Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.

  • 3. Теории деидеологизации и реидеологизации.

  • 5. Характеристика основных политических идеологий: консерватизм

  • 6. Характеристика основных политических идеологий: социализм Социализм

  • Развитие социализма происходило в борьбе с капитализмом

  • История социализма насчитывает около двухсот лет.

  • : страх перед нищетой смешивался с надеждой на достижение всеобщего благосостояния. Эти установки до сих пор довлеют над социализмом. Сен-Симон

  • Концепция Сен-Симона повлияла на становление социалистического движения. Оуэн

  • Прудон

  • 7.

  • 8. Базовые положения нетрадиционных политических идеологий (


  • Общая характеристика анархизма

  • Вопросы к семинару. 1. Идеология понятие, ее носители, уровни проявления и функции. Понятие идеология


    Скачать 42.34 Kb.
    Название1. Идеология понятие, ее носители, уровни проявления и функции. Понятие идеология
    Дата14.10.2020
    Размер42.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопросы к семинару.docx
    ТипЗакон
    #142971

    1.Идеология: понятие, ее носители, уровни проявления и функции.

    Понятие «идеология» ввел в научный оборот французский ученый Антуан Дестют де Трасси во время Великой французской революции. Он рассматривал идеологию как науку о законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта.

    С XVIII века по настоящее время ученые и общественные деятели по-разному истолковывают сущность идеологии как духовного явления, ее влияние на политику и социальные процессы. Причем их мнения не совпадают или диаметрально противоположны:

    · идеология — форма иллюзорного сознания как отражения противоречивого бытия и социально-политических интересов (К.Маркс);

    · идеология — интеллектуальная система «добровольной мистификации», которая сплачивает людей и которой свойственны сознательная ложь, обман, сокрытие истины (К. Маннгейм);

    · идеология — разновидность коммуникации, направленной на поддержание сплоченности политического сообщества (Г. Лассуэл);

    Политическая идеология — это: 1) система взглядов, идей и ценностей, выражающих отношение государства, общественных объединений, социальных групп к политической действительности, проблемам, задачам, средствам и методам преобразования общества; 2) концепции и учения, теоретически обосновывающие идеалы, ценности и цели. Притязания субъектов политики на управление государством и обществом.

    Доминирующая в обществе идеология представляет собой систему ценностей, которые усваиваются гражданами, обретают силу веры, выступают в качестве политического мировоззрения и обладают мобилизационным потенциалом. Идеология и политика — взаимообусловленные духовные явления. Идеологические нормы и ценности переводятся на язык политических решений и программ, воплощаются в созидательных делах и поступках субъектов политики. В свою очередь, социально-политическая практика служит основой для корректировки, творческого развития и обогащения идеологических концепций и принципов.

    Уровни функционирования политической идеологии:

    · теоретико-концептуальный (политическая философия);

    · программно-политический (на этом уровне принципы и идеалы преобразуются в политические программы, лозунги и требования властвующей элиты); Политическая идеология — это: 1) система взглядов, идей и ценностей, выражающих отношение государства, общественных объединений, социальных групп к политической действительности, проблемам, задачам, средствам и методам преобразования общества; 2) концепции и учения, теоретически обосновывающие идеалы, ценности и цели. Притязания субъектов политики на управление государством и обществом.

    Доминирующая в обществе идеология представляет собой систему ценностей, которые усваиваются гражданами, обретают силу веры, выступают в качестве политического мировоззрения и обладают мобилизационным потенциалом. Идеология и политика — взаимообусловленные духовные явления. Идеологические нормы и ценности переводятся на язык политических решений и программ, воплощаются в созидательных делах и поступках субъектов политики. В свою очередь, социально-политическая практика служит основой для корректировки, творческого развития и обогащения идеологических концепций и принципов.

    Уровни функционирования политической идеологии:

    · теоретико-концептуальный (политическая философия);

    · программно-политический (на этом уровне принципы и идеалы преобразуются в политические программы, лозунги и требования властвующей элиты).

    2. Идеология и мировоззрениеидеология и политикаидеология и утопия.

    Идеология и политика

    В современной науке под политикой принято понимать деятельность людей, связанную с реализацией ими своих индивидуальных, групповых и общих интересов, средством которой выступают институты государственной власти. На основе общности интересов закономерно складываются группы людей, которые ставят перед собой определенные политические цели и действуют сообща по их достижению. Наряду с отдельными индивидами такие группы людей — социальные слои, классы, общности и их объединения — принято называть субъектами политических отношений или просто субъектами политики.

