расцвет. 6 Расцвет киевской Руси. Владимир, в 980 г он овладевает Киевом, а после смерти Ярополка становится полноправным правителем Руси. Именно княжение Владимира положило начало этапу подъема и расцвета Киевской Руси.
Скачать 18.89 Kb.
|
Расцвет Киевской Руси (980 – 1054 гг.) После смерти Святослава между его сыновьями начинается борьба за власть. Побеждает князь Владимир, в 980 г. он овладевает Киевом, а после смерти Ярополка становится полноправным правителем Руси. Именно княжение Владимира положило начало этапу подъема и расцвета Киевской Руси. Владимир олицетворял собой качественно новый уровень управления государством. Деятельность Владимира Великого (980 – 1015 гг.): завершил процесс формирования территории Киевского государства (подчинив ятвягов, белых хорватов). Определил и закрепил границы Руси (на севере – до Чудского, Ладожского и Онежского озер, на юге – до Дона, Роси, Южного Буга, на востоке – до Оки и Волги, на западе – до Днестра, Карпат, Немана, Западной Двины). Древнерусская держава (площадь 800 тыс. кв. км., население 5 млн. человек) стала самой большой страной в Европе; провел ряд реформ: административную (Киевская Русь была поделена между 12 сыновьями Владимира Великого), на смену родоплеменному разделу древнерусского общества пришел территориальный раздел, что способствовало укреплению государственной власти; военная реформа (суть ее в ликвидации племенных военных объединений и построении военной системы на базе феодального землевладения – а) были укреплены границы государства; б) сформировано боеспособное и верное князю войско); религиозная реформа - введение новой религии – христианства. Князю Владимиру импонировала идея: единый бог в едином государстве с единым правителем. Сам он крестился в Корсуне (современный Севастополь) в 988г. С этого времени начинается процесс крещения населения Киевской Руси. С введением христианства был: 1) поднят авторитет государства на международной арене, 2) культура развивается более быстрыми темпами (особенно образование, архитектура, живопись), что впоследствии значительно повлияло на дальнейшее развитие Киевской Руси, определило характерные особенности отечественной модели исторического развития. Курс внутренней и внешней политики Владимира продолжил его сын Ярослав. Он правил так, что время его правления было названопериодом наибольшего расцвета Киевской Руси. Деятельность Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.): одержал решающую победу над печенегами в 1036 г. (в ее честь был построен собор Святой Софии); создал первый свод законов Киевской Руси – «Русская правда» (важнейший источник для изучения общественных отношений, истории и правовой системы Киевской Руси); проводил активную внешнюю политику – путем заключения династических браков (эти союзы позволили Ярославу стать влиятельным европейским политиком, которого историки часто называют «тестем Европы»); способствовал развитию культуры (основана Киево-Печерская лавра, библиотека при Софиевском соборе, школы); занимался благоустройством столицы государства (площадь Киева увеличивается в 7 раз, население достигает 50 тыс. человек); решил проблему престолонаследия – территория государства была поделена между его сыновьями. В случае смерти киевского князя престол переходил к его старшему сыну. Характерные черты периода расцвета Киевской Руси (княжение Владимира Великого, Ярослава Мудрого): усиление централизованной власти князя; активная реформаторская деятельность великих князей; введение новой религии - христианства; появление первого юридического свода законов. Как повествуют летописец, христианство было распр. на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный – один из учеников Христа. Рассказы о крещении отд. групп населения Руси (во времена Аскольда и Дира, Корилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показ., что христианство постеп. входило в жизнь древнерусского общ-ва. Летопись говорит, что не только христианские проповедники, но и магометане, вместе с иудеями присылали в Киев законников склонять Владимира (Вл.) к принятию своей веры, и что князь охотно выслушивал их учение. Вл. собрал бояр и высказал им все предложения проповедников. Бояре же сказали, что если он действ. хочет выбрать лучшую веру ему следует отправить своих мудрейших людей в разные земли, дабы они испытали каждую из вер. Нас же больше интер. мотивировка Вл. крестится по греческому обряду. Важно, что кроме догматов, в любой религии сущ. обычаи, традиционно передаваемые из покол. в покол. Такие обычаи для новообращенных порой значат больше, чем священные книги, особ. если эти книги написаны на непонятном языке. Так, главная книга ислама – Коран – написана на арабском языке, славянам непонятном. Обычаи мусульман, н-р не пить вино, не есть свинину, просты, но для славян были неприемлемы. И вот почему. По русскому обычаю, князь делил трапезу с дружиной. Этот показательный ритуал скреплял дружбу князя с воинами, а что могло быть для князя важнее? Менее значимым, но довольно существенным было еще одно обстоятельство. Славяне и русы привыкли к хмельным напиткам, так как вино и пиво снимали усталость походов, но строгий ритуал пиров не допускал “буйства во хмелю”. Конечно, и арабы, приняв ислам, не перестали пить вино, но делали это в узком кругу родных и друзей, в публичные места являлись трезвыми. У них не было ритуалов пиров и соответствующих им стереотипов поведения. В итоге мусульманским муллам Владимир отказал известными словами: “Руси есть веселие пити…” Сложнее причины отказа Вл. немцам-католикам. Его слова не ясны: “Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого”. В середине 10 в. на русь прибыл епископ Адальберт с миссией крещения княгини Ольги и киявлян. Адальберт потерпел неудачу, но “не по своей нерадивости”. Изв., что в середине века на святой престол иногда восходили очень грешные папы. В 955 г. на папский престол воссел 16-тилетний юноша, нареченный папой Иоанном XII. Ватиканский двор стал вертепом продажных женщин. Если бы папа был только охотником, игроком, волокитой и пьяницей, то это было бы еще полбеды. Но римский первосвященник давал пиры с возлияниями в честь Сатаны. Конечно же вести о таких “подвигах” достигали Руси. Хронологическое совпадение бесчинств в Риме и изгнания Адальберта из Киева Случайность быть не может. Языческая Русь принимает христианство в виде православия. Крещение Вл. и его приближенных было совершено в Херсонесе – центре византийских владений в Крыму. Ему предш. участие киевской дружины в борьбе визант. императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Вл. осадил Херсонес и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. Вл., крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распр-е христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утв. медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для дальн. развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеч. жизни утв. идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в завис. от честного исп-я ими своих обязанностей на земле. “Божий слуга” - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутри гос. делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло гос. власть и территор. единство Киевской Руси. Изначально церковь была госуд-ной, она поддерж. князя, а князь – ее. Главным принципом было – бойтесь Бога, почитайте князя и будете первыми слугами Бога. Принятие христианства имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув “примитивное” язычество, станов. теперь равной др. христ. странам, связи с кот. значительно расширились. Наконец, оно сыграло большую роль в разв. русской к-ры, испытавшей на себе влияние византийской. Правосл. церковь строила храмы и монастыри, учила людей грамоте и живописи. |