Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.2. Проблема типологии государства Типология

  • Тема 4. Формы государства 4.1.Формы государства

  • 4.2.Форма правления Форма правления

  • 4.3. Форма государственного устройства Форма государственного устройства

  • Унитарная форма государственного устройства

  • Федеративное государство.

  • Межгосударственные объединения

  • 4.4. Форма государственного режима Форма государственного режима

  • Демократический политический режим

  • Тоталитарный политический режим

  • Авторитарный политический режим

  • Режим чрезвычайного положения

  • АПТГП. 1. лекции тема Проблемы предмета и методов теории государства и права Предмет теории государства и права


    Скачать 133.85 Kb.
    Название1. лекции тема Проблемы предмета и методов теории государства и права Предмет теории государства и права
    Дата02.09.2021
    Размер133.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАПТГП.docx
    ТипЛекции
    #228952
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    Тема 3. Проблемы определения понятия, сущности

    и типологии государства
    3.1. Понятие, признаки и сущность государства

    На различных этапах развития общества существовали различные трактовки государства.

    Один из величайших мыслителей античности, Аристотель, считал, что государство – «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее».

    Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Н.Макиавелли определял государство через общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов.

    Значительно позже австрийский правовед Л. Гумплович рассматривал государство как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка».

    В российской литературе разных периодов тоже можно найти немало определений. В частности в советской юридической, философской литературе государство трактовалось исключительно с классовых позиций. Так, В.И.Ленин отмечал, что «государство есть орган господства определенного класса, который не может быть примирен со своим антиподом» Такой подход в некоторой мере искажал представление о государстве, т.к. содержал упрощенное понимание его сущности и назначения.

    Узкоклассовый подход к определению государства является крайность. Однако другой крайностью страдают определения государства, базирующиеся лишь на общечеловеческом подходе, так как сущность государства многоаспектна, и в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из начал. А.В.Малько отмечает: «Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории».

    Наиболее емким можно назвать определение, в котором отражены наиболее существенные признаки государства.

    Государство – особая политическая организация, обладающая суверенитетом, располагающая аппаратом управления и принуждения, которая придает своим велениям обязательную для всей страны силу.

    Признаки государства

    1. Наличие публичной власти. Публичная власть представляет собой совокупность аппарата управления (органы законодательной и исполнительной власти, а также другие органы, с помощью которых осуществляется управление) и аппарата подавления (армия, полиция, прокуратура, суды и др.).

    2. Административно-территориальная организация населения и аппарата власти страны (края, области, округа, республики и т.д.).

    3. Государственный суверенитет. Государственный суверенитет – независимость власти данного государства от всякой иной власти. Различают внутренний суверенитет (исключительное право на законодательство и управление внутри страны) и внешний (полная независимость во внешнеполитической деятельности государства).

    4. Сбор налогов с населения. Сбор налогов с населения производится для обеспечения деятельности публичной власти, социальной поддержки малоимущих и прочих нужд общества.

    5. Связь с правом. Государство обладает монополией на издание общеобязательных правил поведения и на применение принуждения по отношению к населению.

    6. Символы, атрибуты (герб, гимн, флаг и др.), традиции.

    Сущность как философская категория означает основное, необходимое в том или ином явлении.

    Рассматривая сущность государства важно учитывать два аспекта:

    1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

    2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

    Главное в сущности государства составляет его содержательная сторона, т.е. то, чьи интересы представляет данная организация. В этой связи выделяют классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

    В рамках классового подхода государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Государство используется главным образом для удовлетворения интересов господствующего класса; общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план.

    Более прогрессивным является общечеловеческий (общенациональный) подход, предполагающий организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Государство такой сущности пока больше идеал, нежели реальность.

    В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, способствующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии.

    В рамках национального подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной (титульной) нации.

    В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы.

    Из вышесказанного, следует, что сущность государства многоаспектна, в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из названных начал.
    3.2. Проблема типологии государства

    Типология – средство познания исторического процесса развития государства, обеспечивающее возможность отразить изменяющуюся сущность государства, особенности его возникновения и эволюции, перспективы его исторического развития, которое заключается в классификации типов государств по наиболее значимым обобщенным критериям.

