АПТГП. 1. лекции тема Проблемы предмета и методов теории государства и права Предмет теории государства и права
Скачать 133.85 Kb.
|
Курс лекций по дисциплине «Актуальные проблемы теории государства и права» Направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» 1. ЛЕКЦИИ Тема 1. Проблемы предмета и методов теории государства и права Предмет теории государства и права В научной и учебной литературе нет и не было единого понимания предмета теории государства и права. Так, в советской период в юридической литературе отмечали, что теория государства и права «есть наука о классовой сущности и формах государства и права, об их исторических типах, об их значении в жизни общества, наука о закономерностях возникновения и развития государства и права, о принципиальном отличии сущности, назначения и роли социалистического государства и права от любого эксплуататорского государства и права»1. Более лаконично, но с той же идеологической окрашенностью, позже в одном из учебников по теории государства и права отметят, что «предмет теории государства и права составляют основные и общие закономерности государства и права, их сущность, назначение и развитие в классовом обществе»2. В постсоветский период в определениях предмета теории государства и права отсутствует марксистско-ленинская позиция ученых. Коммунистическая идеология уходит в прошлое. Идеологической основой современного российского государства служит доктрина правового государства. И она, конечно же, находит свое отражение в перечисленных ниже формулировках предмета теории государства и права. «Предметом теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также органически связанные с ними и сопутствующие им иные социальные явления и процессы»3. Предмет теории государства и права составляют наиболее «общие закономерности возникновения, развития ифункционирования государства и права, а также система основных понятий и категорий юриспруденции»4. Различное представление о предмете данной дисциплины связано не только с определенной идеологией, царившей в тот или иной временной промежуток (советский и постсоветский периоды, перестроечные и постперестроечные годы), сколько заключается в сложности и многоаспектности исследуемой государственно-правовой материи. Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что, несмотря на различные подходы к определению предмета теории государства и права, в их позициях больше сходства, чем различия. Однако следует помнить, что содержание и предмет данной науки не являются неизменными, они изменяются и постоянно находятся в динамическом развитии. 1.2.Методы теории государства и права Методами теории государства и праваназывается совокупность приемов, способов и средств изучения государства и права. Совокупность методов, применяемых в той или иной науке, образует ее методологию. Методы теории государства и права подразделяются на философские (всеобщие), общенаучные и частнонаучные. Самыми распространенными всеобщими методами являются метафизика (философское учение о недоступных опыту принципах бытия) и диалектика (философское учение о законах становления и развития бытия и познания). При метафизическом методе государство и право воспринимаются как институты, которые существовали, существуют, будут существовать независимо от воли человека, тогда как при диалектическом методе государство и право рассматриваются в их развитии. В отличие от философских общенаучные методы представляют собой приемы, которые не охватывают все научное познание, а применяются лишь на отдельных его этапах. Принято выделять следующие общенаучные методы: 1) анализ – разделение сложного теоретического материала о государстве и праве на части и исследование его по частям; 2) синтез – изучение государственно-правовых норм путем их объединения; 3) системный подход, ориентирующийся на раскрытие целостности объекта, выявляющий многообразие типов связей в нем; 4) функциональный подход – дает возможность познать функции государства и отдельных его органов, функции права и т.п.; 5) метод историзма – рассмотрение государственно-правовой действительности в контексте времени. Частнонаучные методы помогают получить конкретные знания по вопросам государства и права. Это формально-юридический, конкретно-социологический, сравнительно-правовой, моделирования, математический, кибернетический и другие методы. Формально-юридический (юридико-технический, догматический) метод позволяет определять юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию. Он метод играет важнейшую роль в установлении пробелов в праве, предотвращении юридических коллизий. Конкретно-социологический метод позволяет выяснить мнение общества по вопросам государства и права с помощью опроса, анкетирования, наблюдения и др. Он направлен на выявление престижа права в обществе и эффективности правового регулирования. Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы (законы, юридическую практику и т.д.) для выявления их общих и особенных свойств. Метод моделирования используется для поиска оптимальной модели организации аппарата государства, формирования системы законодательства и др. Математический метод позволяет измерить уровень эффективности норм права, через математическую обработку данных, их анализ (например, уровень преступности). Кибернетический метод помогает изучать государство и право с помощью современных технических достижений. Этот метод используется для автоматизированной обработки, хранения, поиска правовой информации. Статистический метод позволяет получить количественные показатели массовых, повторяющихся государственно-правовых явлений. Метод правового эксперимента позволяет проверить действие новых законодательных положений в отдельных регионах, в сферах общественной жизни для выявления их эффективности и дальнейшего распространения на более широкий круг общественных отношений. Методы толкования права предназначены для уяснения истинной воли законодателя, выраженной в тексте закона. 1.3.Проблемы классификации юридических наук В научной и учебной литературе существует несколько вариантов классификации юридических наук. Согласно одной из них5 в зависимости от предмета исследования и сферы научного познания юридические науки и учебные дисциплины подразделяются на три основные группы: историко-правовые и теоретико-правовые (история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений, теория государств и права, философия права, социология права, сравнительное правоведение, юридическая конфликтология); отраслевые (конституционное право, административное право, гражданское право, финансовое право, коммерческое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, трудовое право и др.); специальные (прикладные) юридические науки и дисциплины (судебная медицина, судебная психиатрия, судебная статистика и др.). Особое место в системе юридических наук занимает международное право. Отмечая ведущую роль теории государства и права, акцентируя внимание на том обстоятельстве, что по своему предмету она является исходной теоретической основой для всех юридических дисциплин, исследователи права6 предложили следующую классификацию юридических наук: теория государства и права; историко-правовые науки (история государства и права России, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений); отраслевые юридические науки (конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право и др.); прикладные науки (криминалистика, судебная медицина и т.п.). Наряду с данной классификацией юридических наук существует и более дробная их классификация. В частности выделяются: теория государства и права как «общетеоретическая отрасль юридической науки»; историко-правовые науки (история государства и права России, история государства и права зарубежных стран и др.); специальные отраслевые юридические науки (конституционное право, административное право, гражданское право, финансовое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право и др.); юридические науки, тесно связанные со специальными отраслевыми, но вместе с тем имеющие свой самостоятельный предмет изучения (правоохранительные органы, право социального обеспечения, криминология и др.); технико-прикладные юридические науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная статистика и др.); международное право (международное публичное право и международное частное право). Помимо названных выше существуют и иные основания классификации, однако отличие их друг от друга нельзя назвать принципиальным. 1.4. Соотношение теории государства и права с гуманитарными и юридическими науками Все научные дисциплины условно можно подразделить на три группы: технические, естественные и гуманитарные. Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты. Юридические науки являются частью гуманитарных наук, т.к. государство и право являются социальными институтами. Теория государства и права, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, социологией, политологией и другими науками. Теория государства и права активно использует философские (всеобщие) методы (метафизику, диалектику), категории и понятия философии (сущность и явление, содержание и форма, целое и часть, задача и функция и т.п.). В свою очередь, теория государства и права дает конкретный материал о государстве и праве для широких философских обобщений. Используя данные политологии, теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления в контексте политической среды. Одновременно политология использует теоретические выводы и обобщения, связанные с такими социальными институтами, как государство и право (понятие, признаки, формы и функции государства и т.п.). Между теорией государства и права, социологией, политологией, экономическими и другими гуманитарными науками также прослеживается тесная связь, так как названные выше науки используют такие междисциплинарные понятия, как например, общество, гражданское общество, право собственности, правомерное поведение, производственные отношения и др. Теория государства и права и гуманитарные науки тесно связаны между собой, т.к. они постоянно обогащают друг друга. В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место. Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом. Различие же выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке, тогда как теория государства и права дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п. По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая. Вместе с тем теория государства и права формулирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками с учетом фактического материала, содержащегося в них. Взаимодействие теории государства и права с прикладными науками осуществляется через отраслевые науки. Тема 2. Отражение процесса образования государства и права в различных учениях и теориях 2.1.Происхождение государства Возникновение государства Больше полутора миллиона лет человек жил в условиях первобытного общества. Первобытные люди жили общинами или родами. Род – группа лиц, состоящих в родстве друг с другом и не допускающих брачных отношений друг с другом (экзогамия). Суть родового устройства состоит в том, что производство, потребление и весь уклад жизни сородичей носят коллективный (общий) характер. Экономической основой первобытного общества являлась общественная или коллективная собственность. Органами власти в первобытном обществе были родовые собрания старейшины, вожди, военачальники, жрецы (колдуны, шаманы, знахари, священники). Род – чисто личностный, а не территориальный союз. Связь членов рода, в отличие от государства, основана на начале кровного родства, и не зависит от территориального расселения. При родовой организации общества отсутствует аппарат систематически реализующий властные функции, нет публичной власти обособленной от общества. Для данной организации общества характерно господство человеческих обычаев, авторитет, уважение, власть старейшины общества и отсутствие элиты или класса систематически занимающегося управлением. Изменение климатических условий, возросшая плотность населения способствовало тому, что многие племена стали заниматься преимущественно земледелием и разводить животных. Так произошло первое крупное общественное разделение труда. Занятия земледелием и скотоводством не требовали усилий большого коллектива. Результат зависел лишь от усилий отдельной личности. Парная семья выделяется из коллектива и существует самостоятельно. Специализация труда сопровождается совершенствованием орудий труда. Ремесло выросло в самостоятельную отрасль, что приводит ко второму крупному общественному разделению труда. Занятие земледелием, скотоводством и ремеслом требовало от индивидов обмена результатами труда, что приводит к третьему крупному разделению труда. Процессом обмена стала заниматься определенная часть населения – купцы. Важным этапом в развитии первобытного общества и переходе от догосударственного состояния к государственности следует назвать переход от присваивающего хозяйства к хозяйству производящему. Три крупных общественных разделений труда: переход к земледелию, скотоводству, ремеслу и торговле – дали толчок к формированию государства. Однако сам процесс формирования государства в различных странах шел по-разному. Формы возникновения государства В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, древнеримскую и древнегерманскую. Афинская форма считалась классической, «чистой», так как процесс возникновения государства в Древних Афинах не осложнялся внешними завоеваниями или внутриклассовой борьбой, государство возникло вследствие появления частной собственности и разделения общества на классы. Большое значение здесь имели: реформы Тезея, который учредил центральную власть поделил население на три класса: благородных, земледельцев и ремесленников; лишь благородные наделялись правом замещения должностей; реформы Солона, который в основу деления граждан на 4 класса положил имущественный ценз – размер и доходность землевладения; управленческие должности могли занимать представители трех высших классов, а самые ответственные – представители первого класса, тогда как четвертый класс мог лишь выступать и голосовать на народном собрании; В Древнем Риме процесс возникновении государства осложнялся борьбой между римской родовой знатью (патрициями) и плебеями (лично свободными людьми, стоящими вне римских родов), последние не допускались к управлению обществом. У германских племен образование государства связывается с внешними завоеваниями. Необходимость управления завоеванными территориями привела к трансформации народного собрания свободных германцев в собрание знати, а власти вождей – в королевскую власть. Названные выше формы возникновения государства при всех различиях между ними именуют европейским путем, противопоставляя его восточному пути (Египет, Индия, Китай)возникновения государств. Причинами восточного или азиатского пути возникновения государства явились потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ для развития поливного земледелия; необходимость объединения для этого больших масс людей и территории, учреждение единого централизованного руководства этими массами. Общественная собственность превращается в государственную, а родоплеменная верхушка – в государственный аппарат. Три ведомства – финансовое, военное и публичных работ – составляют аппарат власти. Общим для восточных государств являлось господство государственной и общественной собственностью на средства производства, разделение же общества происходило по занимаемому положению субъекта в иерархической государственной системе. Отсутствие на Востоке неотъемлемого элемента западной системы – понятия частной собственности, составляет главное отличие восточной цивилизации. Теории происхождения государства Теологическая теория получила широкое распространение в Средневековье в трудах Ф.Аквинского, а в современных условиях ее развили идеологи исламской религии и католической церкви. По мнению авторов данной теории, государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено божественной волей. «Посредниками» между богом и государственной властью считались церковь и религиозные организации. Теологические теории провозглашают божественное происхождение не только государства, но и права. К числу достоинств данной теории следует отнести то, что она способствовала укреплению гражданского согласия в обществе, а также препятствовала революциям и гражданским войнам. Критики теологической теории указывали на то, что провозглашение государственной власти имеющей божественное происхождение делает монарха непогрешимым, а, следовательно, открывает дорогу для произвола главы государства. Патриархальная теория. Согласно патриархальной теории общество и государство возникают из семьи, а общественная и государственная власть – из власти отца семейства. В развернутом виде эта теория представлена в произведениях Р.Филмера, который ссылался на положения Библии о божественном сотворении Адама. Филмер утверждал, что Адам, как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а все последующие монархи это наследники Адама, приемники его отцовской и монаршей власти. Всякое преступление против абсолютной власти монарха – нарушение божественного порядка. Патриархальные воззрения имели широкое распространение у всех народов. Глубокие корни они пустили и в русской политической истории (например, вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного»). К достоинствам данной теории можно отнести то, что она способствовала сплочению общества, уважению государственной власти, культивировала в обществе дух родства. Главным недостатком данной теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Договорная теория получила распространение в XVII–XVIII вв. в трудах Г.Гроция, Ж.-Ж.Руссо, Ш.-Л.Монтескье, Д.Дидро, А.Н.Радищева и других ученых. По мнению представителей данной доктрины, государство – продукт сознательного творчества, результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство – рациональное объединение людей на основе соглашения между ними. Согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства – народ должен соблюдать законы, платить налоги, выполнять воинскую и другие повинности, а государство – регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности. В случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей. Несмотря на свою демократичность, данная теория страдала схематичностью и идеализированностью. Возникновение государства рассматривалось как одномоментный акт. Преувеличивая роль субъективных факторов, сторонники договорной теории недооценивали роль объективных, например, экономических. Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века Г.Спенсером, Р.Вормсом и другими учеными. По мнению представителей данной доктрины, государство – это организм. Будучи разновидностью биологического организма, государство имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных). Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе войн (естественного отбора) возникают государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности нельзя, т.к. люди не только социальные, но и биологические объекты. Однако, следует отметить, что нельзя распространять все закономерности, присущие биологической эволюции на социальные организмы, т.к. это хотя и взаимосвязанные между собой, но разные уровни жизни, которые подчиняются различным закономерностям и имеют различные причины возникновения. Теория насилия выдвигалась различными авторами на протяжении многих столетий. Представители данного направления трактуют возникновение государства и права как результат насилия (внутреннего или внешнего). Представления о внутреннем насилии развивал немецкий философ Е. Дюринг. «Насилие одной части первобытного общества над другой, по Дюрингу, – это первичный фактор, который порождает политический строй (государство). В результате такого насильственного порабощения одних другими возникают собственность и классы». Представления о внешнем насилии развивали Л.Гумплович и К.Каутский, которые полагали, что «возникновение первых классов и государств связано с завоеванием». Из победившего племени формируется господствующий класс, а из побежденного – класс эксплуатируемых. Сильным (вооруженным) меньшинством присваивались материальные блага и средства производства большинства. Для поддержания установленного порядка требовалось также насилие в виде чиновников, армии, т.е. возникла необходимость создания «охранительного аппарата» от тех, кто эти блага потерял и от внешней угрозы. Сторонники теории насилия, верно, отметили роль военно-политических факторов в развитии ряда государств (например, преодоление феодальной раздробленности в Германии, во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы и др.). Монополия государства на применение принуждения по отношению к населению до сих пор является важнейшим признаком государства (например, сбор налогов, правоохранительная деятельность, комплектование вооруженных сил). Недостатком теории является то, что насилие не было единственным фактором, повлиявшим на развитие государства. Психологическая теория. Среди наиболее известных представителей психологической теории можно выделить Л.И.Петражицкого, З.Фрейда и других ученых, которые связывали появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать. Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти является власть верхушки первобытного общества – вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества. Сторонниками данной теории верно подмечено стремление людей к общению, к доминированию или подчинению. Эти факторы, конечно же, могли оказать влияние на процесс образования государства, но при этом не следует отрицать роль экономических, социальных, политических и других факторов. Материалистическая теория. Представителями данной теории (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин и др.) происхождение государства и права объяснялось, прежде всего, социально-экономическими причинами. Важную роль в развитии экономики сыграло разделение труда, которое дало толчок росту его производительности. Возникновение избыточного продукта привело к возникновению частной собственности и появлению классов. Для защиты своих интересов правящий класс создает новую политическую структуру – государство, которое поддерживает господство одного класса над другим и обеспечивает функционирование общества как целого организма. Подчеркивая классовый антагонизм, представители данной теории недооценивают религиозные, психологические, военно-политические и иные причины, влияющие на процесс происхождения государственности. Ирригационная (водная) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока. Ярким представителем этой теории был германо-американский социолог, историк К.А.