащих главным образом перу археологов. Первое из них — ставшая классической и сохраняющая в основном свое научное значение статья Б. Н. Гракова, опубликованная в 1947 г. Рассмотрев сведения Геродота, Гиппократа и Эфора об особом общественном положении женщин у савроматов, Б. Н. Граков приходит к выводу, что «эти сведения несомненно реальны» и что (со ссылкой на М. И. Ростовцева) они связаны с территорией племен меотов вунизовьях Дона и с соседними на север и восток савроматами. Далее автор рассматривает археологические памятники, проливающие свет на социальное положение женщины в савроматском обществе, и показывает, что женщины были вооружены, что они были всадницами, жрицами, пользовавшимися каменными переносными блюдами-алтарями на ножках и в курганных могильниках занимавшими центральное положение. Это дало Б. Н. Гракову основание для заключения о матрилинейности счета родства. «В силу каких причин сохранились эти мощные следы матриархата у савроматов?» — спрашивает Б. Н. Граков и здесь же объясняет это явление большей отсталостью савроматов сравнительно со скифами и сохранением социальных пережитков в условиях отдаленных и недоступных прикаспийско-приуральских степей.
Выводы Б. В. Гракова получили в научной литературе противоречивые оценки: если одни исследователи с ними согласились, другие их оспаривают. Наиболее подробно на этом спорном вопросе остановился К. Ф. Смирнов, указавший, что у савроматов достоверно женских погребений с оружием и конской сбруей значительно больше (не менее 20% от всех могил с оружием и конской сбруей, чем у других древних народов нашей страны, и что матриархальные отношения у савроматов, исседонов и массагетов были «ярко выражены». Со свойственной ему осторожностью К. Ф. Смирнов тем не менее признает, что «данные раскопок савроматских могильников бесспорно свидетельствуют в пользу взглядов С. П. Толстова и Б. Н. Гракова. Они намекают на матрилинейность счета родства и показывают безусловную «гинекократию» в области отправления религиозных культов во многих савроматских родах Приуралья, они подтверждают активное участие савроматских женщин в войне».
Черту под спорами о сарматском «матриархате» подвел А. М. Хазанов, посвятивший этому вопросу специальную статью. А. М. Хазанов указал на научно-теоретическую и терминологическую нечеткость спорящих сторон, что по существу лишало дискуссию плодотворности. Общетеоретические и конкретные этнографические материалы, добытые современной наукой о первобытном обществе, учитывались недостаточно. Изложив современное состояние вопроса, А. М. Хазанов отмечает, что древние свидетельства о наличии матриархальных пережитков «относятся только к савроматам, в то время как о скифских женщинах та же традиция сообщает прямо противоположное» и что хотя наибольшее количество женских погребений с оружием относится к савроматскому времени (VI—IV вв. до н. э.), но и в прохоровское время (IV—II вв. до н. э.) «они достаточно часты». Число женских погребений с оружием резко сокращается с I в. до н. э., и после этого они встречаются лишь единично. Так называемый сарматский «матриархат» следует рассматривать не как матриархальные отношения, свойственные ранним этапам родового строя (что ведет к необоснованной архаизации общественного строя сарматов и поэтому закономерно встречает сопротивление ряда ученых), а как переходное общество, сочетающее в своем общественном строе отживающие позднематеринские и развивающиеся патриархальные элементы. Этнографический материал, относящийся к слабо развитым общественным организациям современных туарегов, банту и др., дает яркие примеры такого сложного и варьирующего переплетения разных элементов [36], что свидетельствует о сохранении пережитков матриархата в некоторых районах земного шара до XX в. С этих позиций следует рассматривать и савромато-сарматский «матриархат» и характерную для него роль женщины-воительницы и наездницы, поразившую греческих писателей и породившую красочные легенды и сказания. В заключение своей статьи А. М. Хазанов не соглашается с выводами Б. Н. Гракова о том, что савроматское общество отставало в своем развитии от скифского: савроматы отставали от скифов не настолько, «чтобы можно было говорить о двух качественно различных ступенях развития».
В более поздней работе, касающейся военного дела у сарматов, А. М. Хазанов вновь отмечает, что особенностью военной организации сарматов является широкое участие женщин в военных действиях, особенно незамужних.
Вопроса о сарматской гинекократии коснулся в своей последней монографии К. Ф. Смирнов. Тщательно исследовав сарматские курганные погребения VI—III вв. до н. э. на р. Илек (приток р. Урал Оренбургской области), К. Ф. Смирнов указывает, что «по ряду могил Илека особенно заметно почетное положение богатых женщин-наездниц и жриц как характерной социальной особенности «савроматов» и что «после наших исследований на Илеке бессмысленно отрицать гинеко-кратические черты сарматов (и их ближайших приуральских родственников), впрочем достаточно хорошо прослеженные и раньше». Гинекократические традиции сохраняются у сарматов Илека и в IV—III вв. до н. э.
Итак, представление об особом социальном положении женщин-воинов, наездниц и жриц у савромато-сарматов находит прочное обоснование не только в письменных источниках древности, но и в хорошо изученных археологических материалах с савромато-сарматской территории.
Может ли существовать реальная генетическая связь между савромато-сарматской гинекократиеи и амазонскими мотивами нартского эпоса осетин? Вполне обоснованный ответ на этот вопрос уже дан в труде Е. М. Мелетинского — такая связь существует, исторически она реальна, «нартские сказания как особая форма героического эпоса создавались длительное время и в значительной степени отразили... зарождение военной демократии в условиях сильных матриархальных пережитков», которые Е. М. Мелетинский осмысливает на фоне фактов сарматской гинекократии. И напрасно авторы весьма строгой рецензии попытались упрекнуть Е. М. Мелетинского в том, что он настойчиво ищет черты матриархата в некоторых эпических образах нартов, подчеркивая при этом развитие «матриархальных» тенденций в «сармато-меотском обществе». Дополнительным аргументом в пользу сказанного может быть и то, что у савро-мато-сарматов воительницами являются только девушки («девушка не выходит замуж, пока не убьет врага»,— сообщает Геродот; «их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагами, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убьют трех неприятелей... та, которая выйдет замуж, перестает ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход», — подтверждает Гиппократ), что четко отражено и в нартском эпосе осетин «Дæргъæфсæры чызг сыхы чызджытæн». То же видим и в сказании об Ацамазе и деве-наезднице Наширан, носившей мужскую одежду и участвовавшей в нартских набегах.

