Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 13. Истоки белорусского этнаса и названия Белая Русь. Культура в пер. пол. 13-пер. пол.16 в.

  • 14.Реформистское движение в ВКЛ. Церковно-религиозная уния 1596 г. Контрреформация XVII в. на белорусских землях ВКЛ и ее особенности.

  • 15.Люблинская уния и создание РП. Условия объединения

  • 1. История как наука. Предмет и задачи. Источники истории и методы исследования


    Скачать 268.86 Kb.
    Название1. История как наука. Предмет и задачи. Источники истории и методы исследования
    Анкорshpory_peredelannye.docx
    Дата08.03.2017
    Размер268.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаshpory_peredelannye.docx
    ТипДокументы
    #3523
    страница3 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    12.Основные направления внутренней и внешней политики ВКЛ в 13-16в.

    Особенностью создания Белорусско-Литовского является преимущество политических причин над экономическими-необходимость борьбы с внешней опасностью (с запада от немецких рыцарских орденов и с востока от Золотой Орды). Князь Миндовг в 1252 году короновался и принял титул в своей резиденции в Новогрудке. Начиная с Миндовга ВКЛ проводит активную внешнюю политику. В 1262 году Миндовг с Александром Невским принял участие в походе против крестоносцев. Крестоносцам тогда не удалось проникнуть в земли среднего течения Западной Двины. В 1213 году Миндовг погиб в результате заговора враждебных ему литовских князей. Большим князем провозглашает себя жамойцкий князь Трайнат. Он распространил свою власть на Городню и почти на всю Черную Русь.В конце XIII в. великим князем стал Витень.После смерти Витеня трон занял его брат Гедымин. Политика Гедымина была направлена на дальнейшее внутреннее и внешнее укрепление ВКЛ и расширение его территории. В период с XIII до начала XIV в. в состав ВКЛ активно включаются новые территории: Полоцкое и Витебское, Минское княжества, Туровская земля. Во время княжения Ольгерда Гедыминовича власть литовских Князей была расширена на Брестскую и Гродненскую землю. Также был присоединен Гомель, Мсциславское княжество. Ольгерд проводил активную Восточную политик. Вместе с тем он успешно боролся с крыжаками. В 1348 году на реке Стрева полками з Бреста, Витебска, Полоцка, Смоленска были разгромлены крестоносцы. После смерти Ольгерда великим князем стал его сын Ягайло (1377). В годы княжения Ягайлы усилилось давление крестоносцев. В результате-заключение в 1385 году в замке Крево унии ВКЛ и Польши. Ягайло был избран польским королем. С 1392 по 1430 годы князем стал Витовт. При Витовте ВКЛ достигло наибольшего могущества и размеров. Включение в состав ВКЛ Южной Подолии дало выход в Черное море. Уния с Польшей, несмотря на сложные внутренние результаты, укрепило международные позиции княжества. Главным врагом, с которым ВКЛ приходилось вести напряженную борьбу, были Тевтонский и Ливонские ордена. В 1409 г. началась «большая война» с Тевтонским орденом. Решающий удар был нанесен крестоносцам в битве под Грюнвальдом (1410), и немецкая агрессия была остановлена.В XIV-XV вв. продолжались набеги татар на территорию ВКЛ. Значительным событием в борьбе с ними был разгром Ольгердом монголо-татар на р.Синие Воды. В 1455 г. отряды монголо-татар были разбиты войсками Киевского князя Семена Олельковиа. На этом набеги Орды на территорию ВКЛ практически остановились. Со второй половины XV в. во внешней политике ВКЛ встает вопрос взаимоотношений с усиливавшимся соседом на юге - Крымским ханством. Первоначально отношения были хорошие, но когда ханом стал Менгли-Гирэй, он по договоренности с Москвой пошел войной на киевские земли, взял Киев. В 1527 г. литовскими, белорусскими и украинскими отрядами было нанесено поражение крымским татарам под Каневом на Украие. С этого момента они уже не угрожали ВКЛ. С конца XV ​​в. обострились отношения между ВКЛ и Русским государством. Причины - завершение политического объединения Северо-Восточной Руси под властью Москвы. Белорусские феодалы стремились к переходу под власть Москвы. Таким образом, внешняя политика ВКЛ была сложной и противоречивой, приоритеты в ней менялись. В XIV-XV вв в конце XV-XVI вв. Главным направлением внешнеполитической деятельности ВКЛ стали отношения с московским государством. Потеря 1/4 территории ВКЛ в этой борьбе означало значительное ослабление ВКЛ и необходимость более тесного союза с Польшей.
    Вопрос 13. Истоки белорусского этнаса и названия Белая Русь. Культура в пер. пол. 13-пер. пол.16 в.

    Истоки белорусского этноса. Концепции происхождения названия «Белая Русь»

    Белорусский этнос - это устойчивая общность людей, которая исторически сложилась на территории современной Беларуси, соседних восточных и северных землях и характеризуется особенностями языка, быта, культуры, черт психики и самосознания, передаваемых из поколения в поколение. Процесс формирования белорусского этноса является длительным по времени, сложным и многогранным. Существуют различные взгляды и ответы на вопросы об истоках, корнях, предках белорусов. Споры исследователей вызывает время завершения процесса составления (этногенеза) белорусского этнического сообщества. Одни утверждают, что белорусы, как этнос, уже существовали в XIII в., а процесс формирования белорусской народности начался еще в VII-VIII вв. Белорусская этническая общность сложилась в XIII-XIV вв. М. Гринблат считает, что формирование белорусов происходило в XIV-XVI вв. Есть и другие мнения.

    Создатели великорусской концепции считают, что белорусский язык - диалект русского языка. Создатели польской конценции считали так же, как и великорусской только для себя. В начале XX в. Е. Карский в фундаментальной работе «Белорусы» убедительно доказал, что белорусский язык является самостоятельным славянским языком, который по своему лексическому составу, синтаксису, фонетике и морфологии входит в группу восточнославянских языков наряду с русским и украинским. Согласно финской концепции (ее автор I. Ласков ), предками белорусского народа были славяне и финны. По балтской концепции (Седов) предками белорусов были славяне и древние балты. Подобно названиям белорусских рек финского происхождения, они показывают только то, что в прошлом на территории Беларуси жили балты. Но большинство их было ассимилировано раньше, когда белорусы еще не сформировались. Кривичская концепция – ошибочность в том, что кривичи жили в сер. 12 в, когда бел. этнос не сформировался.

    Концепции происхождения названия «Белая Русь»

    1. От белого цвета льняной одежды жителей, а так же «центрального» размещения района в славянском мире

    2. Антрапологические особенности (цвет волос, глаз)

    3. Наличие в регионе большого числа озер и рек

    4. Независимость от манголо-татар

    5. Находится на западе

    6. Белая русь в противопоставление Черной и Красной

    Постепенно формировался и особый белорусский менталитет - склад ума народа, образ его мышления, национальный характер, психология. К лучшим нравственным и духовным качествам белорусов относятся: национальная и религиозная толерантность (терпимость), терпимость, гостеприимство, выносливость, щедрость, сообразительность, честность, доброжелательность, поэтичность души, трудолюбие. К отрицательным сторонам белорусского менталитета можно отнести апатичность, нерешительность, консервативность, недоверчивость, скрытность, покорность. Общими чертами также являются для белорусов молчаливость, домоседство, неагрессивность, склонность к согласию и поисков компромиссов.

    Культура белорусских земель во второй половине XIII - первой половине XVI вв.

    В XV-XVI вв. на Беларуси сложились условия для развития культуры Возрождения и Реформации. В среде горожан и знати распространяются идеи гуманизма, меценатства.

    Литература.Белорусский язык имел тогда статус государственного. На нем были созданы Статуты ВКЛ 1529, 1566 и 1588 гг. Своеобразной энциклопедией исторических знаний эпохи Средневековья стали следующие летописи: Летопись великих князей литовских, Хроника ВКЛ, Хроника Быховца. Прекрасными фигурами Возрождения были Григорий, митрополит ВКЛ, который первым внес в белорусский литературу гуманистические идеи; М. Гусовский, который дополнил литературную сокровищницу поэмой «Песнь про зубра»; Ф. Скорина, основатель нового литературного жанра предисловий к читателю. Кроме того, он ввел в Беларуси книгопечатание, перевел и издал 23 книги Библии в 15171519 гг. в Праге, а в Вильнюсе - «Малую подорожную книжицу». Деятелем протестантских направлений Реформации был С. Будный, который перевел на белорусский язык «Катехизис» и издал его в 1562 г. в Несвиже для обучения «людей простых», он также искренне боролся за развитие белорусского культуры. Той же позиции борьбы с полонизацией придерживался В. Тяпинский, который на свои средства основал типографию и издал «Евангелие» на белорусском и церковнославянском языках. С XV в. начинают широко распространяться библиотеки при монастырях и иезуитских коллегиума в Гродно, Бресте, Минске, Новогрудке, формируются частные коллекции Гаштольда, Радзивиллов, Сапег.

    Архитектура. В развитии архитектуры на Беларуси соединились национальные и западноевропейские традиции, которые принесли нам романский, готический стили и стиль барокко. В связи с постоянной внешней опасностью было построено много крепостей и замков (Новогрудок, Лида, Брест, Гродно, Койданово, Смоляны, Мир, Гольшаны, Несвиж и т.д.) Лучшим. образцами белорусского готики в культовой архитектуры являются православные церкви в Сынковичах, Маломажейскове, Супрасле и Заславле, католический костел в Ишкальди. Главная их особенность - оборонительный характер архитектуры, церковь была одновременно и крепостью.

    Живопись.Расширяется развитие фресковой живописи и иконописи («Одигитрия Иерусалимская» с Пинской Варваринской церкви и «Умиление» из Малориты).В 14-15 вв. в костелах появились деревянные, разукрашенные разными красками скульптуры. Наиболее раний памятник – Распятие(д. Голубичи, 14в.). В XV в. являются впервые произведения светской живописи, что было обусловлено влиянием европейского Возрождения.

    Декоративно-прикладное искусство начиная с 14в. широкое распространение получают изразцы (кафель, кафли). Ими обкладывали стены печей, использовали для облицовки стен строений. Первые изразцы получили название «горшковых», поскольку напоминали обычные горшки цилиндрической формы. В 15в. изразцы преобретают вид четырехлепестковой розетки (распустившегося цветка). Позднее бел. мастера начинают изготавливать коробчатые изразцы в виде коробки, внешняя пластина которых украшается рельефным орнаментом.
    14.Реформистское движение в ВКЛ. Церковно-религиозная уния 1596 г. Контрреформация XVII в. на белорусских землях ВКЛ и ее особенности.

    Реформация-это широкое общественно-политическое движение в Западной Европе в XVI в, которое имело антифеодальную и гуманистическую направленность, было направлено против католической церкви. Главными его идеологами были Я.Гус, М.Лютер, Ж.Кальвин, А.Цвингли и др. Единым источником веры они считали Святое писание, кроме того они требовали секуляризации имущества церкви. Реформация нашла отражение в протестантизме, который имел следующие общие принципы: авторитет Библии, прово всех верующих обращаться к Богу без посредника (церкви), спасение личной верой. Реформация на Беларуси стала составной частью европейской Реформации и больше всего восприняля кальвинизм и антитринитаризм (арианство). Социальной опорой кальвинизму была знать, опозиционная шляхта и мещанство. Наиболее значительными расространителями Реформации на Беларуси стали Радзивилы, Валовичи, Сапеги, Кишки, Хадкевичи. Протестантизм привел к бурному всплеску развития культуры. В конце XVI в. Появилось много арианских школ в Ивье, Слуцке, Кейданах, были основаны типографии в Невиже, Бресте, Лоске. Патриотические памфлеты представителя мелкой шляхты В. Тяпинского отмечали необходимость просветительского противостояния полонизации. Получила распространение переводная и другая литература. Отрицательное отношение многих магнатов ВКЛ (Радзивиллов, Сапег, Кишек, Ходкевичей) к Люблинской государственной унии с Польшей 1569 и стремление знати сохранить свои привилегии в Речи Посполитой путем децентрализации как государственной, так и церковно-религиозной структуры католической и православной церкви, обусловило их приверженность к Реформации. Некоторые слои мещанства выступали против привилегий католической и православной церкви, которые ограничивали социально-экономические права граждан. Большинство крестьян и городского населения были сторонниками православной религии, несмотря на попытки магнатов-протестантов Радзивиллов, Воловичей и других перетянуть их к Реформации принудительным путем, через наказания за непосещение протестантских сборов. Реформационное книгопечатание в Бресте, Лоске, Несвиже и Любче существовало с середины XVI до середины XVII в. Наиболее значительными были переводы и издания книг Библии, как то Брестская Библия (1563 г.), Евангелие В. Тяпинского. Реформационное книгопечатание способствовало распространению ренессансных, гуманистических и рационалистических тенденций в белорусской культуре. После Люблинской унии начинается контрреформация, которая через католические ордена боролась с Реформацией. На Беларуси существовали католические ордена бенедыкцинцав, бернардинцев, доминиканцев, францисканцев и особенно иезуитов. Контрреформация привела даже православную шляхту (Воловичи, Сапеги) к переходу в католицизм. В этом отношении можно считать, что Реформация способствовала полонизации белорусского дворянства, а с другой стороны, она помогала развитию отношений с Западной Европой. Идеи униатства существовали среди католических кругов Польши еще в XIV в. Удобный момент наступил после падения Византии (1453 г.) и после Люблинской унии (1569 г.), это должно было ослабить воздействие Московской патриархии. В 1596 г. состоялся Брестский церковный собор, который принял церковную унию, которая признала первый вывод католической прагматики и религиозное главенство Папы Римского, но с сохранением традиционной обрядности православной церкви и использованием местного языка для богослужения. Сначала она вызвала широкий социальный протест. Антиуниатскую направленность носил Витебский бунт 1623, когда был убит униатский архиепископ I.Кунцевич. Борьбу также вели православные братства в городах. В 20-30-х гг. XVII в. правящие круги Речи Посполитой вынуждены были признать права православной церкви и ее легальную деятельность. Однако Реформационная деятельность униатских митрополитов Я. Руцкого, А. Селява, Р. Корсака, Базилианского ордена способствовала увеличению влияния униатства на белорусский народ. В XVII в. белорусы мирно становились греко-католиками. Укреплению унии способствовало создание в 1617 г. монашеского ордена базильян. I.Кунцевич, Е. Руцкий, С. Полоцкий, М. Смотрицкий были базильянами, они чтили униатскую церковь. Сегодня можно признать, что через сохранение белорусского языка в богослужении униатство помогло белорусам сохранить свою белорускость, свою национальную культуру.

    Униатство. Униатство или греко-католическая церковь образовалась в результате Брестской церковной унии 1596 г. А к унии привели следующие события. Вся православная церковь мира до 29.05.1453 г. представляла собой Константинопольский патриархат во главе с константинопольским патриархом. Патриархат делился на митрополии, митрополии делились на епархии (вся церковная организация в пределах небольшого княжества). В 13 - 16 вв. в славянских землях сложились две митраполии: Киевская в ВКЛ и Московская в Московской Руси. Все время они между собой соперничали, но поскольку обе подчинялись Константинопольскому Патриарху, все было хорошо. А в Москве в 1589 образовался Московский патриархат. Это значит, что все православные верующие мира обязаны были подчиниться Москве, ибо там появился патриарх. Это не устраивало ни власти РП, ни самих православных верующих РП, многие из которых не хотели подчиняться Москве. Поэтому между группой православных иерархов Киевской митрополии и католической церковью была заключена Брестская церковная уния в результате которой образовалась новая христианская конфессия - униатство или греко-католическая церковь. Внешние признаки униатской церкви. В униатской церкви сохранялась большая часть православной обрядности, однако подчинялась она Папе Римскому, и именно он назначал митрополитов. Униатский крест стал двухперакладинным, убиралась самая верхняя маленькая перекладина, богослужения стали вестись на белорусском и украинском языках, церковнославянский исключался из употребления. В остальном это была та же православная церковь. В результате, на момент разделов Речи Посполитой 2/3 христианских верующих в Беларуси были униаты , 1/4 католики, остальные - представители других конфессий, в том числе и православные. Православных было очень мало: на всю Беларусь была лишь одна Могилевская православная епархия, в которую входило несколько тысяч человек.
    15.Люблинская уния и создание РП. Условия объединения

    История сближения Великого княжества Литовского с Польским королевством берет свое начало с Кревской унии 1385 г., когда два государства впервые объединились на основе династической-персональной унии при сохранении ими определенной самостоятельности во внутренней и внешней политике. Неоднократное восстановление и перезаключение уний (в 1401, 1413,1446,1501 гг.) свидетельствует, во-первых, об их непрочности, во-вторых, о наличии в жизни обоих государств таких факторов, которые подталкивали их к сближению. В XV-XVI вв. определилась прочная тенденция: чем больше обострялись отношения Вильно с Москвой, тем больше ВКЛ склонялось к объединению с Польшей. Неудачи в Ливонской войне, захват армией Ивана Грозного Прибалтики и Полоцка отсекла восточную и центральную части Белоруссии от моря, что было тяжелым ударом по торговле. Силы государства были на грани возможного. Эта война, как отмечали позже политики, пригнала ВКЛ к новой унии с Польшей. В XVI в. кроме религиозных противоречий, возникли другие - внутрисословные противоречия между магнатерией (богатой знатью) и шляхтой средней и мелкой. Магнаты, крупные землевладельцы имели почти неограниченную власть в ВКЛ, проводил на сеймах, соймиках свои решения, манипулировали большинством знати, которая не имела в государстве никакой реальной власти. Литвинскую знать привлекали "золотые вольности" польской шляхты, которая имела доступ к власти, решительно влияла на внутреннюю и внешнюю политику правительства. Достижение этих целей литвинская знать связывала с заключением унии Польшей. Альтернативой союза с Польшей для ВКЛ могло быть заключение унии с Московией и признание над собой власти Ивана IV или его сына. Но московское дворянство не имело такой власти, как польские шляхтичи. Более того, это было суровое время, деспотичный режим Ивана IV отпугивал литвинскую шляхту. На переговорах правительство ВКЛ и правящие круги Польши предлагали разные условия соединения государств. Литвинские политики хотели ограничиться военно-политическим союзом, который бы сохранил независимость и самостоятельность княжества. Представители Польши стояли за упразднение независимости ВКЛ. Каждая сторона твердо стоял на своем. Для окончательного решения вопроса об унии на 23 декабря 1568 был назначен съезд в Люблине. Послы ВКЛ, в числе которых было много магнатов, чувствовали, что обстоятельства складываются не в их пользу, собирались медленно и как бы поневоле. Более или менее значительное число их собралось только до 10 января 1569 г. На сейм прибыли король и около 160 послов и сенаторов Польши и ВКЛ. В этот же день начались переговоры. Почти шесть месяцев продолжался сейм. Каждая сторона ставила свои условия, которые не принимались противоположной. Никто не уступал. Более того, делегация ВКЛ раскололась на магнатскую и шляхетскую группы, из которых первая была против, а последняя стояла за образование унии с Польшей. 1 июля 1569 был подписан акт унии. Согласно этому акту, Королевство Польское и Великое княжество Литовское соединились в одно государство, которое получало название Речь Посполитая. Уния была заключена на следующих условиях: соединенные государства имеют одного хозяина - короля, который носит титул "король польский и великий князь литовский, русский, прусский, мазавецкий, жамойцкий, киевский, волынский, подляшский и лифляндский". Его должность была не наследственной, а выборной. Избирают его народы обоих государств вместе, для этой цели собирается сейм в Варшаве. Коронация короля происходит в Кракове. Литва не вправе выбрать для себя отдельного князя. Для решения важнейших государственных дел собирается общий сейм Речи Посполитой. Он состоит из депутатов, избранных на уездных соймиках. Заседания сейма проходят на польской земле. Украина (Киевщина, Волынь, Подолье и Подляшье) отделяются от ВКЛ и присоединяются к Польше. Ливония объявляется совместным владением княжества и короны. Государства проводят общую внешнюю политику. Вместе с тем, люблинская уния сохраняла определенную самостоятельность ВКЛ. Оно имело свою армию, отдельное от Польши законодательство и судебную организацию, сохраняла старинный административный аппарат и свою печать. Польша и ВКЛ сохраняли самостоятельные названия и до конца XVII в. имели различные государственные языки. Официальной государственным языком ВКЛ оставался старобелорусский, в Польше - латинский. Долгое время и деньги в короне и княжестве были отдельные. Сохранилась даже таможенная граница между ними. Для других государств Речь Посполитая была единым целым образованием, но внутри нее существовало деление на корону, или Польшу, - в ее состав входили польские и украинские земли, и княжество, или Литву, - она ​​состояла из земель современной Литвы, Белоруссии и некоторых русских земель . Борцом за независимость княжества в составе Речи Посполитой, который постоянно заботился об укреплении его экономической и политической мощи, был крупнейший политический и общественный деятель ВКЛ Лев Сапега (1557-1633) - секретарь, затем писарь государственной канцелярии, подканцлер и наконец канцлер. Сапега вел борьбу с Сигизмунда III за полную самостоятельность княжества, стремился заставить его уважать законы своего государства. Он добился того, что король должен был согласовывать свои решения по всем вопросам на территории княжества с канцлером.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта