Жизнь и педагогическая деятельность В.Н. Сорока-Росинского. реферат. 1. Жизненный путь В. Н. СорокаРосинского
Скачать 35.2 Kb.
|
Введение Развитие современной отечественной педагогики напрямую связано с глобальными переменами, происходящими во всех сферах жизнедеятельности и вызванными меняющимися потребностями общества, вследствие чего современный педагогический социум также можно отнести к области повышенного напряжения. сложившимся в процессе мировой воспитательно-образовательной практики. В последнее время проблема общения с «трудными» детьми стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность «трудных» детей неуклонно растет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: «трудный ребенок». Проблеме воспитания «трудных» детей уделялось внимание многими отечественными педагогами. Огромный вклад в развитии системы воспитания внес Виктор Николаевич Сорока-Росинский, который уделял много внимания трудным детям, считал, что это одно из важнейших направлений в воспитании детей. Педагогические воззрения и деятельность В.Н. Сорока-Росинского - этого гениального педагога, когда-то незаслуженно забытого, - представляют огромный общественный и научный интерес. Его взгляды, еще недостаточно изученные - это обширное и интереснейшее поле для исследований. А жизнь этого человека, в самые, пожалуй, трагичные для нашей страны времена целиком посвятившего себя школе и детям, может и должна служить примером как начинающим, так и опытным педагогам. Педагогическая мысль начала прошлого века, представлявшая собой широкий диапазон направлений и течений, на корню загубленный большевиками, содержит ценнейший материал для современной науки. Одно из таких направлений - антрополого-гуманистическое, ярким представителем которого и является В. Н. Сорока-Росинский. 1.Жизненный путь В. Н. Сорока-Росинского Виктор Николаевич Сорока-Росинский родился 25 ноября 1882 года в семье офицера в городе Новгород-Северском. По отцовской линии родства все были военные, по материнской — его дед был священником. Но, самым главным в этот период детства было то, что отразилось позже во взрослой профессиональной жизни — армейская среда. Его няньками, дядьками и друзьями были солдаты. Они рассказывали ему сказки, инсценируя их в лицах. Виктор был воспитан военными песнями, вместе с солдатами ходил на маневры. Так военная среда и особый микроклимат детства сформировали почву, на которой впоследствии выросла новая авторская педагогическая стратегия и принципы «суворовской педагогики». В. Н. Сорока-Росинский окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета в 1906 году. Известно, что он учился на одном курсе с А. Блоком, сочинял стихи и увлекался археологией. После окончания университета (1906–1908) он увлекается психологией, работая в лаборатории экспериментальной психологии А. Ф. Лазурского Военно-медицинской академии и слушая лекции В. М. Бехтерева. Одним из результатов этого увлечения явилась серия публикаций в журнале «Вестник знания», членом редколлегии которого он становится. Были опубликованы статьи, в которых он ставит вопросы методологии психологической науки, о месте научной психологии в России, о построении психологии на опыте и эксперименте, исследование эмоциональной сферы человека, о национальной психологии. Анализируя вопросы психологии, исследователь выходит на педагогические проблемы: кроме педагогики должна существовать наука о самовоспитании — автогогика, которая поможет каждому индивиду в развитии характера и наклонностей; только хорошо зная психологические особенности ребенка, можно стать настоящим педагогом. Эта психологическая подготовка сыграла важную роль в профессиональном становлении педагога-ученого. Его «суворовская педагогика» строилась на психологическом фундаменте. А педагогическое искусство реализовалось на основе профессиональной интуиции в отборе приемов и создании технологии взаимодействия с детьми, как «тонкого» психолога. По воспоминаниям учеников он видел воспитанников «насквозь». Казалось, он как будто предвидел, что ему всю жизнь придется работать с трудными детьми с нарушенной психикой. Уже до революции 1917 года В. Н. Сорока-Росинский заявил о себе как, о значительном оригинальном ученом теоретике и практике гимназического образования. По своим политическим взглядам он не был коммунистом, скорее — социалистом, выступающим за демократию и прогресс в стране. Ни одной из политических партий за свою жизнь он не принадлежал. Видя в самодержавии тормоз, революцию принял как источник развития России и обновления школы. В рождающемся обществе он чувствовал возможность свободы творчества в образовании. Октябрьская революция разделила жизнь этого человека, как и многих его современников, на две части. Он больше не мог открыто выступать на страницах прессы, открыто высказывать свои взгляды, явно противоречившие с генеральной линией партии. Но, тем не менее, послереволюционный период – самый плодотворный и значимый в его педагогической деятельности. Если до 1917 года В. Н. Сорока-Росинский формировался в основном как ученый теоретик, то после октябрьского переворота он широко развернул свою деятельность в различных школах страны. И там ему не просто удалось спасти сотни изломанных жизней – там, в работе с трудными детьми и подростками, он смог реализовать свои педагогические принципы и убеждения, несмотря на явную угрозу гонений со стороны властей. В 1918 – 1920 годах Сорока-Росинский работал в Путиловском училище имени А. И. Герцена под руководством В. А. Гердта. Здесь впервые была организована группа продленного дня, питание детей в школе и другие находки, которые распространились затем на всю страну. Наиболее яркий и известный период его педагогического творчества 1920–1925 годы — создание воспитательной системы школы имени Ф. М. Достоевского и оригинальной методики перевоспитания беспризорников и особо трудных подростков. Ему пришлось работать с детьми-беспризорниками, лишенными семьи, пристанища, жизненных ориентиров, прошедших, как говорится, огонь, воду и медные трубы. Школа имени Достоевского, или ШкиД, как называли ее воспитанники, по сути своей, формировала интеллигентов из беспризорников. Однако это не очень вписывалось в тогдашнее понимание трудовой школы и задачи пролетаризации масс. Поэтому В. Н. Сорока-Росинский был уволен из созданного им детища. С 1928 по 1936 год В. Н. Сорока-Росинскому запрещено было работать в учреждениях Наркомпросса. В эти годы он занимается «трудными» в Торфяном техникуме, затем уходит в педологию: работает в экспериментальной школе для психоневротиков при педологическом институте и становится его сотрудником. С разгромом педологии в 1936 году ему разрешают преподавать русский язык и литературу в 210-й школе, в которой он проработал до времени эвакуации в Горно-Алтайск в 1942 году. Там он преподавал русский язык и литературу в педагогическом училище и на курсах военных летчиков, ездил с учащимися в агитбригады. С 1946 по 1948 год В. Н. Сорока-Росинский работал в Пржевальском педагогическом институте в Киргизии. И только в 1948 году ему удается вернуться в Ленинград. Он поступает на службу в 233 женскую школу, а затем в 460 среднюю школу. Как великий педагог и гуманист, он не мог жить без детей. Даже когда ему пришлось уйти из школы, так как он уже не видел лиц учеников («только белые блины» — по воспоминаниям учеников), сидящих на первой парте. Он не только плохо видел, но и слышал, особенно после блокады. Тем не менее, он продолжал писать, надевая двое очков с толстенными линзами. Последние годы он обзванивал близлежащие школы и просил, чтоб ему прислали трудных отстающих учеников. Создав клуб на дому (который он в шутку называл «Академия»), он занимался с бригадами по 4–5 человек в основном мальчиков, до исправления и получения твердой тройки. Затем просил, чтобы прислали новых учеников. Всю свою жизнь он посвятил детям трудной судьбы: социально дефективным, беспризорникам, невротикам, переросткам, детям войны и блокады, подросткам с девиантным и деликвентным поведением. В. Н. Сорока-Росинский жил в непростое время, в городе трех революций, в голодные двадцатые, в сталинские тридцатые, военные и блокадные сороковые, послевоенные пятидесятые. Его сопровождали голод и неустроенность, одиночество среди взрослых. Но, ни одного часа он не жил ради себя, не скопил никакого богатства, не имел собственного угла, всю свою любовь, отдавая детям. Он всю свою жизнь писал статьи, книги, однако его значительные произведения так и не увидели свет. Последнее свое произведение «Школа Достоевского» он собирался опубликовать в журнале «Нева», но получил отказ. Создавалось впечатление, что то, чему он посвятил свою жизнь, никому не нужно кроме детей. Тем не менее, он не бросил писать. Уникальность жизненного пути этого педагога заключается в том, что он всегда делал то, что нужно было стране в данный момент. До революции — разрабатывал идею национальной школы, являвшейся частью государственной политики в области образования. После революции — спасал беспризорных детей, искалеченных жизнью. Сегодня для педагогов жизнедеятельность Виктора Николаевича является доказательством того, что разностороннее и разнообразное самосовершенствование ведет к высоким результатам в профессиональной деятельности, что подтверждает идею образования на протяжении всей жизни; и что педагогическая деятельность — это всегда экспериментальная, творческая деятельность, требующая постоянного поиска новых методов и приемов обучения, согласно запросам времени. Погиб педагог в 1960 году – попал под трамвай, когда поехал покупать билет в кино для больной, отстающей в учебе девочки. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге. 2.Идея национальной школы в научной деятельности В.Н. Сорока-Росинский, поддерживая идею национальной школы, развивал мысли К. Д. Ушинского о народном характере воспитания, о необходимости изучения свойств человеческой души. Он расширил проблему, вывел ее на уровень русского менталитета. Именно этническим своеобразием, особенностями русского национального характера должны, по его мнению, определяться цели и особенности воспитания. Чтобы воспитывать молодежь в патриотическом духе, необходимы, по его глубокому убеждению, следующие условия: - уменьшение непосредственного иностранного влияния на систему образования (иностранные бонны и гувернантки, немцы во главе русских учебных заведений и т. д.); - активизация общественной деятельности в сфере образования; -издание оригинальной педагогической литературы; -предоставление в известных пределах самодеятельности педагогическим союзам и объединениям; -расширение возможностей их участия в выработке основных законодательных актов в области образования; -актуализация в школьном курсе тематики по русской истории, литературе, географии и этнографии России; - развитие и укрепление у учащихся чувства уважения к закону и науке. Во взглядах Сорока-Росинского прослеживается синтез национальных и социальных факторов в подходе к решению задач развития русской школы. Будучи истинным гуманистом, он рассматривает национальное сквозь призму общечеловеческого, и только в этом случае признает его педагогическую ценность. 3.Педагогическая деятельность в Школе имени Достоевского Школа имени Достоевского стала одной из многочисленных школ-коммун, возникших на территории нашей страны в первые годы Советской властью. Их появление было вызвано суровой жизненной необходимостью. Беспризорничество – одно из следствий социальных потрясений, связанных с революцией, - стало страшной язвой на теле нарождающегося нового общества. Опираясь на свой педагогический талант, педагогический опыт и демократические идеалы, В. Н. Сорока-Росинский сумел создать воспитательную систему, отличавшуюся подлинным гуманизмом, и добиться поразительных результатов в перевоспитании трудных подростков. В отличие от большинства педагогов, занимавшихся перевоспитанием беспризорников на основе приобщения их к труду — сельскохозяйственному или промышленному, Сорока-Росинский воспитывал культурой. Нравы в школе были суровыми, как сама жизнь послереволюционных лет. Викниксора (так «окрестили» Сорока-Росинского воспитанники) побаивались и порой не одобряли, но любили и признавали безусловным авторитетом. Потому что сквозь все его слова и поступки сквозили любовь к своему делу и уважение к личности каждого ребенка. В основе подхода В. Н. Сорока-Росинского к методам и средствам перевоспитания трудных ребят лежало глубокое уважение к знаниям, культуре, к интеллектуальному труду, которое он пронес через всю жизнь. При организации процесса обучения в школе им. Достоевского он ориентировался на следующие принципы: дифференцированное обучение, которое потребовало