Главная страница
Навигация по странице:

  • 14. Восток в средние века: Арабы

  • 15. Восток в средние века: Китай, Япония, Индия

  • 16. Возникновение и этапы развития Древнерусского государства.

  • 17. Киевская Русь и соседи. Византийско-древнерусские связи.

  • 18. Социально- экономические и духовные особенности развития древнерусского государства.

  • 1. История предмет, функции. Исторические источники. История


    Скачать 69.21 Kb.
    Название1. История предмет, функции. Исторические источники. История
    Дата03.11.2021
    Размер69.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаISTORIYa_OTVETY (16).docx
    ТипДокументы
    #262723
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    13. Византия в средние века.

    Византия преемница Рима. Иерархия господствующего класса определялась должностями, занимаемыми при дворе. Император имел неограниченную власть и является высшим судьей. Сильная централизация и единодержавие помогали Византии сохранять свою целостность. Гос власть в Византии подавляла активность различных слоев и порождала раздробленность общества, сословия отсутствовали. Феодализм утвердился в X-XIIвв. В Византии с отличием от европейского варианта. Основой духовной жизни было православие. После гибели Византии Россия стала ее духовной преемницей.

    14. Восток в средние века: Арабы

    Объединению арабских племен, проживающих на территории Аравии, способствовала новая религия- ислам. Основатель ислама – пророк Мухаммед (570-632)- стал и первым правителем арабского государства. После его смерти во главе государства встали халифы – его “заместители”. VII-VIII вв. – эпоха арабских завоеваний, в ходе которых сложилось мусульманское государство- Арабский халифат. Халифат считался главой и государства, и церкви, его власть опиралась на разветвлённый бюрократический аппарат, армию и полицию. Традиционализм и коллективизм породили медленный темп развития мусульманских государств и привели к тому, что, несмотря на высокий уровень развития науки и культуры, они были колонизированы европейцами.

    15. Восток в средние века: Китай, Япония, Индия

    Гос религией Китая стало конфуцианство, обращающее государство в большую семью, в которой каждый знает свое место. Огромную силу приобрели семейно-клановые связи. Власть императора ограниченная, реализующаяся через аппарат чиновников. Тип феодализма в стране государственный. Единственным господином было государство в лице императора. К началу нового времени Китай – это могущественная держава с налаженной экономикой, армией и большими возможностями для развития.

    Япония является самой молодой из стран Востока. Имея такого сильного соседа как Китай, Япония переняла у него модель развития, однако централизованная власть не реализовалась из-за недостаточной опоры чиновников и Япония начала развиваться по западной модели. С XII в. власть военачальников над определенной территорией. В XVII в. Япония объединилась в единое государство и провела реформы, ограничивающие самостоятельность феодалов, прикрепляющие крестьян к земле. Так же Япония стала закрытой от европейцев. Реформы законсервировали политический и общественный строй. Япония динамично развивается по объединенному направлению Запада и Востока.

    Периоды централизации в период средневековой Индии были непродолжительными. Главной силой стала сельская община, охватывая большую территорию и объединяя народ разных сословий. Жизнью руководил общинный совет. В общине была строгая социальная иерархия – кастовая система. Она тормозила развитие феодальных отношений, которые начали формироваться после завоевания Индии мусульманами.

    16. Возникновение и этапы развития Древнерусского государства.

    В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).

    На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли.

    В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных больших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

    Кроме того, на обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего родового коллектива. Так, наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

    К политическим факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.

    Кроме того, межплеменная борьба приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений.

    В итоге, власть князя, которую он стремился превратить в наследственную, все менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников.

    Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников.

    Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины, он начинал наделяться своими соплеменниками сверхъестественными силами и способностями, в нем все более видели залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

    На первом этапе образования древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров - княжений, которые упоминаются у восточных авторов. К IХ в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху, скорее всего, носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

    На втором этапе (2-ая половина IХ - середина Х в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). ПВЛ говорит о набегах воинственных обитателей.

    На первом этапе происходит складывание 2 центров государства восточных славян:

    на основе Полянского союза с центром в Киеве («Юг»);

    северные славянские племена объединялись вокруг Нового-рода («Север»).

    Следующий этап связан с событиями 862 г. В «Повести временных лет» рассказывается, как поссорившиеся друг с другом разноплеменные жители Новгорода (славянского и финноугорского происхождения) пригласили варяжского князя (конунга) Рюрика. Варяги — варварские племена, проживавшие в Скандинавии (их называют также норманнами). Рюрик с дружиной стал княжить в Новгороде.

    Третий этап возникновения Киевской Руси принято связы вать с походом князя Олега 882 г. Родственник Рюрика — князь Олег для контроля над путем «из варяг в греки» совершил с дру жиной захват Киева, объявил его столицей, принял титул «вели кий князь». Так произошло объединение восточнославянских земель Севера и Юга.

    17. Киевская Русь и соседи. Византийско-древнерусские связи.

    В IX XII веках приоритетными направлениями внешней политики русского государства, если такой термин, как внешняя политика, вообще применим к рассматриваемому периоду, были Византия и кочевые племена низовьевДнепра и Дона. Вообще первые правители русских земель избирали южное направление захват

    Смоленска и Киева Олегом, его же походы по великому пути из варяг в греки в Византию 907 и 911, по другим данным, 912, постоянные стычки с кочевниками хазарами, половцами, позднее печенегами. Отношения же с Византией требуют отдельного рассмотрения. Первые набеги на Византию варяжских князей из Киева летописи датируют 860 годом, то есть за два года до начала княжения Рюрика и его братьев, Синеуса и

    Трувора. Эти набеги порядком тревожили Константинополь, так как грозная слава викингов уже катилась по Европе. Затем варяжские князья русских земель появляются в поле зрения византийских летописцев в 907 году, во время победоносного похода Олега на Царьград Константинополь, породившего массу легенд и сказаний в русской земле. Договор, крайне выгодный для Руси, был подтверждн

    Олегом же пять лет спустя новым походом через Чрное море. Походы Игоря на Византию не были такими же удачными, как кампании Олега, и договор Игоря 945 года существенно умалял те льготы, которые были добыты оружием дружины Олега для русских торговцев например, свободная торговля в Константинополе, льготы при уплате пошлин, и т.д. Однако поход

    Игоря примечателен тем, что в союзе с киевской дружиной выступили кочевые печенеги, первое нападение которых на Русь было зафиксировано незадолго перед этим. Следующей важной вехой во взаимоотношениях Киевской Руси и Византийской Империи считается поездка княгини Ольги в Царьград в 957 или, по другим источникам, в 958 году.

    Ближайшим южным соседом Древнерусского государства являлась Византия. Мирные отношения сменялись военными конфликтами. В 860 г. Русь впервые «пошла» на Константинополь. Но император Михаил III был занят совсем другим — войной с арабами, поэтому результа том похода стало мирное соглашение. В 907 г. киевский князь Олег собрал многочисленное войско и отправился к столице Византии. Итогом этого похода стало разорение окрестностей Константинополя, а в 911 г. Русь заключила выгодный для себя мирный договор, предусматривавший существование постоянных колоний русских купцов в столице Византии. В 941 г. в ответ на нарушение византийцами договора князь Игорь отправился на Константинополь, однако потерпел не удачу. В 944 г. он предпринял новый поход, во время которо го откликнулся на предложение греков и подписал с ними до говор о мире. Его жена княгиня Ольга укрепила отношения между двумя странами, совершив в 955 г. дипломатический визит в Константинополь, где приняла христианство.

    Новый этап византийско-древнерусских отношений приходится на время княжения Святослава —сына Игоря и Ольги. Разгром Хазарии и продвижение Руси в Причерноморье очень беспокоили Византию. Император Никифор II решил столкнуть между собой Русь и Дунайскую Болгарию, рассчитывая их взаимно ослабить.

    Каково же было изумление императора, когда Святослав одержал победу и обосновался на Нижнем Дунае в городе Переяславце! Возникла угроза объединения в одно государ ство восточных и южных славян, с которыми Византия не смогла бы соперничать. Чтобы не допустить такого поворота событий, византийские дипломаты сумели направить против Руси печенегов. Пока Святослав пребывал в Болгарии, они едва не взяли Киев. Святослав заключил союз е болгарским царем Борисом против Византии. Началась война.

    Военные действия проходили с переменным успехом.

    Киевскому князю пришлось согласить ся на заключение договора. По этому договору Святослав терял все, что было завоевано им на Балканах. Русская дружина по лучила возможность вернуться на Русь со своим вооружени ем. По дороге домой на них напали печенеги, подкупленные византийской дипломатией. Святослав погиб в бою.

    При Владимире отношения с Византией вступили в новый этап, ознаменованный принятием Русью хрис тианства.

    Византийский император Василий II обратился к Владимиру за помощью в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который за хватил Малую Азию и угрожал Константинополю. За это им ператор пообещал отдать замуж за Владимира свою сестру Анну. Киевский князь выполнил условия договора, а вот им ператор не спешил. Чтобы вынудить его соблюсти условия, Владимир осадил Херсонес и взял его. Императору пришлось выполнить соглашение. Только после этого Владимир принял

    18. Социально- экономические и духовные особенности развития древнерусского государства.

    Образование древнерусского государства Киевской Руси произошло в 882 г., когда новгородский князь Олег объединил Новгородское, смоленское и Киевское княжества. Он перенес столицу в Киев и провозгласил себя великим киевским князем.

    Древнерусское государство сложилось из земель, которые занимали племенные союзы (древляне, поляне, волыняне, радимичи, кривичи, вятичи и др.) Центрами образования государства стали города Новгород и Киев. Эти города выгодно располагались на торговом пути «из варяг в греки» и объединили вокруг себя две группы восточнославянских племен – северную и южную.

    Самой первой системой налогообложения стала дань, которая называлась полюдье. Полюдье собиралось со всего населения, и являлась выражением верховного права князя на землю и установления понятия подданства.

    Сбор дани проводился ежегодно, с ноября по апрель. Князь с дружиной объезжал подвластные территории или же посылал туда своих наместников. Размер дани рассчитывался пропорционально дворам вне зависимости от достатка их владельцев. В основном собиралась пушнина, воск, мед и др.

    Первое упоминанье полюдья в русских летописях, а также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей», относится к середине X века. Однако, арабо-персидские источники сообщают о сбыте русами дани, собранной со славян, уже примечательно к первой половине IX века.

    Размеры дани, место и время сбора не определялось заранее. Старшие дружинники со своими отрядами могли собирать и большее количество дани, чем князь. Такие захватнические методы вызвали протест населения. И в 945 г. в древлянской земле произошло восстание против князя Игоря, в следствии которого он был убит. Жена князя Игоря, княгиня Ольга, провела налоговою реформу, установив «уроки» – нормы дани, а также время и место ее сбора – «погосты». Это были пункты, где проводилась торговля. Реформа княгини Ольги была первой попыткой упорядочения сбора дани в Киевской Руси.

    Процесс феодализации.

    По мере развития производительных сил, у славянских племен выделились определенные группы населения, различающиеся между собой по социальному положению и благосостоянию. Появилась знать, куда входили «лучшие», «лепшие», «большие», «старейшие», «нарочитые» мужи. Самый высоки статус занимали «земские бояре». Это были представители племенной аристократии, потомки родовых старейшин, а также торговцы, жившие на пути «из варяг в греки». К высшим социальным слоям относились верховные дружинники, «княжьи мужи».

    В X–XI вв. в Киевской Руси усиливается процесс феодализации. Усилился интерес к закреплению земли в постоянном владении. Поэтому в Киевской Руси интенсивно формируется частная собственность на землю, идет процесс, получивший название «обояривание» земель. Частная собственность на землю называлась вотчиной (собственность на землю, которую можно купить, продать, передать по наследству).Вотчина могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной. С этого периода смерды не только выплачивают дань государству, но и становятся зависимыми от феодала(боярина) и выплачивают ему за пользование землей оброк или отрабатывают барщину, хотя в этот период еще значительное число жителей оставалось не зависимыми от бояр.

    Основной отраслью хозяйства в Киевской Руси было земледелие. Оно было распространено по всей территории древнерусского государства. Развитие земледелия вместе с ростом населения приводило к освоению новых земель, уже бывших в обработке. В целом по стране в земледельческом производстве участвовали не большие площади. Это соответствовало низкой заселенности и концентрации населения в отдельных относительно небольших районах. В основном это были речные долины, ополья внутри лесных массивов, приозерные земли. Основными сельскохозяйственными культурами на Руси были рожь, просо, горох, конопля, овес, ячмень, репа, капуста, пшеница, лен, бобы, чечевица. Также важной отраслью хозяйства являлось животноводство. Разводили лошадей, волов, коров, овец, птиц, свиней.

    Вспомогательную роль, но очень важную, играли различные промыслы, такие как охота, рыболовство, бортничество.

    Торговля

    Главными торговыми путями Древней Руси были водные. Один из наиболее известных – водный путь «из варяг в греки», соединявший Балтийское море с Черным. Он протянулся через русские земли на несколько тысяч километров с севера на юг.

    По Днепровскому пути из Византии на Русь везли дорогие ткани, книги, иконы, вина, фрукты, овощи, пряности, стеклянные и ювелирные изделия.

    Одним из важнейших путей был Волжский путь – на Каспий, Кавказ и Закавказье, в

    арабские страны. Существовали и другие водные пути, которые обслуживали как отдельные небольшие местности, так и крупные районы, земли.

    Также были и большие сухопутные торговые дороги, об этом свидетельствует «Русская Правда», например дорога «гостиниц великих». Одна из таких больших дорог вела из Киева на запад через Краков и далее в пределы Чехии – на Прагу и в южную Германию на Раффальштеттен и Регенсбург. В Регенсбурге была особая корпорация купцов, торговавших с Русью.

    Денежная система

    Первоначально мерилом ценности был скот, поэтому деньги назывались скот. В период Киевской Руси существовала денежная единица куна. До второй половины X в. На территории Руси имели хождение византийские и арабские монеты, а затем и западноевропейские монеты. В конце X – начале XI вв. начинается чиканка собственной монеты, вероятно это произошло после официального принятия христианства на Руси. Крупные платежные операции на руси обеспечивались серебряными слитками. На территории государства обращались слитки различного веса и вида, но преобладающее значение имели так называемые киевские и новгородские гривны.

    Киевские гривны: XI–XIII вв. – это слитки шестиугольной формы, имевшие устойчивый вес – около 160 гр. Они функционировали с середины XI в. Вплоть до монголо-татарского нашествия почти на всей территории Киевской Руси, но более всего в южных районах.

    Новгородские гривны – это длинные (14–20 см) полочки-бруски весом около 200 гр., содержащие большой эпиграфический материал.

    Структура денежного счета, зафиксированная Пространной редакцией «русской правды»: 1 гривна = 20 ногатам = 50 кунам =150 или 100 вереницам (самая мелкая, неделимая денежная единица в Древней Руси)

    1   2   3   4


    написать администратору сайта