    Тип государства – совокупность основных черт различных государств, система важнейших свойств и сторон, характеризующихся общими существенными признаками.

    В настоящее время выделяют два подхода в типологии государства: формационный и цивилизационный.

    До недавнего времени формационный подход признавался у нас единственным, т.к. выражал марксистское отношение к вопросу о типе государства, где тип государства означал конкретную экономическую основу, классовую сущность и социальное назначение. Для обозначения тех или иных типов государства используется термин «исторические типы государства». Это рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический типы государства.

    Достоинствами данной теории является то, что сторонниками данного подхода верно подмечено влияние на общество социально-экономических факторов, показана поэтапность развития государства. Слабые стороны данной теории выражены в том, что она во многом однолинейна, тогда как история многовариантна; в ней также недооценивались религиозные, национальные культурные и другие факторы, влияющие на тип государства.

    Другим подходом к типологии государства является цивилизационный подход, основными критериями которого выступают культурные, религиозные, национальные, психологические и другие факторы.

    В настоящее время в нем преобладает технологическое направление, по которому тип государства связывается со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения. Одной из наиболее распространенных в рамках данного подхода является «теория стадий экономического роста» (автор – американский социолог и политический деятель У.Ростоу), согласно которой все общества относятся к одной из пяти стадий:

    1) традиционное общество, основанное на преобладании сельского хозяйства;

    2) переходное общество – период трансформации «традиционного общества» в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности;

    3) общество, переживающее процесс сдвига, период «взлета» научно-технического развития в промышленности и в сельском хозяйстве;

    4) созревающее общество характеризуется как пора «зрелости», когда на основе применения современных научно-технических достижений достигается превышение выпуска продукции над ростом населения;

    5) общество, достигшее высокого уровня народного потребления – это период «высокого уровня массового потребления», в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования.

    К теории «стадий экономического роста» примыкают теории «менеджеризма», «единого индустриального роста» и др. Значительное место в ряду этих теории занимает идея «конвергенции», сближения двух систем, социалистической и капиталистической, в разработку которой весомый вклад внес академик А.Д.Сахаров. Суть ее – в сближении и воплощении в едином типе общества и государства всего лучшего, что содержат в себе разные общественные системы.

    Представителем другого направления цивилизационного подхода является английский историк А.Тойнби, который сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимал замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, древнекитайскую, православную, западную, иранскую, арабскую, мексиканскую, вавилонскую и др.

    Представителями данной типологии обозначена роль культурных факторов, однако недооценена значимость социально-экономических факторов.

    При изучении вопроса о типах государства следует пользоваться одновременно формационным и цивилизационным подходами, т.к. позитивные стороны того и другого, взятые в единстве дополняют друг друга.

    В литературе выделяли и другие нетрадиционные классификации государств.

    1. По отношению к религии выделяют светские, клерикальные, теократические, атеистические государства.

    В светском государстве религиозные организации отделены от государства. Они не вправе выполнять политические и юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства. Статус светского государства конституционно закрепили РФ, Германия, Франция, государства СНГ и др.

    В клерикальных государствах та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Церковь принимает участие в политической и культурной жизни, однако слияния церкви и государства не происходит. К клерикальным государствам могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и др.

    Ктеократическимотносят государства,в которых глава государства является одновременно и главой церкви. Религиозные нормы в таких государствах являются основным источником законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни. К теократическим государствам обычно относят Пакистан, Саудовскую Аравию, Марокко и др.

    Ватеистических государствах религиозные организации преследовались властями. Атеистическим было советское государство, особенно в первые годы его существования, а также некоторые бывшие социалистические страны, например, Албания. Конституцией 1976 г. в Албании была запрещена всякая религия.

    1. Французский философ Ж.Боден в зависимости от народного характера, степени физического и интеллектуального развития делил государства на северные, средние и южные.

    Южные народы, по мнению философа, превосходят все другие народы тонкостью и силой ума. Северные народы отличаются физической силой. Средние же превосходят северян умом, но уступают в силе, а южных – по физической силе, но уступают в хитрости и изощренности. Государство и право впервые возникли у народов, проживающих в средней географической и климатической полосе.

    Географический критерий типологии государств и правовых систем использовался позднее Ш. Монтескье и др. авторами.

    1. Немецкий юрист Георг Еллинек в зависимости от характера взаимоотношений между властью и индивидом различал древневосточное, древнегреческое, древнеримское, средневековое, современное.

    2. Ряд исследователей в зависимости от политического режима выделяют тоталитарное, авторитарное, либеральное, демократическое типы государства, хотя такое деление относится к характеристике не типа государства, а типа политического режима.

    3. В типологии государств иногда выделяют государства переходного состояния, или так называемые переходные государства. Переходное государство характеризуется поляризацией интересов общества, отсутствием среднего класса, переходом от планово-централизованной к рыночной экономике и др. Российское государство, как и другие государства бывшего СССР, находятся, по мнению ряда исследователей, в переходном состоянии.

    4. В.И. Червонюк, характеризуя нетрадиционные типы государств помимо переходных рассматривает также мусульманское (исламское государство) и полицейское государство.

    5. В. Чиркин в зависимости от характера централизации политической власти, методов ее осуществления выделял монистическое, сегментарное, плюралистическое и др.



    Тема 4. Формы государства
    4.1.Формы государства

    В отечественной и зарубежной литературе вопрос о форме государства привлекал к себе внимание многих исследователей.

    Еще в Древней Греции и Древнем Риме философы и юристы высказывали различные, порой противоречивые мнения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют.

    Аристотель, ученик и критик Платона, понимал под формой государства систему верховной власти, и в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) выделял монархию, аристократию или политию-демократию. Эти формы он назвал «правильными», так как в них просматривалась общая польза. Каждая из названных выше форм могла искажаться и превращаться в соответствующую «неправильную» форму – тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные» формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, только в личных целях.

    Исследованием форм государства занимались и в Древнем Риме. Так, великий римский оратор и государствовед Цицерон в зависимости от числа правителей выделял три простые формы государства (царскую власть – монархию; власть оптиматоров – аристократию; народную власть – демократию) и смешанную форму.

    Для того чтобы предотвратить вырождение той или иной простой формы, Цицерон предлагал использовать смешанную форму, складывающуюся из выделения и смешания положительных качеств всех простых форм.

    Учения о формах государства развивались не только на ранних и средних стадиях развития цивилизации, но и во все последующие столетия.

    Ш.-Л.Монтескье в работе «О духе законов» под формами государства понимал образы правления, среди которых выделял – республиканский, монархический и деспотический. Республиканское правление – правление при котором верховная власть находится в руках всего народа или его части. Монархическое правление – форма правления, при которой управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов. При деспотическом правлении все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица. Как для республики, утверждал мыслитель, нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх.

    Значительное внимание исследованию формы государства было уделено и в отечественной научной литературе. Так, в 60–70-х бытовало мнение, что форма государства состоит из формы правления и формы государственного устройства. В учебной литературе 80-х годов обозначили уже три элемента формы государства – форму правления, форму государственного устройства и форму государственного (политического) режима.

    Сегодня форма государстваэто способ образования, организации и осуществления государственной власти. Она выражается через форму правления, форму государственного устройства и форму государственного (политического) режима.
    4.2.Форма правления

    Форма правления это способ организации и формирования верховной государственной власти.

    По форме правления государства подразделяются на монархии и республики.

    Монархияэто форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу обычно по принципу наследования.

    Помимо наследственных монархий существуют также и выборные монархии, однако она встречается крайне редко.

    Для монархии характерны следующие признаки:

    1. единоличный характер власти главы государства;

    2. передача верховной власти в порядке наследования;

    3. пожизненное осуществление властных полномочий;

    4. юридическая безответственность за принимаемые решения.

    В зависимости от объема властных полномочий различают абсолютную и ограниченную монархии.

    В абсолютной монархии верховная власть монарха (короля, царя, императора) не ограничена каким-либо представительным (законодательным) органом. Абсолютными монархами были, например, французские короли (до французской революции 1789г.), российские императоры (до формирования Государственной Думы в начале ХХ века) и т.д. Сегодня эта форма правления существует в Саудовской Аравии, Катаре, Омане и др.