деления учащихся по ряду показателей интеллектуального развития на группы и ориентации содержания, темпов, методов и форм обучения на индивидуально-типологические особенности; сочетание умственной познавательной деятельности с другими видами деятельности (игровой, художественной), что, несомненно, стимулировало положительное эмоциональное отношение детей к учению. Художественно-игровые формы деятельности включались в различные учебные предметы. Введение такого педагогического новшества в школе, как учет, т. е. своеобразные общественные смотры знаний, позволило воспитанникам осознать общественную ценность и необходимость знаний и получить общественное признание своей деятельности. Подготовка к такому смотру была сопряжена с активной познавательной деятельностью ребят: они готовили сцены-диалоги, инсценировки, составляли схемы, диаграммы и т. д. Главный воспитательный результат учета В. Н. Сорока-Росинский видел в том, что ребята впервые почувствовали уверенность в своих возможностях. Инициативность детей в любой деятельности. Создавались творческие союзы детей, как коллективные формы сотворчества, любой из воспитанников имел право на выпуск своей газеты, своего журнала, право на полемику. Никакого жесткого контроля и навязывания мнений не допускалось. Расширению макросоциальной среды для подростков, сферы духовного общения. Основные действия В. Н. Сорока-Росинского преследовали цель расширять контакты своих воспитанников с окружающим миром, с различными общественными организациями. Шкидовцы ходили на экскурсии в порт, по городу, на старые питерские заводы, посещали места, связанные с революционными событиями. Сегодня эти формы работы в образовательном процессе трансформировались в проектную деятельность учащихся, которая становится обязательной и прописана в новых ФГОСах. Помимо общеобразовательных предметов, в учебный план входила физическая подготовка (гимнастика, как они ее называли), рисование, пение и даже танцы. Так В. Н. Сорока-Росинский, благодаря своей гениальной педагогической интуиции и неиссякаемому запасу энергии приблизился в тяжелейших условиях послереволюционной России к реализации идеи трудовой школы, где учащиеся познают мир в процессе творчества, где каждый из них имеет шанс открыть в себе, развить и проявить новые способности. На первых порах существования Школы имени Достоевского досуг воспитанников никак не был организован. Со временем, поначалу исключительно по инициативе директора, стали проводиться внеклассные мероприятия, которые постепенно приобретали все более систематический характер и постепенно перерастали в традиции. В школе существовала своя стенгазета, и принять участия в ее выпуске мог каждый, чем с удовольствием и занимались. Праздники встречали вместе. Сорока-Росинский поистине «заражал» воспитанников своими увлечениями. Он любил петь – и вскоре вся школа полюбила музыку. Он любил читать – и ребята тоже пристрастились к чтению. Читали в любую свободную минуту, даже во время нелюбимых уроков. В школе существовала своя система поощрений и наказаний. Главные наказания, введенные с самого первого дня – остаться без обеда и без прогулки. Со временем появилась Летопись школы, куда записывали как провинившихся, так и отличившихся. И, наконец, было введено деление учащихся на пять разрядов. Первый и второй разряды – привилегированные – те, кто не получил замечаний и чем-нибудь отличился в хорошем смысле этого слова. Третий разряд – «середняки», совершившие незначительные проступки; их особо не ущемляли в правах, но и не поощряли. И, наконец, четвертый и пятый разряды – штрафники. Они лишались и отпусков, и прогулок. «Перекочевать» из разряда в разряд было очень легко, перераспределение производилось каждую неделю. Школа имени Достоевского называлась республикой далеко не случайно. В ней существовала своя система самоуправления. Были также свой гимн и герб. Итак, можно обобщить, что педагогическая технология В. Н. Сорока-Росинского заключала в себе общие педагогические принципы: уважение к свободе и жизни каждого ребенка; творческое раскрепощение личности ученика; введение его в социально и личностно значимые виды деятельности; обогащение связей учебно-воспитательного учреждения с окружающим миром и