Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Открытость и добрый нрав жителей Казахстана.

  • 3. Уважение к старшим – одна из главных ценностей граждан нашей страны.

  • 4. Гостеприимство – одно из лучших качеств жителей Степи.

  • 5. Обычаи и традиции вежливости.

  • 6. Традиции взаимопомощи.

  • Реферат-1. 1. Консолидирующие ценности идеи Мгілік Ел


    Скачать 18.78 Kb.
    Название1. Консолидирующие ценности идеи Мгілік Ел
    Дата13.03.2023
    Размер18.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат-1.docx
    ТипДокументы
    #984266

    1. Консолидирующие ценности идеи «Мәңгілік Ел». На протяжении многих веков в Казахстане формировались свои ценности – межэтническое согласие, толерантность, открытость и добрый нрав жителей страны, уважение к старшим, традиции приличия и вежливости, гостеприимство, взаимопомощь, которые постепенно приняли общенациональный характер. Среди них особое место занимает идея «Мәңгілік Ел», основное содержание которой состоит из семи концептуальных ценностей.

      В настоящее время Казахстан представляет собой уникальную страну, где сохраняются мир и согласие между представителями различных этносов. И причем казахстанская модель межэтнического мира и согласия выгодно отличается от аналогов других стран. Фундамент межнациональной стабильности и согласия в Казахстане в основном базируется на нескольких факторах. В сохранении мира и согласия в Казахстане ведущая роль принадлежит политике руководства страны. С самого начала нашей независимости проводится целенаправленная и последовательная политика формирования толерантного отношения к представителям разных культур и этносов, проживающих в нашем государстве.

      Важное значение в сохранении мира и согласия в стране имеют давние традиции взаимопонимания и добрососедства. Все диаспоры республики чувствуют себя вполне комфортно в рамках существующих законов и общепринятых правил поведения. Взаимовосприятие лучших и позитивных сторон традиций и обрядов друг друга стало нормой жизни наших граждан.

      Необходимо особо отметить важную роль особенной ментальности казахов в обеспечении мира между представителями различных этносов. Граждане Казахстана не только не утеряли эти качества до сих пор, но и развивают их дальше, в цивилизованном, усовершенствованном русле.

      Начиная с 1991 года после обретения независимости всех казахстанцев объединяет общественное согласие. Большое внимание уделяет руководство страны созданию условий для возвращения казахов, проживающих за рубежом, на историческую родину.

      Укрепление и развитие казахстанской идентичности и единства. В 2015 году Указом Президента Республики Казахстан была утверждена «Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства». Ее фундаментом являются общенациональные ценности, основанные на культурном, этническом, языковом и религиозном многообразии.

      Казахстанская идентичность и единство базируются на том, что каждый гражданин страны независимо от этнического происхождения связывает свою судьбу и будущее с Казахстаном. Всех объединяют в одно целое единое прошлое, совместное настоящее и общая ответственность за будущее.

    2. Открытость и добрый нрав жителей Казахстана. Жители Великой степи всегда обладали такими качествами, как доброта, гуманность, милосердие. По этому поводу Ш. Уалиханов писал: «Казахский народ – один из самых добрых народов планеты». Поэтому представители других этносов и конфессий живут в дружбе и согласии среди коренных жителей Казахстана.

      Добрым нравом и человеколюбием обладали не только казахи, но и все их ближние и дальние предки – саки, гунны, средневековые тюрки, кыпчаки. Возможно, одной из причин могущества гуннов была их толерантность по отношению к военнопленным.

      3. Уважение к старшим – одна из главных ценностей граждан нашей страны. В Великой степи всегда существовала традиция очень уважительного отношения к старшим независимо от родовой, племенной, жузовой и этнической принадлежности. Обычай уважать старших придавал всему степному сообществу стабильность и устойчивость. Уважение к старшим внедрялось в сознание жителей Великой степи как основное правило поведения, следуя которому можно было достичь заметных успехов в жизни и снискать уважение народа. От старших к младшим из поколения в поколение передавались накопленные знания, умения и навыки. Степняки довели это правило до совершенства.

      Одним из правил степного этикета и уважительного отношения к старшим было прибавление частицы -аке (-еке) при упоминании их имени. Вот как об этом писал известный ученый начала ХХ века Л. Баллюзек: «Одним из правил киргизской (казахской – авт.) вежливости и почтительности к старшим считается произношение имени их с прибавлением частицы “әке”». Молодежь часто называла аксакалов не по имени, а по должности или званию: Би-ага, Батыр-ага, Болыс-ага и т.д.

      4. Гостеприимство – одно из лучших качеств жителей Степи. Традиция гостеприимства формировалась на протяжении многих тысячелетий. Святой Коркыт-Ата, которого до сих пор почитает весь тюркский мир, наставлял наших предков придерживаться обычаев гостеприимства следующим поучением: «Дому, куда не приходит гость, лучше обрушиться». «Доля гостя» обязательно была в хозяйстве или имуществе любого степняка.

      Немецкий исследователь Казахстана ХIХ века Ф. фон Хелльвальд по этому поводу писал: «Киргиз-кайсаки» (казахи – авт.) в высшей степени гостеприимны, так что чужестранец может спокойно спать в юрте, не боясь быть ограбленным или убитым».

      Также по достоинству оценил эту черту характера жителей Великой степи и французский исследователь Ш.Е. Ужвальди де Мезе-Ковез: «По своим человеческим качествам казах весел, открыт, умен, честен и очень гостеприимен. … Они встречают иностранцев в своих кибитках с отменным гостеприимством».

      Согласно древнему казахскому преданию, святой Кыдыр обходит дома и приносит в них счастье и благополучие. И, следуя ему, казахи всегда старались принимать гостя достойно. Оставшийся без угощения и приюта путник мог пожаловаться степному бию, а отказавший в қонақасы (угощении), подвергался общественному осуждению. Нередко за несоблюдение священного обычая гостеприимства скупых хозяев приговаривали к штрафу – ат-тон айып (размер штрафа – конь и шуба – авт.).

      Восторженно отзывался о гостеприимстве казахов и польский ссыльный А. Янушкевич: «Если вдоль всего земного шара расселить казахов, то благодаря им можно было бы объездить весь мир, не потратив на то ни одной копейки».

      У степняков широкое распространение получил обычай бата беру (дать благословение). Произносивший бата просил милостей у Всевышнего для других, счастья, материального благополучия, успехов в разных начинаниях. Пожелание произносил старший по возрасту или гость.

      5. Обычаи и традиции вежливости. У наших предков-степняков существовали также традиции приличия, вежливого и бережного отношения друг к другу.

      Младшие по возрасту называли на «Вы» старших или незнакомых людей, используя такие обращения, как «аға» (брат – авт.), «ағатай» (более мягкое уважительное слово «брат» – авт.), «ата» (дедушка – авт.), «апа» (бабушка – авт.), «апке» (форма обращения к старшей по возрасту женщине – авт.), «көке» (отец, брат – авт.), «жеңге» (обращение к жене старшего брата – авт.) и т.д.

      Замужние женщины часто называли младших братьев и сестер мужа ласковыми вторыми именами: шырақ – светик, жарқын – сияющий, айнам – зеркальце, баурым – родственник и т.д. Другим родственникам придумывали новые благозвучные имена. Жители Степи никогда не переходили дорогу беременным женщинам и старшим по возрасту. Невестки старались не показывать свои лица свекру и старшим братьям мужа. В случае отсутствия хозяина дома никакой взрослый мужчина не имел права заходить в дом, кроме близких родственников. Это было непреложным законом Степи. При входе в дом степняки всегда оставляли оружие за юртой. При входе к хану оставляли даже плети.

      Самым приятным был обычай распространения хорошей новости. Человека, принесшего добрую весть и произнесшего слово «Сүйінші!» («Радость-то какая!»), хорошо одаривали. «Сүйінші!» говорят по поводу рождения детей, получения другой позитивной новости. Воин, вернувшийся из дальнего похода, должен был в знак уважения к оставшимся дома родственникам по первой же их просьбе давать сауға (подарок из похода – авт.). Так, во время казахско-джунгарских войн вернувшиеся из дальних военных походов батыры, как правило, дарили родственникам в качестве сауға скот, украшения и т.д.

      6. Традиции взаимопомощи. В Великой степи издавна существовали традиции взаимопомощи, которые объединяли общество в единый, сплоченный народ.

      Смысл взаимопомощи состоял в том, что погорельцы или семьи, пострадавшие от набега или суровой зимы, пожара, наводнения или голода, получали существенную материальную помощь со стороны аульчан или однородцев. Им выделяли скот, одежду, жилье и посуду. Это был акт проявления искреннего сочувствия и сострадания. Отказавший в помощи мог быть изгнан из рода. Как правило, исключенный из рода не мог воспользоваться защитой своей общины и практически не имел никаких прав. Он сам и его имущество становились добычей первого встречного грабителя.

      В Степи получил распространение и обычай жұртшылық, суть которого заключалась в том, что однородцы помогали соплеменнику в возвращении долга. Совет старейшин принимал решение просить помощи у народа. Это было показателем сплоченности людей, проявлением милосердия и заботы о каждом из своих соплеменников.

    Обычай асар был традицией степняков по совместному безвозмездному труду. Со всего аула собирались люди и общими силами выполняли какую-либо тяжелую работу. Например, подобным образом строили помещения для скота, зимние жилища, копали колодцы. Асар был ярким отражением братства и единства сородичей. Все работали бесплатно, без какого-либо расчета на вознаграждение. Не прийти на объявленный асар считалось недостойным поступком и всегда осуждалось степняками.

      В начале XX века казахи, используя этот обычай, повсеместно строили светские школы и мечети. Постепенно этого обычая стали придерживаться и представители других народов, по различным обстоятельствам оказавшиеся на территории края. Каждый житель Степи старался помогать нуждающимся. Однородцы и аульчане оказывали помощь в поиске украденного скота, в организации погони за конокрадами. Степняк в случае крайней нужды или когда касалось дела, не терпящего отлагательств, имел право воспользоваться лошадью из табуна другого степняка. На это специального разрешения хозяина не требовалось. В случае отказа его подвергали штрафу ат-тон и общественному осуждению.

      Эти и многие другие обычаи сохранились до сегодняшнего дня и являются общенациональными ценностями современного Казахстана.
    Литература: История Казахстана З.Е. Кабульдинова, А.Д. Сандыбаева, Ф.Р. Лебаев. Учебник для 11 класса общеобразоватльный 2 часть


    написать администратору сайта