Главная страница

ТГП зачёт. тгп зачёт. 1. История развития и предмет общей теории государства и права


Скачать 76.57 Kb.
Название1. История развития и предмет общей теории государства и права
АнкорТГП зачёт
Дата06.04.2023
Размер76.57 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатгп зачёт.docx
ТипДокументы
#1042471
страница1 из 4
  1   2   3   4

Примерный перечень вопросов к зачету



1. История развития и предмет общей теории государства и права.

Древние мыслители познавали окружающий мир единой наукой философией, которая наряду с другими науками исследовала проблемы государственной и правовой жизни общества. Со временем появляется философия права, предмет кот исслед госуд-правовой стороны жизни общества. Исходные положения появились в древних культурах Индии, китая, Греции, Рима. Важнейший вклад внесли Платон, Аристотель, Цицерон. В риме появился кодекс Юстиниана, после профессиональное юр. образование и учебники по правоведению. В эпоху возрождения происходит переворот в умах людей.В 17-18 в теоретич исслед о гос и праве приобретают постоянный системный характер, закрепляются в декларациях и конституциях принципиальные положения о демократии, о разделении властей, республике как о форме гос-ва, естественном праве, неотъемлемых правах человека. В 19 веке выделяться обобщающая юр. Наука – теория права.

Заметный вклад в историю возникновения теории государства и прававнесли идеи Аристотеля, Платона, Сократа, Гроция, Гоббса, Руссо и др..Предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся:1) возникновения, функционирования, развития государства и права;2) развития правовой культуры и правосознания;3) применения, соблюдения и исполнения норм права. История развития, предмет и метод общей теории государства и права. Теория государства и права в системе юридических и общегуманитарных наук.

2. Теория государства и права и отраслевые науки, их предметная и методологическая взаимосвязь.

Взаимосвязь ТГП с историко-правовыми науками:
С одной стороны она проявляется в том, что при выявлении общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правового механизма представители ТГП не могут обойтись без конкретного исторического материала, без знания основных исторических событий и процессов, без понимания того, что процесс развития государства и права изучается в рамках историко-правовых дисциплин под иным углом зрения и в хронологическом порядке.
С другой стороны, эта взаимосвязь проявляется в том, что история государства и права в процессе познания исторических явлений и событий не может обойтись без выводов, сделанных в рамках ТГП. Речь идет о выводах, касающихся форм правления и форм государственного устройства, государственного режима, аппарата государства, системы права и источников права, понятия и содержания рецепции права и др.
У теории и истории государства и права довольно много общего:
1. они, акцентируя внимание на прошлом в развитии государства и права, не упускают из поля зрения и их настоящее
2. уделяя значительное внимание причинам и условиям зарождения государства и права. Они в то же время центральное место отводят закономерностям их развития.
3. рассматривая процесс возникновения, становления и развития государства и права в целом, они изучают процесс развития государства и права отдельных стран.
Глубокие связи ТГП прослеживаются также с теоретико-правовыми науками.
Соотношение ТГП и философии права: они органически сочетаются друг с другом, взаимно дополняют друг друга, но вместе с тем они не взаимозаменяют друг друга. ТГП занимается выявлением и изучением общих закономерностей развития государства и права, а философия права имеет дело в основном с процессом познания и объяснения сути правовой материи, с процессом изучения и философского объяснения правового бытия.
ТГП находится в тесной связи со сравнительным правоведением.
Объектом исследования сравнительного права являются правовые системы разных стран и народов.
Предметом изучения является общее и особенное в различных правовых массивах и системах, сферы и аспекты их динамичного соотношения между собой.
В одних случаях сравнительное право рассматривается как составная часть ТГП. Предполагается, что у них общий понятийный аппарат в виде таких категорий, как право, система права, норма права, правовые традиции, правовая культура, правосознание и др. У них также общие цели и предмет.
В других случаях сравнительное право представляется в виде самостоятельной отрасли знаний и учебной дисциплины. Это означает, что оно имеет свой, отличный от ТГП, предмет, свой метод (сравнительный) и свой понятийный аппарат. Суть особых связей с ТГП выражается в том, что обе дисциплины действуют в одной и той же сфере –правовой, пользуются общими, выработанными в рамках ТГП понятиями, преследуют одни и те же цели и решают весьма сходные между собой теоретически и практически значимые задачи.
ТГП имеет глубокие и многосторонние связи с отраслевыми юридическими науками и дисциплинами.
По отношению к каждой из них ТГП выступает в качестве своеобразной синтезирующей конкретный юридический материал и обобщающей науки. Это проявляется в следующем.
1.
В отличие от них, обстоятельно занимающихся лишь отдельными составными частями, сторонами государственной и правовой жизни, ТГП имеет дело со всей, синтезированной государственно-правовой материей.
2.
ТГП вырабатывает общие для всех юридических дисциплин категории и понятия. Последние в подавляющем большинстве служат исходной базой, основой для выработки менее общих, специальных понятий в рамках отраслевых юридических дисциплин.
3.
ТГП вырабатывает общие для всех отраслевых юридических наук и дисциплин методы и принципы научного познания. Она служит методологической основой познания государственно-правовой материи. На этой основе в рамках каждой отдельной отраслевой науки вырабатываются свои собственные, отраслевые принципы и методы познания и реализации норм права.
ТГП имеет с отраслевыми юридическими науками не только прямые, но и обратные связи. Это означает, что не только ТГП оказывает влияние на эти отрасли знаний, но и сама подвергается с их стороны определенному влиянию. Это достигается благодаря разработке и накоплении отраслевыми юридическими науками того огромного эмпирического материала, который используется ТГП при определении ею общих категорий и понятий, а также при выработке общей методологии.
ТГП имеет определенные связи со специальными юридическими науками и учебными дисциплинами.
Однако эти связи являются менее интенсивными и по преимуществу косвенными, так как специальные науки хотя и относятся к разряду юридических, но в своем содержании имеют весьма широкий спектр естественных, технических и ряда других наук.

 

?Связь с историко-правовыми науками:У теории и истории государства и права довольно много общего:1)они, акцентируя внимание на прошлом в развитии государства и права; 2)уделяя значительное внимание причинам и условиям зарождения государства и права 3)рассматривая процесс возникновения, становления и развития государства и права в целом. Связь со сравнительным правоведением. Объектом исследования сравнительного права являются правовые системы разных стран и народов. Предметом изучения является общее и особенное в различных правовых массивах и системах, сферы и аспекты их динамичного соотношения между собой.. Связь с отраслевыми юридическими науками и дисциплинами.По отношению к каждой из них ТГП выступает в качестве своеобразной синтезирующей конкретный юридический материал и обобщающей науки. Это проявляется в следующем: 1)в отличие от них, обстоятельно занимающихся лишь отдельными составными частями, сторонами государственной и правовой жизни, ТГП имеет дело со всей, синтезированной государственно-правовой материей. 2)ТГП вырабатывает общие для всех юридических дисциплин категории и понятия. Последние в подавляющем большинстве служат исходной базой, основой для выработки менее общих, специальных понятий в рамках отраслевых юридических дисциплин.?
3. Теория государства и права в системе юридических и общегуманитарных наук.

Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук.

Науки принято делить на: технические, естественные, гуманитарные.

Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты. ТГП находясь в системе гуманитарных наук тесно взаимодействует с философией, социологией, экономической теорией, историей.

Предметыэтих наук определенным образом входят в вопросы государства и права, но в отличии от ТГПи других юридических наук эти науки не замыкаются только на вопросах Г и П. Предметыэтих наук значительно шире и государственно правовые вопросы изучаются ими лишь в связи с другими вопросами входящими в предметыэтих наук. Все называемые гуманитарные науки по отношению к ТГПявляются науками более общими т.к. они изучают более общие вопросы и предметыэтих наукзначительно шире, чем предмет ТГП.

Сама же ТГП по отношению к этим наукамявляется частной наукой т.к. предмет ТГПне выходит за рамки гос-но правовых явлений. ТГП являясь частной наукой при исследовании своего предметатак или иначе опирается на положения и выводы общих гуманитарных наук. В свою очередь ТГП детально изучая государственно правовые вопросы формулирует по ним определенные положения и выводы. Которые в свою очередь используются общими гуманитарными науками.