Здесь важно подчеркнуть, что показанная выше связь амазонских сюжетов нартского эпоса с социальным институтом гинекократии савромато-сарматов указывает на весьма вероятные генетические связи осетин именно с савромато-сарматским кругом древнеиранских племен. Вместе с тем снимается как ошибочный вывод В. Ф. Миллера о том, что «в нартских осетинских сказаниях не сохранилось намеков на воинственных дев, быть может, вследствие мусульманского влияния».

3. Военное дело и вооружение скифов и сарматов. Сравнительный анализ.


Скифы, как описывает Геродот, поклонялись мечу, который называется акинак. Они вонзали его в кучу хвороста, производили возле него ритуальные действия и приносили ему жертву. Акинак нам хорошо известен: железный, короткий, колющий.

Скифские стрелы втульчатые, сделаны из бронзы, которая, наконец, завоевала себе место и в производстве стрел. Древнейшие стрелы листовидные, часто с шипом на втулке. Классические напоминают трехгранные пирамидки. Другой, еще более распространенный тип — подобные же пирамидки, но с выступающими по граням пирамидок ребрами — лопастями, по которым эти стрелы называют трехлопастными. Стрелы изготовлялись в огромном количестве. Литейные формы для них найдены в разных местах Скифии, что говорит об их местном производстве. Скифы были прекрасными лучниками, как конными, так и пешими.

Более воинственные сарматы отличались от скифов военной и общественной традицией где было принято что женщины полноценно участвуют в битве наравне с мужчинами, и занимают важные общественные посты, возможно именно с этим фактом были связаны различные упоминания и мифы о амазонках. Также были отличия в оружии и экипировке, сарматы более широко использовали тяжелую конницу и доспехи, наступательным оружием которой были длинный меч, копье и лук. Сарматские воины не носили шлема и были защищены панцирем из металлических чешуек, нашитых на кожаную основу, или железной кольчугой. Также редко сарматы в отличии от скифов пользовались щитами, в ближнем бою сарматы использовали не скифские акинаки а длинные мечи, также их стрелы в отличии от скифских имели другое строение и могли использоваться повторно после боя.

4. Нашествие сарматов на Скифию и его последствия.


Завоевание Скифии. В V-IV вв. до н.э. савроматы были мирными соседями Скифии. Скифские купцы, направляясь в восточные страны, свободно проходили через савроматские земли. В войне с персами савроматы были надежными союзниками скифов. Во времена Атея союзнические отношения сохранялись, савроматские отряды состояли на службе в войске и при дворе скифского царя. Отдельные группы савроматов-сарматов поселялись на территории Европейской Скифии.

В III в. до н.э. дружественные отношения сменились враждой и военным наступлением сарматов на Скифию. Агрессивная воинственность молодых сарматских союзов совпала по времени с ослаблением Скифского царства. В конце IV в. до н.э. скифы потерпели поражение от правителя Фракии Лисимаха. Фракийцы и кельтские племена галатов теснили скифов с запада. Следствием неудачных войн был упадок хозяйства и отпадение от Скифии части завоеванных прежде земель и племен.

В известном рассказе Лукиана «Токсарис или дружба» скифы Дандамис и Амизок испытывают свою верность дружбе в тяжелых событиях сарматского нашествия. «Вдруг напали на нашу землю савроматы в числе десяти тысяч всадников, — рассказывает скиф Токсарис, — а пеших, говорят, явилось втрое больше того. А так как их нападение было непредвиденно, то они всех обращают в бегство, многих храбрецов убивают, других уводят живыми. ... Тотчас же савроматы начали сгонять добычу, собирать толпой пленных, грабить шатры, овладели большим числом повозок со всеми, кто в них находился».

Постоянные набеги и постепенный захват сарматами скифской территории завершились массовым переселением сарматских племен в Европейскую Скифию — в Северное Причерноморье и на Северный Кавказ. На рубеже 111-11 вв. до н.э. сопротивление скифов было сломлено, и сарматы установили в Скифии свое господство. Легендарная сарматская царица Амага свободно распоряжалась властью в ослабевшей Скифии. По преданию, сохранившемуся в сочинениях древнеримского писателя Полнена, Амага спасла греческий город Херсонес, осажденный скифами. Ворвавшись во дворец скифского царя, она убила его, «страну отдала херсонесцам, а царскую власть вручила сыну убитого, приказывая ему править справедливо». Амага была женой сарматского царя, который проводил свое время в пьянстве. Поэтому она сама «расставляла гарнизоны в своей стране, отражала набеги врагов и помогала обижаемым соседям». Другой сарматский царь по имени Гатал известен как участник международного союза, который был образован в 179 г. до н.э. государствами Малой Азии и Северного Причерноморья.

5. История поздней Скифии в Таврии


Сарматы. Поздние скифы. Тавры. Восточными соседями скифов были сарматы. Древние авторы сначала называли их савроматами. В частности, Геродот по этому поводу писал, что за Танаисом (Доном) - не скифские края, там живут савроматы. Этот этноним, по мнению М. Фасмера, происходит от древнеиранского "саоромат" и означает "опоясан мечом", "тот, кто носит меч". Сарматы занимали огромные пространства от Дона до Южного Приуралья. Позже, уже как сарматы, они появились на территории нашей страны.

Появление сарматов в Северном Причерноморье. Распространена до сих пор традиция связывать гибель Скифии с нашествием сарматов не подтверждается в полной мере источниками. Толчком для таких выводов стала рассказ Диодора Сицилийского (Историческая библиотека, II, 43, 44). Сарматы, утверждал он, были выведены скифами с Мидии и размещены на Танаисе; в дальнейшем, усилившись, они разгромили скифов и превратили их страну в пустыню. Но Диодор жил в I в. до н. е., и никаких конкретных данных о том, когда именно развивались эти события, у него нет. Более того, поскольку в переводе фигурируют Мидия и савроматы, а не сарматы, то, скорее всего, речь идет о какой-то войне в далеком период истории этих народов.

Надежным документом является декрет в честь Протогена. Им благодарны граждане Ольвии почтили патриота, который выделял значительные средства на строительство оборонительных сооружений, чтобы защитить родной город от варваров. Среди доставал Ольвии, упоминается и царь сайив Сайтафарна. Так, декрет фиксирует появление под стенами Ольвии новых воинов, конечно, не скифов, поскольку ольвиополиты их хорошо знали, но также ираноязычных (на это указывают этноним и имя царя). Ими могли быть сарматы. Дата этого документа - рубеж III-II вв. до н. е. - можно считать первым упоминанием о сарматов на территории нашей страны.

Однако новую этнополитическую карту Северного Причерноморья подал Страбон. Его капитальный труд «География» в 17-ти книгах мы уже упоминали. Так вот, по Страбону, западную окраину степей между Дунаем и Днепром, занимали геты и тирагеты (фракийцы), языги, сарматы царские и какие угры. Далее на восток, между Днепром и Доном, жили роксоланы (VII, 3, 17). Аорсы кочевали между Меотида и Каспием, а сираки - на юг от них (XI, 5, 7-8). Скифы заселяли низины Днепра и степной Крым. Эту область, как и часть Добруджи (историческая область в Румынии), Страбон назвал Малыми Скифии. Таким образом, Страбон назвал не только новых хозяев причерноморских степей, но и их группировки. Западное "крыло" представляли языги, восточное - роксоланы.

О время говорится в этой етнокарти: тот, когда ученый завершил свою "Географию" (7 г. до н. Э. Э.), Или ранний? Здесь привлекает внимание одна деталь. Роксоланы были известны Страбону тем, что их царь Таси направил на помощь царю скифов Палака 50 тыс. Человек для борьбы с Херсонесом. Это сообщение перекликается с одной точно датированной событием, освещенной в письменных источниках и декрете в честь Диофанта, найденном в Херсонесе. Херсонес очень страдал от скифов, и 110 гг. До н. е. понтийский царь Митридат VI Евпатор направил на помощь городу своего полководца Диофанта. Тот разгромил не только скифов Палака, но и их союзников ревксиналив, за что благодарны херсонеситы и увековечили его. Тех ревксиналив исследователи склонны отождествлять с роксоланами Страбона. Итак, с конца II в. до н. е. роксоланы были соседями и союзниками поздних скифов.

Дальнейшие изменения на этнополитической карте Северного Причерноморья зафиксировал Плиний Старший (I в.), Из произведений которого уцелела энциклопедический труд "Естественная история" (в 37 книгах). В перечне народов, не у всех подробностях понятном, первыми к северу от Дуная упомянуто гетов (они же даки), за ними - сарматов, и среди них аорсов (они же гамаксобии, с древнегреческого - живущие на колясках, то есть кочевники) , затем аланов и роксоланов. Таким образом, сарматское население пополнилось новыми пришельцами с востока - АОРС и аланами. "Величественные цари Аорсии" фигурируют и в одной из эпиграфических памятников I в. А где же языги? Плиний знает их в Паннонии (Венгерская низменность), как и его младший современник, выдающийся римский историк Тацит (Анналы, XII, 29-30). А знаменитый александрийский ученый Клавдий Птолемей (II в.) Прямо называет языгов в Паннонии переселенцами (География, III, 5, 1). Это, кстати, хорошо подтверждается и археологическими данными. Туда они откочевали, видимо, под давлением своих родственников.

Таким образом, сарматское население Украины постоянно пополнялось пришельцами с востока, а сама Сарматия достигла огромных размеров, разделяясь на Азиатскую и Европейскую.

6. Государство гетов и народы Скифии


Геты поднестряне названы у историков тирогетами, так как Днестр назывался Тирас. Геты, сидевшие на реке Пене, впадающей в Балтийское море, названы в хрониках пиленгетами, а потом пиенгетами. Геты придунайские носили название даков. Туберони ясно говорит: «Что относится до славян и готфов, то они составляют один народ». Фома архидьякон пишет о долматах так: «Хотя многие зовут их готфами, однако, их собственное имя славяне». Поэтому правильно называть славян готфами (Солонский собор 1060 года и назвал азбуку Кирилла готфской).

Иордан, сам принадлежащий к мнимому готскому народу, в своём сочинении «Загадка гетов” называет своих соплеменников гетами. Он сообщает, что происходит из алан, следовательно, он сделался гетом, вступив только в их касту. Не мог же он одновременно происходить и от гетов, и от алан. Аланы–пастухи. У нас до сих пор сохранилось слово алань, что означает пастбище.

Геты всегда составляли пограничное или сторожевое славянское население вроде нашего казачества или военной сторожевой линии. Само казачество есть остатки гетов, оно сохранило и должностное звание для своего начальника «гетман».

По П.И.Шафарику, геты и даки – один народ, но под разными именами. Греки их называли гетами, а римляне – даками. А.Д.Чертков (1789–1858гг.) и польские историки доказывали, что геты были славянами.

По Геродоту, геты при походе Дария Великого в Скифию в 513г. до н.э. жили на южной стороне Дуная в нынешней Болгарии.

В 422г. до н.э. геты жили там же и участвовали в походе фракийского князя Ситалка с другими народами против Македонии.

В 342г. до н.э. Филипп Македонский, отец Александра, свёл одрисов на роль данников. Геты, боясь подобной же участи, вели переговоры с Филиппом. Вождь гетов Котелас поставлял воинов македонскому царю и выдал за него свою дочь. Под давлением тибалов и других племён геты перешли на левый берег Дуная. Перед своим походом Александр Македонский хотел обеспечить себе тыл. Его походы на тибалов не имели полного успеха, и он решил перейти через Дунай и напасть на гетов, но те бежали в Бесарабию. Поход оказался безрезультатным. В 326г. до н.э. на гетов пошёл Ципирион, македонский правитель Фракии, но его поход завершился катастрофой.

7. Религия гетов


Гето-даки верили в бессмертие. Они считали, что после смерти попадут к Залмоксису — верховному божеству, которое живет предположительно в подземелье горы Когайонон. Во время религиозных обрядов жрецами проводились различные церемонии и богослужение. Жрецы считались элитой племени. Они также занимались медициной, астрономией, предсказаниями. Существует свидельства того, что у гето-даков был календарь. Известен обычай каждые 5 лет отправлять к Залмоксису посланника. Выбирали самого достойного, сообщали ему все просьбы, которые он должен был донести до главного бога, после чего бросали его на вертикально установленные копья. Если посланник умирал, значит бог услышал просьбы смертных. Если же дак оставался жить, выбирали другого посланника, более достойного.

