Главная страница
Навигация по странице:

  • 7. Когда начинают формироваться современные взгляды на права и свободы человека

  • 8. Расскажите о взглядах Гроция, Локка и Пуфендорфа на права человека и народов.

  • Человек и его права в контексте современной реальности. Рубежный контроль 2. 1. Как формировались первые представления человека о своем статусе в мире и в обществе, о своих правах и свободах


    Скачать 60.66 Kb.
    Название1. Как формировались первые представления человека о своем статусе в мире и в обществе, о своих правах и свободах
    АнкорЧеловек и его права в контексте современной реальности
    Дата19.01.2023
    Размер60.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРубежный контроль 2.docx
    ТипДокументы
    #895115
    страница2 из 3
    1   2   3

    6. Как религия влияет на понимание статуса человека?

    Высока степень участия еврейского населения во всех социальных революциях, в деятельности политических партий и движений в мире и влияния на них. К еврейскому населению, как ни к кому более, относится замечание Макиавелли о том, что люди всегда жаждут нового, но новое всегда оказывается хуже старого. В результате они начинают бороться и с новым, оказываются в состоянии вечного недовольства, чем опять-таки усиливают подозрения к нему со стороны коренных, не знающих проблем диаспоры народов. Феномен антисемитизма, ведущего к умалению и отрицанию прав человека и народов, является чистейшим недоразумением. Это явление, возникшее в христианских странах, где, скорее по недомыслию, ревностно относились и относятся к иудаизму, из которого выросло само христианство. Недомыслие это выражается в том, что, распевая в храмах и церквях псалмы Давида, служители христианства и его приверженцы в кругу своего общения рассказывали и рассказывают всякие небылицы и анекдоты о народе Давида, высмеивают обычаи, узаконенные в Ветхом Завете. В исламских же странах, где проживают родственные евреям семитские племена, реальный антисемитизм практически немыслим, ибо он означал бы самоуничижение этих народов.

    Христианство как религия бесправных и гонимых людей занимает в вопросе о статусе человека в этом мире особое место. Оно является продолжением иудаизма и отражает дух времени и места своего происхождения. Новый Завет передает слова Иисуса из Нагорной проповеди, согласно которым «не нарушить закон или пророков» пришел Он, а исполнить их» (Матфея, 5, 17). Христианство не является выражением надежд и чаяний целого народа, как иудаизм, а лишь его маргинальных слоев. Отсюда большая социальность и даже коммунизм. Оно призывает к моральному совершенствованию человека и отношений между людьми (братья и сестры во Христе), дополняет десять заповедей Ветхого Завета Нагорной проповедью Иисуса, в которой провозглашены новые, более человечные, принципы отношений между людьми. Гордыня и жадность человека объявляются его главными недостатками, а смирение и благодарность — главными достоинствами. Признается право человека как на общую собственность, принадлежащую всем (по этому принципу строилась и продолжает строиться жизнь некоторых христианских общин), так и на индивидуальную собственность. Именно христианству человечество обязано происхождением феномена филантропизма. Посещение нуждающихся и вспомоществование им считаются одними из самых очевидных свидетельств веры человека в Бога. Христианству же обязано оно и такими институтами человеколюбия и социального обеспечения, как сиротские (детские) дома, ассоциации по оказанию помощи старикам, больным, жертвам голода и болезней (Армия спасения). В то же время, христианство изначально принижает человека, приписывая ему статус «раба божьего», а всему человечеству — «стада божьего», ведомого пастырями (1). Приверженцы христианства возлагают все надежды о своем спасении, которое возможно, по их убеждению, только после смерти, на Бога, который якобы управляет всеми процессами в мире и присутствует во всех человеческих деяниях. Эта религия призывает верующих к непротивлению злу насилием (если тебя ударили в одну щеку, то вместо отпора и сопротивления насильнику, подстав и вторую щеку), к отказу от всяких попыток изменить свой социальный статус.

    Ислам имеет много общего с иудаизмом и христианством, даже считает себя их продолжением и завершением. Согласно Корану, Бог дал Книгу жизни евреям, но они не выполнили его Завета. Новый Завет был дан христианам, но и они не последовали по указанному Господом пути. Теперь он третий раз дает людям Книгу жизни (Коран, 41:45). В то же время как религия свободных людей, утвердившаяся с невиданной быстротой и ставшая знаменем победителей, ислам многим отличается и от иудаизма, и христианства — религий рабов, зависимых и бесправных людей.