Таким образом ТГПочень тесно связана с различными гуманитарными науками и в первую очередь с общими гуманитарными науками. Между ТГП и другими гуманитарными науками наукамисуществует двухсторонняя связь.

Место теории государства и права в системе юридических наук

Юридические науки делят на три основные группы:
Историко-правовые (история политико-правовых учений, история государства и права)
Отраслевые (конституционное, административное, гражданское, уголовное, право)
Специально-прикладные науки (криминалистка, судебная статистика, судебная медицина)

Отдельно выделяют науки изучающие деятельность государственных органов (прокурорский надзор, правоохранительные органы) и науки международного права (международное частное право, морское право).

Общность тгпи историко-правовых наук в том, что они рассматривают гип в целом, изучают существовавшие ранее типы гип, исследуют причины возникновения гип, их развитие. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке (т.е. применяют преимущественно исторический метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п. (т.е. применяет преимущественно логический метод).

По отношению к отраслевым наукам тгпвыступает как обобщающая категория. Во-первых, ТГПизучает закономерности развития и функционирования гип. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками отрасли права. Во-вторых, тгп исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическаяответственность). В-третьих, ТГПиграет методологическую рольв юриспруденции в целом.

Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки.
4. Методы и принципы исследования теории государства и права.

Всеобщим философским методом теории государства и права является материалистическая диалектика.

Основные общенаучные методы – формально-логический, исторический, системный и функциональный.

К частнонаучным методам, включая группу специально-юридических, относятся конкретно-социологический, статистический; формальноюридический, сравнительного правоведения, правового прогнозирования.

Принципы познания

Под принципами познания понимаются те исходные начала, от которых как бы отталкивается наука при исследовании своего предмета. К основным принципам познания, входящим в методологию современной отечественной теории государства и права, следует отнести принципы историзма, объективности, всесторонности, конкретности и плюрализма. Рассмотрим их подробнее.

Принцип историзма. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии, их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права.

Принцип объективности. Он означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определения общих понятий о государстве и праве, раскрывает их сущность, формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, реальные явления общественной жизни.

Принцип всесторонности. Согласно данному принципу государственно-правовые явления должны исследоваться с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни.

Принцип конкретности. Он требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания; выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только тогда, когда ей удается найти, воспроизвести и создать явление, соответствующее этому знанию[2].

Принцип плюрализма. Речь идет о многоаспектность в исследовании государства и права. Если наука концентрирует внимание только на одних сторонах или свойствах явления и пренебрегает другими как несущественными, побочными, она неизбежно заходит в тупик. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на конкретное государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления о его происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. Благодаря плюралистическому подходу к познанию общих закономерностей государства и права теория создаст наиболее оптимальную систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной действительности.
5. Регулятивная система первобытного общества. “Мононормы”.

Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе характерны следующие черты: 1)Естественно-природный характер, исторически обусловленный процесс формирования. 2) Действие на основе механизма обычая. 3)Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название - "мононормы", которое ввел российский этнограф А.И. Першиц.) 4) Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека.

6. Теория «неолитической революции».

Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие неолитической революции которая происходит примерно в VIII-III вв. до н. э. и заключается в переходе от присваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, установления общего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства. Формирование права проявляется: а) в записи обычаев, становлении обычного права; б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;в) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в ясных и доступных формах, обеспечение их реализации. В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назначаемых ими лиц. Таким образом, возникает принципиально новая регулятивная система (право), которую отличают содержание правил, способы воздействия на поведение людей, формы выражения, механизмы обеспечения.

7. Основные признаки государства, отличающие его от организации общественной власти родового строя.

Первобытные люди создавали объединения, чтобы защитить себя от внешней среды и добыть пищу. В результате такие объединения были очень неустойчивыми и не могли обеспечивать благоприятные условия для выживания.

Род являлся первым объединением организации людей. В нем взаимоотношения людей определялись кровно - родственным характером. В дальнейшем роды стали объединяться в племена, а также союзы племен. Во главе родов стояли вожди и старейшины, которые показывали пример поведения для других. В повседневной жизни вождей и старейшин рода признавали равными среди равных. Высшей властью обладало общее собрание всего взрослого населения рода. Оно имело также судебную функцию. В союзе племен отношения между племенами регулировалось советом старейшин.

