Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. История естествознания: натурфилософия и ее место в истории естествознания

  • 2. Биоэтика и поведение человека

  • Список использованной литературы

  • Фалес Милетский

  • Первая научная программа древности

  • Третьей научной программой древности

  • КСЕ котрольная. 1. История естествознания натурфилософия и ее место в истории естествознания


    Скачать 33.11 Kb.
    Название1. История естествознания натурфилософия и ее место в истории естествознания
    Дата12.04.2018
    Размер33.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКСЕ котрольная.docx
    ТипДокументы
    #41052

    Содержание

    1. История естествознания: натурфилософия и ее место в истории естествознания

    2

    2. Биоэтика и поведение человека

    5

    Список использованной литературы

    10


    1. История естествознания: натурфилософия и ее место в истории естествознания
    Первой в истории человечества формой существования естествознания была так называемая натурфилософия (от лат-natura — природа), или философия природы. Последняя характеризовалась чисто умозрительным истолкованием природного мира, рассматриваемого в его целостности. Считалось, что философии — в ее натурфилософской форме — отведена роль «науки наук», «царицы наук», ибо она является вместилищем всех человеческих знаний об окружающем мире, а естественные науки являются лишь ее составными частями.

    Натурфилософское понимание природы содержало много вымышленного, фантастического, далекого от действительного понимания мира. Появление натурфилософии в интеллектуальной истории человечества и очень длительное ее существование объясняется рядом неизбежных обстоятельств.

    Когда естественнонаучного знания (в его нынешнем понимании) еще практически не существовало, попытки целостного охвата, объяснения окружающей действительности были единственным и оправданным способом человеческого познания мира.

    Вплоть до XIX столетия естествознание было слабо дифференцировано, отсутствовали многие его отрасли. Еще в XVIII веке в качестве сформировавшихся, самостоятельных наук существовали лишь механика, математика, астрономия и физика. Химия, биология, геология находились лишь в процессе становления. В такой ситуации натурфилософия, строя общую картину природы, стремилась заменить собой отсутствующие естественные науки.

    3. Отрывочному знанию об объектах, явлениях природы, которое давало тогдашнее естествознание, натурфилософия противопоставляла свои умозрительные представления о мире. В этих представлениях не известные еще науке причины и действительные (но пока непознанные) связи явлений заменялись вымышленными, фантастическими причинами и связями. Для истолкования непонятных явлений натурфилософы обычно придумывали какую-нибудь силу (например, жизненную силу) или какое-нибудь мифическое вещество (флогистон, электрическая жидкость, эфир и т. п.). Разумеется, действительные пробелы в естественнонаучном знании восполнялись при этом лишь в воображении. Это было вынужденное положение, которое, однако, не могло продолжаться бесконечно.

    Когда в XIX веке естествознание достигло достаточно высокого уровня развития и был накоплен и систематизирован большой фактический материал, т. е. когда были познаны действительные причины явлений, раскрыты их реальные связи между собой, существование натурфилософии потеряло всякое историческое оправдание. А в связи с этим понимание философии как «науки наук» также прекратило свое существование. Вместе с уходом с исторической арены старой натурфилософии сама философия, также как и различные отрасли естествознания, наконец-то обрела свой предмет. Однако тесная двусторонняя связь между философией и естествознанием сохраняется по сей день.

    Впервые наука в истории человечества возникает в Древней Греции в VI в. до н. э. Под наукой понимается не просто совокупность каких-то отрывочных, разрозненных сведений, а определенная система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей (научного сообщества) по получению новых знаний. В отличие от ряда древних цивилизаций (Египта, Вавилона, Ассирии) именно в культуре Древней Греции обнаруживаются указанные характеристики науки. При этом древнегреческие мыслители были, как правило, одновременно и философами, и учеными. Господство натурфилософии обусловило такие особенности древнегреческой науки, как абстрактность и отвлеченность от конкретных фактов. Каждый ученый стремился представить все мироздание в целом, нимало не беспокоясь об отсутствии достаточного фактического материала о явлениях природы. Вместе с тем, достижения античных мыслителей в математике и механике навечно вошли в историю науки.

    2. Биоэтика и поведение человека
    Биоэтика представляет собой важную точку роста философского знания, формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще и медицинской этики в частности. Оно обусловлено, прежде всего, резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине — это права пациента, испытуемого и т. д.) и созданием новых медицинских технологий, порождающих множество острейших проблем, требующих юридического и морального регулирования.

    Биоэтика новая отрасль в системе профессиональных этик. Задача биоэтики оценить с позиции общечеловеческой морали, понятий долга, добра, совести и т.п. цели, методы и результаты тех биологических наук, которые глубоко связаны с существованием человека, с нормальными формами его жизнедеятельности, здоровьем, сохранения человека как вида и т.п. Ответственность человека перед природой и биологии перед человеком многообразна и имеет много аспектов и задач. Здесь и сохранение природы и выживаемость человека, право на экспериментирование в изучении природы человека и эксперименты в выведении новых видов растений и животных, моделирование организмов и планирование их и т.д. Технологии генетики применимы к растениям, животным и к человеку с незначительными модификациями. Однако, у человека есть свобода выбора и ответственность за содеянное. В борьбе за решение этих и других проблем и формируется биоэтика как наука. Отдельные ее принципы уже утвердились: Признание "жизни" в качестве высшей ценности.

    Главный вывод, который делает биоэтика, заключается в том, что в нашем поведении помимо действий, порожденных разумом, есть действия, мотивированные древними врожденными программами, доставшиеся нам от животных предков. Безусловно, поведение человека не ограничивается врожденными животными программами. Ведь человек живет и действует, побуждаемый множеством потребностей. "Каждый человек стоит ровно столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет", - говорил Марк Аврелий. Иными словами, "человеческую личность определяют его потребности.[3]

    А. Маслоу, один из ведущих психологов США в области исследования мотивации, разработал "иерархию" потребностей человека.

    1. Физиологические потребности - это низшие, управляемые органами тела потребности: дыхательная, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите.

    2. Потребность в надежности - стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости и т.п.

    3. Социальные потребности - удовлетворение этой потребности не объективно и трудно описуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность выражается очень сильно.

    Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

    • мотивы имеют иерархическую структуру;

    • чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;

    • пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересным. С момента удовлетворения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивирующую силу;

    • с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Таким образом, возможность удовлетворения высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

    Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими - человек может жить хлебом единым, когда его не хватает. Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивации (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). Для многих людей присущи так называемые "неврозы существования", когда человек не понимает зачем живет, и страдает от этого.

    Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития. Такой "самоактуализирующейся личности" присущи следующие особенности:

    • полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее);

    • принятие других и себя ("Я делаю свое, а ты делаешь свое, Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю, принимаю тебя таким, какой ты есть");

    • профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, дело;

    • автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;

    • способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;

    • постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;

    • различение цели и средств, зла и добра ("Не всякое средство хорошо для достижения цели);

    • спонтанность, естественность поведения;

    • юмор;

    • саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;

    • готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей.

    Успехи современной биологии и медицины, новые биомедицинские технологии, невозможные еще пятьдесят лет назад, позволили специалистам обрести настоящую власть над жизнью и смертью. Поэтому ответственность ученого-биолога и врача сейчас намного выше, чем раньше. Новая ситуация потребовала новых форм контроля со стороны общества за их работой и использованием новых научных достижений, обострила морально-этические проблемы, с которыми сталкивается врач в общении с пациентом, с одной стороны, и с обществом — с другой. В истории развития науки проблемы такого плана возникали всегда, но они часто не имели однозначного решения, а в условиях различных культурных традиций предлагались и прямо противоположные варианты их решения.

    Традиционно основной формой контроля над деятельностью человека были моральные нормы, нравственное регулирование, опирающиеся на тот внутренний стержень, который имеется в душе каждого человека или заложен в процессе воспитания. Такой способ регулирования поведения людей является особенно эффективным по сравнению с нормами права — внешним регулятором поведения человека. Каждый человек, как правило, следует нравственным нормам.

    В свете традиционного морально-мировоззренческого сознания новый опыт биомедицинских технологий — техногенное производство и уничтожение жизни на эмбриональном уровне, транспланто-логическое продление и завершение жизни — не всегда может быть оценен как вполне моральный. Более того, в ряде случаев он вступает в явное противоречие с установившимися моральными ценностями и принципами, прежде всего, вновь встает вопрос о моральности убийства эмбриона при искусственном оплодотворении и генетических опытах, о моральности эвтаназии (легкой смерти больного для избавления его от невыносимых страданий) и т.д.

    Прежде существовавшая медицинская этика, сформированная в рамках старых мировоззренческих традиций, останавливалась у порога Жизни и Смерти, над которыми, как считалось, были властны только Бог или непознанные законы природы. Человек не мог произвольно манипулировать своей биологической сущностью. Теперь же человек все чаще отказывается считать себя пассивным материалом в руках высших сил и хочет быть полноправным творцом своей жизни и самого себя. В этих условиях и произошло возникновение биоэтики.

    Биоэтика — система новых этических стандартов в сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии и медицине, а также при практическом применении результатов данных исследований, в соответствии с которыми иначе решаются многие традиционные для медицинской этики вопросы.

