Главная страница

1. Харкавидов изобразительной деятельности и их значение для развития ребенка дошкольного возраста. Изобразительная деятельность


Скачать 56.34 Kb.
Название1. Харкавидов изобразительной деятельности и их значение для развития ребенка дошкольного возраста. Изобразительная деятельность
Дата20.12.2018
Размер56.34 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаIzo_zachyot.docx
ТипДокументы
#61220

1.Хар-кавидов изобразительной деятельности и их значение для развития ребенка дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Рисование, лепка, аппликация и конструирование – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.

Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.) Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. В процессе занятий аппликацией у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца), форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части, добавлять детали, если требуется — применять раскраску).

2.Определение понятий способностей и задатков к изобразительной деятельности. Содержание и структура способностей. Роль обучения в развитии способностей.

Способности человека — продукт общественного развития. Их формирование предполагает усвоение определенных форм деятельности, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития. Под способностями понимаются такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью.

Способности — не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. Способность к изобразительной деятельности относится к числу специальных.

Анализируя разные общественные функции рисунка и определяя среди всех две главные - изобразительную и выразительную, Н.П.Сакулина соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению.

Способность к изображению состоит из трех компонентов:

1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в то же время расчлененно (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).

2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве). Без овладения этими графическими навыками, умениями способность к изображению нельзя сформировать.

3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Однако Н.П.Сакулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным - графическим.

Из трех компонентов способности к изображению центральным является второй - овладение графическими умениями. Ведущим свойством способности к изобразительной деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла. Для успешного развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощуще-ний и двигательной сферы - владение мелкими и дифференцированными движениями рук (кисти руки, пальцы), отмечает Н.П.Сакулина.

3.Особенности изобразительной деятельности детей раннего возраста. Характеристика доизобразительного этапа и его значение в развитии изобразительных способностей в раннем возрасте.

К началу дошкольного возраста ребенок, как правило, уже имеет некоторый (хотя и очень ограниченный) запас графических образов, позволяющих ему изображать отдельные предметы. Однако эти изображения имеют лишь самое отдаленное сходство с реальными предметами. Умение узнавать в рисунке предмет - один из стимулов совершенствования изобразительной деятельности ребенка.

В этом возрасте ребенок с удовольствием рисует, но при этом не ставит себе цели нарисовать что-нибудь конкретное. Если педагог спросит его, что он нарисовал, он посмотрит на картинку и назовет ее. Но, о том же рисунке станут расспрашивать его завтра, ответ может быть совершенно другим.

Ребенок 2-х лет продолжает рисовать руками и пальцами, но на данном этапе его следует приучать к работе с кистью. Работая с глиной или тестом для лепки, он также не собирается изобразить что-то определенное, ему просто нравится раскатывать и отщипывать кусочки. Характерно, что в этом возрасте малыш обычно выбирает для рисования и лепки один какой-нибудь цвет.

Начиная с 2,5 лет ребенок может рассказать о своих творческих планах еще до того, как начал рисовать. Но, если в процессе работы заметит, что рисунок начинает походить на что-то еще, спокойно изменит первоначальный план. По-прежнему для юного художника важен процесс, а не результат. Однако, он уже начинает выбирать цвета, появляется потребность в похвале со стороны взрослых.

Доизобразительный период начинается в возрасте 1,5-2 лет и длится до 3-3,5 лет. Это первые пробы рисования, настоящее «марание», «каракули», когда ребенок «играет» карандашом по бумаге, выводит какие-то линии, и это его радует. Этот период характеризуется как «доэстетический», так как значительная часть детского рисования подчинена не красоте, еще нет эстетической задачи как таковой.

Стадия «марания». Первые графические проявления возникают в известной мере случайно, как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Складывается впечатление, что ребенка интересует в первую очередь не изображение, а карандаш. Часто стадию каракулей считают сходной с гулением ребенка, возникающим очень рано, до появления речи, когда ребенок, овладе-вающий «звуковой материей», порождает все новые и новые повторяющиеся и беспорядочные звуки. Ассоциативная стадия - третья и последняя стадия доизобразительного периода рисования - возникает тогда, когда образ предмета непроизвольно возникает из каракулей и подсказан только воображением ребенка. То есть ребенок вначале рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ предмета, - называет его.

В 3-3,5 года ребенок переходит к следующему периоду - изобразительному.

4.Характерные особенности развития способностей в изобразительном периоде: освоение передачи формы динамики, цвета, развитие композиционных умений.

Велико значение дошкольного возраста в формировании и развитии способностей к изобразительной деятельности.

С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Деятельность приобретает творческий характер. Перед детьми ставятся задачи систематического обучения. Однако первые изображения детей схематичны и просты, в них отсутствуют некоторые детали и признаки. Это объясняется тем, что у маленького ребенка отсутствует анатомо-синтетическое мышление, т.е ему еще сложно создать целостный образ. С развитием мышления развивается и характер изображения предметов. Дети способны передавать пропорции, форму, цвет и движение предметов.

Флёрина развитие изо способностей описала схематично:1.Форма. 2.Цвет. 3.Движение. 4.Композиция.

Самой сложной задачей для ребенка является передача движения в рисунке.

Часто дети при изображении лица в профиль все равно изображают 2 глаза, 2 уха и т.д. Легче передавать движение при лепке. Ребенок сначала лепит фигуру без движения, а потом загибает те части как того требует замысел.

Также детям свойственно значимых и важных для них людей изображать большими по размеру, раскрашивать в яркие тона.

Комарова установила последовательность овладения детьми изобразительными спос-ями: от 3-7 лет происходит обучение технике рисования, от 3 до 5 –овладение основными формо-образующими движениями (скатывание, вырезывание...), 4-6 лет формирование сенсо-моторных способностей,5 – 5.5 форм-ся основные параметры регуляции(сила нажима,

5. Общие и отличительные черты творч-ой деят-ти художника и реб-ка дошк-го возр-та. Л.С.Выготский о проблеме развития творчества и воображения.

Творческая деят-ть – это деят-ть в процессе которой создаётся что-то новое. Занимался проблемой детского творчества Л.С.Выготский. Изучая творческую деят-ть он выделил репродуктивную и творческую деят-ть. Творч-ую деят-ть связал с таким качеством человеческого мозга как пластичность. Он сравнивает наш мозг с воском, глиной, легко изменяется, но всё равно сохраняет форму. В основе лежат психические процессы память, воображение. Существуют заблуждения о творческой деят-ти:

1 заблуждение: память нужна только для репродуктивной деят-ти. Выготский говорит, что творческая деят-ть комбинированная.

Он выводит законы творческого воображения.

1закон. все продукты творчества связаны с опытом. Этот опыт человек получает непосредственно, соприкасаясь с предметами и явлениями окр. жизни. Этот опыт можно получать опосредованно, ч/з какие-то продукты деят-ти др. людей, книги, фильмы и т.д.

Следовательно, чтобы творчество развивалось, нужно как можно больше обогащать опыт детей.

2 заблуждение: что у реб-ка воображение лучше развито, чем у взрослых. Нам так кажется, т.к. у реб-ка воображение свободно.

2 закон. Закон единства эмоционального знака продуктов творческого воображения

3 закон Эмоциональная реальность продуктов творческого воображения.

Выготский расширяет понятия творч-ой деят-ти. Он говорит, что это новое может быть реальным предметом действительности или это новое будет какой-то новой идеей, т.е. продуктом нашего ума и это может быть новое чувство, эмоция в процессе чего создаются какие-то картины, стихи. Новое может быть внутри чел-ка в душе.

Особ-ти творчества худ-ка и реб-ка Этапы творческой деят-ти:

Взрослый ребёнок

1 этап: замысел: устойчивый неустойчивый

2 этап: вынашивание нет вынашивания

3 этап: реализация замысла реализация замысла

4 этап: результат.

У ребёнка опыт мал, чувства хоть и яркие, но неглубокие.

6. Критерии оценок детских творческих работ по изобр. деят-ти Критерии были разработаны в лаборатории эстетического воспитания под руководством Н.А.Ветлугиной.

Существует 3 группы критериев:

1. направлена на выявление отношения р-ка к творческой деят-ти (мы смотрим как он ведёт себя на занятии, нравится ли ему эта деят-ть) :

-искренность, правдивость передаваемых чувств

-лёгкость вхождения в воображаемую ситуацию

- способности к изобр-й деят-ти

-интерес к результату

-творческое воображение

-потребность к творчеству

-умение войти в воображаемую ситуацию

-изменение мотива от внешнего к внутреннему

2. качество способов творческих действий:

-изменение, дополнение, преобразование знакомого

-создание нового образа или комбинация других

-применение знакомого в незнакомой ситуации; -быстрота реакции

-находчивость

3. качество рез-тов творческой деят-ти: -использование адекватных изобразительных средств

-индивидуальный детский почерк

-соответствие детской продукции элементарных худ. требованиям.

(Это значит, что работу этого реб-ка мы всегда найдём среди других работ)

Показатели креативности (творчества) детей:

1. целостность восприятия, способность оригинально видеть

2. длительность и устойчивость внимания

3. целостность и гибкость мышления

4. прочность памяти и богатство ассоциации

5. яркость, образность и не стереотипность воображения.

6. инициативность, самостоятельность в решении задач.

7. высокая эмоциональность и независимость.

