Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. В чем сходства и различия между философией Шеллинга и Гегеля Ответ

  • 4. Каковы основные законы диалектики Гегеля Ответ

  • 5. Что такое абсолютная идея Ответ

  • 7. Как представлял эволюцию человеческой культуры Конт Ответ

  • 8. Каковы этапы развития общества по Спенсеру Ответ

  • 9. В чем своеобразие учения Ницше Ответ

  • 10. Какую роль играет бессознательное у Гартмана Ответ

  • Философия. философия 2. 1. Каковы основные черты философии xix в. Ответ


    Скачать 22.44 Kb.
    Название1. Каковы основные черты философии xix в. Ответ
    АнкорФилософия
    Дата13.05.2021
    Размер22.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия 2.docx
    ТипДокументы
    #204463

    1. Каковы основные черты философии XIX в. ?

    Ответ: В творчестве Гегеля западноевропейская классическая философия достигла пика своего развития. Этому немецкому мыслителю удалось решить фундаментальную проблему, стоящую перед философией со времен Платона - проблему тождества субъекта и объекта. После того, как неогегельянцы осмыслили факт исчерпанности классического рационального дискурса, им и их оппонентам стало очевидно, что у философии осталось два возможных направления развития: или двигаться по пути уточнения классической философии, критиковать её отдельные стороны, моменты, уточнять нюансы, второстепенные аспекты, или же создавать новую парадигму. До середины девятнадцатого века западная философия пребывала в состоянии растерянности, пыталась "улучшить" Гегеля, сознавая постепенно бесперспективность этой задачи. Но одновременно шел поиск и новых, альтернативных классической философии форм и способов философствования. В результате этих творческих исканий к концу XIX столетия появилось множество философских направлений, школ и отдельных учений, объединенных в философской историографии названием "постклассической философии".

    Хотя в постклассической философии нет видимого стилевого и содержательного единства, можно выделить некоторые общие черты, присущие составляющим её персоналиям, школам, течениям:

    * Иррационализм - убеждение, что мир невозможно выразить только с помощью рациональных форм и способов познания.

    * Разведение философии и науки, попытка показать, что это совершенно различные способы познания.

    * Использование возможностей художественного дискурса для достижения целей философского знания.

    * Повышенный интерес к экзистенциальной проблематике.

    * Возрождение интереса к онтологическим исследованиям.

    В последнее десятилетие девятнадцатого века начали складываться предпосылки философских направлений, ставших популярными в двадцатом веке и доминирующих в философской палитре современности вплоть до конца XX столетия. Некоторые из них перешли в новое тысячелетие. К этим направлением относятся: позитивизм, прагматизм, экзистенциализм, феноменология, герменевтика, структурализм. Каждое из них выступило с претензией на замещение роли гегелевской философии, то есть стремилось выработать систематическое видение мира.

    Период с 30-х по 80-е годы ХIХ столетия можно назвать переходным в истории западной философии: старые формы философствования исчерпали себя, а новые еще не сложились. Тем не менее, национальные философии этого времени выдвинули ряд имен, вошедших в историю философии и культуры и заложивших предпосылки неклассического способа философствования.

    Философия в Германии, после смерти Гегеля, не представляла собой цельного в содержательном и формальном отношении образования. Младогегельянство к концу 40-х годов сошло на нет, исчерпав возможности экспликации гегелевского наследия, а Ницше, Шопенгауэр, неокантианцы стали авторитетами лишь в начале следующего столетия. Можно выделить такие явления немецкой философской мысли 19 века:

    * Психологизм и реализм (Я.Фриз, И.Гербарт).

    * Идеалистические учения ( В.Вундт, Р.Лотце, Г.Фехнер ).

    * Материализм ( Л.Фейербах, Э.Гегель).

    * Пессимизм ( А.Шопенгауэр, Э.Гартман).

    * Имманентная философия ( В.Шуппе, И.Ремке).

    * Позитивизм (Р.Авенариус, Э.Мах, А.Риль).

    * Индивидуализм ( М.Штирнер, Ф.Ницше).

    * Неокантианство (О.Либман, Г.Риккерт, В.Виндельбанд).

    2. Как связана философия Фихте, Шеллинга и Гегеля с философией Канта?

    Ответ: Все они являлись яркими представителями немецкого классического идеализма.

    3. В чем сходства и различия между философией Шеллинга и Гегеля?

    Ответ: Основное различие между видами идеализма может выясниться по отношению к главному вопросу о реальности внешнего мира. У Шеллинга эта внешняя граница вбирается внутрь или понимается как темная первооснова (Urgrund и Ungrund) в самой творческой субстанции, которая не есть ни субъект, ни объект, а тождество обоих. Наконец, у Гегеля упраздняется последний остаток внешней реальности, и всемирный процесс, вне которого нет ничего, понимается как безусловно имманентное диалектическое самораскрытие абсолютной идеи.

    4. Каковы основные законы диалектики Гегеля?

    Ответ: Первый и важнейший закон диалектики Гегеля: закон единства и борьбы противоположностей. Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться. Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.

    Отсюда следует второй закон диалектики Гегеля: переход количественных изменений в качественные. Например: когда противоречия между разными классами в Англии, Франции, России накапливались до предела – начиналась революция (количественные изменения переходили в качественные).

    Но, как уже было сказано выше, в ходе революций возникал некий синтез старого и нового. Отсюда следует третий закон диалектики: закон отрицания отрицания. Проще говоря этот закон говорит нам о том, что ничего не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую.

    Итак, законов диалектики Гегеля всего три:

    Закон единства и борьбы противоположностей

    Закон перехода количественных изменений в качественные

    Закон отрицания отрицания

    5. Что такое абсолютная идея?

    Ответ: Абсолю́тная иде́я (нем. Absolute Idee) — идея, выражающая полноту всего сущего.

    6. В чем сходство и различие между системами Гегеля и Аристотеля?

    Ответ: Оба мыслителя считали диалектику необходимой частью получения истинного знания, но также никогда не сводили истинное знание к отдельным операциям по его получению. Различие в том, что для Аристотеля первая философия (метафизика) определяла вопросы второй философии (физики), тогда как у Гегеля, наоборот, вопросы, поднятые в науке, могли быть решены как общезначимые при выходе на новый уровень мышления.

    7. Как представлял эволюцию человеческой культуры Конт?

    Ответ: Исследуя ход развития человеческого ума в различных областях, О. Конт вывел закон трех стадий его развития или трех различных теоретических состояний: теологического, метафизического и научного (позитивного). Это значит, что человеческий разум в силу своей природы пользуется сначала теологическим (религиозным), затем метафизическим (философским, абстрактно-теоретическим) и, наконец, позитивным (научным) методом мышления. Предшествующее состояние умственного развития является, с точки зрения Конта, необходимым условием развития последующего. Последовательность достижения различными отраслями знаний позитивного состояния соответствует разнообразной природе явлений и определяется степенью их «общности, простоты и взаимной зависимости». Поэтому как наука сначала рождается физика, затем химия, а после химии — биология.

    8. Каковы этапы развития общества по Спенсеру?

    Ответ: По Спенсеру, эволюция предполагает прогрессивное изменение, развивающееся по трем направлениям:
    1) менее связанные формы общественной жизни становятся более сцепленными, иными словами, происходит их интеграция;

    2) одновременно осуществляется движение от однородности к разнородности, т.е. увеличивается дифференциация;

    3) наконец, эволюция предполагает движение от неупорядоченности к порядку, от неопределенности к определенности.

    Причем, по его мнению, эволюция одновременно приводит к изменениям, как в структурах, так и в их функциях. Дифференциация структур, например, сопровождается увеличивающейся дифференциацией функций.

    Изменения происходят в обществе по мере того, как его члены приспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной.

    По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией социальной. Отсюда следует, что качество жизни членов общества, характер экономических и политических институтов зависит от «усредненного уровня» развития народа. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями. На этом основании социолог не принял ни социализма, ни либерализма за их попытки, хотя и разные - революционные и реформистские вмешательства в естественный ход эволюции.

    Спенсер полагал, что человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей линии. Но отдельно взятые общества (также как и подвиды в органической природе) могут не только прогрессировать, но и деградировать. При определении этапа исторического развития конкретного общества Спенсер использует два критерия - уровень эволюционной сложности и масштабность структурно-функциональных систем, по которым он относит общество к определенной системе сложности. Спенсер выделяет четыре типа обществ: простые, сложные, двойной сложности и тройной сложности.

    Для простых обществ характерна несвязность социальных реальностей (отношения между дикарями, которые по существу ничем не отличаются от отношений у животных).

    Сложные общества, в которые присутствует иерархическая система управления, дифференцированная социальная структура, разделение труда.

    Двойной сложности. Здесь в политической сфере можно наблюдать более развитые и стабильные правительства. Право отделяется от религии и традиций. Углубляется экономическое разделение труда, что находит проявление в росте сфер научного знаний, искусств и т.д.

    Тройной сложности. Это наиболее развитые современные страны мира, а также будущие общества, в которых функции государства сведены до «охраны членов общества от возможности нанесения вреда друг другу, причем здесь принимается во внимание не только непосредственный вред, но и вред отдаленный: всякое нарушение равенства».

    9. В чем своеобразие учения Ницше?

    Ответ: В учении Ницше можно выделить 5 основных идей: 1) Воля к власти 2) “Смерть бога” 3) Нигилизм 4) переоценка ценностей 5) Сверхчеловек

    Ницше считается основателем направления “философия жизни”, реальность понимается как форма жизни, сущность которой можно постичь интуитивно. Жизнь провозглашается абсолютной ценностью. Развитие жизни определяется двумя началами: Апполонистическим (бог гармонии) и Дионистическим (бог вина, стихия, хаотичная жизненная сила) . “Воля к власти”, “По ту сторону добра и зла”, “Антихристианин”, “Так говорил заратустра”. Основа всякой эволюции - воля к власти, это воля к мощи, самоутверждению. Воля человека не может быть свободной или не свободной, она может быть сильной или слабой. Воля - это аффект (инстинкт) Свобода воли - это аффект превосходства по отношению к повинующемуся. Будущее человечества - не за слабыми, а за сильными, но в истории наблюдается падение жизненной силы и измельчание человека. Подобно тому как в животном мире есть хищники и ягнята, в человеческом обществе есть люди сильные и слабые, но слабые имеют сильную волю к власти (мстительность, алчность, завистливость - торгаши) Люди превращаются в торгашей - маленьких людей, злобных завистливых и мстительных. Сила в современном мире ассоциируется с негативными последствиями (зло, агрессия) , а слабость наоборот (добро). Искажение ценностей связано с развитием христианства. Но современное христианство является варваризацией настоящего учения Христа. И. Христос, как воплощение евангелие любви, хотел дать людям образец нравственной практики поведения, но ученики исказили его учение и христианство стало той жизнью, избавление от которой проповедовал Христос. Вместо того чтобы говорить Да жизни, христианство говорит Нет, нет силе, красоте. Учение о равенстве - заблуждение великого Христа. “Не в неравенстве прав бесправие, а в претензиях на равенство прав”.Искажение подлинных ценностей означает что бог умер, “Смерть бога” - это путь к безверию и нигилизму. Единственный выход - из образовавшегося ничто, образовать нечто. “Бог умер, теперь хотим мы чтоб существовал сверхчеловек”. Сверхчеловек - это воплощенный образ человека гармонии, сильный. Предвестником сверхчеловека должны стать сильнейшие (высшие) - это познающие и созидающие.

    Для того чтобы себя изменить и совершить переоценку ценностей, человеческий дух должен пройти 3 стадии:

    - Стать верблюдом (взвалить все на себя)

    - Львом (свобода)

    – Ребенком (новое начинание, чистый холст)

    Свобода - это воля к ответственности за самого себя. Ответственность - это чрезвычайная привилегия, означающая прежде всего власть над собой. Самое главное в высшем человеке это самопреодоление: “Высокостоящий должен каждое утро доказывать свое право быть наверху”. Ницше провозглашает любовь к дальнему, т. е. к будущему идеалу человека. Человек - это канат между животным и сверхчеловеком, это мост к будущему идеалу. Это смеющийся Лев. Насилие - это естественное условие эволюции. Величина прогресса, определяется тем, чем ему пришлось пожертвовать. Ницше был нигилистом, преодолевавшим свой нигилизм. Он хотел возродить этику аристократов, культ благородства и силы, и выступал против самодовольной посредственности. Человек - это мост, а не цель, т. е. то, что может превзойти.

    10. Какую роль играет бессознательное у Гартмана?

    Ответ: Бессознательное, по Гартману, является единой духовной субстанцией, общей для природы и людей и лежащей в основе их деятельности. В человеке бессознательное действует на уровне инстинкта, который никогда не ошибается. Представление о бессознательном присуще не только западной культуре. В древнеиндийской философии ему уделялось большое внимание - как подсознательным мотивам, так и сверхсознанию, под которым понималась часть человеческого существа, находящаяся в контакте с Единым.

    Гартман продолжал Канта и особенно Шопенгауэра в том значении, которое они придавали воле. К сознательной воле Гартман добавил волю бессознательную, которая, по его мнению, первична и более сильна.

    Одно из свойств бессознательного - моментальность действия. Если мы что-то делаем, не раздумывая, по первому побуждению, это и есть проявление бессознательной воли. Она может находиться в конфликте с сознательными желаниями, и этим объясняется состояние, когда мы разумом понимаем, что нужно делать, но что-то внутри, непонятное нам самим, мешает приступить к выполнению намеченного, и делаем мы совершенно иное. С помощью представления о бессознательной воле можно объяснить, почему удовольствие часто переходит в свою противоположность. Человек отдает себя во власть инстинкта, являющегося выражением бессознательной воли. Но после его удовлетворения последняя ослабевает, зато более сильной становится сознательная воля, недовольная происшедшим; отсюда чувство неудовлетворенности собой.


    написать администратору сайта