Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Славянский мир в древности. Занятия и верования восточных славян (IV-IX вв.). Расселение

  • Верования

  • 3. Образование Древнерусского государства (сер. IX - X вв.). Рюриковичи и норманский вопрос.

  • 4. Крещение и расцвет Киевской Руси(988- XII ) Владимир Святославович, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Владимир Святославович (980-1015).

  • 5. Русь в период политической раздробленности (XII-XIV вв.). Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский,Всеволод Большое Гнездо.

  • 6. “Святая Русь” между Востоком и Западом. Александр Невский, Дмитрий Донской

  • Дмитрий Донской

  • 7. Формирование Московского царства (XIV-XV вв.). Иван Калита, Иван III. Начало возвышению Москвы положил Иван Калита

  • Оаоа. 1. Историческая наука и ее роль в обществе


    Скачать 208.99 Kb.
    Название1. Историческая наука и ее роль в обществе
    Дата14.01.2023
    Размер208.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIstoria_pervy_kurs.docx
    ТипДокументы
    #885805
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    1. Историческая наука и ее роль в обществе.
    История отечества ставит целью показать место и роль ее народов в мировом развитии. Помогает нам постигнуть свое особое место в длинной череде человеческих поколений: кто мы? Где наше исторические корни, какое место занимает наш народ в истории Европы и Азии. Каковы его взаимоотношения с другими странами и народами; что народ России дал миру? И что он от него получил? История показывает единство народов нашего отечества с народами других стран мира в первую очередь с нашими ближайшими соседями народами Европы и Азии. Несмотря на дальние расстояния, которые отделяют их друг от друга разные условия жизни и темпы развития, миллионные человеческие коллективы, рассеявшиеся на ограниченных пространствах двух континентов были связаны между собой многими нитями, каждое поколение, как и каждый человек, учится на своем собственно опыте, история же былых времен должна учить всех нас и в этом также одно из ее предназначений важно лишь правильно воспринять ее уроки, знать прошедшее – значит во многом понять настоящее и предвидеть будущее. По истине, как говорили древние римляне история – это учитель жизни.

    2. Славянский мир в древности. Занятия и верования восточных славян (IV-IX вв.).

    Расселение:

    занимали территорию от Карпатских гор до средней Оки. Осваивали Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с финно-угорскими  и балтийскими племенами. В этот время славяне объединяются в племенные союзы, каждое племя состояло из родов. Поляне жили по среднему течению Днепра,на северо- восток от них расположились северяне, в районе верхней Волги жили кривичи, у озера Ильмень –ильменские словене, по реке Припять дреговичи,  древляне. К югу от реки Буг –бужане и волыняне. Между Днепром и Южным Бугом тиверцы. По реке Сожь –радимичи.

    Хозяйство:

    основным занятием восточных славян было земледелие(подсечно-огневое, перелог). Основными орудиями труда были соха, деревянный плуг, топор, мотыга. Серпами собирали урожай, молотили цепами, размалывали зерно каменными зернотерками. С земледелием тесносвязано скотоводство. Разводили коров, свиней, мелкий рогатый скот. Тягловая сила – волы, лошади.  Промыслы: рыболовство, охота, собирательство, бортничество (сбор меда диких пчел).

     Жили славяне общинами, сначала родовой, потом соседской. Это определяло уклад и характерные черты жизни. Хозяйства имелинатуральный характер (производили все для собственного потребления). С появлением излишков развивается обмен ( продукты земледелия на ремесленные товары).

       Появляются города как центры ремесла, торговли, обмена, опорные пункты власти, обороны. Города строились на торговых путях. Историки считают, что в 9 веке на Руси было не менее 24 крупных городов ( Киев, Новгород, Суздаль, Смоленск, Муром  …) Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья. Важнейшие вопросы решались на народных собраниях – вечевых сходках (вече). Существовало ополчение, дружина. Собиралиполюдье (сбор дани с подвластных племен).

    Верования – древние славяне были язычниками. Славянские боги олицетворяли силы природы и отражали общественные отношения. Перун –бог грома, войны. Сварог –бог огня.Велес – покровитель скота. Мокошь –оберегала женскую часть хозяйства. Верили в духов –леший, русалки, домовой. Обряды и праздники связаны с земледелием. Отмечали рождение, свадьбы. Почитали предков. Поклонялись явлениям природы.
    3. Образование Древнерусского государства (сер. IX-X вв.). Рюриковичи и норманский вопрос.
    Существует несколько теорий по вопросу о возникновении государственности у восточных славян. Одни их них исходит из рассказа «Повесть временных лет» - в ней говорится о принадлежности новгородцами и кривичами на княжестве варягов-норманнов: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». На приглашение откликнулись три брата: Рюрик, Синеус, Трувар. После смерти братьев власть пришла к Рюрику, который стал княжить в Новгороде, а затем захватил власть в Киеве. Но в 882 после смерти Рюрика новгородский князь Олег объединил под своей властью Киев и Новгород. Это летописное сообщение послужило основанием для возникновения так называемой норманнской теории, утверждавшей, что славяне в 9-10 вв. были неспособны к созданию собственной государственности, они не знали ни земледелия, ни ремесла, ни военного дела, ни законов. Всю культуру Киевской Руси норманнисты приписывали варягам, утверждая, что славяне вообще были не способны к самостоятельному развитию. Некоторые ученные приняли эту теорию, считая, что государство на Руси было создано мирным призванием норманнов на княжение. Но были и ученые, отрицательно относившиеся к этой теории: они отрицали само присутствие варягов на Руси, их участие в создании Древнерусского государства и варягское происхождение русских князей. Современный взгляд на возникновение государственности у восточных славян сводится к следующему: большинство историков считают, что варяги действительно были приглашены в Новгород, чтобы примирить борющиеся за власть группировки местной знати. Но призвание варягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства является результатом длительного внутреннего развития общества, и оно не может быть принесено извне. Большинство ученых сходятся в том, что историю образования и развития древнерусского государства можно разделять на три этапа:

    1. Вторая половина 9-10 веков - объединение восточных славян в единое государство, создание аппарата власти и военной организации;

    2. Конец 10-11 века - расцвет Киевской Руси;

    3. Конец 11-12 века - начало распада Киевской Руси, княжеские усобицы, сепаратизм феодалов (предельная раздробленность).

    Первыми правителями из династии Рюриковичей были:

    Олег (879-912гг.). Он убил князей Аскольда и Дира и утвердился в Киеве. В 882 году Олег сделал Киев своей резиденцией, возникло древнерусское государство с центром в Киеве. Эта дата традиционно считается началом Российской государственности.

    Игорь (912-945гг.) - продолжал объединение племен, при нем в состав Руси вошли племена уличей и тевирцев.

    Ольга (945-968гг.) - установила фиксированный размер дани - «уроки» и «погосты» места, куда свозилась дань. Её считают первой христианкой на Руси. Именно её в 957 году в Царьграде крестил патриарх.

    Святослав (962-972) - его правление было временем расширения территории Древнерусского государства, выхода Руси на международную арену.

    Итак, в первой половине 19 века в землях восточных славян возникло государство, получившее название Русь. По имени его столицы – Киев, ученые стали называть его Киевской Русью, хотя оно само по себе так не называлось.
    4. Крещение и расцвет Киевской Руси(988- XII) Владимир Святославович, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

    Владимир Святославович (980-1015).
    В 988 г. при Владимире 1, в качестве государственной религии на Руси было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) – центре византийских владений в Крыму. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ.
    Принятие христианства укрепило гос власть и территориальное единство киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской и античной культуры.
    После смерти Владимира I началась междоусобная борьба за киевский престол между его сыновьями. Киев получил Ярослав Мудрый (1019—1054). Киевская Русь в его правление достигла наивысшего расцвета, пика своего развития и стала во всех отношениях одним из сильнейших государств Европы, быстро догоняющим и обходящим передовые государства.
    Ярослав Мудрый был одним из составителей первого письменного свода законов Руси — Русской Правды. Источником для ее создания были нормы обычного права, узаконенные государством судебные местные обычая, а так же судебная практика местных князей.
    В начале XII века Русь снова объединилась перед лицом нового врага — половцев. Это было время правления Владимира Мономаха (1113—1125) и его сына Мстислава (1125—1132).В 1111 г. князь Владимир Всеволодович Мономах организовал успешный поход против половцев и одержал убедительную победу. Именно Владимир Мономах — авторитетнейший князь, прославленный своими успехами в борьбе с кочевниками — был приглашен на киевский престол в 1113 г., в обход своих старших родственников.
    5. Русь в период политической раздробленности (XII-XIV вв.). Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский,
    Всеволод Большое Гнездо.

    Распад Руси на отдельные княжества сыграл не только отрицательную (ослабление перед монголо-татарским нашествием), но и положительную роль: он способствовал бурному росту городов и вотчин в отдельных княжествах, развитию торговли с Прибалтикой, с немцами, развитию местной культуры — строились архитектурные сооружения, создавались летописи и т. п. Русь не распалась полностью. Киевское княжество хоть и формально, но цементировало страну; сохраняла свое влияние общерусская православная церковь, которая выступала за единство Руси, осуждала княжеские усобицы;

    Наиболее крупными были княжества:
    · Киевское (Киев);
    · Черниговское (Чернигов), Северское (Новгород-Северский);
    · Галицко-Волынское (Галич и Владимир-Волынский);

    · Владимиро-Суздальское (Владимир-на-Клязьме);

    · Новгородская земля (Великий Новгород).

    Но определились три основных политических центра: на юго-западе — Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке — Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля.
    В 1125 г. суздальским князем стал младший сын Мономаха — Юрий (1125—1157), за жажду власти, за свою военную активность получивший прозвище Долгорукий. Он постоянно воевал с Волжской Булгарией, вел борьбу с Новгородом за влияние на пограничные земли и дважды захватывал киевский престол. При нем впервые упоминается Москва, когда после одной из побед над соперниками Юрий пригласил своего союзника черниговского князя Святослава отметить это событие в Москву. 4 апреля 1147 г. союзники встретились в Москве, где был устроен пир. Эту дату принято считать годом основания Москвы. Москва была построена Долгоруким на месте усадьбы боярина Кучки. В 1157 г. Юрий умер в Киеве (отравлен) и власть в Ростово-Суздальской земле перешла к сыну Юрия Андрею по прозвищу Боголюбский. Андрей Боголюбский продолжил политику своего отца, направленную на расширение Ростово-Суздальского княжества: он воевал с Новгородом, Волжской Булгарией. Вместе с тем он стремился к возвышению своего княжества над другими русскими землями, ходил на Киев, взял его, подверг страшному разорению, но в Киеве не остался. Андрей Боголюбский проводил жесткую политику по отношению к боярам в своем княжестве. Наступая на их права и привилегии он жестоко расправлялся с непокорными, изгонял из княжества, лишал вотчин. Стремясь еще больше отделить от бояр и опереться на горожан, он перенес столицу из Ростова в молодой торгово-промышленный город Владимир. Именно под Владимиром в местечке Боголюбове он устроил свою резиденцию, за что и получил прозвище Боголюбский. Между Андреем Боголюбским и боярами назревал серьезный конфликт. Возник заговор против князя, в который были вовлечены слуги Андрея — осетин Анбал, ключник Ефрем Мозевич. 29 июня 1174 г. заговорщики ворвались в княжеский дом и зарубили князя. После смерти Андрея началась усобица. Ростовские и суздальские бояре пытались отдать престол своим ставленникам, но жители Владимира предложили сыновей Юрия — Михаила и Всеволода. В конце концов, в 1176 г. князем стал Всеволод, прозванный Большим Гнездом, так как имел 8 сыновей и 8 внуков. При нем Владимиро-Суздальское княжество достигло наивысшего расцвета. Он первым среди князей Северо-Востока принял титул великого князя. Всеволод жестоко наказал мятежных бояр. При нем была захвачена Рязань. Всеволод вмешивался в дела Новгорода, его опасались в Киеве. После смерти князя его сыновья разделили княжество на части и вели усобицы. Лишь в XIV в. Северо-Восточная Русь станет центром объединения русских земель.

    6. “Святая Русь” между Востоком и Западом. Александр Невский, Дмитрий Донской
    Восточноевропейские земли издавна привлекали внимание немецких феодалов выгодным географическим положением и своими богатствами. В Х—Х11 вв. они начинают захваты юго-восточного побережья Прибалтики.

    Первыми попытались воспользоваться ослаблением Руси во время монголо-татарского нашествия шведы, под угрозой захвата оказался Новгород. В июле 1240 г. в Неву вошел шведский флот под командованием герцога Биргера. Пройдя Невой до устья реки Ижоры, рыцарская конница высадилась на берег. В Новгороде тогда княжил 19-летний Александр Ярославич. Русская разведка доложила князю о передвижении шведов, и он действовал быстро и решительно. Князь не стал дожидаться полков великого князя Ярослава, а с небольшой дружиной и новгородскими ратниками двинулся к месту высадки шведов. По дороге к ним примкнули ладожане, а позже — отряд ижорян. 15 июля 1240 г., скрытно подойдя к шведскому лагерю, конная дружина Александра обрушилась на центр шведского войска. А пешая рать новгородцев ударила во фланг, отрезая рыцарям отход на корабли. Остатки разбитого шведского войска ушли по Неве в море.

    Число русских потерь было невелико — 20 человек. Блестящая победа Александра, прозванного Невским, имела большое историческое значение:

      • во-первых, она устраняла угрозу с Севера;

      • во-вторых, Русь сохранила берега Финского залива, выход к Балтийскому морю, торговые пути в страны Запада;

      • в-третьих, это был первый военный успех Руси со времен нашествия Батыя.

    Но вскоре на северо-западе Руси появились немецкие и датские рыцари-крестоносцы. Они овладели важной псковской крепостью Изборск, а затем с помощью изменника-посадника захватили и Псков. В конце марта 1242 г. Невский получил от разведки известие, что на него надвигаются силы Ливонского ордена. Битва состоялась 5 апреля 1242 г. и развивалась согласно плану Александра. Немцы врезались в центр русских, но были зажаты фланговыми войсками князя и окружены конницей. Под тяжестью рыцарей лед начал ломаться, многие утонули, другие стали отступать. Русские преследовали врага 7 верст. Новгородская летопись сообщает, что погибло 400 рыцарей, тысячи рядовых воинов, 50 знатных рыцарей были взяты в плен. Битва получила название «Ледовое побоище».

    Значение победы:

    • была остановлена экспансия ордена на Восток

    • немцы не смогли поработить наиболее развитую часть Руси — Новгородско-Псковскую землю, навязать ее народам католицизм

    • было подорвано господство немецких феодалов над народами Прибалтики

    Дмитрий Донской

    После смерти Ивана 2, последовавшей в 1359 году, оставившего малолетнего сына Дмитрия, ярлык на великое княжение Владимирское удалось получить суздальскому князю Дмитрию Константиновичу, но в 1362 году стараниями московского боярства и митрополита Алексея ярлык на великое княжение был приобретен для московского князя Дмитрия Ивановича. В Золотой Орде в это время происходили смуты и междоусобия, и московский князь стал думать, что пришло время избавить Русь от татарского ига. Великий князь Дмитрий Иванович, узнав о движении ордынского войска к Москве, обратился с призывом о сборе русского ополчения для отпора врагу. Сбор русских войск был назначен в Коломне, в нем приняли участие представители почти всех земель Северо-Восточной Руси. В 10 часов утра произошло столкновение сторожевого полка и лучников Мамая. Затем монголо-татарская конница, сбив сторожевой и разгромив передовой полки, в течение трех часов пыталась прорвать центр и правое крыло русской рати. Русские полки понесли значительные потери. Был ранен и сам Дмитрий Иванович, сражавшийся в доспехах рядового воина. Когда Мамай перенес главный удар против левого фланга и начал теснить русские полки, был введен в действие частный резерв. Но противнику удалось прорвать левое крыло русских и выйти в тыл главных сил. В этот решающий момент сражения по флангу и тылу прорвавшейся монголо-татарской конницы нанес удар засадный полк воеводы Боброка. Внезапная и стремительная атака этого полка, поддержанная ударом других полков, решила исход битвы в пользу русских. Вражеское войско дрогнуло и обратилось в бегство. Русские воины захватили ханскую ставку и почти на протяжении 50 километров (до реки Красивая Меча) конница преследовала и уничтожала остатки войск Мамая.

    Вывод: Таким образом, при Дмитрии Донском княжество московское окрепло. С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды, хотя враг был еще силен и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Продолжалась и выплата дани, но враги уже избегали мериться с Русью силами в больших сражениях. После Куликовской битвы стало ясно, что господству Орды скоро придет конец. Хотя она не привела к ликвидации татаро-монгольского ига на Руси, однако, на Куликовом поле был нанесен сильнейший удар по господству Золотой Орды, ускоривший ее последующий распад. Важным следствием Куликовской битвы было усиление роли Москвы в образовании Русского единого государства.

    7. Формирование Московского царства (XIV-XV вв.). Иван Калита, Иван III.
    Начало возвышению Москвы положил Иван Калита, ставший московским князем в 1325 г. После подавления антиордынского восстания в Твери (1327) он получил ярлык на Владимирское княжение (1328–1340) и стал сборщиком дани для Орды. Часть дани Калита оставлял себе и покупал соседние земли мелких князей, расширяя границы Московского княжества. При нем был построен первый каменный храм в Москве – Успенский собор. Вскоре после этого Владимирский митрополит переехал в Москву, что усилило авторитет Москвы. Политика Калиты обеспечила Московскому княжеству сорок лет мира, в течение которых Русь накапливала силы.

    В сентябре 1380 г. внук Ивана Калиты московский князь Дмитрий Донской (1359–1389), воспользовавшись политическими неурядицами в Орде, попытался сбросить иго. Он возглавил объединенное войско нескольких русских княжеств и одержал победу над ордынским войском под предводительством Мамая на Куликовом поле. Эта победа подняла дух русских людей, упрочила уважение к династии московских князей. Но русская рать тоже понесла большие потери, и Русь не могла продолжать борьбу с Ордой. В 1382 г. хан Тохтамыш неожиданно захватил Москву, и Дмитрий Донской вновь признал себя данником татар.

    После смерти Дмитрия Донского между его сыновьями и внуками началась феодальная война, которая почти на 30 лет замедлила объединение русских земель. Это объединение продолжил князь Иван Васильевич III (1462–1505), который присоединил к Москве Ярославское и Ростовское княжества, затем подчинил себе Новгород (1478) и Тверь (1485). Усиление Москвы совпало с периодом ослабления Орды. В 1480 г. после долгого «стояния» на реке Угре московской и ордынской ратей, ордынцы отступили, и татаро-монгольское иго пало.

    Эти успехи позволили Ивану III провозгласить себя «государем и самодержцем всея Руси». Возросшее величие страны нашло свое отражение в теории «Москва – третий Рим», провозгласившей Московское государство наследником «второго Рима» (Византийской империи) и главным оплотом православия. Новый статус Московского государства был закреплен и государственным гербом в виде византийского двуглавого орла. Обращение к византийскому наследию ориентировало московских правителей на установление самовластия, характерного для византийских кесарей.

    В 1497 г. был принят Судебник Ивана III – первый свод законов Московского государства. В нем была определена компетенция должностных лиц, установлены процессуальные нормы, наказания за особо опасные для государства преступления (убийства, разбои, кражи и т. п.).

    В эпоху Ивана III получила распространение практика «испомещения» военных слуг великого князя на землю с правом кормиться за счет крестьянского труда. Однако крестьяне не рассматривались как собственность помещика и сохраняли традиционное право уйти от него по своей воле. Обычно крестьянин уходил от одного помещика к другому или садился на земли бояр и монастырей, поскольку в крупных хозяйствах нагрузка на крестьян была меньшей. Судебник 1497 г. ограничивал право перехода крестьян определенными сроками: неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября). При этом крестьянин был обязан уплатить пожилое, т. е. плату за то, что он проживал на земле помещика.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта