Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Предмет и метод социологии.

  • 3. Функции социологии.

  • 4. Предметное поле соц-ии.

  • 7. Роль О. Конта в возникновении соц-ии.

  • 8. Особенности класс. развития соц-ии.

  • 9. Основные направления дореволюционной русской социологической мысли

  • 10. Социологические теории второй половины XX века

  • Шпоры к экзамену по социологии 1 курс. 1. Когда возникает социология Каковы основные предпосылки ее возникновения


    Скачать 201.5 Kb.
    Название1. Когда возникает социология Каковы основные предпосылки ее возникновения
    АнкорШпоры к экзамену по социологии 1 курс.doc
    Дата01.03.2017
    Размер201.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпоры к экзамену по социологии 1 курс.doc
    ТипДокументы
    #3262
    КатегорияСоциология. Политология
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    1. Когда возникает социология? Каковы основные предпосылки ее возникновения? Объективными предпосылками появления социологии как самостоятельной нау-ки в первой половине XIX века можно назвать следующие:

    • сложная социально-политическая ситуация в странах Западной Европы;

    • развитие капиталистических отношений;

    • географические открытия;

    • законы, сформулированные в естествознании;

    • технические изобретения;

    • высокий уровень развития прикладных научных дисциплин;

    • повышенный интерес к проблемам взаимодействия человека и общества в литературе и искусстве.

    Причины зарождения социологии в России

    В 40-50-хх годах XIX в. в России остро ощущалась необходимость реформ. В 1861 г. было отменено крепостное право, что привело к появлению новых социальных отношений. Общество было заинтересовано в изучении социальных процессов. Метафизика и философия уже полностью не могли отвечать на вопрос о реальном положении вещей в обществе. А значит, накопилось большое количество социологического и демаграфического материала, требующего обработки на основе новой теоретической базы с новыми методами. Это привело к зарождению и становлению в России новой науки.Возникновение социологии в первую очередь связано с капиталистическим путем развития, по которому Россия медленно продвигалась после реформы 1861 г. Этот хронологический рубеж и следует считать началом социологии в России, которая, как и в Западной Европе, возникла в русле позитивистской традиции. К началу 60-х годов в русском обществоведении сложилась парадоксальная ситуация. Часть конкретных социальных наук - история, этнография, социальная статистика, юридическая наука и другие - достигли известных успехов, но дальнейшее их развитие требовало глобального методологического осмысления материала.Возникновению социологии как самостоятельной науки предшествовал подготовительный этап, в котором выделяется два направления общественной мысли: западническое и славянофильское. Символически это выражается в том, что российское государство расположено на двух континентах: Европа и Азия.
    2. Предмет и метод социологии. Предмет соц-ии: 1. Законы и закономерности функционирования и развития личности, соц. группы, общности и об-ва в целом. 2. Соц. жизнь об-ва, т.е. взаимодействие соц. субъектов по проблемам, связ. с их соц. статусом, ролью, соц-ией.

    Методы соц-ии: Общенаучные (приемы, кот. не охватывают всего науч. познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов): наблюдение; описание; индустрия, синтез; сравнение; факторный анализ; системный анализ.

    Частнонаучные (приемы, кот. выступают следствием усвоения инновационной теорией науч. достижений технических, естественных и гуманитарных наук): статистические; психологические; прогностические; эмпирические; педагогические.
    3. Функции социологии. Познавательная. Теоретический и эмпирический анализ соц. факта в качестве исходного момента практики соц. преобразования. Познание процесса преобразовательной действительности. Разработка теории и методов соц. исследования методики.

    Управленческая Принятие управленческого решения. Соц. планирование и разработка соц. показателей. Определение осн. направлений повышения эффективности деят-сти.

    Мировоззренческая. Подразумевает, что соц. знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.

    Прогностическая. Создание условий сознательной выработки и осуществления научно обоснованной перспективы развития личности, общности, соц. группы, об-ва.

    Соц. проектирования и конструирования. Разработка моделей конкретной организации с оптимальными параметрами ее функционирования. Определение путей проектирования соц. процесса.

    Организационно-технологическая. Разработка комплекса организационных мер по обеспечению внедрения и реализации предусмотренных технологией процессов. Выработка организационных мер по осущ-ию соц. технологий.
    4. Предметное поле соц-ии. Объект науки - то, на что направлено изучение, некая часть внешней реальности, выбранная для изучения (для социологии - общество). Специфика социологии в том, что она изучает общество как целостность. Предмет науки (предметная область) - те стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой. Поиски предмета социологии на протяжении всей истории ее развития могут быть связаны с вопросом "Как возможно общество?". Многообразие ответов на этот вопрос представлено в многообразии социологических концепций. Макс Вебер (начало XX века), немецкий социолог, сказал, что главная задача социологии - отыскание смысла человеческих действий. Он стал основоположником "понимающей социологии". Задача - понимание социологических действий людей.
    5. Три уровня соц. знания. Большинство социологов различают три уровня социологического знания: ​общесоциологическая теория (теория: объясняющая социальную форму материального мира и вскрывающая основные закономерности социальной деятельности людей и тенденции развития социальных отношений. Фундаментальное включает в себя изучение наиболее общих вопросов развития общества, место в нём индивида, проблемы построения математических моделей социальных общностей и процессов, разработку методов изучения социальных процессов. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции, так как позволяют понять закономерности развития общества). Эмпирические социологические исследования (прикладные) (В то же время социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, о конкретных социальных единицах – социальных группах, процессах. Эти данные фиксируются на эмпирическом уровне, в основе которого лежит сбор многочисленных сведений, мнений, их последующая обработка, обобщение и формирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Следовательно прикладные исследования посвящаются разрешению конкретной социологической проблемы). Общесоциологический и прикладной уровни должны быть тесно связаны между собой, так как на основе теоретического и эмпирического изучения различных социальных систем социология может давать ценные практические рекомендации и обоснованные прогнозы. Однако практика показала, что это не всегда возможно. В результате сформировался ещё один уровень социологического знания – теории среднего уровня.

    Специальные (частные) социологические ​теории (это относительно самостоятельные теоретические подсистемы, которые имеют предметом исследования социальные общности, институты, системы и процессы. Они призваны: во-первых, установить объективные взаимосвязи предметной сферы (труд, семья, социальные группы, слои) с целостностью общественной системы; во-вторых, выявить специфические для предметной сферы внутренние взаимосвязи и закономерности.),
    6. Роль соц-ии в общественном развитии. Как и другие общественные науки, социология выполняет многообразные функции, в которых проявляется ее предназначени и роль. В общем виде эти функции можно разделить на 3 основные: теоретико-познавательную, практически-политическую, идейно-воспитательную. Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его развития. Практическо-политическая функция социологии связана с тем, что эта наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления соц. процессами. Идейно-воспитательная функция находит свое выражение в той роли, какую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе.
    7. Роль О. Конта в возникновении соц-ии. Основоположником социологии считается французский философ Огюст Конт (1798-1857). В первой половине девятнадцатого века вышла в свет его фундаментальная работа «Основы позитивной философии». Будучи позитивистом, Конт обосновывал социологию по аналогии с точными науками, науками о природе. Он считал, что необходимо отказаться от тех теоретических положений, которые нельзя ни проверить, ни опровергнуть. Поэтому социология, как и все науки о природе, должна изучать объективные законы, управляющие поведением людей. Основными методами социологии должны были стать наблюдение и эксперимент. Социология, по его мнению, должна стать инструментом обществен-ных преобразований, прежде всего эмпирической наукой.
    8. Особенности класс. развития соц-ии. Герберт Спенсер (1820-1903) связывал общество с живым организмом, подчиняющемуся биологическим законам. Общество развивается от простейших форм к более сложным, оно постоянно приспосабливается к изменяющимся условиям, выживают наиболее приспособленные. Идея соц. эволюционизма. Объектами соц. анализа являются: знания; нравственная сфера; эстетическая сфера; взаимная зависимость между структурами и организациями об-ва с одной стороны, и жизнедеятельностью людей, их поступками – с другой. Ввел в оборот категории «структура» и «функция» применительно к соц. организму. Критерий соц. прогресса – повышение уровня личной свободы. Чел. деят-сть зависит от: соц. среды, географии местности, климат. Условий, численности народонаселения и т.д. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) 1. Структурный функционализм. Концепция объяснения социального «социальным» (нормы и ценности). 2. Социальные факты (ценности и нормы), как воплощение коллективного сознания, становятся рычагами соц. регуляции. Совокупность соц. фактов – вещей сост. Соц. систему, ее институты, ценности и нормы. 3. Идея освобождения науки от всяких политических, религиозных, метафизических и др. предрассудков, этика честного, непредвзятого познания. 4. Идея «аномии» - соц. патологии и преступности. Отсутствие норм и права. Соц. нормы эффективны только тогда, когда опираются не на принуждение, а на нравственное совершенствование личности, моральный авторитет об-ва. Выход из «аномии» он видел в развитии экономики, в ее нормативной регуляции, учитывающей право. 5. На основе «аномии» объяснил причину самоубийств. Макс Вебер (1864-1920) «Понимающая соц-ия». 1. понимание через прямое наблюдение; 2. объяснительное понимание; 3. причинное объяснение. Соц-ия как научная дисциплина обретает характер «понимающей» соц. науки, поскольку ориентирована на интерпретацию соц. действий людей. Действие человека обретает характер соц. действия, если в нем присутствуют 2 момента: 1. субъективная мотивация индивида, кот. вкладывает в свое действие опр. смысл. 2. ориентация на поведение др. людей. М.Вебер выделил типы социальных действий:1) целерациональное;2) ценностно-рациональное;3) аффективное;4) традиционное. Карл Маркс (1818 – 1883) По его теории об-во осн. на матер. условиях жизни, причём эк. базис оказывает первичное влияние на форм-е и развитие соц. структур, и оп. духовную жизнь об-ва. Материалистическое объяснение истории базируется на формационном подходе. Человечество в своём развитии проходит определённые этапы-«общественно-экономические формации». 5 осн. стадий – формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социализм – первая фаза коммунистической формации). Движущей силой замены одной формации другой выступал клас. конфликт, порождаемый пост. развитием производительных сил.
    9. Основные направления дореволюционной русской социологической мысли:

    Географическое направление было представлено: Мечниковым, Соловьёвым, Ключевским. Так, Л. И. Мечников объяснял неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, выделял три периода в истории цивилизации: 1) речной – со времени возникновения первых рабовладельческих государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы; 2) средиземноморский – от основания Карфагена; 3) океанический – после открытия Америки. Усматривая критерий общественного прогресса в «нарастании общечеловеческой солидарности», Л.И. Мечни-ков считал неизбежным переход человечества от деспотического правления к свободе.

    Субъективистское направление возникло в конце 60-х гг. XIX века и существовало до начала XX века. Основоположником субъективной школы является Лавров (1828 – 1900). В изучении социологии он опирался на философию, историю и этику. Пытался найти истоки общественности в животном мире, понять специфику именно человеческого общества, проследить разные состояния социокультурной эволюции, начиная с первобытных форм и кончая цивилизованными формами. В этом отношении он был одним из пионеров генетической и исторической социологии. Единственно возможной целью прогресса, по мнению П. Л. Лаврова, является достижение солидарности во всех сферах общественной жизни. Капиталистический строй разъедает солидарность людей. Только новое общество – социализм – в состоянии установить истинную солидарность всех трудящихся. Михайловский (1842 – 1904) доказывал несостоятельность аналогий и параллелей между обществом и организмом. Считал, что история управляется постоянными законами. Исторические законы определяют необходимость и направление развития, а индивидуальная деятельность – скорость социального прогресса. Идея определяет не только выбор исторического направления, но и даёт «реальное содержание» законам истории. Михайловский был эволюционистом и пытался определить общее направление прогресса.

    Ярким представителем психологического направления был Л. И. Петражицкий (1867 – 1931 гг.). Социология, по его мнению, должна изучать именно человеческое участие в различных процессах общественной жизни, т.е. психическую деятельность индивидуального характера. Показал ущербность натуралистического редукционизма. Особое значение он придавал роли эмоций как автономному, нормативному, доминирующему фактору социального поведения. Петражицкий отрицал объективный, естественно исторический характер общественных отношений. Петражицкий создал «эмоциональную» психологию и на этой основе отразил своё понимание социального мира.
    10. Социологические теории второй половины XX века можно классифицировать по способу анализа общества, распределяя на две группы: макросоциологические и микросоциологические теории.

    Макросоциологические теории рассматривают функционирование общества как единого целого: структурный функционализм, конфликтная социология.

    Функционализм в том или ином виде присутствовал во всех социальных теориях, где имелись принципы системного исследования общества. Наиболее полно основы функционализма сформулировал Парсонс (1902 – 1979) и Мертон (1910).

    Парсонс разработал «теорию социального действия». Оно заключает в себе: 1) субъект действия (агент); 2) цель действия; 3) ситуацию действия; 4) нормативную ориентацию субъекта. Все эти элементы необходимы для того, чтобы вообще рационально описывать действие как таковое. По концепции Парсонса, человеческое действие всегда образует системы. Функционирование общества, его сохранение обусловлено определёнными предпосылками. Основные из них: 1) адаптация; 2) целедостижение; 3) интеграция; 4) непрерывность системы. На основе критики структурного функционализма Парсонса создавались современные конфликтные теории. Все конфликтологические направления рассматривают общество как единое целое, но исходят из того, что в обществе есть группы людей с разными интересами. Из-за существования различных интересов в обществе всегда присутствует потенциал конфликта.

    У истоков теории социального конфликта стоял американский социолог Миллс. Более чёткую формулировку теория социального конфликта получила в работах немецкого социолога Дарендорфа (1929). Рассмотрел проблему интереса как фундаментальной категории теории, так как сам социальный конфликт непосредственно связан с интересом. Чтобы понять природу конфликта, важно понять природу интереса и способы его осознания действующими субъектами. Выделяет объективные и субъективные интересы, которые обнаруживаются с самого начала конфликта и выступают как противоположности. Р.Дарендорф убеждён, что содержание конфликта связано с отношениями господства и подчинения, с характером власти.

    Микросоциологические теории уделяют основное внимание изучению человеческого поведения как социального действия. К ним относятся: символический интеракционизм, теории обмена, феноменологическая социология, этнометодология.

    Символический интеракционизм (Мид, Блумер, Роуз, Стросс) главный акцент делает на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, особенно на роль языка в формировании сознания, человеческого Я и общества. Так, с точки зрения создателя теории символического интеракционизма Мида (1863 – 1931), поведение человека является сугубо социальным, и индивид может стать человеком только в социальной среде. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов.

    Теории обмена. Хоманс (1910 – 1989) выдвинул пять взаимосвязанных постулатов, объясняющих поведение человека. 1. постулат успеха – состоит в том, чем чаще действия человека одобряются, тем вероятнее их воспроизведение. 2. постулат стимула – состоит в утверждении, что если стимул привёл к действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения стимула человек будет стремиться воспроизвести действие. 3. постулат ценности – чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он должен его воспроизвести. 4. постулат насыщения – голодания: чем регулярнее вознаграждается поступок, тем менее он начинает ценить каждое последующее вознаграждение. 5. постулат агрессии – одобрения. Если действие не вызывает ожидаемого вознаграждения, то действующий субъект будет демонстрировать агрессивное поведение и наоборот. Эти пять положения Д. Хоманс переносит на объяснение всех социальных процессов.

    Феноменологическая социология. Огромное влияние на развитие этого направления оказали труды австрийского философа Шюца (1899 – 1959). В центре внимания данного социолога находится проблема того, как мы понимаем друг друга, как формируется общее восприятие и общее представление о мире. Индивиды, согласно феноменологам, контактируют с окружающим миром, познают его с помощью чувств. Однако простого наличия чувств недостаточно для осмысления мира, так как люди сталкиваются с неупорядоченной массой впечатлений, цветов, запахов, звуков. Поэтому люди организуют окружающий мир в явления, а затем классифицируют свой чувственный опыт в виде предметов, обладающих общими характеристиками. Люди воспринимают внешний мир через «типизации».

    Этнометодология. Считают, что вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие, причём представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения. Отсюда главный тезис этнометодологии: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении».
      1   2   3   4


    написать администратору сайта