католицизм. Христианство является самой значительной мировой религией нашего времени, в которой различают два главных направления католицизм и православие, а также многочисленные более мелкие разновидности
Скачать 32.06 Kb.
|
Введение Христианство является самой значительной мировой религией нашего времени, в которой различают два главных направления: католицизм и православие, а также многочисленные более мелкие разновидности. Главным объектом почитания христиан есть Иисус Христос, которого большинство христианских религий считает одновременно и Богом, и человеком, некоторые - только Богом или только божественным посланником. Христианство возникло во второй половине И ст. в одном из восточных районов Римской империи - Палестине. Главной социальной причиной возникновение христианства было бессилия угнетенных в борьбе с угнетателями. Христианство возникло как ответвление иудаизма, у которого оно унаследовало, прежде всего, признание Ветхого завета - древнейшей части Библии. Античное христианство в своем развитии прошло три главных периода: первобытное христианство (от середины И ст. внутри II ст.), раннее христианство (от середины II ст. до начала IV вв.) и позднее христианство (от начала IV вв. до конца V века). Этап античного христианства изменился этапом феодального христианства (VI - XV вв.) когда произошел раскол церкви на православие и католицизм. Разграничение между православием и католицизмом в христианстве начало проявляться после разделения Римской империи на Западную и Восточную (395 г). Основной причиной этого стало соперничество между константинопольским и римским патриархом, что называл себя папой, за главенство в христианском мире. По мере усиления экономической мощи римских пап в Западной Европе росли и их претензии на роль главы Всемирной Церкви, что другой Церковью, естественно, было признано Все христиане делятся на три основных конфессии, так сказать формы служения Богу — православие, католицизм и протестантизм. Формальное разделение христианской Церкви на западную (римско-католическую) и восточную (греко-православную) произошел в 1054 г., когда посланец папы римского в Византии кардинал Гумберт после безрезультатных переговоров с патриархом оставил в храме Св. Софии в Константинополе письмо, что отлучает от церкви патриарха и его последователей. Патриарх в свою очередь наложил запрет на кардинала Гумберта. Окончательно разделение Церквей завершился после захвата в 1204 г. Константинополя крестоносцами. Дело в том, что в XI - XII вв. католическая церковь практически возглавила торгово-колонизационный движение европейцев на Восток под предлогом, якобы, освобождения Иерусалима и его святынь от арабов-мусульман. Однако Четвертый Крестовый поход отправлялся уже не в Малую Азию, а в Константинополь. Крестоносцы взяли город, разграбили его, осквернили святыни православных храмов и образовали в Константинополе Латинскую империю, которая просуществовала более 50 лет. С тех пор православная и католическая Церкви продолжали жить и развиваться отдельно друг от друга. Объектом данного реферата, является католицизм. одна из конфессий христианства Предмет: Церковь святого Либория Задачи: Характерные черты католицизма Католицизм является одним из направлений в христианстве, который возник в результате первого крупного раскола в христианстве в 1054 г. Католицизм распространен преимущественно в Западной (Франция, Бельгия, Италия, Португалия) и Восточной (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Литва, частично Латвия и западные области Украины) Европе в подавляющем большинстве стран Южной Америки; его исповедует почти половина верующих Северной Америки. В Азии, Африке также есть католики, но влияние католицизма здесь незначителен. Католицизм имеет много общего с православием и одновременно отличается от других направлений в христианстве системой вероучения, культа, своеобразными средствами приспособления к стремительной смены социальной деятельности и нового религиозного сознания. Католицизм дополнил "Символ веры" новыми догматами. Католицизму присущи догматы христианства, но он имеет и специфические черты, особенности, которых не знает православная церковь. Что это за особенности? Основным догматом католической церкви, что отличает ее от других течений в христианстве есть догмат о непогрешимости папы Римского. Он заключается в том, что папа Римский, который выступает с амвона по тем или иным вопросам веры и морали, является непогрешимым. Принятие этого догмата папство добивалось на протяжении столетий, но