Главная страница
Навигация по странице:

  • Князь Владимир и крещение Руси. Язычество на Руси. Язычество было основной религией до принятия на Руси христианства. Термин «язычество»

  • Велеса

  • 1.2 Князь Владимир Святославович (Красное Солнышко, Святой)

  • 1.3 Владимир – князь – воин.

  • Владимир - Волынский .В 983-м году он прокладывает балтийский тракт, пойдя войной на Ятвягию

  • Тмутаракань

  • Крещение Руси Причины и значение крещения Руси

  • 988 г.

  • Основные события крещения Руси

  • Кирилл и Мефодий

  • Последствия крещения Руси

  • Крещение Руси. Арианская версия крещения Руси князем Владимиром. 1 Князь Владимир и крещение Руси


    Скачать 48.65 Kb.
    Название1 Князь Владимир и крещение Руси
    АнкорКрещение Руси
    Дата17.01.2022
    Размер48.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАрианская версия крещения Руси князем Владимиром.docx
    ТипРеферат
    #333029

    Титульный лист

    Содержание


    Введение

    3

    1 Князь Владимир и крещение Руси

    5

    1.1 Язычество на Руси

    5

    1.2 Князь Владимир (Красное Солнышко, святой)

    6

    1.3 Владимир – князь – воин

    7

    1.4 Князь – реформатор

    8

    2 Крещение Руси.

    10

    2.1 Причины крещения Руси

    10

    2.2 Основные события крещения Руси

    13

    2.3 Последствия крещения Руси

    16

    Заключение.

    18

    Список литературы

    20


    Введение
    Истинный создатель огромной империи Руси — князь Владимир I Святославич в 980 году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного, включавшей в свой состав племена восточнославянские, финно-угорские и тюркские. Летопись сообщает: «И нача княжити Володимер в Киеве един, и постави кумиры на холму вне двора теремного”: Перуна (финно-угорского Перкуна), Хорса (бога тюркских племен), Дажбога, Стрибога (богов славянских), Симаргла, Мокошь (богиня племени мокош).

    О серьезности намерений Владимира свидетельствует то, что после создания пантеона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород. Как всегда в русской истории, Владимир отдал предпочтение чужому племени – племени финно-угорскому. Этим главным кумиром в Новгороде, который поставил Добрыня, был кумир финского Перкуна, хотя, по всей видимости, наиболее распространен в Новгороде был культ славянского бога Белеса, или иначе Волоса.

    Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской. Этот зов ясно слышался там, где люди разных племен и народов больше всего общались между собой. Зов этот имел за собой большое прошлое, эхом отдавался он на всем протяжении русской истории.

    Многочисленные данные свидетельствуют, что христианство стало распространяться на Руси еще до официального крещения Руси при Владимире I Святославиче в 988 году.

    Уже первая легенда Начальной русской летописи о христианстве на Руси рассказывает о путешествии апостола Андрея Первозванного из Синопии и Корсуни (Херсонеса) по великому пути «из грек в варяги» — по Днепру, Ловати и Волхову в Балтийское море, а затем кругом Европы в Рим.

    Христианство уже в этой легенде выступает как объединяющее страны начало, включающее Русь в состав Европы.

    1. Князь Владимир и крещение Руси. Язычество на Руси.

    Язычество было основной религией до принятия на Руси христианства. Термин «язычество» является производным от слова народы (языцы) на церковно-славянском языке. Были почитаемы стихии и природные явления, которые в силу своего постоянства и, не поддающихся объяснению причин существования, стали в пантеоне русских богов времен язычества главными.

    Обще почитаемыми богами в славянских племенах были Род (бог плодородия, солнца и грозы) как верховный бог он имел четыре ипостаси: Хорс (Коляда), Ярило, Даждьбог (Купайла) и Сварог (Световит). Каждая ипостась соответствовала времени года.

    Далее следует упомянуть Перуна. Это был бог воинов, ему поклонялись, идя на битву, с его именем на устах погибали русские дружинники, защищая от ворогов свои земли и городища. В некоторых источниках существует такой термин, как «Перуновы Братья» судя по названию это были либо высшая каста воинов, достигших вершин искусства в воинском деле.

    Так же высшими богами славян следует считать Велеса, который со временем стал не только богом скотоводов, он стал черным богом, владыкой мудрости, магии и мертвых.

    Бог Семаргл - бог смерти, образ священного небесного огня. И бог Стрибог - бог ветра.

    Это были боги, заключавшие в своем смысле весь жизненный цикл человека тех времен, от их благоволения, как считалось тогда, зависело все - рождение, то, как пройдет жизнь, смерть.

    Кроме высших были и низшие боги, которых скорее будет уместным назвать духами природы. К их числу наиболее упоминаемых можно отнести

    - Птицу Гамаюн,

    - Банника,

    - Кикимору,

    - Лешего, и так далее.

    У каждого племени, а зачастую и народности кроме обще почитаемых были и свои, родовые боги.
    1.2 Князь Владимир Святославович (Красное Солнышко, Святой)
    Великий политик, укрепивший и расширивший границы Киевской Руси, православный святой, былинный князь. Все это о князе Владимире, младшем сыне Святослава, внуке Игоря убитого древлянами. Он правил государством без малого сорок лет — небывалый срок по тем временам. И именно по его велению свершился небывалый переворот в судьбе всех славян — крещение Руси.

    С приходом на землю русскую христианства изменилась её судьба, но в первую очередь изменился сам князь, принявший православие — воин, почитавший когда-то языческих богов, стал праведником.
    Владимир Святославович появился на свет в то время, когда Киевскую Русь разрывали множественные внешние завоеватели — в 948 году. У Владимира было два старших брата — Ярополк и Олег. 

    И когда их отец Святослав отправился в военный поход — на Хазарский Каганат (который он разгромил), Болгарию, Константинополь, завоевывать болгарские земли, бить печенегов — он оставил в стольном граде Киеве на княжество Ярополка.

    Олега поставил руководить непокорными древлянами, столицей княжества которых был Искоростень.

    Владимир же в 970-м был направлен в Новгородские земли по просьбе самих новгородцев. У каждого было свое дело, свое княжество. Их интересы не пересекались, а текли параллельно друг другу. Но так было недолго.

    В 972 году отец трех братьев погиб, и Ярополк — его старший сын — решил расширить свое княжество и власть, и пошёл войной на родного брата — Олега.

    Новгородский князь, узнав о смерти Олега, решил покарать братоубийцу, собрал дружину и первым делом лишил Ярополка его «правой руки» — варяга Рогворда, что поставлен был его братом княжить в Полоцк. Захватив половецкие земли, он повёл войска на Киев и подчинил себе старшего брата.

    Одни источники утверждают, что он не лишил его жизни, помня, что они с ним одной крови. Другие, что он казнил убийцу Олега руками варягов. Как бы там ни было, Ярополк погиб.

    С 980 года князь Владимир стал правителем великого славянского государства — Киевской Руси. И правление это было настолько ярким, что князя называли в народе Великим князем, а ещё Красным Солнышком.


    1.3 Владимир – князь – воин.
    Князь Владимир, как и его отец, был искусным воином, познавшим вкус неоднократных побед. После первой междоусобной войны между братьями в истории Киевской Руси, её мощь пошатнулась. И Владимир Святославович бросил все силы на укрепление государства. А врагов и желающих раздробить Русь было много: варяги; ятвяги (литвины); радимичи; печенеги; поляки; волжские булгары; хорваты; Византия.

    Но прежде в 981-м году он присоединяет к Киевской Руси Галицию, отбив у польского князя, поработившего Волынь — Мешко I. Это города, что были на стыке речки Стырь и левобережья Западного Буга — Перемышль и Червен, Сутейск, вошедшие в состав Киевской Руси.

    Здесь у гряды Карпатских гор Красно Солнышко строит город-крепость — Владимир - Волынский.

    В 983-м году он прокладывает балтийский тракт, пойдя войной на Ятвягию (Судовию).

    Покорив ятвягов (племена литвинов), он ринулся на «пришлых» радимичей. Земли, что лежали между стольным Киевом и бывшим княжеством Владимира — Новгородом, в 984 году полностью перешли под контроль внука Святослава. Юг и север Киевской Руси объединился.

    Через восемь лет своего княжества в отцовской вотчине Красно Солнышко одолел Тмутаракань — Таманский полуостров.

    В 989 ему перед ним склонился византийский Корсунь (Херсонес). А уже через два года пали белые хорваты, что жили вдоль Днестра.

    Потом были битвы с поляками, поход на Северный Кавказ, и вновь битвы с печенегами. Битвы были нескончаемыми. Тем не менее, в десятом веке Киевское княжество называли не иначе как Русь.

    В 985 ему подчинились волжские булгары и стала платить дань Харазия.

    В течение следующего года князь Владимир воюет с вятичами. Две битвы потребовалось его дружине для окончательной победы над восточнославянским свободолюбивым племенем, что жили вдоль Оки. После второго похода вятичи обязались платить дань русичам.

    Внук Игоря и Ольги строит крепости вдоль судоходных стратегических для древнерусского государства рек Суле, Десне, Трубеже, Осетре, Роси, Сейма. Сторожевые укрепительные сооружения у южных границ, откуда постоянно наскакивают степные захватчики — печенеги.

    Владимир Святославович сумел объединить восточных славян в мощное государство, и, понимая, что для укрепления центральной государственной власти недостаточно прежних управляющий рычагов, провёл небывалую по масштабам религиозную и вместе с тем политическую реформу — крещение Руси.
    1.4 Князь-реформатор
    Древнерусский князь Владимир, как и его предки, почитал богов четырех стихий, молился о победах своих у истукана Перуна, отдавая ему в качестве жертвоприношения воинские регалии, добытые в битвах.

    Он имел много наложниц и жён, добровольно ставшими его супругами и попавшими к нему в качестве воинского трофея. Они родили ему 12 сыновей, которых он ставил правителями на завоеванных землях.

    Но всё изменилось, когда он женился на принцессе - христианке — Анне.

    Если верить легендам, когда киевская дружина осаждала Корсунь, а тот никак не хотел поддаваться её мощи, ярый язычник и идолопоклонник Владимир поклялся, что примет православие, если одолеет город.

    На самом деле он понимал, что необходим выход из изоляции Руси — государства, территория которого занимала большую часть Европы, но всячески христианской Европой отрицаемого из-за приверженности к многобожию.

    Херсон сдался на его милость. Владимир, знавший, что такое православие от своей бабушки Ольги, принял христианство. Вместе с ним в огромную купель (в качестве которого выступал священный для славян Днепр) окунулась вся Киевская Русь.

    Непростым было крещение Руси — слишком долго славянские народы почитали языческих богов.

    Порой обращение в новую веру было похоже на кровавые воинские походы. Но именно с тех самых пор Киевская Русь была признана в европейском мире.

    Князь Владимир дал ей новый могущественный виток к развитию. И как показало время он был единственно верным на тот момент — Русь не смогли сломить ни ордынские поработители, ни польская шляхта, ни прусские завоеватели.

    Погиб князь Владимир в 1015 году.

    В 1853 году на берегу православной купели — реке Днепре — в Киеве вознесся памятник князю Владимиру. Ваятель памятника знаменитый в девятнадцатом веке скульптор Демут - Малиновский.


    1. Крещение Руси

      1. Причины и значение крещения Руси


    До середины 10 века на Руси господствовало язычество. Ментальность славян - язычников основывалась на идее равнозначности и вечности противоположных начал («добра» и «зла»). И мир воспринимался ими на основе парных понятий. Символом защиты от злых сил считался круг. Отсюда появление таких украшений, как венки, цепи, кольца. У славян существовал собственный пантеон, в который входили Перун, Семаргл, Стрибог, Велес, Даждьбог, Мокошь. Но укрепление государства требовало принятия единой веры. Именно это стало одной из важнейших причин крещения Руси. Подробно выбор Владимиром веры описывается в «Повести временных лет». Согласно летописям, князя покорила красота византийских храмов и обрядов. К тому же, еще до 988 года, года крещения Руси, многие в жители Киева уже приняли христианство по византийскому образцу.

    Датой крещения Киевской Руси считается именно 988 г. В этом году в Корсуни принял новую веру князь Владимир Красно Солнышко.

    Вернувшись в Киев, он начал процесс христианизации страны, крестив приближенных дружинников, бояр, купцов. Серьезной причиной, повлиявшей на выбор Владимира, стали политические амбиции римской церкви. Ее возвышение над властью светской для киевских князей было абсолютно неприемлемым. Восточное христианство, напротив, привлекло настроем на взаимодействие власти религиозной и светской.

    Массовое крещение на Руси начавшееся при князе Владимире далеко не всегда было добровольным и процесс христианизации страны растянулся на долгое время. Многие летописи сохранили скупые сведенья о насильственном крещении Руси. Стоит отметить, что в народе языческие верования и обряды сохранялись в течение многих веков.

    Историческое значение крещения Руси для развития государства переоценить сложно. После 988 году Русь, как христианское государство, смогла претендовать на более высокий статус в отношениях с другими странами Европы, что упрочило международные связи. Одним из важнейших последствий крещения Руси стало постепенное сплочение общества, смягчение нравов. Для развития культуры это событие, так же, стало эпохальным.

    Провозглашение в качестве государственной религии христианства (по византийскому образцу) является одной из важнейших вех в истории страны. В честь этого события отмечается ежегодно праздник 28 июля День крещения Руси.



      1. Основные события крещения Руси


    Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России.

    Крещение Руси произошло в конце IX века, усилиями, которые предпринял Князь Владимир в ходе утверждения христианства как государственной религии.

    Крещение Руси не проходило безболезненно для русского народа и было сопряжено со значительным сопротивлением новой православной культуре.
    Не смотря на то, что хотя фактически, масштабное Крещение Руси началось лишь в IX веке, предпосылки для этого события, появились уже давно.

    Земли и народы, объединённые именем Древняя Русь, узнали христианство задолго до 988 г., когда его официально принял князь Владимир.

    Существует предположение, согласно которому русов, находившихся под властью хазар, впервые крестили просветители славян Кирилл и Мефодий во время своего путешествия в Хазарский каганат в 858.

    Изначально, дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения Руси проложила княгиня Ольга, вдова убитого древлянами князя Игоря.

    Около 955 г. она прониклась христианством и приняла крещение в Константинополе. Оттуда она и привезла греческих священников на Русь. Однако христианство тогда не получило широкого распространения.

    Сын княгини Ольги Святослав не видел нужды в христианстве и продолжал чтить старых богов. Заслуга утверждения православия на Руси принадлежит одному из его сыновей, Князю Владимиру. 
    Принятие христианства князем Владимиром не было свободно от политических расчётов. Византийский император Василий II (976—1025 гг.), искавший союзника против претендента на престол военачальника Варды Фоки, обратился за помощью к Владимиру Киевскому, соглашаясь выдать за него сестру Анну.

    Не приняв крещения, Владимир не мог жениться на принцессе, а такой союз высоко поднимал политический статус киевских князей. Союз с Византией был необходим для укрепления растущего авторитета древнерусского государства.

    Для славян Византия была символом мощи, богатства и державного блеска. Союз с Византией открывал необходимые перспективы как для дальнейшего военного, так и экономического роста.

    Наиболее распространённая версия обстоятельств Крещения Руси такова. Владимир отправил в помощь Василию II дружину, численностью около 6 тысяч человек, но греки не спешили выполнять обещания. Князь «поторопил» их, взяв город Корсунь (Херсонес), который не без некоторой иронии был предложен им как вено — выкуп за невесту.

    Империи оставалось тешить самолюбие лишь тем, что формально она приобретала нового подданного. Киевский князь получал третьестепенный придворный титул, автоматически вводящий тем не менее его в иерархическую систему империи.

    «Дипломатический» брак русского князя и византийской принцессы мог к тому же надолго обезопасить северные границы Византии, а преобладание на первых порах греческих священнослужителей на Руси предоставляло Царьграду (Константинополю) возможность воздействия на непредсказуемых русов авторитетом Православной Церкви.

    В конце лета 988 г. Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра и в его водах их крестили византийские священники. Это событие и вошло в историю как крещение Руси, став началом длительного процесса утверждения христианства на русских землях.

    Русские летописи содержат легендарные сведения о выборе веры князем Владимиром. Предания по-своему отразили реальную картину дипломатической активности киевского великокняжеского двора.

    Помимо Византии он поддерживал контакты с Хазарским каганатом, Римом, западноевропейскими странами, мусульманскими народами, южными славянами.

    Эти отношения были связаны и с поиском пути государственного развития, и с определением политической, культурной и духовной ориентации Киева.

    Среди причин, определивших выбор именно Византии образцом государственного строительства, важную роль сыграло великолепие православного священнодействия.

    В летописи приводятся впечатления русского посольства о богослужении: в Царьградском храме послы, по их словам, не знали, на небе они или на земле. Неземной красотой храмов, благолепием службы поразила их Византийская Церковь.

    Незадолго до этого, рассказывает «Повесть временных лет» под 986 г., князь Владимир беседовал с послами из Волжской Булгарии об исламе, с миссионерами из Рима, с хазарскими проповедниками иудаизма и с «греческим философом» — православным миссионером. Особенно князю понравилась речь философа, и он стал склоняться к православию.

    После крещения, которое, по преданию, Владимир принял в Корсуни, суровый правитель и воин, проложивший путь к вершинам власти в жестокой междуусобной борьбе, имевший шесть жён (не считая порядка восьмиста наложниц), не препятствовавший ранее человеческим жертвоприношениям, искренне принял учение Церкви о грехе, слова Христа о любви и милосердии.

    Крещение преобразило Владимира. Он даже всерьёз вознамерился ввести неслыханное до тех пор в человеческой истории новшество — отменить смертную казнь для разбойников, боясь греха.

    Правление Владимира отмечено появлением на Руси христианской благотворительности, исходящей от государственной власти. Князь содействовал устройству больниц и богаделен (приютов для стариков и инвалидов), заботился о пропитании неимущих киевлян.

    Государственную поддержку получили строительство и украшение храмов, была создана первая школа, началась полномасштабная подготовка русского духовенства.

    Конечно, насильственная христианизация и уничтожение древних языческих святилищ встречали подчас яростное сопротивление народа и жречества. Однако, в силу того, что первые русские христианские священники проявляли лояльность к ассимиляции языческих традиций к православным. Всё это привело к созданию самобытной православной традиции. И в результате, христианство содействовало общему развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства и архитектурного зодчества Древней Руси.

    Таким образом, можно выделить следующие причины принятия христианства:

    1.Чтобы объединить под своей властью государство, мало иметь военную силу и дружину, нужно, чтобы у всех была одна вера (а каждое славянское племя поклонялось своему языческому богу, общего, единого языческого бога у славян не было и поначалу Владимир попытался сделать таковым Перуна, но не получилось).

    2. Авторитет и престиж языческой Руси по сравнению с христианскими государствами был существенно ниже и принятие христианства изменило положение Руси на политической карте Европы.

    3. Переняв православное христианство по Византийскому образцу Русь заручилась поддержкой одной из самых больших и могущественных империй того мира – Византийской.

    4. Бабушка Владимира княгиня Ольга также повлияла на его выбор.


      1. Последствия крещения Руси


    Акт крещения в Киеве и Новгороде, совершившийся в 988 году, еще не исчерпывал собой принятие христианства целым народом. Этот процесс растянулся на столетия. Князь с дружиной крестился в Корсуне (Херсонес). Крещение было подкреплено бракосочетанием князя с сестрой византийского царя Василия III. По возвращении князя Владимира с дружиной и новоявленной княгиней в Киев он отдал приказ о ниспровержении старых богов и о необходимости собраться всему населению Киева в определенный день и час к берегу Днепра, где и было совершено крещение.

    Крещение Новгорода было более сложной задачей, так как Новгород постоянно проявлял сепаратистские тенденции и воспринимал крещение как попытку подчинить его воле Киева, новгородцы оказали ожесточенное сопротивление крещению. В течение XI века в разных концах Киевской Руси возникали очаги сопротивления христианизации. Они имели не столько религиозный, сколько социальный и политический смысл; были направлены против угнетения и распространения власти киевского князя. Во главе народных возмущений, как правило, стояли волхвы.

    После принятия христианства, уже при Ярославе Мудром, в Киеве была создана митрополия во главе с присланным греком-митрополитом. Митрополия делилась на епархии во главе с епископами — в основном греками. До татаро-монгольского нашествия Русская православная церковь насчитывала 16 епархий.

    С 988 по 1447 г. церковь находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата, ее предстоятели назначались в Константинополе. Известны только два случая назначения предстоятелями русских — Иларион (XI век) и Климент Смалятич (XII век).

    Уже при Владимире церковь стала получать десятину и скоро превратилась в крупного феодала. Появляются монастыри. В правление Ярослава были основаны монастыри святого Георгия (христианское имя Ярослава) и святой Ирины (небесной покровительницы жены Ярослава). В 50-е гг. XI веке появляется самый значительный из древнерусских монастырей -  Киево-Печерский, основанный Антонием и Феодосием Печерскими, основоположниками русского монашества. В начале XII века этот монастырь получил статус лавры. Ко времени татаро-монгольского нашествия монастыри были почти в каждом городе. Благодаря материальной поддержке князей строятся церкви. В 1037 году был заложен собор святой Софии — главный соборный храм в Киеве, построенный по образцу константинопольского. В 1050 году строится одноименный собор в Новгороде. В условиях феодальной раздробленности церковь оказалась в непростой ситуации. Ей приходилось играть роль посредника в улаживании споров и противоречий, роль примирителя враждующих князей.

    Заключение
    Таким образом, рассмотрев данный вопрос, можно сделать следующие выводы:

    1. До принятия христианства основной религией на Руси было язычество.

    2. Огромную роль в принятии христианства сыграл князь Владимир - великий политик, укрепивший и расширивший границы Киевской Руси, православный святой, былинный князь.

    3. Владимир Святославович сумел объединить восточных славян в мощное государство, и, понимая, что для укрепления центральной государственной власти недостаточно прежних управляющий рычагов, провёл небывалую по масштабам религиозную и вместе с тем политическую реформу — крещение Руси.

    4. Крещение Руси было делом непростым – слишком долго древние славяне почитали языческих богов, на несколько веков установилась практика двоебожия.

    5. Князь Владимир дал ей новый могущественный виток к развитию Древнерусского государства. И как показало время, он был единственно верным на тот момент.

    6. После крещения, которое, по преданию, Владимир принял в Корсуни, суровый правитель и воин, проложивший путь к вершинам власти в жестокой междуусобной борьбе, имевший шесть жён (не считая порядка восьмиста наложниц), не препятствовавший ранее человеческим жертвоприношениям, искренне принял учение Церкви о грехе, слова Христа о любви и милосердии. Крещение преобразило Владимира.

    7. Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России.

    8. Крещение Руси произошло в конце IX века, усилиями, которые предпринял Князь Владимир в ходе утверждения христианства как государственной религии. Крещение Руси не проходило безболезненно для русского народа и было сопряжено, как уже было сказано выше, со значительным сопротивлением новой православной культуре.

    Таким образом, вопрос о том, когда и при каких обстоятельствах на Руси было принято христианство имеет огромное значение для множества наук (истории, географии, социологии).

    Список литературы


    1. Боровский Я. Е. Мифологический мир древних киевлян. Киев, 1962. С. 45. 

      Владимир Святославич: Джесси Рассел — Москва, Книга по Требованию 2012 г.- 70 с.

    2. Бахрушин С. В. К вопросу о крещении Руси/Историк-марксист. 1937, № 2. С. 48-50; и др. 

    3. Крещение Киевской Руси: Аполлон Кузьмин — Москва, Алгоритм, 2012 г.- 272 с.

    4. Крещение Руси - благословение или проклятие: Михаил Сарбучев — Москва, Яуза-Пресс, 2013 г.- 256 с.

    5. Крещение Руси: В. В. Грицков — Москва, Киммерийский центр, Кучк, 2009 г.- 528 с.

    6. Крещение Руси: Джесси Рассел — Москва, Книга по Требованию, 2012 г.- 74 с.

    7. Кровавое Крещение «огнем и мечом»: Виктор Поротников — Санкт-Петербург, Яуза, Эксмо, 2013 г.- 352 с.

    8. Лихачев Д. С. Комментарий «Повести временных лет». Т. П. С. 337

    9. Начало христианства в России и крещение Руси при великом князе Владимире: А.Н. Бахметева — Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2012 г.- 50 с.

    10. Никитин В. «Крещение Руси и отечественная культура», «Знамя», 1988г. №8 С. 162.

    11. Никитин В. « 1000 лет Русской церкви» в кн.: «Малая церковь» М., «Русский мир», 1992г., С.73

    12. О Святом Крещении: — Москва, МОДЭК, 2013 г.- 32 с

    13. Поппэ А. «О причинах похода Владимира Святославича на Корсунь 988—989гг.». Вестник Московского университета. Сер. История. 1978. №2. С. 45—58. 

    14. Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XI вв. С. 274 и др.; 

    15. «Рассказы русских летописей» М., издательский центр «Витязь», 1993 С.33-34

    16. Рапов О.М. Русская Церковь в Х— первой трети ХII в. Принятие христианства.

    17. Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира. СПб., 1906. С. 75—103; Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XI вв. СПб., 1913. С. 25-26.

    18. Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира; его же. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. С. 131—161, 396;.

    19. Хрестоматия по истории России» М., МИРОС, Международные отношения, 1994г., С. 94-97.


    написать администратору сайта