Главная страница
Навигация по странице:

  • N лиц

  • 2 Максиминные и минимаксные стратегии. Нижняя и верхняя цены игры в чистых стратегиях. Примеры.

  • Пример сама 3 Свойство равнозначности седловых точек. Свойство взаимозаменяемости седловых точек.

  • 1 Классификация игровых моделей. Примеры формализации экономических ситуаций в виде игровых моделей. Игрой теоретикоигровой моделью


    Скачать 45.61 Kb.
    Название1 Классификация игровых моделей. Примеры формализации экономических ситуаций в виде игровых моделей. Игрой теоретикоигровой моделью
    Дата16.06.2018
    Размер45.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1-12.docx
    ТипДокументы
    #47103

    1 Классификация игровых моделей. Примеры формализации экономических ситуаций в виде игровых моделей.

    Игрой (теоретико-игровой моделью) называется упрощённая формализованная модель конфликтной ситуации, а конфликтующие стороны называются игроками.

    Ситуация называется конфликтной, если в ней сталкиваются интересы двух или более сторон, преследующих различные (в частном случае противоположные) цели. Однократный розыгрыш игры от начала и до конца называется партией игры. Результатом партии являются платежи (выигрыши или проигрыши игроков). В зависимости от дискретности или непрерывности множества стратегий игры соответственно делятся на дискретные или непрерывные,причем дискретные игры в зависимости от конечности или бесконечности множества стратегий могут быть соответственнои конечными или бесконечными, непрерывные игры – всегда бесконечные. В зависимости от числа участвующих в игре игроков игры бывают N лиц, которые в зависимости от того, разрешены коалиции (кооперации) игроков или нет, могут быть соответственно коалиционными (кооперативными) или некоалиционными (некооперативными), или 2-х лиц (парными), которые в зависимости от суммарной величины платежа могут быть антагонистическими, если суммарный платеж игроков равен нулю, или неантагонистическими, если суммарный платеж не равен нулю. Заметим, что в антагонистической игре интересы игроков строго противоположны, т.е. выигрыш одного игрока в точности равен проигрышу другого, а в неантагонистической – просто не совпадают, что ведет к ситуации, когда увеличение выигрыша одного игрока ведет к уменьшению выигрыша другого. Игра называется игрой с полной информацией, если игрокам известна вся предыстория игры, т.е. все личные и случайные ходы противников (противника), в противном случае имеем игру с неполной информацией.

    В зависимости от суммарного платежа игроков игры делятся на игры с нулевой суммой, если суммарный платеж равен нулю, и с ненулевой суммой, в противном случае. Примером игры с нулевой суммой является парная антагонистическая игра. И, наконец, в зависимости от числа ходов в партии игры могут быть одноходовые и многоходовые. Наиболее разработанными в теории игр являются модели игр 2-х лиц с нулевой суммой (антагонистических игр).

    Формализация: Два игрока имеют право загадывать целые числа от 1 до 5, что составляет их соответствующие стратегии. В случае если результат сложения задуманных чисел будет четным, то второй игрок выплачивает первому получившуюся сумму, а если нечетным, то первый – второму.

    Формализация игры "Красное-чёрное". Есть две команды. Задача каждой команды заработать как можно больше очков. Команда зарабатывает (или теряет) очки, делая выбор: играть на черное или на красное. Мы 1я команда. Система очков: Черное черное (1я -3, 2я -3), черное красное (1я 5, 2я -5), красное черное (1я 3 2я 5), красное красное (-5, 3).

    2 Максиминные и минимаксные стратегии. Нижняя и верхняя цены игры в чистых стратегиях. Примеры.

    Рассмотрим матричную mxn - игру с игроками А и В, в которой игрок А обладает m чистыми стратегиями  , а игрок В –m чистыми стратегиями. Значения функции выигрыша игрока А обозначим через  , т. е. .

    Задача состоит в выборе такой стратегии, которая способствует достижению поставленной цели - максимизации выигрыша для игрока А или минимизации проигрыша для игрока В. Перед игроком А стоит задача выбора чистой стратегии из множества , эффективной в определенном смысле, в результате применения которой он получит максимально возможный гарантированный выигрыш. Если игрок А выбрал стратегию  (i=1,…,m), то его выигрышем может быть один из выигрышей , расположенных в i–й строке матрицы, в зависимости от выбранной игроком В стратегии. Предполагая поведение игрока А крайне осмотрительным, необходимо считать, что игрок В сыграет наилучшим для себя образом и на выбор игроком А стратегии  выберет ту стратегию , при которой выигрыш игрока А окажется минимальным. Обозначим минимальный среди выигрышей

    и назовем его показателем эффективности стратегии А,. Продолжая действовать разумно, игрок А должен выбрать ту стратегию, которая максимизирует показатель эффективности, т.е. для которой число максимально. Если обозначить это максимальное число через , то

    Описанный принцип называется максиминным принципом. Стратегия , соответствующая максимину  , называется максиминной стратегией игрока А. 

    Аналогично вводится критерий оценки выигрышей для игрока В. Как игрок В предполагает, что игрок А играет наилучшим для себя образом, то выигрышем игрока А будет максимальное из чисел

    В интересах игрока В - выбрать стратегию с минимальным показателем неэффективности. Наименьшее из чисел обозначим 

    Критерий выбора эффективной стратегии для игрока В называется минимаксным принципом, а выигрыш  называется минимаксом или верхней ценой игры. Стратегия  называется минимаксной стратегией игрока В. 

    нижняя цена игры не больше ее верхней цены в чистых стратегиях:



    Пример сама

    3 Свойство равнозначности седловых точек. Свойство взаимозаменяемости седловых точек.

    Свойство равнозначности седловых точек матрицы игры

     

    Седловые точки обладают важными свойствами. Одно из них – свойство равнозначности.

    Теорема «свойство равнозначности седловых точек». Если  и, k1, k2€ http://site-to-you.ru/my1/images/pic-160-288.png –седловые точки, то http://site-to-you.ru/my1/images/pic-162-284.png

    Док-во: Т.к http://site-to-you.ru/my1/images/pic-158-295.png -седловая точка, то при http://site-to-you.ru/my1/images/pic-164-291.png имеем http://site-to-you.ru/my1/images/pic-166-280.png т.к. http://site-to-you.ru/my1/images/pic-168-274.png ,получим http://site-to-you.ru/my1/images/pic-170-271.png

    Из неравенств выше, следует неравенство http://site-to-you.ru/my1/images/pic-172-260.png (1)

    Применив аналогичные рассуждения сначала к седловой точке http://site-to-you.ru/my1/images/pic-174-266.png , а затем к седловой точке http://site-to-you.ru/my1/images/pic-158-295.png , получаем неравенство http://site-to-you.ru/my1/images/pic-176-259.png (2), неравенства (1) и (2) доказывают равенство http://site-to-you.ru/my1/images/pic-162-284.png

    Свойство взаимозаменяемости седловых точек матрицы игры.

    Теорема «св-во взаимозаменяемсотиседловых точек»

    Если http://site-to-you.ru/my1/images/pic-178-255.png и http://site-to-you.ru/my1/images/pic-180-259.png , http://site-to-you.ru/my1/images/pic-182-255.png - седловые точки, то и http://site-to-you.ru/my1/images/pic-184-247.png и http://site-to-you.ru/my1/images/pic-186-238.png - также седловые точки

    Док-во. т.к. http://site-to-you.ru/my1/images/pic-188-245.png и  - седловые точки, то по теореме о равнозначности седловых точек справедливо равенство http://site-to-you.ru/my1/images/pic-192-228.png из которого получим

    http://site-to-you.ru/my1/images/pic-194-227.png (1)

    с другой стороны по опр. показателя эффективности и показ. неэфф-ти имеем (2):

    http://site-to-you.ru/my1/images/pic-196-228.png

    Из равенства (1) и неравенства(2) следует,что

    http://site-to-you.ru/my1/images/pic-198-227.png ,

    а это означает, что http://site-to-you.ru/my1/images/pic-184-247.png - седловая точка

    Замечание. Теорема сформулирована для случая, когда взаимозаменяются вторые индексы седловых точек http://site-to-you.ru/my1/images/pic-188-245.png и http://site-to-you.ru/my1/images/pic-180-259.png , что приводит к седловым точкам http://site-to-you.ru/my1/images/pic-200-224.png .Если у седловых точек http://site-to-you.ru/my1/images/pic-188-245.png и http://site-to-you.ru/my1/images/pic-180-259.pngвзаимозаменить первые индексы ,то это приведет к той же паре седловых точек http://site-to-you.ru/my1/images/pic-202-229.png

    Если первые индексы седловых точек http://site-to-you.ru/my1/images/pic-204-227.png и http://site-to-you.ru/my1/images/pic-180-259.png равны:  , то взаимозаменяемость вторых индексов не приводит к новым седловым точкам.То же относится к седловым точкам с равными вторыми индексами при взаимозаменяемости первых.


    написать администратору сайта