икт. Лекция 1. 1. Мировоззрение, его исторические типы
Скачать 180.71 Kb.
|
1.Философия, ее предмет и место в культуре План 1. Мировоззрение, его исторические типы 2. Специфика философского познания 3. Предмет и структура философии 4. Философия и общество. Основные функции философии. 1. Мировоззрение, его исторические типы Стоит учитывать, что, приступая к изучению философии, многие уже имеют о ней некоторое представление. Причина этого в том, что с детства, осваивая мир, накапливая знания, каждый человек время от времени думает о тайнах мироздания, судьбах человечества, о жизни и смерти, смысле жизни людей. Так складывается еще не четкое, не вполне последовательное понимание тех проблем, над которыми размышляло не одно поколение философов. Весь этот круг вопросов входит в понятие мировоззрения. Мировоззрение – целостная система идей, представлений, оценок, верований, норм и поведенческих установок, направленная на взаимоотношения человека и окружающего мира. Оно не только является суммой знаний человека об окружающем мире, но и определяет отношение человека к этому миру, ориентирует его поведение. Мировоззрение может быть присуще не только отдельному человеку, но и группе, народу, обществу в целом. Индивидуальное мировоззрение зависит от особенностей конкретной личности, специфики жизненного пути человека. Общественное мировоззрение – отражает конкретно-исторические условия того или иного социума. По этому критерию выделяют такие исторические типы мировоззрения, как мифология, религия и философия. Мифология (от греч. mythos– предание, сказание и logos– понятие, учение) – исторически первый тип мировоззрения, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Мифы – архаические повествования о деятельности богов и героев, за которыми стоят фантастические представления о мире, его происхождении и месте человека в нем. Чертами мифа являются: очеловечивание природы (антропоморфизм); отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, смешение реального и фантастического; отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии), соединение рационального и эмоционального; практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач. Религия – система взглядов, верований и культовых действий, основанных на вере в существование сверхъестественного. Ее появление связано с общественными (возникновение социального неравенства, разложение родовых отношений) и интеллектуальными (развитие абстрактного мышления) изменениями. Религия долгое время существует вместе с мифологией и, подобно ей, обращается к фантазии и чувствам, однако она имеет и существенные отличия от мифа: Здесь происходит удвоение мира, его разделение на естественный и сверхъестественный; центральное место в религиозном мировоззрении занимает образ Бога, который рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего; в религиозных представлениях скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом.Кроме этого религия предполагает развитый культ и наличие организационной структуры – церкви, которая объединяет верующих вокруг учения и выполняет множество функций, сложившихся в зависимости от исторических условий формирования того или иного вероисповедания. 2. Специфика философского познания Философия является более поздним типом мировоззрения. Она зарождается в XII-VIII вв. до н.э. на Востоке, но расцвета достигает в Древней Греции в VIII-V вв. до н.э. Философия (от греч. phileo– люблю и sophia– мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к знаниям и достойному образу жизни. Долгое время философия воспринималась просто как сумма всех знаний. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегреческого мыслителя Платона. С этих пор на фоне стихийно возникавших (житейских и иных) форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. Ее отличительные черты: универсализм – философия представляет собой систему знаний (накопленных наукой и обыденным познанием) о мире в целом, его первоначалах и первопричинах; практически- духовная направленность – философское знание всегда соотносится с человеком, регулирует и направляет его поведение; критичность – философия сомневается в точке зрения обывателя и ищет выход за обыденные структуры опыта, не доверяет традиционному, пытается выявить его скрытые основания. Итак, философия – это тип мировоззрения, система теоретических взглядов на мир и место человека в нем, уяснение различных форм отношения человека к миру. Рациональность и систематичность делают философию похожей на науку. Действительно, философия не только может иметь научный характер, но и опирается в своих размышлениях на данные конкретных наук. Однако между философией и наукой есть и существенные различия. 1) Отношение к объективности знаний – науку интересуют данные о вещах самих по себе, а все истины философии соотносимы с человеком, его потребностями, она отвечает не на вопросы «как?», «почему?», а на вопрос «зачем?», то есть занимается поисками смысла. 2) Характер проблем – философия пытается осмыслить вечные проблемы, имеющие предельный характер (в чем смысл жизни, что такое бытие и т.д.), а проблемы науки конкретны. 3) Методы обоснования – философия не ссылается на данные экспериментов и наблюдений, ее выводы непосредственно не проверяемы. Кроме того, в философии широко используются умозрение, интуиция, воображение, роль которых в науке ограничена. 4) Личностный характер – философские системы, подобно произведениям искусства несут на себе явный отпечаток личности автора, отражают его уникальный индивидуальный опыт. 5) Плюрализм – многообразие философских учений, которые могут противоречить друг другу. Плюрализм не означает бессистемного смешения разнородных взглядов, а признает равноправие различных взглядов на мир. Это связано как с личностным характером философии, так и с принципиальной «неразрешимостью» многих философских проблем. 