Главная страница

ШПОРА ПО ИСТОРИИ. 1 История как наука, предмет и методы изучения. Источники историография


Скачать 476.5 Kb.
Название1 История как наука, предмет и методы изучения. Источники историография
АнкорШПОРА ПО ИСТОРИИ.doc
Дата03.05.2017
Размер476.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаШПОРА ПО ИСТОРИИ.doc
ТипДокументы
#6768
страница7 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

В 1952 г. прошел XIX съезд ВКП(б). Он принял решение изменить название партии: Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков) стала называться Коммунистической партией Советского Союза (КПСС).

Изменения в общественно-политической жизни начались после смерти И. В. Сталина (март 1953 г.). Сразу же были предприняты шаги по преодолению культа личности. Из средств массовой информации изымались материалы, прославлявшие Сталина, осуществлялись меры по укреплению законности и правопорядка. Теперь граждане СССР могли быть лишены свободы только по приговору суда.

После смерти И. В. Сталина разгорелась жестокая борьба за власть. В результате внутрипартийной борьбы на руководящие посты в партии и государстве выдвинулся Н. С. Хрущев, выступивший инициатором дальнейшей демократизации советского общества. Наиболее ощутимые изменения в общественно-политической жизни СССР и БССР начались после XX съезда КПСС, прошедшего в феврале 1956 г. На его закрытом заседании Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Доклад вызвал неоднозначную реакцию, но, после того как он прозвучал, перемены в жизни общества стали неизбежными.

Наиболее значительным результатом нового политического курса стала реабилитация жертв культа личности Сталина. За 1956—1961 гг. Верховный суд БССР и Трибунал Белорусского военного округа реабилитировали десятки тысяч жителей республики, многих посмертно. Среди них были известные государственные и общественные деятели, работники науки и культуры (В. Г. Кнорин, Н. Ф. Гикало, Н. М. Голодед, В. Ф. Шарангович и др.), рабочие и крестьяне.

Однако не все изменения в общественно-политической и социально-экономической жизни страны вели к положительным результатам. Внутренняя политика, проводимая руководителем государства Н. С. Хрущевым, отличалась противоречивостью и волюнтаризмом (деятельностью, которая не учитывает объективные обстоятельства и характеризуется произвольными решениями личности, ее осуществляющей). Разработанная в 1961 г. на XXII съезде КПСС программа построения коммунизма предусматривала создание его материально-технической базы за 2 десятилетия. Нереальность поставленной цели была очевидной для специалистов даже в те годы, особенно в условиях ухудшения экономической ситуации в начале 1960-х гг. Не оправдала себя и реорганизация структуры Компартии, в соответствии с которой партийные организации разделились на промышленные и сельские.

Период середины 1950-х — начала 1960-х гг. был отмечен усилением государственного давления на церковь. В 1959—1963 гг. власти закрыли несколько сотен православных храмов Беларуси. Были закрыты храмы других конфессий, созданы преграды для поступления в духовные семинарии, назначена слишком большая арендная плата за пользование монастырскими строениями. В средствах массовой информации вновь развернулась кампания по дискредитации религии и роли церкви. Многочисленные непродуманные реформы и реорганизации, проведенные по инициативе Н. С. Хрущева, вызвали недовольство почти всего советского общества. В 1964 г. он был отстранен от власти.

С 1956 по 1965 г. партийную организацию Беларуси возглавлял К. Т. Мазуров. Этот талантливый руководитель в сложных условиях того времени отстаивал интересы белорусского народа, а также личные взгляды, которые не всегда совпадали с позицией высшего руководства партии.
44)Противоречия и трудности развития советского общества в 1980-е

80-е годы. Необходимость перестройки всех сфер общественной жизни.

К середине 1980-х гг. в СССР наступил экономический, социальный и политический кризис. Он выражался в падении темпов роста промышленного и сельскохозяйственного производства, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой экономики, нарастании социальной апатии. В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких перемен. Их желали все слои общества — от рядовых граждан до определенной группы партийных и государственных чиновников. Становление постиндустриального общества, базирующегося на приоритете знаний, информации, творчества, вызвало  необходимость  в глубоких качественных переменах во  всех  сферах  общественной  жизни : в экономике, социальной и духовно-идеологической  сферах , образе  жизни , мировоззрении, в самом восприятии окружающей действительности. Оно придало мощный импульс глобализации - преобразованию мира в целостный всемирный организм, связанный воедино финансово-экономическими, информационными, культурными, миграционными потоками, не подвластными национально-государственному контролю. Началось трудное продвижение многообразной и расколотой человеческой цивилизации к «миру миров» - неоднородному и в то же время формирующемуся и функционирующему как целостность. Эти глобальные реальности бросили вызов и нашей стране. В процессе перестройки шел трудный, порой мучительный поиск путей выхода страны на траекторию современного развития, сопровождавшийся столкновением позиций и мнений. Были достижения и ошибки, победы и поражения. Но это был беспрецедентный прорыв к будущему, прерванный реакционными и авантюристическими силами

45)Курс на обновление общества. Основные этапы перестройки

К середине 80-х гг. отставание СССР от Запада становилось всё более очевидным. Стране требовались реформы. В апреле 1985 г. новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв объявил о начале «перестройки и ускорения». Но плана реформ он не имел. Был легализован бизнес под видом кооперативов, но тут же обложен чрезмерными налогами, к тому же там часто «отмывали» деньги криминальных структур. Расширилась самостоятельность предприятий, но ослабление централизации в системе, которая без нее не работала, и в таких условиях промедление с созданием нормальной рыночной системы привело в 1990-1991 гг. к развалу экономики. Появилась гласность, т.е. свобода слова, но в основном лишь в крупных городах. Возобновилась реабилитация жертв сталинского (и не только) режима. Пробуждение надежд и гласность породили новый подъём культуры, стали издаваться прежде запрещенные произведения. Возобновилось разоблачение сталинизма, перешедшее в разоблачение коммунистической системы в целом. В 1989 г. собрался I съезд народных депутатов СССР, избранный на альтернативной основе (прежде выдвигался лишь один кандидат). В ходе выборов возникло антикоммунистическое движение «Демократическая Россия», объединившее сторонников переустройства страны по западному образцу. Их поддерживала прежде всего интеллигенция. На съезде они организовали фракцию «Межрегиональная депутатская группа». Её деятели возглавили с 1990 г. столичные города: Г. X. Попов — Москву, А. А Собчак — Ленинград (Санкт - Петербург).

В 1990 г. из Конституции под давлением оппозиции убрали фразу о руководящей роли КПСС. Появились самые разные партии. Постепенно власть стала переходить от партийных структур к избранным народом советам, но и те часто не могли улучшить обстановку. Нередко главы местных партийных организаций сами становились руководителями советов. В 1990 г. введены должности президента СССР (им стал Горбачёв) и РСФСР (член «Демократической России» Б. Н. Ельцин). Сторонники сохранения прежней системы (вице-президент СССР Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, министр обороны СССР Д. Т. Язов и др.) попытались устроить переворот, ввели 19 августа 1991 г. в Москву войска и объявили чрезвычайное положение, но уже в 21 августа потерпели провал и были арестованы.
46)Россия в 1990-е годы. Социально-экономическиеие и политические процессы

Экономическая политика.

Ослабление и падение союзных структур власти позволили энергичнее взяться за реализацию социально-экономических проблем.

Октябрь 1991 г. – Правительство России предоставило первую программу радикальных реформ (экономическая стабилизация в течение года с последующим ростом производства) (Гайдар).

1 января 1992 г. – цены на товары отпущены и устремились резко вверх (некоторые в 100-150 раз, а зарплата в 10-15 раз). К 1997 г. цены на продовольствие выросли в сравнении с 1990 г. в 10000 раз.

С 1 октября 1992 г. – приватизация (за 1992 г. – из России вывезено 17 млрд. долларов).

Декабрь 1992 г. – Гайдар в отставку, утвержден Черномырдин (усиление государственного регулирования, введение государственных краткосрочных обязательств (ГКО)). Предпосылки для мощного финансового кризиса.

В начале 1998 г. – Черномырдин в отставку, утвержден Кириенко (17 августа 1998 г. – прекращение выплат по ГКО и отменило «валютный коридор»). Острый финансовый кризис.

Страна оказалась на грани полного банкротства. Экономическую ситуацию спасло на время лишь значительное повышение цен на нефть.

Итоги:

С одной стороны: - формирование рынка труда, жилья, продовольствия.

- передача в частную собственность десятков тысяч предприятий.

- формирование среднего класса.

С другой стороны:- падение объемов производства. приватизация обернулась большим обманом населения.- на грани краха социальная сфера.

Политическая система.После августовских событий 1991 г. – запрет КПРФ, национализация ее имущества и денежных средств.

Но уже с конца 1991 г. возникают новые партии коммунистической направленности. Партии и движения либерального направления, наоборот, вступили в полосу кризиса. Укрепили свои позиции партии национально-патриотической направленности (ЛДПР).

Октябрь 1993 г. – политический кризис (демонстрации, баррикады, расстрел «Белого Дома»).

12 декабря 1993 г. – выборы в Совет Федерации и Госдуму. 58,4% - за принятие Конституции России: вместо Советов – разделение властей, глава государства – Президент, исполнительная власть – правительство, законодательная – парламент.

3 июля 1996 г. – выборы Президента, победа Ельцина.

31 декабря 1999 г. – Ельцин объявил о досрочном прекращении президентских полномочий и подал в отставку. Досрочные выборы 26 марта 2000 г. – избран Путин.

Итоги.- демонтаж системы власти Советов.- многопартийность.

- коррупция и казнокрадство.

Россия в 1992—1993гг. Экономическая ситуация, сложившаяся к концу 1991 г., была катастрофической: спад производства, острейший дефицит товаров, отсутствие золотых и валютных резервов, разрыв традиционных хозяйственных связей, огромное количество не обеспеченных материальными ценностями денег на руках населения. С 1 января 1992 г. правительство, фактическим руководителем которого был Е. Т. Гайдар, приступило к осуществлению программы, так называемой шоковой терапии. Были отпущены цены, решение о том, по какой цене продавать тот или иной товар, отныне устанавливал производитель и продавец. Началась ваучерная приватизация государственной собственности: каждый гражданин России получил приватизационный чек (ваучер), который мог быть вложен в акции предприятий.
Первые итоги состояли в том, что удалось насытить рынок минимальным набором необходимых товаров, но при этом цены к середине года выросли в сотни раз, тогда как доходы населения — в 10—15 раз. Денежные накопления граждан фактически обесценились. Спад промышленного производства остановлен не был. Во второй половине 1992 г. председателем правительства стал В. С. Черномырдин.Возросли финансовые вливания в убыточные предприятия, топливно-энергетический комплекс, однако общий курс на создание основ рыночной экономики (приватизация, свободное ценообразование, свобода внешней торговли) остался прежним. Социальная ситуация была сложной: инфляция оставалась крайне высокой, ускорилось имущественное расслоение, усилилась безработица.

В этой ситуации резко обострилось противостояние Президента Ельцина и Верховного Совета.К весне 1992 г. Ельцину удалось добиться подписания почти всеми субъектами Федерации (за исключением Чечни и Татарстана) Федеративного договора. Это был шаг к новому конституционному устройству. Президентский проект предусматривал превращение России в президентскую республику.21 сентября 1993 г. Президент издал указ о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов и назначил на декабрь выборы в новый парламент. Одновременно с выборами должен был пройти референдум о принятии новой Конституции.Парламент объявил этот указ неконституционным, а Президента низложенным. К присяге был приведен вице-президент А. В. Руцкой. Началось двухнедельное противостояние. 2—3 октября в Москве вспыхнули массовые беспорядки, было захвачено здание мэрии, организован штурм телебашни в Останкино. В ответ Президент ввел чрезвычайное положение, ввел в Москву войска. 4 октября после артиллерийского обстрела здание Верховного Совета было занято войсками, руководители беспорядков арестованы. С обеих сторон были человеческие жертвы. Общество восприняло происшедшее как трагедию.

12 декабря 1993 г. на референдуме был одобрен президентский вариант Конституции России. Согласно Конституции, Россия является демократическим федеративным правовым социальным государством с республиканской формой правления. Президент получил весьма широкие полномочия. Но президентской республикой Россия в точном смысле слова не стала, ибо за Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы, было закреплено право участвовать в формировании правительства (председателя правительства назначает по предложению Президента Государственная Дума), выносить импичмент Президенту. Конституция объявила носителем суверенитета и высшим источником власти в стране многонациональный народ России, закрепила многопартийность, многообразие форм собственности, гарантировала широкий круг прав и свобод человека. С принятием Конституции 1993 г. советский период истории нашего Отечества завершился.

Россия в 1994—1996гг. Социально-экономическая ситуация в эти годы продолжала оставаться напряженной. Спад производства не был остановлен, инфляция оставалась высокой, динамика доходов свидетельствовала об углублении пропасти, разделявшей немногочисленный слой «новых русских» и основной массы населения. Вместе с тем появились и обнадеживающие признаки. Падение доходов населения к 1995 г. замедлилось, а в 1996 г. — прекратилось. Потребительский рынок демонстрировал уверенные тенденции к росту. Росло значение дополнительных источников доходов, в том числе — от предпринимательской деятельности. Однако этих обнадеживающих тенденций основная масса населения не замечала. Волновало и то, что дорожал транспорт, недоступными стали санатории и детские лагеря, платными становились отдельные услуги образования, здравоохранения.

Отношения исполнительной и законодательной власти в 1994—1995 гг. в целом складывались хотя и напряженно, но предсказуемо. Определенную позитивную роль сыграло подписание основными политическими силами (кроме КПРФ и аграриев) в апреле 1994г. Договора об общественном согласии.
В ноябре 1994 г. Президент РФ издал указ о вводе войск в Чечню с целью восстановления там конституционного порядка. Началась затяжная и кровопролитная чеченская война, завершившаяся в августе 1996 г. подписанием в Хасавюрте мирного договора: российские вооруженные силы из Чечни выводились. Военный конфликт в Чечне, унесший тысячи жизней, был крайне болезненно воспринят в российском обществе.

Кризис в экономике, снижение жизненного уровня населения, неудачная война в Чечне стали причиной неблагоприятных для Президента парламентских выборов 1995 г. Убедительную победу одержали коммунисты, второе место заняла ЛДПР.

Россия в 1996—2000гг Летом 1996г. на президентских выборах в напряженной борьбе с лидером КПРФ Г.А.Зюгановым победил Б. Н. Ельцин.Второй срок президентского правления Ельцина в целом надежд россиян не оправдал. С 1997 по 1999г. четырежды менялся глава правительства (В. С. Черномырдин — С. В. Кириенко — Е. М. Примаков — С. В. Степашин — В. В. Путин). В августе 1998 г. произошел тяжелейший экономический кризис, перечеркнувший достижения предыдущих лет по финансовой стабилизации, укреплению курса рубля, росту доходов населения. Росла преступность.

В обществе и средствах массовой информации обсуждался вопрос о коррупции в высших эшелонах власти, о всесилии так называемых олигархов. Отношения Президента и правительства, с одной стороны, и парламента — с другой, имели в эти годы конфликтный характер.

Вместе с тем с конца 1998 г. появились признаки экономического роста, который в 1999 г. принял устойчивый характер. Экономисты связывают его с кризисом 1998г., заставившим потребителей вернуться к приобретению более дешевых отечественных товаров и тем самым стимулировавшим рост производства, и высокими ценами на нефть на мировом рынке.

Выборы в Государственную Думу 1999 г. изменили политическую ситуацию в стране. Большинство в Думе получило движение «Единство», открыто заявлявшее о своей проправительственной ориентации, и готовые к сотрудничеству с исполнительной властью группа «Регионы России», фракция Союза правых сил и др. Центристские позиции в Думе заняло движение «Отечество — вся Россия». Левая оппозиция (КПРФ, аграрии) осталась в меньшинстве.

Россия на современном этапе. 31 декабря 1999 г. Президент Ельцин объявил о досрочном уходе в отставку. В марте 2000 г. на всенародных выборах убедительную победу одержал В. В. Путин, с августа 1999 г. занимавший пост главы правительства. С его именем население связывает твердую позицию в чеченском вопросе: летом 1999 г. террористические группы чеченцев и иностранных наемников вторглись на территорию Дагестана. В сентябре террористы взорвали жилые дома в Буйнакске, Москве, Волгодонске. Ответом стало решение о начале контртеррористической операции в Чечне. Президент заявил о продолжении либеральных экономических реформ, стремлении обуздать коррупцию и преступность, твердом намерении повысить эффективность государственного аппарата, установить диктатуру закона. Одним из первых шагов стали его указы об учреждении в России семи федеральных округов и назначении в них полно мочных представителей Президента, о реформе Совета Федерации, о приведении законодательства субъектов Федерации в соответствие с федеральным.
47)Россия в начале 21 века. Основные проблемы и перспективы развития

Новый президент заявил о продолжении либеральных экономических реформ, стремлении обуздать коррупцию и преступность, твердом намерении повысить эффективность государственного аппарата, установить диктатуру закона. Одним из первых шагов стали его указы об учреждении в России 7 федеральных округов и назначении в них полномочных представителей президента, о реформе Совета Федерации, о приведении законодательства субъектов Федерации в соответствие с федеральным.

В 2000—2003 гг. в социально-экономическом и политическом развитии страны произошли серьезные позитивные перемены. Продолжился экономический рост. Отношения исполнительной и законодательной властей приобрели конструктивный характер, что позволило приступить к проведению налоговой, судебной, земельной, банковской реформ, принять закон о государственной символике РФ и др. Одобрен Земельный кодекс. К важнейшим достижениям следует отнести стабилизацию социально-экономической ситуации в России.

48)Культура 20начала 21 века

Культура России ХX – начала ХХI века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Это обусловлено, прежде всего, общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в данное время. Россия пережила за ХХ век две революции, две мировые войны, образование и распад мировой системы социализма, распад СССР, формирование демократической России, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. Коренным образом изменился процесс создания, распространения и потребления духовных ценностей. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.

Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. Октябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей, 1917 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Словом, культура советского периода никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время происходит переосмысление роли и места культурного наследия в жизни современного российского общества и государства. Так, советская культура стала важным консолидирующим фактором в социальной и политической жизни расколовшегося на части постсоветского пространства. Общность российского, и в большей мере – советского, культурного наследия выступает сегодня основой успешного взаимодействия России с рядом стран ближнего зарубежья.

Существует еще одно обстоятельство, придающее значимость исследованию роли российского культурного наследия в жизни современного российского общества. Как свидетельствуют данные статистики и результаты многочисленных социологических исследований, за последние годы произошло явное падение уровня культуры основных групп населения. Это проявилось в уменьшении объема знаний в области литературы, искусства, музыки, который демонстрируют представители практически всех социальных групп, в переориентации значительной части молодежи, работников сферы услуг, представителей рабочего класса и интеллигенции на ценности массовой культуры, в некритическом восприятии всего того, что предлагается средствами массовой информации, в неумение оценивать продукты культурной деятельности с эстетических позиций и т.д. В этой ситуации обращение к культурному наследию приобретает особое значение.

Основные этапы развития российской культуры в указанный исторический период.

1. Основные направления развития культуры России начала ХХ в.

Начало XX в. характеризовалось для России противоречивыми, хотя и взаимосвязанными событиями и процессами: экономический кризис; Русско-японская война; первая революция как следствие крайнего недовольства народа существующим положением; политическая и экономическая реформы, продвигавшие страну к более высокому уровню цивилизации; не затихающие брожения в обществе, направленные на подрыв самодержавия и т.д.; Первая мировая война и ее последствия.

Все это вносило смятение в умы и души людей, происходила переоценка, казалось бы, незыблемых духовных и нравственных ценностей, пересмотр и корректировка своих основополагающих идей партиями и организациями.

Главный носитель культуры в обществе – интеллигенция, в начале XX в. стала еще более разобщенной и разнородной. Одна часть потеряла всякую надежду изменить Россию к лучшему. Другая часть перевела свое творчество на религиозно-философскую основу; даже отдельные «легальные марксисты» ушли в «христианский социализм». В целом, для интеллигенции происходившие события послужили мощным стимулом в творчестве. Именно интеллигенция должна была повести за собой народ в культурном развитии, но в этом событийном водовороте не смогла этого сделать. Идеи, ею вырабатываемые, произведения, ею сочиняемые, спектакли, ею создаваемые, оставались понятными лишь для них самих, доступными лишь для образованных людей, но непостижимыми и далекими для большинства народа России.

Первооснову обучения составляла начальная школа. С 1908 г. обучение было бесплатным. За первые 12 лет XX в. число учащихся в начальных школах выросло вдвое. Школы делились на светские и церковно-приходские. Правительство достаточно глубоко осознавало необходимость введения в стране всеобщего начального образования. П.А. Столыпин, начиная аграрную реформу, предполагал ввести обязательное 4-летнее обучение для всех крестьянских детей. Этот вопрос даже был внесен на рассмотрение в Государственную думу, но начавшаяся Первая мировая война автоматически сняла его с повестки дня.

Среднее образование можно было получить в гимназиях и реальных училищах за соответствующую плату, так что учиться в них могли немногие. Получали распространение коммерческие училища, дававшие за 7–8 лет среднее образование.

Росла система высшего образования. Прогрессировало высшее женское образование. В городах страны функционировали 30 женских курсов, в большинстве которых занятия проводились по университетским программам. По количеству женщин, получивших высшее образование, Россия занимала первое место в Европе.

Несмотря на предпринимаемые правительством меры, грамотность населения России оставалась все еще оскорбительно низкой для великой державы.

Низкий уровень образования удерживал значительную массу населения, особенно крестьян в дремучей темноте и невежестве. Большой вред сознанию народа наносили распространявшиеся нелепые слухи. За их распространение и арестовывали, и штрафовали, и отправляли в тюрьмы. Но ощутимых результатов эти меры не приносили.

Особого внимания заслуживает литература, которая в этот период развивалась бурно, противоречиво. В литературе продолжала распространяться реалистическая традиция. Ее представляли М. Горький и И. Бунин, А.И. Куприн и Л.Н. Толстой. Появились новые имена: А. Блок, В. Маяковский, Н. Гумилев, С. Есенин, А. Белый, М. Цветаева, А. Бальмонт, В. Брюсов, З. Гиппиус, Д. Мережковский, А. Ахматова.

Большинство служителей художественного слова стремились показать богатый духовный мир и особенности национального характера русского человека. Литературные поиски часто вели не только к обличению существующего строя, но и к неоправданному очернительству образа жизни россиян. Публицист и философ В.В. Розанов, обобщая книги, изданные в первом десятилетии XX в., сделал вывод, что «писатели усердно подготавливают конец России» .

Величайшими представителями плеяды русских литераторов можно назвать Л.Н. Толстого ( XX в. он вошел уже в 72-летнем возрасте, однако это не помешало ему создавать новые произведения, захватывающие умы и сердца людей: «Живой труп», «Хаджи-Мурат», «После бала» и др.), А.П. Чехова (который прожил в XX в. лишь четыре года, но и в этот короткий срок на свет появились произведения, которые и по сегодняшний день не сходят с театральных подмостков: «Три сестры», «Вишневый сад» и др.), М. Горького (из-под его пера выходят «Песня о буревестнике», которая была воспринята как зов «буреглашатая» революции, «Мещане», «На дне», «Дачники», «Варвары», «Враги» и роман «Мать» и др.)

Продолжала развиваться научная историческая литература. В эти годы из патриархов отечественной истории творил В.О. Ключевский.

Главным и общедоступным проводником культуры и образования стала периодическая печать. Количество тиражных изданий в стране резко возросло. Кроме изданий на русском языке граждане России могли читать газеты и журналы на 25 других языках и наречиях. Большинство из них носило либерально-буржуазный характер, часть – революционно-демократический.

Вхождение в XX в. совпало с началом становления русского профессионального театрального искусства. С основанием Московского художественного театра (1898) К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко уровень сценических представлений заметно вырос. Репертуар театра включал произведения современников – Л. Толстого, М. Горького, A. Чехова, а также А. Пушкина, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, B. Шекспира и др.

Другие крупные театральные центры – театр В.Ф. Комиссаржевской, императорские Мариинский и Александринский театры, а также Большой театр в Москве. Ширился перечень частных театров. С.И. Мамонов сумел привлечь в свою частную оперу знаменитого Ф.И. Шаляпина, на сцене его театра ставились «Садко», «Царская невеста» и др.

Созвездие композиторов венчало музыкальное искусство России. М.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов, А.Н. Скрябин и С.В. Рахманинов, С.И. Танеев и И.Ф. Стравинский вошли в ряд выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. В театрах ставилась опера «Золотой петушок» Римского-Корсакова, проходили премьеры 7-й и 8-й симфоний Глазунова, «Божественной поэмы», «Поэмы экстаза», «Прометея» Скрябина и др.

Музыка и театр развивались бурно и разнообразно, гармонично и наступательно. Однако слушали музыку и смотрели спектакли немногие: в массе своей народ был еще далек от этих видов культуры.

В начале XX века активно развивалась и живопись. От реализма и традиционализма до авангарда – таков диапазон творческих исканий живописцев.

Всеми признанным среди художников, несомненно, был И.Е. Репин. Зенит его славы пришелся на XIX в., но и в новом столетии он продолжал восхищать мир картинами, портретами и эскизами: «Заседание Государственного совета», «Какой простор», «Манифестация 17 октября 1905 года»; портреты Столыпина, Л. Толстого, Короленко, Шаляпина и др.

Отличалась широтой палитра портретов, созданных В.А. Серовым: последних царей и Горького, убийцы Распутина Юсупова и балерины И. Рубинштейн и др.

«Мир искусства» – так назвала себя группа талантливых художников – А. Бенуа, С. Дягилев (основатели), Н. Рерих, И. Грабарь и др. В другие объединения творческой интеллигенции («Бубновый валет», «Голубая роза») входили П. Кончаловский, А. Лентулов и др. Интересные картины выходили из-под кисти абстракционистов В. Кандинского и К. Малевича. Но отдельные полотна были часто недоступны пониманию простого человека.

В начале века многие деятели искусства покидали Россию, жизнь в Европе и США казались им привлекательней, часто навсегда, причем в расцвете творческих сил: В. Кандинский, И. Стравинский, С. Дягилев и др.

Начало столетия совпало с началом внедрения кинематографа в культурную жизнь России. Актеры театров охотно снимались в кино – творческая новизна привлекала. Императорские же театры запретили своим актерам сниматься вообще.

Наряду с низкопробным кинематографом русское киноискусство стало наполняться подлинными шедеврами: «Оборона Севастополя», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Понизовая вольница» и др. Приобретали известность кинорежиссеры Я. Протазанов, В. Гардин, А. Ханжонков, первые кинозвезды: В. Пашенная, А. Коонен, М. Андреева, М. Чехов. Кинематограф привлек к себе такие таланты, как Ф. Шаляпин, А. Вертинский, В. Холодная.

В 1913 г. фильмы в России создавались 18 фирмами, за следующий год их число почти удвоилось. В 1914 г. в Москве Ханжонков открыл первый российский кинотеатр, названный «Электротеатр» (ныне «Дом Ханжонкова», неподалеку от памятника В. Маяковскому и станцией метро с именем поэта). В год начала Первой мировой войны на экраны было выпущено 232 отечественных фильма .

В новый век Россия входила с выдающимися открытиями в различных областях науки и техники, что позволило внести в жизнь россиян электричество и телефон, автомобиль и трамвай и т.д.

Перешагнули в новое столетие открытия выдающихся ученых: И.М. Сеченов (создатель русской физиологической школы), Д.И. Менделеев (открыл периодический закон химических элементов), В.В. Докучаев (создатель почвоведения) и др. Н.Е. Жуковский первый в Европе построил аэродинамическую трубу (1902), а два года спустя открыл первый аэродинамический институт; авиаконструктор И.И. Сикорский создал самолет грузоподъемностью 4 тонны («Русский витязь»). Физиолог И.П. Павлов за свои открытия был удостоен Нобелевской премии. Выдающийся ученый в области биологии и патологии И.И. Мечников обосновал теорию иммунитета, за что также получил Нобелевскую премию.

Многие теоретические положения и новаторские проекты научно-технической мысли нашли реализацию на строительстве железных дорог и в паровозостроении. На строительстве Кругобайкальской железной дороги (260 км) впервые было использовано электричество на буровых работах. Благодаря инженерам Б. Малаховскому, С. Мухину и Г. Соколову скорость движения паровоза достигла 125 км/ч.

Рубеж XX в. был ознаменован появлением физкультурных и спортивных организаций, участием российских спортсменов в чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх.

На первых для России Олимпийских играх (четвертые по общему счету) в Лондоне (1908 г.) в русскую делегацию входило всего 5 спортсменов – фигуристы и борцы. Олимпиада длилась с апреля по октябрь. В ее программу входили крикет, крокет, стрельба по взлетевшим голубям и т.д. Фигуристы, в том числе Н.А. Панин-Коломенкин (Коломенкин), ставший олимпийским чемпионом – единственным и первым в Российской империи, соревновались в довольно экзотическом виде спорта – «вычерчивание на льду специальных фигур». Две серебряные медали получили русские борцы. На V Олимпийских играх (1912) Панин-Коломенкин получил серебряную медаль в номинации – стрельба из револьвера.

Таким образом, развитие культуры в период с начала века вплоть до революции 1917 года было поистине грандиозным во всех ее сферах. Особенно бурно развивалась литература. Недаром этот период назван «Серебряным веком» русской поэзии. Эти годы подарили России и миру множество громких имен.

2. Проблемы развития культуры в послереволюционной России

Революция 1917 г. оказала кардинальное влияние на развитие культуры. Государство, партия большевиков стала активно развивать пролетарскую культуру. В 1917 г. была образована организация «Пролетарская культура» (Пролеткульт), члены которой были противниками старой культуры и выступали за создание новой, настаивая на том, чтобы она была чисто пролетарской, т.е. должна адресоваться пролетариату и создаваться только пролетарскими художниками и писателями. Достоинство этого объединения состоит в том, что оно сыграло важную роль в ликвидации неграмотности, главным образом за счет бесплатного образования. Но деятельность Пролеткульта, отрицая культурное наследие, нанесла серьёзный ущерб художественному развитию страны: православной культуре, культуре русской провинции, усадебной культуре.

Несмотря на тяготы гражданской войны, организовывались фольклорные и этнографические экспедиции, создавались новые музеи, издательства. Одно из самых известных – издательство «Всемирная литература», которое проводило большую просветительскую работу.

По отношению к культурному наследию был провозглашен принцип «овладения» им, т.е. признавалась необходимость культурной преемственности, сохранения традиции. Однако под овладением подразумевалось переосмысление, переоценка духовного наследия прошлого под углом зрения классовых интересов пролетариата.

Всю культуру разделили на прогрессивную и реакционную, которую можно и нужно было отбросить. В результате для целого ряда поколений советских людей литература, искусство, философия начала XX в. остались неизвестными, поскольку оценивались как упадочнические и декадентские.

Кроме того, представители авангарда считали, что искусство является средством преобразования социальной действительности и воспитания нового человека. Важнейшее положение их эстетической системы: искусство – не только способ отражения реального мира, реальной действительности, но и средство ее преобразования, изменения.

Фундаментальная концепция создания нового человека стала главной задачей советской культуры. Однако в вопросе о выразительных средствах и формах новой культуры правящая партия сделала выбор в пользу традиционализма и реализма, директивным порядком запретив эксперименты в этой области и объявив социалистический реализм единым и обязательным художественным методом для советской литературы и искусства.

Одной из главных задач советского искусства стало создание образа положительного героя, активного преобразователя жизни, беззаветно преданного партии и государству, на которого должны были равняться все советские люди, особенно молодежь.

Видным деятелем Пролеткульта А. Гастевым был введен термин «социальная инженерия». Применительно к искусству он означал радикальную перестройку его средствами не только социальной жизни, но и психики человека. Идея «ковки нового человека» средствами литературы и искусства была одной из центральных в дискуссиях творческой интеллигенции 20-х годов, ее разделяли представители различных течений русского авангарда.

Отличительной чертой искусства стал социальный оптимизм. Им пронизаны романы М. Шолохова, Л. Леонова, В. Катаева, Н. Островского, фильмы «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Земля» А. Довженко, «Депутат Балтики» И. Хейфица и А. Зархи, «Комсомольск» С. Герасимова, трилогия о Максиме Г. Козинцева и др.

Наиболее талантливые произведения тех лет отразили сохранившуюся инерцию революционного подъема, романтическое видение событий революции и гражданской войны, энтузиазм созидателей нового общества, искренне веривших в возможность осуществления своей мечты. В музыке роль отражения духа эпохи принадлежала народной песне.

Ярчайшими представителями «революционерами» в литературе стали В. Маяковский и В. Хлебников.

Русская культура 20-х годов сложна и драматична. С одной стороны гибель множества людей, разделение русской культуры на советскую и культуру зарубежья, уничтожение многих культурных памятников. С другой – огромная просветительская программа, электрификация, индустриализация, градостроительство, грандиозная государственная поддержка развития массовой культуры. Лейтмотивом того времени звучали слова: «Культура должная служить народу». Одновременно разрушались церкви и монастыри, дворцы и дворянские усадьбы, как символ старой жизни сжигались, разбивались и резались на куски иконы и книги, картины и скульптуры. И в то же время было открыто около 250 новых музеев.

Специфика массовой аудитории 30-х годов (прежде всего низкий уровень образования и культуры) не только обусловливала ее интерес к наиболее понятным и доступным формам культурной жизни (особенно к кинематографу), но и делала их чрезвычайно действенными. Б. Бабочкин, анализируя успех фильма «Чапаев», писал, что для зрителей 30-х годов непосредственность восприятия фильма, «полная вера в подлинность, первозданность происходящих событий приближалась к своему абсолюту, к своим ста процентам».

Визуальные экранные образы, как и герои литературы, прочно входили в сознание людей, воспринимались ими с большим доверием.

Главным критерием оценки произведений культуры в 30-е годы являлось их соответствие официальной идеологии. С деятелями культуры, произведения которых не соответствовали жестким требованиям «социалистического реализма», велась непримиримая борьба. Так, во второй половине 30-х годов была проведена кампания за преодоление в искусстве «формализма» и «натурализма».

В 30-е годы усилился прагматический, утилитарный подход к культуре, ее развитие напрямую увязывалось с решением текущих хозяйственных задач. В условиях форсированной индустриализации одной из важнейших задач культурной революции была признана быстрая подготовка достаточного количества работников, обладающих необходимыми знаниями и умениями. Уже к середине 30-х годов подавляющая часть взрослого населения стала грамотной. В этот период быстро развивалась не только начальная, но и средняя и высшая школа. Как и в других областях культуры, в системе образования последовательно осуществлялся классовый подход. Преимущественным правом поступления в вузы пользовались выходцы из рабочих и крестьян, прием «социально чуждых элементов» был ограничен.

Анализ социокультурных процессов этого периода показывает, что советская культура формировалась как культура городская, индустриальная. В этом качестве она противостояла не только культуре буржуазной, но и культуре крестьянской. По сути своей она была массовой культурой. В ней тесно переплетались процессы, свойственные культуре эпохи индустриальных революций, и специфические, обусловленные своеобразием развития советского общества.

1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта