история). 1. Иван Грозный Внутр и внешн политика. Опричнина Внутренняя политика
Скачать 58.13 Kb.
|
3.Боярская дума и земские сборы Боярская дума – высший совет, который состоит из числа представителей феодальной аристократии. Которая фактически была продолжением совершенствования княжеской думы в периодах Х-ХI века, а во время существования Русского государства была в конце XIV века. В те времена дума была главной необходимостью в инвентаре каждого царя, даже самый Иван Грозный не мог обходиться без неё. Особой роли боярская дума не проявляла, она фактически была не собранием высшей знати, а существовала исключительно для вынесения государственных советов, которая при решении каких-либо вопросов не осуществлялась без царя, тем самым она создавала целостную и единую верховную власть. Эта целостность была проявлена в деятельности, которые касаются законодательства и международных отношений. По всем деяниям всегда выводилось решение в форме «Государь указал и бояре приговорили» или же «По государеву указу бояре приговорили». Тем самым главную роль в вынесении вердикта для окончания решения какого-либо вопроса играл сам царь. Степан Веселовский был историком, и писал следующее: Ввиду того что имеются огромные и многозначные представления о боярской думе, необходимо всегда помнить то что, тех людей которых царь допускал к себе на близкое расстояние, или же преподносил к себе в боярскую думу, он их считал советниками по решению какого-либо вопроса совместно. Но некоторые вопросы царь все-таки решал сам, например он по своему усмотрению отправлял одних на войну в крупномасштабные города. А других отправлял послами в назначенные им государства, остальные получали от него иное дело для выполнения, или же какую-либо отрасль, касающаяся управления иным делом, но лишь единых он оставлял у себя в роли советников, которые были более приближенные к нему в отличии от вышеуказанных персон. Боярская дума являлась политическим назначением, которая создавала и сохраняла в стране общественный порядок, и решала практически все важнейшие государственные вопросы. Этаким было аристократическое основание. Единственным устойчивым правилом в боярской думе был обычай, в честь которого царь требовал правление людей боярского класса в иерархическом порядке. Этот обычай был закреплен еще в истории Московского государства. В числе думы Московского государства находились только бояре, древнее значение которого определялось как свободные землевладельцы. В последующем началось разделение на простых бояр, и бояр служилых, в прямом смысле этого значения. Самый высокий класс служилых имеет своё название «бояре введенные», то есть те, которые составляли постоянную помощь в управлении делами великому князю. Чуть ниже имеется разряд дворовых слуг, которые так же имеют название «путные бояре», или те путники, которые получили разрешение на вход в заведование царя. Главными советниками великого князя считались люди из первого списка, которых называли большими боярами. Вторым элементом, который был введен, в число боярской думы были князья, они имели разряд выше бояр. Данный элемент существовал в боярской думе до конца XVI века, а после этого периода, не каждый князь мог попадать в думу. Помимо этих двух элементов, в число думы входили еще некоторые должностные лица. Худородные люди стали вводится в думе еще в начале ХVI века, а так же имели место в ней быть и простые дворяне, которые в своё время получили титул думных дворян, тем самым боярская дума вновь преобразовалась в чин. Земский собор – наивысшее сословно-представительное образование Русского царства в периодах XVI до XVII веках, собрание состояло из представителей всего местного населения, в исключение входили только крепостные крестьяне, которое образовывалось для совместного решения каких-либо вопросов, связанные с политикой, экономикой и администрацией. Земский собор имел место быть в те времена, когда еще существовала сословно-представительная монархия. Последним земским собором можно считать собрание, которое произошло в периодах 1683-1684 года, в котором был поставлен вопрос о вечном мире с Речью Посполитой. В 1549 году Иван IV призвал Собор примирения, где рассматривались вопросы по проблеме отмены кормлений и злоупотреблений правами чиновников. В последующем этакие соборы получили своё наименование «Земские соборы». Слово «Земский» могло предполагать только одно значение «Общегосударственный», то есть дела, касающиеся всей земли. Земский собор, состоялся в 1549 году и продолжался всего лишь два дня, в нем лежало два вопроса, первый вопрос, связанный с созданием нового царского Судебника, а второй о преобразовании «Избранной рады». Во время проведения собора выступал сам царь, чуть позже состоялось заседание Боярской думы, которая тем временем приняла решение о неподсудности, эти исключения составляли только крупные уголовные дела, которые могли бы совершить боярские дети наместникам. 4.Церковный раскол 17 века В ходе Церковного раскола XVII века можно выделить следующие ключевые события: 1652 г. - церковная реформа Никона 1654, 1656 гг. - церковные соборы, отлучение и ссылка противников реформы 1658 г. - разрыв между Никоном и Алексеем Михайловичем 1666 г. - церковный собор с участием вселенских патриархов. Лишение Никона патриаршего сана, проклятие раскольникам. 