8. Царство даков и народы Скифии


Племена даков занимали большую область центральной Европы. С севера она была ограничена Карпатами, с юга – Дунаем, с запада – Тиссой, с востока – Днестром (Тирос). Греки называли даков гетами. Главное их занятие было земледелие и скотоводство. Они также разрабатывали золотые и серебряные копи в Трансильвании и вели внешнюю торговлю. Жили они в деревянных хижинах, окружённых изгородью. Позднее с помощью римлян строили окружённые стенами укрепления и конические каменные башни. Они верили в бессмертие души и рассматривали смерть как изменение места пребывания. Даки делились на аристократию и пролетариат. Только первые имели право покрывать голову и носить войлочную шляпу. Второй клан составляли воины, крестьяне, ремесленники. Между 326 и 293гг. до н.э. в Дакию из Молдавии пришли геты и завоевали даков, образовали Дакийско-гетскую державу.

Страбон говорил, что геты восприняли язык даков и их культуру. Эта держава обладала 200 000-ой армией, торговала по Дунаю и Днестру, добывала золото в средней Дакии и Семингальдии. Во главе державы стоял вождь, а помогал ему наивысший священник, в частности Замольскис, научившийся многому у египтян.

В начале II в. до н.э. у даков был вождь под именем Орал, вероятно, славянский орёл.

Столкновения с бастранами и римлянами в 112–109гг. и 74г. до н.э. против, которых они получили помощь от скордиков и дардан, сильно ослабили даков.

Под властью Бурбиста или Бурависта (славянское имя), современника Цезаря, границы государства сильно расширились, армия была перестроена, моральное состояние духа народа поднято. Бастраны и боии были побеждены, и даже греческие города Ольвия, Аполлония на берегу Чёрного моря попали в их руки даков. Этот народ представляли такую опасность для Рима, что Юлий Цезарь готовил экспедицию против них, но умер. Примерно в это же время Бурависта был убит, его держава распалась на 4 или даже 5 частей, управлявшихся разными вождями.

Вожди Скорила (45–30гг. н.э.) и Котиса (славянские имена) подняли могущество Дакии. Значение Котиса было так велико, что император Август помолвил свою пятилетнюю дочь Юлию с ним. Котис известен нам из оды Горация, написанной 1 марта 29 года.

С 85 по 89гг. н.э. даки вели две войны с Римом под руководством Дураса. После двух неудач, римляне под руководством Теттиуса Юлиана достигли успеха, но вынуждены были заключить мир ввиду победы Маркоманов над Дамицианом. Децебал, вождь даков в 86–107гг. н.э., вернул взятое Римом оружие и часть пленных и получил корону из рук Дамициана как признак суверенитета от Рима. Даки остались независимыми, так как Дамициан, чтобы избавиться от набегов, ежегодно платил им дань.

Траян решил разгромить даков. Первый поход (101–102гг.) закончился взятием столицы даков и окружающих районов. Второй поход (105–107 гг.) привел к самоубийству Децебала (он и его жена выпили яд). Дакия была превращена в римскую провинцию. Поражение даков произошло из-за того, что геты были недовольны правлением даков, видя в них угнетателей и перешли на сторону римлян. Одно из племён даков — языги считается славянским. Геты ушли за Семиградские горы. Римляне стали заселять Дакию своими колонистами. Вместе с религией даки восприняли и язык победителей. Многие видят в этом образование Румынии. В 129г., при императоре Адриане, Дакия была разделена на верхнюю и нижнюю части. Первая включала Трансильванию, вторая – Малую Валахию. В 256г. геты перешли Карпаты и вытеснили римлян из Дакии.

9. Римская империя и Северное Причерноморье в 1 веке до Р.Х. – 3 веке после Р.Х.



10. Митридат Евпатор и народы Таврии



11. Держава готов в Северном Причерноморье



12. История гуннов в ранний период (до вторжения в Скифию)



13. Нашествие гуннов в Европу и его последствия для народов Скифии



14. Государство гуннов в Европе в 4-5 веках н.э.



написать администратору сайта