Главная страница

Философия вопросы. 1. Мифология как исторический тип мировоззрения. Мифология. Религия


Скачать 21.89 Kb.
Название1. Мифология как исторический тип мировоззрения. Мифология. Религия
Дата17.03.2018
Размер21.89 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия вопросы.docx
ТипДокументы
#38709

  • 1. Мифология как исторический тип мировоззрения. Мифология. Религия.

  • 1. Всего в процессе известной истории принято выделять 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию. 
    Мифология - основана либо на художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием общества. 
    Религия — мировоззрение и мироощущение человека, а также его поведение, определяемое верой в существование Бога, предписывающей человеку определенные нормы поведения по отношению к другим людям и ко всему существующему. 
    Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение.

  • 2. Человек в философии и культуре Древнего Востока.

  • 2. Представления о происхождении и сущности человека в древневосточной философии еще в значительной степени мифологичны. Весь мир уподоблялся человеку. Поэтому для этого периода характерны оживление, одухотворение и сравнение природных явлений с человеком, а человека с миром. Мир и человек рассматривались как творения богов.

  • 3. Основные принципы философии мышления в Древней Индии.

  • 3. Главной целью индийской философии является достижение вечного блаженства как до, так и после смерти. Это означает полное и вечное освобождение от всякого зла. Методом достижения этой цели выступает уход в себя, самоуглубление. Сосредоточившись в себе, человек постигает единое, нечувственное высшее существо. Эта мысль проходит через джайнизм и буддизм.

  • 4. Место социально-нравственной проблематики философии Древнего Китая.

  • 4. В центре учения Конфуция была проблема взаимоотношений человека и общества. Идеалом в его философии выступает так называемый «благородный муж», который ориентировался на постижение небесных ценностей и норм.

  • 5. Космоцентризм античной философии.

  • 5. Космоцентризм античной философии - первый этап развития философии, который рассматривает космос как центр мироздания, в основе которого лежит природная естественная гармония

  • 6. Основные этапы развития античной философии.

  • 6. Античная философия делится на три основных этапа 
    Досократовский период (7-5 в. до н.э.) Фалес, Пифагор, Парменид, Гераклит 
    Классический период (5-4 в. До н.э.) Демокрит, Протогор, Сократ, Платон, Аристотель 
    Римско-Элинистический период( 4 в. До н.э.- 4 в. н.э.) Эпикурейцы, Скептицизм, Эклектизм, Платонова академия

  • 8. Атомистическое учение Демокрита.

  • 8. Согласно Демокриту душа человека состоит из мельчайших, круглых, огнеподобных, постоянно мятущихся атомов; обладая внутренней энергийностью, она является причиной движения живых существ. Он первым высказал идею проэктивной объективации субъективного образа: от предметов истекают своего рода флюиды, которые, попадая в наше тело через органы чувств, порождают у нас ощущения, восприятия, т.е. образы, которые мы чувствуем не в нас, а там, где находится воспринимаемый предмет: иначе ведь мы тянулись бы ложкой не в тарелку, скажем, с супом, а в свои глаза. При этом визуальный образ формируется истечением, исходящим из глаз, и из того, что видимо.

  • 10. Философия Сократа.

  • 10. Главная цель философии Сократа – восстановить авторитет знания, поколебленный софистами, а так же познание самого себя и других; начертанное в дельфийском храме изречение «познай самого себя» было его девизом.

  • 11. Объективный идеализм Платона. Учение об «идеях».

  • 11. Платоновский идеализм называется объективным, потому что он признаёт существование вполне реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального бытия. 
    Идеи - вечны, совершенны, "занебесны", безотносительны, не зависят от пространства и времени. Идеи - мир добра.

  • 13. Роль философских и нравственных идей Библии в развитии мировой 
    духовной культуры.

  • 13. Важным следствием креационизма является преодоление характерного для античной философии дуализма противоположных начал активного и пассивного: идей с одной стороны, материи - с другой. На место дуализма приходит монистический принцип: есть только одно абсолютное начало - бог, а все остальное его творение.

  • 14. Теоцентризм средневековой философии.

  • 14. В средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека,, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу. Впоследствии вопрос об их соотношении стал одним из стержневых в философской антропологии.

  • 15. Спор между номинализмом и реализмом в средневековой философии.

  • 15. В XI веке развернулась борьба между номинализмом и реализмом. Конфликт был связан с догматом христианской религии о триединой сущности Бога. Бог един, но триедин в лицах: Бог-Отец. Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Развернувшаяся полемика вышла за пределы этого вопроса и вылилась в рассмотрение диалектики единого и общего.

  • 16. Патристика: суть учения и его основные представители.

  • 16. Патристика — первый этап, начало концептуализации текстов Библии. Чтобы послание Христа стало частью новой интеллектуальной традиции, необходимо было собрать многочисленные тексты, материалы, документы, которые появились с середины I в. н.э., отделить истинные, настоящие тексты от ненастоящих, выработать каноны, объяснить расхождения между различными книгами и т.д. Все эти и другие многочисленные проблемы композиционного, терминологического, содержательного характера решали отцы церкви. 
    Самым ярким представителем патристики был Аврелий Августин (354—430)

  • 18. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

  • 18. В эпоху Возрождения проходит процесс освобождения духовной культуры от религии и церкви. Философия, освобождаясь от религии, превращается снова в светскую деятельность, в своем идейном развитии тесно переплетаясь с гуманитарным знанием и искусством. 
    Антропоцентризм - утверждение идеала гармоничной, раскрепощенной, творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку, как к высшему смыслу бытия.

  • 19. Идеи гуманизма и натурфилософии в эпоху Возрождения.

  • 19. В основе гуманизма находится этика, которая, прежде всего, дает определенное истолкование природы человека. В соответствии с идеями Эпикура философия Возрождения основное внимание обращает на гармонию души и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки человека рассматриваются не только как Богом данные, но и как результат собственных усилий. С этим связано и понимание достоинства человека, его сущности как творчески деятельной личности, которая посредством своей активности и деятельности реализует свою свободу, индивидуальность.

  • 20. Реформация и её влияние на становление нового философского 
    мышления.

  • 20. Реформация — общественное движение в Западной и Центральной Европе XVI в. Носило в основном антифеодальный характер, приняло форму борьбы против Католической церкви. 
    С одной стороны, Реформация не имела прямого отношения к развитию науки, однако, помимо личных связей и влияния, например Лютера на Коперника, помимо влияния позиций вождей Реформации по тем или иным научным вопросам, она создавала совершенно иной интеллектуальной климат, влияние которого на научное мышление трудно переоценить.

  • 21. Научная революция XVII века и её воздействие на философию.

  • 21. В науке XVII века наряду с опытно-экспериментальными исследованиями, активно развиваются математические формализованные методики, что приводит к появлению алгебры, созданию дифференциального и интегрального исчислений, аналитической геометрии. 
    Ведущей отраслью знания становится механика — наука о движении тел, сыгравшая огромное методологическое значение в формировании философско-мировоззренческих взглядов XVII века. 
    Связь философии с порождающей ее социальной средой не была опосредована только лишь через различные формы естествознания. Значительной оставалась роль религиозного мировоззрения, являющегося официальной государственной идеологией. 
    Философские воззрения, пытающиеся согласовать новую естественнонаучную картину мира с гипотезой о существовании трансцендентной, внеприродной личности творца получили название — деизм. 
    Таким образом, в XVII в. в Европе появляется новая философия, опирающаяся на идеи самоценности разума, с одной стороны, и осознание важности целенаправпенного экспериментально-опытного изучения мира — с другой.

  • 23. Монизм, дуализм и плюрализм в философии XVII века.

  • 23. Монизм в основе всей действительности ищет и усматривает одно начало. Монизм может быть материалистическим, когда он единой основой видит материю, или идеалистическим, когда такой единой основой провозглашает дух. 
    Дуализм— это мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал , борьба между которыми и создает все то, что есть в действительности. 
    Плюрализм — признает существование в мире много взаимодействующих факторов и начал.

  • 24. Философские идеалы эпохи Просвещения.

  • 24. Социальный прогресс философы Просвещения видели в распространении знания, науки, образовании населения. Они считали, что особое внимание следует уделять просвещению правителей, обладающих реальной властью.

  • 25. Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы.

  • 25. Человек, этика и право— вот главные темы философского учения Канта. 
    В основе философских исследований Канта «критического» периода лежит проблема познания. В своей книге «Критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма – невозможности познания окружающей действительности. 
    Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание: апостприорное, априорное знание и «вещь в себе». 
    Апостприорное знание – то знание, которое получает человек в результате опыта. 
    Априорное знание – доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует ни какого опытного доказательства. 
    «Вещь в себе» - одно из центральных понятий всей философии Канта. «Вещь в себе» - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

  • 26. Этика И. Канта: «Категорический императив».

  • 26. Практический разум в учении Канта — единственный источник принципов морального поведения; это разум, перерастающий в волю. 
    Этика Канта автономна и априорна, она устремлена на должное, а не на сущее. Её автономность означает независимость моральных принципов от внеморальных доводов и оснований. Ориентиром для кантовской этики являются не фактические поступки людей, а нормы, вытекающие из «чистой» моральной воли.

  • 27. Соотношение системы и метода в философии Гегеля.

  • 27. Гегель глубоко и всесторонне переработал идеи своих предшественников и создал целостную систему идеалистической диалектики. В отличие от Шеллинга, широка использовавшего в своей философской системе элементы иррационализма, диалектика Гегеля носит ярко выраженный рационалистический характер, задумана как наука, основанная на логике, определенной системе понятий, разуме.

  • 28. Принцип историзма, разработанный в немецкой классической 
    философии.

  • 28. Принцип историзма включает также предсказание развития изучаемых объектов и явлений в будущем. Начиная с Гердера, немецкая философия вводит историзм в исследование общества и тем самым отвергает неисторические и механистические концепции предшествующей эпохи. Гердер в своем важнейшем сочинении ”Идеи к философии истории человечества” рассматривает проблему общественного и исторического прогресса. Для него прогресс – это естественное развитие поступательного характера, где каждое явление связано с последующим и предшествующим и направлено на достижение высшего состояния – гуманности.

  • 29. Суть антропологического принципа в философии Л. Фейербаха.

  • 29. Суть философии Фейербаха заключается в общественных связях, которые трактуются преимущественно с нравственных позиций. В антропологической парадигме Фейербаха человек обладает изначальной неизменной природой, не зависящей от национальности, социального статуса, эпохи. Характерными чертами этого человека выступают любовь к жизни, стремление к счастью, инстинкт самосохранения, эгоизм, которые и определяют его поведение в культуре. Фейербах исходил из того, что человек изначально естествен и к нему неприменимы оценочные характеристики и только условия человеческой жизни делают его тем, кем он становится.

  • 30. Философская концепция К. Маркса.

  • 30. В концепции Маркса исследователь в процессе познания имеет дело не с природой самой по себе, а с природой, данной «субъективно», как «человеческая чувственная деятельность, практика». Тем самым познание — сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос». Маркс — не традиционный, кабинетный философ, размышлявший об истине самой по себе. По его мнению, философия призвана помочь не только объяснять мир, но и изменять его.


Влад15.01.18

  • 12. Философия Аристотеля

  • 12. Важнейшим пунктом аристотелевской философии является его стремление преобразовать сократо-платоновскую философию познания в теорию, объясняющую мир явлений. Он был убежден, что задача науки может быть разрешена только посредством намеченного Сократом пути — посредством познания, состоящего из понятий; это убеждение составляло исходный пункт его философии

  • 22. спор эмпиризма и рационализма

  • 22. Согласно выработанной в Новое время установке, человек познает посредством чувственности и рассудка, восприятия и мышления. Хотя они решают одни и те же задачи, однако разделение и противопоставление их, доведенное до абсолютизации, вылилось в два направления – эмпиризм (считает единственно истинным познание вещей через чувственный опыт) и рационализм (считает, что истина познается лишь мышлением).

  • 17. Схоластика и её роль в философии средневековья

  • 17. схоластика – это европейская философия времен Средневековья, которая была систематизированной и упорядоченной. Концентрировалась она вокруг идей, которые представляли собой некий синтез логики Аристотеля и христианского богословия.
    Фома Аквинский (1225 – 1274) – доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма – одного из господствующих направлений католической Церкви. 

    Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля. 

    Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения – окружающего мира, как считал Августин Блаженный).


написать администратору сайта