Главная страница

ШПОРА ПО ИСТОРИИ. 1 История как наука, предмет и методы изучения. Источники историография


Скачать 476.5 Kb.
Название1 История как наука, предмет и методы изучения. Источники историография
АнкорШПОРА ПО ИСТОРИИ.doc
Дата03.05.2017
Размер476.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаШПОРА ПО ИСТОРИИ.doc
ТипДокументы
#6768
страница1 из 9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

1)История как наука, предмет и методы изучения. Источники историография.

История есть коллективная память народа о прошлом. Первоначальное значение “история” означало расследование, узнавание. В римской историографии приобрело второе значение-рассказ о прошлом. История - повесть о событиях,быте народов. История подразделяется по широте изучения объекта.

К основным принципам изучения относятся научность и историзм.

Истроизм - конкретный исторический подход.

Метод-путь исследования или познания, теория, учение, способ построения и обоснования системы знаний.

К ист. Методам относятся:

1)Хронологический, Основанный на повременном расположении событий.

2)Периодизации,

3)Исторических параллелей, обобщении прежнего исторического опыта в его сопоставлении с сегодняшним.

4)Ретроспективный, Содержащий рассмотрение прошедших событий.

5)Экстраполяции. Распространение установленных в прошлом тенденций на будущий период
Писание истории основывается на ист. Источники, которые имеют личное, коллективное, государственное или иное происхождение. К источникам относятся летописи, былины, хроники, своды законов, документы, материалы. Самые известные: Слово о полку Игореве, Повесть временных лет.К источникам материальной культуры относят сооружения крепостей и городов, предметы быта.которые находят археологи. Историография - история исторической науки(с греч.-писание истории)в 18 веке Василий Татищев создал Историю российскую с самых древнейших времен. В конце 19 вышел труд Ключевского Курс русской истории.
2)Россия в мировой цивилизации

С 19 века ведется дискуссия - является ли Россия частью мировой истории, самостоятельной цивилизацией? В середине 19в формируется идеология славянофилов и западников. Славянофилы обосновывали самобытный путь исторического развития, отличного от запада. Самобытность видели в отсутствии в ее истории классовой борьбы. Выступали против копирования западноевропейской политической жизни. Считали православие единственным правильным направлением в христианстве.

Западники считали едиными законы развития России и запада.

На рубеже 19го веков формируется концепция евразийцев, основанная на философии славянофилов. Россия расположенная между Европой и Азией отличается от востока и от запада. Это особый мир – Евразия. Русским принадлежит исключительная роль в истории. Монголы положили начало единству, заложили основы государственного строя. Русская церковь-сосредоточение культуры. Государству принадлежит абсолютная роль в жизни общества. К признакам российской цивилизации относятся самодержавная форма государственной власти, коллективистская ментальность. Незначительный объем экономической свободы. Подчинение общества государству. Обширность территории требовала огромного аппарата государственной власти и контроля за всеми сферами жизни общества.
3)Восточные славяне. генезис этапы развития

В римских источниках I-II вв. славян называют венедами. Впервые под своим именем славяне упоминаются в VI в. у Прокопия Кесарийского и Иордана. Первая археологическая культура, которую связывают со славянами — пражская. В IV-VII вв. она распространилась от среднего Днепра до Балтики, от Эльбы до Подунавья. Тогда же славяне расселились и на Балканах. На судьбы славян повлияло Великое переселение народов (IV-X вв.). В VII в. обособляются восточные славяне — предки русских, украинцев, белорусов. Важные сведения об их расселении сообщает «Повесть временных лет».

В среднем Поднепровье жили поляне, к западу от них древляне, у истоков Днепра — кривичи, у оз. Ильмень — словене, по Оке— вятичи, в Белоруссии — дреговичи и радимичи, на среднем Днестре — тиверцы, между Днепром и Днестром — уличи, в Прикарпатье —дулебы. Возникали племенные союзы.

Славяне занимались земледелием (переложным и подсечным), ремеслами, охотой, рыболовством, собиранием меда и воска диких пчел (бортничество). Земля была собственностью общины — верви, распределявшей ее между общинниками. Главные вопросы решало народное собрание вече. Постепенно росла роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Происходило имущественное расслоение. Родовые связи все больше вытеснялись территориальными. Складывались предпосылки для возникновения государства. О культуре древних славян мы знаем мало. Письменность у них появилась в IX в., но литература того периода не сохранилась. Славяне были язычниками. Некоторые праздники славян (Масленица, день Ивана Купалы) сохранились в народе и по сей день.
4)Образование древнерусского государства (+5)

В соответствии с повестью временных лет в 862г племена обратились к варягам с просьбой княжить и владеть ими т к нет порядка на их земле. Рюрик стал править в Новгороде, его братья Синеус в Белоозерске, а Трубор в Изборске. Объединение князем Олегом в 882 Киевского и Новгородского княжеств стало отправной точкой в образовании древнерусского гос-ва. По Норманской теории славяне не были способны самостоятельно создать гос-во и поэтому пригласили варягов. Первым противником Норманской теории был Ломоносов, который доказывал славянские корни происхождения гос-ва. Т к был союз племен, уровень производительных сил позволял создать экономическую основу государствава, развитие частной собственности.. в то время определилась примерная территория гос-ва, в состав которого вошли восточнославянские племена: Поляне,Древляне,Вятичи и др. Создана налоговая система(дань).В 988 принято христианство. Новая религия способствовала развитию письменности и просвящения.. Киев превратился в крупный торговый и церковный центр., создан письменный свод законов.. Государство состояло из волостей, которые управлялись представителями династии Рюриковичей. Князь назначал наместников и воевод, были дружины..Это была ранняя феодальная монархия, где правил князь с семьей.
5)Русь в IX-XIIвв. Характер и особенности цивилизации (+4)

Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами. В летописях государство называлось Русь В узком смысле под «Русью» понималась территория Киевской, Чернигово-Северской и Переяславской земель; именно в таком значении термин «Русь» вплоть до XIII века употребляется, например, в новгородских источниках. Глава государства носил титул великого князя, князя киевского. Неофициально к нему иногда могли прилагаться и другие престижные титулы, среди которых тюркский каган и византийский царь. Княжеская власть была наследственной. Помимо князей в управлении территориями участвовали великокняжеские бояре и «мужи» — дружинники, нанимавшиеся князем. Бояре также имели свои наёмные дружины, которые в случае необходимости сводились в единое войско.
6)Удельный период Руси,его предпосылки и последствия

На рубеже XI - XII вв. единое Древнерусское государство распалось на целый ряд отдельных полусамостоятельных княжеств и земель. Начинается период феодальной раздробленности. Под феодальной раздробленностью понимают форму организации общества, которая характеризуется экономическим усилением общин и политической децентрализации общества. Период феодальной раздробленности начинается после смерти Мстислава(1132).

К основным причинам относят Раздел территории государства между наследниками. Укрепление собственности феодалов на землю. Господство натурального хоз-ва. Падение престижа Киева. Ослабление внешней угрозы.

Последствия феод раздробленности.: междуусобные войны между князьями привели к разрушению городов. Поражение от татаро-монгол на реке Калка(1223), падение Киева(1240), установление татаромонгольского ига. Русь стала вассалом, подданной орды. Вече утратило свое значение. Русская государственность начинает приобретать черты восточной деспотии. Было задержано социальноэкономическое и пол-ое развитие гос-ва.
7)Нашествие Батыя, установление ига.

В 1223 г. и в 1237 — 1240 гг. русские княжества подверглись нападению монголо-татар. Результатом данного нашествия стала утрата независимости большинством русских княжеств и длившееся около 240 лет монголо-татарское иго — политическая, экономическая и, частично, культурная зависимость русских земель от монголо-татарских завоевателей. Монголо-татары — союз многочисленных кочевых племен Восточной и Центральной Азии. Свое название данный союз племен получил по имени господствующего племени монголов, и наиболее воинственного и жестокого племени татар. Консолидация монголо-татарских племен началась в конце XII — начале XIII вв. Значительное усиление данных племен связано с деятельностью Чингисхана. С 1211 г. и в последующие 60 лет были осуществлены завоевательные походы монголо-татар. 31 мая 1223 г. на реке Калке близ Азовского моря состоялась битва между русско-половецкими отрядами и монголо-татарами. В результате этой битвы русско-половецкое ополчение потерпело сокрушительное поражение от монголо-татар. Русско-половецкое войско понесло большие потери. Через 13 лет, в 1236 г., монголо-татарская армия во главе с ханом Батыем (Бату-ханом), внуком Чингисхана и сыном Джучи, вторглась в приволжские степи и Волжскую Булгарию (территорию современной Татарии). Одержав победу над половцами и волжскими булгарами, монголо-татары приняли решение вторгнуться на Русь. 6 декабря 1240 г. Киев пал. Данное событие считается окончательным поражением русских княжеств в борьбе против монголо-татар.

Основными причинами поражения русских княжеств в войне против монголо-татар считаются:

- феодальная раздробленность;

- отсутствие единого централизованного государства и единой армии;

- вражда между князьями;

- переход на сторону монголов отдельных князей;

- техническая отсталость русских дружин и военное и организационное превосходство монголо-татар.
8)Начало объединения русских земель. Возвышение Московского Княжества

1147- первое упоминание о Москве. Она выделяется из Владимиро-Суздальского в самостоятельное княжество. Идет процесс расширения государства за счет захвата новых земель, покупкой, передачей по наследству, дарению.

Важнейшие факторы возвышения Москвы:

Географический - Москва занимала выгодное положение. находясь на пересечении речных и сухопутных торговых путей. Окруженная другими княжествами подвергалась меньшему набегу от ига.

Экономический - обладало богатыми ресурсами, высокой плотностью населения, что позволило быстро развивать ремесло и торговлю.

Социальный - рост богатства феодалов обеспечивает усиление эксплуатации населения.

Идеологический фактор - в 14 веке Москва превратилась в церковный центр из-за переноса метрополии.

Личностный - многие русские князья (Даниил, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван 3 и др) были крупными гос деятелями стремились создать централизованное гос-во, объединявшее разрозненные земли и княжества.

Внешнеполитический - опасность потери гос-ой независимости толкало князей к объединению. Главная мотивация централизации- борьба за освобождение от зависимости от орды,победа в Куликовской битве, и стояние на реке угре в 1480.В период правления ивана3(1462-1505) был сделан важнейший шаг в формировании гос-ва.

9)Культура Руси 9-12в

Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен и испытала влияние Византии. Задолго до принятия христианства на Руси была письменность, и к моменту принятия христианства был собственный алфавит. В крупных городах существовали школы для мальчиков, а с 11 в. – для девочек. Образование получали в школах при церквях и монастырях, где изучали латынь, благословие, философию, церковно-славянскую историю, литературу.

Первая летопись составлена в конце 10 века. Известные летописи: Псковская, Патьевская, Лаврентьевская. Монах Нестор составил свод под названием «Повесть временных лет», где излагалась история возникновения древнерусского государства. Распространенным жанром являлся жанр жития святых («Жития князей Бориса»). Самым известным произведением древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве», где в поэтической форме звучит призыв к единению русских земель. Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество и, прежде всего былины. Принятие христианства привело к строительству храмов. В Киеве построен Софийский собор. Дмитриевский и Успенский собор во Владимире. Внутри храма украшали фресками и мозаикой. Большое развитие получило ремесло. Ремесленники работали более чем по 60-и специальностям. Составной частью искусства было музыкальное творчество. Русская культура 10-13 вв. стала отражением процессов производящих в экологической и политической жизни страны.
10)Завершение политического объединения Руси в 15-16вв

В 15 веке Москва сумела объединить вокруг себя почти все русские земли. Иван III первый принял титул государя Всея Руси. При нем Русь сбросила ненавистное Золотоордынское иго. В 1497 г. Иван III создает первый судебник. И начал формировать общегосударственные органы управления страной. При нем отношение нашей страны стали использовать термин России. Иван III практически бескровно завершил объединение северо-восточной Руси. В 1503 г. многие князья западных русских областей «Вяземские», «Воротынские» перешли от Литвы к Московскому князю. В 1478 г. после длительной борьбы был присоединен к Москве Новгород. Хан Ахмат в 1480 г. двинул войска на Русь. На реке Угре более месяца стояли войска Золотой Орды и Руси. Монголо-татары не решились начать сражение, а затем вернулись в Орду. С 1480 г. Русь освободилась от Золотоордынского ига. В конце 15 – в начале 16 вв. в состав московского государства вошли: Смоленск, Рязанские земли, Вятка, Псков. В новом государстве высшими органами власти были: боярская дума, казна, дворец, освещенный собор. К началу 16 века в России было 220 городов: Москва, Коломна, Новгород и другие. На территории страны проживало 9 млн. человек. Экономика страны носила традиционный характер, основанный на натуральном хозяйстве и феодальных порядках. Огромную роль в развитии страны сыграл Иван грозный. В 1547 г. он венчался на царство. В середине 16 века он проводит реформы: церковную, судебную, военную, денежную. Для управления экономикой и отдельными территориями создаёт приказы: стрелецкий, колоний, сибирский их было 50. К концу 16 в. происходит дальнейшее укрепление феодального способа производства.
11) Социально-экономический и политический строй Российского государства. Иван IV

Иван IV стал великим князем в 1533 г. в 3 года. Регентшей была его мать

Елена Глинская, а после ее смерти в 1538 г. началось боярское правление,

сопровождавшееся борьбой боярских группировок. В 1547 г. Иван IV венчался на царство. В 1547 же в Москве произошло восстание против Глинских, родичей царя, притеснявших народ. Оно дало толчок серии реформ — налоговой, военной, созданию приказов (будущих министерств), проведенных Был издан новый Судебник (1550), в 1549 г. созван первый Земский собор — съезд представителей основных сословий России. Проводимые реформы укрепили централизованное государство. Основными направлениями внешней политики были восточное (Орда), южное (Крым и Астрахань) и западное (Литва, Швеция, Ливония. В царствование Ивана IV в 1552 г. после длительной осады русские войска взяли Казань, в 1556 г. была без боя присоединена Астрахань. В 1558 г. началась Ливонская война за Прибалтику. После побед России над Ливонским орденом в борьбу вмешались Литва, Швеция, Дания, позднее Польша. В 1571 г. крымцы сожгли Москву, но в 1572 г. были разгромлены М. И. Воротынским и Д. И. Хворостининым в битве при Молодях. В 1579 г. в Россию вторгся польский король Стефан Баторий. После неудачной осады Пскова он заключил Ям-Заполь-ский мир (1582). В 1583 г. было подписано Плюсское перемирие со Швецией. Ливонская война закончилась поражением России — Иван Грозный переоценил свои силы.

В 1581 г. начался поход Ермака в Западную Сибирь, которая была покорена к 1588 г. В Сибирь хлынул поток русских переселенцев, были основаны крепости Тюмень (1586), Тобольск (1587), Сургут (1594).
12) Культура в 14-16 веках.

К 14 веку в условиях раздробленности и влияние соседних народов развивались особенности в языке, обычаях, культуре народов разных частей Руси. 14-16 век связал с борьбой против Ордынского ига и формирование Российского централизованного государства вокруг Москвы. Литература представлена историческими песнями, где воспевалось победа на «Куликовском поле», героизм русских воинов. В «Задонщине» и «Сказание о Мамаевом побоище» повествует о победе над монголо-татарами. Афанасий Никитин, побывавший в Индии, оставил свои записки «Хождение за три моря», где повествует об обычаях и красотах этого края. Выдающиеся событие русской культуры стало книгопечатание. В 1564 г. Иван Федоров издал первую печатную книгу в России «Апостол», а позже «Букварь». В 16-ом веке создается энциклопедия патриархальных условий семейной жизни. Живопись всё больше стала отходить от церковных каналов. Феофан Грек в 14 в. расписывал храмы Новгорода и Москвы. С ним работал Андрей Рублев, известный «Троицой». Дианисий расписывал вологодский собор под Вологдой и другие. Ему присуще: яркость, праздничность, утонченность. Развитие архитектуры связано с крупным строительством в Москве, где воздвигаются стены Кремля, Архангельский благовещенский, Успенские соборы, грановитая палата, высилась колокольня Ивана великого. Высокого уровня достигло ремесло, особенно литейное дело. Андрей Чохов создал царь-пушку, которая весит 40 тон, а её калибр 89 см. В культуре 14-16 вв. всё больше появляется светских элементов, происходит своеобразное возвращение и возрождение русской культуры.

13)Смутное время. Причины, ход событий, итоги.

События рубежа 16-17 вв. получили название «Смутное время». Причины смуты заключились в обострении социальных сословных, финансовых и международных отношений в конце правления Ивана IV и его приемниках. Огромные затраты на Левонскую битву и разорение привели к экономическому кризису. 50% земель не обрабатывалось, а цены выросли в 4 раза.

В целях закрепощения крестьян вводились «Заповедные лета» – годы, когда запрещался переход от феодала к феодалу. В 1597 г. принят указ о пятилетнем сыске беглом крестьян. В 1598 г. после смерти бездетного царя Федора Ивановича, Земский собор избирает царем Бориса Годунова. Он проводил дворянскую политику и против него выступили бояре. В 1601-03 гг. Борис Годунов в голодное время раздавал хлеб, разрешил выход на юге в день, что вызвало недовольство дворян.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта