Немецкая классическая философия. Пустой 55. 1. Характерными особенностями немецкой классической философии можно назвать следующие
Скачать 21.34 Kb.
|
1.Характерными особенностями немецкой классической философии можно назвать следующие. 1. Своеобразное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. «Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры»1. 2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность, действенность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. «Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. Он глубоко исследует различные формы общественного сознания»2. Фейербах создает новую форму материализма − антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. «Для Фейербаха единственными реальными вещами являются природа и человек как часть природы»3. 3. Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. 4. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики. 5. Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. Шло это осмысление в разных формах и разными путями, но проблема была поставлена всеми представителями данного направления философской мысли. 2.Могу предположить, , что немецкая философия названа классической так как, по своим теоретическим результатам она стала одной из высших точек в развитии мировой философии, включая в себя весь спектр философских направлений от объективного и субъективного идеализма до материализма. По сравнению с философией Просвещения, было то, что по форме философские системы данного направления представлены в виде классических, образцовых философских сочинений, написанных для весьма ограниченного круга читателей, профессионалов, компетентных специалистов и студентов философских факультетов. Они изобилуют малопонятными для непосвященных людей терминами, понятиями, абстракциями; их язык сух и тяжеловесен. Именно форма написания философских трудов немецких мыслителей и дала название этой философии.
3. Осн. черта критич. философии Канта — совмещение в ней материализма с идеалистич. учением о непознаваемости «вещей в себе». «Когда Кант допускает, что нашим представлениям соответствует нечто вне нас, какая-то вещь в себе,— то тут Кант материалист. Когда он объявляет эту вещь в себе непознаваемой, трансцендентной, потусторонней,— Кант выступает как идеалист» (Л е н и π В. И., Соч., т. 14, с. 184—85). Эта двойственность философии К. отражала двойственность нем. буржуазии, ее политич. дряблость, зависимость от феодалов, в силу чего она осмеливалась выдвигать свои требования лишь в сфере отвлеченной теории и к тому же в весьма ту- манной и завуалированной форме, сочетая эти требования с приверженностью к ряду пережитков феодализма (религиозности, монархизму и т. и.).
4. В Гегелевской философии существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает развитие, смену одних понятий другими, их взаимодействие и движение от простого к сложному. Развитие общественной жизни Гегель видел лишь в прошлом. Он считал, что история общества завершится конституционной сословной прусской монархией, а венцом всей истории философии он объявил свою идеалистическую систему объективного идеализма.
5. Новаторство: Фейербах создает новую форму материализма - антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха единственным реальными вещами являются природа и человек, как часть природы Фейербах показал, что корень идеализма и религии находится в отрыве мышления от бытия и в превращении идей в самостоятельные сущности. Фейербах качественно изменил определение главного вопроса философии. Основные труды «Сущность христианства», «Сущность религии», «Вопросы о бессмертии души» Главное направление немецкого классического идеализма, религии, обоснование материализма. Сильной стороной материализма Фейербаха было то, что он решительно подчеркивал связи идеализма с религией, обнаружил их гносеологические корни, выступал с резкой критикой религии.недостатком материализма Фейербаха было то, "что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом 6.а)Кант впервые поставил вопрос об активности человека как познающего субъекта, совершив при этом, как он сам выразился, «коперниканский переворот» (по аналогии с переворотом Коперника) в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам (Коперник предположил обратное по сравнению с господствующим до него геоцентризмом, т.е. гелиоцентризм) Б) В творчестве Канта выделяют два периода:1) «докритический» - сфера интересов ограничивается проблемами онтологии, космологии, естественнонаучными исследованиями; 2) «критический» - на первый план выходят проблемы гносеологии: познавательные возможности человека, границы научного знания, структура мышления. Решает он эти вопросы с позиции агностицизма. В)В учении Гегеля природа, общество, человек, Вселенная порождены Духом. Идея или Дух первична. Дух проходит ряд ступеней своей реализации: ступень «субъективного Духа» (антропология, психология, этапы развития индивидуального сознания), ступень «объективного Духа» (социально-историческая жизнь человечества) и ступень «абсолютного Духа» (религия, искусство, философия). Г) В центр своего учения Л. Фейербах поставил человека как природное существо, обладающее гармонией духовного и телесного, поэтому его философия получила название антропологический материализм Д)Основателем немецкой классической философии по праву считают Иммануила Канта (1724-1804) Е) Гегель сформулировал три закона диалектики, которые раскрывают диалектический процесс развития со всех сторон: а) закон единства и борьбы противоположностей, который и утверждает противоречие как источник развития, б) закон перехода количественных изменений в качественные, который показывает механизм развития: сперва в объекте происходят количественные изменения (например, цветок яблони меняет свою структуру), а когда эти изменения переходят меру, то есть происходит скачок, меняется качество объекта, его суть. В нашем примере - когда структурные изменения цветка переходят меру, цветок превращается в плод, то есть теряет сущность цветка и обретает сущность яблока, в) закон отрицания отрицания, который раскрывает суть развития поступенчато, то есть, что тезис отрицается антитезисом, а антитезис отрицается, в свою очередь, синтезом. Синтез = новый тезис, и весь процесс повторяется заново, и так до бесконечности. … |