добилось только в 1870 г., когда его было принято католическим Вселенским Собором в Ватикане. Ведя борьбу за духовную и светскую власть, папы шли на многочисленные союзы с королями, пользовались опекой могущественных феодалов, неустанно приумножали свои богатства и усиливали политическое влияние. Следующий догмат католицизма - догмат о "чистилище", принятый в 1439 г. на Флорентийском соборе. Учение о "чистилище" заключается в том, что душа человека после смерти попадает в "чистилище" - место между адом и раем, имеет возможность очиститься от грехов и в дальнейшем переходить в ад или рай. Очистка душ осуществляется путем различных испытаний. Родные и близкие покойного с помощью молитв и взносов в пользу церкви могут облегчить испытание души, что находится в "чистилище". Судьба души определялась, таким образом, не только поведением человека в земной жизни, а и материальными возможностями близких покойного. Очень важным положением католицизма является тезис об особой роли духовенства, что человек не может заслужить Божьей милости самостоятельно, без помощи духовенства, которое имеет значительные преимущества перед мирянами и должно иметь чрезвычайные права и привилегии. В частности, католическое вероучение запрещает верующим читать Библию, поскольку это является исключительным правом духовенства. Католицизм считает канонической только Библию, которая написана на латинском языке, которым не владеет подавляющая часть верующих. Католическая догматика устанавливает необходимость систематической исповеди верующих перед духовенством. Каждый католик должен иметь своего духовника и регулярно отчитываться ему о свои мысли и поступки; без систематической исповеди спасение невозможно. Благодаря этому требованию католическое духовенство проникает в личную жизнь верующих, каждый шаг которых находится под контролем ксендза или монаха. Систематическая исповедь, таким образом, позволяет католической церкви иметь значительное влияние на общество, особенно на женщин. Среди религиозных положений католической церкви есть и такое: словно Христос, Богоматерь и святые имеют такое большое количество заслуг, что их хватит для обеспечения потустороннего блаженства всему существующему и будущему человечеству. Весь этот запас "добрых" дел Бог предоставил в распоряжение католической церкви; она по своему усмотрению может выделить определенную часть этих "добрых" дел " верующим для искупления грехов и личного спасения, но за это верующие должны платить церкви. Продажей Божественной благодати "ведал" специальный трибунал при папе. Там за деньги можно было получить индульгенцию - папскую грамоту, которая давала верующим отпущение грехов или определяла время, в течение которого можно было грешить. Много своеобразного и в католическом культе. Широко используются средства эмоционального воздействия на чувства верующих. Великолепие и торжественность присущи католическому культу, богослужение сопровождается органной музыкой, сольными и хоровым пением. Богослужения в католическом культе ведется на латинском языке, непонятной большинству верующих. Чрезвычайно большую роль в католичестве играет культ Богородицы, или Мадонны. Христианство позаимствовало этот культ в более древних религий, где Богородица почиталась как Богиня-мать, Богиня плодородия. В христианской религии Богородица была преобразована в мифическую деву Марию, которая родила от "святого Духа" ребенка - Иисуса, сына Божьего. В католичестве почитание Богородицы возвышенно к догмата, а ее культ в определенной степени даже отодвинул на второй план культ Бога-отца и самого Христа. Культ Мадонны помогает католичеству влиять на миллионы верующих женщин. Католическая церковь внушает женщинам, что в деве Марии они имеют свою заместительницу перед Богом, что Мадонна может помочь им во всех жизненных трудностях. Значительное распространение в католицизме, наряду с чествованием Богородицы, приобретает культ святых, поклонение реликвиям и мощам. За время существования католической церкви было провозглашено около 20 тыс. "святых" и почти 200 тыс. "блаженных". Папа Пий XI объявил за 17 лет своего понтификата 34 "святых" и 496 "блаженных", а Пий XII провозгласил каждого года в среднем по 5 "святых" и 40 "блаженных". В отличие от других направлений в христианстве, католицизм международный центр управления - Ватикан и главу католической церкви - папу Римского, что избирается пожизненно. Еще в 756 г. на небольшой территории современной Италии возникла церковное государство - папская область. Она просуществовала до 1870 