Необходимость в координировании деятельности объединений, решение вопросов, связанных с их выживанием, направляли деятельность людей на создание более совершенных форм управления обществом.

На ранних этапах первобытно - общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений принятием многочисленных запретов: заклятий, табу, обетов, зароков и т. д.

Формы норм, с помощью которых регулировалось поведение людей в первобытно -общинном строе:

1) миф (сказание, предание) – художественно-образная, фантастическая форма передачи информации о запрете на какое-либо поведение или о нужном поведении. Информация, которую люди получали через миф, имела для всех характер справедливости и святости;

2) обычай – передача информации, носящей нормативный и поведенческий характер, от одного поколения другому. В форме обычаев закреплялись правила поведения людей в различных ситуациях в соответствии с интересами всех членов общества. Обычаи регламентировали все области деятельности в первобытном обществе. Но их сила находилась не в принуждении, а в привычке людей следовать за обычаем;

3) ритуал – действия, которые последовательно совершались людьми и носили символический характер.

Возникшие государства имели различные формы, но при всем этом многообразии им были присущи некоторые свойства, которые значительно отличали их от первобытной организации родовой публичной власти.

Отличие государства от общественной власти родового строя:

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от социальной власти родового строя:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (необходимы для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени);

4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);

5) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.).
8. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений современного общества.

 Государство — это организация (механизм) непосредственного политического властвования. Все другие общественные организации, которые, входя в политическую систему общества, участвуют в отправлении власти опосредованно, т. е. через непосредственное участие самого государства, осуществляют «сотрудничество» с ним в различных формах.
Признаки:
1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);
2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);
3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению;
4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);
5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);
6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);
7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

9. Понятие и содержание функций государства.

Понятие и содержание функций государства.

функции государства - основные направления его деятельности по управлению обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов, в которых находит свое выражение его сущность и социальное назначение.

К общесоциальному содержанию функции государства, управлению «общими делами» относится все то, что направле­но на решение основных экономических, социальных, полити­ческих и иных задач, затрагивающих интересы общества на длительном историческом пути его жизнедеятельности. Основ­ные общесоциальные функции обеспечивают существование, благополучие, а порой и выживание самого общества.
10. Понятие и сущность государства.

Государство — это суверенная организация концентрированной власти, официально представляющая и охватывающая все общество (народ, нации и национальности, классы, слои, социальные группы) в преде­лах определенной территории.

Сущность государства — это то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, то, что определяет его содержание, цели, функции.

сущность современного государства состоит в том, что оно является организующей силой общества, которая выражает и охраняет личные и общие интересы его членов.
11. Договорная теория происхождения права и государства.

Договорная теория государства и права – также еще ее называют естественно-правовой теорией, рассматривается как процесс возникновения государства на основании договора, заключенного между гражданами, которые объединились с целью сотворения государственности или же с целью свержения действующих властей для того, чтобы восстановить справедливость, возобновить права, которые присущи человеку от рождения. Иными словами, люди передают часть своих прав государству, которое в свою очередь обязуется защищать права человека и представлять общие интересы для достижения всеобщего блага. Государство в данном случае выступает как объект, созданный на основании договора, осознанно сформированный гражданами, которые ранее находились в естественном (догосударственном) или первобытном состоянии.

В рамках данной теории существует два вида договоров:

§ 1) первичный договор объединения – при котором часть прав передается гражданами для того, чтобы государство обеспечивало народу спокойствие и стабильность путем взаимодействия с другими державами, издания законов, применения мер для того, чтобы они были соблюдены;

§ 2) вторичный договор подчинения – при котором народ покорился общей воле государства, которое объединило всех под своим началом, выражая всеобщие интересы и устремление к всеобщему благу.

Договорная теория государства и права – основные идеи

§ 1) главенство закона;

§ 2) воля граждан – единственный источник политической власти в обществе;

§ 3) государство и человек в равной степени ответственны друг перед другом;

§ 4) государство в своих рамках гарантирует соблюдение прав и свобод человека.

Основоположники договорной теории

Основоположниками данной концепции можно считать таких мыслителей как: Поль Гольбах, Жан-Жак Руссо, Джон Локк, Томас Гоббс, Александр Николаевич Радищев.

Таким образом, можно сделать вывод, что договорная теория четко разделила период первобытнообщинного строя и период государственного устройства. Прослеживается эволюционность мысли человека касательно государственного строя, четкое осознание того, что права и свободы человека должны быть соблюдены государством
12. Патриархальная теория.

Патриархальная теория государства и права – гипотеза, в основе которой лежит мысль, что власть имеет корни в разросшейся семье, глава которой, отец-патриарх, имеет власть над своими подданными, домочадцами. Некоторыми своими аспектами теория близка теологической теории, поскольку Бог тоже может представляться по подобию отца, дающего человеку жизнь, а затем и воспитание, но сущность всё же разнится, поскольку патриархальная теория строится на социальных и исторических основах.

Развитие семьи и государства происходит практически параллельно, поэтому ошибочно полагать, что первое предшествует появлению второго. Основным тезисом данной идеологии является мысль о том, что государство является продолжением семьи, но стоит заметить, что в понятии «семья» заложен несколько иной смысл. В современной трактовке этот термин обозначает супругов и их детей, но традиционно общество зарождалось вокруг группы людей, которых соединяет принадлежность к общим предкам и эти кланы могли содержать в себе сотни человек и на этой основе и строилось общество.

Патриархальная теория государства и права – основные идеи

§ 1) человек, как социальное существо, создает вокруг себя общество, в котором начинают распределяться роли: власть имущие и подчиненные;

§ 2) во главе стоит отец-монарх, к которому следует относиться с почтением и уважением;

§ 3) власть монарха неоспорима и безупречна.

Основоположник патриархальной теории государства и права

Основоположником патриархальной концепции можно считать древнегреческого философа Аристотеля (384 – 322 до н.э.), который полагал, что основной причиной возникновения государства является потребность человека в общении и это самое общение имеет результат в виде образования поселений, а в итоге и государства. Взаимосвязь и взаимоотношения отца в семье с другими членами общины вырастают в отношения правителя с его подданными, который должен по-отечески проявлять заботу о населении, защищать их, а они в свою очередь должны почитать и слушаться монарха.
13. Психологическая теория.

Психологическая теория государства и права – концепция, в основе которой лежит мысль о том, что государство образовано из-за разделения общества по психологическим причинам: одна часть людей могут подчинять и управлять, другая – подчиняться и быть ведомыми. По мнению авторов теории, в основе потребностей человека лежит потребность нахождения в сообществе, а также необходимость коллективного взаимодействия. Характерной чертой психики человека является сознание и в данной концепции она раскрывается как механизм, который развивает в индивиде самосознание, следствием чего и стало возможно создать государство и право. Таким образом, развитие человека с его психологическими особенностями привело к возникновению государственности. Свое широкое распространение данная теория получила в конце XIX – начале XX века.

14. Теория насилия.

Теория насилия государства и права – одна из главных концепций происхождения государства и права и являет собой мысль, что основной причиной возникновения государства является не развитие общества в каких-либо из его сторон, а завоевание одних народов другими. Иными словами, сторонники данной теории полагали, что единственной предпосылкой становления государственности является акт насилия, выражающийся в порабощении более слабого племени более сильным. Результат такого акта выражается в выделении привилегированного, правящего класса, который образуется из представителей племени-поработителя и класс рабочий, управляемый, который образуется из угнетенного народа. При подобном типа возникновения государства, инструментом управления являются законы, которые являют собой право.

Само насилие в рамках данной концепции рассматривается как явление, влияющее на все институты, всеобъемлюще, включая право и государство.  Этим процессом, как феноменом, сторонники концепции объясняли возникновение рабства, частной собственности и общественного прогресса, что говорит о том, что насилие было провозглашено главной силой развития общественных отношений и общества в целом. Концепция включает в себя две составляющих: внешнее и внутреннее насилие.
15. Марксистская концепция происхождения государства и права.

Согласно этой концепции, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство. Плюсы данной концепции заключаются в том, что она основывается на социально-экономическом факторе общества, минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности. Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытнообщинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т. д.) как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом.

16. Теологический подход к пониманию государства и права.

Суть теологического подхода заключается, как правило, в выделении вечных законов (вечного божественного разума), естественного права, которое вытекает из божественной природы всех вещей и живых существ и является основой всякого положительного законодательства; божественного права, которое выражается в Ветхом и Новом завете, Коране, дхарма-шастрах, священных писаниях, преданиях и других религиозных источниках. Представители христианской религии (Ф. Аквинский, Ж. Маритэн, Л. Сичес и др.) видят в праве действие справедливости (justitia) в божественном своем проявлении. Ф. Аквинский (1225-1274 гг.), например, считал, «что высшим источником права следует признать jus divinum voluntarium – право божественной воли, которому должны подчиняться обычный человек и государь; это право доводится до людей от Бога через откровение» (подробнее см. [87. С. 196-198]).

17. Типология государства.

Типология государства — классификация всех существовавших государств по признакам, которые признаются сущностными в определенной теории государства.Осуществляется она в основном с позиции двух подходов:

1) формационного подхода
2) цивилизационного подхода

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства - это государство определенной общественноэкономической формации, характеризуемое рядом общих признаков, а именно: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.

Согласно формационному подходу, существуют следующие типы государства:

1) рабовладельческое;
2) феодальное;
3) буржуазное;
4) социалистическое.

Рабовладельческое государство возникло в результате разложения первобытнообщинного строя, появления частной собственности и классов.

Феодальное государство характеризуется неограниченной властью собственников земли - феодалов.

Буржуазное государство, возникшее на индустриальной стадии развития производства, основывается на формальном равенстве людей перед законом.

Социалистическое государство - политическая часть надстройки над экономическим базисом социализма, тип государства, приходящий на смену буржуазному государству в результате социалистической революции, его основная цель построение социалистического общества.
При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.).

Выделяются следующие типы цивилизаций:

1) древние государства;
2) средневековые государства;
3) современные государства.

Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А.Дж.Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации:«Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, причем религия и формы организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло, - остаются неизменными».

18. Соотношение типа и формы государства.

Соотношение типа и формы государства определяет сущность двух этих категорий. В соответствии с тем, что тип государства – это его содержание, а его форма – средство выражения, можно выделить следующие соотношения:

1) тип государства обусловливает экономическую базу и политическое содержание государственной власти, при этом форма государства напрямую зависит от данного содержания и устанавливается им;

2) тип государства определяет содержание государственной власти, а государство реализует экономические и политические интересы господствующего класса, социальной группы либо соответствующей нации;

3) в рамках одного типа государства возможно изменение его формы в связи с изменением экономических основ государства, классовой структуры общества, а также воздействия международных факторов и т. д.

Соотношение формы и типа государства применительно к конкретным типам государства выглядит следующим образом.

Рабовладельческий тип государства:

1) монархия существовала в форме восточной деспотии, при которой ничем не ограниченная государственная власть принадлежала монарху-деспоту. Правитель осуществлял единоличное управление страной, используя насильственный военно-бюрократический аппарат. Такие тип и форма государства сложились, например, в древнем Египте, Ассирии и т. д.;

2) республика существовала в рабовладельческих городах-государствах Древней Греции в двух видах:

– аристократическая республика, например Спарта, где большая часть населения была отстранена от участия в выборах в высшие государственные органы;

– демократическая республика, например Афины, в которых для формирования высших органов власти привлекались широкие слои населения.

Феодальный тип государства:

1) монархия в феодальном государстве имела три формы:

– раннефеодальная – сформировалась в процессе завоевания территорий. Глава государства, монарх, в это время являлся лишь первым среди равных, поэтому его власть носила только номинальный характер;

– сословно-представительная – формируется в более поздний период. При этой форме монархии власть главы государства, хотя уже и была формально полноправной, но при реализации управления он опирался на собрание представителей аристократии, господствующего класса;

– абсолютная – сложилась в эпоху абсолютизма, в ней уже отсутствовали органы, которые ограничивали безраздельную власть монарха;

2) республика. В феодальном государстве существовала в форме независимых, экономически развитых торговых городов-республик, господство которых установилось над прилегающими к ним территориями. Такими городами-республиками были, в частности, Венеция, Новгород.

Буржуазный тип государства:

1) монархия – конституционная, ограниченная статьями основного закона государства. К ним относится, в частности, Англия;

2) республика существует в двух формах: парламентская и президентская.