3. Предмет и структура философии Объект философии (то, на что направлена мыслительная деятельность философов) – взаимоотношения человека и мира. Для их осмысления необходимо дать представление о мире в целом, о человеке, его ценностях, деятельности, выявить разнообразные формы взаимодействия человека и мира. Это определяет структуру философского знания,в которой выделяются следующие разделы: онтология– учение о бытии; гносеология (теория познания) – учение об источниках знания, методе и процессе нахождения истины; логика– учение о формах и законах правильного мышления; философская антропология– учение о природе человека и смысле его существования; социальная философия– учение об общественной жизни, истории и перспективах социального развития; аксиология– учение о ценностях; эстетика– философия искусства или учение о прекрасном, безобразном и возвышенном; этика– теория поступка, практическая философия или учение о благе, добре и зле, долге; праксиология– учение об организации человеческого опыта и об активном освоении и преобразовании мира. Кроме того, фундаментальную философию «окружают» региональные философские дисциплины, которые возникают вместе с развитием практики и появлением ее новых отраслей (философия религии, философия науки, философия техники и т.д.). Предмет философииконструируется, он является результатом мыслительной деятельности, благодаря которой выявляются наиболее значимые и существенные для данного философа аспекты взаимоотношения человека и мира. С развитием человеческой культуры и общественной практики изменялся и предмет философии, круг ее проблем. Соответственно перестраивались и «образы» философии – представления о ней в умах философов. Поэтому в разные времена у разных народов вопрос, что такое философия, получал неодинаковые ответы. Первоначально слово «философия» употреблялось в более широком значении, чем закрепившееся за ним позднее. Философией именовалось совокупное знание древних, еще не разделенное на специальные области, по сути это был синоним зарождающейся науки и теоретической мысли вообще. Затем в античности философия стала пониматься как знание о первоначалах, как метафизика, исследующая сверхчувственные основания мира. В Средние века основные проблемы философии смещаются в плоскость рассмотрения взаимоотношений мира и Бога, теологическая проблематика здесь выходит на первый план. В Новое время возникает гносеология, основной формой отношения человека к миру считается познавательное, на исследовании которого и концентрируют свое внимание философы. В современной философии спектр зрений на предмет философии отличается большим разнообразием, в поле зрений философов попадают различные человеческие практики (язык, идеология, сфера бессознательного). Однако, в любом случае, философию интересуют многообразные отношения человека и мира. Это конкретизируется в основном вопросе философии, в котором отношение « человек – мир» преобразуется в отношение «мышление – бытие». Важность данного вопроса заключается в том, что от способа его решения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Решая вопрос о первоначалах бытия, философы делятся на материалистов и идеалистов. Материализм исходит из признания первичности материального начала. Идеализм первичным, определяющим объявляет духовное. Однако идеалисты расходятся в его толковании. Одни считают, что духовное начало, существует в виде человеческого сознания – субъективные идеалисты. Объективные идеалисты представляют это духовное в виде абсолютного сознания, духа, чистой идеи и т.п. Также философские учения могут быть либо монистическими (исходящими из признания одного начала мира), либо дуалистическими (исходящими из признания двух начал мира), либо плюралистическим (признающими равноправие множества начал). 4. Философия и общество. Основные функции философии. Ответ на данный вопрос предполагает характеристику социальной и культурнойзначимости философии. В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека особую роль всегда играла философия с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Для уточнения роли философии в жизни человека и общества следует более подробно рассмотреть ее социальные функции. Познавательная функция философии состоит в том, что она генерирует новые идеи, обеспечивает приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах. Важно и то, что в современных условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира. Мировоззренческая функция философии проявляется не только в том, что, она вооружает людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, но и рационализирует и универсализуетзнания, полученные в других областях человеческой деятельности. Методологическая функция философии заключается в том, что философия дает исходные, основополагающие принципы познания и практик. Будучи универсальными, философские методы являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных частнонаучных методов, а конкретизируются ими. Роль критической функции– подвергать критике знания, мнения, предположения и убеждения, освобождая человека от негативного воздействия ложных представлений, навязываемых обществом или эпохой кумиров и авторитетов. Аксиологическая функцияфилософии заключается в том, что она дает основания для взвешенной оценкипоступков людей и социальных явлений окружающего мира с точки зрения морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. ценностей. Гуманистическая функцияфилософии состоит в том, чтобы изменять самого человека, его внутренний мир и самосознание, культивировать гуманистические ценности и идеалы, помогать человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Роль философии особенно возрастает на переломах истории в периоды коренных изменений, когда человек ставит перед собой, обществом вечные вопросы о своей сущности, о смысле жизни, перспективах социального развития.Высокоинтенсивное развитие современного общества ставят человечество в условия «стратегической нестабильности», когда общественные системы находятся в неустойчивом, критическом состоянии, а неопределенность становится нормой. Обыденное сознание в таком состоянии становится наиболее уязвимым. Открытым для различного рода манипулятивных воздействий. В противовес повседневному сознанию, философская рациональная традиция находит выход из этой критической ситуации в обращении к опережающему философско-научному толкованию ценностей и смыслов человеческого бытия. |