История. 1 лекция 1 вопрос
Скачать 35.16 Kb.
|
Консерватизм и стабильность норм восточного права и морали Тесная связь норм права с религией (индуизмом, исламом, конфуцианством), а также внутренняя нерасчлененность религиозных, нравственных и правовых предписаний. Общественные отношения регулировались не только и не столько правом, сколько при посредстве норм нравственности, религии, традиций. Существовали альтернативные представления о праве. Все средневековые правовые системы стран Востока утверждали неравенство: сословное, кастовое, семейное, по признакам пола. Поведение людей строго регламентировалось. 2 вопрос, 1 лекция Источниками мусульманского права являются: 1) Коран – как священная книга ислама и основа мусульманского права; 2) сунна – совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение; 3) иджма – общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама; 4) кияс – суждение по аналогии в вопросах права. 3 вопрос, 1 лекция Было закреплено 4 представление об имуществе как объекте вещных прав. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности мусульманина: воздух, море, пустыня, мечети и т.п. Не признавалась собственность мусульман и на так называемые нечистые вещи: вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и т.д. Мусульманскому праву было известно также деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых и т.д. Большое внимание мусульманские правоведы уделяли классификации земельной собственности. В особые группы выделялись земли, принадлежащие частным лицам, брошенные земли, земли, непригодные для обработки, и т.п. Землевладельцу разрешалось при этом сдавать землю непосредственному производителю – крестьянину. Было положено начало формированию основных правовых земельных статусов – хиджаза (земель, где по преданию жил Мухаммед и для которых был установлен особый правовой режим), вакуфа (земель, переданных мечетям, мусульманским школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели, освобождавшихся от налогов и считавшихся неотчуждаемыми), мулька (земель, которые по характеру правомочий их держателей могут быть отождествлены с частнособственническими), икты (временных пожалований земли вместе с проживавшим на ней населением за службу). Отношения собственности тщательно регламентировались нормами шариата. Земли подразделялись на государственные, находящиеся в частном владении, брошенные земли, и земли, непригодные для обработки. Хиджаз – святая земля, часть Аравийского полуострова, в которой проживал Мухаммед. Она стояла из двух частей: город Мекка с его областью и остальной частью Хиджаза. Завоеванные в результате «священной войны» земли (вакуф) переходили в собственность государства. Побежденных принуждали заключать договор с мусульманами с отказом от права собственности на бывшую свою землю, но она могла передаваться им с условием платить налог – харадж. Подать взималась в зависимости от дохода и в твердо установленном размере. Право на землю, называемое мульк («владение»), приближалось к праву собственности. К ним относились земли, владельцы которых приняли ислам после завоевания; земли, завоеванные мусульманами и перешедшие к победителю по причине убийства или бегства бывшего владельца; земли, никем не занятые, орошенные и обработанные мусульманами. Впоследствии возникали и иные виды земельных владений, например система иктов – захваченные земли и переданные феодалам за военную или государственную службу. Постепенно они стали передаваться по наследству. Владельцы иктов получили право собирать для себя поземельные подати с крестьян. Арабские правители давали земли и на особом праве, так называемое «вакуфное право» (термин русских юристов). Они передавались феодалом с благотворительной целью мечетям, духовным школам (медресе), кладбищам, мазаратам (гробницы святых), гостиницам и приютам. 5 вопрос, 1 лекция хадд. К ним относились прежде всего вероотступничество и богохульство, наказывавшиеся смертной казнью. Смертной казнью наказывались также все выступления против государственной власти. К этой же группе преступлений, объявлявшихся тяжким грехом, относились кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в прелюбодеянии. Вторая группа объединяла преступления против отдельных лиц. Наиболее детально были разработаны нормы, посвященные умышленному убийству, за которое предусматривались альтернативные наказания. Родственникам убитого предлагалось выбрать одно из трех: смертную казнь, прощение убийцы, принятие выкупа за кровь (дийа). Размеры выкупа обычно приравнивались к стоимости 100 верблюдов. Лицо, совершившее неумышленное убийство, выплачивало выкуп и несло религиозное искупление. За другие преступления данной группы, в частности за телесные повреждения, возникала ответственность, основанная на принципе талиона, закрепленном в Коране. В третью группу входили правонарушения, включая и преступления, наказания за которые не были строго установлены и могли быть выбраны судом (тазир). Наказывались в судебном порядке такие действия, как неуплата закята, несоблюдение поста, нанесение легких телесных повреждений, оскорбления, хулиганство, обвешивание и мошенничество, взяточничество и т. д. 6 вопрос, 1 лекция Безбрачие рассматривалось как нежелательное состояние, а брак считался религиозной обязанностью мусульманина. Формально для брака требовалось согласие сторон. Но поскольку считалось, что волю невесты вправе выразить ее родители, брачный договор часто превращался в замаскированную форму продажи девушки. Фактически вопрос о замужестве дочери решал отец. Так как, согласно преданию, Мухаммед женился на Айше, когда ей исполнилось девять лет, этот возраст был признан достаточным для вступления в брак женщин. Допускался временный брак, заключенный на определенный срок. Мусульманину разрешалось жениться на женщинах, исповедующих другую религию. Женщине-мусульманке было запрещено выходить замуж за иноверца. Брачный документ составлялся кадием (судьей) и удостоверялся не менее чем двумя свидетелями мужского пола. Препятствием к браку считалось кровное родство или свойство брачующихся, идолопоклонство. За мусульманином признавалось право иметь до четырех жен, а также наложниц из числа рабынь. Жена имела право на содержание, на отдельное помещение, на выделяемое мужем имущество. Она не участвовала в расходах по дому, которые лежали на муже, и должна была заниматься домашним хозяйством и воспитанием детей. Муж считался главой семьи. Для него существовала свобода развода, он мог подвергать жену телесным наказаниям. Жена могла требовать развод только через суд и только в случае, если муж не исполнял своих обязанностей (не давал жене содержания, имел физические недостатки, не состоял с ней в супружеских отношениях) или если он жестоко обращался с ней. Развод мог иметь место в случаях взаимного проклятия (лиана). Оно произносилось мужем перед судьей, когда он считал, что родившийся у жены ребенок являлся результатом нарушения ею супружеской верности, но был не в состоянии этого доказать. Жена, со своей стороны, могла клятвой отрицать данное заявление. Брак по причине лиана расторгался окончательно (при разводе по другим основаниям брак мог быть заключен вторично). 7 вопрос, 1 лекция Наряду с кодексами существовало своеобразное «указное право» императоров, которое затем в виде кратких записей решений и постановлений с добавлениями составляло особый жанр законодательствования и специфический источник права – собрание указов («чи»), или китайскую разновидность прецедентного императорского права. В этот период расхождения между конфуцианцами и легистами свелись к спору, что должно внедряться в обыденную жизнь при содействии государственной власти – «динамичные, произвольно задаваемые сообразно сиюминутной государственной пользе, не учитывающие ни сложной структуры общества, ни его традиций законы «Фа» или же фиксирующие сложную общественную структуру, гораздо более неповоротливые, но зато гораздо более отвечающие исконному строю жизни людей Моральные устои «Ли» Характерной особенностью династийного законодательства стало допущение исходного для конфуцианства представления о том, что эффективность государственной системы контроля и регулирования возможна только на основе сочетания и взаимодействия моральных норм (морально-ритуальных заповедей, обозначаемых термином ли) и жестких предписаний закона «фа». Традиционны и ссылки в текстах законов на моральные нормы или на произведения Конфуция и его последователей. Краткое господство легизма в период империи Цинь (221 – 206 гг. до н.э.), во многом способствовавшего превращению заурядного княжества во всекитайскую державу, продемонстрировало также ограниченность возможностей командной силы законов и связанного с ними контроля и принуждения. В этот период расхождения между конфуцианцами и легистами свелись к спору, что должно внедряться в обыденную жизнь при содействии государственной власти – «динамичные, произвольно задаваемые сообразно сиюминутной государственной пользе, не учитывающие ни сложной структуры общества, ни его традиций законы Фа или же фиксирующие сложную общественную структуру, гораздо более неповоротливые, но зато гораздо более отвечающие исконному строю жизни людей Моральные устои Ли». В начале правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) легистские концепции стали трансформироваться . Первые шаги в этом направлении сделал конфуцианец Сюнь-Цзы (ок. 298 – 238 до н.э.), который сблизил понимание Ли с пониманием закона у легистов. Так была заложена новая основа для различения закона и морали с одновременным превращением конфуцианства в инструмент примирительного синтеза противоборствующих доктрин – легизма и конфуцианства. Процесс «конфуцианизации» китайского законоведения растянулся на несколько веков и завершился в известной мере ко времени первых крупных кодификаций династий Сун и Тан. Этическая ориентированность законоустановлений, их пронизанность духом Моральных устоев особенно заметна в танском кодексе. Характерной особенностью династийного законодательства стало допущение исходного для конфуцианства представления о том, что эффективность государственной системы контроля и регулирования возможна только на основе сочетания и взаимодействия моральных норм (морально-ритуальных заповедей, обозначаемых термином ли) и жестких предписаний закона (фа). 