Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.История России в контексте всемирной истории

  • Теория об эшелонах развития

  • Второй

  • Отечественная историография в прошлом и настоящем.

  • 4. Понятие и классификация исторического источника. Исторические источники о начале русской истории, о восточных славянах в древности.

  • Группы исторических источников

  • Проблема этногенеза восточных славян

  • 6.Предпосылки образования гос-ва

  • 1. Методология и теория исторической науки


    Скачать 485.21 Kb.
    Название1. Методология и теория исторической науки
    Анкор1.docx
    Дата11.05.2018
    Размер485.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1.docx
    ТипДокументы
    #19111
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    1.Методология и теория исторической науки.

    Методология – учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подходах к изучению исторических фактов. К основополагающим принципам исторического познания относятся:

    •принцип историзма – рассмотрение фактов и исторических событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой;

    •принцип объективности – изучение объективных(то есть независимых от сознания человека) закономерностей, опора на факты в их истинном содержании, рассмотрение явления в его многогранности и противоречивости;

    •принцип социального подхода – рассмотрение явлений и процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в практической деятельности партий, правительств, личностей;

    •принцип альтернативности – определяет степень вероятности того или иного события, явления, процесса на основе объективного анализа реальной обстановки.

    Основные методологические подходы исторического познания.

    •Теологический подход – религиозное понимание истории, основанное на признании Высшего Разума (Бога-Творца) и созданного им божественного миропорядка, Бог-Творец – основа миробытия, первооснова всего сущего, он придал сокровенный смысл историческому существованию и развитию человека.

    •Субъективизм – подход, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиеся люди; отрицает объективные законы природы и общества, рассматривает исторический процесс как результат проявления мирового духа.

    •Географический детерминизм – историко-философский подход, утверждающий, что основные исторические события обусловлены природной средой, абсолютизирует роль географических факторов в развитии исторического процесса.

    •Эволюционизм – подход, в соответствии с которым история рассматривается как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития.

    •Рационализм – признание разума единственным источником познания.

    •Марксизм – рассматривает исторический процесс как последовательную смену в истории человечества общественно-исторических формаций, абсолютизирует социально-экономические факторы и игнорирует духовную, ментальную специфику в истории народов, человеческий фактор. Таким образом, в основе марксистской теории исторического развития лежит понятие «формация». Формационный подход к структурированию истории был предложен К. Марксом.Марксизм выделял пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Основоположниками марксистского подхода к изучению истории были К. Маркс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин.

    •Цивилизационный подход – рассматривает исторический процесс как последовательную смену культурно-исторических типов (цивилизаций). Таким образом, в основе цивилизационного подхода в изучении истории лежит понятие «цивилизация». Большую роль в развитии цивилизационного подхода сыграли Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер.

    •Синтетический подход – соединяет различные системы исторического познания в единое органическое целое.

    2.История России в контексте всемирной истории

    1) история России в контексте всемирной истории

    Россия в мировой истории-предмет споров. Благодаря филослфическим письмам Чаадаева ( рус философ и публицист 19 в) " Россия заблудилась", "... Россия преаодает урок, как нельзя жить" возникли западники и славянофилы.

    В то же время Тойнби ( англ социолог и историк 20в) писал " Россия не раскрыла весь свой потенциал", Шпенглер ( нем философ ) " запад себя исчерпал, будущее за Америкой и Россией". А Данилевский ( рус социолог и публицист 19 в ) писал " Россия станет первой цивилизацией, которая сможет реализовать все ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ( культура, политика, экономика, религия ).

    Теория об эшелонах развития возникла в СССР в 1960-70 гг. Авторы: Тарковский, Гиндин, Волобуев.

    Эшелоны развития:

    Первый : страны, где экономика развивается естественным образом; капитализм; пример- Англия, Франция, США

    Второй : страны, где экономика развивается и естественным образом, и под влиянием шос-ва; Япония, Бразилия, Россия

    Третий : страны, где экономика развивается лишь под влиянием гос-ва; Африка

    2) Концепции цивилизационной принадлежности России в современной исторической науке

    Семенникова Л И ( доктор исторических наук) " Все цивилизации можно разделить на 3 типа развития:

    а) непрогрессивный тип развития ( Архаические народы- племена и тд)

    б) циклический тип ( Восток; Иран, Ирак, Китай , Индия; Азия) ( гос-во и коллективизм)

    в) прогрессирующий ( западная Европа; Америка, Япония, Австралия)

    Россия между б) и в)

    3) Периодизация Отечественной истории

    1) древнерусское гос-во ( 9- середина 15 вв)

    2) Московское гос-во ( середина 15- 17вв)

    3) Российская Империя (конец 18-начало 20)

    4) Советское гос-во ( 1917-1991)

    5) Российская Федерация ( 1991-...)

    3. особенности возникновения исторической науки в России.

    Если история как наука представляет собой систематическое изображение развития обществ во времени, то возникает естественный вопрос: когда русская история стала наукой. Оказывается, не так и давно и не сразу. Превращение истории России в науку происходило постепенно. Стремление описывать историю России, по версии С.Ф. Платонова, проявилось сначала в составлении древних летописей, затем- «хронографов», «синопсиса». Особенность летописей и хронографов в том, что они содержат беспорядочные сведения о событиях из преданий и легенд.

    Затем огромный вклад в развиие данной дисциплины сделали немецкие ученые И.Г. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер, работавшие в России при Петре и позже; а так же русские ученые В.Н. Татищев, М.П. Погодин, М.М. Щербатов.

    Однако первый цельный взгляд на историческое прошлое России был изложен лишь в начале XIX в. Н.М. Карамзиным в его 12-ти томном труде « История государства Российского». В русской истории он видел и осветил как главный процесс – создание национального государственного могущества, к которому привели Русь ее талантливые деятели. Среди них- два главных: Иван III и Петр Великий (XV и нач.XVIIIв). После Карамзина известными были историки Н.А. Полевой, М.Т. Каченовский, Н.Г. Устрялов. Но строго научная цельность исторических воззрений впервые была выражена у нас в 40-х годах XIX в. в трудах С.М. Соловьева и К.Д. Кавелина, заложивших основы историко-юридической школы в исторической науке в России, и историческая наука в России достигла, наконец, своей зрелости.

    Отечественная историография в прошлом и настоящем.

      Слово "историография" происходит от греческого - "история" - разведывание, исследование прошлого и "графо" - пишу.

      Таким термином часто называют историческую литературу, имея в виду не только библиографию, но и анализ литературы. Предшественниками историографии были архаическая мифология и архаический эпос. Для Древней Руси характерны былинный и героико-патриотический эпос.

      Историография Киевской Руси начинается с "Повести временных лет", первая редакция которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору. Её содержание доведено до 1113г. Летописцы того времени считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле.

      С появлением опытного, рационалистического знания историки в качестве определяющей силы исторического процесса стали считать объективные факторы. Так, М.В. Ломоносов (18 век) и В.Н. Татищев (18 в), стоявшие, у истоков русской исторической науки, полагали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса. Главная мысль, пронизывающая труд Н.М. Карамзина (1766-1826гг.) "История государства Российского", - необходимость для России мудрого самодержавия.

      Крупнейший русский историк XIX в. С.М. Соловьев, создавший многотомную "Историю России с древнейших времен", видел ход истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий объективно определяли ход русской истории.

      Ученик Соловьева В.О. Ключевский (19-20вв) в "Курсе русской истории" развивал идеи своего великого предшественника. Он считал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический), характерных для каждого периода. Близко к нему по теоретическим взглядам был С.Ф. Платонов (20в.), чьи лекции по русской истории переизданы в наше время.

      В советский период историки особенно успешно изучали социально-экономическую проблематику, движение народных масс. Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники. Однако господство в теоретической сфере только одной марксистско-ленинской концепции существенно сковывало творчество ученых так как они видели смысл исторического развития в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, и в завершении- построение на земле коммунистического общества.

      С середины 80-х гг. XX в., с началом в нашей стране "перестройки", шел пересмотр исторического наследия советского времени. Историография пополнилась вводимыми в научный оборот некоторыми ценными историческими источниками, особенно видных русских эмигрантов, таких, как Н.А. Бердяев ("Судьба России", "История и смысл русского коммунизма"), И.Л. Солоневич ("Народная монархия"). Однако выдвижение на первый план в политической жизни концепции "общечеловеческих ценностей" привело к тому, что многие историки стали акцентировать больше внимания на общих закономерностях цивилизационного развития человечества, приспосабливаться, по выражению крупного общественного мыслителя А.А. Зиновьева, к "западнизации" России.

      Преодолевая конъюнктурные перекосы в трактовке прошлого и настоящего, соотношении общего и особенного, современная историография стала пополняться более объективными научными исследованиями, обобщениями. Достижения обновлённой историографии нашли отражения в новых учебных пособиях для вузов А.С. Орлова, Ш.М. Мунчаева, В.М. Устинова, других авторитетных профессоров. Такие авторы считают, что история России - часть мирового исторического процесса. Однако нельзя сбрасывать со счетов и особенности развития нашей страны.

      Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран. Со времен развития исторической науки разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. Самый распространенный: первобытная эпоха, древний мир, средневековье, новое время, новейшее время.

    4. Понятие и классификация исторического источника. Исторические источники о начале русской истории, о восточных славянах в древности.
    Исторические источники – весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события. Это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом.

    Группы исторических источников:

    1. Письменные (эпиграфические документы, берестяные грамоты, рукописи, печатные материалы)

    2. Вещественные (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, оружие, одежда, украшения, монеты)

    3. Этнографические (сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов)

    4. Устные (памятники устного народного творчества, т. е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки и т.д.)

    5. Лингвистические (географические названия, личные имена и т. д.)

    6. Фото-кинодокументы (документальные кино- и фотоматериалы)

    7. Фонодокументы (аудиоматериалы)

    Специальная наука, которая изучает исторические источники – источниковедение.

    Фолклор восточных славян был первоначальной стадией возникновения у них элементов исторических знаний. Первоначально исторический знания возникли в виде легенд, приданий, былин, мифов в догосударственный период. Передача информации шла через устную традицию, происходило смещение событий, объединение похожих фактов, искажались детали. Однако основная часть информации, шедшей от поколения к поколению, оценка исторических событий и явлений, их роли в жизни общества оставались верными.

    Первые письменные сочинения у восточных славян, содержавшие исторические записи, возникли после изобретения азбуки великими славянскими просветителями Кириллом и Мефодием. С конца 10 века берет свое начало русское летописание. В начале 12 века монах Киево-Печерского монастыря Нестор составил самых знаменитый русский летописный свод «Повесть временных лет».

    5.Переселение народов.

    Вели́кое переселе́ние наро́дов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII веках, главным образом с периферии Римской империи на её территорию.

    Одним из ключевых событий был климатический пессимум раннего Средневековья, ставший катализатором многих миграций. Великое переселение можно рассматривать в качестве составной части глобальных миграционных процессов, охватывающих семь-восемь веков. Характерной особенностью переселения был тот факт, что ядро Западной Римской империи (включая в первую очередь Италию, Галлию, Испанию и отчасти Дакию), куда направилась в конечном счёте масса германских переселенцев, к началу V века нашей эры уже было достаточно плотно заселено самими римлянами и романизированными кельтскими народами. Поэтому великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а затем и религиозными конфликтами между германским и романизированным населениями. Великие переселения заложили основу противостояния между германскими и романскими народами, в каком-то смысле дошедшего и до наших дней. В переселении активно участвовали славянские народы, тюрки, иранцы (аланы) и финно-угорские племена.

    Причины: Большинство исследователей называют в качестве причин великих переселений уход из оскудевших и неблагоприятных регионов в поиске более привлекательных земель для проживания. Одной из главных причин стало общее похолодание климата, в связи с чем население территорий с континентальным климатом устремилось в районы с более мягким климатом. Пик переселения пришёлся на период резкого похолодания 535—536 годов

    Проблема этногенеза восточных славян

    Этногенез — весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.

    На территории России было обнаружено значительное количество археологических памятников каменного века. По мнению ученых, славяне могли принадлежать к индоевропейским народам, образование языковой общности которых произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI-V тыс. до н.э. Кроме того, полагают, что славяне как вид образовались на территории Восточной Европы в IV-II тыс. до н.э. Они населяли лесные области между Одером и Средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главными отраслями хозяйства являлись земледелие и скотоводство. Наиболее известный памятник славянской протоцивилизации — Трипольская археологическая культура, охватывающая пространство от Юго-Восточной Трансильвании до Днепра.

    В середине I тыс. до н.э. среди славян началось распространение железа. К этому же периоду относится постепенное разложение родового строя. Именно тогда отчетливо выделились бытовые, религиозные и культурные особенности славянских племен в сравнении с другими индоевропейскими народами, что позволяет сделать вывод о формировании в I тыс. до н.э. славянской працивилизации. Примерно в это время единая славянская общность разделилась на три ветви: восточную (будущие белорусский, русский и украинский народы), западную (поляки, чехи, словаки и др.) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.).

    Во II в. н.э. в Северное Причерноморье из низовьев Вислы пришли германские племена готов. Под их главенством здесь сложился военно-племенной союз, в который вошла и часть славянских племен. С конца IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы — так называемое Великое переселение народов. Вторгшиеся из Азии тюркские кочевники — гунны — разбили готов, и последние ушли в Центральную и Западную Европу. В течение V—VIII вв. славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. К этому периоду территория расселения восточных славян определялась следующими рубежами: на севере — река Волхов, на юге — река Днестр, на западе — река Западный Буг, на востоке — река Волга. Именно в это время сложилась самобытная восточнославянская цивилизация, характеризовавшаяся общностью хозяйственного уклада, социально-политического устройства в форме военной демократии, общими особенностями поведения, обрядов и т.д.

    Сложные природно-климатические условия побуждали наших предков к объединению в рамках общины, ведению коллективного хозяйства. В социальном плане указанные обстоятельства вели к приверженности нормам прямой общинной демократии, преобладанию коллективистских ценностей над личными, низкой социальной мобильности членов общества. Исторический пример Византии с эффективной самодержавной властью, построением социума на основе жестких вертикальных связей, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества стал в известной степени образцом для русской государственности.

    6.Предпосылки образования гос-ва.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта