Главная страница
Навигация по странице:

  • Идентичность

  • Идентификация

  • Программа Алдины. алдошкина. Образования, вырабатывать культурное самосознание, облеченное в конкретную национальную форму общности людей по культуре


    Скачать 33.92 Kb.
    НазваниеОбразования, вырабатывать культурное самосознание, облеченное в конкретную национальную форму общности людей по культуре
    АнкорПрограмма Алдины
    Дата22.11.2022
    Размер33.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаалдошкина.docx
    ТипДокументы
    #806436

    образования, вырабатывать культурное самосознание, облеченное в конкретную национальную форму общности людей по культуре.
    Для избежания терминологического тупика, в контексте нашего исследования мы будем использовать, как синонимичные, понятия этнокультуры и традиционной национальной, подчеркивая « общность культуры с присущими ей образной и ценностной системами, общность языка, психологического склада, этническое самосознание и этноним » (Концепция национальной образовательной политики РФ, 2001, 56).
    Массовая культура создается и транслируется средствами массовой коммуникации и лишена четко выраженной национальной окраски. Несомненно важным является разграничение понятий массового и элитарного искусства. Понятие « элитарного » в противовес « массовому » вводится в оборот в конце XVIII в. Первоначально элитарное несет семантику избранности, образцовости. Образцовое понималось как тождество классическому. Процесс размежевания публики искусства традиционно связывался с углублением социальной иерархии; однако сам по себе этот фактор нельзя считать определяющим. Как утверждает, например, Д.С. Лихачев, « фольклор… был распространен не только в среде трудового класса, но и в господствующем. Одни и те же былины мог слушать крестьянин и боярин, те же сказки, те же лирические песни исполнялись повсюду » (Д.С. Лихачев, 1967, 63). Расслоение литературных, музыкальных и художественных вкусов в России произошло только к XVII в., когда фольклор отступил из городов и потерял связь с доминирующей частью общества. В формировании массового искусства решающим оказался процесс, связанный с ростом городского населения. Возникали новые, городские по происхождению, жанры. Они уже не были связаны функционально ни с сезонными сельскими работами, ни с крестьянским бытовым укладом, ни с церковным богослужением, а были призваны удовлетворять собственно эстетическую потребность человека. Среди массовых форм искусства преобладающее значение приобрели такие, которые ориентировались на отдых, развлечение, занимательное чтение. Размежевание в сфере художественного творчества вызвало и активную « перегруппировку » в художественной публике. Рано или поздно в связи с развитием городов, книгопечатания, возникновением вневыставочных контактов художника и публики, заказчика и исполнителя в каждом обществе возникает размежевание элитарных и массовых форм искусства. Элитарное — для искушенных знатоков, массовое — для обычного, рядового читателя, зрителя, слушателя. Важно отметить, что при этом произведения, выступавшие в качестве эталона массового искусства, обнаруживали связь с фольклорными, мифологическими, лубочными построениями, существовавшими задолго до этого.
    Социальная ситуация конца XIX — начала XX вв., в которой обрели новую жизнь осваивавшиеся столетиями метафорические образы, сюжетные мотивы и композиционные формулы, оказалась принципиально иной. Она была связана с радикальным взрывом в истории развития человеческого общества, резким изменением темпов и ритмов жизни цивилизации, породивших феномен массового общества и массового человека. « В массу вдохнули силу современного прогресса, но забыли о духе. Массовый человек, ощутив свою победу, ощутив свое большинство, ощущает себя совершенным. Человеку незаурядному для этого требуется незаурядное самомнение » (Ортега - и - Гассет, 1991, 335). Очевидно, что нивелирование индивидуальности вызывает к жизни определенные потребности массового сознания и психологии, претворившиеся в характере массового искусства. Путь к самому себе, к обретению собственной индивидуальности связан с усилием по преодолению стереотипов, нежеланием оставаться в рамках достигнутого. Именно те трудности, которые мешают человеку осуществиться, будят и напрягают его силы и способности. Масса же отличается удивительной леностью, нежеланием напрягаться, чтобы проникнуть в специфику языка искусства, его сложную лексику, постичь его неоднозначность.
    Анализ реальных процессов, породивших феномен массового человека и массового искусства, обращает внимание на то, что на развитие этих явлений во многом оказали влияние средства массовой коммуникации:
    кинематограф, радио, телевидение. Бурное развитие средств массовой коммуникации позволяет приобщиться к литературе, искусству все большему количеству населения. Это изменяет условия культурной жизни, ломая вековые формы существования традиционных видов искусств. В связи с колоссальным ростом народонаселения происходит стремительный рост городов, прямо отражающийся на таких традиционных формах потребления культуры, как развлечения, зрелища, чтение. Однотипность по своему строению произведений массового искусства уже в начале XX в. не вызывала сомнений.
    Высокая степень стандартизации осмысляется сквозь призму естественных потребностей как качество, позволяющее человеку отдохнуть и уйти от действительности, не напрягаясь в распознавании незнакомой символики и лексики. Кроме того, стандартные конструкты любовных историй и детективов формируют определенные ожидания. Как следствие этого — возникающее чувство удовлетворения и комфорта, напрямую связанное с процессом постижения уже знакомых форм ». Острой критике подвергается массовая культура в современной ситуации со стороны ученых. В условиях рыночной экономики массовая культура становится одной из самых прибыльных отраслей (индустрии развлечения, досуга, поп - культуры). Усреднение и массовизация культурных образцов и информации, снижение уровня аналитических материалов, « пожелтение » и деинтеллектуализация СМИ, сужение разнообразных запросов, обеднение жизненных горизонтов характеризуют искусство современности не как творческий процесс, движимый потребностью созидания нового, а как квазицивилизационный процесс, ориентированный на тиражирование рутинного, привычного, но приносящего хороший доход.
    Массовая культура связывается с понятием « массового общества » , является важнейшим его признаком, имеющим характеристику отрегулированного потребительского быта и отсутствия высоких идеалов. В основе « массовости » общественной жизни лежат, неподвластные идеологиям, стандартизированные и конвейерные машинные производства, унифицированное образование и тиражированная информация. Значительный слой людей « среднего » сословия и достатка выступает как социальная основа « массового общества » . Неудивительно поэтому, что, наряду со « средним » человеком, потребителем продукции выступает молодежь с прагматическим настроением, не отягощенная заботами, не утратившая оптимизма и мало задумывающаяся над проблемами человеческого существования. В качестве реакции на массовую культуру, у молодежи сложился неформальный комплекс поведенческих установок как контркультуры, наглядным и ярким проявлением которой предстают движения « хиппи », « битников », « рэпперов », « байкеров » и др., выражающие бунт социального типа против действительности. Их отличает шокирующая одежда, манера мышления, общения, неконтролируемое поведение, склонность к « тусовкам » , оргиям, организации « коммун » . Можно сказать, что кризис сознания, образования порождается кризисом культуры.
    Становится очевидным, что, на фоне социокультурной нестабильности, весьма важно сочетание ценностей потребления со свободами, права с разумным социально - экономическим устройством общества, отсутствие которых ведет к взрыву преступности, и социальному напряжению. Н . Б . Никандров замечает, что современная эпоха характерна конфликтом ценностей и на большом фактическом материале прослеживаются связь наших неудач в экономике с просчётами ценностного порядка (Н.Б. Никандров, 1997).
    Однако, массовая культура, имеет и свои положительные потенции. Образуя систему общения людей в условиях массового общества, циркуляции в нем информации и основанного на ней управления, она связывает высокоспециализированное « массовое общество » , обеспечивая его функционирование. Кроме того, массовая культура представляет собой гибкий механизм определения того, какие ценности и в какой степени реально распространены в обществе. В ходе эволюции массовая культура претерпевала существенные изменения. Сегодня она представляет собой внутренне неоднородное явление: новейшие разновидности массовой культуры уже не подходят под определение китча (китч стал лишь одним из ее элементов), ее частями являются « мид - культура » , сайентифицированная », « этизированная » и « эстетизированная » формы массовой культуры.
    Именно они оказываются сегодня наиболее популярными среди достаточно образованной части населения.
    И третьим аргументом выступает то, что через « мифы массовой культуры можно серьезно влиять на ожидания будущего. « Америку из кризиса вывели не только реформы Рузвельта, но и Скарлетт О'Хара со своей фразой: « Завтра будет новый день » (М. Кутузов). Однако следует отметить, что выделенные характеристики (отрицательные и положительные) массовой культуры мобильны и требует изучения и анализа при их учете для характеристики социокультурной ситуации.
    Современное состояние культуры позволяет выделить следующую проблему: исчезновение многих элементов традиционной культуры в условиях массового общества, распространение массовой культуры приводит к образованию в сознании людей своеобразного вакуума. Не будет ошибкой утверждение, что тысячелетняя история развития человека связана и с формированием его как музыканта, танцора, певца, сказителя и т.п.
    В мире нет ни одного народа, в культурной сокровищнице которого нет музыки, песни, танца. В традиционных обществах весь уклад жизни построен так, что с ранних лет человек постоянно реализует свои образно -
    ассоциативные возможности естественным путем — в общении с природой, в коллективных праздниках, хоровом пении и т.п. Например, песня сопровождает человека с первой до последней минуты жизни. « Разрушение традиционной культуры с ее богатейшим художественным и песенно - музыкальным фондом не может не приводить к образованию в сознании людей своеобразной « этнокультурной ниши » , которая заполняется культивируемыми по американскому образцу суррогатами массовой культуры, чуждой нам по своей социальной психологии и не способствующей развитию в личности духовных и нравственных ценностей » (« Русские » , 364). Образование в сознании людей этнокультурной ниши — одна из причин все возрастающей дегуманизации личности и общества, как на Западе, так и на Востоке, утраты механизмов межкультурного и межпоколенного взаимодействия. Взаимодействие личности и этнокультуры происходит в процессе ее этнокультурного развития. Кризис современной культуры и экосистемы человека в целом обусловлен, по мнению многих исследователей, такими факторами, как индустриализация, урбанизация, вестернизация, технический прогресс, массовые миграции.
    Вследствие этого, а также под воздействием средств массовой информации человеку приходится перерабатывать все возрастающее количество информации о различных культурах, природно - биологических условиях.
    Восприятие мира и культуры для человека предстает мозаичным, состоящим из разрозненных элементов, смешивающим традиционные, социальные, религиозные и иные этнические нормы. Ситуация осложняется территориальной мобильностью, незакрепленностью человека за социальной общностью. Для адаптации человека к новой информационной ситуации создаются « информационные фильтры » (О. Тоффлер), отсеивающие наиболее значимые для индивида сообщения из потока информации. Развивая эту мысль, мы отмечаем возможность использования в качестве подобных информационных фильтров специально организованное университетское образование, основанное на традиционных ценностях этнокультуры.
    Образование, рассматриваемое в аспекте этничности, — это деятельность « по передаче содержания (ценностей, духовно - нравственных ориентиров, исторических традиций и т.д.) конкретной культуры, а не абстрактного культурно - исторического опыта »
    (А.В. Сухарев). Единство, относительная однородность культурного поля, в котором осуществляется воспитание и обучение личности особенно важны на начальных этапах онтогенеза, но не теряет своей значимости и в период профессиональной подготовки. В современных культурно - исторических условиях России в процессе формирования личности необходимо обеспечение информационной безопасности молодого поколения, предполагающей однородность этнокультурной информации. Например, раннее знакомство детей с инокультурными ценностями и стереотипами поведения способствует развитию социально отклоняющегося поведения, психических дезадаптаций. Образование, основанное на традиционной национальной культуре, предполагает прохождение личностью определенных стадий. « Психологический (культурный) возраст определяется успешностью прохождения личностью этнокультурно специфических, последовательных стадий развития и формирование соответствующих им ведущих сторон отношений, независимо от того, какая именно деятельность становится в данный период ведущей. В процессе психического созревания ребенка на сказочно - мифологической стадии ведущим является развитие эмоционально - чувственной ( « эстетической »
