Социология эссе. социология. 1. Место социологии в системе социального знания Г. Н. Нурышев, Д. С. Бразевич
Скачать 16.46 Kb.
|
1. Место социологии в системе социального знания Г.Н. Нурышев, Д.С. Бразевич Считать социологию наукой позволяет не только наличие предмета изучения, но и методов, т. е. строго определенных процедур сбора и анализа данных. Выявление социальной обусловленности явлений – это своего рода интеллектуальное искусство, опирающееся на эрудицию, интуицию и опыт исследователя, а научным исследованием его делает систематический сбор и анализ фактов. Научный статус социологии, как и других общественных и гуманитарных наук, традиционно определяется на основе разделения наук на естественные и гуманитарные. Задачами естественных наук являются объяснение и формулировка законов, т. е. выявление универсальных и постоянных причинно-следственных связей, а задачами гуманитарных наук – описание и понимание, (интерпретация) смысла событий. В англо-американской традиции принято еще более жесткое разделение сфер знания на собственно науки (sciences) и гуманитарные дисциплины (humanities): первые оперируют объективными данными, экспериментальными и статистическими процедурами, формулируют общезначимые выводы, а вторые оперируют субъективными суждениями и представлениями, процедурами интерпретации смысла, формулируют эстетические и этические оценки. К наукам однозначно относятся физика, химия, астрономия и т. п., к гуманитарным дисциплинам – философия, филология, искусствознание и т. д. Социология выполняет не только познавательные, но и общественно-политические и культурно-просветительские функции. 2. Соотношение социологии с другими гуманитарными науками Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции без взаимодействия с другими науками об обществе. В то же время социология является специфической наукой об обществе, включает в себя социологическую теорию, которая может использоваться другими гуманитарными науками. Теоретики трактуют предмет социологии по-разному. Э. Дюркгейм, например, определяет социологию «как науку об институтах, их генезисе и функционировании». По мнению Г. Зиммеля, «предмет социологии заключает в себе… отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчинёнными и бесконечное число других вопросов». П. Сорокин предлагает следующее определение: «Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, - с другой». Свое понимание предмета социологии дают Ю.Волков и И.Мостовая. Их точка зрения заключается в том, что «социология – это познание совместных форм человеческой жизнедеятельности, или социальных организаций». Понятие организации, или социальной общности, может трактоваться и как глобальное (мировое) сообщество, и как общество в его традиционном смысле (национальное сообщество), и как микросообщество (социальная группа, секта, клан). С.Фролов полагает, что социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах. В понятие социальной структуры он вводит взаимное расположение индивидов и групп в обществе, их взаимосвязи, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой информации. Под условиями существования социальных структур автор понимает, прежде всего, окружающую среду и культуру. В.Н. Ковалёв рассматривает предмет социологии как познание социальных отношений людей, которые с наибольшей полнотой и конкретностью раскрывают специфику механизмов взаимосвязи и взаимодействия между общностями и индивидами. 2. Структура социологического знания Г.Н. Нурышев, Д.С. Бразевич Современная социология – сложная, внутренне дифференцированная сфера деятельности, включающая в себя различные компоненты. Структура современной социологии, т. е. сочетание и соотношение в ней этих компонентов, определяется в основном тремя видами дифференциации: 1) по критерию предмета (предметная дифференциация); 2) по критерию способа познания (методологическая дифферен- циация); 3) по критерию цели и использования результатов исследования (прагматическая дифференциация). Предметная дифференциация обусловлена, во-первых, существованием различных онтологических ориентаций. В социологии сформировались два подхода к определению социальной реальности, т. е. того, что «на самом деле» существует и потому является предметом социологии. Эти два подхода получили названия «социологический реализм» и «социологический номинализм». Методологическая дифференциация – это разделение исследовательской работы по критерию способа познания, находящее выражение в выделении в структуре социологии таких компонентов, как теорети-ческая и эмпирическая социология. Прагматическая дифференциация внутри социологии, т. е. разделение по критерию цели и использования результатов исследования, разграничивает академическую и прикладную социологию. Академическая социология – это совокупность исследований, имеющих целью получение фундаментального научного знания. Основным результатом исследований в рамках академической социологии является развитие социологии как науки, т. е. создание новых теорий, получение новых эмпирических обобщений, разработка и апробация новых методов и приемов сбора и анализа данных. Исследования фундаментального характера ведутся главным образом на базе научно-исследовательских институтов и университетов. Здесь социология развивается как строго научное знание и как самостоятельная научная и учебная дисциплина. 3. Уровни социологии Г.А. Горбова, С.И. Самыгин Можно выделить два относительно самостоятельных уровня. Первый уровень теоретическая социология. Он отличается идеологической нейтральностью, ориентацией на решение познавательных проблем, обязательной опорой на эмпирические факты (Конкретное, предметное знание, полученное в результате эмоционально-чувственного, опытного созерцания явления, требующего объяснения). Теоретическую социологию составляют как макро-, так и микроконцепции. Представители макроконцепций считают, что общество — это объективная реальность, первичная по отношению к человеку, существующая согласно собственным законам. Представители микроконцепций полагают, что общество не обладает самостоятельной реальностью и возникает как нечто производное от индивидуальной деятельности людей. Второй уровень социологического знания представлен прикладной социологией, социологи этого уровня работают, как правило, вне стен университетов, в различных исследовательских центрах и организациях, выполняющих исследования по заказу государственных органов или частных организаций. Необходимо отметить, что, несмотря на относительную самостоятельность указанных областей социологического знания, между ними существует определенная связь: теоретические концепции тесно взаимодействуют друг с другом и опираются на прикладные исследования. |