тгп. ТГП. 1 и Антидемократические политические режимы
Скачать 207.9 Kb.
|
22.Суверенитет как признак государстваНаряду с другими признаками государство представляет суверенную организацию власти. Этим оно отличается от других политических образований общества. Суверенитет государства означает верховенство государственной власти внутри страны и независимость её на международной арене. Суверенитет - собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества. независимость и верховенство государственной власти конкретно выражаются в следующем: - в универсальности – только решения государственной власти распространяются на всё население и общественные организации данной страны; - в прерогативе – возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти; - в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация. Верховенство проявляется в способности государственной власти издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц и организаций. Независимость характеризуется наличием у государства формального или ограниченного суверенитета. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашён, а фактически, в силу распространения на государство влияния других государств, диктующим ему свою волю, не осуществляется. Ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное - может иметь место по отношению к побеждённому в войне государству со стороны государств-победителей. Добровольное – может допускаться самим государством по взаимной договорённости с другими государствами: - ради достижения определённых, общих для всех целей; - в случае объединения государств в федерацию и передачи ими части своих суверенных прав федерации. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность государственных границ и невмешательство во внутренние дела. Верховенство государственной власти вовсе не исключает её взаимодействия с другими общественными организациями при решении различных вопросов общественной жизни. Как раз наоборот, в суверенитете государства находит своё политическое и юридическое выражение воля народа, в интересах которого государство осуществляет руководство обществом. То есть правомерно говорить о том, что в суверенитете государства в конечном итоге должен воплощаться суверенитет народа. При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Вместе с тем их следует различать по содержанию. Суверенитет народа означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственной и общественной жизни, формировать направления политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственного аппарата. В правовом государстве суверенитет народа, возможно, и будет тождественен суверенитету государства. Существует понятие национального суверенитета, означающее право наций на самоопределение, вплоть до отделения и образование самостоятельного государства. 23.Патриархальная теория происхождения государства.Возникла в древности. Ее основателем был Аристотель, однако подобные идеи высказывались и Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н.К. Михайловским (XIX в.). Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца. Аристотель считал, что государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения (семьи, селения). В средние века эта теория служила обоснованием абсолютной ("отеческой") власти монарха. Положения этой теории развивал и китайский ученый Конфуций. Государство он рассматривал как большую семью. Власть императора им рассматривалась как власть отца нации, обязанного заботиться о подданных. Отношения между населением также рассматривались как семейные отношения, но построенные на строгой субординации. Подданные должны быть преданы, почтительны и законопослушны своим правителям. Н.К. Михайловский, предлагая устранять из жизни все безнравственное, вредное и неразумное по отношению к человеку, считал такое возможным только в обществе, построенному по типу семейных отношений. В современных условиях патриархальная теория с ее положениями семейственности в отношениях между людьми отражена в идее государственного патернализма - возложении на государство обязанностей по выполнению общественно полезных функций. Это выражается в предоставлении населению помощи и оказанию заботы в различных ситуациях (решение социальных вопросов). |