Социалистический тип государства – к нему, в частности, можно отнести социалистические республики: СССР, КНР и др. В современной юридической литературе бытует мнение, что достаточно четкого соотношения между формой и типом государства не существует, потому что у государств одного типа можно встретить разные формы государства, и наоборот.

19. Понятие и элементы формы государства.

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.
На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:
1. социально-экономические, культурные;
2. исторические, национальные и религиозные традиции;
3. природные и климатические условия;
4. расстановка политических сил и т. д.

Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов:
1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;
2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;
3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

20. Форма правления: понятие и виды.

Форма правления - это элемент государства, отражающий взаимоотношения высших органов государственной власти, а также их отношение с населением.
По форме правления различают монархию и республику.
Монархия – это форма правления при которой глава государства (монарх) управляет государством пожизненно, приобретая свою власть в порядке наследия.
Признаки монархии:
1) единоличный характер власти;
2) власть передается по наследству;
3) пожизненное осуществление властных полномочий;
4) не зависит от воли населения;
5) юридическая безответственность монарха за принимаемые решения.
Монархия была преобладающей формой правления в рабовладельческих и феодальных государствах. Буржуазные революции часто сопровождались ликвидацией монархии, так как монарх обычно являлся крупнейшим феодалом.
Монархии разделяются на абсолютные и ограниченные.
Республика - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
Признаки республики:
1) глава государства может быть как единоличным, так и коллегиальным;
2) власть не передается по наследству, а является выборной;
3) глава государства несет ответственность за принимаемые решения;
4) осуществляет свои полномочия в течении определенного срока.
Республики существовали в рабовладельческих государствах в двух разновидностях – демократической (Афины) и аристократической (Спарта) . В феодальных государствах носил городской характер (Новгородская республика).
На данный момент республика преобладающая форма правления.
Республики различают на :
1. 1.Президентская республика
2. 2.Парламентская республика
3. 3.Смешанная республика

21. Монархия и республика как формы правления: основные различия и перспективы развития.

Основными формами правления, которые существовали в различные исторические эпохи, являются монархия и республика. Они обе показали примеры великих достижений и падений, которые привели к определенным историческим событиям.

Монархия и республика – это древние формы правления. Каждая из них имеет сложное строение и свои плюсы и минусы.

Монархия– форма правления, при которая вся власть принадлежит одну человеку – монарху (монархия может быть ограниченной или неограниченной). Все виды монархии, несмотря на свои различия, имеют ряд общих черт, таких как пожизненное правление одного человека, занятие трона по наследству или по праву родства, представление государства монархом по собственному праву.

Основной признак абсолютной монархической формы правления - отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха. Ограниченная власть – это форма правления, при которой власть главы ограничена сословно-представительными органами. В парламентарной монархии король царствует, но не правит (королева в Англии, Император в Японии), он является символом единения государства.

Но как и все в этом мире, монархия имеет свои достоинства и недостатки. Говоря о преимуществах монархии, стоит отметить, что она обеспечивает единство государства и прочность системы власти, так как чаще всего народ любит и уважает своего правителя, считает его избранником Божьим. Также монарх с детства воспитывается как будущий глава государства, что позволяет ему приобретать навыки необходимые для такой должности, именно это сыграет важную роль в его будущих реформах и решениях.

Но стоит рассмотреть монархию и с отрицательной точки зрения. Так как приход к власти зависит не от состояния и способностей кандидата, а по его законному рождения, у власти может оказаться человек слабый и неготовый к правлению, а это может привести к ужасным последствиям для страны. Также, монарх часто принимает решения, которые не соответствуют интересам народа, то есть мнение граждан не учитывается.

В настоящее время около 40 стран имеет монархическую форму правления. Сегодня монархия - это очень гибкая система, которая начинается от родоплеменной формы (арабские государства) до монархического варианта демократических стран Европы (Великобритания, Нидерланды, Бельгия и т.д.). Несмотря на смену эпох, монархические институты, приспосабливаясь к новым условиям, продолжают свое эффективное существование и в наши дни. Очевидно, что возможности монархии еще далеко не исчерпаны, и в ближайшее время во многих странах традиционные властные структуры будут сосуществовать с демократическими государственными органами.