8. развитая воля и целеустремлённость.

9. отклонение от шаблонов поведения, непосредственность.

7.Сенсорные основы изобр-ой деят-ти детей дв. Методы и этапы обследования объектов в разных возр-ых группах, разработанные Саккулиной Н.П.

Для творчества детей большое значение имеет познавательная сторона восприятия. Ребёнок должен различать цвет, форму размер и т.д., но этому ребёнка нужно обучить. Эту задачу в педагогической литературе называют воспитанием сенсорной культуры.

Сенсорное восприятие- это целенаправленная деятельность педагога, направленная на формирование у ребёнка широкой ориентировки в разнообразных свойствах реальных предметов.

Методы обследования объектов.

Обследование – это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изображать.

В мл.гр. – содержание обследования простое – вычленить форму, цвет, используется совместный жест, подведение детей к обобщению предметов по признаку формы (круглое – яблоки, и мячи…)

В ср.гр. - при обследовании обращается внимание на строение предмета, важна ориентировка в пространстве (наверху, внизу…), используется жест, сопровождая речью.

В ст.гр – обращается внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте. Используется приём сравнения

Н.П. Сакулина выделяет следующие этапы в процессе обследования предметов:

1 этап – целостное эмоциональное восприятие предмета ч/з выразительный признак

2. этап – аналитическое восприятие предмета

- выделяют и называют самую крупную часть предмета и её назначение

- определяют форму этой части.

- определяют положение этой части в пространстве

- выделяют другую часть и выясняют положение, форму, величину её по отношению к основной

- выделение цвета

3 этап – эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее представление в целостный образ.

8.Характеристика живописи как вида изобр-го искусства: виды, жанры, ср-ва выразительности. Особенности тв-ва наиболее известных представителей. Формы и методы ознакомление с живописью.

Живопись – вид изо-го иск-ва, кот. предполагает воспроизведение на разных поверхностях (холсте, дереве, поверхности стены) предметов реальной действител-ти. Цвет – гл. средство живописи.

Виды:

- по назначению

Монументальная – больших размеров;

Станковая – не больших форм;

Миниатюра – (на шкатулках)

Театрально-декарационная.

- по технике выполнения: масляная, акварель, гуашевая, масленная, пастельная, восковая, мозаика, сангина, витраж (рисунок на стекле), фрески (роспись по влажной штукатурке).

Средства выразительности: цвет, композиция, форма предмета, пропорция, фактура, движение, ритм, нюанс (оттенок).

Жанры живописи:

1.Портрет – это жанр изо искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека, или группы людей.

2.Исторический – жанр, который посвящен историческим событиям и персонажам

3.Мифологический - жанр, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов.

4.Бытовой – жанр, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека.

5.Пейзаж – жанр, где главным является изображение природы, окружаю¬щей среды, видов различной местности..

6.Анималистический – жанр, изображающий различных животных.

7.Натюрморт – изоб. предметов обихода, овощей, фруктов, цветов.

Среди авторов пейзажистов можно отметить А.К. Саврасова («Грачи прилетели», «Радуга», «Берег реки» и пр.), И.И. Левитана («Плес», «После дождя», «Золотая осень» и пр.), И.И. Шишкина («Утро в сосновом бору», «Рожь», «Зима» и др.), В.М. Васнецова («Иван – царевич на сером волке», «Аленушка» и др.).

Методы и озн-я д-в с живописью.

Пояснение– широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете.

Сравнение– повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.

Акцентирование деталей– усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.

Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.

Тактильно-чувственный метод. Данный метод заключается в том, что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребёнку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и т.д.). Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа.

Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность.

Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.

Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. Тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя.

9. Харак-ка графики.

Графика — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки, контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Наиболее древний и традиционный вид графического искусства, где основу изображения составляют линия и силуэт.

«Рисунок - наиболее древний и традиционный вид графического искусства. Рисунок – структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок – средство познания и изучения действительности». Рисунок может служить учебным, вспомогательным целям, участвовать в создании произведении разных видов искусств и украшать интерьер. Самостоятельное значение имеет станковый рисунок. Это могут быть рисунки различных жанров (натюрморт, портрет, пейзаж). «Академический рисунок – это многочасовая работа, которая выполняется студентами Академии художеств. Учебный рисунок включает рисование с натуры, по памяти и воображению. Печатная графика (гравюра) — создание печатных форм, с которых можно получать по несколько оттисков. Гравюра, вид тиражной графики, когда с одного оригинала можно получить несколько оттисков. Виды гравюр: -ксилография гравюра на дереве. -литография гравюра на камне. -линогравюра гравюра на линолеуме.-офорт гравюра на металле. Прикладная графика: область искусства графики, включающая все виды утилитарных графических работ:

- почтовая графика (марки, конверты, открытки);- денежные знаки;- информационные материалы: буклеты, программы, проспекты;

Книжная графика - составная часть книжного издания. Книга включает в себя литературу, графику, искусство шрифта и полиграфическое искусство. Художники книги разрабатывают тип издания, конструкцию книги, ее декоративное оформление, иллюстрационный цикл.

Особ-ти творч-ва бел и рус иллюстраторов

Е. Г. Лось – белорусский график.основное ее направление в работе- это иллюстрирование детских книг. Работает в области станковой и книжной графики. Награждена бронзовой медалью ВДНХ и рядом дипломов республиканских и всесоюзных конкурсов на лучшее оформление книги. Излюбленные темы черпает из белорусского фольклора. Елена Георгиевна создала ряд иллюстраций по мотивам «Слова о полку Игореве», репродуцированных в книге: «Слова пра паход Ігаравы».

Татьяна Березенская – художник-портретист. Основными видами творчества являются живопись, оформление детских книг. Книги с её иллюстрациями изданы на многих иностранных языках. Её графика представлена в книге: «Сказка о царе Салтане». Работы Березенской Т.П. хранятся в Национальном художественном музее Беларуси, в частных коллекциях за рубежом и др.

Валерий Петрович Слаук. Одной из главных тем в творчестве художника стала белорусская и славянская мифология.. Его сказочные и мифологические всегда необычные и довольно странные. образы можно назвать немного пародийными, с использованием своеобразных техник шаржа. он представляет существ мифологического пантеона Белоруссии, например: Баламутень - это Водяной, Волосень - Домовой.

Ю. А. Васнецов. Народный художник РСФСР, был замечательным художником - сказочником. Для его творчества характерны доброта, спокойствие, юмор, он с детства полюбил яркую, веселую дымковскую игрушку и переносил её образы на страницы книг. Особенности художественного почерка - подчеркнутая декоративность рисунка. Излюбленные элементы - волнистая линия, точка, мелкий штрих.

Е.И.Чарушин художник – иллюстратором и одновременно автор детских книг. Он писал для детей рассказы и сам же рисовал к ним картинки . Чарушин очень любит природу, а особенно животных, он передавал в рисунках их настроение, повадки, характерные особенности. иллюстрации кего книгам «Про зайчат» и «Зверята» . Животные этого художника изображены, как живые: они милые, пушистые, обаятельные. Художник точно передавал строение тела, повадки животных, не приукрашая их.

Особ-ти ознак-ия дошк-ов с графикой

Ознакомление дошкольников с произведениями графики начинается в младшем дошкольном возрасте. Происходит только процесс листания, отсутствует запоминание, дети не умеют видеть и замечать. Надо учить детей рассматривать иллюстрации. Процесс ознакомления с графикой должен быть специально организован. Основные приемы работы: беседа, вопросы, обыгрывание, драматизация, использование музыкальных компонентов. По времени нужно ориентироваться на заинтересованность детей. Дети могут увидеть характер героев (добрый, злой, хитрый). Воспитатель комментирует ответы детей и побуждает их фантазировать. Для детей 5-го года жизни знакомим со средствами художественной выразительности (цветное пятно, линия, штрих, композиция). Занятие по ознакомлению детей с графикой целесообразно продолжить в практической деятельности, связать с графическими возможностями детей. Старший дошкольный возраст Приемы, которые способствуют восприятию выразительных средств: объяснения, вопросы, направленные на выяснения средств выразительности, которыми пользовался художник (например, можно было бы нарисовать эту иллюстрацию другими цветами? А что бы тогда произошло?). прием вхождения; игры-инсценировки, мини-представления по сюжету .в старшем дошк возрасте дети способны понимать содержание иллюстраций; осознавать средства художественной выразительности, понимать своеобразие манеры художника, весь этот опыт и знания проявляются в практической деятельности старшего дошкольника.

10.Скульптура как вид изо искусство. Скульптура– ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. Скульптура – пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных передать жизненный облик явлений. она также имеет дело с пространством и объемом, материальна по своей природе. Главными специфическими чертами скульптуры являются телесность, материальность, лаконизм и универсальность. Виды скул. - мелкая пластика [древние глиптики – резьба на полудрагоценных минералах; резьба по кости; амулеты и талисманы.];- скульптура малых форм [статуэтки до полуметра жанровой тематики, предназначенные для интерьеров и рассчитанные на камерность восприятия];- станковая скульптура [статуя, предназначенная для кругового обозрения, близкая к натуре реальных размеров человеческого тела]; - монументально-декоративная скульптура [рельефы, фризы на стенах, статуи на фронтонах, декорации фонтанов.];- монументальная [надгробия, монументы, памятники].

Жанры скул:- портрет. - Анималистический жанр, - жанр фрагмента – отдельных частей тела человека. - Исторический жанр.

Выразительные средства скульп: объем, силуэт, пропорции, светотень, т.е. построение объемной формы, пластическая моделировка, разработка силуэта, фактура, материал, иногда цвет. Главное средство выражения в скульптуре – ее объем.

Особен-ти творч-ва скульпторов

Прекрасны и трагичны произведения Микеланджело - крупнейшего итальянского скульптора.

«Давид» - (5 метров), обнаженность героя - красота тела, юноша изображен перед боем, сосредоточен. Микеланджело творил на границе высокого и позднего возрождения. Поздний период Микеланджело - саркофаги, Моисей. Лица искажены. Образы монументальные, величавые, сильные духом.

Ф.И. Шубин- мастер реалистического скульптурного портрета (1740-1805). Он умел остро и метко запечатлеть выражение лица человека, передать мимику, взгляд поворот головы. убедительно изображал и аксессуары: легкую и тяжелую ткань, мех, кружево, ордена.

Самая поразительная работа - бюст Павла 1 (1790). В нем смелая правдивость граничит с гротеском. Работал и в других областях скульптуры, создавал аллегорические статуи, монументально-декоративные рельефы для интерьеров Петергофа. (Бронзовая статуя Пандоры).

Мастера монументально-декоративной скульптуры конца 18 - начала 19 века Ф.Ф.Щедрин, С.С.Пименов, П.К.Клодт украшали своими произведениями улицы города и архитектурные сооружения старого Петербурга, прославляя в своих статуях строительство флота, горное дело и победу русского оружия в дни Отечественной войны 1812 года.

Белорусские скул: А. Грубэ, А.Бразера, 3. Азгура, А. Бембеля, А. Глебова, А. Орлова и др. Героическая тема всегда доминировала в произведениях Заира Азгура (1894— 1980).

Особ-ти ознаком-ия дошк-ов со скульптурой.

Знакомство с произведениями скульптуры начинается в средней группе и продолжается в старшей группе. Организуя процесс восприятия скульптуры, необходимо специально подбирать произведения мелкой пластики доступные эстетическому восприятию дошкольника:

Чтобы занятие прошло интересно, знакомство со скульптурой можно провести в форме выставки, Для чего подбирают скульптуры, разные по содержанию или определенной тематики (изображение людей, животного мира). После осмотра выставки с детьми проводится беседа о том, что такое скульптура, кто ее делает, из какого материала.

Во время прогулок или специально организованных экскурсий старших дошкольников знакомят с произведениями парковой или монументальной скульптуры. Ребятам нужно объяснить, в честь каких знаменательных событий воздвигнуты монументальные скульптуры или мемориальные комплексы. Все это способствует нравственному воспитанию детей.

При ознакомлении дошкольников с выразительными средствами скульптуры значительная роль принадлежит вопросам. Средства художественной выразительности станут более понятны дошкольникам при сравнении скульптуры из разных материалов. Будет кстати и использование игровых приемов.

В процессе восприятия скульптуры дети часто самостоятельно характеризуют ее с помощью сенсорных эталонов формы цвета, фактуры. Рассказ о том, как скульптор по-разному передает образы животных, помогает детям воспринимать необычность позы, изменение пропорций, условность цветовой окраски, внимательнее рассматривать скульптуру с разных сторон. Педагоги-исследователи считают, что предварительное обследование ребенком скульптуры малых форм должно быть не только зрительным, но и тактильным.

Можно использовать еще один интересный прием обучения восприятию и передаче характера персонажа в лепке. Предложить детям принять позу какого-нибудь персонажа после слушания текста и рассматривания скульптуры. Подобный прием помогает им лучше понять и увидеть образ. Можно предложить детям вообразить себя скульпторами и каждому придумать свой памятник.

11.Архитектура и её особенности как вида изобразительного искусства

Архитектура – один из древнейших видов искусства, выражающий в культовых и общественных сооружениях мировоззрение народа в конкретную историческую эпоху, определенный художественный стиль. Архитектура – здания, другие сооружения или их комплексы, образующие материальную, художественно организованную среду жизнедеятельности человека.

Виды архитектуры

Различают три основных вида архитектуры:

- архитектура объёмных сооружений. Она включает культовые и крепостные постройки, жилые дома, общественные здания (школы, театры, стадионы, магазины и др.), промышленные сооружения (заводы, фабрики и др.);

- ландшафтная архитектура, связанная с организацией садово-паркового пространства (скверы, бульвары и парки с «малой» архитектурой – беседками, фонтанами, мостиками, лестницами)

- градостроительство, охватывающее строительство новых городов и посёлков и реконструкцию старых городских районов.

Стили архитектуры

Великие стили – романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм, ампир /вариация позднего классицизма/ - обычно признаются равноправными и равнозначными. Развитие стилей ассиметрично, что внешне выражается в том, что каждый стиль постепенно изменяется от простого к сложному; однако от сложного к простому он возвращается только в результате скачка. Поэтому смены стилей происходят различно: медленно - от простого к сложному, и резко – от сложного к простому. Причины смены пар стилей в следующем: действительность не выбирает стиль среди существующих, а создает стиль новый и преобразовывает старый. Стиль созданный – первичный стиль, а преобразованный – вторичный.

12.Отличительные особенности ДПИ. Виды Бел. ДПИ

ДПИ (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.

Принято их различать по признакам материала, техники исполнения и типам назначения. В настоящее время существуют следующие основные жанры декоративного искусства: оформление интерьеров (бытовых, общественных, производственных, учебных), оформление музеев, выставок и выставочных территорий, садово-парковое искусство, оформление улиц, в том числе вечернее, в праздники и т.п., театрально-декорационное искусство, одежда, декоративные бытовые изделия и украшения, сувениры и значки, игрушки, малые графические, формы, декоративный плакат и стенгазета, станковая чеканка, монументальные виды чеканки, живописи и графики (входят в оформление интерьеров, территорий, улицы), гобелен, художественная мебель, ювелирное искусство и др.

В Белоруссии распространены следующие виды ДПИ:

керамика; изделия из дерева и их художественная отделка (резьба, роспись, выжигание); ткачество; вышивка (ручная, машинная); вязание; ковры; плетение из лозы, бере­сты, льноволокна и аппликация; саломоплетение; гончарство; кружевоплетение; иконопись; макраме; аппликация из ткани; флористика; народная игрушка; выдувание стекла; художественная обработка кожи и металла и др. Беларусь очень богата разнообразием национальных костюмов. Всего их насчитывается 22 варианта. История каждого белорусского костюма зависит от регионов страны – Приднепровье, Центральная Беларусь, Восточное и Западное Полесье, Наддвинье и Панеманье. В стародавние времена можно было без труда определить, из какой местности человек. Белорусские костюмы преимущественно отличались друг от друга цветовой гаммой, орнаментами и даже способами носки отдельных частей костюма.

Мастерство и худ. вкус ткачих в полной мере проявились в украшении рушников, потому что рушник (полотенце) воспринимался не просто как отрез материала для хозяйственных нужд. Он был неотъемлемой частью традиционных обрядов. В него заворачивали новорожденного, на нем подносили хлеб-соль, им украшали красный угол в доме, его использовали в свадебных обрядах, на нем раскладывали угощения, поминая ушедших в иной мир родственников. Рушники имели белое поле, на котором размещались тканые или вышитые узоры красного цвета, часто с небольшими вкраплениями черного или желтого. Рушник в Беларуси - это связь между прошлым и настоящим, между человеком и высшими сферами; это - узы с неразгаданной до конца символикой.

В Беларуси наиболее древняя - глиняная игрушка, изображающая фигурки людей, животных, погремушки. Значительное распространение в на­родном быту имела деревянная игрушка обычно с интонацией движений или действий. Интересные, оригинальные, с древнейшей историей игрушки из соломы. Назначение их очень широко: для игры, в сельскохозяйственных обрядах, на праздниках, для украшения дома и пр. В крестьянских семьях использовались игрушки из льна.

Гжель Гжельская роспись, как понятно из названия, возникла в городе Гжель. Её узоры – это преимущественно цветочные узоры и простые геометрические орнаменты, выполненные кобальтовой ярко-синей краской на белоснежном фоне. Город Гжель – центр производства изделий из керамики.

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную золотистым и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий деревянной посуде эффект массивности.

Традиционные элементы хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Дымка Дымковская игрушка – искусство рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Каждая игрушка уникальна и единственна. История дымковского промысла сохранилась в игрушках, собранных в коллекциях музеев Кирова, Москвы, Сергиева Посада, Санкт-Петербурга. Нарядная поделка стала символом земли вятской и всего русского народного искусства

13. Дизайн. Его разновидности и основные средства.

Дизайн (проектировать, конструировать) – это процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирование предметной среды. Дизайн - новый вид художественно-конструкторской профессиональной дея-ти, возникшей в XX в. Цель создание целостной эстетической среды жизни человека. Проектирование предметов, в которых форма соответствует их назначению, функциональна, экономична, удобна и при этом еще и красива. Особенность дизайназаключается в том, что каждая вещь рассматривается не только с точки зрения пользы и красоты, но и с точки зрения процесса функционирования, то есть с учетом того, как предмет будет транспортироваться, как упаковываться, где и какое место будет занимать в квартире, какого требовать ухода, как включаться и т. д. Комплексный системный подход к проектированию каждого изделия - смысл дизайна. Области дизайна - это бытовые приборы, посуда, мебель, станки, транспортные средства, графика, одежда и другое. Изобразительные средства дизайна: точка, линия, фактура, текстура, цвет, форма, объем, пропорция, масса и пространство. Используемые материалы, которые можно объединить в следующие группы: древесина, металл, стекло, текстиль, пластические материалы и новейшие синтетические материалы..Виды дизайна: - промышленный (автомобильный), -архитектурный, -дизайн интерьера, - фито-дизайн, -дизайн одежды, - визаж, графический дизайн, ландшафтный, нэйл-дизайн (ногтевой), компьютерный.

14. Занятие изобразительной деятельностью как форма обучения и разностороннего развития дошкольников. Место занятий в режиме дня. Характеристика различных типов и видов занятий.

Изо-сть - важнейшее средство эстетического воспитания. В процессе изо-ти создаются благоприят. условия для развития эстетического, эмоционально-положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности. Занятия по изобразительной деятельности способствуют формированию у детей эстетического отношения к природе, которое, с её точки зрения, включает в себя восприятие , оценку и суждение. Наблюдения и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма.

Занятие - это спец-но органз-ая деят-ть педагога по передаче детям ЗУН. В д\с проводятся следующие занятия по изо:

-по рисованию, -по лепке, -по аппликации, -по конструированию.

Каждый вид имеет свою специфику:

Рисование – это условное изображение, реб-к учится выделять форму и в этой форме ищет самое главное. Это вид изодеят-ти, при котором изобр-ние создается на плоскости.

Лепка – это процесс создания изображения или предмета из пластического мягкого материала.

Аппликация – способ создания орнаментов и изображений путем наклеивания или нашивания на ткань, бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала.

Конструирование – это приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Под детским конструированием понимают разнообразные перестройки из строительного материала, а также изготовление поделок и игрушек из бумаги и природного материала. Эти постройки и игрушки служат для игр детей.

В детском саду виды занятий по изодеятельности зависят от вида изодеятельности и от раздела программы:

1. Предметное изображение.

2. Сюжетное изображение.

3. Декоративное изображение.

В современной методике обучения изодеятельностью выделяют некоторые новые виды занятий, такие как:

А) занятие-эксперимент.

Б) занятие-задание.

В)занятие-беседа.

Г) занятие-упражнение.

Д)занятие-игра.

Е)занятие-загадка.

Различают два типа занятий по изобразительной деятельности: занятия на тему, предложенную воспитателем (освоение нового программного материала, повторение пройденного), и на тему, выбранную каждым ребенком (по его замыслу).

Выбор того или иного типа определяется характером учебного задания, уровнем изобразительных умений и навыков детей, их возрастными особенностями.

В мл. гр. освоение нового программного материала занимает меньше места, чем занятия по закреплению приобретенных умений и навыков. При этом вторая половина занятия обычно отводится для работы детей по собственному желанию.

Во вт мл. гр. примерно треть занятий может быть отведена рисованию или лепке на свободные темы, выбранные самими малышами. Основная цель таких занятий — закрепление приобретенных умений и навыков и воспитание способности самостоятельно использовать освоенные приемы.

В ср. гр. повторение пройденного программного материала — закрепление навыков изображения продолжает занимать центральное место, однако увеличивается количество времени на освоение нового программного материала.

В ст. гр. основное место отводится работе по замыслу детей. Цель таких занятий — развитие умений самостоятельно определять тему работы, применять освоенные приемы изображения.

Занятия на тему, предложенную воспитателем:

• изучение нового программного материала. Центральное место на этих занятиях отводится освоению нового программного материала. Задачи развития творческих способностей дошкольников являются сопутствующими, и поэтому воспитатель должен прежде всего обратить внимание детей на решение учебных задач.

• повторение пройденного материала. Основная цель этих занятий — закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных детьми на предыдущих занятиях.

Занятия на тему, выбранную ребенком, тесно связаны с решением учебных задач.

15. Структура построения занятия в зависимости от его типа (типовое занятие обучающего характера; интегрированное занятие)

Структура типового учебного занятия имеет 3 части (вводная, основная, заключительная.)

Вводная часть (основная для педагога) включает мотивацию, чем младше дети, тем больше используется игровых приёмов. Рассматривание образца (игрушки, картины, иллюстрации и т.д.) Обследование предмета – основной метод обучения детей изодеятельности.

Вводная часть длится от 3 до 5 мин. В нее входит сообщение темы и обучение детей способам и приемам выполнения работы. Сообщение темы д/б интересным, эмоциональным. В зависимости от возраста сообщить тему занятия можно с помощью сюрпризного момента, чтения худ.лит-ры, загадывания загадок, игр и бесед. Обучение способам выполнения работы включает в себя рассматривание образца и показ приемов работы.

Основная часть – является самой длинной частью занятия. Деят-ть педагога делится на 2 части: 1) работа со всей группой; 2) инд-ая работа. Испльзуются приемы: индив-й показ отдельных приемов выполнения работы; указания, напоминания, объяснения, вопросы; советы; текущая оценка детских работ; приведение в пример работы др.детей; помощь воспитателя.

Заключительная часть – подведение итога занятия. Анализ детских работ. Его длительность колеблется от 1,5 до 3-4 мин. Анализ м/б организован фронтально со всеми детьми, по подгруппам, индивидуально.

Для анализа работ необходимо организовать выставку.

В мл. группах работы анализирует воспитатель и только с положительной стороны.

В средней - начинают приобщать к анализу детей и может указывать и на недостатки, анализируя не сравниваем детей с кем-то.

В старш. – анализ проводят дети, при помощи воспитателя. Анализ в ст. возрасте проходит в соответствии с видом занятия: в предметном – кто наиболее похоже нарисовал; в сюжетном, полная передача сюжета; в декоративном, аккуратность, качество и т.д.

В среднем и старшем д.в. дается дифференцированная оценка.

Интегрированные занятия делятся на комбинированные и комплексные.

Комбинированные – соединение разных методик, в структуре может быть до 7 частей (1-ФЭМП, 2-природа, 3-физо, 4-изо и т.д.), может интегрировать разные виды изод-ти: н-р. рис+леп+апл и т.д.

Комплексные занятия воздействуют в комплексе каких-либо средств. Н-р: воздействуя на чувства ребенка с помощью изо искусства, музыки, худ.слова. Задача: поднять эмоц-ое настроение. На комплексных занятиях развивается творчество детей и они относятся к творческим занятиям.

16. Самостоятельная деятельность детей вне занятий. Значение предметно-развивающей среды для развития самостоят. изодеят.дошк.

Индив. работа с детьми по изодеят. Организация кружковой и студийной работы по изодеят.

Самостоятельная художественная деятельность – это деят-ть вне занятий, которая возникает по инициативе ребёнка. В ней выявляются интересы и склонности детей. Эта деят-ть способна также объединять детей по интересам.

Самост-ой худ-ой деят-тью дети должны заниматься не только в помещении, но и на улице.

В связи с этим в д\с должны быть мольберты, цветные мелки, наборы для мозаики, пазлы.

Зимой дети должны заниматься конструированием из снега. Чтобы работы детей были более яркими воспитатель должен приготовить цветные льдинки, снежки для украшения фигур из снега.

Осенью дети могут конструировать из опавших листьев.

Самост-ой деят-ти детей должно быть отведено место и время в режиме дня. Специфика рук-ва самост-ой деят-тью такова:

1. Обучение на занятиях и развитие при этом самост-ых способов действий.

2. Ознакомление детей с окр-им миром и форм-ие ярких впечатлений, в том числе и худож-ых, от восприятия произв-ий искусства, предметов нар-го творч-ва, праздников и развлечений.

3. Работа с семьёй с целью создания благоприятных условий для этой деят-ти в домашнем кругу.

4. Создание материальной среды, стимулирующей и обеспечивающей

Самост-ая худож-ая деят-ть - индивидуальная (если дети не усвоили знания о новых произведениях, а также с замкнутыми, застенчивыми, с рассеянным вниманием. Работа с одарёнными детьми, проявляющими устойчивый интерес к произведениям изобразительной деятельности); фронтальная (подготовка к праздниками и т.п.); подгрупповая (работа подгруппами на прогулке и т.п.)

В настоящее время широко распространены такие формы работы, как кружковая, студийная и пр.

Индивидуальная работа с детьми проводится по двум направлениям:

1.С отстающими детьми, если дети не усвоили знания о новых произведениях, а также с замкнутыми, застенчивыми, с рассеянным вниманием.

2.Работа с одарёнными детьми, проявляющими устойчивый интерес к произведениям изобразительной деятельности.

Цель: индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста способствует преодолению и сглаживанию специфических трудностей, испытываемых ребенком в ходе обучения на фронтальных занятиях, она строиться на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей развития ребенка.

Методы и приёмы рук-ва:

Чтобы ребенок увлекался изо-й деят-тью с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему. Приемы оказания помощи могут быть разными: совет, указание, объяснение, вариативный показ, поощрение. Можно использовать иллюстрационный материал, художественное слово, предварительное рассматрива-ние, наблюдения и т. д.


написать администратору сайта