    Прежде всего, ислам отличается самим пониманием статуса человека. В отличие от библейской доктрины грехопадения первого человека, что должно быть искуплено покорностью и молитвами на протяжении всей жизни, ислам исходит из того, что Бог простил Адаму его неповиновение и не рассматривает человека как носителя первородного греха. Коран провозглашает, что человек создан как самое совершенное и благородное творение в мире. Человек сотворен Богом свободным существом, превращение его в раба противоречит воли Бога и сами люди должны оберегать свою свободу. Человек обладает свободой воли, является автором своих решений и, поэтому, ответственен за свои действия. Все остальное в природе, даже «ангелы», сотворено Богом для поклонения и служения человеку. Призвание человека состоит в служении и повиновении воле Бога, в соблюдении его заветов, в том, чтобы жить по его законам. Социальное вспомоществование людям, всяческое содействие облегчению страданий человека — таково направление поведения правоверного мусульманина. Основатель ислама Мухаммад сформулировал все это короткой фразой: «творить добро». Щедрость приумножает богатства, а скупость сокращает их, провозглашает Коран. Цель получения выгоды при даче долга исключается, ростовщичество (получение процентов) запрещено. Мусульмане считают друг друга «братьями и сестрами», а свое сообщество (Умма) — наилучшим, призванием которого является «радоваться хорошему и запрещать зло». Здесь не должно быть «никакого порока и извращенности». Молитва призвана удержать человека «от грязных преступлений и от того, что осуждаемо». Помощь бедным, сиротам, женщинам и зависимым считается проявлениями благочестия. Ислам не отменял рабства, но относился к эмансипации рабов как к добродетели. Детоубийство девочек, во все времена распространенное среди некоторых народов из-за опасений бедности или позора, исламом запрещается. Коран не признает различий и привилегий, основанных на социальном, племенном или расовом происхождении. Все люди являются «равными детьми Адама». Единственное различие между ними — это различие перед Богом, основанное на благочестии и хороших действиях людей. Эта мысль Мухаммада была развита его двоюродным братом и четвертым халифом Али, который призывал утверждать равенство и справедливость между всеми людьми, помня, что они делятся только на две группы. «Одна из них — ваши братья в вере, и другая — подобна Вам в сотворении». Правительство в исламском понимании призвано служить людям, а не быть их хозяином. Оно ответственно перед людьми, кому Бог предоставил право определять собственную судьбу. Поэтому даже такой традиционный для многих людей идеал достоинства как мужественность заменен в исламе более человечным идеалом «морального достоинства и благочестия». Каждый мусульманин обязан работать и добывать себе хлеб личным трудом. Основателю веры приписывают слова: «Мусульманин должен работать сам и накормить себя своими трудами. Он не должен ожидать от кого-то какой-либо помощи». Это, кстати вполне согласуется с приводившимся выше библейским принципом. Собственно, и библейская формула «сотворить человека по нашему образу и подобию» означает, что человек также свободен, как и Бог, и не может иметь статуса раба (1).

    В отличие от других религий, ислам высоко ценит образование и науку. Как свидетельствует сура «Аль-Калям» (ручка), основатель Ислама считал, что «люди с высоким образованием — это высокие люди», что «требования науки обязательны для мусульманина» и «кто избрал дорогу в науку, тому Аллах облегчает путь в рай». Именно это способствовало тому, что средневековье, ставшее для христианского запада годами мракобесия, преследований науки и культуры (Сожжение Д. Бруно, Я. Гуса, преследования Н. Коперника, Г. Галилея и многих других), ознаменовались развитием астрономии, математики, медицины, химии и других наук в исламском мире. Везде берите пример с тех, у кого есть глаза, учит Коран, т. е. умеет предвидеть, предсказать. Согласно исламской традиции, призвание философии (спутницы и приемной сестры права, каковым в исламе признается только божественное) — постоянные размышления о смысле жизни. Ислам предписывает своим приверженцам строжайше придерживаться в жизни определенных морально-этических норм: уважению жизни человека, верности и порядочности, доброте и преданной благодарности родителям, помощи соплеменникам и единоверцам в их нужде, верности долгу, великодушию к зависимым от них. Исламское милосердие — это добро не только к ближнему (что рассматривается как долг, а вовсе не как милосердие), и не только к людям. Оно распространяется на все живое в природе. Без крайней необходимости не убивай, не вреди, поступи разумно, учит Коран. Правоверный мусульманин обязан всегда поступать разумно, сохранять свою способность отличить хорошее от плохого, полезное от вредного. Различия мнений при этом естественны, поскольку люди и по опыту, и по своим знаниям, и по степени постижения истины отличаются друг от друга. Поскольку помутнение рассудка лишает человека возможности поступать разумно, по-человечески, ислам запрещает и потребление опьяняющих и одурманивающих вещей. Исламское общество складывалось одновременно и как социальное, и как религиозное, и как политическое. Между ними нет тех граней, которые характерны для других обществ Востока (Китай, Индия, Персия) и Запада. Поэтому и нормы права в исламе охватывают сразу все аспекты жизни, в нем нет отдельных социальных, нравственных, политических или иных норм. Есть только исламское (шариатское) право, регулирующее все отношения как между верующими и богом, так и между самими людьми. Это своего рода моральный кодекс поведения мусульманина в частной и в общественной жизни. В отличие от других обществ, где наряду с «божественными» и «вечными» законами признается существование и человеческих, рукотворных, являющихся выражением воли общества и изменяющихся с его эволюцией, шариатское право считается выражением воли Аллаха, которая предшествует всем человеческим деяниям и предопределяет их. Более 80 стихов Корана содержат правовую интерпретацию разных аспектов частной и общественной жизни мусульманина. О прецедентах решения тех или иных вопросов жизни мусульманской общины самим пророком при его жизни говорится в тысячах свидетельствах современников (хадисах) о его жизнедеятельности. Наказания за действия против человека в исламе носят возмездный характер: обидчик должен повторить судьбу его жертвы. Жертва или его семья (в случае убийства) имеет право преследовать преступника по суду или выбирать материальную компенсацию вместо возмездия. Для шести фиксированных преступлений установлены конкретные наказания: смерть за вероотступничество и грабеж «на большой дороге»; отсечение руки за воровство; забивание камнями до смерти за внебрачные сексуальные отношения, если виновник — человек, состоящий в браке, и 100 ударов плетью, если виновник не состоит в браке; 80 ударов плетью, когда обвинения в не целомудрии не доказано (столько же ударов и за ложное обвинение в прелюбодеянии), а также за питье любого одурманивающего вещества. Остальные нарушения права и норм жизни наказываются по усмотрению шариатского суда. Право вступать в брак и создавать семью принадлежит человеку «благоразумного суждения», достигшему физической и половой зрелости, что происходит примерно к пятнадцатилетнему возрасту. Люди, не способные к такому суждению по причинам малолетства, умственной болезни, безответственности и т. д. должны находиться под опекой разумных людей. Общая этика ислама строится на том, что брачная связь опирается на «взаимную любовь и милосердие». Супруги составляют как бы предметы одежды друг для друга, то есть дополняют и украшают друг друга. Семья в Коране рассматривается с позиции моногамии: муж, жена, дети и родители мужа. Однако исламское право допускает многоженство, мужчины могут иметь одновременно до четырех жен, если они могут содержать каждую из них. Жене надлежит быть послушной мужу во всех вопросах жизни. Непослушание лишает ее права на обслуживание и содержание мужем. В отличие от христианства, ислам, как и иудаизм допускает развод. Он может быть осуществлен как по взаимному соглашению супругов, после попыток примирения (Коран,4: 39/35), так и по требованию жены, когда муж проявляет жестокость к ней, в течение шести месяцев не выполняет супружеских обязанностей или отказывается поддерживать материально. Муж же может единолично и без объяснения причин разорвать брак троекратным повторением отказа от нее (talaq). Классический ислам толерантен к другим религиозным верованиям. «Люди книг», каковыми Коран называет иудеев и христиан, не должны принуждаться к принятию исламской веры. И вообще, «нет принуждения в религии» (Коран, 2:257). Насильственное превращение человека в мусульманина бесполезно, ибо выбор должен осуществляться в душе каждого человека. Да и самим мусульманам разрешено придерживаться разных мнений по одним и тем же вопросам. «Различия мнений среди моего сообщества — благословение», — говорил, согласно преданиям, Мухаммад. Подобная веротерпимость способствовала возникновению и сосуществованию в Исламе многочисленных направлений веры, религиозных школ, течений и сект. И подобия католической инквизиции Ислам не знал, если не считать кратковременных преследований оппонентов мутазелитизма, объявленного доктриной халифата в период с 830 по 848 гг. Рационалистское учение, согласно которому человеческая воля свободна и обладает способностью отличить добро от зла. Человек свободен выбирать и действовать по собственному усмотрению и, поэтому, ответственен за свои действия. Мутазелиты признавали два начала и два действующих лица во вселенной: Бог правит в царстве природы, а человек — в области собственных моральных действий. Коран создан на время и не является вечным голосом Аллаха.