    Список использованной литературы

    1. Самыгин С.И. и др. Концепция современного естествознания. Ростов н/Д: Феникс,2007, 2008, 2011.-447 с.

    2. Горелов А.А. Концепция современного естествознания. Спб.: Академия, 2010.-512 с.

    3. Басаков М.И. Концепция современного естествознания. Сер. Учебники и учебные пособия.-Ростов-на-Дону: феникс, 2007-448 с.

    4. Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания. - М.: Изд. ИЭМПЭ, 2008.- 360 с.

    5. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. - М.: Изд. ЮНИТИ, 2004.- 415 с.



    Доработка
    Первой в истории человечества формой существования естествознания была так называемая натурфилософия (от лат. - natura — природа), или философия природы. Древнегреческая натурфилософия подразделяется на 3 периода.

    1. Ионийский период (VI-V века до н.э.).

    Господствует учение о первоначалах мира (огонь, вода, воздух, земля). Фалес Милетский (640-564 до н.э.) – древнегреческий философ, считал, что первоначалом всех вещей является вода, и всё произошедшее от неё наделено свойствами жизни, одушевлено. Анаксимандр (640-547 до н.э.) – ученик Фалеса, представлял себе первовещество более абстрактным, более неопределенным, бесконечным, или «апейроном», породившим и воздух и воду, в которой возникла жизнь.

    Первая научная программа древности – математическая программа Пифагора (580-500 до н.э.). Помимо известной «теоремы Пифагора» на счету этого античного ученого имеется и ряд других научных достижений. К их числу относится, например, введение понятия иррациональности. Превыше всего ставил Число. Считая, что мир состоит из пяти элементов (земли, огня, воздуха, воды и эфира), Пифагор увязал их с пятью видами правильных многогранников с тем или иным числом граней. Пифагор заложил основы развития естествознания, опираясь на числовые закономерности, на законы бытия.

    2. Афинский период (V-IV века до н.э.).

    Автором второй научной программы древности – физической программы был Демокрит (ок. 460-370 до н.э.). Его атомистическое учение объясняло целое как сумму отдельно составляющих его идей. Основные принципы атомизма Демокрита:

    • вся Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц — атомов и незаполненного пространства — пустоты. Наличие последней является обязательным условием для осуществления перемещения атомов в пространстве;

    • атомы неуничтожимы, вечны, а потому и вся Вселенная, из них состоящая, существует вечно;

    • атомы представляют собой мельчайшие, неизменные, непроницаемые и абсолютно неделимые частицы — последние, образно говоря, «кирпичики мироздания»;

    • атомы находятся в постоянном движении, изменяют свое положение в пространстве;

    • различаются атомы по форме и величине;

    • все предметы материального мира образуются из атомов различных форм и различного порядка их сочетаний.

    Третьей научной программой древности было учение Аристотеля (384-322 до н.э.). Он представил мир как целое, естественно возникшее образование, имеющее причины развития в себе самом. В истории науки Аристотель известен также как автор космологического учения, которое оказало огромное влияние на миропонимание многих последующих столетий. Космология Аристотеля — геоцентристическое воззрение. Аристотель рассматривает Бога как разум мирового масштаба, дающий энергию «перводвигатель».

    3. Эллинистский период (330 г. до н.э. – 30 г. н.э.).

    Одним из крупнейших ученых-математиков этого периода был Евклид (III век до н.э.). В своём труде «Начала» систематизировал все математические достижения того времени. В «Началах» были заложены основы античной математики. Созданный Евклидом метод аксиом позволил ему построить здание геометрии, носящей по сей день его имя. В этот период были также немалые достижения в области механики. Архимед (287-212 до н.э.) – первоклассный ученый, математик и механик эллинистского периода, решил ряд задач по вычислению площадей поверхностей и объемов, определил значение числа π (пи), ввёл понятие центра тяжести и разработал методы его определения для различных тел, дал математический вывод законов рычага. Широчайшую известность получил закон Архимеда, касающийся плавучести тел. Согласно этому закону, на всякое тело, погруженное в жидкость, действует поддерживающая сила, равная весу вытесненной телом жидкости, направленная вверх и приложенная к центру тяжести вытесненного объема.

    В этот период получили своё развитие идеи атомистики в учении Эпикура (341-270 до н.э.). Он внёс в описание атомов, сделанное Демокритом, некоторые поправки:

    Но самое главное в атомистическом учении Эпикура – это попытка найти какие-то внутренние источники жизни атомов. Он высказал мысль, что изменение направления их движения может быть обусловлено причинами, содержащимися внутри самих атомов.


    написать администратору сайта