Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Исторические условия возникновения государства с странах Древнего Востока.

  • 3. Особенности государственного и общественного строя стран Древнего Востока

  • 4. Государственный и общественный строй Древнего Египта. Периодизация государственной истории

  • 5. Основные черты права и суд в Древнем Египте.

  • Процесс

  • Купля-продажа земли , Заем .,Наем

  • Государственный и общественный строй Древнего Вавилона

  • 7. Кодекс царя Хаммураби: общая характеристика

  • 8. Обязательственное право по кодексу царя Хаммараби.

  • Договор хранения

  • Договор поручения

  • 9. Брак и лично-имущественные отношения в семье по Законам Хаммурапи.

  • 10. Уголовное право по Кодексу царя Хаммураби.

  • Преступления против личности

  • Имущественные преступления

  • Преступления против семьи

  • 11. Древняя Индия

  • ИГПЗС_ответы. 1. История государства и права зарубежных стран понятие, предмет, периодизация и связь с другими науками


    Скачать 294 Kb.
    Название1. История государства и права зарубежных стран понятие, предмет, периодизация и связь с другими науками
    АнкорИГПЗС_ответы.doc
    Дата07.05.2017
    Размер294 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИГПЗС_ответы.doc
    ТипДокументы
    #7196
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    1. История государства и права зарубежных стран: понятие, предмет, периодизация и связь с другими науками.Предмет истории государства и права зарубежных стран:1. изучение возникновения, развития и функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности;2. анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве;3. исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностейИстория государства и права зарубежных стран изучается в хронологических рамках четырех основных периодов:• история государственно-правовых институтов Древнего мира (IV тыс. до н.э. -VB.и.э.)• история государственно-правовых институтов Средних веков (V в. - XVII- XVIII вв.);• история государственно-правовых институтов Нового времени (XVII -XVIII вв.-конец XIX в.);• история государственно-правовых институтов Новейшего времени (XX в.). История государства и права зарубежных стран тесно связана с теорией государства и права. Теория государства и права, также изучающая закономерности развития государства и права, отражает исторический процесс в абстрактной форме, освобожденной от всех исторических случайностей. Она вырабатывает свою систему общеправовых понятий и категорий, которые используются в истории государства и права. История государства и права зарубежных стран изучает конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности на определенном историческом пространстве. История государства и права зарубежных стран отличается от истории государства и права России предметом изучения, однако сообща с ней решает задачи по исследованию взаимодействия государственных структур и правовых институтов.

    2.Исторические условия возникновения государства с странах Древнего Востока.

    Особенности: 1.сословное неравенство (неравн.политико-правовой статус личности от рождения); 2.наличие института рабовладения (наличие в общ-ве объектов права, элементы патриархального рабства, коллект-го рабовладения, рабы в домаш.хоз-ве); 3.наибольшая экономич.ценность - земля, основные субъекты землевлад. - храмы, общины; 4.неразрывн.связь права и морали с религией. Жрецы участвовали в выработке прав-х норм, были первыми древневосточными юристами (древнеиндийск.брахманы); 5.особенности форм права, не было отраслей, деления пр.на частное и публич-е.

    Общие черты (характеристика) стран Древнего Востока

    1. образовались в поймах (около) рек

    2. рабовладение (в основном это было экономической основой того времени)

    3. деспотия (восточная деспотия)

    4. подавление воли граждан

    3. Особенности государственного и общественного строя стран Древнего Востока

    На Востоке отсутствовала четкость социально-классовых границ, например, существовали различные категории зависимого население, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами или некие переходные категории свободных (от мелких землевладалыцев к господствующему, в частности, к мелкому купечеству и чиновничеству).

    Древним обществам Востока присуща деспотическая форма государства Понятие “восточная деспотия” характеризовалось рядом признаков. Это — монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата. При этом перечеркивалось действительное многообразие политических структур древневосточных цивилизаций, их последующей эволюции. Нo во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась советом знати или народным собранием, или самоуправляющимися большесемейным” городским” общинам и пр. В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в целом общий путь — от небольших племенных образований, номовых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, как правило, политническим, создаваемым за счет завоевания и аннексий своих соседей.

    Общественный строй Сельская община продолжала бытьединственной формой социальной организации свободных жителей. Она являлась основной экономической ячейкой общества. Имущественное неравенство: Часть общинников, царские служащие, жрецы, купцы и др. накапливали богатства, большая часть общинников разорялась, свои земельные наделы они вынуждены были закладывать богачу за полученные взаймы деньги или зерно под большие проценты. Доведенный до крайности общинник терял свою землю. Переход общинной земли в частную собственность ускорил расслоение общины. Рабы носили знаки рабства - в виде особой стрижки, а затем их стали клеймить. Постепенно раба перестают воспринимать как личность. Раб становится видом движимого имущества.Основным источником рабства был плен. Другим источником был неоплаченный долг. Обладание землей, скотом и рабами определяло социальное положение человека в Вавилоне. Особую группу землевладельцев составляли воины и чиновники. За свою службу они получали земельный надел (илку), с него они и кормились

    Армия Главный род войск составляла пехота, потом добавились воины на колесни- цах, а позднее и кавалерия. Поддержка и благосклонность храмовой аристократии были одним из важнейших факторов,обеспечивающих длительное царствие - цари понимали значение жречества. Вот почему после царского дворца крупнейшими

    4. Государственный и общественный строй Древнего Египта. Периодизация государственной истории

    4-й – 3-й тыс. до н.э. в Древнем Египте складывается 40 номов(областей).

    4 основных периода Др. Египта: древнее царство – 27 – 24 вв. до нэ.; среднее царство – конец 3-его тысячелетия – 16 в. до н э.; новое царство – 16 – 12 вв. до нэ. В 6-м в.до нэ персы покорили Египет. Форма древнеегипетского гос-ва - восточная деспотия, вся власть в руках фараона (30 династий), религиозный культ главы гос-ва отделен от прост. людей и счит.живым божеством. Господствующий класс – рабовладельцы и жречество. Положение знати опред древностью рода, величиной землевладения, занимаемой должностью. Жречество вмешивается в судебные дела и управление, храмы и жрецы – явл. собственниками огромных богатств. Общественная ячейка – сельская община. В общем пользовании общины – свободные земли, нераспаханная целина, луга, леса. Управление общиной осуществляется общим собранием, советом, старейшиной. Основная масса населения – зависимые и подневольные люди, бесправные рабы (военнопленные или египтяне , доведенные до рабского состояния Власть фараона абсолютна, его считали посредником между небом и землей. Главн.чиновник – джати (сердечн.друг), управляющ.царским двором и хоз-вом.

    2.Государственный строй

    Глава – фараон, джати-1-ый наместник фараона, 2-ой по значимости жрец

    Джаджаты- общественные советы, на которые полагался джати.

    Номархи-главы гос-ных образований.

    Регулярной армии не было, создавали ополчения для походов и отражения атаки.

    5. Основные черты права и суд в Древнем Египте.

    СУДСуд в не был отделен от общего управления (администрации), например, кенбет (суд, совет, управление). Следовательно адм. органы = судебные органы.

    Функция суда сосредоточена в общинных органах самоуправления. Они решают споры о земле, воде, брачных и наследственных отношениях. Высшие должностные лица и номархи были и верховными судьями. Судопроизводство осуществлялось коллегиально.

    В период нового царства был учрежден центральный суд - кенбет - 30 знатных граждан из разных городов (находился под руководством второго лица в государстве - джати). Существовали кенбеты округов и отдельных городов. Также - храмовые суды из жрецов. В номах правосудием занимались номархи.

    Фараон – высшая судебная инстанция, возглавлял суд “шести палат”. Все свободные египтяне могли обращаться к нему с жалобами и просьбами о помиловании. Фараон имеет право назначить чрезвычайную судебную коллегию для рассмотрения тайных дел, заговоров.

    Процесс Не существовало разделения процесса на уголовный и гражданский.

    Сист док-в (Клятва, Свидетельское показание , пытка, судебный оракул играл роль одновременно доказательного средства и стадии процесса. Обвинение поддерживалось самим судом. Процесс, таким образом, был розыскным, т.е. инквизиционным)

    4. Основные институты частного права в Древнем Египте.

    Вешное право в Египте в устоявшихся формах существует уже с эпохи Древнего царства. От IV и V династий дошел ряд надписей на пирамидах и др. памятниках о пожаловании хо­зяином надгробного памятника земли и другой собственности храму. Например, надпись около пирамиды Хефрена (2800 г. до Р.Х.):

    В Египте, как нигде более, проявилась условность вещного права. Поминальный вклад всего более напоминает ус­ловное держание. В дальнейшем заупокойные контракты сохраняются, содер­жание в них храмовых обязательств еще более детализируется.

    Условность владения подтверждается не общей, а особой исковой защитой, основанием которой служит целевое исполнение поминальных обрядов - ratio contractus. Владение защищено достаточно прочно.

    Наряду с обремененной собственностью в Египте существо­вала и свободная частная собственность (аллод). Сохранились документы о купле-продаже земли и када­стровые записи.

    арендные отношения в виду ограниченности земельного фонда. Эмфитевзис пришел в римское право из Египта – на­следственное отчуждаемое право пользования чужой землей, владелец такой земли вносит при этом ежегодную плату собст­веннику и платит одновременно государственные подати.

    Однако статус объектов вещного права не был равным. Имущество фараона, храмов и др. привилегированных субъектов вещного права охранялось строже, чем вещные права прочих лиц. Различие в пене могло достигать стократного размера.

    Купля-продажа земли , Заем.,Наем – найм для работы и найм вещей, Договор дарения

    Брак и семья в Египте Привилегированное положение женщины в браке. Она обладала процессуальными и имущественными правами наравне с мужчиной. Большинство браков египтян были моногамными. Полига­мия практиковалась только высшими слоями общества.

    1. Государственный и общественный строй Древнего Вавилона.

    ЦАРЬ Верховные жрецы упраляющий «царск.дома»(нубанда), ополчение наместники севера (г.Сиппар) из числа юга(г.Ларс), свободных начальники областей, начальники округов, советы старших общин, общинные сходы Важн. древневавилонск.памятник права - Законы Хаммурапи (18 в.до нэ) - 282 статьи. Это 1-й сборник зак-в, освещающ рабовладельческ.строй. Территория - Междуречье (Тигр и Ефрат), народности - шумеры, акайцы, их потомки - авилумы, мушкенумы. По форме гос-го устройс.-относительно централизовано. По форме правления - древневост.деспотия. Царь считался с богат. торгов.знатью, был верховн-м руководит-м религиозн.культа. Центр администрирования - дворец. Чиновники ведшие дворц.хоз-во одновременно руков –ли и госуд-ми делами. Водным хоз-вом ведал «управитель реки». Органы общин-го управления назнач.царем, их глава - рабианум. Функции совета обширны; коллектив-я ответственность за преступл-я. соверш-е член.общины. Царь и чиновники вели административ-е и судебные дела, высш.судья - царь. Судебные дела вели также наместники и рабианумы - председательствующие в судебн.коллегиях. В большинстве городов суд.функ. осуществляли» царские судьи», были сохранены храмовые суды. Как и в любом рабовладельческом гос– ве, все население делилось на: свободных и рабов. Свободное население Вавилона состояло из полноправных и неполноправных. Полноправные – (авилум – человек, муж) состовляли основн. массу населения. Имели: землю, несли имущественные и личные повинности в пользу гос – ва. Друг. категория граждан – покорные «мушкену». На неравноправное положение м. указывают статьи, определяющ. наказания: членовредительство нанесенное авилуму, каралось членовредительством виновного. Членовредит – во, нанесенное мушкену ограничивалось штрафом. За воровство у мушкену – 10-кратный штраф, за воровство у царя или храма – 30-кратный штраф. Низший общественный слой – рабы. Это – военнопленные, покупные рабы, порабощенные и ставшие бесправными – свободные (преступники и не состоятельные должники). Рабы по закону – собственная вещь хозяина. Их продавали, закладывали. Повреждение их здоровья или лишение жизни считалось не более чем повреждение или уничтожение имущества их господина, к-рому виновный должен был возместить ущерб. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Защитой закона пользовались – рабыни, имеющие детей от своих владельцев. Эти дети считались свободными. По профессиональному признаку: 1-е место: Придворные служащие, из к-рых выдел. царский телохранитель и высшее жречество, приближенные царя. Различного рода военнослужащие. Храмовые служащие занимали почетное положение в связи с важным гос-ным значением религии и храмов. Высокое положение занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяло его землей, к-рая могла переходить по наследству. Низшие ступени профес. – служебной лестницы занимали купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Гос-ный строй – относительно централизованный, вся власть сосредоточена в руках царя – судебная, исполнит-ная, законод-ная и религиозная. Могущество царя видно из его титула – мудрый вождь, солнце Вавилона, дракон среди царей, ярый буйвол, бодающий врагов, любимец мудрой богини Мамы. Однако власть древневавилонских царей нельзя безоговорочно назвать деспотической. Например, во времена Хаммурапи продолжали существовать общинные органы управления, советы старейшин, общинные сходы, осуществлявшие администр-ную и судеб.власть на местах, поддерж. общественный порядок (решающие спорные ?ы между общинами распределяли налоги).

    7. Кодекс царя Хаммураби: общая характеристика

    Кодекс царя Хаммурапи - древнейший из дошедших памятников права почти в целости, т.к. текст его был высечен на базальтовом столбе

    Непрерывно записанный текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные статьи

    Законы Хаммурапи – важнейший источник древневавилонского и вообще древневосточного права.

    Статьи посвящены суду и преступлениям, связанным с отправлением правосудия; вопросы приобретения и защиты собственности; преступлениям против личности;браку, семье, наследованию

    Наказание устанавливалось не только в зависимости от вида преступления, но и от общественного положения виновного и потерпевшего.

    В кодексе нет норм религиозного содержания.

    8. Обязательственное право по кодексу царя Хаммараби.

    Обязательственное право (uiltum) понималось как "долг". Достаточно развито, суда по Кодексу.

    Больше всего Кодекс регулирует договор займа. Существовало эндогенное порабощение. Должник должен был вернуть деньги в срок с процентами (до 33,5%). При невозможности отдать долг должник и/или его близкие поступали в долговую кабалу к кредитору на 3 года (ст.117). Люди также могли служить средством обеспечения обязательства в виде залога (ст.115, 116). Законодательно регулировались ростовщические договоры (например, ст.88, 89). По договорам займа допускалось поручительство. Обязанность поручителя – доставить должника кредитору в установленный срок. Ответственность за долг он не нес.

    Договор ссуды (ст.102). Ссуда касается только денег. Обязан вернуть, даже если потерпел убыток при торговле. От ответственности освобождает только нападение неприятеля (ст.103) – тогда потеря ссуды доказывается клятвой. Недобросовестность – пени.

    Договор хранения (ст.120-125) необходимость заключения письменного договора при свидетелях сделки.

    Договор найма (ст.257-274) и подряда (ст.228-235). По договору найма – указан "законный" тариф поденной или годовой платы наемному рабочему. Договоры личного найма делились на: найм благородных профессий и найм сельскохозяйственных работников. В договоре подряда различают постройку дома и судна. В обоих случаях мастер отвечает за брак в свое работе (за обвал дома – смерть строителя). Срок исковой давности – 1 год по окончании строительства.

    Договор купли-продажи. В Кодексе практически нет статей, следовательно широкое регулирование обычным правом (usus). Ст. 7, 9, 10 – похоже на процедуру свода на Руси или виндикационный иск в Риме. Вещь обязательно должна была приобретаться у собственника. Обязательная письменная форма и свидетели – несоблюдение формы считалось воровством. Клятва на суде не принимается. Существовала защита добросовестного покупателя от пороков вещи: претензия - в течение месячного срока (ст.278).

    Договор поручения (ст. 100, 102, 104).

    Вавилоняне – пионеры международной торговли. Придумали организацию кредитных учреждений (кассир в банке – жрец/жрица).

    Договор товарищества (ст. 99) – товарищество с ограниченной ответственностью (вкладчики), участники несут солидарную ответственность.

    Известно понятие сложной коммерческой операции: продажи в кредит, комбинации продажи и залога. Следовательно – высокое развитие правовых отношений.

    Гибкое отношение к понятие обязательства. Договором могли считаться сделки по обучению воровству и сутенерству.

    9. Брак и лично-имущественные отношения в семье по Законам Хаммурапи.

    Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на

    принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.

    Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

    Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали:

    • дети;

    • усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей);

    • внуки;

    • дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

    Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

    10. Уголовное право по Кодексу царя Хаммураби.

    Вавилоняне не проводили различий между преступлением и гражданским правонарушением.

    Уголовное право испытывает на себе влияние родовых пережитков. Право кровной мести отсутствует, но широко применяется принцип талиона и круговая порука общины перед родственниками убитого. Основная цель – предотвращение преступлений (через жестокие наказания) – устрашение будущих и настоящих преступников.

    В кодексе нет норм общих уголовных принципов, но ряд положений свидетельствует о различном подходе к тем или иным формам вины, соучастию (недоносительство, укрывательство). В некоторых статьях указывались отягчающие обстоятельства.

    Категории преступлений:

    Преступления против личности карались по принципу возмездности, но в зависимости от общественного положения. Тяжесть членовредительских наказаний и размер штрафа зависели от социального положения преступника и потерпевшего. Принцип талиона применяется только при равном социальном положении сторон. Повреждение рабу влекли возмещение половины его стоимости, уплачиваемой хозяину.

    (1) членовредительские (умышленное или неумышленное убийство, телесное повреждение) - (прямой талион – ст.196, 197, косвенный – ст.195, 209, 210) и (2) порочащие - ущерб чести и достоинству лица (оскорбление словом или действием; поклеп – ст.1, 2, лжесвидетельство – ст.3 – если обвинение не доказано, обвинителю - смерть). .

    Имущественные преступления тоже несут отпечаток сословности (разница в штрафе – смотря у кого украли). Кража, даже незначительная вообще строго наказывается. (1) кража: объекты – частное, храмовое и дворцовое имущество (за два последних – тройной штраф ст.8); (2) грабеж – ст.22 (ночное нападение или кража в особо крупных размерах) – наказывалась смертной казнью; (3) особая группа - кража раба = побег раба (за побег смертная казнь) + норма об укрывании рабов = укрытие краденого – смертная казнь (ст.16); (4) мошенничество, повреждение или уничтожение чужого имущества.

    Преступления против семьи: кровосмешение, неверность жены, распутное поведение, изнасилование, похищение и подмена ребенка;

    Другие виды преступлений: особые воинские правонарушение, должностное преступление судьи (взятка). Ст. 5 – запрет судьям, совершившим преступление, занимать определенные должности.

    Виды наказаний:

    а) смертная казнь – широко используется, она квалифицирована – утопление в реке, повешение, посажение на кол, сожжение и т.п.;

    б) членовредительство (отсечение руки, отрезание уха);

    в) другие виды наказаний (рабство, изгнание из общины, штрафы, при этом заведомая непосильность штрафа может быть равносильна смерти преступника).

    11. Древняя Индия

    1.Общественный строй. Ярко выраженное сословное деление

    Сословия представлялись замкнутыми группами населения с наследственно закрепляемыми правами и обязанностями. Такое разделение определялось рядом факторов: отношение к религии, расой, родом занятий, имущественной состоятельностью, принадлежностью к победившему или побежденному народу. Профессии передавались по наследству.

    Сословия – варны, затем касты.

    4 варны: брахманы, кшатрии, вайшии, шудры.

    Первые 2 – потомки родовой знати ариев, третья – потомки арийских общинников, 4-я покоренное население. Рабы в систему варн не включались

    В средние века в высшие первые 2 варны входили брахманы-земледельцы, члены дружины правителей и т.д. В варне вайшиев остались купцы, ростовщики, богатые ремесленники

    2.Государственный строй

      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта