Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Основные подходы к изучению истории. Периодизация истории Беларуси

  • 5.Язычнество

  • 3. Первонаальное заселение земель. Доиндоевропейский период (каменны век).

  • 4. Индоевропейский период. Балты и славяне

  • 6.Зарождение гос-венности у вост славян. Полоцкое и Турово-Пинское княжества-первые гос образования на территории Белорусии.

  • 1. История как наука. Предмет и задачи. Источники истории и методы исследования


    Скачать 268.86 Kb.
    Название1. История как наука. Предмет и задачи. Источники истории и методы исследования
    Анкорshpory_peredelannye.docx
    Дата08.03.2017
    Размер268.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаshpory_peredelannye.docx
    ТипДокументы
    #3523
    страница1 из 14
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    1. История как наука. Предмет и задачи. Источники истории и методы исследования.

    История - наука о закономерностях развертывания в пространстве и времени всемирно-исторического процесса как равнадейнных внутриструктурных и мижструктурных взаимодействий этнополитических общностей, являющихся носителями своеобразия этого развития. Внутренняя основа исторической науки - это собирание фактов, их систематизация и рассмотрение в связи одного с другим. Историческая наука - наука комплексная, интегральная.

    Предметом истории беларуси явл.изучение жизни белорусского народа, взаимосвязь этой жизни с другими этносами.

    Задачи:изучение закономерностей смены и утверждения исторических концепций и их анализ; исследование процесса накопления фактических знаний о человееском обществе; анализ процесса эволюции средст научной деятельности; и т.д.

    Функции истории как науки: прагматичная, ценностная, культурная, фундаментальная и мировоззренческая. Прагматичная функция включает в себя аккумуляцию, пропаганду и практическую передачу опыта исторического развития, позволяет исследовать различные, часто противоположные, пути развития общества в перспективе. Ценностная функция заключается в анализе и теоретическом обобщении фактов с учетом нравственной оценки целей, путей, средств и результатов общественного развития со стороны исследователя. С помощью этой функции у человека формируются гражданские качества, он может увидеть недостатки общества, соотнести классовые и социальные интересы с общечеловеческими. Культурная функция определяется социальной памятью. Это позволяет сберечь преемственность в историческом процессе. Фундаментальная функция включает в себя аккумуляцию, анализ и первичную теоретическую обработку многосторонней исторической информации. Новые исторические знания способствуют научному обоснованию новых и конструктивной критике существующих исторических теорий. Мировоззренческая функция - суть этой функции в том, что история в сочетании с историческими теориями представляет собой философию исторического развития, а на основе исторических знаний формируется логика и стиль мышления конкретной личности.

    Методы исследования: логический и метод классификации, сравнительно-исторический, метод исторических параллелей, статистический, метод смежных наук, диалектно-материалистический.

    Источники: археологические(памятники, стоянки), этнографические, лингвистические, устные, письменные(летописи, статуты, мемуары,акты), фото-,кино-, фоноисточники
    2. Основные подходы к изучению истории. Периодизация истории Беларуси

    К. Маркс выработал формационный подход к истории, синтезировав рационалистическую логику философии истории Гегеля и натуралистические концепции истории. Он видел в историческом процессе эволюцию видов взаимодействия человека и природы в трудовой деятельности. Маркс выделял несколько этапов развития общества, и, соответственно, несколько типов общества, от наименее развитого до совершенного — несколько общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Формационный метод позволяет вывести общий закон исторического развития человеческого сообщества и отметить общие черты общественных укладов разных стран и разных народов, находящихся на одной исторической ступени, живущих при одном общественном строе. Однако с помощью формационного метода нельзя объяснить те исторические события, в которых решающее значение имели субъективные факторы, сознательные действия людей. Формационный метод не раскрывает особенностей культур и исторических путей народов и других социальных общностей. Этот метод по сути применим только к обществам Древнего Востока, Европейской Античности, Западноевропейского Средневековья и Западноевропейского и Американского Нового времени. В других обществах рабовладельческий, феодальный и капиталистический способы производства либо имели резко отличные черты, либо вообще не существовали. Это означает, что всемирная история не укладывается в одномерное, линейное, поэтапное, ступенчатое развитие, в единый коридор смены формаций.

