1. История как наука. Предмет, задачи, методы и источники изучения, историография
Скачать 460.5 Kb.
|
22. Идейные течения и общественно-политические движения в 30-40- гг. XIX в.В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. Консервативное направление. Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права.Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народы, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права. Либеральное направление. На рубеже 30 – 40 гг. XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения – славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А. Хомяков, Ю. Самарин и др. Идеологами западников – историки, юристы, писатели и публицисты: Т. Грановский, К. Кавелин, С. Соловьев, В. Боткин, П. Анненков, Панаев, Корш и др. Представители этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Славянофилы преувеличивали национальную самобытность России. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма, в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Этим они объясняли особый путь исторического развития России.Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Отрицая особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Радикальное направление. Тайные организации первой половины 30-х гг. XIX имели в основном просветительский характер. Вокруг Станкевича, Белинского, Герцена и Огарева сложились группы, члены которых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию. В 1831 г. образовалось «Сунгуровское общество», названное по имени его руководителя, выпускника Московского университета Сунгурова. Студенты, члены организации, восприняли идейное наследие декабристов. Они выступали против крепостничества и самодержавия, призывали к введению в России конституции. Они не только занимались просветительской деятельностью, но и разрабатывали планы вооруженного восстания в Москве. Все эти кружки действовали непродолжительное время. Они не выросли в организации, способные оказать серьезное влияние на изменение политического положения в России. Петрашевцы. Оживление общественного движения в 40-х гг. выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них – Буташевича-Петрашевского – его участники были названы петрашевцами. Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечал программу широких демократических преобразований. В 1848 г. Петрашевский создал «Проект об освобождении крестьян», предлагая прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала. Дальнейшее развитие социалистических идей в России связано с именем Герцена. В 30 – 40 гг. Герцен занимался литературной деятельностью. Его произведения содержали идею борьбы за свободу личности, протест против насилия и произвола | |
23. Реформы 60-70 гг. XIX в. и их значение. Крестьянская реформа. Эпоху великих реформ открыл император Александр II, кот. заявил о необходимости отмены кр. пр. Секретный комитет, готовивший реформу, был переименован в Главный комитет по кр-янскому делу. В марте 1859 при нем были учреждены Редакционные комиссии для рассмотрения материалов, присылаемых губернскими комитетами. 19.02.1861 император подписал "Положение о кр-янстве" и "Манифест", возвещающий об освобождении кр-янства. * Началось проведение в жизнь первой из великих реформ. Крепостные получали личную свободу и ряд гражданских прав: на заключение сделок, открытие торговых и пром. заведений, переход в др. сословия и т. д. Реформа предусматривала постепенный переход к кр-янам земельного надела, однако около половины кр-ян при этом потеряли часть земли, кот. они пользовались при помещике. Земля переходила к кр-янам за выкуп, кот. должен был компенсировать помещикам не только потерю земли, но и отсутствие крепостного труда. Выкупную операцию взяло на себя гос-во: казна вы-плачивала помещикам сразу 80% выкупной суммы. В казну же кр-яне выплачивали долг в течение 49 лет по 6% в год. К началу XX века кр-яне выплатили 300% предоставленной им ссуды. * В целом аграрная реформа 1861 удовлетворяла важнейшим эк. интересам помещиков и освобождало кр-янство от рабства. Из-за сущ. в деревне двух типов хоз-в - помещичьего и кр-янского - развитие с/х в стране шло по двум путям - помечищьего хоз-ва на основе дворянского землевладения с распространением аренды и мелкотоварного кр-янского пр-ва. Либеральные реформы. 1. Финансовая реформа: 1.) отменены откупа на соль, сахар, нефть; 2.) ввели акцизную систему; 3.) гластность и законность в правилах сост. и утверждения бюджета; 4.) контроль за администрацией; 5.) публикация гос. расходов и доходов; 6.) ликвидированна с-ма казенных банков; 7.) создан Госбанк, ставший инструментом пр-ва в проведении внутренней п-ки. * 2. Судебная реформа: 1.) Судебные уставы вводили институт судебных следователей, адвокатуру и присяжных заседателей, определявших виновность и невиновность подсудимого; 2.) Процессы стали гласными, отчеты о них стали публиковаться в газетах. 3.) введение бессословного суда и его независимости от администрации. * 3. Реформы в обл. образования: 1.) были учреждены семилетние гимназии для девушек; 2.) в мужских гимназиях был провозглашен принцип равенства для всех сословий и вероисповеданий; 3.) Университетский устав 1863 предоставлял широкую автономию 4.) "Временные правила" о цензуре 1865 отменяли предварительную цензуру. Полностью от цензуры освобождались прав-венные и научные издания. * 5. Военная реформа: 1.) Были отменены телесные наказания; 2.) срок службы рекрутов был сокращен до 16 лет; 3.) централизированно управление армией; 4.) создано Военное мин-во; 5.) введен новый военный устав; 6.) проведена реформа военных-учебных заведений, улучшившая подготовку офицерских кадров; 7.) введение в 1874 всеобщей воинской повинности; 8.) переворужение армии завершили военную реформу. * 6. Земская реформа 1864 создала выборные учреждения местного управления в губерниях и уездах. Гос-во контролировало деят-ть земств через губернаторов и министра внутренних дел, имевших право приостанавливать любые постановления земств. * 7.Городская реформа: введено городское самоуправление. В 509 городах появились Город. думы, получившие в свое ведение хоз. вопросы, и создавашиеся на основе имущественного ценза. * Все эти реформы способствовали формированию начал гражданского общ-ва. |