    При абсолютной монархии вся власть сконцентрирована в руках монарха, он располагает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной областях. Законы издаются от имени монарха, ему подчинен весь аппарат государства, он представляет государство на международной арене. Содержание монарха финансируется из государственного бюджета. Власть монарха усиливается также тем, что он является одновременно и высшим духовным лицом.

    Парламент в абсолютной монархии отсутствует, но существуют различные совещательные учреждения при главе государства (например, Консультативное собрание в Катаре, Консультативный совет в Саудовской Аравии).

    Роль основного закона выполняет священная книга мусульман – Коран.

    Важную роль в политической жизни абсолютных монархий могут играть «семейные советы», состоящие из членов правящей семьи и некоторых высших улемов – особо почитаемых знатоков Корана. На таких советах решаются вопросы престолонаследия, они могут также заставить монарха отречься от престола.

    В большинстве стран абсолютная монархия эволюционирует в монархию конституционную.

    Разновидностями ограниченной монархии являются дуалистическая и парламентарная монархии.

    Дуалистическая монархия – промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентарной монархии.

    При этой форме правления одновременно существует два политических учреждения – монархия и парламент, которые делят между собой государственную власть.

    Эта двойственность (дуализм) выражается в том, что монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Он назначает правительство, которое несет ответственность только перед ним.

    Парламент, которому конституция формально предоставляет законодательные полномочия, никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав, ни на его деятельность не оказывает. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом. Дуалистическая монархия сохраняется в настоящее время в Иордании, Марокко, Монако и других государствах.

    Наиболее распространенной моделью монархии в современном мире является парламентарная монархия. В парламентарной монархии не существует никакого дуализма. Власть монарха ограничена не только в области законодательства, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством. Юридически за монархом сохраняется право назначения главы правительства и министров, но делает он это только в соответствии с предложениями лидеров партийной фракции, располагающей большинством мест в парламенте (точнее, в нижней палате парламента). Формально министры считаются слугами монарха, а само правительство – правительством монарха, но ни министры, ни правительство никакой ответственности перед монархом не несут. Правительство формируется парламентским путем и несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом.

    В отличие от дуалистической монархии в парламентарной монархии центральное место в системе государственных органов занимает правительство, которое не только осуществляет полномочия и прерогативы монарха, но и контролирует и направляет всю деятельность парламента.Парламентарная монархия существует сегодня в Великобритании, Дании, Норвегии, Швеции и других государствах.

    В современных развитых странах монархия является большей частью слабым политическим учреждением, не играющим существенной роли в осуществлении государственного руководства обществом.

    Республика это такая форма правления, которая основана на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти. При республиканской форме правления верховная власть делегируется единоличному или коллегиальному органу, избираемому на определенный срок.

    К признакам республики можно отнести:

    1) глава государства может быть как единоличным, так и коллегиальным;

    2) глава государства осуществляет свои полномочия в течение определенного срока;

    3) власть главы государства не передается по наследству, а носит выборный характер;

    4) глава государства несет ответственность за принимаемые решения.

    Республики существовали еще в рабовладельческих государствах.

    В аристократической республике (Спарта, Рим) основная масса населения отстранялась от участия в выборах высших органов государственной власти. Народное собрание играло при этом второстепенную роль.

    В демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения (Афины).

    Республики при феодализме носили городской характер (Новгород, Псков, Венеция, Генуя, Флоренция). Они создавались по мере роста могущества некоторых крупных городов и устанавливали господство не только над прилегающей сельской территорией, но и над некоторыми крупными городами.

    Республика стала преобладающей формой правления в современном мире. Двумя основными формами современной республики являются парламентарная республика и президентская республика.

    Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность.

    Отличительными чертами парламентарной республики являются:

    • верховенство парламента;

    • ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, а не перед президентом;

    • формирование правительства на парламентской основе из числа лидеров политических партий, располагающих большинством голосов в парламенте;

    • избрание главы государства парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента.

    В парламентарной республике глава государства не играет существенной роли среди других государственных органов. Правительство формируется и возглавляется премьер-министром.

    Парламентарная республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская. В настоящее время парламентарная республика существует в следующих странах: в Италии, Германия, Австрии, Швейцарии, Финляндии и некоторых других.

    Президентская республика характеризуется следующими признаками:

    • соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства;

    • внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

    • ответственность правительства перед президентом;

    • сосредоточение в руках президента огромной политической, военной и социально-экономической власти.

    Президентская республика теоретически строится по принципу жесткого разделения властей. Это означает, что в конституционном законодательстве соответствующих стран проводится строгое разграничение компетенции между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

    Президентская форма правления получила достаточно широкое распространение в государствах, освободившихся от колониальной зависимости.

    Существует несколько разновидностей президентской республики. Это американская, французская и российская модели. Специфика каждой модели рассмотрена В.С.Нерсесянцом в «Общей теории права и государства».
    4.3. Форма государственного устройства

    Форма государственного устройства– это способ территориальной организации государства, влияющий на распределение полномочий между отдельными его субъектами.

    По форме государственного устройства государства делятся на унитарные и федеративные. Формой союза суверенных государств является конфедерация.

    Унитарная форма государственного устройства является преобладающей. К унитарным государствам относятся Великобритания, Франция, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, подавляющее большинство стран Латинской Америки и Африки.

    Исторически унитаризм был прогрессивным явлением, так как он пришел на смену феодальной раздробленности. Он был вызван потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной власти.

    Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

    • структурными единицами такого государства являются районы, города, области, департаменты, округа, провинции, графства и другие административно-территориальные образования;

    • административно-территориальные единицы не имеют политической самостоятельности. В зависимости от влияния центральной власти выделяют централизованные (в них существует высокая степень зависимости регионов от центральной власти, например, Франция, Турция и др.) и децентрализованные (в таких государствах структурные образования наделены более широкими компетенциями, однако собственным суверенитетом они, конечно, же не обладают, например, Италия, Япония и др.) унитарные государства;

    • единое гражданство;

    • единая система высших (представительных, исполнительных, судебных и контрольно-надзорных) органов государственной власти, распространяющаяся на территорию всей страны;

    • единая конституция;

    • единое законодательство;

    • единая система налогов и сборов;

    • допускает национальную автономию для проживающих на его территории этносов.

    Унитарными, как правило, являются небольшие по территории государства с компактно проживающим населением. Подавляющее большинство современных унитарных государств – государства мононациональные.

    Выделяют следующие виды унитарных государств:

    • унитарные государства без автономий, например: Швеция, Норвегия, Португалия, Ирландия, Венгрия, Румыния и др.;.

    • унитарные государства с автономиями, например: Великобритания (Шотландия, Северная Ирландия), Дания (Фарерские острова и Гренландия), Испания (область Басков) и др.

    Федеративное государство. Федерация – это сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Государственные образования (штаты, земли, провинции, кантоны и др.) являются субъектами федерации, имеют свое собственное административно-территориальное деление.

    Федерации присущи следующие признаки:

    • территорию федерации составляют территории ее субъектов;

    • субъекты федерации обладают признаками государства – имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику;

    • в стране, где есть союзная конституция разграничены полномочия между субъектами федерации и федеральным центром;

    • высшая (для всей страны) законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам – федеральному президенту, правительству, парламенту, судам;

    • наличие единых вооруженных сил, полиции, таможни, службы безопасности;

    • парламент имеет, обычно, двухпалатную структуру – нижняя палата представляет интересы всей страны, а верхняя – интересы субъектов.

    Федерации могут быть территориальными, национальными, национально-территориальными.

    В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территории. Это делается для удобства управления в очень больших по территории государствах (США – 50 штатов и Федеральный (столичный) округ Колумбия; Бразилия –22 штата, 3 территории и Федеральный (столичный) округ; Мексика –31 штат и 1 столичный округ; Австрия – 8 земель и т.д.).

    В национальных федерациях субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей (СССР, Союзная республика Югославии – Союз Сербии и Черногории; Чехословакия – Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993г.). Национальные федерации являются непрочными образованиями.

    В основу национально-территориальных образований положен не только национальный, но и территориальный принципы (например, в Конституции РФ до 2008 года из 89 субъектов 32 – были созданы по национальному принципу, а 57 – территориальные образования).

    Конфедерациясоюз (сообщество) суверенных государств, добровольно объединившихся для удовлетворения общих интересов и целей политического, экономического, оборонного характера.

    Конфедерации существуют недолго: они распадаются (как это произошло с Сенегамбией – объединением Сенегала и Гамбии в 1982–1989 гг.) или преобразуются в федеративные государства (как, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавшей в 1815–1848 гг., трансформировалась в федерацию).

    Межгосударственные объединенияэто союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников (например, Европейский союз, Содружество Независимых Государств)
    4.4. Форма государственного режима

    Форма государственного режима– совокупность средств и методов осуществления государственной власти.

    Государственный режим подразделяется на два вида: демократический и недемократический, который в свою очередь может быть авторитарным или тоталитарным.
    Демократический политический режим

    Понятие «демократия» означает – народовластие. Демократический режим характеризуют следующие признаки:

    • население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой демократии (институты прямого народовластия – выборы, референдум, сходы, митинги, демонстрации) и представительной (власть осуществляется через представителей народа – депутатов);

    • свобода личности;

    • гарантии прав и свобод личности;

    • гласность, свобода от цензуры средств массовой информации;

    • осуществление деятельности государства только в рамках закона (правовой характер государства);

    • господство закона во всех сферах общественной жизни;

    • выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти;

    • осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти;

    • многообразие политических взглядов и убеждений.

    Демократический режим царит как в государствах с республиканской формой правления (Германия, Франция, США, Россия), так и в монархиях (Великобритания, Дания, Бельгия, Япония, Голландия).

    Тоталитарный политический режим

    Тоталитарный политический режим характеризуется

    • стремлением государства к полному господству над всеми сферами общественной жизни;

    • отчуждением общества от политической власти;

    • монопольным государственным контролем над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией;

    • формированием государственной власти бюрократическим способом;

    • моноидеологией, выразителем которой выступает одна политическая партия (группа);

    • сращиванием профессионального аппарата партии с государством, запрет деятельности оппозиционно настроенных сил;

    • отсутствием реальных прав и свобод;

    • приоритетом государства над правом;

    • широким применением террора; отсутствием правовой государственности и гражданского общества.

    Тоталитарные режимы могут быть как левые (коммунистические), так и правые (фашистские).

    Авторитарный политический режим

    Авторитарный политический режим можно рассматривать как своего рода компромисс между демократическим и тоталитарным режимами, так как он мягче тоталитарного, но жестче, демократического.

    Авторитарный политический режим характеризуют следующие признаки:

    • концентрация законодательной и исполнительной власти в руках одного лица;

    • моноидеология правящей власти на политическую деятельность;

    • во взаимоотношении с властью личность лишена гарантий безопасности;

    • игнорируется принцип разделения властей законодательную, исполнительную и судебную (президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы);

    • нет принципа выборности государственных органов и должностных лиц;

    • отсутствует единая идеология (в отличие от тоталитаризма здесь власть не оправдывает свои поступки стремлением к высокой цели);

    • сохраняется частичная цензура, существует «полугласность»;

    • отказ от тотального контроля над всеми сферами жизни;

    • права и свободы человека и гражданина провозглашаются, однако реально не обеспечиваются;

    • роль лидера высока, но в отличие от тоталитиризма, он не харезматический, т.е. не является для последователей исключительно одаренной личностью, олицетворяющей собой мудрость, героизм, «святость»;

    • возвышение государства над правом, власти над законом (например, Испания периода правления Ф. Франко, Чили во времена власти А. Пиночета).

    Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и другие разновидности авторитарного режима.

    Режим чрезвычайного положения (ограничение политических прав и свобод, комендантский час и т.д.) устанавливается при попытках государственного переворота, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов и др.

    1   2   3   4


    написать администратору сайта