Виттфогель. Суть данной теории состоит в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод. Крестьяне не могли использовать ресурсы этих рек, так как для рытья каналов и строительства плотин необходимо использовать усилия всех людей живущих вдоль реки. Так возникли Древний Египет, Древний Китай, Вавилон. Подтверждает данную теорию тот факт, что первые государства, действительно появились в долинах крупных рек (например, Египет возник в долине Нила, а Китай – в долинах Хуанхэ и Янцзы). Недостатком данной теории следует назвать то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных вне долин крупных рек. Существуют и иные не менее известные теории происхождения государства: расовая теория, основателями которой считают француза Ж.Гобино и немецкого философа Ф. Ницше, в основе которой лежит идея физической и психологической неравноценности человеческих рас, превосходство одних над другими, появление государства необходимо для господства одних рас над другими; инцестная (половая) теория, сформулированная Леви-Стросом, который объяснял возникновение государства установлением в обществе запретов (табу) на кровосмешение, что повлекло усиление связей между родами, племенами по поводу обмена женщинами, потребовало создание соответствующих институтов за соблюдением табу и др.); и другие теории происхождения государства которые не вправе претендовать на абсолютную достоверность. Каждая доктрина является лишь определенной ступенькой к познанию истины. 2.2. Происхождение права Возникновение права В отечественной науке долгое время господствовала точка зрения, согласно которой происхождение права неразрывно связывалось с происхождением государства, т.к. у них общие причины возникновения: формирование частной собственности, разделение общества на классы, между которыми существует непримиримая борьба; при этом право в своем происхождении зависимо и производно от государства. Дискуссионным оставался вопрос о том, что являлось регулятором отношений между людьми в первобытном обществе: мононормы или архаическое (обычное) право? Наличие монононорм (единые социальные нормы, в которых выражено единство прав и обязанностей) отстаивали В.П. Алексеев и А.И. Першиц, которые утверждали, что «права в строгом смысле этого слова не могло быть там, где еще не было государства». Данная точка зрения находит опровержение в современной литературе (Г.В. Мальцев, Ю.И.Семенов) допускающей использование понятий обычного права, как права традиционного, архаического, связывая сказанное тезисом: где общество, там и право. Сегодня очевидно, что есть смысл рассматривать мононормы лишь как одну из значимых характеристик архаического права. При этом архаическое право – это более высокая, по сравнению с мононормами, ступень социально-нормативного регулирования отношений в первобытном обществе. Под обычным правом понимается совокупность правовых норм, сложившихся в определенной сфере человеческой практики, той или иной общественной группе или местности в результате многократного и единообразного повторения одного и того же варианта поведения и ставших обязательными правилами, обеспеченными социальным принуждением, (авторитетом) и используемыми для регулирования в установленном порядке конкретных отношений. Для становления (происхождения) права особое место имели сложившиеся в первобытном обществе обычаи. Обычай – это исторически сложившееся правило поведение, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и ставшее в силу этого регулятором общественных отношений. Обычаи – исторически первая группа социальных норм, возникшая одновременно с возникновением самого общества. Вместе с возникшими позднее нормами морали они развивали представление человека о добре и зле, о честном и бесчестном поведении. Обычаи и нормы морали действовали в комплексе с религиозными догмами. Под обычаями можно понимать сложившиеся традиции, ритуалы, обряды, имеющие социальную значимость. В форме религиозных обрядов обычаи поддерживались не только силой общественного мнения, авторитетом старейшины, сложившейся привычкой, но и угрозой наказания свыше. Религиозные запреты, «табу» были более эффективны нежели физическое наказание или принуждение, так как последние могли привести к разрушению единства рода. Большую роль в жизни людей того времени имели также многочисленные мифы и сказания, обосновывающие варианты должного и запретного поведения. Однако обычаи, нормы морали и религиозные догмы, защищавшие коллективный интерес, в период перехода от присваивающей экономики к обществу с производящей экономикой (неолитическая революция) для защиты интересов отдельной личности оказались недостаточными. На определенных этапах развития первобытного общества возникла острая необходимость в более строгих, детализированных правилах поведении (нормах), обретавших свойства правовых. Классическое право возникает в условиях раннеклассового общества. Право как особый социальный регулятор своим происхождением обязано всей совокупности экономических и иных жизненных факторов, которые обусловили процесс его становления и развития. Основные концепции правопонимания Естественно-правовая теория. Первоначальная стадия становления и развития теории естественного права была еще в Древней Греции и Древнем Риме. Однако, лучшей порой естественного права считают XVII–XVIII вв., время расцвета научной юридической и философской мысли. Значительный вклад в развитие теории естественного права внесли такие великие мыслители и просветители как Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.-Л.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, А.Радищев в России и др. Основные идеи: в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения); отождествляются право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права); источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения или от Бога. Достоинства: это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие нa смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй; в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми; провозглашает источником прав человека природу либо Бога и тем самым предотвращает произвол чиновников и государственных структур. Слабые стороны: такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) уменьшает его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, поскольку весьма непросто определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей; такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое также может быть разным у различных людей. Историческая школа права наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII – начале XIX вв. в работах Г.Гуго, Ф.Савиньи, Г.Ф.Пухта и др. Основные идеи: право – историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно; право – это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия; законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр национального духа и глубин народного сознания; представители этой теории, которая возникла во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения естественные права человека. Достоинства: впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе; справедливо подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению; подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения. Слабые стороны: данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя; ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству (между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с упорядочением рыночных отношений). Социологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. в трудах Е.Эрлиха, Ф.Жени, С.А.Муромцева и др. Основные идеи: разделяют право и закон, хотя и делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов; под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право – это реальное поведение субъектов правоотношений – физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины – теория живого права; формулируют такое живое право судьи. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества. Достоинства: такое понимание ориентирует на реализацию права, где оно обретает практическое осуществление; совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания над правовой формой; эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику. Слабые стороны: если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного; в силу переноса «центра тяжести» правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц. Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. работах Л.И.Петражицкого, Г.Тарда, М.Рейснера и др. Основные идеи: психика людей – фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство; юридические обязанности произошли от психологического чувства обязанности сделать что-либо; все правовые переживания делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматриваться как действительное право. Так разновидностью интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют игорное право, детское право и т.д. Достоинства: учтены психологические процессы, которые существуют наряду с процессами экономическими, политическими и пр. Поэтому нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида; повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества; источник прав человека здесь выводится не из законодательства, а из психики самого человека. Слабые стороны: придается слишком большое значение психологическим факторам в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т.п.), от которых тоже зависит природа права; объявление интуитивного права (фактически правосознания) действительным правом. Нормативистская теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Ее авторами считаются Г.Кельзен, П.И.Новгородцев и др. Основные идеи: исходным является представление о праве как о пирамиде норм, где на самом верху находится основная, суверенная норма – конституция; право «живет» только в кодифицированных юридических нормах, т.е. не может быть права вне норм (например, естественного); в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и должны соответствовать конституционной норме; право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религией, философией, моралью, т.е. в «чистом виде». Достоинства: подчеркивается такое свойство права как нормативность, и доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы; признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, т.к. государство устанавливает и обеспечивает основную норму. Слабые стороны: слишком значителен «сдвиг» к формальной стороне права, что приводит к игнорированию его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.); признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. Марксистская теория права зародилась во второй половине XIX начале XX в. и явилась господствующей в СССР и социалистических странах вплоть до конца 80-х годов ХХ в. Основоположниками данной теории были К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин и др. Основные идеи: право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса; отражает существующие производственные отношения, где основная масса средств производства, сосредоточена в руках небольшой группы собственников; право устанавливается и охраняется государством. Достоинства: представители данной теории понимали право как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт) и выделяли четкие критерии правомерного и противоправного; показали зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него; обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его. Слабые стороны: преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества; слишком жестко связывали право с материальными факторами. Помимо рассмотренных выше существуют и иные не менее известные концепции правопонимания, которые нашли свое отражение в учебной литературе, монографиях и других работах. |