    Идеология и политика, таким образом, неразрывно связаны друг с другом: если идеология есть форма выражения интересов определенных групп людей, то политика есть деятельность этих групп людей, направленная на реализацию своих интересов посредством использования государственной власти.

    При определенном стечении исторических обстоятельств необходимое взаимодействие идеологии и политики может выходить за допустимые пределы. Если это выражается в полном подчинении политики определенным идеологическим постулатам, то такой процесс принято назвать идеологизацией политики. Если идеология превращается в служанку правящей в стране группы людей, т.е. подчинена исключительно задачам оправдания и обоснования любых их действий, то такой процесс называется политизацией идеологии.

    Идеология и утопия

    Утопией будет любая система представлений, в основе которой лежит неприятие существующего социально-политического устройства и противопоставление ему другой общественной модели, полностью свободной от каких бы то ни было недостатков.

    Существенный вклад в исследование феномена утопии внес К. Манхейм. Понятие утопии он считал однопорядковым и соотносимым с понятием идеологии, хотя и не тождественным ему.

    Ныне общепринятым является понимание идеологии как формы выражения интересов и устремлений определенных групп людей вне зависимости от того, находятся ли эти группы в господствующем или подчиненном положении.

    Что касается утопий, то ныне под таковыми принято понимать неосуществимые проекты общественных преобразований независимо от того, какие социальные субъекты их выдвигают или поддерживают. При этом принято различать абсолютные и относительные утопии.

    3. Теории деидеологизации и реидеологизации.

    Изучая современные тенденции развития идеологии, можно выделить две противоположные и в чем-то совпадающие тенденции: деидеологизацию и реидеологизацию.
    Деидеологизация (отрицание идеологии) – тенденция, установка, ориентированная на устранение идеологии из жизни общества. Объективной предпосылкой является научно-техническая революция, которая взяв разбег в сфере военных технологий во время войн, помогла сформировать почти повсеместную уверенность среди части ученых и политиков в том, что отныне в структуру общественного сознания не может входить какая-либо абстрактная и ненаучная концепция, а содержание духовной жизни общества должно складываться не из идеологий, а результатов, полученных представителями конкретных наук.
    Концепция деидеологизации была связана с введением французским философом, социологом О.Контом в середине ХІХ в. В культурный оборот закона трех стадий человеческого ума, согласно которому все наши знания в своем развитии проходят три стадии – мифологическо-религиозную, философскую, или метафизическую, и позитивную, или конкретно научную.
    Отрицание данного подхода к идеологии в 70-80-е годы ХХ века получило наименование реидеологизации (восстановление, реставрация идеологии). Концепция реидеологизации включала в себя всестороннее обоснование возрастания идеологии в жизни общества, в частности углубленные исследования проблем происхождения и роли идеологии в прошлой истории. Один из теоретиков данного направления идеологии Лемберг пришел к выводу, что потребность в идеях, вере и идеологии является отличительной особенностью человека. Идеология сегодня во многих отношениях действительно оказывается той спрятавшейся на дне ящика Пандоры надеждой, которая позволяет нам не утратить веру в осуществимость некоторого социального начинания.
    Одной из важнейших предпосылок концепции реидеологизации является практика современных государств по формированию национальной идеологии.


    Либерализм -1) способ духовной и практической ориентации в мире, образ мышления и деятельности, умонастроение, для которых характерен культ свободы личности, стремление к активному самоопределению в социуме, независимость по отношению к традициям и привычкам; 2) идейно¬политическое движение, ставящее целью ограничение различных форм государственного диктата и принуждения по отношению к личности. Либерализм ориентирован на организацию общественной жизни, которая основана на признании политических и экономических прав индивида в пределах действия законов, понимаемых как выражение естественных потребностей цивилизованных людей. Либерализм в своем развитии проходит несколько этапов и имеет свою специфику в каждой стране. Так, например, российский либерализм прошел такие этапы: государственный либерализм; дворянский: буржуазный: неолиберализм.
    Классиками либерализма считаются: Дж. Локк, Ж.-Ж Руссо, А. Вольтер, Ш. Монтескье. Данная идеология сформировалась в конце ХУП - ХУШ вв. Либеральные ценности и принципы встречаются и в философии белорусских мыслителей А. Волана и Л. Сапеги.
    Основные принципы идеологии либерализм
    -приоритет свободы человека;
    -функционирование государства на основе консенсуса;
    -верховенство закона;
    -ограничение сфер деятельности государства;
    -идеалы свободного рынка и конкуренции;
    -защищенность частной жизни человека и свободы его действий во всех сферах жизни;
    -абсолютная ценность личности и равенства всех людей;
    -не отчуждаемость прав человека;
    -договорной характер отношений индивида и государства;
    -развитие гражданского общества, независимого от государства.
    В середине XX в. появился неолиберализм, основными идеями которого являются:
    -зрелое гражданское общество и правовое государство;
    -активное вмешательство государства в сферу рыночных и социальных отношений;
    -использование плюралистических форм организации и осуществления политической власти;
    -консенсус управляющих и управляемых, посредством стимулирования участия масс в управлении производством и в политическом процессе.


    5. Характеристика основных политических идеологий: консерватизм

    Фундаментальной ценностью социализма явл. социальное равенство, кот. понимается как равенство возможностей индивидов для своей самореализации, для всестороннего развития своих способностей.
    Наиболее полное выражение социалистич. идеи получили в марксизме — учении, основоположниками кот. явл. Маркс и Энгельс. Здесь просматр. 2 стороны исследования проблемы: теоретическая и политическая. Суть основных положений теоретич. стороны марксистского понимания социализма состоит в следующем:
    • общественное развитие представляет собой процесс последовательной смены первичной (архаической), вторичной (экономической) и третичной (коммунистической) общественных формаций; архаическая формация хар-ся собиранием и потреблением людьми готовых продуктов природы, отсутствием частной собственности, дел. общ-ва на классы и института гос-ва; экономич. общ. формация отличается наличием частной собственности, обмена продуктами труда, соц. классов и института гос-ва; третичная формация будет хар-ся освобождением чел. от физического труда, превращением науки в непосредственную производит. силу, отсутствием товарно-денежн. отнош., классового дел. общ-ва и гос-ва как орудия господства людей над людьми;
    • социальное равенство и гармоничное развитие индивида возможны лишь в усл. полного преодоления отчуждения человека от человека, власти, собственности, культуры, природы; необходимыми предпосылками для этого являются преодоление нынешнего раздел. труда;
    • социализм, или коммунизм, есть общ-во, в кот. отсутствует отчуждение чел. от рез-тов его деят-ти и, следовательно, в кот. налицо условия для свободного развития каждого индивида; иными словами, социализм — это безрыночное, бесклассовое и бесгосударственное общ-во ;
    • становление социализма есть естественно-исторический процесс;
    Политич. сторона марксистского учения посвящена выяснению места и роли пролетариата в системе обществен. отнош. буржуазного общ-ва, выражению его интересов и обоснованию путей и средств их практической реализации:
    • чтобы выполнить свое историческое призвание, пролетариям необходимо организовать себя в класс или, иными словами, превратиться в субъект социально-политических отношений, для чего они должны создать собственную политическую партию; свою партию пролетариат использует в качестве инструмента завоевания политической;
    • обеспечив собственное господство, рабочий класс прежде всего преобразует государственный аппарат, превращая его в орудие реализации интересов всех трудовых слоев и подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов;
    Также на основе марксистского учения. сформир. социал-демократическое движ.
    Возникла в последнюю треть 19 века. Основатели: Эдмунд Бернштейн, Карл Каутский, К. Реннер, Людвиг Блюм.
    Социал-демократическая идеология — доктрина мирного преобразования капиталистич. общ-ва в социалистическое на основе последовательной демократизации политической, социальной и духовной сфер его жизни, гражданского (межклассового) согласия.
    Политические идеи социал-демократической идеологии:
    • социализм есть последовательный процесс реформирования капиталистического общества, реализации и обогащения демократических принципов «социального партнерства» — свободы, справедливости, солидарности (суть этого процесса выражена в тезисе Э. Бернштейна «конечная цель — ничто, движение — все»);
    • социализм = смешанная экономика + рыночные отношения + более высокое качество жизни;
    • гос. регулир. и перераспредел. доходов в общ-ве с рын. экономикой; многообразие форм собственности на средства производства — гарантия эффективной экономики и повышения благосост. общ-ва.


    6. Характеристика основных политических идеологий: социализм

    Социализм – это создание такого социального порядка, при котором существует максимально возможное равенство доступа всех людей к экономическим ресурсам, знаниям и политической власти, а также сведенное к абсолютному минимуму господство одного индивида или социальной группы над всеми остальными.

    Развитие социализма происходило в борьбе с капитализмом и в данных идеологиях содержится критика существующего социально – экономического порядка. Но не существует того социально-экономического порядка, который был бы связан с идеями социализма.

    История социализма насчитывает около двухсот лет. Его ранние теоретики создавали свои труды в первой половине XIX века. Их отношение к развитию промышленного капитализма было двойственным: страх перед нищетой смешивался с надеждой на достижение всеобщего благосостояния. Эти установки до сих пор довлеют над социализмом.

    Сен-Симон создал проект будущего индустриального общества, в котором технократия выполняет функции планирование, управления и контроля. Концепция Сен-Симона повлияла на становление социалистического движения.

    Оуэн выдвинул идею самоуправляемых трудовых кооперативов. На ее основе возник корпоративно-цеховой социализм. В его рамках промышленные рабочие принимаю самостоятельные решения о производстве и образе жизни в целом.

    Фурье принадлежит идея фаланстеров, которая предполагает свободный выбор форм труда.

    Прудон вдохновлялся верой в равенство и свободу индивидов основатель социалистического анархизма.

    Главные ценности социализма:

    Французская революция выдвинула лозунг «Свобода, равенство и братство!»

    1. Равенство – главное социалистическое требование.

    Ее воплощение в жизнь в СССР показало, что государственная собственность на средства производства и распределения связана с воспроизводством и усилением неравенства.

    Концепция абсолютного неравенства пренебрегает различиями индивидуальных способностей, вкусов и потребностей. Она влечет за собой необходимость жесткого принуждения. Но, всегда существует определенный предел равенства, хотя невозможно установить его с абсолютной точностью.

    Стремление к равенству следует понимать как массированную атаку на существующее неравенство. Стремление к равенству не зависит от развития экономики. Речь просто идет о справедливом распределении общественной собственности и богатства, независимо от его величины.

    7. Государственная идеология как социально-политический феномен.

    Государство не может существовать без идеологии, выражающей волю граждан к совместной жизни. В докладе Президента Республики Беларусь «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию» четко выражена мысль о необходимости государственной идеологии. «Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам».

    Идеология белорусского государства – это учение об идеалах и ценностях белорусского народа, об идеологической политике государственных институтов, об идеологических процессах, характеризующих цели и особенности белорусского пути общественного развития; это синтез гражданственно-патриотического государственного самосознания и общественно-политической деятельности граждан.

    Особо следует подчеркнуть, что предметом государственной идеологии

    являются те жизненно важные для каждого народа и гражданина идеи, ценности, представления и идеалы, которые входят в систему деятельности государства и должны поддерживаться всеми его институтами. В Республике Беларусь идеология рассматривается в самом широком смысле как

    21

    теоретическая программа государственного строительства на ближайшую и отдаленную перспективу. Она охватывает экономику, политику, социальную

    идуховную сферы. И такое практически-ориентированное понимание государственной идеологии и идейно-воспитательной работы работает на уровне индивида, социальных слоев, народа в целом. В целом, государственная идеология – это иммунная система для государства, общества, цивилизованного развития нации, народа.

    Государственная идеология – сложное многокомпонентное и многоуровневое образование. Составными элементами государственной идеологии являются значимые для данного народа ценности – идеи, взгляды, представления, концепции, теории, верования и убеждения – историкокультурологического, политического, экономического и социальногуманитарного характера.

    Историко-культурологическая составляющая государственной идеологии Республики Беларусь включает в себя совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования белорусского этноса, особенностей развития его самосознания и становления в качестве самобытного народа или, что то же самое, особой нации. К данному элементу государственной идеологии относятся также представления о месте и роли белорусов в мировом историческом процессе, становлении их этнических, а затем и национальнокультурных особенностей в контексте развития славянской, русославянской (восточнославянской), общеевропейской и мировой цивилизации.

    Политическую составляющую государственной идеологии Республики Беларусь образует, прежде всего, комплекс идей и представлений белорусского народа относительно условий становления и особенностей институтов своей государственности, понимания сущности нынешней политической системы страны, степени соответствия ее институтов современным потребностям, а также относительно направлений

    ипутей их дальнейшего развития. Политическая составляющая

    22

    государственной идеологии включает в себя представления о характере социально-политического строя Республики Беларусь в целом, целях и путях его модернизации, месте и роли различных социальных сил, политических партий и движений, других общественных формирований в социальнополитическом процессе. Она охватывает и внешнеполитические аспекты жизнедеятельности белорусского народа, а также совокупность идей относительно места и роли белорусов в мировом, политическом процессе.

    8. Базовые положения нетрадиционных политических идеологий (анархизмнационализм,  фашизм,  глобализмпацифизм, феминизм, экологизмантиглобализм, религиозный фундаментализм).

    Нетрадиционными считаются идейно-политические течения, которые либо актуализировались в первой половине XX в., либо возникли на рубеже XX—XXI вв.: анархизм, национализм, фашизм, пацифизм, феминизм, экологизм, глобализм, антиглоболизм и др.
    Анархизм – идейно-политическое течение признающее волю отдельной личности и провозглашающее своей целью полное освобождение человека от экономической, духовной, политической власти, общество от гос-ва и правительственных учреждений. В развитие анархистской доктрины внесли большой вклад русские мыслители Бакунин и Кропоткин. Анархизм (греч. anarchia — безначалие, безвластие) — это:
    * идеология, провозглашающая своей высшей целью достижение равенства и свободы с помощью упразднении любых форм и институтов власти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добровольном сотрудничестве между индивидами и группами;
    * любые направленные против государства идеи, а также соответствующая им практика.
    Национализм - 1) психология, политика, основанная на идеях национального превосходства и национальной исключительности своей нации, признании приоритета национального фактора в общественном развитии, противопоставления интересов одной национальности другим, шовинизм; 2) стремление к национальной независимости, изоляции, созданию национального государства.
    В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.
    Фашизм - доктрина, основанная на идее расового превосходства одного народа над другим и исповедует крайнюю форму насилия. Сформировалась в Италии, Германии, Испании в 20-30гг. 20в. Характерно:
    1) расизм, шовинизм, антикоммунизм
    2) культ вождя и однопартийная диктатура
    3) милитаризация всех сфер жизни общества
    4) подавление демократических прав и свобод, насилие и агрессия как средство утверждения политического господства
    5) тотальная власть государства, жесткий контроль над сознанием и поведением граждан.
    Пацифизм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) — идеология сопротивления насилию ради его исчезновения. Пацифистское движение, движение за мир — антивоенное общественное движение, противодействующее войне и насилию мирными средствами, в основном осуждением их аморальности.
    Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, освободительными, священными и т. п. Они верят в возможность предотвращения войн лишь посредством убеждения и мирных манифестаций.
    Феминизм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление всем женщинам, дискриминируемым по признаку пола, расы, ориентации, возраста, этнической принадлежности, социального статуса, всей полноты социальных прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин и мужчин во всех сферахобщества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин.
    Глобализм – идейно-политическая доктрина обоснования исторической закономерности основания общества с единым информационным, экономическим, политическим пространством.

    Общая характеристика анархизма

    Само понятие «анархизм» происходит от греческого слова anarhia — безвластие. Анархизм как общественно-политическое и социально-экономическое учение отрицает необходимость государственной власти и политической организации общества, провозглашает своей целью освобождение человека от всех видов политического, экономического и духовного гнёта, установление абсолютной свободы каждой отдельно взятой личности, немедленное уничтожение всякой власти и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей. В таком виде анархизм сложился в 1840—1870-х гг. в Западной Европе.

    Критика государства и идеи создания общества без власти и государства появились едва ли не одновременно с возникновением первых государств. Следы этого можно найти у стоиков и киников античности, в учениях средневековой секты катаров и некоторых течений анабаптистов в период Реформации.

    Зарождение современного анархизма связано со становлением капиталистического общества с его частной собственностью, рыночными отношениями, свободой экономической деятельности, но и с пролетаризацией всё большей части общества. Поэтому не случайно в более или менее развёрнутом виде анархистские идеи были изложены после Английской революции XVII в. Дж. Уинстэнли. Он писал в 1649 г., что власть развращает людей, собственность и свобода несовместимы и только в обществе без собственности и политической власти человек может быть вполне счастлив, действуя по велениям совести, а не внешнего закона. Уинстэнли попытался осуществить свои идеи на практике, возглавив в 1649 г. группу своих последователей, получивших прозвище диггеров. Он был уверен, что только в результате собственной деятельности люди могут положить конец несправедливому миропорядку и диггеры создали ненадолго коммунистическую общину на захваченных ими пустошах в Южной Англии. Идеи Уинстэнли были подхвачены некоторыми течениями английского протестантизма и позднее нашли своё наиболее яркое выражение в книге У. Годвина «Исследование о политической справедливости» (1793 г.), заложившей основы современной традиции анархизма.

    У. Годвин сформулировал классическое положение анархизма о том, что власть противоречит человеческой природе, а общественное зло существует по причине того, что люди лишены возможности свободно действовать в соответствии с разумом. Он также предложил идею децентрализованного общества, основной ячейкой которого являются небольшие автономные общины, в которых нет даже демократических политических процедур, поскольку и правление большинства является формой тирании, а делегирование полномочий при представительном правлении приводит к отчуждению индивида. Годвин также отрицал собственность как источник власти, надеялся на то, что промышленное развитие и технический прогресс приведут к сокращению продолжительности рабочего времени до получаса в день, что облегчит переход к обществу без власти.

    Большой вклад в развитие теории анархизма внёс немецкий философ М. Штирнер, разработавший индивидуалистический вариант анархизма. Он считал все социальные институты (государство, право, собственность) результатом отчуждения индивидуального сознания и утверждал, что в реальности не существует никаких необходимых связей индивидов в обществе, а потому индивид не должен признавать никакие социальные установления обязательными для себя. Идеальное состояние человека — это состояние свободы, не ограниченной никакими рамками.

    Большое влияние на становление и развитие анархизма оказала анархическая концепция Прудона. Французский публицист и социолог П. Ж. Прудон изложил свою концепцию в работах «Что такое собственность?» (1840 г.), «Система экономических противоречий, или философия нищеты» (1846 г.) и особенно «Федеративный принцип» (1863 г.). Прудон исходил из опыта Французской революции 1848 г. и разработал свою доктрину социализма, основными элементами которой были мютюэлизм, федерализм и тактика прямого действия. Мютюэлизм означал организацию общества на принципах равенства и взаимности. Прудон отвергал использование собственности для эксплуатации чужого труда (известно его выражение — «собственность есть кража»), но допускал «владение» — право рабочего или групп рабочих распоряжаться землёй и орудиями труда как главное основание свободы. Прудон предложил идею «положительной анархии», когда порядок возникает в результате того, что люди делают то, что они сами желают делать, и такая система самоуравновешивается, приходя к естественному порядку, где общественный строй создают деловые операции.

    Прудон видел будущее идеальное общество состоящим из независимых крестьян и ремесленников, фабрики и заводы в нём находились бы в собственности рабочих ассоциаций, а весь общественный механизм объединялся бы системой взаимного кредита на основе народных банков, место централизованного государства заняла бы федерация автономных местных общин и промышленных ассоциаций, связанных договорными отношениями, место суда занял бы арбитраж, место бюрократии — рабочий контроль, академическое образование заменено общим образованием. Последователи Прудона именовали себя мютюэлистами по названию тайной рабочей организации в Лионе в 1830-х гг., в которую входил Прудон. В 1864 г. группы мютюэлистов вместе с английскими трейд-юнионистами и европейскими социалистами, создали в Лондоне «Международное товарищество рабочих» (Первый Интернационал). Уже в I Интернационале развернулась борьба между сторонниками Прудона и К. Маркса. Сторонники последнего признавали тактику политической борьбы, захвата государственной власти и создания диктатуры пролетариата на переходный период от капитализма к социализму.

    Прудон был противником революций, он надеялся, что развитие науки и закона сформирует общественное и личное сознание, которых будет достаточно для поддержания порядка и сохранения всех свобод, и в таком случае уменьшится значение полиции, репрессивных методов, бюрократического аппарата, налогообложения и тогда сильную централизацию можно будет заменить федералистскими учреждениями и коммунами.

    В анархизме с зарождения имелись различные течения, он всегда состоял и состоит из множества разных направлений, в том числе диаметрально противоположных друг другу, от крайнего индивидуализма до безгосударственного коммунизма, от отрицания любых видов принуждения и насилия до признания насилия необходимой частью повседневной борьбы за свои идеалы вплоть до идеи социальной революции как единственного способа достижения свободного общества и использования террора.


    написать администратору сайта