г., когда в процессе объединение Италии было включено до Итальянского государства. После первой мировой войны папство вступило в союз с существующим в Италии режимом. Пий XI (1922 - 1939) в 1929 г. заключил с правительством Муссолини Латеранские соглашения, согласно которым возрождалась папское государство - Ватикан. Ватикан - самостоятельное государство на территории Италии, расположена на Ватиканском холме, где находится собор святого Павла, два папских дворцы, резиденция папы, и замок "святого ангела" (церковная тюрьма). Глава государства Ватикан избирается из кардиналов - высших представителей духовенства - на коллегии (конклаве) кардиналов. Папа отказывается от своего имени и принимает новое. Собрание кардиналов происходят в чрезвычайных случаях, в основном для выборов нового папы. Иерархия католической церкви опирается на строгую централизацию и безусловную подчиненность низших церковных органов высшим. Возглавляется католическая иерархия "Священной коллегией кардиналов". Кардинал - это высшее духовное лицо после папы. Кардиналов назначает папа. Постоянным учреждением Ватикана является государственный секретариат. Он ведает дипломатическими отношениями со странами, с которыми Ватикан имеет отношения. Ордена монахов имеют особые уставы. Созданы для усиления влияния католической церкви, они имеют строго централизованную структуру. Ордена возглавляют "генералы", "генеральные магистры", которым подчиняются "провинциалы" (провинциальные приоры), "магистры", а в последнее - аббаты и концептуальные приоры. Над этими лицами - генеральный капитул, то есть собрание руководителей разных рангов, что собирается раз в несколько лет. Ордена подчиняются непосредственно папе Римскому. Одним из первых католических орденов является орден бенедиктинцев, основанный в Италии в VI в.. Бенедиктом Неримским. Особым влиянием орден пользовался в Х-ХІ веках. Сегодня бенедиктинцы существуют в ряде стран Европы и Америки, имеют свои школы и университеты, периодические издания. В XI-XIII вв. появляется много орденов. Среди монашеских орденов важное место принадлежит так называемым нищенским орденам: францисканском, основанном в XVIII веке. святым Франциском; Доминиканском. Ордена кармелитов, Августинов должны отказаться от личного имущества и жить на подаяние. Основанный Франциском Ассизским орден францисканцев получил ряд привилегий от папы - право проповеди и совершения таинств, свободного изложения в университетах. Орден доминиканцев, или "братьев проповедников", основанный в 1215 г. Домиником был призван развернуть борьбу против средневековой ереси, прежде всего против альбигойцев - участников еретического движения XII-XIII вв. во Франции, направленного против господствующего положения католической церкви в экономическом и духовной жизни средневекового города. В 1534. возник орден иезуитов (общество Иисуса), основанный Игнатием Лойолой (1491-1556) для борьбы с Реформацией, который является одной из воинствующих организаций католической церкви. Орден осуществлял непримиримую борьбу против ересей, преследовал ученых, боролся с вольнодумством, составлял индекс запрещенных книг, активно способствовал закреплению неограниченной папской власти. Формы католицизма Протестантизм - наиболее гибкая и изящная форма христианства. Особенности идеологии и ориентации современного протестантизма обусловлены историей его возникновения и последующего развития. Христианство никогда не было однородным, в нем постоянно возникали враждебные друг другу церкви, группы. Происходило это потому, что христианские идеи неодинаково проникали в различные социальные слои, выступая как идеологическое оформление их классовых и политических позиций. Начиная с XVI века. мелкие проявления оппозиций церкви слились в мощный поток, который охватил Европу, что обусловило появление нового направления христианства - протестантизма. Это было в XVI веке. - эпоху Реформации, эпоху, когда на арену борьбы выходит новый класс буржуазии, для которого рамки феодального строя стали слишком тесными. В то время римско-католическая церковь была крупным центром феодальной системы, догматы которой играли роль священного феодализма, феодальных производственных отношений. Католическая церковь была и самым богатым землевладельцем, ей принадлежало не менее трех частей всех земельных владений в католических странах. Буржуазия, поднимаясь на борьбу против феодализма неизбежно должна была выступить и против католической церкви. Первый акт буржуазной революции было разыграно в форме религиозной войны, поскольку чувства и сознание масс были в целом выкормленные духовной пищей, которую им предлагала церковь. И поэтому историческое движение, содержанием которого был переход от феодализма к капитализму, должен был вступить в религиозную окраску. Именно в этот период развилась „протестантская ересь" в противоположность феодальному католицизму. Выступающие против церкви как неотъемлемого института феодализма, идеологи протестантизма отрицали богослужебную практику католической церкви, те догматические положения, на которых она основывалась. Свои же реформы протестанты обосновали „действительным прочтением священного писания" (Библии), которое они объявили единственным авторитетом в вопросах веры. Человек для протестантизма-уже не является звеном в цепи личной общности, как это было в средневековом христианстве. Индивидуализация, характерная для буржуазной эпохи, выдвигает на повестку дня такую перестройку религиозных представлений, в которой человек со своей индивидуальной своеобразием смогла бы включиться в ситуацию религиозного переживания. Например, если православие и католицизм регламентирующих систему постов, то протестантизм предлагает каждому решать этот вопрос, исходя из собственных вкусов, пристрастий, привычек. Претерпела изменений в протестантизме и сама идея Бога. С точки зрения протестантской идеологии, Бог существует потому, что он нужен человеку, который в него верит. „Во что веришь, то и имеешь” - вот формула протестантов. В разных странах Западной Европы протестантизм вступает в особых, специфических форм. Наиболее значительными направлениями в протестантизме, что возникли в XVI в., были лютеранство и кальвинизм. Лютеранство. Одним с первых шагов реформаторского движения был выступление в 1517. немецкого монаха Мартина Лютера (1483-1546) против власти римских пап и торговли индульгенциями. Одним из центральных догматов протестантизма стало учение Лютера о спасении души. Лютер утверждал, что человек может спасти душу только благодаря личной вере, которая непосредственно даруется ей Богом. Таким образом, он выступал против претензии католического духовенства относительно контроля веры и совести на правах посредника между людьми и Богом. Было выдвинуто требование упразднения обособленного сословия священников, устранения монахов, римской курии, т. е. всей иерархии, которая дорого стоит. Было открыто и авторитет папских декретов и посланий, уровень соборов. Единственным авторитетом в вопросах веры было признано „священное писания”, право толковать которое придавалось каждому верующему. Кальвинизм. В начале XVI века. возник еще один разновидность реформаторского движения - кальвинизм. Жан Кальвин, который выступил против католицизма, возглавил реформаторское движение. Главные идеи своего учение он изложил в трудах „Наставление в христианской вере” и „Церковные установления”. Одним из главных догматов кальвинизма является учение об „абсолютном предопределении”: еще до „сотворения мира" Бог якобы предопределил судьбы людей, одним - рай, другим - ад, и никакие усилия людей, никакие „добрые дела” не смогут изменить того приговора. Хотя начертание Бога людям неизвестны, они могут догадываться о своей судьбе с того, как складывается их земную жизнь: профессиональная деятельность каждого есть „Божье предопределение” и большие успехи в ней является признаком избранности для спасения. Кальвинизм, стоя на позициях консерватизма, в решении коренных социально-политических проблем современности, подчеркивает всемогущество Бога и ничтожность человека. Учение радикальное провело реформирование христианский культ и церковную организацию. Почти все внешние атрибуты католического культа - иконы, свечи и тому подобное - было отменено, основное место в богослужении заняли чтение и комментирование Библии, пение псалмов. Руководящая роль в общинах отводилась пресвитерам - старшинам и проповедникам, которые и направили религиозную жизнь общины. Догматика. Библия - основное средство, с помощью которого Бог якобы добивается спасения людей. Как вместилище божественного сознания, Библия противопоставляется человеческому знанию. Главное внимание отводится Новому завету, но практически - его толкованию той или иной сектой. Это касается и современного баптизма, который толкует Евангелие в своих собственных интересах. Человек получает спасение и оправдание от Бога не собственными делами - утверждают баптисты, а через веру в жертву, принесенную Христом на Голгофском кресте. Но спасает только Бог, ибо без Божьей помощи не может появиться вера в сердцах людей. Баптизм привлекает людей своими моральными нормами, учитывает то, что для верующих религия всегда выступала, как наука жизни, как истолкование их жизненного опыта. В морали баптистов можно выделить вопрос о смысле жизни, нормы нравственности, правила поведения. Проповедуется идея богоданности морали и аморальности безбожников. Баптисты поддерживают учение о триедином боге, верят в соблазнительную миссию Христа, его второе пришествие, в страшный суд. Баптисты считают, что за все их грехи перед Богом и людьми уже понес наказание Христос. А им остается только верить в него и таким образом „очиститься”. Несколько раз в неделю, обязательно в воскресенье, баптисты собираются в молитвенных домах, где провозглашаются коллективные молитвы, звучат религиозные гимны, нередко в сопровождении музыкальных инструментов. Раз в месяц, в первое воскресенье, происходит причащение всех членов общины (хлебопереломления), или ужин любви. Обряд крещения отправляется над взрослыми после соответствующей религиозной подготовки и символизирует „духовное возрождение" и принятия в общину. Баптисты отрицают крещение младенцев, считая, что те не веры, у взрослого ведь есть вера и свобода выбора. Он сознательно выбирает религию. Не считаются таинствами крещение и хлебопереломления. Смысл жизни баптисты считают в спасении и достижении блаженства в раю. Баптисты отмечают все христианские праздники, связанные с именем Христа, а также свадьбы, похороны, дни рождения членов общины. Человек, попавший в баптистскую общину, постепенно теряет связь с внешним миром. Все, что происходит вне общиной, считается греховным. Жизнь баптиста четко регламентировано. Все свободное время он посвящает пропаганде Библии, баптистским собранию. Он отдает на пользу общин значительную часть своего заработка, ему не рекомендуется вступать в брак с людьми другой веры, а тем более - с неверующими. Адвентисты делятся на несколько группировок. Самыми многочисленными среди них есть последователи „пророчицы” Елены Уайт, которые признают еженедельные праздник субботы. В наше время около половины членов всех общин адвентистов проживают в Украине, в основном в Черновицкой, Черкасской, Винницкой областях. Пятидесятники верят в возможность восхождения к них святого духа и непосредственно общение с Богом, с надеждой получить от него, так называемые, дары святого духа: способности к изучению других языков, пророчества, исцеления. Собрание пятидесятников сопровождаются явлениями массового религиозного экстаза, наносят вреда здоровью. Общины пятидесятников сейчас существуют в Украине, в Белоруссии, Молдове, Казахстане, различных областях России. Иеговисты определяют единого бога Иегову и готовятся к армагедона - конца света. Это одна из крайних форм секстанства. В 1931 г. секта зарегистрировалась под названием „Общество свидетелей Иеговы”. „Свидетели Иеговы” действуют, главным образом, на Украине, в Молдавии, на Северном Кавказе и в США. Церковь Святого Либория Церковь святого Либория — католический храм в городе Краснодар, Россия. Административно относится к Краснодарскому деканату епархии святого Климента с центром в Саратове, возглавляемой епископом Клеменсом Пиккелем. Церковь названа в честь католического святого Либория. Екатеринодар (сегодня — Краснодар) был основан в конце XVIII в. (1793 году) в качестве столицы Кубанского казачьего войска на южных рубежах России. Известно, что уже в 1860 году в казачьих подразделениях служили офицеры и рядовые католического вероисповедания. С 1863 года на Кубани действовало Екатеринодарское католическое военное капелланство (с временной часовней). Первым капелланом был священник Антоний Юзеф Ходоровский. С возникновением постоянного католического поселения в городе и округе военный капеллан одновременно стал настоятелем прихода. К Екатеринодарскому приходу были приписаны католики Темрюка и Майкопа (с филиальным храмом Святого Антония Падуанского), станиц Крымская и Тихорецкая, а также католики, проживавшие в станицах Кубанской области. Кроме храма в Екатеринодаре, на территории нынешнего Краснодарского края действовали католическая филиальная церковь в Новороссийске, часовня в Армавире, церкви немецких колоний Семёновка и Новониколаевка. С 1907 года в Екатеринодар назначались особые викарные священники для католиков армянского обряда. В 1910 году Екатеринодар стал центром Екатеринодарской армяно-католической курации, в пастырском попечении которой находились армяно-католики всего Северного Кавказа, Астрахани, Воронежа, Пензы, Ростова-на-Дону, Саратова, Самары и Царицына. Армяно-католики г.Крымска имели собственную часовню, также входившую в состав Екатеринодарской курации. В 1936 году, во время сталинских гонений на церковь, был арестован и сослан священник армянского обряда Карапет Дилургян, который являлся викарием апостольского администратора для верующих армяно-католиков на территории всего СССР и был настоятелем краснодарской армяно-католической общины. В 1937 году арестован и приговорен к смертной казни священник Акоп Термажера-Тихоян. Католический Храм был закрыт в конце 1937 года, по другим сведениям в 1938 году. После войны здание церкви было перестроено, разделено на два этажа и отдано под жильё. Этот ныне жилой дом, сохранился до наших дней и находится по адресу: ул. Советская, 30. В постсоветское время римско-католическая община безрезультатно пыталась вернуть здание бывшего храма. Возрождение Прихода Возрождение католической общины в Краснодаре началось в 1992 году. Из Польши в 1992 году приехал о. Анджей Моравский, ставший настоятелем прихода Св. Михаила на хуторе Семёновском, он сумел разыскать католиков и в областном центре. 6 декабря 1993 года состоялось учредительное собрание католического прихода, согласно решения которого 27 декабря 1993 года в отделе юстиции Краснодарского края было зарегистрировано римско-католическое религиозное объединение церкви Розария Пресвятой Девы Марии и святой Варвары. С этого периода о. Анджей стал раз в месяц совершать мессу в помещении фирмы «СЕАБ». В 1994 году архиепископ Тадеуш Кондрусевич отозвал о. Анджея в Москву: где он был назначен настоятелем прихода свв. Петра и Павла. Служение в Краснодаре продолжил его преемник, настоятель прихода на хуторе Семеновском, о. Януш Бляут. К этому времени мессы стали совершаться в Доме национальных культур. Церковь Святого Либория В 1996 году посетивший Россию священник из Германии о. Пауль Кайзер изъявил желание оказать материальную помощь в строительстве храмов в Краснодаре и Анапе. Единственным условием было посвящение их в будущем святому Либорию — покровителю диоцеза Падерборн (родной епархии о. Пауля). В 1996 г. о. Анджей Моравский возвратился в Краснодар. В этом же году администрацией города был выделен участок под строительство площадью 0,4 га по адресу: ул. Пустовойта, 10/113 (сегодня ул 40-летия Победы, д.172). На тот момент этот район города являлся отдаленной окраиной и был заселен слабо, но план перспективного развития Краснодара предусматривал здесь в будущем строительство жилых районов. 16 сентября 1996 года Апостольский нунций архиепископ Джон Буковский освятил строительную площадку храма св. Либория. С этого времени началось освоение участка и возведение временной часовни. 16 марта 1997 г. архиепископ Джон Буковский освятил временную часовню, представляющую собой небольшое помещение типового торгового павильона. В июне того же года началось строительство жилого дома для священника и помещений для катехизации. 17 августа 1997 г. Апостольский администратор европейской части России архиепископ Тадеуш Кондрусевич в присутствии Генерального викария епархии Падерборн о. Бруно Крессинга и о. Пауля Кайзера освятил краеугольный камень будущего храма, строительство которого началось в сентябре. Новый храм, к которому прилегают вспомогательные помещения, выделенные в двухэтажное строение, имеет вид массивного здания с плоской крышей и вытянутыми по горизонтали узкими оконными проемами. Торжественное освящение храма совершил 14 ноября 1999 года Апостольский нунций архиепископ Джон Буковский в присутствии епископа Клеменса Пиккеля, епископа И.И. Дегенхардта и священников юга России. 2 сентября 2000 г. Апостольский администратор юга России епископ Клеменс Пиккель в присутствии архиепископа Йоганнеса Йоахима Дегенгардта из Падерборна и представителя Катовицкого митрополита о. Юзефа Крентоша освятил сразу два храма – святого Либория в Краснодаре и святых Ядвиги Силезской и Либория в Анапе. В том же 2000 г. временная часовня, представляющая собой типовой сборно-разборный торговый павильон, была перевезена из Краснодара в Нальчик. После возрождения прихода настоятелями были: С 1993 по 1994 год - о. Анджей Моравский С 1994 по 1996 год - о. Януш Бляут С 1996 по 2001 год - о. Анджей Моравский С 2001 по 2006 год - о. Кшиштоф Гоик С 2006 по 2007 год - о. Штефан Плитцнер С 2007 по 2009 год - о. Мартин Себинь С 2009 по 2010 год - о. Сергей Бабаджанян С 2010 по 2018 год - о. Томаш Виосна С 2018 года по настоящее время - о. Сергей Бабаджанян С 2008 по 2010 год в приходе служил о. Марьян Гурски, с 2019 года также служит о. Маркус Новотни. С ноября 2002 года в приходе работают монахини из Конгрегации Современный католицизм За почти тысячелетие своего существования католичеством накоплен значительный опыт приспособления своих институтов, идеологии и форм деятельности социально-экономических, политических и культурных условий общества, что меняются. Католичество успешно "вписавшихся" в индустриальное и постиндустриальное общество. Приспособления церкви к условиям зрелого капитализма было положено папой Львом XIII в энциклике "О новых вещах", которая была, собственно, первой социальной энцикликой. В ней сформулировано отношение католической церкви к новым реальностям, которые сложились в индустриальном обществе в конце XIX - начале XX века с осуждением классовой борьбы, провозглашением частной собственности и ее неприкосновенности; речь шла также о заступничестве церкви отношении лиц наемного труда. Новые социальные реалии, сложившиеся в середине XX ст., произошли в деятельности папы Иоанна XXIII. Папа выступил за запрещение ядерного оружия, в поддержку совместных действий в защиту мира верующих и неверующих. Вне поля зрения католической церкви не остается и семья. Современное католичество - влиятельная сила в мире. Изучение его деятельности крайне необходимо для понимания нашего настоящего. В современной церкви царит слишком большой консерватизм. Церковные власти Рима, кажется, более склонны к возвращению в добрые старые времена, чем до реального понимания ситуации современного мира и человечества. Мы не достигли еще синтеза между истинной духовностью и реальной ответственностью перед миром, которому грозит катастрофа. Не будем, однако, забывать о том, что церковь - это целый мир, что она объединяет сотни миллионов верующих. Для многих из них религиозный идеал продолжает оставаться высшей духовной культурной ценностью, и в нем они воплощают свои земные стремление. На пороге третьего тысячелетия среди католиков постоянно растет стремление до выработки широкой платформы для объединения всех людей доброй воли на основе общечеловеческих ценностей для спасения и обогащения духовной культуры человечества. Католическая церковь проводит большую пропагандистскую деятельность. Она выдает много газет, журналов, книг, огромное количество периодической литературы - почти 4700 различных названий общим тиражом 2 млрд. экземпляров. Выпускаются и продаются для демонстрации фильмов на религиозные сюжеты. Кроме радио Ватикана, работают специализированные радиостанции, которые расположены в разных странах мира. Все это рассчитано на активную пропаганду религии, содержание под влиянием католической церкви широкого круга населения. Заключение В XXI век Католическая церковь вошла как самое крупное и влиятельное направление в христианстве, представленное на всех континентах. По числу последователей она не имеет равных в мире среди других религиозных направлений. Католиками себя считает более одного миллиарда человек из четырех миллиардов населения Земли. Католицизм занимает ведущее место в большинстве стран Европы. Традиционно католическими остаются Италия, Испания, Франция, Португалия, Бельгия, Австрия, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Польша, Литва. После Реформации Католическая церковь сохранила свое влияние и приверженцев на юге и западе Германии, в южных провинциях Нидерландов. Католические общины есть в Западной Белоруссии и Западной Украине. Исконно католическими являются Ирландия и Мальта. В последние годы Католическая церковь восстанавливает свою иерархию и структуры в разных городах России. Свое будущее Католическая церковь связывает с Латинской Америкой, где она занимает прочные позиции и имеет наибольшее количество верующих. Католиков в Соединенных Штатах Америки немного, основные приходы находятся в штатах так называемой Новой Англии. Древние христианские общины сохранились на Ближнем Востоке. В XVI–XVII вв. они заключили союзы с Католической церковью. Больше всего таких общин в Ливане. Деятельность католических миссионеров – доминиканцев, францисканцев, иезуитов – на протяжении веков, особенно в эпоху контрреформации, привела к появлению католических общин в Индии, Вьетнаме и Китае. Наиболее католической из азиатских стран являются Филиппины, некогда бывшие колонией Испании. В последние столетия католицизм укрепляет и расширяет свое влияние в Африке – в Габоне, Конго, Заире, Анголе, Мозамбике. Главой всех католиков в настоящее время является 265-й папа в списке римских пап Бенедикт XVI. |