Главная страница

Церковный раскол. 1. Изучить историю событий церковного раскола


Скачать 19.91 Kb.
Название1. Изучить историю событий церковного раскола
Дата01.03.2021
Размер19.91 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЦерковный раскол.docx
ТипДокументы
#180662

Введение

Данная работа посвящена церковному расколу и его влиянию на Русскую Православную Церковь. Изучение этой темы является особенно актуальным, поскольку церковный раскол стал истинным бедствием для русского общества и РПЦ. Церковный раскол стал причиной многих социальных и духовных потрясений, привел к многочисленным жертвам (речь идет о преследованиях старообрядцев). До сих исследователи обращаются к этой теме, заново переосмысливают масштаб происходивших тогда событий. Главная цель работы - рассмотреть историю церковного раскола и дать оценку его последствиям для РПЦ. В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучить историю событий церковного раскола.

2. Рассмотреть точки зрения разных церковных историков на проблему церковного раскола.

3. Охарактеризовать последствия церковного раскола для РПЦ. Предмет исследования - история РПЦ. Объект исследования - церковный раскол 17 столетия. Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, основной вопрос, заключение и список литературы. Во введении дается краткая характеристика исследования. Основная часть работы посвящена событиям и последствиям церковного раскола 17 века. В заключении представлены основные выводы по исследованию
III. Раскол в Русской православной церкви в XVII в. Причины, последствия.

Раскол – это разделение Русской православной церкви на официальную церковь и старообрядческое движение в середине 17 века. Это было вызвано реформами Патриарха Никона в 1653 году, целью которых было установление единства между греческой и русской церковной практикой.

При поддержке русского царя Алексея Михайловича Патриарх Никон начал процесс исправления русских богослужебных книг в соответствии с их современными греческими аналогами и изменил некоторые из ритуалов. Эти нововведения встретило сопротивление со стороны как духовенства, так и людей, которые оспаривали законность и правильность этих реформ, ссылаясь на богословские традиции и церковно-восточные православные правила.

Ниже рассмотрим причины раскола церкви, которые были на Руси в 17 веке:

  1. Духовный кризис,

  2. Социальный кризис,

  3. Церковный кризис,

  4. Внешнеполитические интересы России.

Духовный кризис – это, прежде всего, состояние, когда менялось общество, а люди иначе понимали собственную роль и положение в обществе. Люди ждали, что церковь тоже будет соответствовать требованиям.

Социальный кризис – вызван был стремлением властных структур ограничить церковные права, потому что у нее были определенные привилегии, воздействие на идеологию и политику.

Церковный кризис – порожден был низкой степенью профессионализма духовенства, а также его распущенностью, разницей в обрядах, а также определении священных книг.
Интересы России во внешней политике также требовали преобразований. Московский правитель хотел стать наследником византийских императоров как в делах веры, так и в их территориальных владениях. Чтобы осуществить желаемое, необходимо было привести обряды в единство с греческими образцами, принятыми на территориях православных земель, которые царь стремился присоединить к России, или взять под её контроль.

На Руси раскол церкви начался в 17 веке с избрания Никона патриархом, а также с началом церковной реформы.

В 1653 году во все церкви Москвы отправили циркуляр, в котором было сказано о замене на троеперстное крестного знамение. Спешка и методы Никона привели к расколу в обществе.

Никона в 1658 г. из Москвы выдворили. Этому послужило его властолюбие, а также происки бояр. Сам царь продолжил преобразования.

В 1670–1680-х годах разоблачение определенных социальных пороков в российском обществе приобрело особое значение в идеологии Раскола. Некоторые из сторонников старообрядчества принимали участие в восстании Степана Разина в 1670–1671 гг., Хотя это восстание не расценивается как восстание старообрядцев, а сам Степан Разин придерживался строго антицерковных взглядов. Сторонники старой веры сыграли важную роль в московском восстании 1682 года. Многие из членов старой веры мигрировали на запад, ища убежища в Речи Посполитой, что позволило им свободно исповедовать свою веру.

В конце 17 - начале 18 века наиболее радикальные элементы движения Раскола вступили в рецессию после того, как стало очевидно, что реформы нельзя повернуть вспять. Внутренняя политика Петра Великого облегчила преследования старообрядцев. Царь, однако, наложил на них более высокие налоги. Во времена правления Екатерины Великой старообрядцам, бежавшим за границу, даже предлагалось вернуться на родину. Однако положение старообрядцев в России оставалось незаконным до 1905 года.

Раскол все еще существует, и вместе с тем существует определенный антагонизм между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и старообрядцами, хотя на официальном уровне обе стороны договорились о мирном сосуществовании. С церковной и богословской точки зрения Раскол остается весьма спорным вопросом и одним из самых трагических эпизодов русской истории.

Исследователи и по сей день занимаются изучением церковного раскола 17 века. Его изучением занимались, как отечественные, так и зарубежные исследователи (покинувшие России в силу ряда причин).

Раньше всех изучением вопросов церковного раскола 17 века занялся С.Г. Пушкарев. Он написал статью в 1974 г. в Нью-Йорке. Данная статья является кратким обзором истории церковного раскола от Костомарова – до Зеньковского.

В. В. Молзинский в 1997 г. пишет монографию, которая посвящена изучению в научно-исторической литературе России старообрядчества. Идея монографии в том, чтобы развеять миф о старообрядчестве, и представить старообрядчество в качестве религии «народной». Минус монографии в том, что там представлена лишь одна сторона участницы событий середины 17 века.

С.В. Лобачев в 1998 г. пишет диссертацию под названием «Патриарх Никон и взаимоотношения государства и церкви в середине XVII века». С.В. Лобачев делает обзор на труды советской и эмигрантской историографии церковного раскола. Лучше, если бы он провел их анализ.

Далее в 2001 г. С.В. Лобачев пишет текст статейного формата. Автор обращается к трудам Карташева и Зеньковского, которых можно назвать «амбассадорами» русского зарубежья 2 половины ХХ века.

Н.В. Воробьева в собственных работах критикует подход советских мыслителей по вопросам церковного раскола. Н.В. Воробьева также отмечает узость советского подхода и его тенденциозность, пропитанную марксистско-ленинской идеологией, которая, в свою очередь, требовала осмыслить и рассмотреть исторический процесс через призму борьбы классов.

Историк К.А. Кузоро в своей кандидатской диссертации обращается к советской истории и к зарубежной литературе. Это исследование скорее обзорное.

И.Ю. Куляскина в 2010 г. выпускает статью, где автор рассматривает взгляд марксистов на события середины 17 века, названные как церковный раскол.

Н.И. Сазонова в этом же году выпускает статью, в которой изучает реформы Никона, но уже с точки зрения антропологии. Используются также труды А.В. Карташева, который рассматривал наследие русского зарубежья 2 половины 20 века.

Заключение

Результатом нашего исследования стало определение характерных черт советской историографии первой половины ХХ века (так называемого периода ее становления), ими являются: повышенное внимание к социальноэкономической стороне проблемы; трактовка движения «раскола» как фронта протестных, оппозиционных государству сил; невнимание к фактору религиозному — его редукция к релевантным формулам для угождения «божеству», к пошлому магизму; критика «старообрядчества» как реакционного движения; анализ событий середины XVII века через призму классовой борьбы; тенденциозность и идеологизированность.

Реформа Никона привела к церковному расколу и противостоянию между приверженцами Никона и старообрядцами. Старообрядцев преследовали и даже физически уничтожали.

Последствия реформы и церковного раскола, конечно же, стоит оценить как крайне негативные. В первую очередь, нарушилось духовное религиозное единство в русском обществе. Во-вторых, Церковь начала утрачивать свое влияние, а затем и вовсе попала в зависимость от государства. Церковный раскол, утрата духовного единства нарушили ход социального и духовного развития русского народа, привели ко многим серьезным потрясениям, последствия которых мы можем наблюдать и сегодня

Список литературы

1. Балалыкин Д.А. Проблемы «Священства» и «Царства» в России второй половины XVII в. в отечественной историографии (1917-2000гг.) / Д.А. Балалыкин – М.: Издательство «Весть», 2016. – 262 с.

2. Балалыкин Д.А. Русский религиозный раскол в контексте церковно-государственных отношений второй половины XVII в. в отечественной историографии / Д.А. Балалыкин – М.: Издательство «Весть», 2017. – 427 с.

Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: популярный очерк. М., 1992,с.472-479.


написать администратору сайта