В отличие от монархии, республика – это форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентом). Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающей наследственный способ передачи власти. Существуют президентская, парламентская и смешанная республики, но в каждой из них правительство ответственно за свои действия перед народом. В

такой форме правления высшие органы власти избираются на определенный срок и могут быть сменены досрочно.

В настоящее время выделяют три вида республик:

1) В президентской республике главную роль играет президент. Он соединяет в себе полномочия главы государства и главы правительства. Примерами современных президентских республик являются США, Бразилия, Мексика, Аргентина.

2) Парламентская республика - это такая форма правления, где верховная власть в государстве принадлежит парламенту. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий и выполняет лишь представительские функции. Примерами таких государств являются Турция, Греция, Израиль, Египет, Индия, Италия, Чехия, Монголия.

3) Главная особенность смешанной республики это двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Государствами с такой формой правления являются Португалия, Финляндия, Литва, Румыния, Франция и Россия.

Как и монархия, республика имеет свои плюсы и минусы. Если говорить о плюсах, то важно отметить то, что правительство учитывает интересы народа и несет перед ним ответственности за принятые им решения и законы. Также достоинством республиканского строя является разделение властей между органами государственной власти (исполнительная, законодательная и судебная).

Но здесь есть и свои минусы. При республиканской форме правления нет гарантии, что выбор населения будет верным и к правлению может прийти человек, который не способен править справедливо и с выгодой для страны (так Гитлер пришел к власти выборным путем). Стоит отметить и то, что ограничена возможность быстрого принятия решения; также у власти часто оказываются богатые люди, присуще взяточничество.

Подводя итог всему сказанному, заметим, что, несмотря на то, что республика считается более прогрессивной формой правления, спор между ней и монархией не завершен и по сей день. В последние годы процесс «республиканизации» замедлился, а монархические государства не спешат расставаться со своими традициями и институтами. Таким образом, видно, что четкой границы между плохой и хорошей формами правления в современном мире не существует.
22. Нетипичные формы правления.

Термин «нетипичная форма правления» отражает процессы сокращения и исчезновения «чистых» форм монархического и республиканского правления. Эти процессы вызваны к жизни теми изменениями, которые произошли в мире в целом и конкретно в каждом обществе
Между тем, в современных условиях прежние градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимное восприятие, переплетение элементов различных форм, возникают смешанные и "гибридные" формы правления. Создание таких форм отражает определенные тенденции современного конституционного развития. В большинстве случаев это — позитивное явление: оно способствует повышению уровня управляемости государством (в тех сферах, где такое повышение соответствует интересам общества). Но иногда, особенно если в республике воспринимаются некоторые монархические черты, такой процесс приобретает крайне негативный характер.

Появление нетипичных форм правления может быть вызвано разными причинами. Во-первых, чистые формы правления имеют, как принято считать, недостатки, присущие форме как таковой. Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, а парламентарной республике присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Во-вторых, создание смешанных и «гибридных» форм правления нередко связано со стремлением улучшить взаимодействие, взаимосогласованность высших органов государственной власти. В-третьих, появление таких форм связывается также с влиянием гуманистических идей и институтов, с распространением и восприятием во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей. Наконец, появление нетипичных форм правления может быть обусловлено давлением и борьбой прогрессивных сил общества.15
Нетипичные формы правления часто встречаются в современных государствах. К ним относятся:


  • республиканская монархия

  • монархическая республика

  • суперпрезидентская республика

  • полупрезидентская полупарламентская республика

  • теократическая республика

Таким образом, в современных условиях «чистые» формы правления, созданные в далеком прошлом, под влиянием различных факторов модифицируются, стремясь преодолеть свои недостатки. Это происходит путем соединения сильных сторон классических форм, обеспечивающих стабильность власти, управляемость социальными процессами.

«Республиканские монархии» – это монархии, в которых присутствуют некоторые черты республиканской формы правления. Существует «выборная (избирательная) монархия» , сочетающая элементы монархии и республики. Такая монархия существует ныне в Малайзии, Бутане, ОАЭ. Например, в Федерации Малайзия главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов (султанатов), входящих в эту федерацию16.
  1   2   3   4


написать администратору сайта