Главная страница

история-2. история. История первобытности и ее специфика


Скачать 24.08 Kb.
НазваниеИстория первобытности и ее специфика
Анкористория-2
Дата12.10.2022
Размер24.08 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаистория.docx
ТипДокументы
#728761

1. История первобытности и ее специфика. История первобытности — преистория — prehistory (англ.), prehistoire (фр.), urgeschichte (нем.) — обладает выраженной спецификой в сравнении с другими разделами исторической науки. Отпечаток своеобразия несут ее источниковая база, методология и исследовательские методы. Преистория не оперирует готовыми историческими фактами. Для того чтобы осуществить стройное и последовательное описание прошлого, она должна сконструировать эти факты из других исходных данных. Особенность используемых ею археологических, этнографических и палеоантропологических данных также состоит в том, что они являются большей частью реконструированными, но в относительно строгих рамках более частных научных направлений. Поэтому естественно, что применительно к первобытности научный анализ исторического процесса всегда более упрощен в сравнении с действительностью. 

Периодизация. Каждая из трех основных наук, составляющих основу преистории, — археология, этнология и антропология — располагает собственными периодизационными схемами. Они отражают то специфическое, что составляет суть этих наук в отдельности. Этнологическая периодизация первобытности, по существу, является социологической. Она подразделяет древнейшую историю на отдельные этапы по признаку развитости общественной организации людей. В настоящее время наиболее распространенной у этнологов является схема, которая делит первобытность на эпохи праобщины, раннеродовой общины, позднеродовой общины и этап протоцивилизации.

В основу антропологической периодизации положен принцип вычленения отдельных этапов антропогенеза. Традиционно в ней выделяли периоды архантропов, палеоантропов и неоантропов. Обе указанные периодизации являются более частными по отношению к периодизации археологической. Они опираются чаще всего на археологические датировки и во многом базируются на источниках, добытых археологией.

Принцип археологической периодизации состоит в выделении крупных отрезков относительной и абсолютной хронологии, которые отражают последовательное освоение человеком природных материалов, имевших решающее значение для того или иного этапа древнего производства. Выглядит эта периодизация следующим образом: каменный век, энеолит (или меднокаменный век), бронзовый век, железный век.

2. Месопотамская цивилизация - одна из древнейших в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. э. человечество выходит из стадии первобытности и вступает в эпоху древности, т.е. от "варварства" к цивилизации, создавая свой тип культуры. Исторические условия развития данного региона обусловили ряд характерных особенностей. Культура Месопотамии не является однородной по своему составу. В ее создании и становлении участвовали шумеры, вавилоняне, ассирийцы, хурриты, хетты, эламиты и другие племена.

Главными обитателями Месопотамии были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге: ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии.

В месопотамской цивилизации значимое место занимает урбанизация. В конце IV тыс. до н. э. только в области шумерского Урука существовало 112 мелких поселений и более 10 крупных городских центров. В III тыс. до н. э. вся Месопотамия покрылась густой сеткой городов. Это приводит к складыванию и развитию административного аппарата, жречества, созданию постоянного рынка, возникновению в городах широкой специализации ремесленников. Города в Месопотамии предстают как торгово-ремесленные центры. На протяжении всего периода древности происходит сосуществование первобытной и древней культуры. Некоторые племена и селения оказались стоящими в культурном отношении на этапе первобытности в конце периода древности. Особое место в Месопотамии сыграла письменность. Изобретенная шумерами клинопись является наиболее значимым в современном понимании достижением месопотамской культуры, т. к. именно по письменным памятникам существует возможность восстановления исторического прошлого Древнего Двуречья. Существование неясных представлений в религиозных воззрениях о загробной жизни и переселении душ способствовало тому, что для Месопотамии не характерно становление портретного искусства. Все изображения носят условный характер. Из-за особого географического положения особое место занимает материальная культура, это проявилось в становлении ирригационной системы.

Верхний и Нижний Египет. Египет делился на две части: в дельте Нила располагался Нижний Египет; выше по течению – Верхний. От дельты до первых порогов его протяжённость была свыше 1000 километров.

Примерно за 4000 лет до н. э. в долине Нила появились первые общины, которые назывались номы[4]. Всего было 40 таких номов. На протяжении почти 1000 лет они вели постоянную борьбу между собой, то объединяясь, то распадаясь.

Учёным известно, что приблизительно к концу четвёртого тысячелетия до н. э. номы вошли в состав двух крупных государств: Верхнего и Нижнего Египта. Около 3000 года до н. э. царь Верхнего Египта Мина (считающийся основателем I династии фараонов) подчинил себе Нижний Египет и был объявлен «Владыкой обеих земель».

Царь Верхнего Египта носил белую корону, царь Нижнего – красную. Двойная бело-красная корона, которой короновались, начиная с Мины, все правители, стала символом объединённого Египта.

На границе Верхнего и Нижнего Египта Мина основал Мéмфис – столицу единого государства. Отсюда было удобно управлять и севером и югом.

Древнее царство: приблизительно с 3000 до 2250 года до н. э.

Строительство первых пирамид, которые служили усыпальницами царей Древнего Египта.

Джóсер – первый фараон, построивший ступенчатую пирамиду.

Хеóпсу принадлежит самая большая пирамида, считающаяся чудом света.

Хефрéн – сын Хеóпса, при нём была высечена из скалы статуя Большого сфинкса.

Среднее царство: 2050–1750 годы до н. э.

Построена новая столица – Фивы.

Египтяне продолжают вести завоевательные походы: объектом их интересов становится на юге Нубия, богатая полезными ископаемыми, и прежде всего – золотом. Оттуда в Египет привозят первых рабов.

Рубежом истории Среднего царства считается 1750 год до н. э., когда Египет сам испытал нашествие чужеземцев: из Азии в него вторглись воинственные кочевые племена гиксóсов. Господство гиксóсов продолжалось 150 лет. Приблизительно в 1600 году до н. э. египетские войска изгнали захватчиков. Страна Великого Хапи вновь возродилась.

Новое царство: 1600–1085 годы до н. э.

Египет в эти годы много воевал. Территория его простиралась до рек Тигра и Евфрата. Он завоевал Палестину, Финикию, Ливию.

Фараон Эхнатóн пытался ввести новый культ бога Атóна (имя фараона и означало «угодный богу Атону»). Супругой Эхнатона была знаменитая царица Нефертити.

Тутанхамóн вернул поклонение старым богам, в частности Амóну-Ра. Столицей вновь стали Фивы.

Рамсéс II находился у власти 66 лет. За годы своего правления он построил семь храмов, самым большим из которых считается Абý-Симбéл.

В 525 году до н. э. Египет вошёл в состав Персидской державы.

В 332 году до н. э. Египет завоевали войска Александра Македонского.

В 47 году до н. э. римские войска под предводительством Юлия Цезаря высадились в дельте Нила. Последняя царица из рода Птолемеев – Клеопáтра в 30 году до н. э. покончила жизнь самоубийством. Египет стал римской провинцией.

4. Культура Древнего Египта. Эта культура возникла одной из первых. Весь уклад жизни египтян покоился на сложной системе религиозно-морфологических представлений и культов. Верховными божествами были боги Ра, Амон, Осирис, Птах, Гор, Тот. Вся культура имела сакральный характер. Египтяне изначально считали, что их родина создана богами. К началу V династии по мере создания и укрепления единого государства, культы многочисленных богов Египта несколько упорядочиваются и среди них устанавливается некая иерархия: на первое место выходит бог Солнца Ра (Амон-Ра), культ Солнца становится главным. В то же время существует представление о всех богах как эманации единого Птаха, создавшего мир “сердцем и языком: задуманного сердцем и сотворенного силою своего слова. Важную роль в жизни египтян играл культ обожествленного царя - фараона. Царь имел не только земного отца, но и отца небесного - верховного бога Солнца Ра. Ему приносились жертвы в специальных храмах. Египетский фараон воплощал собой средоточие всей религиозной жизни. Фараон был одновременно живым, земным богом и верховным жрецом, отправлявшим наиболее важные ритуалы, которые обеспечивали процветание страны. После смерти обожествленный правитель отождествлялся с богом Осирисом. Выражением идеи бессмертия и неограниченной власти фараона над простыми смертными стали знаменитые египетские пирамиды. Огромное значение для египтян имел также культ диких и домашних животных, птиц, рыб и насекомых, что свидетельствует о глубокой укорененности тотемизма в их религиозных представлениях. Культура Двуречья (Месопотамии)возникла примерно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н.э. до середины VI века до н.э. В отличие от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений несколько этносов и народов, и потому была многослойной. Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге; ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии. Большое влияние на весь регион Месопотамии оказывает семитское искусство. В целом значение аккадского периода в истории Шумера оказалось настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской. Большое значение имело шумерское письмо. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов. В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды. Высокого уровня достигла шумерская литература. Самым значительным литературным памятником стал “Эпос о Гильгамеше”. Наивысшего подъема Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапе ( 1792 - 1750 гг до н.э.). От его времени остались 2 значительных памятника. Законы Хаммурапи.Новая Вавилония достигла своего высшего расцвета при царе Навуходоносоре (605-562 гг. до н.э.). При нем были сооружены знаменитые “висячие сады Семирамиды”, ставшие одним из семи чудес света. Не менее известным памятником является также Вавилонская башня.

4. Особенности Древней Индии

Древнеиндийская цивилизация была наиболее самобытной и древней цивилизацией Востока. Ее история исчисляется тысячелетиями. Страна была заселена в долине реки Инд в глубокой древности.  Проживавший там народ, индцы, положил начало великой цивилизации. Здесь стремительно развивались письменность, науки и культура. Особенности развития Древней Индии обозначилось высокими достижениями сельского хозяйства, в результате которого произошло быстрое развитие общества. Вместе они занимались выращиванием сахарного тростника, занимались торговлей, ткали тончайшие ткани.

Их верования и культура были многообразными: они почитали богов и Веды, а также обожествляли животных, поклонялись брахманам – таинственным хранителям сакральных знаний. 

В середине II тыс. до н. э. на территорию Древнего государства вторглись племена ариев. Особенности государства Древней Индии после вторжения следующие: индцы потеряли письменность, а общественный строй распался.

В свою очередь арии распространили свое общественное деление, применив сословный строй – варны. Исторически оно разделено на варны (социальные слои) и подслои (касты). Варново-кастовая принадлежность человека определялась его рождением в варне. Принцип разделения оглашен в «Законах Ману»:

Брахманы – наиболее почитаемая часть населения в Индии. Считалось, что они общались с богом.

Кшатрии — знатные люди, из которых происходили цари и князья.

Вайшью — земледельцы, торговцы и ремесленники, владеющие имуществом и платившие налоги. 

Шудры. Они фактически были рабами. Хозяин не имел права убить их. А они, в свою очередь, не могли молиться богам и иметь имущество.

Парии – неприкасаемые. Селились они за пределами поселка и выполняли самую тяжелую, грязну работу. К ним нельзя говорить или прикасаться.

5. Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры находилась на той ступени развития, которая позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. Создание греческой цивилизации относится к эпохе "культурного переворота" VII - V вв. до н. э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства - первая в истории демократии. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Возникновение и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении жизни нескольких поколений. Прародителем многих достижений греческой культуры был объявлен Египет. Греки, знакомясь с египетской культурой и культурой других стран Древнего Востока, действительно, многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между своей культурой и культурами востока. Зная о большой древности восточных цивилизаций, греки склонны были объяснять происхождение того или иного явления греческой культуры заимствованиями эллинов на Востоке, что казалось логичным.

6. Главной причиной социальных сдвигов в эпоху VII—V вв. до н. э. было распространение железа. Резко вырастает население Греции,  развивается торговля,  люди стали осваивать новые территории, стала развиваться частная собственность – всё это породило полис и одновременно разрушило традиционные нормы греческого народы.

Агональное мышление стало одной из характеристик греческой культуры. Изначально агон появляется благодаря военной аристократии, которая устраивала атлетические состязания, далее агон распространяется на мыслительную, творческую деятельность, целью которых было заполучение общественного признания и слава. Творчество дает толчок развитию философии и науки ( астрономии, логики, математики, медицины).

Значительным аспектом является греческая колонизация. В колониях сконцентрировались наиболее активные граждане из разных полисов, которые продвигали развитие Греции вперед.

В период VII—V вв. до н. э. Греция достигает своего расцвета, являвшийся скачком в развитии всего человечества.


написать администратору сайта