    по В.В. Зеньковскому) стороны отношений к собственной внутренней и внешней среде (прежде всего, к естественно - природной), что подготавливает полноценность развития религиозно - этической стадии (« этический период » ). Здесь ведущая сторона отношений — нравственно - этическая. Ее успешное формирование готовит человека к « прочувственному » и ответственному усвоению знаний, умений и навыков технотронно - сциентистской стадии развития, где ведущая сторона — когнитивная (операционная). Другими словами, если чувства и нравственность не сформированы, то нельзя быть уверенным в нравственном использовании человеком своих знаний и умений, например, в области медицины или военном деле.
    Выделенные периоды имеют различную степень личностной адаптированности (периоды бифуркации)
    в последующих возрастных этапах. Например, если всубъективном восприятии ребенка, родившегося и проживающего в Подмосковье, сохранился « когнитивно - аффективный след » о русских сказках, то он будет более адаптивным и социализированным, чем тот, который сохранил воспоминания только об экзотических сказках. Воспитание должно быть первично по отношению к предметному обучению, недопустима информационная перегрузка эмоционально и нравственно незрелой личности. Содержание обучения в современной культурно - исторической ситуации России должно быть в максимальной степени согласовано с традиционной культурой региона рождения и проживания человека.
    Успешное прохождение развивающейся личностью первых двух стадий развития в относительно однородной этнокультурной атмосфере имеет защитное, адаптивное значение. Она запасается защитным и адаптационным потенциалом, необходимым для переработки нарастающих потоков инокультурной информации в современном обществе. По мере взросления, на этапе профессиональной подготовки студентам необходимо обращения к традиционным ценностям для восполнения, подкрепления подобного защитного потенциала.
    Переизбыток экзотических элементов информационно перегружает личность. При современном « смешении культур и народов » человек вынужден переживать и воспринимать гораздо больше информации, присущей совершенно иным культурам, чем в другие времена.
    Более того, в юном возрасте ему иногда приходится испытывать чувства и переживания, которые трудно правильно усвоить в гораздо более позднем периоде жизни. Все это приводит к нарушению развития личности и психическим расстройствам: тревоге, тоске, печали, ностальгии, апатии, потере интереса и вкуса к жизни, суицидальным проявлениям, ипохондрии, склонности к социальной изоляции, « апокалиптическим настроениям » , гипертрофированному чувству вины, греховности, а, как следствие, к различным социальным отклонениям, наркотизации населения, общественной нестабильности в целом. Это отражает очевидную истину: любой живой организм требует относительно однородной, щадящей среды развития.
    Только на третьей, технотронно - сциентистской стадии развития, при условии полноценного прохождения первых двух, в общем случае возможно вполне безвредное приобщение личности к мировой культуре, ценностям, относящимся даже к весьма экзотическим мировоззрениям, мироощущениям и стереотипам поведения. В душе человека русской культуры в процессе образования должен осуществляться синтез всех этапов развития этой культуры как необходимое условие целостности его этнической идентичности и развития личности в целом. Мозаичная этнокультурная среда только рассогласовывает развитие человека.
    В современной кризисной культурно - исторической ситуации процесс развития большинства людей нарушен. Возникает необходимость проявления механизма согласования культур. Подобную роль, по нашему мнению, выполняют содержательные и методические основы формирования этноэстетической культуры личности специалиста на основе традиционной национальной культуры. Необходимость подобного этнокультурного согласования на этапе профессионального образования в университете вызвана тем, что на всех стадиях развития личности происходит вытеснение традиционного культурного смысла. Постепенно произошла подмена содержания сказочно - мифологической стадии образами западноевропейской мифологии, африканских сказок, а также « телепузиками » и « покемонами » , что повлекло недоразвитие эмоционально - чувственной стороны личности. Нарушение развития эмоционально - чувственной сферы может обуславливаться, в частности, сочетанием выпадения, забегания и/или рассогласования содержания сказочно - мифологической стадии с перегрузкой неподготовленной, эмоционально незрелой личности, директивным введением религиозных этических норм.
    Эмоциональная незрелость, как результат этих нарушений, не способна обеспечить органичное усвоение нравственных норм религиозно - этической стадии. В результате может возникнуть лишенное душевности, эмоционально выхолощенное и лишь внешне правильное религиозное морализирование. Следствием создавшейся ситуации оказалось то, что в постперестроечный период, например, православные этические нормы усваивались людьми всех возрастов недостаточно прочувствованно, без необходимой предварительной подготовки и зрелости чувств. Это проявлялось в поверхностном или в гипертрофированном отношении к религии, что приводило, в частности, к пресыщению и отторжению православной этики, таинств исповеди, причащения и других социальных и личных атрибутов веры, а также определенным расстройствам. Исследования показывают, что нарушения конфессиональной идентичности приводят к невротическим расстройствам, имеющим в своей основе нерешенные мировоззренческие проблемы (К.Г. Юнг), а также способствуют даже развитию онкологических заболеваний (А.В. Сухарев).
    4.
    Формирование личности — многосторонний длительный и противоречивый процесс. В нем соединяются неповторимость личности, ее индивидуальность, « единственность » , с одной стороны, а с другой — включенность в целое, в семью, в группу, социум. Каждый человек уникален, но он же представляет собой частичку своей культуры, традиций иисторического опыта народа, к которому принадлежит.
    Поиск близких по духу людей, идей, значимых групп, образцов для подражания очень важен в течение всей жизни человека. Выделяется несколько видов идентификации личности, осуществляемой на протяжении жизни человека, значимых для формирования его общей и профессиональной культуры: гендерная (полоролевая идентичность), культурная, этническая и социальная. В рамках нашего исследования определяющим аспектом личностного развития выступает этническая идентичность личности, значимость которой возрастает в связи с тем, что она определяет и гендерную, и культурную и социальную идентификацию личности.
    В русскоязычных источниках до к.90 - хгг. ХХ в понятие идентичности означало совпадение, тождественность
    одного объекта другому.
    В отношении человеку говорили об идентичности близнецов, идентичности желаний и т.п.
    В социологических словарях в 90 - е гг. термин идентич-
    ность
    еще отсутствует, хотя на Западе это период расцвета интереса к проблеме. Например, Г. Экстра и К. Ягмур (Нидерланды) собрали термины, обозначающие принадлежность человека к группе, использовав разные критерии: 1. Люди — сограждане, иностранцы, ненациональные резиденты (с гражданством и без), аллофоны (говорящие на языке меньшинства в эмигрантских государствах (франкоговорящие в Канаде), видимые меньшинства (цветные среди белых); 2. Языки — государственные, языки общин, языки предков, коренные, автохтонные (большинства) и аллохтонные (меньшинства), исторические, региональные; 3. Преподавание —
    на родном языке, родного языка, домашнего языка, оригинального (родного, исходного, своего, семейного)
    языка, языка общины, диаспоры, меньшинства.
    Сейчас данные маркеры могут соединяться, рассогласовываться и не являться исчерпывающими. Уважение к самому себе, к своему происхождению, к родине предков, стремление сохранить и поддержать родной язык и культуру не должны вступать в противоречие с получением полноценного образования на родном языке (русском для русского, например).
    Если происходит отказ от корней, вырастает полуязычная, социально опасная, не контролирующая свое поведение, маргинальная личность. Вследствие индустриализации, урбанизации, вестернизации, технического прогресса и массовых миграций, а также развития средств массовой информации человеку приходится перерабатывать все возрастающие потоки информации о различных культурах, природно - биологических условиях и т.п. Восприятие мира и культуры, в частности, предстает для человека мозаичным, состоящим из весьма разнородных элементов. Возникает впечатление, что этносы не существуют в позитивистском смысле, а имеет место « некое культурное многообразие, мозаичный, но стремящийся к структурности и самоорганизации континуум из объективно существующих и отличных друг от друга элементов общества и культуры » (В.А. Тишков, 2000, 8). Вместе с тем, в душе человека этничность не является иллюзией, а выступает реальностью, определяющей его поведение.
    Идентичность
    — осознание индивидом или группой своей расовой, национальной, половой, этнической, интеллектуальной или гражданской принадлежности, переживание своей личности, готовность играть определенную роль, внутреннее самоощущение в определенном качестве. Идентичность не задана заранее, а постоянно формируется во взаимодействии с другими людьми и в ходе приобретения жизненного опыта. Идентификация
    — процесс, происходящий в эмоциональной и когнитивной сфере, когда личность отождествляет себя с другими людьми, объектом, группой, образом.
    Процесс формирования этнической идентичности проходит несколько стадий:

    Конформность (самоуничижение, умаление « своей группы » и дискриминация других « у них нет права » ; высокая оценка доминантной группы);

    Диссонанс (колебание между принижением себя, своей и доминантной группы и их высокой самооценкой, конфликт между групповой иерархией и сознанием общности с другими меньшинствами);

    Сопротивление и погружение (высокая оценка себя и своей группы, сопереживание проблемам других групп при ориентации на собственную группу, умаление доминантной группы);

    Интроспекция (высокая оценка себя и своей группы обоснована, но вызывает сложные чувства;
    трудно переживать такую же обоснованность высокой оценки в отношении других групп; доминантная группа не заслуживает столь высокой оценки, и это вызывает беспокойство);

    Синергетическое присоединение и приятие (высокая оценка себя, своей группы и других этнических групп в сочетании с разборчивостью и избирательностью в оценках по отношению к доминантной группе).
    Современный человек может иметь несколько культурных и этнических идентичностей, что затрудняет процесс обучения, общения, формирования личности.
    Идентичности могут быть смешанными, пересекающимися, раздельными, неопределенными; сформировавшимися в результате переживания кризисов, открытий; подвижными, стабильными или не сформировавшимися.
    В настоящее время известной является теория Д. Марсиа по определению становления личности у подростков. Вслед за Эриксоном исследователь говорит о двух измерениях в формировании идентичности, которые позволяют исследовать ее эмпирически:
    приверженности
    (т.е. личном вкладе, интересе) и исследо-
    вании
    (т.е. периодах вовлеченности в поиск цели, ценности, идеала). С приверженностью связаны мотивация, интерес, устремленность, с исследованием —
    социальные и психологические процессы творчества, построения личности, определение и установление привязанностей.
    Комбинация этих показателей свидетельствует о статусе идентичности.
    Если приверженность и исследование находятся на низком уровне, то говорят о диффузии
    (расплывчатости):
    человек не ищет личной и социальной идентичности, у него нет ориентира на нее.
    Если у человека низкий уровень исследования, но есть приверженность, он ничего не ищет, но следует тому, что говорят другие, оказываясь ограниченным
    . Такие люди хотят быть, « как все » , приспосабливаются, контролируют свои эмоции, живут спокойной жизнью.
    Когда приверженность низкая, а исследование находится на высоком уровне, наступает мораторий
    , люди пробуют себя в разных направлениях, ищут идеалы и ценности, выстраивают себя, но не знают, зачем.
    Если и приверженность, и исследование высоки, говорят о достигнутой идентичности,
    человек состоялся, конструирует и анализирует себя, жизненные альтернативы. Последователи Марсиа считают, что только первые три типа проходят экспериментальную проверку. Они предлагают социально - когнитивную модель идентичности, подчеркивающую разные подходы индивида к ней, проецирующую стили:

    Рассеянно - избегающий (нестабильный тип с отсрочками действий, поступков, избегания принятия решений как самозащиты, обеспокоенные своей репутацией и популярностью);

    Нормативный (конформный к предписаниям, нетерпимый к двусмысленностям, ориентация на отстаивание своего, сохраняющий существующую идентичность);

    Информационный (активный тип, селективный в использовании информации о себе со сложной когнитивной деятельностью, устремленный решать задачи).
    В процессе построения идентичности человек способен использовать широкий репертуар стилей.
    Осознание себя человеком, принадлежащим к той или иной этнической общности, означает, что человек по мере взросления отделяет (отличает) себя от представителей других народов и этносов и, вместе с тем, принимает свою причастность к данной определенной общности. Этническую идентичность понимают как систему ценностных отношений человека к этносреде (цит. по А.В. Сухарев) т.е. ко всем типам этнических признаков: климато - географических, антропо - биологи -
    ческих и социокультурных (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гуми -
    лев). Кроме того, этническая идентичность включает обобщенный этнический признак отнесения себя к тому или иному этносу или этнической системе ( « русский », « европеец » и др.). Анализируя понятие этничности, американский антрополог C .Geertz писал: « Совпадения


    написать администратору сайта