1. Методология и теория исторической науки
Скачать 485.21 Kb.
|
Просвещённый абсолютизм Просвещенный абсолютизм – период увлечения Екатерины II, идеями просвещения (все люди от природы свободны и равны). Это период реформ, обусловленных заботой об «общественном благе» и попыток улучшения законодательства. В это время с целью улучшения центрального управления, в 1763 г. сенат разделён на 6 департаментов. Каждый из которых имел строго оговорённый круг обязанностей и полномочий. В 1764 г. - Екатерина II назначила на Украину вместо гетмана – генерал-губернатора (Румянцев), окончательно уничтожив украинскую автономию. 1763-1764 г.г. – была проведена секуляризация. Екатерина II считала себя ученицей европейских просветителей (Вольтера, Дидро) и находилась с ними в переписке. Екатерина II мечтала о государстве способном обеспечить благоденствие подданных. В России продолжает действовать принятое в 1649 г. «Соборное Уложение».Затем Екатерина II решила созвать выборы, представителей от каждого сословия и поручить им, выработать новое положение, с учётом интересов населения. Для депутатов императрица составила наказ (осуждать жестокость наказаний; провозглашать ответственность подданным и не подданным; осуждать чрезмерные поборы с крестьян и т.д.). В 1767 г. – была созвана «Уложенная комиссия»[1]. В Уложенную комиссию входило более 500 депутатов. Однако Уложенная комиссия не оправдала надежд Екатерины, т.к. каждое сословие думало только о своих интересах, и в результате комиссия была распущена. 26. Альтернативы развития Российской империи в первой четверти XIX века. Несостоявшиеся реформы Александра I. Оценка историками личности Александра I неоднозначна. У С.Б. Окуня: царь-консерватор, использовавший либеральные идеи, у А.В. Предтеченского Александр I предстает как реформатор, убежденный в необходимости уступок либералам. По мнению авторов учебного пособия «Русская история» (С.-П. 1999, с. 196), характерной чертой его правления было лавирование менаду либералами и консерваторами. Выделяется два периода царствования Александра I: до Отечественной войны 1812г. и после разгрома наполеоновской армии. В первый период преобладали либеральные тенденции, а во второй - консервативные. На позицию царя оказывали влияние как внутренние факторы (давление либералов и феодалов-консерваторов), так и внешние (войны с Наполеоном, участие в «Священном Союзе»). 1801-1803гг. - время деятельности Негласного комитета неофициального правительственного органа при императоре, в который входили молодые друзья Александра: П.А. Строганов. А.А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей. В его планы входило: реорганизация государственного управления, постепенная отмена крепостного права, введение конституции. В 1803г. по инициативе графа СП. Румянцева был издан указ «О вольных хлебопашцах», по которому помещики могли отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. К 1825г. «вольные хлебопашцы» составляли всего 0.5% крепостных, а к 1860г.- 1,5%. Указы 1804-1805гг. ограничивал и крепостное право в Лифляидии и Эстонии. Крестьян запрещалось продавать без земли. Вводилось крестьянское самоуправление и крестьянские суды. Вводились изменения в государственном управлении. В 1802 г. были утверждены министерства. Вместо коллегий образовывалось 8 министерств (иностранных дел, внутренних дел. финансов и др.). Министры назначались царем и были подчинены ему. единолично принимали решения и несли за них персональную ответственность. Коллегии включались в соответствующие министерства. В целях координации деятельности и совместного обсуждения учреждался Комитет Министров. 8 сентября 1802г. расширялись права Сената: он объявлялся хранителем законов, высшей судебной инстанцией, органом надзора за администрацией. Ближайший сотрудник Александра I М.М. Сперанский (1772-1839) по его заданию разработал «План государственного преобразования», который предусматривал введение в стране конституционного строя, разделение властей, наделение гражданскими правами всего населения страны, отмену крепостного права. Но этот проект вызвал резкую критику сановников, столичного дворянства и не был осуществлен, а его автор в 1812г. угодил в ссылку. 1 января 1810 г. был учрежден Государственный Совет -законосовещательный орган при государе. Летом 1811г. было введено, разработанное Сперанским «Общее учреждение министерств», которое определяло состав, пределы власти и ответственность министерств, порядок делопроизводства. Так была завершена министерская реформа. Этим и ограничился Александр I. Попытки модернизировать Россию были заглушены не только отпором дворянства, но и внешними событиями, угрозой интересам России со стороны наполеоновской Франции. 27.Маятник русской монархии
Вступление на престол Николая I было омрачено выступлением декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Подавив это выступление, Николай I, тем не менее, сделал для себя важный вывод о необходимости решения крестьянского вопроса. Сам Николай считал реформы, в том числе и крестьянскую, назревшим делом, которую желало общество. Следует отметить, что в период 1837-1842 гг. под руководством П.Д.Киселева было проведена реформа Государственных крестьян. Однако Николай так и не решился отменить крепостное право. Второй важный вывод состоял в том, дворянство перестало быть опорой режима. Еще Павел I и Александр I выступали против дворянского преобладания, созданного в русском обществе в XVIII веке. Отсюда стремление Николая I опереться на бюрократию, чиновничество. Годы правления Николая I ознаменовались усилением самодержавия, усложнением всех звеньев государственного аппарата, дальнейшим численным ростом и укреплением позиций бюрократии. В этой связи следует отметить губернскую реформу, проводившуюся в 30-е годы XIX века, которая сильно ограничила власть дворянства на местах. После ее проведения «дворянство стало вспомогательным средством коронной администрации, полицейским орудием правительства». Чиновник превратился в главную фигуру в провинции, оттеснив на второй план сословную знать. Перекладывание исполнительной власти на плечи чиновничества привело к его резкому количественному росту. Особое место в системе власти играла Собственная Его Императорского Величества канцелярия, В ней имелось несколько отделений. Среди них важное место занимало III Отделение, при котором находился корпус жандармов. Основная мысль николаевского царствования сводилась к следующему: «ничего не вводить нового и только чинить и приводить в порядок старое». В этой связи можно указать на ужесточение цензурного режима и ряд мер в сфере образования и просвещения, например, ликвидация автономии университетов. В период правления Николая I Россия вела войны с Турцией и Ираном, продолжались военные действия на Северном Кавказе против горцев. В 1853 г. Россия ввязалась в Крымскую войну (1853-1856 гг.), которая имела для страны далеко идущие последствия. 28.Западники и славянофилы: исторические портреты, суть и характер дискуссий. фавориты славянофильства - Алексей Степанович Хомяков (1804—1860), Иван Васильевич Киреевский (1806—1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817- 1860), Юрий Федорович Самарин (1819—1876) — выступили с обоснованием самобытного пути развития России. Они Киреевский исходили из того, что у России свой особенный путь, определяемый её историей, положением в мире, огромностью местности и численности населения, географическим положением и в особенности своеобразными чертами российского государственного характера, российской «души». К этим чертам они относили: ориентацию на духовные (религиозные), а не материальные ценности, примат веры над рациональностью, первенствующее значение мотивов коллективизма — «соборности», готовность личности добровольно включать свою деятельность в деятельность целого — община, правительство. Тремя основами особенного исторического пути России славянофилы считали православие, самодержавие и народность, но соображали их по другому, чем официальная правительственная идеология. Во-первых, из этих трех основ главной числилось православие, а не самодержавие (как в официальной правительственной идеологии). Во-вторых, и это принципиально, над «самодержавием» понималась некая образцовая самодержавная монархия — совокупность идеальных принципов, на которых обязано базироваться правительство. Эти идеальные принципы, по мнению славянофилов, отнюдь не правильно, а в ряде отношений уродливо воплотились в русской реальности, но их можно и обязано исправить. Также и под «православием» понималось основное содержание православной религии — воплощение вечных истин добра, справедливости, милосердия, человеколюбия. Это содержание не отождествлялось с «официальным» православием, тем более с практикой православной церкви. Славянофилы отнюдь не были теми реакционерами, которыми их частенько изображают. Они были быстрее своеобразными утопистами. Свой идеал они видели в специфичной от всякой вещной зависимости высоконравственной личности. Свобода личности предполагает, как независимость от рациональности мышления, так и независимость от какого-или авторитета. Личность сама познает нравственную истину и познает её не лишь разумом, а, до этого всего, чувствами, верой, интуитивно. Свобода личности не может быть понята как произвол, ибо эта свобода подчинена нравственной необходимости, выраженной в религиозных ценностях. Личность не может быть противопоставлена и обществу. Свободу личности, противопоставившей себя обществу, славянофилы сравнивали со свободой, которую «смерть дает органическим элементам разлагающегося тела». Начальную ячейку нравственных отношений в обществе они видели в семейных отношениях. По принципу этих отношений обязана строится община и правительство. Славянофилы обожали также сравнивать подабающие социальные дела