1667-1676 гг. - Соловецкое восстание. - отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653 - 1656 гг.); религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. (См. схему «Церковный раскол») В 1653, желая укрепить Русскую православную церковь, патриарх Никон приступил к осуществлению церковной реформы, призванной ликвидировать разночтения в книгах и обрядах, накопившиеся за долгие столетия, и унифицировать богословскую систему на всей территории России. Часть церковнослужителей во главе с протопопами Аввакумом и Даниилом предлагали при проведении реформы опираться на древнерусские богословские книги. Никон же решил использовать греческие образцы, что, по его мнению, облегчит объединение под эгидой Московской патриархии всех православных церквей Европы и Азии и тем самым усилит его влияние на царя. Патриарха поддержал царь Алексей Михайлович, и Никон приступил к реформе. На Печатном Дворе начался выпуск исправленных и вновь переведенных книг. Вместо старорусской была введена греческая обрядность: двоеперстие было заменено троеперстием, символом веры был объявлен четырехконечный крест вместо восьмиконечного и т.д. Нововведения были закреплены Собором русского духовенства в 1654 году, и в 1655 году одобрены константинопольским патриархом от имени всех восточных православных церквей. Однако реформа, проводимая поспешно и насильственно, без подготовки к ней русского общества, вызвала сильное противоборство в среде русского духовенства и верующих. В 1656 году защитники старых обрядов, признанным лидером которых стал протопоп Аввакум, были отлучены от церкви. Но эта мера не помогла. Возникло течение старообрядцев, создавших свои церковные организацию. Массовый характер раскол приобрел после решения Церковного собора 1666-- 1667 гг. о казнях и ссылках идеологов и противников реформы. Старообрядцы, спасаясь от преследования, уходили в далекие леса Поволжья, европейского севера, в Сибирь, где основывали раскольничьи общины - скиты. Ответом на преследования так же стали акции массового самосожжения, запощевания (голодной смерти). Движение старообрядцев приобрело и социальный характер. Старая вера стала знамением в борьбе против усиления крепостничества. Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании. Богатый и знаменитый Соловецкий монастырь открыто отказался признать все новшества, введенные Никоном, повиноваться решениям Собора. В Соловки было послано войско, но монахи затворились в монастыре, оказали вооруженное сопротивление. Началась осада монастыря, длившаяся около восьми лет (1668 - 1676г.). Стояние монахов за старую веру послужило примером для многих. После подавления Соловецкого восстания усилились гонения на раскольников. В 1682 году были сожжены Аввакум и многие его сторонники. В 1684 году последовал указ, по которому староверов надлежало пытать, а в случае не покорения - сжечь. Однако и эти репрессивные меры не ликвидировали движение сторонников старой веры, их число в XVII в. постоянно росло, многие из них покинули пределы России. В XVIII в. наметилось ослабление преследования раскольников правительством и официальной церковью. Тогда же в старообрядчестве наметилось несколько самостоятельных течений. Причины В перспективе Алексей Михайлович видел объединение православных народов Восточной Европы и Балкан. Но, как говорилось выше, на Украине крестились тремя перстами, в Московском государстве - двумя. Следовательно, царь стоял перед проблемой идеологического плана - навязать всему православному миру (который давно уже принял нововведения греков) собственные обряды либо подчиниться господствовавшему троеперстному знамению. Царь и Никон пошли вторым путем. В результате первопричиной церковной реформы Никона, расколовшей русское общество, являлась политической - властолюбивое желание Никона и Алексея Михайловича об идее мирового православного царства, основанного на теории «Москва - третий Рим», получившая в данную эпоху второе рождение. К тому же восточные иерархи (т.е. представители высшего духовенства), зачастившие в Москву, постоянно культивировали в умах царя, патриарха и их окружения идею о будущем главенстве Руси над всем православным миром. Семена упали на благодатную почву. В результате, «церковные» причины реформы (приведение в единообразие отправление религиозного культа) занимали второстепенное положение. Причины реформы имели, несомненно, объективный характер. Процесс централизации Русского государства - как один из централизаторских процессов в Истории - неизбежно требовал выработки единой идеологии, способной сплотить вокруг центра широкие массы населения. Сущность Церковный раскол и его последствия. Крепнущее русское самодержавие, особенно в эпоху складывания абсолютизма, требовало дальнейшего подчинения церкви государству. К середине XVII в. выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, накопилось много описок, искажений, изменений. То же происходило и в церковных обрядах. В Москве по вопросу исправления церковных книг было два разных мнения. Сторонники одного, к которому примыкало и правительство, считали необходимым править книги по греческим подлинникам. Им противостояли "ревнители древнего благочестия". Кружок ревнителей возглавил Стефан Вонифатьев - царский духовник. Работа по проведению церковной реформы была поручена Никону. Властолюбивый, с сильной волей и кипучей энергией, новый патриарх вскоре нанёс первый удар "древнему благочестию". По его указу исправление богослужебных книг стало производится по греческим подлинникам. Были унифицированы и некоторые обряды: двоеперстие при крестном знамении заменялось троеперстием, менялся строй церковной службы и пр. Первоначально оппозиция Никону возникла в духовных кругах столицы, главным образом со стороны «ревнителей благочестия». Протопопы Аввакум и Даниил написали царю возражения. Не достигнув цели, они стали распространять свои взгляды среди низших и средних слоев сельского и городского населения. Церковный собор 1666-1667 гг. объявил проклятие всем противникам реформы, предал их суду "градских властей", которые должны были руководствоваться статьей Уложения 1649 г., предусматривавшей сожжение на костре всякого, "кто возложит хулу на господа бога". В разных местах страны запылали костры, на которых гибли ревнители старины. После собора 1666-1667 гг. споры между сторонниками и противниками реформы постепенно приобрели социальный оттенок и положили начало расколу в русской православной церкви, возникновению религиозной оппозиции (староверия или старообрядчества). Старообрядчество - сложное движение, как по составу участников, так и по существу. Общим лозунгом был возврат к старине, протест против всех новшеств. Иногда в действиях старообрядцев, уклонявшихся от переписи и от выполнения повинностей в пользу феодального государства, можно разгадать социальные мотивы. Примером перерастания религиозной борьбы в социальную является Соловецкое восстание 1668-1676 гг. Началось восстание как чисто религиозное. Местные монахи отказались принять новонапечатанные "никонианские" книги. Монастырский собор 1674 г. вынес постановление: "стоять и биться против государственных людей" до смерти. Лишь с помощью монаха-перебежчика, который показал осаждавшим потайной ход, стрельцам удалось ворваться в обитель и сломить сопротивление восставших. Из 500 защитников монастыря в живых осталось только 50. Кризис церкви проявился также в деле патриарха Никона. Осуществляя реформу, Никон, отстаивал идеи цезарепапизма, т.е. превосходства духовной власти над светской. Вследствие властолюбивых замашек Никона в 1658 г. произошел разрыв между царём и патриархом. Если реформа церкви проводимая патриархом, отвечала интересам русского самодержавия, то теократизм Никона явно противоречил тенденциям растущего абсолютизма. Когда Никону доложили о гневе царя на него, он публично сложил с себя сан в Успенском соборе и уехал в Воскресенский монастырь. Последствия Следствием раскола стала определенная путаница в народном мироощущении. Старообрядцы воспринимали историю как «вечность в настоящем», т. е. как поток времени, в котором каждый имеет свое четко обозначенное место и несет ответственность за все им содеянное. Идея Страшного суда для старообрядцев имела не мифологический, а глубоко нравственный смысл. Для новообрядцев же идея Страшного суда перестала учитываться в исторических прогнозах, стала предметом риторических упражнений. Мироощущение новообрядцев было меньше связано с вечностью, больше- с земными нуждами. Они в определенной степени эмансипировались, восприняли мотив быстротечности времени, у них появилось больше материального практицизма, желания совладать со временем для достижения быстрых практических результатов. В борьбе против старообрядцев официальная церковь вынуждена была обращаться за содействием к государству, волей-неволей сделав шаги в сторону подчинения светской власти. Алексей Михайлович этим воспользовался, а его сын Петр окончательно расправился с самостоятельностью православной церкви. Петровский абсолютизм на том и строился, что он освободил государственную власть от всех религиозно-нравственных норм. Государство преследовало старообрядцев. Репрессии против них расширились после смерти Алексея, в царствование Федора Алексеевича и царевны Софьи. В 1681 году было запрещено любое распространение древних книг и сочинений старообрядцев. В 1682 году по приказу царя Федора был сожжен виднейший вождь раскола Аввакум. При Софье был издан закон, окончательно запретивший любую деятельность раскольников. Они проявляли исключительную духовную стойкость, отвечали на репрессии акциями массового самосожжения, когда люди горели целыми родами и общинами. Оставшиеся старообрядцы внесли своеобразную струю в русскую духовно-культурную мысль, многое сделали для сохранения старины. Они были более грамотными, чем никониане. Старообрядчество продолжило древнерусскую духовную традицию, предписывающую постоянный поиск истины и напряженный нравственный тонус. Раскол ударил по этой традиции, когда после падения престижа официальной церкви светская власть установила контроль над системой образования. Наметилась подмена главных целей образования: вместо человека - носителя высшего духовного начала стали готовить человека, выполняющего узкий круг определенных функций. 5.Соборное уложение 1649г
|