история. 1. История как учебная дисциплина. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации и источники по истории России. Исторические школы в России
Скачать 1.66 Mb.
|
1. История как учебная дисциплина. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации и источники по истории России. Исторические школы в России. История России - важнейшая общественная наука. Это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно - временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни. В соответствии с многообразием явлений история - наука многоотраслевая, состоящая из ряда самостоятельных отраслей исторического знания: экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. История России - неотъемлемая часть всемирной истории , она изучает историю страны, в которой мы живем. Цели, задачи и значение ее изучения. Цель: 1)обеспечение знаниями о важнейших этапах, событиях и личностях в истории России с древнейших времён до наших дней. 2)формирование представлений о различных происходивших в нашей стране политических, социальных, экономических процессах и их закономерностях; 3)расширение культурный знаний. Задачи: 1)реконструктирование и описание прошлого в наиболее достоверном виде. 2)выяснение причин, по которым события, явления развивались по фактически сложившемуся направлению 3)определение общих закономерностей исторического процесса развития общества. Значение: Изучение истории имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Паять народа о прошлом – основная часть национального самосознания, которое составляет духовную основу государственной независимости. Значение истории формирует патриотизм и обеспечивает преемственность поколений, без чего общество, народ утрачивает целостность и поступательное развитие. Именно поэтому порабощение народа всегда связано с уничтожением или искажением его исторической памяти, с разрушением национальной культуры. Историческое сознание. В ходе изучения истории формируется историческое сознание. Историческое сознание — это одна из важных сторон общественного сознания. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества. При изучеии исторического процесса применяются следующие методы (подходы): - формационный;- модернизированный формационный;- цивилизационный;- религиозный;- классовый;- личностный;- всемирно-исторический;- локально-исторический;- комбинированный и иные методы. Исторические школы. Термин «историческая школа» подразумевает круг, ученых, придерживающихся сходных взглядов ( метод типологии). С.Ф. Платонов выделил: 1.Германскую историческую школу; 2.Историко-юридическую школу в России (серединаXIX в.); 3.Историко-экономическую школу ( конецXIX- нач.XX вв.) 4.Затем выделяется школа советских историков (XX век). 1.Ученые германской исторической школы (XVIII-нач.XIX вв.) считали, что человеческое общество развивается как организм, по строгим объективным законам, отвергнуть которые не может ни случайность, ни личность, какой бы гениальной она ни была. Именно германские ученые своим жестким требованием превратили историю из вольных рассказов, былей- небылиц в строгую науку. 2.Историки С.М. Соловьев и К.Д. Кавелин на основе фактов рассматривали русскую историю как естественную смену одних законов общежития другими и исследовали развитие государственных форм жизни общества под влиянием природы и особенностей родового быта. 3.Историко-экономическую школу представлял В.О. Ключевский (1841-1911 гг.). Развитие общества рассматривалось им как результат влияния социально-экономических условий, то есть не по воле царей или других лиц, а под влиянием объективных условий, прежде всего. 4.В XX в. сложилась в России школа советских историков. Они описывали историю с позиции идеологии марксизма-ленинизма и узкоклассового формационного подхода. 2. Восточные славяне в древности. Возникновение первых государственных образований у восточных славян. Расселение: занимали территорию от Карпатских гор до средней Оки. Осваивали Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с финно-угорскими и балтийскими племенами. В этот время славяне объединяются в племенные союзы, каждое племя состояло из родов. Поляне жили по среднему течению Днепра, на северо- восток от них расположились северяне, в районе верхней Волги жили кривичи, у озера Ильмень – ильменские словене, по реке Припять дреговичи, древляне. К югу от реки Буг – бужане и волыняне. Между Днепром и Южным Бугом тиверцы. По реке Сожь – радимичи. Хозяйство: основным занятием восточных славян было земледелие(подсечно-огневое, перелог). Основными орудиями труда были соха, деревянный плуг, топор, мотыга. Серпами собирали урожай, молотили цепами, размалывали зерно каменными зернотерками. С земледелием тесносвязано скотоводство. Разводили коров, свиней, мелкий рогатый скот. Тягловая сила – волы, лошади. Промыслы: рыболовство, охота, собирательство, бортничество (сбор меда диких пчел). Жили славяне общинами, сначала родовой, потом соседской. Это определяло уклад и характерные черты жизни. Хозяйства имелинатуральный характер (производили все для собственного потребления). С появлением излишков развивается обмен ( продукты земледелия на ремесленные товары). Появляются города как центры ремесла, торговли, обмена, опорные пункты власти, обороны. Города строились на торговых путях. Историки считают, что в 9 веке на Руси было не менее 24 крупных городов ( Киев, Новгород, Суздаль, Смоленск, Муром …) Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья. Важнейшие вопросы решались на народных собраниях – вечевых сходках (вече).Существовало ополчение, дружина. Собирали полюдье (сбор дани с подвластных племен). Верования – древние славяне были язычниками. Славянские боги олицетворяли силы природы и отражали общественные отношения. Перун –бог грома, войны. Сварог –бог огня. Велес – покровитель скота. Мокошь – оберегала женскую часть хозяйства. Верили в духов – леший, русалки, домовой. Обряды и праздники связаны с земледелием. Отмечали рождение, свадьбы. Почитали предков. Поклонялись явлениям природы. Образование древнерусского государства. Проблема «норманнского влияния». К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально- экономических и политических предпосылок для образования государства. Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина. Политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы. С конца VI в. известен союз племён во главе с Кием; арабские и византийские источники сообщают, что в VI- VII вв. существовала "Держава волынян"; новгородские летописи сообщают о том, что в IХ в. вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом. Арабские источники утверждают, что накануне образования государства существовали союзы больших племён славян:Куяба - вокруг Киева,Славия - вокруг Новгорода,Артания - вокруг Рязани или Чернигова. Внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности. Проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления славян на Восточно-европейской равнине. С VI в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы и др.). Итак, к IХ в. восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства. Но завершающий факт образование государства восточных славян связан с их северными соседями - жителями Скандинавии (современные Дания, Норвегия, Швеция). В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманами, викингами, а на Руси -варягами. В Европе викинги занимались разбоем и торговлей. Вся Европа трепетала перед их набегами. На Руси условий для морского разбоя не было, поэтому варяги в основном торговали и нанимались к славянам в военные дружины. Славяне и варяги находились примерно на одной ступени общественного развития - у варягов также происходило разложение родоплеменного строя и складывание предпосылок для образования государства. Как свидетельствует летописец Нестор в "Повести временных лет", к IХ в. новгородцы и некоторые северные племена славян попали в зависимость к варягам и платили им дань, а южные племена славян платили дань хазарам. В 859 г. новгородцы прогнали варягов и перестали платить дань. После этого у славян началась междоусобица: они не могли придти к соглашению о том, кому же править ими. Тогда в 862 г. новгородские старейшины обратились к варягам с просьбой: прислать им на княжение кого-либо из варяжских предводителей. На призыв новгородцев откликнулся варяжский конунг(предводитель)Рюрик. Так в 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями перешла к варяжскому предводителю Рюрику. Случилось так, что потомки Рюрика смогли укрепиться у восточных славян в качестве предводителей. Роль варяжского предводителя Рюрика в русской истории заключается в том, что он стал основоположником первой правящей династии на Руси. Всех его потомков стали звать Рюриковичами. После смерти у Рюрика остался малолетний сын Игорь. Поэтому править в Новгороде стал другой варяг -Олег. Вскоре Олег решил установить свой контроль над всем течением Днепра. Южным участком торгового пути "из варяг в греки" владели киевляне. В 882 г. Олег пошёл походом на Киев. Там в это время правили дружинники Рюрика Аскольд и Дир. Олег обманом выманил их за городские ворота и убил. После этого он смог закрепиться в Киеве. Два самых крупных восточнославянских города были объединены под властью одного князя. Далее Олег установил границы своих владений, обложил всё население данью, на подвластной ему территории стал следить за порядком и обеспечивать защиту этих территорий от вражеских нападений. Так было образовано первое государство восточных славян. Позже летописцы начнут отсчёт времени "от лета Олегова", т.е. от того времени, когда Олег стал править в Киеве. 3.Новгородско-Киевская Русь. Первые великие князья династии Рюриковичей. Новгородско-Киевская Русь была государством раннефеодального типа, так как процесс образования классов еще не завершился, феодальное землевладение только возникало, основная масса смердов была еще свободна. В то же время уже формируется боярское землевладение, общинные земли захватываются князьями и боярами, дарятся и раздаются вместе с самими общинниками, которые должны платить оброк хозяину-феодалу. Форма правления в Новгородско - Киевской Руси — типичная раннефеодальная монархия. Во главе стоял монарх — киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. Он являлся старшим (сюзереном) по отношению к местным князям. Первые великие князья династии Рюриковичей: Рюрик(862-879) Олег(879-912): объявил Киев столицей Древнерусского государства. Подчинил племена древлян, северян, радимичей. Отразил нашествие венгров. Совершил походы на Византию в 907, 911гг.. Заключил договор с Византией о беспошлинной торговле для русских купцов. Установил контроль над торговым путём « из варяг в греки» Игорь (912-945): Отразил нашествие печенегов. 941,944 гг.-война с Византией. Русские купцы вновь стали платить пошлину. 943-944 гг.- неудачные походы на Каспий. Восстание древлян против непомерной дани. Основание славянских поселений на азовском побережье. Ольга(945-962): подавление восстания древлян. Введение уроков и погостов. Развитие дипломатической службы. Прекращение внешних походов. Принятие христианства в Византии. Святослав (962-972): Подчинение вятичей. Ослабление Волжской Булгарии. Уничтожение Хазарского каганата. Назначение сыновей наместниками в восточнославянский земли вместо племенных князей. Война с Византией за государство над Дунайской Болгарией. Владимир I Святой (980-1015): Присоединение области червенских городов в 981г.. Крещение Руси в 988 г.. Подчинение земли хорватов. Создание системы крепостей для обороны от печенегов. Открытие первых школ. Ликвидация автономии племенных князей. Ярослав Мудрый (1019-1054): разгром печенегов в 1036 г.. Война с Византией в 1043-1046 гг.. «Русская Правда». Развитие образования. Династические браки с европейскими монархами. Введение лествичного порядка наследования престола. Расцвет культуры. Владимир Мономах (113-1125).: Окончательных разгром половцев. «Устав Владимира Мономаха». «Получение детям». Продолжение политики укрепления династических связей с Европой. Борьба за прекращение княжеских усобиц. Мстислав Великий (1125-1132): Продолжение политики централизации княжеской власти. Присоединение Полоцкого княжества в1127 г.. Успешные походы против Литвы. 4. Принятие христианства и его влияние на историческую судьбу России. Владимир I. Крещение Руси (осуществлённое в конце X века, примерно в 988-989 году ), понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен – событие большого исторического значения. Этапными шагами в утверждении христианства на Руси стали обращение в христианство Княгини Ольги в 955 г..и принятие христианства в качестве государственной религии Князем Владимиром (988 г.). Процесс христианизации затянулся на долгие годы. Православной церкви пришлось вести упорную борьбу с дохристианскими верованиями. Пласты народного языческого сознания были настолько мощны, что христианство восприняло и приспособило некоторые его черты... Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Огромное значение христианство имело и для утверждения новой общественной системы... Таким образом, принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Крещение дало нашим предкам высшую свободу - свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю. Еще принятие православия определило новую историческую судьбу российского государства, позволило российскому обществу на равных войти в семью христианских народов Европы. Это событие имело эпохальное значение для развития культуры, упрочения государства и развития международных связей Древней Руси. Значения принятия христианства. Улучшение международного положения, Сплочение народа, Развитие культуры, Проявление Русской православной церкви, Смягчение нравов, Укрепление княжеской власти. Владимир I( Владимир Святославич Красное Солнышко). Правление 980-1015 г. Владимир был сыном великого киевского князя Святослава Игоревича и ключницы его матери, великой княгини Ольги, Малуши. В 970 г малолетний Владимир был посажен на княжение в Новгород. Наставником князя стал воевода Добрыня, его дядя.В 972 г Святослав погиб, а великое киевское княжение перешло к Ярополку. Надолго сохранить мир сыновьям Святослава не удалось. В ходе начавшейся через 3 года усобицы погиб сначала брат Ярополка и Владимира, древлянский князь Олег, а позже и сам Ярополк. Начало правления Владимира Святославича было омрачено братоубийством. В результате войны с поляками князь присоединил к своим владениям несколько городов. В 981 и 982 годах ходил усмирять вятичей. В 983 г открыл путь к Балтике, захватив земли племени ятвагов. Радимичи были в 984 г, а следующий 985 г ознаменовался победой над волжскими болгарами. Хорватов Владимир подчинил в 992 г.В 988 г вернувшийся в Киев князь приступил к крещению приближенных дружинников и бояр, тем самым начав процесс христианизации Руси.В 992 г Владимиру пришлось воевать с Польшей, отстаивая свое право на земли Черниговского княжества. Хотя после крещения тяга к битвам у князя и ослабела, но непрерывные столкновения с печенегами не оставляли надежды на мирную жизнь.Во время правления Владимира была начата чеканка серебряных и золотых монет. Владимиру приписывается составление «Церковного устава» определяющего сферу компетенции церковных судов. С Чехией, Венгрией и Польшей были заключены мирные договора.Биография князя Владимира омрачена враждой со старшими сыновьями в последние годы жизни. В 1013 г были схвачены участвовавшие в заговоре против князя старший сын Святополк (некоторые историки считают его приемным сыном Владимира) с женой и польским епископом. В 114 г отказался платить Киеву дань и поднял мятеж другой сын князя – Ярослав Новгородский. В 1015 г князь отправил в поход против вновь вторгшихся на русские земли печенегов своего любимого сына Бориса. Умер Владимир вскоре после этого 15 июля 1015 г и был похоронен в Десятинной церкви, в Киеве. После смерти великого князя начался жестокий период усобиц между его сыновьями. 5. Древнерусское государство при Ярославе Мудром. «Русская правда» Политический расцвет Киевской Руси наступил в XI веке в правление сына Владимира Ярослава Мудрого (1019–1054). Во время правления Ярослава Мудрого, который стал в 1036 г. единоличным главой государства, Русь занимала обширную территорию от Северной Двины до Таманского полуострова и от Днестра и верховьев Вислы до верховьев Волги и Дона. Полоцкое княжество обособилось от Древнерусского государства около 1021 г. При Ярославе Мудром был составлен первый на Руси свод законов “Русская Правда”, переписывались и переводились книги.возросший международный авторитет Киевской Русивыражлася, вчастности, в многочисленных династических браках, посредством которых семья Ярослава Мудрого породнилась с различными дворами Европы (в их числе – одна из дочерей Ярослава Анна, ставшая королевой Франции) При нем же (около1 054 г.) был составлен первый на Руси письменный свод законов – «Русская Правда». В окончательной редакции, разработанной при его сыновьях, она известна под названием «ПравдаЯросалвичей». Среди примечательных особенностей «Русской Правды» – отсутствие смертнойказни (большинство преступлений каралось денежным штрафом) и запретродовогооыбчая кровной мести. «Русская Правда» Источники: 1)обычное право восточных славян. 2)Закон Русский. 3)Княжеская судебная практика. 4)Договоры Руси с Византией. Составные части: 1)Правда Ярослава. 2)Правда Ярославичей. 3)Правда Ярослава и Ярославичей. 4)Устав Владимира Мономаха. 5)Ряд переработанных статей Пространной Правды. Русская Правда среди источников истории государства и права России является основным документом. По Русской Правде выделялись следующие слои населения: - высший (земская аристократия и огнищане — рабовладельцы и землевладельцы); - средний (люди, соединенные в общины, верви); - духовенство; - холопы или челядь (рабы полные и обельные). ВИДЫ ДОГОВОРОВ - купля-продажа. - заем. - хранение имущества. - подряд (Урок мостников). Здесь регламентируется договор подряда на сооружение или ремонт моста. Имеются в виду не только мосты, но и городские мостовые; - личный наем. Наем в тиуны (слуги) или ключники |