действительностью; формирование не декларативно, а педагогически цельной, всесторонне развитой личности. Однако следует отметить, что В. Н. Сорока-Росинский в своих педагогических поисках был одинок, его окружала атмосфера недоверия. Коллеги подсмеивались над его старомодностью, чудаковатостью, так как он был не от мира сего в их глазах, «белой вороной» в их стае, они ему не верили — считали, что он сам исправляет ошибки ученикам, пишет за них доклады, На его просьбы освоить его игры и применять их в своих классах, учителя усмехались, считая его чудаком. Так эти методические находки были утрачены навсегда. Педагог, решая задачи единства обучения и воспитания, подчеркивал необходимость формирования тесно спаянного учительского и ученического коллектива. Эта идея была заложена в основу созданной им воспитательной системы. Она актуальна и сегодня. Гуманизм педагогики В. Н. Сорока-Росинского проявлялся в том, что он видел в морально и психически дефективных детях (так их тогда классифицировали) творческие, одаренные натуры. Глубокая вера, которая передалась его воспитанникам, в их благополучное будущее, в то, что им удастся «выйти в люди», стать достойными гражданами, способна решить трудную педагогическую задачу. Исключительное значение созданной В. Н. Сорока-Росинским педагогической технологии состояло в том, что она позволяла переключить деятельность воспитанников с разрушительной на деятельность общественно значимую, сознательную, творческую, ориентирующую на высшие духовные ценности. И в этом есть ее высокий гуманистический потенциал. Заключение Итак, мы рассмотрели основные этапы научной и педагогической деятельности замечательного русского педагога первой трети 20 века В. Н. Сорока-Росинского. По своим научным взглядам он принадлежал к антрополого-гуманистическому направлению – одному из ведущих направлений русской дореволюционной педагогики. Его основными научными идеями были следующие: идея национальной школы, приоритет гуманитарных дисциплин в образовании, опора на русские национальные традиции, аполитичность воспитательного процесса. Главной ценностной установкой для Сорока-Росинского служил патриотизм, главной составляющей практической деятельности педагога – уважение к личности каждого ребенка. Все эти идеи В. Н. Сорока-Росинский воплощал на учительском поприще, на котором прошла большая часть его жизни. Он выбрал для себя нелегкий путь – работу с трудновоспитуемыми подростками. При создании школы имени Достоевского педагог опирался на лучшие традиции дореволюционной педагогики, на опыт своих современников по созданию школ-коммун и на свои собственные оригинальные идеи. Ему и его воспитанникам пришлось жить в крайне нелегкие времена, когда голод и разруха сменились массовыми «чистками», направленными на самых талантливых людей. Это был свой особый мир, где ребята ежедневно получали уроки любви, добра и красоты. И в то же время – готовились к суровым реалиям жизни. Главным результатом работы созданной им школы имени Достоевского стало то, что почти все воспитанники вышли из ее стен достойными людьми. Среди них были писатели, учителя, директор издательства, агроном, офицеры Советской армии, военный инженер, инженеры гражданские и т. д. В этом – главная педагогическая заслуга В. Н. Сорока-Росинского. Список использованной литературы 1.Богуславский М. В. Ценностные ориентации российского образования первой трети 20 века [Текст]: / Педагогика - № 3 – 1996, 71 – 74 с. 2.Изотов И. В. Педагогические идеи Виктора Николаевича Сорока-Росинского [Текст]: /Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — 20-22 с. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4199/ 3.Медяник М. В. Гуманизм педагогики В. Н. Сорока-Росинского и современность [Текст]: /Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 28-31. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3576/ Профиль - № 47 – 2002, 106 – 109 с. 4.Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения [Текст]:/Сост. А.Т. Губко. - М.: Педагогика, 1991. 5.Степашко Л. А. Феномен советской педагогики [Текст]: / Педагогика - № 6 – 1998, 72 – 76 с. 6.Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 тт. /Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999. |