9 вопрос, 1 лекция Средневековое право Китая, его династий-ные кодексы создавались в условиях сложившихся в древности стереотипов массового правосознания китайцев, воспринявших идеологию ортодоксального конфуцианства с его синтезом конфуцианства и легизма. Один из этих стереотипов исходил из веры китайцев в исключительную эффективность взаимодействующих друг с другом моральных норм (ли) и жестких правовых норм (фа). 10 вопрос, 1 лекция Объектом посягательств мог быть не только государственный порядок или человек и его имущество, но прежде всего ритуал межличностного и межгруппового общения (этикет), нарушение которого в виде сыновней непокорности или несогласия могло при желании законодателя обрастать расширительными толкованиями. В число упомянутых зол входили заговор о мятеже против государя, «великое непокорство» (бунт против существующих порядков и морали с умыслом что-то святотатственно разрушить), а также измена. Четвертое зло – «непочтение, непокорность» – имело в виду внутриродственные конфликты (избиение или убийство родных), затем следовало зло в виде «несправедливости, порочности» (преступления, совершенные с особой жестокостью и злостью). Шестое зло – «выражение великого непочтения» – подразумевало кражу предметов культа, вещей императорского обихода (императорская печать, печать его жены, матери), а также оплошности при приготовлении ему пищи, лекарства либо злословие в его адрес. Виновные в этом подлежали удавлению. Следующие разновидности зла были сгруппированы в связи с их вредом для нравственных семейных устоев: «выражение сыновней непочтительности», «несогласие, разногласие» с близкими родственниками; далее следовала группа преступлений, оцениваемых как «несправедливость, неправедность» во взаимоотношениях из разряда официальных и иерархических (убийство начальника его подчиненным, убийство командира, учителя-наставника; сюда же было отнесено выражение непочтения к мужу со стороны жены, например отказ от ношения траурной одежды в связи с его кончиной). Десятое зло – кровосмесительные связи, которые уподоблялись взаимоотношениям «птиц и зверей». 1 вопрос, 2 лекция При периодизации истории государства в средневековом Китае необходимо учитывать периодические смены царствующих династий и становления крупных империй. Государство непосредственно испытывало на себе влияние частых в это время народных восстаний, которые приводили к тем или иным изменениям в социально-классовой структуре, а также в политических и правовых институтах. 2 вопрос, 2 лекция Цзедуши— крупная административная должность в средневековом Китае, подразумевающая сосредоточение в одних руках всей военной и гражданской власти на обширной территории. Впервые появилась примерно в 650—655 годах во времена династии Тан 3 вопрос, 2 лекция Реформы Ван Аньши были продиктованы главным образом стремлением обеспечить возрастающие потребности императорской казны. Вместе с тем в реформаторском движении ясно проявилось и стремление остановить "поглощение" крестьянских земель, ограничить рост крупного частного землевладения, засилье чиновничьей элиты. 4 вопрос, 2 лекция Новый вариант надельной системы (система "равных полей") был введен в 485 году в Северном Китае при династии Северная Вэй, а затем в VI и VII вв., при династии Суй и сменившей ее династии Тан. Эта система была распространена впоследствии на весь Китай. Крестьяне от 15 до 70 лет получали от государства земельные участки с целевым назначением – под посевы зерновых, конопли, посадку тутовых деревьев. Большая часть земельного участка (40 му для мужчин и 20 му для женщин), предназначавшаяся для посева зерновых, предоставлялась лишь во временное пользование и отбиралась государством у крестьянина после превышения им податного возраста или в случае смерти. Другая незначительная часть земельного участка передавалась по наследству. Надельная система означала не только укрепление традиционной системы эксплуатации податного крестьянства. Она способствовала распространению фактического прикрепления крестьян к земле через сельскую общину с ее круговой порукой, коллективной налоговой ответственностью перед государственной казной. Эта система не только не затрагивала существующего крупного частного землевладения, но и способствовала его увеличению. 5 вопрос, 2 лекция Под напором национально-освободительной борьбы и мощного крестьянского движения XIV в. монгольское господство пало. В стране установилась новая всекитайская династия Мин Новая династия, основанная представителем крестьянства, на первых порах проводила политику, несколько облегчающую положение народа. Так, в целях более равномерного распределения налогов были пересмотрены податные списки. В результате конфискации земель монгольской знати значительно увеличилось число государственных крестьян; издавались указы о списании недоимок. 6 вопрос, 2 лекция меритократия (власть достойных) Последняя весьма похожа на европейскую СИНЕКУРУ – должность, на которой человек только числится, при том, что она сама существует только на бумаге, а все необходимые льготы и вознаграждения беспрерывно стекаются к обладателю должности. Образованная сословная группа – ШЕНЬШИ стала мощной консервативной силой, опорой центральной власти, традиционно эксплуатировавшей податных крестьян. Шеньши делились на две категории. Первую составлял относительно небольшой по численности слой лиц, непосредственно причастных к власти, - окружение правителя, его сановники и весь иерархический бюрократический государственный аппарат, вторую – огромная армия кандидатов в этот слой, получивших конфуцианское образование, но не имеющих должностей 7 вопрос, 2 лекция Социально-экономические нововведения этого времени нашли отражение в серии реформ, закрепленных в Манифесте Тайка, дополненных специальным кодексом "Тайхо Ёро рё". Реформы призваны были реорганизовать систему управления и аграрные отношения по китайскому образцу. На основе последовавшего за этим введения надельной системы земля вместе с зависимыми людьми была изъята у частных лиц и передана в государственную собственность. Земельные участки, наделы, подлежащие переделу раз в шесть лет, раздавались среди полноправных крестьян (рёминов) по числу едоков. Рабы также получали надел, равный трети надела свободного. Государство в качестве собственника земли предусмотрело тройные повинности крестьян: ренту (подать) зерном, налог изделиями ремесла и трудовую повинность, продолжительностью до ста и более дней в году. Введение надельной системы в Японии не означало, однако, уравнительного передела земли. Значительная часть земель переходила в руки чиновничества (пополнявшегося за счет той же знати) в качестве служебных должностных наделов, размеры которых зависели от должности и ранга. Некоторые земли знать получала в пожизненное пользование, иногда с правом перехода земли по наследству по прямой линии, от одного до трех поколений. Надельная система оказалась экономически неэффективной и недолговечной в Японии. Рамки ее применения с самого начала ограничивались, областями, примыкающими к столице, нарушались сроки переделов земель, которые сопровождались злоупотреблениями чиновничества и пр. Ее основы все более подтачивал рост частного землевладения клановой феодализирующейся знати, которому не могла противостоять слабая центральная власть. Реформы Тайка знаменовали утверждение раннефеодального государства во главе с наследственным монархом. Они были подготовлены буддийским и конфуцианским учениями о едином государстве, во главе которого стоит «монарх-мудрец», обладающий неограниченной властью. В результате реформ было создано единое японское государство во главе с императором 8 вопрос, 2 лекция Господствующее сословие дворянства представляли прежде всего фактический правитель Японии – сёгун, семье которого в начале XVII в. принадлежало около трети территории страны, и около 300 семейств владетельных князей – даймё, располагавших также огромной земельной собственностью. Это сословие делилось на своеобразные кастовые группы. Феодальные князья (даймё) состояли из двух категорий – фудай-даймё, находящихся в непосредственной вассальной зависимости от дома Токугава, которые замещали все высшие правительственные должности в стране, и тодзама-даймё, или так называемые внешние князья, отстраненные от дел управления. 9 вопрос, 2 лекция Было создано просуществовавшее в веках (вплоть до конца II Мировой войны) особое министерство императорского двора, которое, согласно "Тайхо Ёро рё", состояло из одного особого столового управления (ведавшего продовольственными поставками и заготовками для двора, а также деятельностью поваров), четырех главных управлений, в том числе главного управления дворцовой кухни, управления дворцовыми складами и хозяйством, казенными рабами и пр., и тринадцати простых управлений (управления дворцовых садов и прудов, дворцового водоснабжения и пр.). Штатное расписание этого министерства было особенно насыщенным. Оно было представлено, как и в других министерствах, администраторами, специалистами, канцеляристами-писцами, которых дополняли специально приписанные к министерству "казенные дворы". При множестве министерств и управлений, как явствует из "Тайхо Ёро рё", между ними не существовало четкого разграничения функций. Связующим элементом этой разветвленной структуры был императорский двор. 10 вопрос , 2 лекция феодальной военной диктатуры, при которой власть как в центре, так и в определенной мере на местах сосредоточивалась в руках сёгуна – "великого полководца". Установление первого сёгуната Минамото (1192 – 1333 гг.), опирающегося на новый военно-бюрократический аппарат (бакуфу), и знаменовало начало второго периода развития феодального государства в Японии, периода его военно-политического объединения. |