история практическое задание 5 часть 1. практическое задание 5. Что такое сословия Какие сословия существовали в Российской империи к 1917 г.
Скачать 16.31 Kb.
|
Что такое сословия? Какие сословия существовали в Российской империи к 1917 г.? Все сословия Российской империи делились на привилегированные и податные. Различия между ними заключались в правах на государственную службу и чинопроизводство, правах на участие в государственном управлении, правах на самоуправление, правах по суду и отбыванию наказания, нравах на собственность и торгово-промышленную деятельность и, наконец, правах на получение образования. Господствующее сословие — дворяне (около 1% населения страны) Привилегированное сословие — духовенство (черное и белое) Полупривилегированные сословия (около 2,5 % населения): купцы (1, 2 и 3 гильдии),воснно-служилое сословие (казаки, калмыки и часть башкир),иностранные колонисты, разночинцы, солдаты и солдатские дети 4. Податные сословия (более 90% населения): мещане, цеховые ремесленники, крестьяне:—государственные (однодворцы, экономические, приписные, черносошные, ясачные, ямщики)—дворцовые —помещичьи Крестьянство, как в Московской Руси, так и в Российской империи, было низшим податным сословием, составлявшим подавляющее большинство населения. В 1721 г. различные группы зависимого населения были объединены в укрупненные категории казенных (государственных), дворцовых, монастырских и помещичьих креегьян. Мещанство - основное городское податное сословие в Российской империи - берет начало от посадских Московской Руси, объединенных в черные сотни и слободы. Мещане были приписаны к своим городским обществам, покидагъ которые могли только по временным паспортам, а перечислять в другие - с разрешения властей. Они платили подушную подать, подлежали рекрутской повинности и телесному наказанию, не имели права поступать на государственную службу, а при поступлении на военную службу не пользовались правами вольноопределяющихся. Для мещан была разрешена мелочная торговля, различные промыслы, работа по найму. Для занятий ремеслом и торговлей они должны были записываться в цехи и гильдии. Цеховые (ремесленники). Цехи как корпорации лиц, занимающихся одним и тем же ремеслом, были учреждены при Петре 1. В дальнейшем права цеховых были уточнены и подтверждены Ремесленным и Городовым положениями при Екатерине II. Цеховым предоставлялось преимущественное право на занятие определенными видами ремесла и продажу своих изделий. Для занятий этими ремеслами лицами других сословий от них требовалась временная запись в цех с уплатой соответствующих сборов. Без записи в цех нельзя было открыть ремесленное заведение, держать работников и иметь вывеску. Цеховые относились к числу податных сословий и подлежат подушной подати, рекрутской повинности и телесным наказаниям. Купечество. В Московской Руси из общей массы посадских людей выделялись купцы, делившиеся на гостей, купцов Гостиной и Суконной сотен в Москве и "лучших людей" в городах, причем гости составляли наиболее привилегированную верхушку купечества. 11етр I, выделив купечество из общей массы горожан, ввел их разделение на гильдии и городское самоуправление. В зависимости от гильдии, купцы пользовались различными привилегиями и имели различные права на производство торговли и промыслов. Все купцы могли вместо рекрутского набора платить соответствующие деньги. Купцы первых двух гильдий освобождались от телесного наказания. Купцы 1-й гильдии имели право на внешнюю и внутреннюю торговлю, 2-й - на внутреннюю, 3-й - на мелочную по городам и уездам. Купцы 1-й и 2-й гильдий имели право ездить по городу парой, а 3-й - только на одной лошади. Духовенство считалось привилегированным, почетным сословием в России во все периоды ее истории. Православное духовенство делилось на черное (все монашествующие) и белое, причем к последнему принадлежали как собственно священнослужители (протопресвитеры и протоиереи, пресвитеры, иереи, протодиаконы и иподиаконы, а также причстники в звании псаломщиков), так и церковно-служители (пономари, дьячки и т.д.). Поскольку черное духовенство в качестве отрекшихся от мира монахов не могло иметь собственносги, не имело потомсгва либо прекращаю всякие фажданские связи с детьми, родителями и всеми родственниками, а вступающие в монашество лица высших сословий не могли пользоваться никакими сословными привилегиями, говорить о духовенстве как о сословной группе можно прежде всего применительно к белому духовенству. |