реферат история. Государственная деятельность Ивана III РЕФЕРАТ. 1. Личностная характеристика и краткая биография Ивана iii
Скачать 48.12 Kb.
|
Содержание Введение...................................................................................................................3 1. Личностная характеристика и краткая биография Ивана III...........................5 2. Завершение централизации территорий и государства..................................10 3. Внешняя политика Ивана III.............................................................................16 Заключение.............................................................................................................20 Библиографический список .................................................................................21 Введение. Актуальность темы работы во многом обусловлена теми катаклизмами, которые пережила наша страна в конце ХХ века. Распалось великое государства, возникшее в результате крушения Российской империи. Было утрачено влияние, которое наша страна имела на мировом уровне. Поэтому приходится все чаще обращаться к историческому опыту для ответа на извечные русские вопросы. Можно привести в какой-то мере, очень условно, пример практической утраты российской государственности в результате монгольского нашествия. Выход из кризиса связан с личностью Ивана Васильевича (1462 -1505 гг.), княжение которого было важнейшим этапом в процессе создания единого Российского государства. Это время образования основной территории России, окончательного освобождения ее от монгольского ига и формирования политических основ централизованного государства. Иван III был крупнейшим государственным деятелем, человеком больших политических замыслов и решительных начинаний. Умный, дальновидный, расчетливый и настойчивый, но осторожный и хитрый, он был достойным продолжателем дела своего отца. Ивана Васильевича долгое время прозывали Великим. Почти полувековой срок его княжения прошел под знаком борьбы за воссоединение Русских земель. Ивану III удалось изменить весь облик государства превратить его из сильного княжества в мощную централизованную державу. К опыту первого государя всея Руси стоит обращаться, если мы хотим трезво оценить свои возможности, свой исторический опыт. Тогда нам будет полезно разобщаться в том, что и как делал Иван III, и открыть в нем величайшего русского реформатора. «Иоанн III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением, решить надолго судьбу народов: он есть герой не только российской, но и всемирной истории», — писал Н.М. Карамзин. Именно он, Иван III, вывел нацию на столбовую дорогу истории. По большому счету, до сих пор никому и ничему не удавалось перечеркнуть заложенную Иваном III государственную традицию: ни империи Петра Великого, ни даже первому в мире социалистическому государству. По почину государя был создан ансамбль Московского Кремля, который до сих пор является символом нашей державы. И наш российский герб — двуглавый орел — впервые появился на великокняжеской печати Ивана III в конце XV века. Казалось бы, сколько воды утекло с тех пор, а проблемы у нас во многом все те же: единство огромной страны; Россия и Европа (вообще, Запад); место России в мире; наше историческое предназначение. В современном понимании мы привыкли именовать Ивана III «государем всея Руси», «государем русских» [2].Однако при всем том сам этот титул подразумевал, что его обладатель выступает единственным властителем, отделяющим себя от всех неполноправных подданных министериалов. Следует отметить, что Ивану III удалось добиться от литовского князя согласия признать этот титул. Во внутренних правительственных актах Ивана III титуловали так: «Иоанн, божиею милостью государь всея Руси». Оценивая процесс образования единого Русского государства, необходимо принять во внимание, что развитые торгово-экономические связи не стали тем объединяющим фундаментом, на котором бы основывалось формирование единого государства. Недостаточность экономических предпосылок оборачивалась гипертрофированием роли военной силы, насилия. Не случайно П.Н. Милюков рассматривал Московскую Русь как военно-национальное государство, проводя сравнение с военным лагерем. Складывание единого Русского государства представляло одновременно и процесс постепенного преодоления монголо-татарского ига. Строительство единого государства покоилось в большей степени на военном потенциале Москвы как объединяющего центра. Форсирование объединительного процесса под давлением внешней угрозы было связано с постоянным применением насилия. Стремление присоединить к Московскому государству населенные русскими территории Великого княжества Литовского также было неотделимо от военного образа действий. Личностная характеристика и краткая биография Ивана III У великого князя Василия Васильевича, внука Дмитрия Донского, и его жены Марии Ярославны, дочери боровского князя и внучки Владимира Андреевича Серпуховского, героя Куликовской битвы, это был второй сын - первый их сын, Юрий, родился осенью 1437 года и прожил не многим более 3 лет. Именно второму сыну суждено было стать наследником престола. Но этого в то время никто не знал [3]. Тому не приходится удивляться: уже много лет между двумя линиями потомков Дмитрия Донского шла междоусобная борьба за московский престол. Дмитрий Донской много сделал для укрепления великокняжеской власти. Тверь и Суздаль навсегда отказались от соперничества с Москвой, было сломлено своеволие Рязани, побежден Великий Новгород. Москва стала бесспорным центром русских земель. Но система княжеских уделов как таковая оставалась без существенных изменений. Умирая, Дмитрий Иванович назначил своим сыновьям крупные уделы в великом княжестве, что дало им фактически независимость от старшего брата - Василия, унаследовавшего великокняжеский престол. Более того, по буквальному смыслу духовной Дмитрия, его второй сын, Юрий, князь Галицко-Звенигородский, должен был в случае смерти старшего брата получить великое княжение. Великий князь Василий Васильевич, по прозвищу Темный (то есть - слепой) остался после своего отца всего десяти лет отроду. Его княжение (1425-1462гг.) было очень беспокойным и несчастным. Дядя, великого князя, Юрий Дмитриевич, удельный князь богатого Галича, не желал признавать малолетнего племянника великим князем. Когда умер попечитель Василия Витовт, Юрий открыто заявил свои претензии, и началась борьба Юрия и его сыновей Василия Косого и Дмитрия Шемяки с Василием Васильевичем за Москву и великое княжение. Междоусобие это затянулось на двадцать лет (1430-1450гг.) и доходило до больших жестокостей. Сыну Василия Темного было около десяти лет, когда закончилась междоусобица. Одиннадцатилетний "великий князь" получил еще один урок. Узнал он, что - 2 такое ордынское нашествие, даже малого масштаба, чем грозит нераспорядительность воеводы, не сумевшего отбить татар, увидел, чем оборачивается легкомысленная поспешность при отъезде главы государства из столицы, мог убедиться, каковы бывают горожане, когда они берут оружие в руки, для защиты своего города. Первого января 1452 года Василий Васильевич последний раз выступил в поход против своего недруга - Шемяки. Дойдя до Ярославля и "отпустив своего сына, великого князя Иоанна... противу князя Дмитреа", сам двинулся к Костроме [8]. Итак, двенадцатилетний Иван Васильевич отправился в свой первый самостоятельный поход. Разумеется, фактически во главе войска шли опытные воеводы. Но формально главенство и лично участие юного великого князя стало ступенью к его политическому возмужанию. О событиях зимнего похода подробнее всего рассказывает листная Устюжская летопись. Узнав о вступлении великокняжеских войск в Галич, Шемяка "оставил Устюг и побежал к Двине". На Устюге остался наместник Иван Кисель - очевидно для привлечения внимания. Весть об этом дошла до великого князя Ивана во время марша на Устюг. Немедленно были направлены воеводы "с силою" мимо Устюга, по реке Юг, в погоню за Шемякой. Хитрость Шемяки не удалась. Сам же Иван из Галицкой земли пошел на Сухону и далее на Вагу, перекрывая кратчайший путь отступления Шемяки к Новгороду [5]. Нелегок был зимний поход - последний поход феодальной войны, первый настоящий поход великого князя Ивана. Впервые перед ним открылись необъятные просторы русской земли. Увидел он впервые и кровавые будни войны. Первое самостоятельное упоминание о князе Иване. Восьмилетний княжич не участвует в походе с отцом на Кострому, а находится во Владимире, с войсками, посланными для отражения нашествия казанского хана. Наследник великокняжеского престола получает отнюдь не типичное воспитание. Первая обязанность князя - ратный труд. Его с детства приучают к походам. Воеводы и воины привыкают смотреть на него как на будущего государя. 4 июля 1448 года совершилось и другое важное событие: "женил князь великий сына свояо, великого князя Иоанна у великого князя Бориса Александровича Тферьского". Десятилетняя Марина Тверская превратилась в великую княгиню московскую. Средневековье не удивлялось ранним бракам. Решающее значение в данном случае имели династические, политические интересы. Феодальная война догорала. Москва вышла из нее победительницей, но была сильно ослаблена многолетней междоусобицей. Необходима была новая система политических союзов, гарантирующих устойчивость сложившегося положения. В системе таких союзов важное место занимал союз с Тверью. Новый договор утвердил равновесие между московским великим князем и тверским: они признавали друг друга "братьями". "Братство" между московским и тверским великими князьями означало, таким образом, ни что иное, как взаимное признание полной независимости и суверенитета. Прочный мир между Москвой и Тверью, крупнейшими феодальными центрами русской земли, стал важным фактором в политической стабильности. Мария умерла рано, в 1467 году, когда Ивану было около 30 лет. После нее у Ивана остался сын Иван Иванович. "Молодой" великой княжне было 25 лет. По Москве ходили слухи об ее отравлении. Великий князь отчасти верил этим слухам. Иван Васильевич признается великим князем наравне с со своим отцом, наделяется такими же политическими прерогативами. Ему уже 17 лет. По средневековым понятиям юноша в пятнадцать лет - воин, следовательно, Иван Васильевич был уже взрослым человеком. Физическая беспомощность слепого отца подчеркивала значение сына. Вероятно, к этому времени он уже далеко не формально носил титул великого князя. Ближайший помощник отца, он, видимо, принимал реальное участие в управлении княжеством [6]. Когда в следующем году татары орды Сеид-Ахмата, "похвалиться на Русь пошли", Ивану Васильевичу впервые довелось руководить "многими силами" на важнейшем для всей русской земли южном направлении. Ордынцы были отбита от берега Оки. Первый самостоятельный поход молодого князя (1459 год) увенчался победой. Иван был женат два раза. Первая жена его была сестра соседа, великого князя Тверского, Мария Борисовна. По смерти ее (1467 год) Иван "стал искать другой жены подальше и поважнее". Тогда в Риме проживала сирота, племянница последнего византийского императора Зоя Палеолог. Несмотря на то, что греки со времен флоринтийской унии сильно уронили себя в русских православных глазах, несмотря на то, что Софья жила так близко к ненавистному Папе, в таком подозрительном церковном обществе, Иван III, преодолев в себе религиозную брезгливость, выписал царевну из Италии и женился на ней в 1472 году. Эта царевна, известная в Европе своей редкой полнотой, привезла в Москву очень тонкий ум и получила здесь весьма важное значение. Бояре 16 века приписывали ей все неприятные им нововведения, какие с того времени появились при московском дворе. Внимательный наблюдатель московской жизни барон Герберштейн два раза приезжавший в Москву послом германского императора при Ивановом преемнике, наслушавшись боярских толков, замечает о Софье в своих записках, что это была женщина необычайно хитрая, имевшая большое влияние на князя, который по ее внушению сделал многое. Ее велению приписывается даже решительность Ивана III сбросить себя татарское иго. Софья могла внушить то, чем дорожила сама и что понимали и ценили в Москве. Она могла привезти сюда предания и обычаи византийского двора, гордость своим происхождением, досаду, что выходит замуж за татарского данника. В Москве ей едва ли нравилась простота обстановки, бесцеремонность отношений при дворе, где самому Ивану III приходилось выслушивать по выражению ее внука "многие поносные и укоризненные слова" от строптивых бояр. Но в Москве и без нее ни у одного Ивана III было желание уменьшить все эти старые порядки, столь не соответствовавшие новому положению московского государя, а Софья с привезенными ею греками, видевшими и византийский, и римские виды могла дать ценные указания, как и по каким образцам вести желательные пере- 6 мены. Ей нельзя отказать во влиянии на декоративную обстановку и закулисную жизнь московского двора, на придворные интриги и личные отношения, но на политические она могла действовать только внушениями, вторившими тайным или смутным помыслам самого Ивана III. Особенно понятливо могла быть воспринята мысль, что она, царевна, своим московским замужеством делает московских государей приемниками византийских императоров со всеми интересами православного востока, какие держались за этих императоров. Поэтому Софью ценили в Москве и сама себя ценила не столько, как великая княгиня московская, сколько как царевна византийская. Софья, как царевна, пользовалась в Москве правом принимать иностранные посольства. Таким образом, брак Ивана и Софьи получил значение политической демонстрации, которую заявили всему свету, что царевна, как наследница павшего византийского дома, перенесла его державные права в Москву, как в новый Царьград, где и разделяет их со своим супругом [9]. Почувствовав себя в новом положении и еще рядом с такой знатной женой, наследницей византийских императоров, Иван нашел тесный и некрасивой прежнюю обстановку Кремля, в какой жили его невзыскательные предки. В след за царевной из Италии выписаны были мастера, которые построили Ивану Успенский собор (собор Василия Блаженного), Грановитую палату и новый каменный дворец на месте прежних деревянных хором. В это же время в Кремле при дворе стал заводиться тот сложный и строгий церемониал, который сообщал такую чопорность и надменность московской жизни. Точно так же, как и у себя дома, в Кремле, среди придворных слуг своих Иван начал выступать более торжественной поступью и во внешних отношениях, особенно с тех пор, как само собою, без бою, при татарском же содействии, свалилось с плеч татарское иго, тяготевшее на северо-восточной Руси два с половиной столетия (1238-1480). В московских правительственных, особенно дипломатических бумагах, появляется новый, более торжественный язык, складывается пышная терминология. Много Руси оставалось за Литвой и Польшей, и, однако, в отношениях с западными дворами, не исключая литовского, Иван III впервые отваживается показать европейскому политическому миру притязательность на титул ГОСУДАРЯ ВСЕЯ РУСИ, прежде употреблявшийся лишь в домашнем обиходе, актах внутреннего управления и в договоре 1494 года. Даже заставляя литовское правительство формально признать этот титул. После того, как спало с Москвы татарское иго, в отношениях с неважными иностранными правительствами, например, с литовским министром, Иван III титулует себя царем всея Руси. Царями по преимуществу древняя Русь до половины XV века звала византийских императоров и ханов Золотой Орды, наиболее известных ей независимых властителей, и Иван III мог принять этот титул, только перестав быть должником хана. Свержение ига устранило политическое к тому препятствие, а брак с Софьей давал на то историческое оправдание. Иван III мог теперь считать себя единственным оставшимся в мире православным и независимым государем, и верховным властителем Руси, бывшей под влиянием ордынских ханов. Словом, после брака с Софьею Иван III проявил большое властолюбие, которое потом испытывала на себе и сама великая княжна. В конце своей жизни Иван совсем было поссорился с Софьей, и отделил ее от себя. Ссора их произошла по вопросу о престолонаследии. Сын Ивана III от первого брака, Иван Молодой умер в 1490 году, оставив великому князю маленького внука Дмитрия. Но у великого князя был и другой сын от брака с Софьею - Василий. Кому было наследовать престол московский: внуку Дмитрию или же сыну Василию? Сначала Иван решил в пользу Дмитрия, и при этом положил свою опалу на Софью и Василия. Дмитрия он при своей жизни венчал на царство (именно на царство, а не на великое княжение). Но через год отношения переменились: Дмитрий был отстранен, а Софья с Василием снова вошли в милость. Василий получил титул Великого Князя и стал соправителем отца. Мы же знаем, как еще до Ивана, фактически, не юридическим путем устанавливался в московском княжестве порядок преемства великокняжей власти в прямой нисходящей линии. Все зависело от воли хана: но обстоятельства и воля хана обыкновенно складывались в пользу такого порядка и образовался обычай, в силу которого великое княжение уже с Дмитрия Донского стало не только московской отчиной, но отчиной старшего сына московского князя. Василий Темный, столько претерпевший за этот порядок, придумал средство устранить его, еще при жизни назвав своего старшего сына Ивана великим князем-соправителем. Иван хотел последовать примеру отца и старшего сына своего от первой жены - Ивана, так же назначил своим соправителем, но соправитель умер, оставив сына Дмитрия, когда у Софьи подрастал сын Василий. У Ивана получились две нисходящие и равносильные линии: представитель старшей (внук) на одно колено был ниже представителя младшей (сын). Бояре из-за нелюбви к Софье были за внука, но Иван сам же нарушил свое столь торжественное установление и Софья успела поправить свои дела: венчанный внук был разжалован и заключен под стражу, а сын пожалован и посажен на великое княжение "самодержавцем". "Разве не волен я в своем внуке и своих детях? Кому хочу тому и дам княжение", - сказал однажды Иван по другому случаю; здесь в нем говорил своенравный хозяин - вотчинник, а не государь, которым издан первый Судебник. Та же мысль о произвольном выборе преемника между нисходящими выражена в договоре, заключенном между Василием и Юрием, старшими сыновьями Ивана III, еще при его жизни и по его воле: отец благословляет великое княжение своего сына, которого хочет, не взирая на старшинство [4]. |