Документ Microsoft Word. Тема Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Скачать 15.23 Kb.
|
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества 1.1.5 Проблема познаваемости мира Любопытство – одна из черт человечества. Благодаря ему люди изобрели колесо и приручили огонь, благодаря ему постоянно расширяются границы научного знания. Познание – целенаправленное активное отображение окружающей действительности в сознании человека. Проблема познания заключается в том, что человек может быть не только субъектом, но и его объектом. То есть часто люди изучают самих себя. Источник познания – объективная реальность, которая отражается в сознании человека, то есть все, что окружает человека, сам человек и его внутренние процессы. Знание – результат данного отражения, который выражает с помощью языка закономерности и связи объектов в мире (в форме понятий). Элементы процесса познания: Субъект познания – тот, кто действует, познает. Человек становится субъектом в процессе предметной деятельности и общения. Объект познания – часть объективной реальности, которая познается человеком. Объектом может быть и сам человек, отношения между людьми. Субъект и объект диалектически взаимосвязаны, но субъект активен (он выбирает объект познания, то есть для него характерны целенаправленность и избирательность процесса познания). Посредники познания – это средства познания (материальные: орудия труда, ПК, приборы и т.д., и идеальные: понятия, категории, художественные образы, научные теории). Главная цель процесса познания – получение знания, но не любого, а истинного. Истина – это адекватное отражение объекта в сознании субъекта, которое воссоздает объект таким, каким он существует на самом деле, независимо от сознания субъекта. Истина как процесс является объективной по содержанию и субъективной по своей форме. Критерии истины: ˗ практика, подтверждение фактами ˗ соответствие принципам научной теории ˗ конкретность и точность терминологии ˗ логическая непротиворечивость. Также выделяют следующие виды знаний: - Житейское. Носит эмпирический (то есть опытный) характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию. - Практическое. Строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира. - Художественное – строится на образе. Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии. - Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении. - Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки. - Личностное (неявное). Зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности. - Научное. Строится на понятиях. Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы. От процесса познания неотделим и процесс самопознания, когда человек познает сам себя. Все представления и знания человека о самом себе называются его самосознанием. Различают самосознание индивида и самосознание человеческой общности, например конкретного народа. Формами проявления самосознания народа являются мифы, сказки, анекдоты, песни и т.д. Самый элементарный уровень самосознания – первичное представление о себе. Нередко оно определяется оценкой человека другими людьми. Следующий уровень самосознания представлен глубоким пониманием самого себя, своего места в обществе. Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением. Мировоззрение – представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними. История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения: ˗ мифологическое, ˗ религиозное, ˗ философское. Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения. Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки. Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д. Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, ее права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее. |