с отношениями певцов в хоре. Когда славянофилы говорили об «особом пути России» они отнюдь не имели ввиду сохранение имеющейся в России социальной действительности. Они подразумевали следование определенным социальным и нравственным ценностям. Эти ценности славянофилы считали традиционными для России и противоположными ценностям западноевропейской культуры. Главную задачку они видели в том, чтоб фаворитные ценности российской культуры реализовались в жизни полнее. Славянофилы не отрицали достижений европейской культуры в сфере естественных наук, образования, культуры поведения. Но они считали, что эти положительные моменты не есть основное в западной культуре, и что в ходе развития на первый план все более выходят нехорошие стороны: материализм, атеизм, обрядность, ценность форм духовной и социальной жизни над содержанием, утилитаризм и узенький рационализм, индивидуализм, питающие эгоизм и мещанство. «Западники» П. Чаадаев, А. Герцен и др. Считали, что у России не может быть противоположного западноевропейскому пути развития, обеспечивающего процесс и общества, и личности. Они резко критиковали не лишь российскую реальность (это делали и славянофилы), но и также базы социальной и духовной жизни России того времени, как самодержавие и православие. Главную задачку они видели в просвещении народа, в развитии демократических начал, в достижении большей социальной и политической свободы личности. Ориентация на западноевропейскую цивилизацию, критика православной церкви, обоснование приоритета личного начала над коллективным верно просматривается уже у П. Чаадаева. Совместно с тем, критикуя церковь, П. Чаадаев считал нужным сохранить христианскую религию, как базу духовности личности. А А. Герцен больше склонялся к материализму и атеизму. При всем отличии западников и славянофилов, у них было много общего. И этим общим у них была любовь к свободе, любовь к России, гуманизм. На первое место на шкале ценностей они ставили духовные ценности, были глубоко озабочены неувязкой нравственного роста личности, терпеть не могли мещанство. Из всей системы западноевропейских ценностей, западники по существу хотели взять лишь ориентацию на разум, науку, рациональное осмысление мира. Западники также считали, что Россия не станет, не обязана слепо копировать западноевропейский опыт. Взяв у Западной Европы её главные заслуги, Россия не повторит отрицательных сторон западноевропейской практики и явит миру более высокие, более совершенные эталоны социальной и духовной жизни. Идеал нравственной личности у западников и славянофилов имеет ряд общих главных черт: нравственной признается личность, ориентированная на высокие моральные ценности и нормы, подчиняющая им свое поведение на базе свободного волеизъявления, без какого-или внешнего принуждения. Различия взглядов относились, до этого всего, к таковым вопросам: какой обязана быть форма правления, законы; необходимы ли правовые гарантии свободы личности; каковы рациональные пределы автономии личности; какое место обязана занимать религия; каково значение государственных частей культуры, традиций, обычаев, обрядов. Основное принципиальное различие меж западниками и славянофилами проходило по вопросу о том, на какой базе можно и необходимо следовать к социальному и нравственному эталону: религии и веры, опоры на исторический опыт народа, его сложившуюся психологию, либо опоры на разум, логику, науку, на преобразование в согласовании с ними социальной действительности. 29. Реформы Александра 2 Крестьянская реформа: 1.Крестьяне <временно обязанные>, права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землей. 2. Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью 3. Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления были сельское общество, высшей (административной) единицей — волость. 4. Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, но обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел. 5. За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 49 лет. 6. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах. Реформа городского самоуправления: 1.Создание самоуправление для населения области, уезда. 2. Городская дума из выборных гласных соответствовала уездному земскому собранию, городская управа (выбранная из среды гласных) — земской управе. 3. Предоставляя городам устраивать свою жизнь собственными силами и средствами, правительство оставило за собой лишь право надзора, следя за тем, чтобы действия думы и управы не выходили из рамок предоставленных им прав. Судебная реформа:
2.В уголовных делах власть судебная отделена от обвинительной (прокурорского надзора), чем устранялось влияние последней на решение судей. 3. Суд (судоговорение) происходил гласно, при открытых дверях, доступно для всякого желающего следить за ходом дела. 4. Суд происходил устно, путем непосредственного расспроса и обмена мнений 5. Введен состязательный процесс (обвинение и защита; сопоставление и указание данных за и против обвиняемого) 6.Появление присяжных заседателей. 7. должность судебных следователей была объявлена несменяемой; за свои действия они отвечали перед одним лишь сенатом. Земская реформа:
30. Сущность народнических взглядов на будущее государственное устройство России итактику политической борьбы. Анархическое (бунтарское) направление На идейные позиции народничества значительное влияние оказывали анархические взгляды М.А. Бакунина, считавшего, что любое государство препятствует развитию личности, угнетает ее. Поэтому Бакунин выступал против всякой власти, рассматривая государство как исторически неизбежное зло. М.А. Бакунин утверждал, что крестьянство готово к революции, поэтому задача героев из интеллигенции, критически мыслящих личностей пойти в народ и призвать его к восстанию, к бунту. Все отдельные вспышки крестьянских восстаний, считал Бакунин, “необходимо слить в общее всепоглощающее пламя крестьянской революции, в огне которой должно погибнуть государство” и создана федерация свободных самоуправляющихся крестьянских общин и рабочих артелей. Пропагандистское направление Идеологом второго направления в народничестве — пропагандистского, — был П.Л. Лавров. Свою теорию он изложил в “Исторических письмах”, опубликованных в 1868 — 1869 гг. Ведущей силой исторического прогресса он считал интеллигенцию, способную критически мыслить. Лавров утверждал, что крестьянство не готово к революции, поэтому необходимо подготовить пропагандистов из образованных “критически мыслящих личностей”, задачей которых является хождение в народ не с целью организации немедленного бунта, а для того, чтобы путем длительной пропаганды социализма подготовить крестьян к революции. Заговорщическое направление П.Н. Ткачев — идеолог заговорщического направления не верил в возможность осуществления революции силами народа, возлагал свои надежды на революционное меньшинство. Ткачев считал, что самодержавие не имеет классовой опоры в обществе, поэтому возможен захват власти группой революционеров и переход к социалистическим преобразованиям. Весной 1874 г. началось “хождение в народ”, цель которого — охватить как можно больше деревень и поднять крестьян на восстание, как предлагал Бакунин. Однако хождение в народ окончилось неудачей. Последовали массовые аресты, движение было разгромлено. В 1876 г. вновь создана народническая подпольная организация “Земля и воля”, видными участниками которой выступали С.М. Кравчинский, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, А.И. Желябов, В.И. Засулич, В.Н. Фигнер и др. Программа ее сводилась к требованию передачи и равномерного распределения всей земли между крестьянами. В этот период народники, согласно идее Лаврова, перешли к организации “поселения в городе”, в качестве учителей, писарей, фельдшеров, мастеровых. Народники стремились таким образом установить прочные связи с крестьянами с целью подготовки народной революции. Однако и эта попытка народников окончилась неудачей и привела к массовым репрессиям. “Земля и воля” строилась на началах жесткой дисциплины, централизма и конспирации. Постепенно в организации сформировалась фракция сторонников перехода к политической борьбе путем использования метода индивидуального террора. В августе 1879 г. “Земля и воля” распалась на две организации: “Народную волю” (1879 — 1882 гг.) и “Черный передел” (1879 — 1884 гг.). Чернопередельцы (среди наиболее активных членов — Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич и др.) выступали против тактики террора, за проведение широкой пропагандистской работы в массах крестьян. В дальнейшем часть чернопередельцев во главе с Г.В. Плехановым отошла от народничества и встала на позиции марксизма. Народовольцы (в состав Исполнительного комитета “Народной воли” входили А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, А.И. Желябов, С.М. Перовская и др.) взяли на вооружение террористическую борьбу. Они считали, что убийство царя и наиболее влиятельных членов правительства должно привести к захвату власти революционерами и осуществлению демократических преобразований. “Народная воля” подготовила 7 покушений на царя Александра II. 1 марта 1881 г. Александр II был убит. Однако ожидаемого свержения царизма не произошло. Главные организаторы и исполнители убийства повешены по приговору суда. В стране усилилась реакция, были свернуты реформы. Само революционное направление народничества вступило в полосу длительного кризиса. В 80 — 90-е гг. XIX в. усиливается реформистское крыло в народничестве, значительное влияние приобретает либеральное народничество. Это направление ориентировалось на переустройство общества мирными, ненасильственными средствами. В конце XIX в. весьма острый характер приобрела полемика между народниками и марксистами. Народники считали марксистское учение неприемлемым для России. Наследницей народнической идеологии стала созданная из разрозненных народнических групп в 1901 г. нелегальная партия социалистов-революционеров (эсеров). Партия носила леворадикальный буржуазно-демократический характер. Ее основные цели: уничтожение самодержавия, создание демократической республики, политические свободы, социализация земли, уничтожение частной собственности на землю, превращение ее в общенародную собственность, передача земли крестьянам по уравнительным нормам. Эсеры вели работу среди крестьян и рабочих, широко использовали тактику индивидуального террора против представителей государственной власти. 31. Контрреформы Александра 3 32.политический спектр России. 1) Оформление политического спектра России на рубеже 19-20вв. К началу 20 в нарастает недовольство народных масс, активизируется рабочий класс. 1898г-первый съезд РСДРП (российская социалистически-демократическая рабочая партия) 1903г- второй съезд РСДРП- раскол на большевиков и меньшевиков 1902 г- появляется ПСР(СР) наследники народников- я в душе не представляю что это!!) Либералы не хотели насилия, а хотели мирных реформ. Они хотели узаконить свои действия. Был создан кружок " Беседа". 1904г- возник союз освобождений Либералов поддерживала небольшая часть интеллигенции и дворянства ( Струве, Мелюхов, Шинков) 2) 3 направления-з подхода к модернизации России 1) в экономике-переход к индустриализации ( увеличение темпа роста промышленного производства) 2) в политике- переход от традиционных полуфеодальных форм правления к буржуазным( конституционная монархия или республика+ создание полит партий) 3) в соц сфере-урбанизация ( резкое увеличение численности городского населения) 33.Социал-демократическое движение Важным этапом в создании партии революционного действия стал выход газеты «Искра». В редакцию этой общерусской газеты входили: Ленин, Плеханов, Мартов, Аксельрод, Потресов, Засулич. «Искра» сыграла важную роль в идейно-политическом и организационном оформлении социал-демократических комитетов и групп. Постепенно большинство местных социал-демократических организаций присоединялись к программе, организационному плану и тактике «Искры». Повороту социал-демократических комитетов на строну «Искры» содействовала, кроме всего прочего, публикация проектов программы РСДРП, подготовленных членами редакции газеты. После дискуссий коллективный проект программы партии был одобрен и представлен Второму съезду РСДРП, состоявшемуся в Брюсселе-Лондоне в июле-августе 1903 года. Искровская программа была принята съездом. Она состояла из двух частей программы-максимум и программы-минимум.В программе-максимум была сформулирована конечная цель социал-демократии - установление диктатуры пролетариата и построение социалистического общества.Программа-минимум предусматривала свержение самодержавия и установление демократической республики. В ней содержались такие требования: всеобщее, равное и прямое избирательное право, широкое местное самоуправление, неприкосновенность личности и жилища, неограниченная свобода совести, слова, печати, собраний, стачек и союзов. Важным являлось и положение о праве наций на самоопределение, право населения получать образование на родном языке, право каждого гражданина объясняться на родном языке на собраниях, введение родного языка наравне с государственным во всех учреждениях. Программа партии также содержала требования восьмичасового рабочего дня, государственного страхования рабочих на случай старости, полной или частичной потери к труду, запрещения сверхурочных работ. В целях устранения остатков крепостничества и в интересах свободного развития классовой борьбы программа выдвигала отмену выкупных и оброчных платежей, учреждение крестьянских комитетов для возвращения сельским обществам земель, отрезанных у крестьян при уничтожении крепостного права. Указанные требования, выражая интересы рабочих, крестьян, широких мелкобуржуазных слоев народа многонациональной России, создавали хорошую основу для их сплочения в борьбе за революционно-демократическое преобразование страны. Характерно, что программа отражала типичные как для российской, так и в значительной степени для международной социал-демократии представления об общественном прогрессе. Общественный прогресс понимался российской социал-демократией всецело как движение к социализму. Все, что способствовало этому, считалось прогрессивным и должно было поддерживаться партией. В соответствии с этим прогресс, например экономики, мыслился лишь на путях обязательной замены частной собственности общественной. Для аграрного сектора это означало, что мелкокрестьянское хозяйство обречено исторически и ему на смену должно обязательно прийти крупное коллективное, которому принадлежит будущее. В тесной связи с программой находились решения Второго съезда РСДРП по вопросам тактики: об отношении к либералам, о социалистах-революционерах, о демонстрациях, профессиональной борьбе, об отношении к учащейся молодежи и т.д. При выработке этих вопросов делегаты съезда исходили из положения: РСДРП поддерживает всякое оппозиционное и революционное движение, направленное против самодержавного строя. В конце работы съезда состоялись выборы в центральные органы партии. После острой дискуссии была избрана редакция Центрального органа партии «Искры» (Плеханов, Ленин, Мартов). Однако Мартов отказался войти в ЦО. Вслед за редакцией ЦО был избран ЦК РСДРП в составе Кржижановского, Ленника и Носкова. Таким образом, съезд закрепил победу твердых искровцев. Отсюда пошло разделение российской социал-демократии на большевиков и меньшевиков. Однако это не следует понимать, как глобальный раскол партии: меньшевистская и большевистская партии существовали в рамках одной РСДРП, руководствуясь единой программой и уставом. Вплоть до 1917 года РСДРП являлась по форме единой партией, в которой взаимодействовали и функционировали две фракции, неоднократно распадавшиеся, в свою очередь, на ряд течений и групп. Между ними постоянно шли дискуссии о путях, методах и условиях борьбы за победу буржуазно-демократической революции и созданию условий для перехода России к социализму. И в большевистской, и в меньшевистской фракциях РСДРП находились яркие личности, вошедшие в историю российского и международного рабочего движения. Видным идейным лидером меньшевизма был Мартов. Он принадлежал к тому же поколению социал-демократов, что и Ленин. В начале ХХ века в России, наряду с социал-демократией, в активную политическую деятельность вступила и другая сила - социалисты-революционеры (эсеры), которые являлись главной партией крестьянской демократии. Она создавалась в конце 1901 - начале 1902 года в результате слияния нескольких неонароднических организаций. Название партии «социал-революционеры» не было случайным. Оно происходило от того, что эсеры ставили своей задачей преобразование общества на социалистических началах. Становление партии социалистов-революционеров (ПСР) так же, как и РСДРП, было длительным и сложным процессом. Ее образование происходило на основе слияния ряда российских региональных и эмигрантских народнических организаций, сформировавшихся еще в 90-е гг. прошлого века. Эти партии, союзы, лиги были носителями разных тенденций в народничестве. Одни из них оставались верны народовольческим традициям террора. Другие – возлагали надежды на создание массовой партии «революционного социализма» и смотрели на террор, как лишь на дополнительное средство борьбы с самодержавием, а некоторые даже были готовы от него отказаться. Но вне зависимости от тактических взглядов их всех объединяло стремление к обновлению народнической идеологии в условиях новой исторической ситуации, когда капотношения утвердились в России. Газета «Революционная Россия» и журнал «Вестник революции» играли для ПСР такую же роль, как издание «Искры» для РСДРП. Весьма показательно, что эти издания вышли в свет почти одновременно. И вместе, в конце 1905 года, прекратили свое существование. Именно в «Революционной России» в 1904 году был опубликован проект программы ПСР. Автором проекта был В.М.Чернов, выдвинувшийся в конце ХIХ века в качестве наиболее крупного теоретика неонародничества. На рубеже веков эсеры не могли отрицать, как это делали их народнические предшественники, самого факта победы капитализма в России. Но распространение капитализма в стране объяснялось ими во многом его искусственным насаждением правительством. В начале ХХ века у эсеров еще теплилась надежда на устойчивость мелкого крестьянского хозяйства, которое, как они полагали, не втянется в капиталистические отношения и сможет стать основой для перехода к социализму. Не желая признавать усилившийся процесс имущественного расслоения крестьянства, эсеры объясняли это больше влиянием царской политики, нежели результатами естественной капитализации деревни. Большинство крестьян, ведущих самостоятельно свое хозяйство и не применяющих наемный труд, они зачисляли в категорию так называемого «трудового крестьянства». Поскольку источником дохода этой категории являлся их собственных труд, а не эксплуатация наемной силы, эсеры не причисляли их к мелкобуржуазным слоям. По мнению эсеров, между трудовым крестьянством и рабочими не существовало какой-либо разницы, поскольку источником их существования был собственный труд. Надвигающуюся революцию в России эсеры считали не буржуазной и не социалистической, а трудовой, поскольку она совершается трудящимися массами и направлена на осуществление коренных социальных преобразований. Ее главной задачей было «обобществление труда, собственности и хозяйства; уничтожение вместе с частной собственностью самого деления общества на классы». В программе эсеров формулировались задачи как социалистического, так и демократического этапов революции. К первым относилось главное требование - экспроприация капиталистической собственности и организация производства и всей общественной жизни страны на социалистических началах. А это предполагает «полную победу рабочего класса, организованного в социально-революционную партию, и в случае надобности установление его временной революционной диктатуры». Следует отметить широкую программу демократических преобразований, выдвигаемых эсерами. Ее основные положения были весьма близки к требованиям РСДРП. К ним относились, свобода совести, слова, печати, собраний и союзов, свобода передвижения, неприкосновенность личности и жилища. На основе всеобщего и равного избирательного права для всех граждан предполагалось образование выборных органов демократической республики с автономией областей и общин, широкое применение федеративных отношений между национальностями, введение родного языка во всех местных, общественных и государственных учреждениях.В целях охраны духовных и физических сил рабочего класса и создания благоприятных условий для его борьбы за социализм ПСР, как и РСДРП, выдвигала требования 8-часового рабочего дня, введение государственного страхования, а также установления минимальной заработной платы. В соответствии со своими взглядами на задачи революции в деревне, эсеры выступали за социализацию земли, т.е. изъятие ее из частной собственности и из сферы купли и продажи, и передачу в общенародное достояние, прежде всего в руки сельских общин, а также местных органов самоуправления. Устанавливалось уравнительно-трудовое право пользования земли. Никто не мог требовать земли больше, чем был в состоянии обработать ее сам или трудом членов своей семьи. В организационном отношении эсеры учитывали опыт партии II Интернационала, куда они входили наряду с РСДРП. Членом партии социалистов-революционеров считался всякий, кто признавал ее программу, подчинялся ее постановлениям и участвовал в работе одной из ее парторганизаций. В отличие от территориально-производственного принципа построения РСДРП эсеры провозглашали только территориальный. Они имели два руководящих органа – ЦК и Совет партии. ЦК осуществлял идейную и практическую деятельность партии. В Совет партии входили 5 членов ЦК и представители всех областных организаций, а также Московской и Петербургской организаций. Совет партии созывался Центральным комитетом, его решения были обязательными для партии, их мог отменить только съезд. На особом положении в партии находилась Боевая организация эсеров, созданная в конце 1901 года. Она была строго законспирирована. Члены Боевой организации не принимали участия в региональных комитетах партии, равно как и последние не участвовали в деятельности Боевой группы. Ее отношения с ЦК партии строились через особо уполномоченного и отличались большой самостоятельностью. С 1903 года Боевую организацию возглавил Евно Азеф, являвшийся осведомителем царской охранки.Накануне первой российской революции эсеры не имели еще утвержденной общепартийной программы, не было и выдержанной тактической линии, шел непростой поиск организационных форм партийной организации. Но острых расколов внутри партии не было. В РСДРП же после Второго съезда разгорелась острая внутрипартийная борьба. Уже в сентябре 1903 года меньшевики создали свой организационный центр. На стороне меньшевиков оказалась и «Заграничная лига русской революционной социал-демократии2 (1901-1905), а затем и газета «Искра» (с № 53). Большевики в свою очередь поставили вопрос о создании новых партийных центров. Осенью 1904 года был создан большевистский организационный центр в России - Бюро комитетов большинства (БКБ). А с декабря 1904 года начал выходить печатный орган большевиков - газета «Вперед». Разногласия между большевистской и меньшевистской фракциями усиливались. Фракции имели свои печатные органы, руководящие центры, разъездную агентуру. В центре разногласий находились первоначально организационные вопросы. Им была посвящена и брошюра Ленина «Шаг вперед, два шага назад». В ней меньшевики квалифицировались как наименее устойчивые теоретически, наименее выдержанные принципиально элементы партии. «Меньшинство образовалось именно из правого крыла партии», - заявлял Ленин. Большинство же, по его мнению, составляло революционное направление РСДРП. Со своей стороны меньшевики усматривали в большевистских организационных принципах сектантство, опасность крайнего централизма и подчинение партии «духовному ордену» в лице группы профессиональных революционеров. К организационным разногласиям между большевиками и меньшевиками постепенно добавлялись и различия по вопросам теории и политики революционного движения. Хотя накануне революции обе фракции и признавали неизбежность социалистической революции и диктатуры пролетариата, тем не менее, они по-разному интерпретировали тип и перспективы грядущей буржуазной революции, возможность ее развития, цели и задачи пролетариата, его линию по отношению к другим классам общества. |