    7. Когда начинают формироваться современные взгляды на права и свободы человека?

    Важными звеньями процесса складывания современной концепции прав и свобод человека явились принятые английским парламентом «Habeas Corpus Act» (1679 г.), согласно которому арест человека мог быть осуществлен только по решению суда, и «Билля о правах» (1689 г.). В июне 1688 г. в Англии произошла так называемая «славная революция».

    8. Расскажите о взглядах Гроция, Локка и Пуфендорфа на права человека и народов.

    Право, по мнению Гроция, — это синоним справедливости. Свобода морей, считал он, должна стать ключевым аспектом связи между странами и государствами. Ни одно государство не может присваивать себе право контроля над морями и океанами ввиду их необъятности и отсутствия фиксированных границ. Гроций одним из первых в новое время писал о методах урегулирования споров. Первый метод — это конференция конкурентов или соперников и переговоры между ними. Второй метод он называл компромиссом, в котором каждая сторона отказывается от некоторых своих требований или делает уступки конкуренту. И, наконец, это решение спора путем войны. Но, считал Гроций, иногда лучше отказаться от прав, чем пробовать добиваться их силой. Им была сформулирована концепция международного сообщества, которое объединено вместе общими, совместно выработанными правилами, приложимыми ко всем принявшим их государствам и правителям. Вина (зло) должна быть наказана, армия является орудием наказания. Гроций рассматривал войну как способ защиты прав индивида и народа и наказания зла, называл ее «необходимым злом» для утверждения мира, которое требует своего регулирования. Только война в защиту прав народа или государства может считаться правой. На основе опыта истории он выделял три основания справедливой войны: защита, возмещение ущерба и наказание виновных (1).

    В 1672 г. был издан фундаментальный труд Самюэля Пуфендорфа «О законах природы и народов» (в восьми книгах), в которой он скрупулезно устанавливал отношения человека, общества и государства в разные времена и в разных условиях. Пуфендорф одним из первых заявлял, что первым соглашением людей они учредили общество (civil society), вторым соглашением — республику, которую он, как и Цицерон, понимал, как общее дело (commonweal) и общее богатство (commonwealth) народа, и только третьим соглашением формировал публичную власть и передал ей определенные полномочия, необходимые для обеспечения мира и безопасности общества. То есть интересы обществ и граждан являются основой и целями, во имя которых существуют государства и которым правители должны подчинять свою деятельность. Пуфендорф отвергал идею божественного и абсолютного права монарха и отстаивал идеи свободы человека в утверждении общественного порядка. Этот правовед олицетворял собой тех, кто пропагандировал «счастье гражданского общества при демократической форме правления» (2). Он писал о том, что каждый человек как социальное существо обладает достоинством и имеет естественное право на равенство и свободу, в том числе и на свободу совести. Пуфендорф отвергал тезис Аристотеля о природном характере рабства. Он считал, что собственность создается путем физического захвата людьми какой-либо ценности и закрепления ее за собой с санкции государства.

    Одним из первых Пуфендорф систематизировал также права и свободы человека. Его идеи получили широкое распространение во всей Европе, его теория стала изучаться в университетах Швейцарии, Швеции, Англии и других стран, где их преподавали такие известные правоведы того времени как Ж. Барбейрак (Брно), Г. Кармайкл (г) и другие. Огромное влияние Пуфендорфа испытал на себя и его ровесник Джон Локк (1632—1704), трактаты которого об управлении гражданским обществом Кармайкл рассматривал даже как комментарии к труду Пуфендорфа. И действительно, позиции этих авторов-ровесников по многим вопросам совпадают или очень близки друг к другу. Пуфендорф несколько опережал, Локк развивал его идеи или приходил к аналогичным же выводам. Все люди по природе равны, считал Локк. Труд является источником и обоснованием собственности. Государство, учреждаемое договором или согласием граждан, устанавливает пределы собственности. Стало быть, государство не всегда существовало. Индивид относительно самостоятелен и независим. Люди рождаются свободными и равными в правах. Естественная свобода человека состоит в том, чтобы быть свободным от любой верховной власти на земле, поступать по своей собственной воле, но в согласии с законами и нормами природы, а не по воле или желанию законодательного органа. Свобода человека в политическом обществе состоит в том, чтобы быть свободным от любой законодательной власти кроме той, которая установлена общим согласием сообщества. Возражая современникам, которые трактовали свободу как возможность каждого человека поступать так, как он хочет и как ему нравится, не будучи связанным какими бы то ни было законами, Локк писал, что свобода людей в государстве означает жизнь по постоянным законам, принятым законодательной властью, учрежденной этим обществом, и обязательным для каждого его члена. Это возможность человека следовать его собственной воле во всех делах в пределах, предписанных законом, и не быть подчиненным неустойчивой, неуверенной, неизвестной, произвольной воле другого человека. Эта свобода от абсолютной, произвольной власти является настолько необходимой для безопасности человека, что он не может делиться ею с государственной властью, позволять ей порабощать себя и забирать его жизнь. В противном же случае он подвергнется рабству (1). Стало быть, главное предназначение государства — это охрана жизни, свободы и имущества граждан. Ссылаясь на Библию, Локк писал, что земля и все живущее и растущее на ней передано Богом детям человека (Адама), т. е. всем вместе. И никто из них не обладает частным владением. В то же время каждый человек имеет то, что принадлежит лично ему. Прежде всего, это труд его тела и работа его рук. Все, с чем человек соединяет свой труд, становится его собственностью и выводится из-под прав других людей (собранные им в лесу желуди или яблоки, пойманный заяц, обработанная им и улучшенная земля, выращенный на ней урожай.

    В первобытном обществе в достаточном количестве имелось необходимое для человеческой жизни продовольствие, но, когда люди умножились, и земли стало не хватать для всех, потребовалось дополнить существовавшие моральные нормы законами для урегулирования жизни в новых условиях. Происхождение правительства, полагал Локк, объясняется не только этой экономической потребностью. Оно имеет и другую причину. Моральные нормы всегда имеют силу, но не всегда они соблюдаются. В до государственном состоянии все люди имели право наказывать преступника и быть исполнителем законов природы.

    2. Политическое общество формируется тогда, когда люди в целях лучшего администрирования законов соглашаются делегировать функцию наказания определенным должностным лицам. Таким образом, государство учреждено «социальным контрактом» граждан; власть правительств существует только для блага общества, ее полномочия в его крайних пределах ограничены общественным благом. Стало быть, государство следует понимать как «общество людей, образованное людьми исключительно для обеспечения, сохранения и продвижения их собственных гражданских интересов. Гражданскими интересами я называю жизнь, свободу, здоровье и праздность тела, а также владение вещами типа денег, земли, зданий, мебели и т. п.»

    3. Граждане и государство имеют взаимные обязательства в отношении друг друга, которые могут быть изменены или аннулированы властью, делегированной ему. Локк, вслед за Пуфендорфом, высказывался за свободу совести и религии. Никто не может и не должен диктовать свою веру другим людям, и что Бог никому не поручал заботиться о душах людей. Церковь, по его мнению, это «свободное и добровольное общество», целью которого является общественное поклонение Богу с целью обретения вечной жизни в форме, как они считают нужной для спасения своих душ. Ценность поклонения зависит от искренности веры и убеждений верующих, а эти вопросы целиком находятся вне юрисдикции политических институтов. Никто не рождается как принадлежащий к определенной церкви, вера не передается по наследству, как земля и другое имущество. Если это было бы так, то являлось бы полнейшим абсурдом. Каждый человек добровольно присоединяется только к тому обществу, принадлежность к которому и поклонение в котором, по мнению философа, наиболее приемлемо для Бога. И если он позже обнаружит ошибочность этой веры, никто не может помешать ему выходить из этого общества. Государство не должно вмешиваться в вопросы религии .

    Многие идеи и формулы современных прав и свобод человека вырастают из философии гуманизма и выдвинуты идеологами восходящей буржуазии. Они считали, что люди, учреждая государства, уступили часть своих прав и свобод ему, сохранив за собой лишь самые основные, естественные права: право на жизнь, на свободу, равенство и стремление к счастью. Согласно А. Смиту, государство имеет три главные обязанности действительной важности, а именно:

    1) защита общества от насилия и вторжения других независимых обществ;

    2) защита, насколько это возможно, каждого члена общества от несправедливости или притеснения со стороны каждого другого члена этого общества, или установление действенного правления справедливости;

    3) утверждение и поддержания некоторых общественных работ и некоторых общественных учреждений, которые не могут быть созданы усилиями отдельных индивидуумов (1).
    1   2   3


    написать администратору сайта