Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.4. Архитектура компьютер-сеть

  • 3.5. Архитектура интеллектуальной сети Интеллектуальная сеть (IN

  • 4.1. Понятие «открытая система»

  • Интероперабельность

  • Лекции. 1. информационные сети. Основные понятия становление информационных сетей


    Скачать 1.52 Mb.
    Название1. информационные сети. Основные понятия становление информационных сетей
    Дата20.04.2022
    Размер1.52 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛекции.pdf
    ТипДокументы
    #486721
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    3.3. Архитектура клиент-сервер
    Архитектура клиент-сервер (CSA Client-Server Architec-
    ture, англ.) – концепция организации сети, в которой основная часть ее ресурсов сосредоточена в серверах, обслуживающих своих клиентов.
    Техническая революция, вызванная появлением ПК, сделала возможным во многих случаях иметь вычислительные и инфор-

    26 мационные ресурсы на рабочем столе пользователя и управлять ими по собственному желанию с помощью оконного графическо- го интерфейса. Увеличение производительности ПК позволило перенести части системы (интерфейс с пользователем, приклад- ную логику) для выполнения на ПК, непосредственно на рабочем месте, а функции обработки данных оставить на центральном компьютере. Система стала распределенной – одна часть функ- ций выполняется на центральном компьютере, другая – на персо- нальном, который связан с центральным посредством коммуни- кационной сети. Таким образом, появилась клиент-серверная мо- дель взаимодействия компьютеров и программ в сети и на этой основе стали развиваться средства разработки приложений для реализации информационных систем [8].
    Как следует из названия, архитектура CSA определяет два типа взаимодействующих в сети компонентов: серверы и клиен-
    ты. Каждый из них является комплексом взаимосвязанных при- кладных программ. Серверы
    12
    предоставляют ресурсы, необхо- димые пользователям. Клиенты используют эти ресурсы и предо- ставляют удобные пользовательские интерфейсы.
    Термины «клиент» и «сервер» обозначают роли, которые играют различные компоненты в распределенной среде вычисле- ний. Компоненты «клиент» и «сервер» не обязательно должны работать на разных машинах, хотя чаще всего именно так и быва- ет – клиент-приложение находится на рабочей станции пользова- теля, а сервер – на специальной выделенной машине.
    Клиент формирует запрос на сервер для выполнения соот- ветствующих функций. Например, файл-сервер обеспечивает хранение данных общего пользования, организует доступ к ним и передает данные клиенту. Обработка данных распределяется в том или ином соотношении между сервером и клиентом. В по- следнее время долю обработки, приходящуюся на клиента, стали называть «толщиной» клиента.
    12
    Наиболее распространены следующие виды серверов: файл-серверы, се- веры баз данных, серверы печати, серверы электронной почты, WEB- серверы и другие. В последнее время интенсивно внедряются многофунк-
    циональные серверы приложений.

    27
    В современной архитектуре «клиент-сервер» выделяется че- тыре группы объектов: клиенты, серверы, данные и сетевые
    службы. Клиенты располагаются в системах (например, компью- терах), находящихся на рабочих местах пользователей. Данные, в основном, хранятся в серверах. Сетевые службы являются сов- местно используемыми прикладными программами, которые вза- имодействуют с клиентами, серверами и данными. Кроме этого, службы управляют процедурами распределенной обработки дан- ных, информируют пользователей о происходящих в сети изменениях.
    В зависимости от сложности выполняемых прикладных процессов и числа работающих клиентов различают двух- и
    трехуровневые архитектуры.
    Наиболее простой является двухуровневая (Two-tier archi-
    tecture, англ.) архитектура (рис.3.3). Здесь, клиенты выполняют простые операции обработки данных, отрабатывают интерфейс взаимодействия с сервером, обращаются к нему с запросами.
    Большую же часть задач обработки выполняет сервер, который для этих целей зачастую имеет базу данных (БД) и в этом случае называется сервером базы данных. Сервер БД отвечает за хране- ние, управление и целостность данных, а также обеспечивает возможность одновременного доступа нескольких пользователей.
    Клиентская часть представлена «толстым клиентом», то есть приложением, на котором сконцентрированы основные правила работы системы и расположен программный пользовательский интерфейс.

    28
    Рис.3.3. Двухуровневая архитектура «клиент – сервер»
    При всей простоте построения такой архитектуры, она обла- дает серьёзными недостатками, наиболее существенные из кото- рых – высокие требования к сетевым ресурсам и пропускной спо- собности сети, а также сложность обновления программного обес- печения из-за логики взаимодействия, распределённой между кли- ентом и сервером БД. Кроме того, при большом количестве клиен- тов возрастают требования к аппаратному обеспечению сервера БД
    – самого дорогостоящего узла в любой информационной системе.
    Следующим шагом развития клиент-серверной архитектуры стало внедрение среднего уровня, реализующего задачи управле- ния механизмами доступа к БД (рис.3.4). В трехуровневой архитек- туре (three-tier
    architecture, англ.) вместо единого сервера приме- няются серверы приложений и серверы БД. Их использование поз- воляет резко увеличивать производительность локальной сети.

    29
    Рис.3.4. Трехуровневая архитектура «клиент – сервер»
    Плюсы данной архитектуры очевидны. На сервере прило- жений, стало возможно подключать различные БД. Теперь, сер- вер базы данных освобожден от задач распараллеливания работы между различными пользователями, что существенно снижает его аппаратные требования. В такой ситуации оказалось возмож- ным снизить требования к клиентским машинам за счет выпол- нения ресурсоемких операций сервером приложений и решаю- щих теперь только задачи визуализации данных. Поэтому такой вариант CSA часто называют архитектурой «тонкого клиента».
    Но узким местом здесь, как и в двухуровневой CSA, остают- ся повышенные требования к пропускной способности сети, что накладывает жесткие ограничения на использование таких си- стем в сетях с неустойчивой связью и малой пропускной способ- ностью (сети мобильной связи, GPRS, а в ряде случаев и Internet).
    Дальнейшее развитие CSA связано с многоуровневой архи- тектурой (N-tier architecture, англ.), которая использует средства разделения программ или распределенные объекты для разделе-

    30 ния вычислительной нагрузки среди такого количества серверов приложений, которое необходимо при имеющемся уровне нагрузки. При многоуровневой модели системы количество воз- можных клиентских мест значительно больше, чем при использо- вании двух- и трехзвенной моделей.
    3.4. Архитектура компьютер-сеть
    Сравнительно новая концепция построения информацион- ной сети, в которой основная часть ресурсов сосредоточена в ря- де распределенных сетевых систем, обслуживающих компьюте- ры-абоненты, получила название «компьютер-сеть» (computer-
    network architecture, англ.).
    К её появлению привело создание масштабных сетей с мощными рабочими станциями, увеличение скоростей передачи данных и удешевление операций информационного обмена.
    В новой архитектуре, имеющей некоторое внешнее сходство с архитектурой «терминал-главный компьютер», растворяется граница между персональным компьютером и сетью. Здесь роль главного компьютера (мэйнфрейма) выполняет сама сеть (рис.3.5).
    В архитектуре компьютер-сеть взаимодействуют два объек- та: компьютер и сеть. Первый из них называется сетевым ком-
    пьютером. В отличие от классического («толстого») клиента, ра- ботающего в одноранговой сети или двухуровневой сети «кли- ент-сервер», сетевой компьютер являет собою дальнейшее разви- тие идеологии «тонкого клиента». Этот компьютер образует ос- нову абонентской системы, имеющей простую структуру и вы- полняющей лишь некоторые ограниченные функции. Все осталь- ное для нее (и за нее) делают крупные системы сети. В них же распределено хранятся требуемые сетевому компьютеру про- граммы и данные. Поэтому сетевой компьютер большинство функций не может реализовать вне сети.

    31
    Рис.3.5. Архитектура «компьютер – сеть»
    Примером архитектуры компьютер-сеть может служить ар- хитектура Sun Ray Hot Desk, предложенная компанией Sun Mi-
    crosystems.
    Архитектура Sun Ray Hot Desk предполагает использование настольных систем типа графических терминалов семейства Sun
    Ray 1/100/150 (рис.3.6), имеющих минимум программных и ап- паратных средств: на настольной системе не устанавливается ни операционная система, ни клиентское программное обеспечение.
    Графическая сессия передается по специальному протоколу, поз- воляющему использовать на клиентской системе недорогой про- цессор и минимальный объем оперативной памяти.
    Вместе с тем графический терминал обладает широкими возможностями работы с приложениями в соответствии с основ- ной идеей «тонких» клиентов – получать из сети всё, вплоть до виртуальных драйверов устройств, включая драйвер монитора.

    32
    Рис.3.6. Графический терминал Sun Ray 150
    3.5. Архитектура интеллектуальной сети
    Интеллектуальная сеть (IN Intelligent Network, англ.) яв- ляется сегодня одной из определяющих концепций развития со- временных сетей связи. Интерес, проявляемый к IN, не случаен и основан на преимуществах, которые получают администрации связи, операторы сетей и абоненты при реализации услуг IN.
    Данная концепция позволила осуществить выход на рынок средств связи не только производителей коммутационного обо- рудования, но и ведущих производителей средств вычислитель- ной техники и современных средств обработки информации.
    Концепция IN формируется, начиная с 90-х годов прошлого века, когда Международный союз электросвязи (ITU-TInternational
    Telecommunication Union-Telecommunication, англ.) выпустил па- кет рекомендаций серии Q.1200, ставших действующим между- народным стандартом. В соответствии с этим пакетом рекомен- даций, понятие интеллектуальной сети трактуется, как архитек- турная концепция предоставления услуг связи, обладающих сле- дующими основными характеристиками:

    широкое использование современных методов обработки информации;

    эффективное использование сетевых ресурсов;

    модульность и многоцелевое назначение сетевых функций;

    интегрированные возможности разработки и внедрения

    33 услуг средствами модульных и многоцелевых сетевых функций;

    стандартизованное взаимодействие сетевых функций по- средством независимых от услуг сетевых интерфейсов;

    возможность управления некоторыми атрибутами услуг со стороны абонентов и пользователей;

    стандартизованное управление логикой услуг.
    Основополагающим требованием к архитектуре IN является отделение функций предоставления услуг от функций коммута- ции и распределение их по различным функциональным подси- стемам. Функции коммутации, как и для традиционных сетей, остаются в базовой сети связи, а функции управления, создания и внедрения услуг выносятся в создаваемую отдельно от базовой сети «интеллектуальную надстройку», взаимодействующую с ба- зовой сетью посредством стандартизованных интерфейсов (рис.3.7).
    Требование стандартизации протоколов обмена между базо- вой сетью и интеллектуальной надстройкой освобождает опера- торов сетей от существовавшей ранее зависимости от поставщи- ков коммутационного оборудования. Взаимодействие между функциями коммутации и управления услугами осуществляется посредством прикладного протокола интеллектуальной сети
    (INAPIN Application Protocol, англ.), стандартизованного
    ITU-T. Управление созданием и внедрением услуг осуществляет- ся через прикладной программный интерфейс (APIApplication
    Program Interface, англ.). Таким образом, стандартизованные ин- терфейсы IN делают сеть открытой для независимых изменений, как в интеллектуальной надстройке, так и в базовой сети.
    Основой для стандартизации в области интеллектуальных сетей связи является концептуальная модель интеллектуальной
    сети (INCMIN Conceptual Model, англ.), стандартизованная
    ITU-T. Модель отражает четыре абстрактных подхода к описа- нию IN, называемых в этой модели плоскостями (plane, англ.).
    В данном случае в модели разделены аспекты, относящиеся к услугам, и аспекты, связанные с сетью, что позволяет описы- вать услуги и возможности IN независимо от базовой сети, над которой создается интеллектуальная надстройка.

    34
    Рис.3.7. Схема обобщенной функциональной архитектуры IN
    Взгляд на INв плоскости услуг (SPService Plane, англ.), – определяет такую сеть исключительно с точки зрения услуг.
    Здесь отсутствует информация о том, как именно осуществляется предоставление услуг сетью.
    В глобальной функциональной плоскости (GFP Global
    Functional Plane, англ.) описываются возможности сети, которые необходимы разработчикам для внедрения услуг. Здесь сеть рас- сматривается как единое целое, даются модели обработки вызова и независимых от услуг конструктивных блоков.
    Распределенная функциональная плоскость (DFPDistributed
    Functional Plane, англ.) описывает функции, реализуемые узлами сети. Здесь сеть рассматривается как совокупность функциональ- ных элементов, порождающих информационные потоки.
    И, наконец, физическая плоскость (PP Physical Plane,
    англ.) описывает непосредственно узлы сети, содержащиеся в них функциональные элементы и протоколы взаимодействия.
    4. ИДЕОЛОГИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ
    4.1. Понятие «открытая система»

    35
    Идеология открытых систем в настоящее время является основной тенденцией в развитии информационных технологий и средств вычислительной техники, поддерживающих эти техноло- гии. Эту идеологию реализуют в своих разработках все ведущие фирмы – поставщики аппаратных средств передачи информации, программного обеспечения и разработчики прикладных инфор- мационных систем. Результативность такого подхода на рынке информационных технологий и систем определяется согласован- ной научно-технической политикой и реализацией стандартов от- крытых систем.
    В широком смысле открытой системой может быть названа любая система (компьютер, вычислительная сеть, ОС, программ- ный пакет, другие аппаратные и программные продукты), которая построена в соответствии с открытыми спецификациями
    13
    Тем не менее, единая, общепринятая трактовка понятия «от- крытая система» на сегодняшний день не сформировалась. В ка- честве иллюстрации можно привести некоторые варианты фор- мулировок, раскрывающих это понятие.
    Например, в руководстве, изданном AFUU (Французская ас- социация пользователей UNIX) в 1992 году открытая система определяется как «система, состоящая из компонентов, взаимо-
    действующих друг с другом через стандартные интерфейсы» [6].
    Специалисты Комитета IЕЕЕ
    14
    POSIX
    15 1003.0
    предложили
    13
    Спецификация (в вычислительной технике) – формализованное описание аппаратных или программных компонентов, способов их функ- ционирования, взаимодействия с другими компонентами, условий эксплу- атации, ограничений и особых характеристик [5].
    Открытые спецификации – опубликованные, общедоступные спе- цификации, соответствующие стандартам и принятые в результате дости- жения согласия после всестороннего обсуждения всеми заинтересованны- ми сторонами [5].
    14
    IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers, англ.) – Инсти- тут инженеров по электротехнике и электронике.

    36 наиболее широкую и исчерпывающую на сегодняшний день трактовку, подчеркивающую аспект среды, предоставляемой от- крытой системой для ее использования. Здесь открытой системой названа «система, реализующая открытые спецификации на ин-
    терфейсы, сервисы и поддерживаемые форматы данных, до-
    статочные для того, чтобы обеспечить должным образом ра-
    заработанным приложениям возможность переноса с мини-
    мальными изменениями на широкий диапазон систем, совмест-
    ной работы с другими приложениями на локальной и удаленных
    системах и взаимодействия с пользователями в стиле, облегча-
    ющем тем переход от системы к системе».
    Эта, несколько тяжеловесная формулировка, в более сжатом виде выглядит так [6]: «открытая системаисчерпывающий и
    согласованный набор международных стандартов информаци-
    онных технологий и профилей функциональных стандартов, ко-
    торые специфицируют интерфейсы, службы и поддерживаю-
    щие форматы, чтобы обеспечить интероперабельность
    16
    и
    мобильность
    17
    приложений, данных и персонала».
    Общие свойства открытых систем сводятся к следующим:
    Расширяемость (extensibility, англ.) и масштабируемость
    (scalability, англ.). Используют механизм наследования
    18
    , позво- ляющий сэкономить значительные средства при расширении си- стемы, поскольку многое не нужно создавать заново, а некоторые новые компоненты можно получить, лишь слегка изменив ста- рые. Кроме повторного использования, увеличивается также надежность, поскольку используются уже отлаженные компонен-
    15
    POSIX (Portable Operating System Interface for computer environ-
    ments, англ.) – интерфейс переносимой операционной системы (набор
    стандартов IEEE, описывающих интерфейсы ОС для UNIX).
    16
    Интероперабельность (interoperability, англ.)– способность к взаи- модействию с другими системами.
    17
    Мобильность (portability, англ.) – возможность переноса на другие системы (переносимость).
    18
    Наследование – использование при создании новых объектов (си- стем) свойства уже существующих объектов, описывая заново только от- личающиеся свойства.

    37 ты.

    Мобильность (переносимость). Основана на свойстве ин-
    капсуляции
    19
    , позволяющей хорошо скрыть аппаратно-зависимые части системы, которые должны быть реализованы заново при переходе на другую платформу. При этом гарантируется, что остальная часть системы не потребует изменений. При реализа- ции новых аппаратно-зависимых частей многое может быть взято из уже существующей системы благодаря механизму наследова- ния.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта