Главная страница
Навигация по странице:

  • 1 Культ науки в философии по Фрэнсису Бэкону

  • 2 Культ науки в философии по Рене Декарту

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Культ философии Нового времени по Декарту и Бэкону. философия. 1 Культ науки в философии по Фрэнсису Бэкону 3 2 Культ науки в философии по Рене Декарту 6


    Скачать 25.86 Kb.
    Название1 Культ науки в философии по Фрэнсису Бэкону 3 2 Культ науки в философии по Рене Декарту 6
    АнкорКульт философии Нового времени по Декарту и Бэкону
    Дата18.05.2023
    Размер25.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипДокументы
    #1139946

    СОДЕРЖАНИЕ

    1 Культ науки в философии по Фрэнсису Бэкону 3

    2 Культ науки в философии по Рене Декарту 6

    Список использованной литературы 8

    С развитием научного естествознания возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного исследования. На путях решения этой проблемы оформились два основных течения западноевропейской философской мысли XVII в. — эмпиризм и рационализм.

    Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) — направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего научно организованный опыт или эксперимент.

    Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.

    1 Культ науки в философии по Фрэнсису Бэкону

    Родоначальником эмпиризма был Фрэнсис Бэкон (1561—1626) который, предложил метод опытного изучения природы, включающий эксперимент и индуктивный метод, позволяющий анализировать и объяснять опытные данные.

    Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Свое отношение к науке он выразил в афоризме «Знание — сила».

    Для Ф. Бэкона правильный метод — наилучшее руководство на пути к будущим открытиям и изобретениям, кратчайший путь к истине. Метод выступает как величайшая преобразующая сила, поскольку ориентирует практическую и теоретическую деятельность человека.

    Прежде чем восстанавливать науки, нужно вскрыть те причины, которые привели к ее отставанию от жизни и опыта. Такими причинами выступают «идолы» (от лат. idola — буквально образы, в том числе и искаженные). Идолами Ф. Бэкон называет заблуждения разума, искажающие познание. Среди них он выделяет как индивидуальные заблуждения, так и заблуждения, присущие человеческому познанию в целом.

    Первый вид заблуждений — «призраки рода». Они «вскормлены самой человеческой природой», являются следствием несовершенства органов чувств, которые неизбежно обманывают, однако они же и указывают на свои ошибки.

    Второй вид заблуждений — «призраки пещеры» — происходит не от природы, а от воспитания и бесед с другими. По мнению Ф. Бэкона, каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, из своего субъективного внутреннего мира, что, конечно, сказывается на его суждениях. Преодолеть эти заблуждения можно при использовании коллективного опыта и наблюдений.

    Третий вид заблуждений — «призраки рынка» — проистекает из особенностей социальной жизни человека, от ложной мудрости, от привычки пользоваться в суждениях о мире расхожими представлениями и мнениями. Они, по мнению Ф. Бэкона, наиболее тяжкие из всех, так как «они внедрены в разум согласованием слов и имен».

    Четвертый вид заблуждений — «призраки театра» — связан со слепой верой в авторитеты, ложные теории и философские учения. Они заслоняют глаза пеленой как катаракты, продолжают плодиться, и, возможно, — в будущем их будет еще больше. А потому «истина — дочь времени, а не авторитета».

    Очистив разум от призраков, следует выбрать метод познания. Ф. Бэкон образно характеризует методы познания как пути паука, муравья и пчелы. Паук выводит истины из разума, а это ведет к пренебрежению фактами. Путь муравья — узкий эмпиризм, умение собирать факты, но не умение их обобщать. Подлинный путь познания — путь пчелы, который состоит в умственной переработке опытных данных, подобно тому как пчела, собирая нектар, перерабатывает его в мед.

    Метод пчелы позволяет, по Ф. Бэкону, прийти к познанию природы вещей.

    Каким же образом следует познавать вещи? Нужно начинать с выделения в вещи элементарных форм и познавать эти формы, сопоставляя их с фактами и данными опыта. Путь истинного познания — индукция (термин «индукция» означает наведение), т. е. движение познания от единичного к общему. Индукция, по Ф. Бэкону, — компас корабля науки.

    Особенность индуктивного метода Ф. Бэкона — анализ. Это аналитический метод, основанный на «расчленении» природы в процессе ее познания. Познав первичные, простые элементы, можно постичь тайну природы (материи) в целом и тем самым добиться власти над природой. Влияние Ф. Бэкона на развитие науки велико, поскольку его философия явилась выражением духа экспериментального естествознания.

    2 Культ науки в философии по Рене Декарту

    Особенности рационализма XVII в. связаны с ориентацией на математику как идеал научного знания. Из ориентации на математику прямо вытекало основное положение рационализма о том, что источником и критерием истины не может быть опыт, поскольку чувственный опыт ненадежен, неустойчив, переменчив. Рационалисты считали, что, подобно тому, как математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путем, философское знание также должно выводиться из разума и обосновываться им.

    Рационализму XVII в. была присуща вера во всесилие разума и в его возможности достижения абсолютной истины.

    Западноевропейский рационализм берет свое начало в философии французского ученого и философа Рене Декарта (1596 — 1650).

    В основании человеческого знания лежит философия, или метафизика. Для Р. Декарта очевидно, что истинность исходных положений метафизики будет гарантировать истинность человеческих знаний вообще. Проблема заключается в том, как найти такое положение, истинность которого самоочевидна.

    В своих поисках Р. Декарт встал на позиции скептицизма, или сомнения во всем. Несомненным является только одно положение: «Coqito ergo sum» — «Мыслю, следовательно, существую», — поскольку акт сомнения в нем означает и акт мышления, и акт существования. Это положение кладется Декартом в основание его философии.

    Душа в терминологии Р. Декарта представляет собой некую непротяженную сущность или субстанцию. В душе содержатся идеи, одни из которых приобретены человеком в ходе его жизни, другие же являются врожденными.

    Декарт считает, что основные разумные идеи души, главная из которых — идея Бога, не приобретенные, а врожденные. А поскольку человек обладает идеей Бога, то предмет этой идеи существует.

    Философия Р. Декарта получила название дуалистической, так как в ней постулируется существование двух субстанций материальной, которая обладает протяженностью, но не обладает мышлением, и духовной, которая обладает мышлением, но не обладает протяженностью. Эти две независимые друг от друга субстанции, будучи продуктом деятельности Бога, соединяются в человеке, который может познать и Бога, и созданный им мир.

    Рационализм Р. Декарта утверждает, что разум в состоянии извлечь из себя высшие идеи, необходимые и достаточные для осмысления природы и руководства поведением.

    Р. Декарт сформулировал основные правила, которым нужно следовать, чтобы «вести свой разум к познанию истины»:

    1. Первое правило: принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению.

    2. Второе правило: каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие, доходя до самоочевидных вещей (правило анализа).

    3. Третье правило: в познании идти от простых, элементарных вещей к более сложным (правило синтеза).

    4. Четвертое правило требует полноты перечисления, систематизации как познанного, так и познаваемого, чтобы быть уверенным в том, что ничто не пропущено.

    Таким образом, интуиция и дедукция— это основной путь ведущий к познанию всего возможного. В своей рационалистической методологии Р. Декарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к более частным положениям конкретных наук, а уже от них — к максимально конкретным знаниям.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1 Соотношение веры и разума как проблема средневековой философии. Схоластика. Спор об универсалиях. - URL: https://studopedia.net/

    2 Григорьев П.И., Каришин А.А., Кацапова А.А. Философия/Учебное пособие – Москва - МИКХиС, 2006.-150с.

    3 Овчинникова М.В. Учебный словарь минимум философских терминов Учебное пособие / Российский Заочный институт текстильной и лёгкой промышленности - М., 2009.



    написать администратору сайта