Педагогика. Педагогика 1,3. 1. Метод воспитания понятие, структура, функции. Методы воспитания
Скачать 77.49 Kb.
|
1.Метод воспитания: понятие, структура, функции. Методы воспитания - способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на решение воспитательных задач. Реализация конкретного метода на практике осуществляется через приемы воспитания. Прием воспитания - составная часть, элемент, конкретное действие, отдельная операция в структуре метода. Материализация приемов воспитания на практике достигается через средства воспитания. Средства воспитания - объекты материальной или духовной культуры, а также различные виды деятельности преднамеренно включенные в процесс воспитания для достижения поставленных воспитательных целей. Основные средства обучения: слово, образ, деятельность. В структуру метода всегда входят приемы и средства воспитания. Методов воспитания и их различных модификаций накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, т.е. классификация. Классификация - это выстроенная (сгруппированная) по определенному признаку (или группе признаков) система методов. В настоящее время наиболее удобной с точки зрения практики является классификация методов воспитания, предложенная Г.И.Щукиной, в которой выделены три группы методов по их месту в процессе воспитания: методы формирования сознания личности (беседа, лекция, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение, убеждение); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (педагогическое требование, упражнение, приучение, поручение, воспитывающие ситуации, общественное мнение); 3) методы мотивации деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание). Убеждение - это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. Характерные черты метода убеждения: 1) ведущий метод воспитания; 2) способ словесного воздействия на разум, чувства и волю воспитанника; 3) опора на критические мышление; 4) способ побуждения воспитанника к социально -ценным действиям в соответствии с содержанием убеждения. В зависимости от направленности воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить воспитанника в истинности определенного типа +поведения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, должное отношение к шедевру художественной культуры, словом, к Высокому и Прекрасному во всех их возможных формах, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника, поскольку доказательство и внушение в их органическом единстве дополняют друг друга. Важную роль в убеждении играют: беседа (разговор, обмен мнениями между воспитателем и воспитанником; предполагает активную позицию и воспитателя и воспитанника), лекция (систематизированное изложение социально -значимой информации), диспут (обсуждение вопросов, волнующих воспитанников; способствует осмысление информации, самостоятельному размышлению и выбору), рассказ (словесное изложение социально -ценностной информации; способствует обогащению воспитанника социально - ценностным опытом других людей). Этапы реализации метода: 1) создание или выбор благоприятных психологических условий; 2) выбор приемов (разъяснение, сравнение, аналогия и т.д.); 3) постановка задачи, отбор содержания; 4) предъявление информации; 5) ориентация на использование информации на практике; 6) учет результатов убеждения. Условия эффективного использования метода: личная убежденность воспитателя; научная подготовленность, эрудиция воспитателя; правдивость и искренность; единство рационального и эмоционального; единство теории и фактов; доверительность отношений, такт воспитателя; учет особенностей воспитанников; опора на общественное мнение; сочетание с другими методами. 3.Методы, инициирующие «самодеятельность» ребенка. Выстраивая взаимодействие с детьми по данной парадигме, педагог вовсе не нуждается в нормативной методике, так как логика организации деятельности детей направляет его внимание на изыскание лишь форм деятельности детей с учетом школьных обстоятельств и условий. И он свободен в конструировании педагогической методики как в обучении, так и воспитании. Посмотрим, как это выглядит на уроке. Учитель предъявляет ученикам картину летящего в голубом небе самолета. Очень красиво. Ученики обмениваются впечатлениями и вспоминают о своих полетах на самолете, сообщают о самочувствии. Комментарий учителя приводит их к мысли о преодолении силы притяжения: самолетом? человеком? наукой? — ставит вопрос учитель... Начинается процесс осмысления закона земного притяжения... Разумеется, всплывает легендарный эпизод «яблока Ньютона», а далее предлагается ученикам подпрыгивание, подбрасывание, поднимание... И — подготовлен переход к научному понятию и формуле земного притяжения... А теперь другой пример из практики классного часа. Тема размышления — «Лицо и мордашка». Подростки просматривают ряд репродуктивных слайдов портретов кисти выдающихся художников: Леонардо, Веласкеса, Гейнсборо, Репина, Серова... и в том числе Буше. Педагог предлагает высказать впечатления от галереи портретов и развести понятия «лицо» и «мордашка». В виде реплики он сообщает о горестном сожалении философа Розанова Василия Васильевича по поводу преобладания на многолюдных улицах «мордашек» и отсутствия «лица». Идет вторичное просматривание галереи портретов. Дети произносят первые характеристики человеческого лица: «отражение мысли», «выражены чувства», «светится душа»... И вдруг педагог предъявляет две фотографии (из газеты «Труд»): портрет жены бизнесмена, которая любит демонстрировать себя в обнаженном виде, и — фотографию морды служебной немецкой овчарки... Подростки выражают радость открытия: У собаки — «лицо»! У этого человека — «мордашка»! И вывод, спонтанно родившийся: «Лицо носит человек определенного духовного развития, Лицо — отражение внутреннего мира...». Вывод чрезвычайной важности для всей последующей жизни входящего в сложный социальный мир подростка. Как видим, в обоих случаях педагог инициирует духовную активность учащихся, выстраивается метод деятельности самих воспитанников в целях возбуждения спонтанного рождения новообразования в структуре личности. Несмотря на то что знание носит всегда «насильственный характер», ибо оно отражает объективную истину, умение столь же несвободно в выборе субъекта, ибо оно выстраивается на знании об объективной природе объекта, а отношение, в отличие от знания и умения, субъективно свободно, отношения избирательно выстраиваются субъектом. Хотя существует такое принципиальное отличие, выявленная парадигма дает основание согласиться с Петром Фёдоровичем Каптеревым, говорящим о едином «педагогическом методе» как об общем методе профессиональной работы педагога с детьми. Педагогический метод — это инициируемая педагогом деятельность ребенка, порождающая в ходе ее свершения следующие значимые для вхождения в культуру социально-психологические новообразования в личностной структуре ребенка: • знания об объектах мира — их объем и качество влияют на характер отношения к отдельным объектам, рождают эмоциональное отношение; • умение взаимодействовать с объектами мира — их палитра и качество открывают возможность свободного взаимодействия с объектами мира, доставляя позитивные эмоции; • в итоге — отношения к отдельным объектам, рождающиеся в момент познания и взаимодействия с объектами. Предъявим школьной юности изумительный портрет Леонардо да Винчи «Дама с горностаем». Педагог приглашает вглядеться в отдельные черты портрета и согласиться, что детали говорят как раз об отсутствии большой красоты... Красоты нет, а дух захватывает... Откуда же рождается это удивительное впечатление «Прекрасной дамы»?.. Здесь неразрывная связь выделенных компонентов отношения, и в итоге — единое отношение. Эти новообразования вплетаются в общее синкретическое отношение к миру как таковому. Мировосприятие, миропонимание, мировоззрение — ступени личностного восхождения ребенка. Сначала — хаотичного, но по мере проживания и осмысления собственных отношений — все более структурированного, стройного и устойчивого. Для школьника педагогическая дорога обучения и педагогическая дорога воспитания отличаются только доминантой восприятия, осмысления и деяния. В обучении — в центре внимания всегда истина как объективная закономерность, во внеурочной работе главное — идея как осмысленное отношение, окрашенное личностным смыслом, но механизм один и тот же: восхождение от образа к обобщенному представлению и от него — к понятию, чтобы потом выстраивать действие. |