Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Основные проблемы изучения и принципы периодизации эпохи первобытности.

  • 7. Причины возникновения и организации соседской (территориальной) общины. Возникновение предпосылок образования государства

  • 9. Предпосылки образования цивилизации Древнего Египта. Формирование государственного строя.

  • 10.Система управления и социальные отношения в Древнем Египте.

  • Мир. Древ Мир Экзамен. 1. История древнего мира как предмет. Хронологические и территориальные рамки


    Скачать 67.96 Kb.
    Название1. История древнего мира как предмет. Хронологические и территориальные рамки
    Дата14.02.2023
    Размер67.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДрев Мир Экзамен.docx
    ТипДокументы
    #937557
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    1. История древнего мира как предмет. Хронологические и территориальные рамки
    Древний мир – принятое в историографии обозначение в периоды существования доклассовых и раннеклассовых обществ на древнем Востоке, Греции и Риме.
    Хронологические рамки:
    С учетом эпохи первобытности, отправной точкой можно считать от 6 до 2,5 млн. лет назад, а завершающий этап периодом 3 – 5 вв. до н.э. Эпоха первобытности (от 6 – 2,5 млн. лет до н.э. до 4 тыс. до н.э.)
    Территориальные рамки:
    История древнего мира охватывает пространство от Атлантического океана побережья и Африки на западе до Северовосточной Африки Ближнего Востока, вплоть до Дальнего Востока на Востоке. С севера на юг от Приуралья и Урала.
    2. Трудности изучения и принципы периодизации эпохи первобытности .

    Существует несколько принципов периодизации эпохи первобытности . Сложность изучения в том , что Первобытнооб­щинный строй был самым длительным по времени — более миллиона лет — этапом истории человечества. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, так как во вновь обнаруживаемых костных остатках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека, и время от времени преобладающее мнение меняется. В настоящее время одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное общество) возник 1,5—1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 2,5 млн. лет назад. Верхняя грань первобытнообщинного строя колеб­лется в пределах последних 5 тыс. лет, различаясь на разных конти­нентах. В Азии и Африке первые классовые общества и государства сложились на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н. э., в Америке — в 1 ты­сячелетии н. э., в других областях ойкумены* —еще позднее.Не проще обстоит дело с периодизацией первобытной истории, точнее говоря, ее периодизациями, так как параллельно существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизации перво­бытной истории, частично отражающие характер дисциплин, которые участвуют в их разработке. Из специальных периодизаций наиболее важна археологическая, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Известное уже древнекитайским и древнеримским философам .Хотя археологическая периодизация всецело основана на техноло­гическом критерии и не дает полного представления о развитии производства в целом, ее создание явилось крупным научным дости­жжением. Более ограничена по своим целям палеоантропологическая (пале-антропологическая) периодизация первобытной истории, основанная на критерии биологической эволюции человека. При всей важности специальных периодизаций первобытной ис­тории ни одна из них не в состоянии заменить общей (исторической) периодизации древнейшего прошлого человечества, разработка кото­рой ведется уже более столетия, главным образом по этнологическим и археологическим данным.

    3. Основные проблемы изучения и принципы периодизации эпохи первобытности.

    1) первобытная история практически не умеет в своем распоряжении письменных источников
    2) первобытная история реконструирует прошлое человечества на основе целого ряда наук(этнология, археология, антропология, палиантропология и многие другие)
    Сложность изучения в том , что Первобытнооб­щинный строй был самым длительным по времени — более миллиона лет — этапом истории человечества. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, так как во вновь обнаруживаемых костных остатках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека, и время от времени преобладающее мнение меняется. В настоящее время одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное общество) возник 1,5—1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 2,5 млн. лет назад. Верхняя грань первобытнообщинного строя колеб­лется в пределах последних 5 тыс. лет, различаясь на разных конти­нентах. В Азии и Африке первые классовые общества и государства сложились на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н. э., в Америке — в 1 ты­сячелетии н. э., в других областях ойкумены* —еще позднее.

    4. Процесс антропогенеза и его влияние на эволюцию первобытного общества

    Антропогене́з — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного , отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.  Важнейшее значение труда для антропогенеза было исследовано английским философом Ф. Энгельсом в работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”, написанной вскоре после 1871 года. Данное исследование было навеяно философским определением человека как животного, способного изготовлять орудия труда, принадлежащим американскому мыслителю Франклину. Ф. Энгельс (1955) объяснял происхождение человека как существа в первую очередь общественного, изготовляющего орудия и с их помощью трудящегося. Энгельс указал кроме труда на другие социальные факторы антропогенеза: членораздельную речь и общество как тип сообщества. Он также выделил в антропогенезе время существования “формирующихся людей” и период развития “готового человека”. Многочисленные находки орудий труда вместе с костями ископаемого человека подтвердили правильность трудовой концепции антропогенеза. Изготовление орудий труда обязательно предполагает наличие заранее намеченной цели и логическую последовательность действий для её осуществления. Следовательно, переход к изготовлению орудий труда означал, что трудовая деятельность людей стала деятельностью действительно осознанной и целеустремленной, т. е. специфически человеческой деятельностью. В процессе развития и совершенствования трудовой деятельности совершенствовался и сам человек — главная производительная сила возникшего общества.

    5. Организация и структура родового общества. Особенности социальных отношений в условиях материнской родовой общины

    Развитие производительных сил обусловило и потребовало более прочного, развитого и зрелого в сравнении с первобытным стадом производственного коллектива, который обеспечил бы непрерывность в ведении хозяйства, накопление и преемственность трудового опыта и навыков. Возник род или родовая община. При родовом строе основную ячейку общества составляет род, объединяющий группу людей, связанных кровным родством. Несколько родов составляли племя. На первом этапе развития родового строя ведущее положение в жизни родовой общины занимала женщина, что было связано с особенностями материальной жизни людей в ту эпоху. Женщина занималась собиранием и приготовлением пищи, вела общее хозяйство, создавала и хранила общественные запасы. Женщина же на первых порах занималась в большинстве случаев ведением примитивных, зачаточных форм земледелия и скотоводства. Благодаря сложившемуся положению во главе родовой общины стояла женщина, и родство членов общины считалось по материнской линии. Это был матриархат, или материнский род. Переход от первобытного стада к материнскому роду происходил путём распада первобытных стад при определённых условиях на дочерние стада, из которых постепенно и образовались материнские роды. Родовой строй складывался в условиях перехода от древнего палеолита к позднему палеолиту. Матриархат как первая форма родового строя сложился к 40-му тысячелетию до нашей эры. Эпоха матриархата являлась расцветом родового строя. В результате дальнейшего развития производительных сил, когда решающую роль в жизни общины стали играть скотоводство (пастушество) и более развитое, чем прежде, пахотное земледелие, являвшиеся делом мужчины, на смену материнскому роду приходит отцовский род, или патриархат.

    6. Общественный строй и хозяйство в условиях патриархальной родовой общины

    Матриархат как первая форма родового строя сложился к 40-му тысячелетию до нашей эры. Эпоха матриархата являлась расцветом родового строя. В результате дальнейшего развития производительных сил, когда решающую роль в жизни общины стали играть скотоводство (пастушество) и более развитое, чем прежде, пахотное земледелие, являвшиеся делом мужчины, на смену материнскому роду приходит отцовский род, или патриархат. Теперь главенствующее положение в родовой общине занимает мужчина, и родство начинает считаться по отцовской линии. С патриархата начинается разложение первобытнообщинного строя. С переходом к патриархату большие родовые матриархальные семьи начинают распадаться на более мелкие отдельные патриархальные семьи, остающиеся тем не менее ещё довольно значительными по своим размерам. Определённые особенности экономического развития имелись в древних земледельческих общинах в ряде стран Азии. Эти особенности состояли в том, что решающее значение для развития земледельческого производства имело здесь создание и поддержание в пригодном состоянии ирригационных систем, необходимых для осуществления работ по орошению обрабатываемых земель. Отсюда — концентрация усилий общины вокруг ирригационных работ. Устойчивость азиатских общин подкреплялась тем, что внутри их существовало довольно развитое разделение труда между общинниками, что делало эти общины обособленными экономическими организациями.

    7. Причины возникновения и организации соседской (территориальной) общины. Возникновение предпосылок образования государства

    На месте распадающейся родовой общины складывается сельская или соседская община. У земледельческих народов она развивается как сельская земледельческая община, а у скотоводов — как соседская кочевая община. Процесс образования сельской или соседской общины был в то же время процессом разложения и окончательного распада родовой общины и перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому. Характерной особенностью сельской или соседской общины являлась её двойственность, вытекавшая из сочетания элементов коллективной и частной собственности. На смену распадавшимся кровнородственным родовым связям приходили связи территориальные, соседские. Семьи, принадлежавшие ранее к различным родам, стали поселяться вместе и перемешиваться. Новая первичная экономическая ячейка общества — индивидуальная семья имела свой дом и своё обособленное хозяйство. Вместе с тем до поры до времени сохраняется ещё коллективная общинная собственность на землю: даже пахотные участки находятся первоначально лишь во временном пользовании индивидуальных семей. Каждая индивидуальная семья либо по числу работников, либо по числу едоков получала от сельской общины в пользование земельный надел, который обрабатывается силами этой семьи. Важнейшей ступенью человеческого прогресса явилась неолитическая революция, имевшая место 10–15 тыс. лет тому назад. В этот период появились весьма совершенные, шлифованные каменные орудия, возникли скотоводство и земледелие. Произошло заметное повышение производительности труда: человек наконец-то стал производить больше, чем потреблял, появился избыточный продукт, возможность накопления общественных богатств, создания запасов. Человек стал меньше зависеть от капризов природы, и это привело к значительному росту населения. Но вместе с тем возникла и возможность эксплуатации человека человеком, присвоения накапливаемых богатств. Именно в этот период, в эпоху неолита, начались разложение первобытно-общинного строя и постепенный переход к государственно организованному обществу.Постепенно возникает особая стадия развития общества и форма его организации, которая получила название «прото-государство» или «чифдом». Для этой формы характерны: общественная форма собственности, существенный рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати на основе «власти-собственности», быстрый рост населения, его концентрация, появление городов, становящихся административными, религиозными и культурными центрами.

    8.Хронологические и географические рамки Древнего Востока.
    История древневосточных цивилизаций протекает в течении нескольких тысячелетий с IV по I тыс. до н.э. и состоит из множества событий, более или менее известных современным историкам. История Древнего Востока начинается с момента образования рабовладельческого общества и государства, т.е. с конца IV тыс. до н.э.. По сложившейся традиции, мы не заканчиваем историю Древнего Востока какой-либо одной датой или даже столетием: на Западе мы доводим ее до падения Древнеперсидского государства (IV в. до н.э.), тогда как история Индии и Китая рассматривается вплоть до установления феодального строя, что произошло в первые века н.э.

    Таким образом, и территориальные, и хронологические рамки истории древнего Востока несколько условны: в частности, в курс древневосточной истории обычно не включается история древнейших государств бассейна

    Однако указывая на эти специфические черты экономического базиса и политической надстройки в странах древнего Востока, необходимо помнить, что они были присущи далеко не всегда и отнюдь не всем древневосточным государствам; на более позднем этапе исторического развития здесь вызревают чрезвычайно отчетливые признаки классического рабовладельческого общества. Вместе с тем античные государства - особенно в ранние периоды своей истории - сохраняли немало элементов, характерных для общественных порядков стран древнего Востока. Никакого принципиального различия между древневосточными и античными государствами не существует: второстепенные особенности тех и других не мешают нам рассматривать их как государства, принадлежащие к единой рабовладельческой общественно-экономической формации.

    История древнего Востока представляет чрезвычайно большой интерес: здесь не только возникли первые в истории человечества классовые общества, но и закладывались основы той материальной и духовной культуры, которая была воспринята и переработана народами Греции и Рима и, в конечном счете, стала достоянием современной культуры.

    Древневосточный мир охватывал собой обширную территорию, включавшую Северо-Восточную Африку, Переднюю Азию, Иранское плоскогорье, Индию и Китай со всеми промежуточными областями.

    9. Предпосылки образования цивилизации Древнего Египта. Формирование государственного строя.
    Одна из древнейших мировых цивилизаций, цивилизация Египта зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине одной из самых протяженных рек мира — Нила. Историю Древнего Египта принято делить на периоды Древнего (конец IV - большая часть III тысячелетия до нашей эры), Среднего (до XVI столетия до нашей эры), Нового (до конца XI века до нашей эры) царств, поздний (X-IV столетия), а также персидский (525-332 годы до нашей эры — под властью персов) и эллинистический (IV-I столетия до нашей эры, в составе государства Птолемеев). С 30 года до нашей эры по 395 год нашей эры Египет был провинцией и житницей Рима, после раздела Римской империи до 639 года — провинция Византии. Арабское завоевание 639-642 годов привело в Египте к смене этнического состава населения, языка и религии.

    Создание единой системы ирригационного земледелия стало предпосылкой для возникновения в Египте централизованного государства. В конце IV — начале III тысячелетия до нашей эры начался процесс объединения отдельных номов. Узкая долина реки — от первых нильских порогов до дельты — и область самой дельты были освоены неодинаково. Это различие на протяжении всей египетской истории сохранялось в делении страны на Верхний и Нижний Египет и отражалось даже в титулатуре фараонов, которые именовались «царями Верхнего и Нижнего Египта». Двуединой была и древнеегипетская корона: фараоны носили белый верхнеегипетский и красный нижнеегипетский венцы, вставленные друг в друга. Египетское предание приписывает заслугу объединения страны первому фараону I-й династии Мин. Геродот рассказывает о том, что он основал Мемфис и был его первым правителем.

    С этого времени в Египте начинается эпоха так называемого Раннего царства, которое охватывает период правления I и II династий. Сведения об этой эпохе очень скудны. Известно, что уже в то время в Египте существовало большое и тщательно управляемое царское хозяйство, было развито земледелие и скотоводство. Выращивали ячмень, пшеницу, виноград, смоквы и финики, разводили крупный и мелкий рогатый скот. Надписи на дошедших до нас печатях свидетельствуют о существовании развитой системы государственных должностей и званий.

    Египетское государство периода расцвета Древнего царства представляло собой деспотию, защищавшую интересы рабовладельческой знати.

    Египетское государство достигло большей мощи и централизации, чем государство Саргона в Двуречье: это в значительной степени объясняется природными условиями Нильской долины, где все номы лежали на узком пространстве земли, примыкающем к единственной реке. В этих условиях нормальное распределение воды, равно как и нормальная эксплуатация транспортных средств могли осуществляться только при условии объединения всей страны.

    10.Система управления и социальные отношения в Древнем Египте.
    В древнем Египте было создано одно из первых государственных аппаратов – правительство, осуществляющего власть на территории всего государства. Шумерская цивилизация состояла из несколько городов-государств с населением в несколько десятков каждый. Они обладали собственной письменностью. В объединенном Египте власть правительства распространялась на тысячи квадратных метров с населением в несколько миллионов жителей.
    Фараон считался как политическим лидером, так и центром религии древнего Египта. Он носил статус «властелин двух земель». Это означало, что он управлял Верхним и Нижним Египтом. Также его называли «верховным жрецом каждого храма», поскольку он считался главным культом для поклонения на земле. В глазах древних египтян, власть фараона распространялась между небом и землей. Насколько фараон был благополучил, определяло состояние страны и его народа.

    Фараон был ответственным за военное обеспечение и защиту границ. При угрозе захвата территорий он собирал армию для войны. С покоренных земель собиралась дань – ценные подарки и боевые трофеи.
    Помогали управлять фараону чиновники: писцы, надсмотрщики, министры и придворные. Большую власть получал визирь – приближенный двора. Он представлял фараона при решении вопросов в казначействе, при разрешении правосудия и при осуществлении администрирования земель. Контроль велся как над состоятельными гражданами, так и беднейшими крестьянами. Земля Египта была разделена на номы – административные районы. Каждым регионом управлял Номарх.
    Храмы использовали как места поклонений, зернохранилища и казначейства для хранения зерна и товаров.

    Для Древнего Египта была характерна крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства. В условиях всеобщей вовлеченности населения в государственное хозяйство разница в правовом положении отдельных слоев трудового люда не считалась столь существенной, как в других странах Востока.
    Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем Египте на ранних этапах его развития была сельская община. Закономерный процесс внутриобщинного социального и имущественного расслоения был связан с интенсификацией сельскохозяйственного производства, с ростом прибавочного продукта, который начинает присваивать общинная верхушка, сосредоточившая в своих руках руководящие функции по созданию, содержанию в порядке и расширению ирригационных сооружений. Эти функции впоследствии перешли к централизованному государству.

    Процессы социального расслоения древнеегипетского общества особенно усиливаются в конце IV тысячелетия до н.э. когда формируется господствующий социальный слой, в который входили родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Этот слой все больше отделяется от основной массы свободных общинников-крестьян, с которых взимается государством рента-налог. Они же привлекаются к принудительному труду по строительству каналов, дамб, дорог и пр. С первых династий Древнему Египту были известны проводимые по всей стране периодические переписи "людей, скота, золота", на основе которых и устанавливались налоги.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта