реферат. 1. История развития 5 Методика эко 5
Скачать 1.44 Mb.
|
СодержаниеСодержание 3 Введение 4 1.История развития 5 2.Методика ЭКО 5 3.Плюсы метода ЭКО 6 4.Минусы метода ЭКО 6 5.Морально-этические нормы 7 Список литературы 10 ВведениеБесплодный брак и бездетность - это боль многих семей, равно как и людей, своих семей не создавших. Отсюда популярность и востребованность вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), широкий спектр которых предлагает современная медицина. Будучи новым прорывом в области медицины, позволяющим отныне иметь ребёнка даже тем парам, которым природа отказала в этом счастье, ЭКО за пару десятилетий прочно вошло в наше общество, став одной из самых насущных и уже понятных процедур. Экстракорпоральное оплодотворение - метод стимулирующего типа медицинского вмешательства в репродуктивную функцию человека. Он состоит в том, что зачатие (соединение мужских и женских половых клеток) происходит вне тела женщины с дальнейшим подсаживанием эмбриона (гаметы, зиготы) в полость матки. ЭКО занимает особое положение в системе современных медицинских знаний, так как является самым эффективным методом помочь бесплодной семье иметь родного ребенка. Задачи: исследовать историю развития искусственного оплодотворения определить суть методов искусственного оплодотворения выявить их положительные и отрицательные стороны со стороны правовых и морально-этических норм История развитияПервая беременность, осуществленная с помощью ЭКО, была проведена в 1977 году в великобритании. В результате этой процедуры родился первый в истории Земли человек, зачатый «в пробирке», — девочка Луиза Браун. Врачи, которые впервые успешно выполнили ЭКО, были названы основоположниками технологии искусственного оплодотворения — гинеколог П.Стептоу и эмбриолог Р.Эдвардс. В технологии экстракорпорального оплодотворения всегда участвует и гинеколог. и эмбриолог. Гинеколог работает с женщиной, эмбриолог — с половыми клетками. За развитие технологии ЭКО Роберт Эдвардс в 2010 году получил Нобелевскую премию в области медицины. ЭКО прошло огромный путь развития, и в настоящее время его методы отработаны идеально, гарантируя очень высокий процент успеха. Методика ЭКОЕсли у мужчины или женщины обнаружено бесплодие и никакие вспомогательные методы лечения не помогают, им может быть предложена процедура экстракорпорального оплодотворения. Методика ЭКО состоит из следующих четырех этапов: 1) Стимулирование созревания яйцеклеток гормонами. По мере их роста производится анализ крови для определения гормонального фона развивающегося фолликула и УЗ-исследование роста фолликулов в яичниках. 2) Изъятие ооцитов (яйцеклеток). Эта операция осуществляется либо с помощью лапароскопа, либо с помощью аспирационной иглы под контролем УЗИ. Лапароскопия проводится с наркозом, путем разреза ниже пупка. Введение аспирационной иглы проходит под местной анестезией. 3) Оплодотворение яйцеклеток в культуре. Изъятые яйцеклетки помещают в спец.среду, и затем к ним присоединяют сперматозоиды. Время первого обследования половых клеток - через 18. 4) Введение эмбриона в матку. Через 1-3 дня через катетер эмбрион вводят в полость матки. Неудачная попытка воспроизводится через 3 месяца до четырех раз. Далее целесообразность пользования методом ЭКО ставится под сомнение. Плюсы метода ЭКОВозможность иметь ребенка людям с бесплодием – главное и несомненное преимущество ЭКО; Будущие родители планируют беременность и тщательно к ней готовятся. Они проходят полное обследование, приводят в состояние компенсации хронические заболевания. Гарантированно исключаются прием алкогольных напитков, курение. Вышеперечисленные методы снижают риск осложнений беременности и повышают шанс рождения ребенка без каких-либо патологий; Предимплантационная диагностика позволяет отбирать для пересадки в матку здоровые эмбрионы, без наследственных заболеваний и аномалий. Во многих государствах пациентам предоставляется возможность выбора эмбриона определенного пола, тобишь мальчика или девочки; Могут быть использованы донорские гаметы, если это требуется и партнеры готовы пойти на такой шаг. Минусы метода ЭКОНесмотря на множество неоспоримых преимуществ методики ЭКО, процедура искусственного оплодотворения характеризуется и своими недостатками: Эффективность лечения бесплодия методом проведения ЭКО недостаточно высокая. Даже в лучших центрах репродукции лишь одной женщине из трех удается забеременеть, и только одна из четырех беременностей заканчивается родами. Очень высокая стоимость методики делает ЭКО недоступной процедурой для большинства женщин. Препараты, применяемые в протоколах при ЭКО, могут вызвать серьезные побочные эффекты. Высокая вероятность побочных явлений: синдром гиперстимуляции; перекрут яичника на ножке; кисты яичников; хирургические осложнения – инфекции, перфорации, осложнения после анестезии, анафилактический шок; многоплодная беременность часто провоцирует самопроизвольный аборт; внематочная беременность при непроходимости маточных труб; Морально-этические нормыВопрос этичности экстракорпорального оплодотворения изучается уже несколько десятков лет, однако до сих пор нет единого мнения относительно всех аспектов процедуры ЭКО. Противоречия касаются как самой возможности зарождения новой жизни искусственным путем, так и дальнейшего развития и существования такого ребенка. Рассмотрим каждый из вопросов подробнее. Этично ли давать начало новой жизни путем ЭКО? С одной стороны, право каждой женщины – родить ребенка, а право каждой семьи – воспитывать этого ребенка и быть счастливыми. Основанием этого права в рамках либеральной идеологии является естественно-биологическая функция деторождения. Создание новой жизни, каким бы то ни было путем, не столь порицается обществом и религией, как аборт, стерилизация или контрацепция. Это борьба не против человеческой жизни, а борьба за возможность ее возникновения. С другой стороны, нельзя забывать и о последствиях такой процедуры: развитие получает лишь один эмбрион, остальные же подвергаются криоконсервации. Как поступать по истечении «срока хранения»? Обычная практика – уничтожение «лишних» эмбрионов, но иногда допускается их исследование в научных целях. На сегодняшний день принято прекращать развитие эмбриона на 14 дней. Такой срок выбран неслучайно. По-прежнему ведется спор о сроке, на котором эмбрион можно считать человеком, и большинство исследователей сходятся во мнении, что это период до 14 дня развития (когда появляются элементы нервной системы). Другие же ученые считают, что эмбрион является человеком с самого первого этапа его развития: от момента оплодотворения. Спор вокруг срока появления «человеческого» в зародыше продолжается до сих пор, ведь многие исследователи придерживаются мнения, что особенностью человека является способность чувствовать, его личностные и эмоциональные характеристики, а их появление возможно только при наличии мозга и нервной системы, которые развиваются ближе к 30 дню от момента оплодотворения. Этично ли проводить манипуляции с эмбрионами на 14 или 30 день, если учесть тот факт, что даже естественная беременность не всегда заканчивается родами? Довольно большой процент беременностей, произошедших естественным путем, прерывается на ранней стадии. Означает ли это, что все прервавшиеся беременности обязательно были связаны с возникновением новой личности из каждого раннего эмбриона? Следующий этический аспект – оценка жизнеспособности эмбриона. Безусловно, предимплантационная диагностика (проводится перед подсадкой в полость матки полученного «в пробирке» эмбриона) полезна с медицинской точки зрения, т.к. позволяет снизить риск неудачной имплантации и последующего рождения ребенка с генетическими отклонениями. Однако в ходе такого анализа устанавливаются не только серьезные, несовместимые с жизнью патологии, но и менее серьезные заболевания, а также пол ребенка. Это позволяет «выбирать» будущего ребенка по набору признаков, а в некоторых случаях и корректировать их Интересно, что несколько лет назад, во многих странах было распространено убеждение, что данная технология со временем приведет к обострению евгенических идей и дискредитирует людей с ограниченными возможностями В процедуре ЭКО немало спорных моральных аспектов. Так, обсуждается моральная сторона появления детей в бесплодной паре. С позиции многих религиозных деятелей, брак не всегда имеет целью рождение детей. В таком случае, необходимо смириться и не заводить детей при помощи ЭКО, а усыновить из приюта Еще большее отторжение вызывает идея проведения ЭКО незамужней женщиной – ребенок обрекается на проживание в неполноценной семье, что не может не повлиять на его психологическое состояние. Также спорным остается момент ЭКО при использовании донорского материала (например, при бесплодии мужа). В этом случае моральная сторона вопроса касается будущих взаимоотношений генетически не родных детей и родителей Более того, возможность зачатия ребенка от донора, освобождает самих доноров от какой-либо моральной ответственности за своих будущих детей. Возможное отношение таких детей к этому аспекту отношений тоже остается под вопросом. В заключение хочется сказать, что дети – это большая радость для супружеских пар, но, к сожалению, не всем дано иметь ребенка. Отчаявшиеся родители готовы пойти на многое, чтобы испытать счастье от материнства и отцовства, поэтому искусственное оплодотворение пользуется большим спросом. Но достижения в области вспомогательных репродуктивных технологий вызывают озадаченность общества, так как такие новшества порой препятствуют правилам, заложенным природой, а это, в свою очередь, может принести человечеству какие-либо тяготы и страдания. Развитие данной отрасли направлено на улучшение жизни человечества, но не каждый может это явление принять, в связи с духовно-нравственными или социальными соображениями. В наше время ведется множество споров о статусе эмбриона: одни утверждают, что эмбрион неприкосновенная личность и не допускают мысли об ЭКО, другие же придерживаются противоположного мнения. Поэтому этот вопрос на данный момент времени остается неразрешимым и всегда будет актуален. Применение новых биомедицинских технологий разрешает проблему бесплодия и ими пренебрегать, с одной стороны, абсурдно. Но, с другой стороны, при развитии вспомогательных репродуктивных технологий происходит распространение репродуктивных прав. Данная система взглядов устанавливает приоритет биологических прав родителя над социальными, над правами ребенка на свое духовное и физическое здоровье, на нравственную устойчивость. Таким образом, затронутая сфера является областью не только морально-этического, правового, но и национально-государственного интереса. Список литературыБондаренко, В.В. Проблема ценностного статуса эмбриона в свете религиозно-философской парадигмы/ В.В. Бондаренко// Теология. Философия. Право. – 2017. - № 2. – С.23-43. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-tsennostnogo-statusa-embriona-v-svete-religiozno-filosofskoy-paradigmy (дата обращения: 16.10.2022) Гнатик, Е.Н. Генетическая инженерия человека: вызовы, проблемы, риски - М., 2009. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/gnatik-e-n-geneticheskaya-inzheneriya-cheloveka-vyzovy-problemy-riski_2f72fabb40c.html (дата обращения: 16.10.2022) Саввина, О.В. Дискурс о моральной оправданности и регулировании медицинских биотехнологий (на примере экстракорпорального оплодотворения)/ О.В. Саввина// Этическая мысль. – 2019. – Т. 19, № 1. – С.104- 117. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/diskurs-o-moralnoy-opravdannosti-i-regulirovanii-meditsinskih-biotehnologiy-na-primere-ekstrakorporalnogo-oplodotvoreniya (дата обращения: 16.10.2022) Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М.: Даниловский благовестник, 2000. - 188 с [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/osnovy-sotsialnoj-kontseptsii-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi/ (дата обращения: 16.10.2022) |