Мир. Древ Мир Экзамен. 1. История древнего мира как предмет. Хронологические и территориальные рамки
Скачать 67.96 Kb.
|
Сирия.Если на побережье Средиземного моря в первой половине I тысячелетия руководящую роль играл Тир, то в континентальной Сирии особенно усиливается Дамаск, расположенный на скрещении нескольких караванных путей. Дамасские кузнецы изготовляли превосходное оружие. Из соседних степей в Дамаск привозилась «шерсть блистательной белизны» и перепродавалась в Тир.Возвышение Дамаска было связано с переселением арамеев в конце II тысячелетия до н. э. Это была очередная волна семитоязычных племен, пришедших из Аравии. Отличительной чертой их хозяйства было широкое разведение верблюдов, незаменимых для караванной торговли в степях и пустынях. К началу I тысячелетия до н. э. арамеи почти полностью поглотили местное, аморейско-хурритское население Сирии и Северной Месопотамии. Вскоре арамейский язык получил широкое распространение в качестве второго разговорного языка во многих государствах Передней Азии, стал применяться в официальных ассирийских документах. Во второй половине X в. до н. э. главным центром арамеев в Сирии был Дамаск. Палестина. Отмечается рост товарного хозяйства. В крупных городах появились торговые и ремесленные кварталы. За пределами городов, плотники, ткачи и гончары основывали отдельные поселки. Расширялась внешняя торговля, особенно с Тиром, куда ввозили пшеницу. Избыток зерна сбывался и на внутреннем рынке. Развитие товарных отношений постепенно вело к разложению общин. Поля и сады общины стали продаваться посторонним лицам (не родственникам и даже не соседям).Наряду с общинным землевладением появилась частная земельная собственность. Царский земельный фонд использовался для раздач вельможам и чиновникам. При таких условиях усиливалось имущественное расслоение и обострялись классовые различия. Упоминаются четыре сословия, на которые делилось свободное население страны: 1) светская аристократия (вельможи и князья); 2) духовная аристократия (жрецы и профессиональные пророки); 3) так называемый народ земли — основная масса свободного населения. Они владели общинными наделами и обязаны были служить в ополчении и платить налоги; 4) чужеземцы (пришельцы и поселенцы), ограниченные в правах. Рост товарного земледелия и развитие ремесла повышали спрос на подневольный труд не только в поместьях царей и знати, но и в хозяйствах зажиточных общинников. Вопрос 18 Финикийская колонизация: причины и основные направления В истории древнего Средиземноморья значительную роль играла финикийская колонизация. При сравнительно невысоком уровне развития производительных сил в финикийских городах возникло относительное перенаселение. Это было использовано правящими кругами финикийских городов для создания в чужих странах опорных пунктов, необходимых для возобновления и расширения торговли с этими странами и для высылки из метрополии наиболее недовольных элементов. Относительное перенаселение, стремление закрепиться вдоль важнейших морских путей, острая социальная и политическая борьба — вот основные причины финикийской колонизации. Финикийские колонии в Западном Средиземноморье стали основываться на рубеже II—I тысячелетий до н. э. Уже к началу I тысячелетия некоторые из них, например город Утика в Северной Африке и Гадес в Испании, превратились в крупные городские центры. Однако из всех финикийских колоний наибольшего экономического процветания и политического могущества достиг Карфаген (Новый город), основанный выходцами из финикийского города Тира в конце IX в. до н. э. ( 825 или в 814 г. до н. э.). Карфаген, удобно расположенный в центре Средиземного моря, на перекрестке торговых и морских путей, постепенно стал укрепляться и богатеть.Возникновение относительного перенаселения в Тире, крушение микенской морской мощи, давшее возможность плавать в западном направлении более интенсивно, использование правящими кругами Тира этой ситуации для избавления, с одной стороны, от «нежелательных» элементов населения, а с другой — для укрепления на важнейших торговых путях и в местах добычи драгоценных металлов. Вопрос 19 Персидские завоевания и образование мировой державы Ахеменидов. Реформы Дария I и организация его державы Восстания народных масс 522 — 521 гг. до и. э. показали непрочность Персидской державы. Учитывая их уроки, девятый царь Персидской державы из династии Ахменидов Дарий I осуществил важные административно-финансовые реформы . Они которые позволили создать устойчивую систему государственного управления и контроля над завоеванными странами, упорядочили сбор податей и увеличили контингента войск. В результате проведения этих реформ в жизнь была создана, по существу, новая административная система, в дальнейшем до конца господства персидских царей не претерпевшая существенных изменений. Около 519 г. до н. э. были предприняты реорганизация и унификация системы управления провинциями. Дарий I разделил государство на административно-податные округа Во главе новых административных округов стояли сатрапы (букв, «хранители царства»). Должность сатрапа существовала с начала возникновения Персидской державы, но при Кире, Камбизе и в первые годы царствования Дария I наместниками во многих странах являлись местные правители, как это было еще в Ассирийской и Мидийской империях. Реформы же Дария должны были сосредоточить руководящие должности в руках персов. Около 519 г. до н. э. Дарий I ввел новую систему государственных податей. Персы — господствующий народ — не платили денежных налогов, но не были освобождены от натуральных поставок. Суммы податей, установленные при Дарий I, оставались неизменными до конца существования Персидской державы, несмотря на значительные экономические изменения в подвластных персам странах. Могущество Персидской державы в значительной мере зависело от армии, ядро которой составляли персы и мидийцы. Армия состояла из конницы и пехоты. Кавалерия набиралась из знати, а пехота — из земледельцев. Комбинированные действия этих двух родов войск обеспечили персам победы во многих войнах. В царствование Дария I Персидская держава достигла расцвета. Упрочив свою власть и завершив реформы, он приступил к расширению владений. Вопрос 20. Формирование цивилизации Древней Индии. Индская культура. Развитие Индии в ведический период кон. II первая половина I тыс. до н.э. История Индии началась с возникновения Хараппской цивилизации, расположившейся в долине реки Инд, наибольший расцвет которой пришёлся на III тысячелетие до н. э. Древнейшая в Южной Азии цивилизация называется Индской, так как она возникла в районе реки Инд в Северо-Западной Индии можно утверждать, что для культуры долины Инда было характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности. Эти основные признаки и позволяют говорить о возникновении цивилизации, т. е. классового общества и государства. На территории к западу от реки Инд уже в эпоху неолита, население стало заниматься земледелием. Небольшие поселки с домами из сырцового кирпича располагались в долинах, орошаемых разливами мелких рек. Глиняные фигурки и роспись на керамике свидетельствуют о типичных культах плодородия—богини-матери и быка. Система канализации в городах долины Инда кажется более совершенной, чем в других странах древнего мира. Наиболее примечательными произведениями художественного ремесла являются небольшие каменные печати Найдено их уже более двух тысяч. На основе памятников материальной культуры и искусства могут быть сделаны некоторые выводы о характере религиозных представлений жителей долины Инда. Изображения на печатях свидетельствую: о культе деревьев (и богини дерева), животных, небесных светил. Фигурки богини-матери указывают на земледельческий характер религии. Мужское божество, сидящее в так называемой йогической позе в окружении четырех зверей, рассматривается как владыка четырех стран света. Есть основания говорить о том, что большее значение придавалось ритуальному омовению. Цивилизация в долине Инда обладала развитой письменностью Ведический период берет свое название от Вед, являвшихся основным священным текстом и религиозным авторитетом индусов не только ведического периода, но и по сей день. Иногда этот период индийской религии называют ведизмом, он представляет синтез учений арийских племен, пришедших в Индию по официальным данным в середине II тысячелетия до н.э., а по мнению индийских пандитов — примерно в V тысячелетии до н.э. с аватара Рамой. Вопрос 21. Возникновение общеиндийской державы Маурьев. Особенности ее организации. Варно-кастовая система Империя Мау́рьев — государство в древней Индии (317—180 годы до н. э.) В эпоху Маурьев индийская государственность имела сильную монархию; древние институты родоплеменного самоуправления переродились в новые государственные учреждения. Правитель и истекающая от него власть стали рассматриваться как главный элемент в державе. Его полномочия представлялись почти неограниченными . Религиозные функции не входили в обязанности царя. Главными фигурами царской администрации были министры. Второй уровень администрации составляли самые разные чиновники. Несколько смотрителей ведали финансами, другие – царскими мастерскими, земельным хозяйством, были особые надсмотрщики за судоходством, за торговлей. Особую часть управителей составляли военные. Важную роль в государственном управлении играл совет при царе – паришад. Совет был политическим органом игнорировать который в решении государственных дел не полагалось. Держава Маурьев разделялась на провинции со значительной автономией. Четыре провинции считались главными – их давали в управление царевичам. Деятельность местной администрации явно и тайно контролировалась инспекторами из центра. Помимо провинций, были области, затем округа; низшей единицей территориального управления считалась деревня-община . Основная масса вопросов на местах решалась в традициях самоуправления . Ва́рна — термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийскогообщества. Ка́ста — социальные группы, на которые исторически разделялось индийское общество. Варново-кастовая система в целом именно благодаря своей жесткой иерархичности составляла костяк социальной структуры Индии; уникальная по форме, она не только оказалась эффективной альтернативой слабой политической администрации, но и успешно компенсировала эту слабость, хотя такого рода компенсация никак не способствовала политической стабильности государств в Индии. Во многом институт касты служил цивилизационным интересам, обеспечению средств существования, в основном за счет сельского хозяйства. Структура аграрного общества, основное место в которой занимали земледельцы, традиционно связанные с ремесленниками, а также сословно-кастовая система представляют собой специфическую для Индии социокультурную модель. уществует ряд теорий, объясняющих происхождение кастовой системы.Кастовое деление досталось пришедшим на Индостанский полуостров народам в наследство от аборигенных племенных сообществ. Подразделенное на несколько родов племя становилось в качестве касты элементом брахманской системы, его члены вступали в брак только внутри этой касты.Происхождение каст является результатом разделения труда, второе ведет к росту производства и экономической эффективности. Это теория не учитывает наследственный аспект кастовой системы. Все эти теории и концепции, несмотря на их разнородность, признают, что деление на касты — это одна из форм социальной дифференциации. 22. Социально-политическое развитие Древнего Китая в эпоху Шан Инь. Согласно представлениям, господствующим в Древнем Китае, «главные дела в государстве — это жертвоприношения и войны». И то и другое нашло достаточно подробное отражение в текстах иньских надписей на гадательных костях. Представления иньцев об окружающем мире и его населении носили отчетливо выраженный этноцентрический характер. Они считали, что в центре Поднебесной находится Великий Город Шан — резиденция правителя. Вокруг него простираются территории, входящие в состав Иньского государства. Они различаются по странам света: западные земли, южные земли и т. д. За пределами земель живут племена, не признающие власти иньского правителя и поэтому враждебные ему. Однако четкой границы между землями и племенами фактически не существовало. Любое племя, выступившее на стороне правителя Инь, автоматически становилось частью соответствующих земель, и наоборот. Иньское государство не имело какой-либо иной системы территориального деления, кроме родоплеменного. Оно возникло скорее всего как союз племен, одно из которых возвысилось над остальными и подчинило их своему влиянию. Политическое единство иньцев олицетворялось правителем — ваном. Отчетливо выступает тенденция к утверждению единоличной власти государя. Говоря о себе, иньские ваны употребляли торжественную формулу: «Я—единственный среди людей». Власть вана находила выражение в его праве отдавать приказы любому человеку, находившемуся на его землях. Часто ван лично возглавлял карательные походы против враждебных племен. Если же племя признавало власть вана, он жаловал его вождю титул, указывавший на то, что данное племя становилось членом иньской коалиции. Отныне оно могло рассчитывать на покровительство и защиту со стороны вана, который должен был заботиться обо всех своих подчиненных. Вождь племени, получивший от вана титул, обязан был регулярно являться в Великий Город Шан, присылать туда дань, а в случае необходимости предоставлять в распоряжение правителя свои ополчения. Если их территория подвергалась нападению, подчиненные вожди немедленно сообщали об этом вану. Ван был одновременно и верховным жрецом. Только он мог по трещинам на гадательной кости определять волю божества. Наибольшего могущества Иньское государство достигло при ване У Дине, правившем во второй половине XIII в. до н. э. При нем в Великом Городе Шан были построены новые дворцы и храмы. У Дин значительно расширил территорию Инь. В памяти потомков он остался могущественным завоевателем. После смерти У Дина дом Инь пришел в упадок. Последний правитель Инь рисуется в письменных источниках как безнравственный тиран, который «распутствовал и безобразничал, не зная удержу». Эти сообщения скорее всего представляют собой попытку обосновать и исторически оправдать события, относящиеся к последней трети XI в. до н. э. и вошедшие в историографию как «чжоуское завоевание». 23. Возникновение циньской империи и ее организация. Реформы Цинь Шихуанди. В ходе непрерывной междоусобной борьбы древнекитайских царств на протяжении V-III вв. до н. э. выявилась определённая историческая тенденция - необходимость политического объединения разрозненных царств в единое сильное государство, способное обеспечить господство эксплуататоров над массами эксплуатируемого населения, безопасность границ и возможность захвата у соседних народов новых земель и рабов. Объединение страны в тех условиях было возможно лишь в результате насильственного подчинения одному, более сильному царству, территории всех остальных государств. В силу изложенных выше причин сильнейшим из древнекитайских царств к середине III в. до н. э. оказалось царство Цинь. Дальнейшие завоевания Циньского царства, завершившиеся образованием империи, связаны с именем Ин Чжэна (246-210). Ко времени вступления его на циньский престол граница царства Цинь на востоке достигла современного города Кайфына (в провинции Хэнань). Ин Чжэн, оказавшийся человеком железной воли, стал проводить ещё более активную, чем его предшественники, завоевательную политику. В масштабе всей империи были проведены административная, аграрная, финансовая и военная реформы по образцу реформ Шан Яна в царстве Цинь. Границы прежних царств были уничтожены. Огромная территория Циньской империи была разделена на 36 областей - цзюнъ (после завоеваний на юге Китая здесь было создано ещё 4 области), подразделявишхся на уезды - сянъ. Во главе каждой области стояли два управителя- представители гражданской и военной власти, назначаемые из столицы. В основу организации системы государственного управления были положены принципы учения фацзя. Все чиновники должны были руководствоваться твёрдо установленными едиными законами. Для наблюдения за действиями государственного аппарата назначались особые чиновники - инспектора - цзянъюйгии, которые рассылались по всей империи, но подчинялись только самому Цинь Ши хуанди. Введённые при Цинь Ши хуанди, по примеру Шан Яна, чрезвычайно жестокие законы сурово карали за малейшие проступки. Многие преступления наказывались мучительными казнями. Особенно серьёзные преступления карались казнью не только самого виновного, но и всех его родственников в трёх поколениях. Прежняя аристократия завоёванных Цинь Ши хуанди царств была поставлена под строжайший надзор имперских чиновников. Все те, кто противился мероприятиям императора, подвергались мучительной смертной казни, а члены их семей обращались в государственных рабов. Прежние аристократические титулы были уничтожены. Критерием знатности стали отныне богатство и государственные заслуги. С целью ослабления своих внутренних врагов Цинь Ши хуанди приказал отобрать всё оружие у частных лиц и перелить его в бронзовые колокола. Эта мера должна была обезоружить представителей прежних царских и аристократических родов и пресечь возможность их мятежей. С этой же целью были разрушены все крупные укрепления внутри Китая, которые могли представлять для Циньской империи серьёзную опасность в случае восстаний. По приказу императора в империи сооружались дороги и транспортные каналы, связывающие столицу со всеми областями огромного государства. Для сохранения дорог были унифицированы оси телег, так как повозки с длинными осями выходили из колеи и портили дороги, проведённые в мягкой лёссовой почве. Были введены единые для всей империи меры веса, длины и ёмкости и проведена денежная реформа, установившая единую монету. Все эти мероприятия способствовали развитию торговли в Циньской империи. В качестве денег теперь стали употребляться только золотые слитки и единообразная медная монета. По приказу Цинь Ши хуанди была проведена реформа письменности. До образования Циньской империи не существовало единой формы письменных знаков, в различных частях древнего Китая иероглифы писались по-разному. Теперь было установлено единообразное для всей страны письмо, называемое сяо-чжуанъ (малое упрощённое письмо). Это циньское письмо легло в основу современной китайской письменности. |