    Цивилизационная концепция - анализ общественного развития, когда история народа рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других народов, цивилизаций. В отличие от теории общественно-экономической формации, цивилизационный подход применим к истории любой страны, народа, группы стран и т. д. Уже давно обнаружились слабые стороны цивилизационного подхода. Во-первых, не удалось выявить объективных критериев, по которым выделяются цивилизации. По этой причине их число сильно отличается у разных авторов, и возможны различные спекуляции (вплоть до сведения любого народа к особой цивилизации). Во-вторых, не верно отождествление цивилизаций с живыми организмами. Время существования цивилизаций различно, периоды взлета и упадка могут случаться неоднократно. В-третьих, причины генезиса и упадка разных цивилизаций различны.

    Периодизация истории Беларуси:

    1. с древнецших времен до 9 века (племена, племенные союзы)

    2. 9-13 век (образование княжеств)

    3. 13- втор. пол.16 (Бел. в составе ВКЛ)

    4. 16-18 в (Бел. в составе РП)

    5. кон. 18-1917 (в составе Рос. империи)

    6. 1917-1991 (советский период)

    7. 1991- наст. время (независимое гос.)



    5.Язычнество

    Для ранней стадии общинного-родового общества характерен был тотемизм - совокупность представлений, обычаев и обрядов, основанных на вере в сверхъестественную родство между группой людей (родом) и так называемым «тотемом» - определенным видам животных, растений. Люди верили, что они неразрывно связаны со своим тотемом. Тотемизм позже отразился в некоторых мифах, сказках, обрядах белорусов, например в обряде переодевания в «козу», «медведя» во время колядования. Анимизм - вера в существование душ и духов - фантастических существ, которые наделены сознанием, волей и другими свойствами человека и действуют в живой и неживой природе. Анимистические представления составляли часть верований первобытных людей. Наиболее расширенными представлениями анимизм были духи природы (полевиками, леший, водяной), домашние духи (домовой), злые духи, черт и др. Фетишизм - культ неодушевленных предметов (камни, амулеты), наделенных, сверхъестественными свойствами. Магия - вера в способность человека особым образом воздействовать на людей, животных, растения и другие явления природы.

    На более поздней стадии развития возникла язычество - вера во множество богов, каждый из которых управляет явлением природы или каким-либо видом хозяйственной деятельности человека. Возникает пантеон то есть совокупность славянских богов.Язычество - это условный термин, обозначающий древние верования и культы, существовавшие до возникновения трех мировых религий (буддизма, христианства, ислама). Название происходит от церковнославянского слова «языцы», под которым, согласно Новому завету Библии, подразумевались народы, противопоставлены первохристианская общинам. Термин «язычество» происходит от латинского «паганус» (язычник).У восточных славян существовали следующие боги: Род - один из главных богов – создатель этого света, Перун бог грома и молнии. Его культ выводится со времен индоевропейской общности бронзового века. Сварог был богом неба, а бог солнечного света Даждьбог являлся его сыном. Хорс считался богом Солнца, Стрибог управлял ветрами, которые нагоняли дождевые тучи, Мокош - женское божество плодородия и домашнего очага, Волос (Велес) - бог скотоводства, Лада - богиня весны, любви.Были еще боги, от которых, по мнению древних славян, зависели будущий урожай, жизнь и быт людей. Среди них Ярило, Купала, овсенями, Коляда, закрепленные за определенными временами года.Таким образом, для восточных славян-язычников было характерно многобожие. Они обожествляли окружающую природу, поклонялись огонь, солнце, луна, звезды, гром и т.д.
    3. Первонаальное заселение земель. Доиндоевропейский период (каменны век).

    Человек появился на земле примерно около 3 миллионов лет назад в Восточной Африке. Примерно 600 тысяч лет назад люди начали расселяться на европейском континенте и около 100-40 тысяч лет до нашей эры, в период раннего палеолита, они появились на территории современной Беларуси. Об этом свидетельствуют находки каменных орудий труда около деревень Обидовичи Быховского района и Клеевичы Костюковичского района Могилевской области. Первые обитатели были неандертальцами. Главными их занятиями были охота и собирательство. В это время люди уже могли добывать огонь, делать каменные орудия труда. Жили они материнской-родовой общиной. В начале верхнего палеолита (40-10 тысяч лет до нашей эры), когда уже отступили ледники и улучшились условия жизни, на смену неандертальцам пришли люди современного типа - кроманьонцы. Они уже начали производить более сложные орудия труда. Этим временем датируются первые стоянки человека, найденные у деревни Юровичи Калинковичского и около деревни Бердыж Чечерского районов Гомельской области.

    В период сярэднекаменнага века - мезолита (примерно 10-6 тысяч лет до нашей эры) началось более массовое заселение территории Беларуси. Найдено уже около 100 стоянок этого времени. Люди освоили более совершенные способы обработки кремния, были изобретены лук и стрелы, лодка и рыболовные сети. Родовые общины объединяются в более крупные территориальные образования - племена. Археологические раскопки позволяют уже определить некоторые особенности различных регионов, или археологические культуры этого времени. Это племена Гренской археологической культуры на северо-востоке Беларуси, свидерской - на востоке, неманской на западе и Днепро-диснянскай на юге. Они отличаются в основном формой наконечников стрел.

    На заключительном этапе каменного века - неолите (5-3 тыс. лет до нашей эры) в наиболее благоприятных для жизни человека регионах, Египте и Месопотамии, а несколько позже в Индии и Китае люди уже создали первые цивилизации. Неолитическое общества Европы находилось на более низкой ступени своего развития. Оно не создало цивилизации. Но тем не менее наблюдается значительный прогресс в развитии производительных сил и производственных отношений, который затем получил название "неолитическая революция". Он заключается прежде всего в появлении земледелия и животноводства, прядения и ткачества, производства керамики, более совершенной обработке кремня путем шлифовки и сверления, зарождения ремесла и примитивной торговли. Ярким примером последнего являются неолитической шахты возле поселка Красносельский Волковысского района, где добывался кремень. Эти шахты глубиной 2 - 3 метра, которых насчитывалось несколько тысяч, и мастерские функциониравали около тысячи лет. На смену присваивающего хозяйства в период неолита приходит производящее хозяйство. Люди стали вести более оседлый образ жизни. Они одомашнили животных: лошадей, свиней, птицу, разрабатывали поля, сеяли рожь и другие сельскохозяйственные культуры, научились ткать и производить из тканей одежду. В период неолита на территории Беларуси уже определено более 600 стоянок первобытных людей, в основном в бассейнах рек Припять, Сож, Неман. По форме посуды (вострадонныя, кругладонныя), орнамента археологи определяют следующие культуры этого периода: неманскую, Днепро-Донецкого, Верхнеднепровского и Днепро-диснянскую. Данные антропологии, гидранимики (древние названия рек и озер) позволяют сделать вывод, что примерно с 5-го тысячелетия до нашей эры на северо-востоке современной Беларуси проживали финно-угорские племена. Этническую принадлежность населения других регионов определить до сих пор пока что невозможно.

    Переход к земледелию, строительства стационарного жилья привело к оседлости, увеличения общины. Началось расслоение внутри нее. Старшие общины, племенные руководители постепенно присваивают себе лучшие земли, полученную военную добычу, все больше распоряжаются общинном богатством.

    В эпоху каменного века начинают зарождаться элементы материальной и духовной культуры: искусство, скульптуры, религии. На мезолитических и неолитических стоянках Беларуси найдено немало изделий из кости, керамики, покрытых орнаментом, в том числе символичным. На поселениях Юровичи в Калинковичском районе, Осовец в Бешенковичском районе найдены изображения человека на костяных и каменных изделиях. Довольно распространенный находки амулет, в том числе из пробуренных зубов медведя, кабана, костяные фигурки животных, что свидетельствует о проявлении фетишизм и тотемизм.
    4. Индоевропейский период. Балты и славяне

    В 4-3 тысячелетии до н.э. началась миграция праиндоевропейцев со своей прародины. Причина - бурное развитие земледелия и животноводства, увеличение продолжительности жизни, плотности и численности населения, перенаселенность праиндаеврапейскими племенами их прародины и необходимость освоения новых территорий. Миграция индоевропейцев - на протяжении тысячелетий. Двигаясь на запад, праиндоевропейцев прошли Малую Азию, вышли к Эгейскому морю, заселили Балканы, которые являлись одним из направлений их миграции. Часть праиндоевропейцев обогнула Черное море, прошла через территорию современных Болгарии, Румынии и Молдавии, поселилась на Правобережной Украине. Позже праиндоевропейцы проникли на Кавказ. Часть праиндоевропейцев двигалась на восток на территорию современных Китая и Индии. Отдельная их группа повернула на север, в Среднюю Азию, прошла между Каспийским и Аральским морями, оказалась в приволжских степях и продолжала движение на запад, в Северное Причерноморье. Этот миграционный поток стал источником расселения праиндоевропейцев в Европе, в том числе и в Беларуси. Из Юго-Восточной Европы и Северного Причерноморья индоевропейцы продолжали миграцию в двух направлениях: первое - на запад и северо-запад, в Западную Европу, другой - на север, - в Среднюю и Северную Европу. На большой территории, которая охватывала бассейны Вислы, Немана, Западной Двины, Верхнего Поднепровья, в результате ассимиляции местного неолитического населения индоевропейцами сформировался новый этнос - балты (литовцы, латыши, пруссы, ятвяги, курши, земгалы, селы и др.).. Начался балтский этап индоевропейского периода этнической истории Беларуси, который хронологически совпадает с эпохой металла (3-2 тыс. лет до н.э. - IV-V вв. Н.э.). Болты жили на территории современной Беларуси до прихода сюда славян. С расселением индоевропейцев изменился не только этнический состав населения Беларуси, но изменилась и эпоха. Каменный век уступил место бронзовому веку (3-2 тыс. гг. До н.э. - 1 тыс. гг. До н.э.). Постепенно появлялось земледелие и скотоводство. Основной типа поселений - укрепленные городища, которых на территории Беларуси насчитывалось около 1 тыс. Общая численность населения в бронзовом веке могла быть от 50 до 75 тыс. человек. Бронзовый век уступил место железному веку (1 тыс. гг. До н.э. - IV-V вв. Н.э.). Местные племена освоили обработку железа, изделия из железа были достаточно разнообразными: топоры, ножи, серпы, оружие, украшения и т.д. В IV-VII вв. произошло второе "великое переселение народов". Главные причины миграции славян из своей прародины: 1) демографическая перенаселенность и большая плотность населения привели славян в движение для поисков новых земель; 2) поголовное вооружение мужчин, их регулярные грабительские походы, которые являлись одним из наиболее легких, эффективных и распространенных способов обогащения : Римская империя - богатая и сказочная страна для грабежей; 3) привлекательность новых земель для земледелия, которое у славян достигла достаточно высокого уровня; 4) давление на славян со стороны других народов (германцев, кельтов, аваров и др.). По данным западноевропейских, арабских и византийских источников, славяне отличались высоким ростом, крепким сложением, большой выносливостью, темно-русым (рыжеватой) цветом волос. Простодушные, приветливые и гостеприимные в домашней обстановке, славяне на войне непримиримые и беспощадные к врагу. В VIII-IX вв. начинается массовое расселение славян на территории современной Беларуси. Сначала славяне расселились на правом берегу Днепра и на Березине, затем проникли в Подвинье и Поднепровье, а в Х в. расселились в Верхнем Понеманье. Большая часть балтского населения была ассимилировано, вторая - уничтожена или вытеснена на северо-запад, в Прибалтику, где приняла участие в формировании этнических латышей и литовцев. Третья часть балтского населения продолжала жить на своих бывших местах, их ассимиляция славянами продолжалось до XII-XIII вв. и даже позже. В результате славяно-балтского взаимодействия возникли новые этнические сообщества, которые упоминаются в средневековых источниках. К числу таких сообществ на территории современной Беларуси относились кривичи, дреговичи, радимичи. В их среде не было социального равенства, появилось политическое управление и свои князья. Кривичи, дреговичи и радимичи представляли собой не племена или союзы племен, как утверждалось в литературе ранее, а протанароднасци (народности, которые начинали формироваться). Их государственные образования называют протадяржавами (государства, которые начинали создаваться).
    6.Зарождение гос-венности у вост славян. Полоцкое и Турово-Пинское княжества-первые гос образования на территории Белорусии.

    В 9-13 вв на нашей территории сложилтсь условия для зарождения гос-венности:

    -внутренние (разделение труда,возникновение городов,имущественное расслоение, существование классов,необх поддержания порядка внутри страны),-внешние(необх защиты терр от внешнего врага).

    Первым гос образованием является Полоцкое княжество.Полоцкая земля находилась на терр сев Белорусии в землях кривичей,включала в себя современную Вит обл., север Минской.На сев-зап владения полоцких князей доходили до Рижского залива.Удобное расположение на водных путях способствовало культ. и экономич.развитию княжества. Впервые столица княжества-город Полоцк упоминается в 862г в «Повести временных лет».В это время Киев и Новгород соперничали друг с другом за объединение вост-слав земель.В этом соперничестве Полоцку отводилась важная роль.В конце 10 в в Полоцке правил князь Рагвалод.Сын Рагнеды и Владимира-Изяслав унаследовал престол.Его сын Брячеслав Изяславович продолжил расширение терр княжества.Следующий князь-Всеслав Чародей.При его правлении княжество достигло пика развития.После смерти Чародея Полоцкое княжество было поделено между 6-ю его сыновьями(раздробленность).В XII в появляются Мин,Вит,Друцкое княжества и др.В 1119 г Мономах захватил Минск,пленил князя Глеба,где он умер.В 1129г киевский князь Мстислав захватил за непослушание 3-х князей Всеславичей и вывез в Византию,где они служили в визант войске.В 1132г они вернулись. Ссылка способствовала налаживанию связей с Византией. В 12в-ослабление князя, усиление вече.Феод раздробленность ослабила княжество.На границе 13-14в Полоцкое княжество вошло в состав ВКЛ.Т.о.Полоцк на протяжении неск веков был столицей крупного княжества.

    Турово-Пинское княжество образовалось в границах расселения дрыговичей в бассейне реки Припять.Столица-Туров.Местная династия исчезла во времена князя Владимира.В 988г. Владимир выделил Туров сыну Святополку,кот начал борьбу за его независимость.Он женился на дочке польского короля Балислава Храброго,вместе с ней в Туров привозит католического епископа чем вызывает гнев отца.Предпосылки по которым Туровское княжество могло существовать самостоятельно:1)расположение на торговом пути из Киева в Польшу 2)через Туров проход. одно из ответвлений пути из варяг в греки 3)очень урожайные пахотные земли.После смерти князя Владимира Святополк становится киевским князем но Туров оставляет за собой.После междуусобной войны Ярослав Мудрый захватил престол и отдает Туров своему сыну-Изяславу.Позднее тот становится Киевским князем но Туров оставляет себе. По действующему праву получения наследства туровские князья наследовали киевский престол. В 1113-1125г город с землей перешел к роду князей Мономаховичей.Они держали княжество в качестве дополнения к своим основным владениям.Из летописи известно что в середине 12 в на Туровском престоле уже находился князь Юрий Ярославович.Благодаря ему Туров вышел из подчинения Киева и в нем обосновалась самостоятельная княжеская династия.Во второй половине 12в Туровская земля делится на удельные княжества (Туровское,Пинское,Клецкое,Слуцкое и др.) в каждом из кот правили сыновья Юрия Ярославовича.В конце 13-начале14 веков Туровская земля была включена в состав ВКЛ.

    В это время на территори Белорусии существовали Гродненская,Брестская,Новогрудская и др. земли(княжества).В своем развитии они не достигли таких высот но сыграли значительную роль.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта