Главная страница

1. Мировоззрение, его исторические типы


Скачать 33.48 Kb.
Название1. Мировоззрение, его исторические типы
Дата15.09.2021
Размер33.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаBILETY_EKZAMEN (1).docx
ТипДокументы
#232716

1. Мировоззрение, его исторические типы.

Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. В широком смысле – это все взгляды человека. Главная функция мировоззрения – ориентировать в окружающей действительности, предопределять поведение.

- мифологическое: эмоциональное отражение мира, основанное на преданиях, легендах, сказаниях, иллюзорном представлении о мире.

- религиозное: основано на вере в сверхъестественные силы (Боги, духи). Религия распространяет и поддерживает образы нравственного поведения.

- философское: опора на разум, свободный интеллектуальный поиск истины, осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности и логичности.

+Во все времена есть еще обыденное мировоззрение – присущее простым людям.

2. Предмет философии. Круг проблем философии. Функции философии.

Предмет философии проявляется через основной вопрос философии, вопрос о соотношении сознания и материи, мышления и бытия.

Предмет философии - мир и человек в целом. (ПАНИН).

Функции философии:

Мировоззренческая- способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве

Методологическая- философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Аксиологическая-. заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний спрогнозировать тенденции развития

Проблемы:

Онтологические – бытие мира, его конечность или бесконечность

Гносеологические – роль субъекта в познании

Методологические – методы и формы теоретического исследования

Аксиологические – специфика ценностного отношения человека к миру

3. Основной вопрос философии и его две стороны.

Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Он является основным, потому что определяет характер мировоззрения человека и от его решения в конечном итоге зависит решение остальных философских проблем. Основной вопрос философии имеет два аспекта – онтологический и гносеологический.

Первая (онтологическая) сторона – это вопрос о том, что является первичным и определяющим: бытие или мышление, материальное или духовное.

Вторая (гносеологическая) сторона заключается в вопросе о том, познаваем ли мир? Способно ли наше мышление познать мир таким, каким он существует в действительности?

В зависимости от решения первой стороны основного вопроса философии учения делятся на два основных направления: материализм и идеализм.

Материализм - это мировоззрение, в котором мир представляется как набор одушевленных и неодушевленных вещей, которыми можно и нужно управлять. Контроль над вещами - высшая ценность.

Идеализм – философское направление, в котором вопреки науке, признают первичным сознание, а материю вторичным.

4. Натурфилософия милетской школы античности.

Натурфилософия (от латинского – природа) - философия природы, истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, опирающееся на абстрактные понятия, вырабатываемые в ходе возникновения и развития философии.

+ Особенно характерны натурфилософские тенденции  для школы, сформировавшейся в городе Милете.

Основные представители - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Эта школа была преимущественно естественнонаучной и не ставила теоретических проблем бытия и познания.

Милетская школа впервые отменила мифологическую картину мира, противопоставлявшую божественное (небесное) человеческому (земному) и ввела всеобщность физических законов.

Главным для всех милетских теоретиков остается закон сохранения материи или отрицания абсолютного "возникновения" и "уничтожения" категорий. 

5. Две линии в Античной философии: Демокрит и Платон.

Демокрит - Величайшей заслугой Демокрита является его учение об атомистике. В основе мироздания - атом как первооснова развития мира. Атомы, наименьшие, далее неделимые физические частицы, неизменны и вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком.

Наряду с атомами, по утверждению Демокрита, существует пустота, в которой движутся атомы. Только благодаря движению происходит возникновение и развитие мира. Так как число атомов, а также протяженность пустого пространства бесконечны, то существует множество миров, которые постоянно возникают и погибают, находясь на разных стадиях развития.

Платон Главным в наследии Платона является учение об идеях. Идеи — сущность вещей, т. е. то, что каждую из них делает тем, что она есть. Мир идей, следовательно, образует в своей совокупности «истинное бытие», а чувственный, материальный мир вторичен по отношению к нему.

+Существует не вещь реально видимая и осязаемая, а идея вещи — вот главное в идеализме Платона. На вершине находится идея бога как высшего добра.

6. Сократ: философский метод, проблема человека.

Ме́тод Сокра́та — метод, названный в честь древнегреческого философа Сократа, основывающийся на проведении диалога между двумя индивидуумами, для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск. Этот метод часто подразумевает дискуссию, в которой собеседник, отвечая на заданные вопросы, высказывает суждения, обнаруживая свои знания или, напротив, своё неведение.

Принципом своих философских размышлений Сократ сделал выражение: «Познай самого себя». Это означало начало нового этапа в развитии философской мысли: назначение философии заключается не в изучении природы, а в познании человека.

свой принцип он дополняет еще другим: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Главным человеческим качеством Сократ считает добродетель, - умение правильно, хорошо поступать, а для этого необходимо знать, какие поступки являются добродетельными. Поэтому причину аморальных поступков, плохого поведения он видит в незнании.

Если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно - таково убеждение философа. Дурной поступок отождествляется здесь с заблуждением, с ошибкой, но никто не делает ошибок добровольно. И поскольку нравственное зло идет от незнания, значит, знание - источник нравственного совершенства.

7. Философия Аристотеля.

В «Метафизике» Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:

1)Материя — «то, из чего». материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздухводаземляогонь и эфир(небесная субстанция).

2)Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель).

3)Действующая, или производящая причина — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог.

4)Цель, или конечная причина — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

8. Поздняя античность: эпикурейцы, стоики, скептики.

Эпикуреи́зм — Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами.

Стоики считали всю вселенную в целом живым существом, тело которого — материя, и душа которого — Бог. Бог совершенное Существо, человеколюбивое и благодетельное.

Из Своего собственного Существа Он создал мир, зло существует только для того, чтобы яснее обнаруживалось добро. Подобно тому, как мир имел начало, он также будет иметь и конец, вследствие всеобщего пожара вселенной, во время которого все погибнет, кроме самого Бога Душа человека продолжает свою жизнь после смерти, но только до пожара вселенной; после пожара она вновь входит в мировую душу или Бога;

Скептики Многообразие и изменчивость вещей, воспринимаемые нашими чувствами, объясняются тем, что они - видимость, не имеющая ничего общего с истинной сущностью мира. Поэтому органы чувств - источник всех заблуждений. нам доступны лишь наши ощущения, а вовсе не то, что их вызывает.

9. Философия Средневековья: характерные черты, периоды. Спор об универсалиях.

соотношения веры и разума Патристика форма построения христианской культуры, многоплановый синтез религиозных ценностей христианства (Ориген, Григорий Нисский, Августин Блаженный и др.). Схоластика– философия, ставившая целью рациональное обоснование христианского вероучения (Ансельм Кентерберийский, П. Абеляр, Фома Аквинский). Теоцентризм – идея Бога как сверхъестественной, совершенной, благой личности, определяющей все происходящее в мире. Креационизм – религиозно-философское учение о сотворении мира Богом из ничего. Принцип откровения высшую истину человек познать сам не может, т.к. это тайна, которую Бог открывает человеку по своей воле через пророков. Спор об универсалиях– вопрос о природе общих понятий или идей. Согласно реализмуобщие понятия (универсалии) существуют реально, т.е. объективно, "до вещей" – в Божественном разуме. Согласно номинализму подлинным существованием обладают единичные вещи, а общие понятия – это "имена" для их обозначения, т.е. универсалии существуют "после вещей".

10. Философия возрождения: черты, проблема творчества, натурфилософия.

Возрождение (Ренессанс) – получила название за стремление мыслителей к возврату ценностей и идеалов Античности. Характерные черты философии Возрождения: антицерковная направленность, натурфилософия, гуманизм; ориентация на искусство.

Согласноантропоцентризму в эпоху Возрождения человек объявлялся центром и высшей целью мироздания: человек в своей деятельности и замыслах ничем не ограничен и может стать кем пожелает.

возникает гуманизм – провозглашает человека высшей ценностью, объявляет благо человека главной целью социального развития.

Для натурфилософии Возрождения характерен пантеизм.

Пантеизм – учение, отождествляющее Бога и мир: Бог утрачивает личностный, надприродный статус и сливается с природой, которая обожествляется

В эпоху возрождения человек становиться центром  философских проблем. Его свобода выбора переросла в свободу творчества, таким образом человек приблизился к Богу. Свобода творчества заключается в творении добра, а не зла.

11. Эмпиризм нового времени. Бэкон, Локк.

Эмпиризм - направление, которое все знания выводит из чувственно опыта (эмпирии).

Френсис Бекон – английский философ, сторонник научного подхода, основоположник эмпиризма, главная работа «новый органон». Эмпиризм - направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. Основывается на индуктивном методе познания. Под индукцией Бэкон понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов. Идолы:А)идолы рода (традиции, которые существуют у человека, он раб этих традиций). Б)идолы пещеры (человек имеет свою собственную пещеру, где он прячется от жизненных трудностей).В)идолы площади-навязанные обществом нормы мировосприятия. Г)идолы театра – неверные доказательства и мнения.

Джон Локк- мир материалистичен; в основе познания может лежать только опыт сознание — пустое помещение (пустая доска – “табула расса”), которое в те­чение жизни заполняется опытом источником опыта выступает внешний мир; цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности.

12. Рационализм нового времени. Декарт, Спиноза.

Рационализм— направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рене Декарт С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее - хорошо, правильно применять его. С целью научиться хорошо применять ум он и разработал свой метод. В нем четыре правила. Первое - правило очевидности. Очевидность в смысле ясности и отчетливости является не только отправным, но и конечным пунктом познания. Второе - это правило анализа. Расчленяя сложное на простое, «на элементарные части до пределов возможного». Третье - правило синтеза, заключающееся в том, чтобы «располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и восходить до познания наиболее сложных. четвертое - правило контроля. На этом этапе проверяется полнота анализа и корректность синтеза. Сомнение - акт мышления. Поскольку я сомневаюсь, я мыслю.

Бенедикт Спиноза - субстанция, это явление природы, которое является причиной самой себя. модусы субстанции: мышление и протяженность. субстанция же является единым началом. Проявление разума у человека с точки зрения Спинозы может иметь место только в связи с законами миропорядка. Поэтому общественная разумная жизнь человека связана с тем, насколько она согласована с субстанцией.

13. Кант: два периода творчества, агностицизм.

В докритическийпериод занимается проблемами онтологии (науки о бытии). Мир создан богом по законам математики, а люди пытаются понять эти законы. Однажды созданный мир не меняется. Проблемы развития солнечной системы решает, опираясь на: систему Коперника, законы Кеплера, закон всемирного тяготения и механики Ньютона. Допускает существование других галактик. 

В критическомпериоде  мы знаем вещи не такими, какими они являются в себе, а лишь те изменения, которые они производят в нашем сознании. Человеческие ощущения – нечто закрытое для свойств внешних вещей. Человеческий опыт ограничен и конечен, а объективный мир всегда шире. Агностицизм Канта.

1.Положение о том, что в процессе познания мы имеем дело только с явлением, а сущность вещи остается нам неизвестной.

2.Положение о том, что при попытке решения общефилософских проблем разум сталкивается с возможностью получения одинаково обоснованных, но противоположных утверждений. Это свидетельствует о том, что душа, космос и Бог представляют собой такие области, которые недоступны научному познанию. Непознаваемую сущность мира Кант обозначил термином -вещь в себе

14. Этика Канта.

  • Нравственные нормы представляют собой изначально данные человеку врожденные, нравственные императивы(категории)



  • Нравственные нормы рождены вместе с ним и определяют всю практическую жизнь, они не нуждаются в религии, т.к. самодостаточны благодаря чистому практическому разуму



  • Неприкосновенность другого человека



  • Если поведение не соответствует закону, оно должно быть «отменено»

Суть: человек должен проникнуться сознанием морального долга, следовать ему всегда и самому отвечать за свои поступки

15. Философия Гегеля: диалектика, принцип триады, система и метод.

Диалектика Гегеля - это учение о всеобщей связи и развитии, это философия мироздания, взгляд на мир в целом. 1) Принцип взаимосвязи (мир един в своей основе) 2) Принцип всеобщего движения - в мире все непрерывно развивается.

Принцип триады -  объединение каких-либо двух противоположных понятий и какого-либо третьего понятия, которое выражает внутреннее единство двух противоположных понятий.

Противоречие - источник всякого развития.

3 закона диалектики Гегеля:

1.Закон единства и борьбы противоположностей 2.Закон взаимного перехода, количественных и качественных превращений.(накопившиеся количественные изменения приводят к качественным изменениям и к механическому развитию) 3. Закон отрицания (любая стадия в процессе развития сменяется новой стадией, которая затем сменяется еще более новой стадией)

Метод – отражение реальных связей объективного мира. 

16. Философия всеединства Соловьев.

Всеединство, по Соловьеву, есть идеальный строй мира, предполагающий гармонию всех эмпирических несогласованных, конфликтных элементов и стихий бытия.

“Я называю истинным или положительным всеединство такое, — писал Соловьев, — в каком единое существует в пользу всех.

Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы, само оказывается таким образом пустотою;

истинное единство сохраняет и усиливает эти элементы, осуществляясь в них как полнота бытия”.

Если “положительное всеединство” потенциально объемлет собой и человека, указывая ему цель и смысл жизни, следовательно, сущность человека не может быть редуцирована, сведена к каким-либо частным его определениям

17. Природа человека и творчества в философии Бердяева.

  1. Свобода, по его мнению, не была сотворена Богом. Бердяев считает, что ее источник — первичный хаос, ничто. Поэтому Бог не имеет власти над свободой, властвуя лишь над сотворенным миром, бытием.

  1. он разделяет понятия “личность” и “человек”, “индивид”. Человек — божье творение, образ и подобие Бога, точка пересечения двух миров — духовного и природного. Личность сохраняет общение “с духовным миром” и может проникнуть в “мир свободы”.

Человек, согласно Бердяеву, по своей природе существо общественное, история — это способ его жизни

Проблема свободы творчества

"Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит. "Творчество - это цель жизни человека на земле - то, для чего Бог создал его. Если христианство есть религия спасения, то это спасение через творчество. "Бог всемогущ в бытии и над бытием, но он бессилен перед "ничто", которое до бытия и вне бытия.

18. Русский космизм: Федоров, Циолковский.

Косми́зм— ряд течений, в основу которых положены представления о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире. 

Федоров - родоначальник русского космизма. Самым большим в мире злом он считал смерть, но он верил, что человек может избежать ее если поборет в себе эгоизм и проявление враждебности к окружающим. Объединение усилий и достижения науки в будущем позволит воскресить умерших, но на земле всем места не хватит поэтому придется освоить космос.

Циолковский - основоположник космонавтики, Основа мира – атомы-духи, они подлинные граждане вселенной, тогда как человек просто союз таких атомов. Смысл вселенной он видел в стремлении материи к самоорганизации, возникновении высокоразвитых форм космического разума, способных к преобразованию космоса.

19. Концепция ноосферы Вернадского.

1. Биосфера Земли содержит в себе живое вещество – совокупность всех живых организмов, населяющих планету. 

2.С появлением человека, биосфера под воздействием научной мысли и разумного труда постоянно меняется, становится другой, эволюционирует, получает новое качественное состояние. Благодаря этому процессу вся биосфера переходит в своё новое эволюционное состояние – в ноосферу.

3. Ноосфера – это более организованная биосфера, где естественная природная организация взаимодействия живого вещества и неорганической материи начинает зависеть от человеческого фактора.

В итоге естественное природное развитие процессов сменяется разумными и целенаправленными процессами под воздействием человеческой деятельности.

20. Философия прагматизма: Пирс, Джеймс.

Прагматизм - Направление, отрицающее необходимость познания объективных законов действительности и признающее истиной лишь то, что даёт практически полезные результаты.

Чарлз Пирс — отрицал врожденные идеи и интуитивное познание. он утверждал, что исходным пунктом познания выступа­ет «видимость».

По Пирсу, понятие об объекте можно достигнуть лишь путем рассмотрения всех практических следствий, вытекаю­щих из действий с этим объектом. Наше знание об объекте всегда является незавершенным и опровержимым, гипотетичным.

Истина в трактовке Пирса — ясное, отчетливое, непротиворечивое на данной стадии знание. Практический интерес — причина нашей заин­тересованности в искании истины.

Уильям Джемс —Согласно Джемсу, философ ищет такой мир, который подходил бы к его темперамен­ту, и поэтому верит в любую соответственную картину мира. В зна­чительной мере история философии - это история своеобразного столкновения человеческих темпераментов. Темперамент влияет на ход мыслей философа несравненно сильнее, чем любая из объективных предпосылок.

21. Философия жизни: Шопенгауэр, Ницше, Бергсон.

Артур Шопенгауэр – «воля к жизни» – первичная, не имеющая причины, недоступная познанию сущность мира. Проявляясь в человеке, она подчиняет его себе, от нее зависят все его поступки. Разум человека ограничен целями самосохранения, борьбы за существование. Мир недоступен разумному познанию, он может быть постигнут только интуицией. Человек не может ничего в мире изменить, но он может «убежать» от страданий в область созерцания и аскетизма.

Фридрих Ницше. Мир в учении Ницше – это вечное становление, в основе которого борьба множества воль, стремящихся к превосходству. Повышению воли к власти способствует не интеллект, а сила. Сверхчеловек для Ницше – сильный человек, свободный от морали, с максимальной волей к власти.

Анри Бергсон исходит из единства субъекта и объекта познания, реальность для него – единый поток переживаний – «образов». Материя – это процесс падения вниз, жизнь устремлена вверх, как жизненный порыв. Жизнь не зависит от материи, она основана на памяти, связывающей прошлое и настоящее. Память позволяет рассматривать время не как последовательность событий, а как целостное переживание единой формы – длительность

22. Психоанализ Фрейд, Юнг, Фромм.

Психоанализ – концепция объясняющая роль бессознательного и иных психических процессов в жизни человека.

Фрейд - психика делится на 3 уровня: “Оно” – совокупность инстинктов, комплексов, переживаний; «Я» - сознание субъекта; «Сверх-Я» - те идеи и правила, которые внушены человеку социумом. Я постоянно балансирует между Оно и Сверх-я. С одной стороны на человека давят комплексы и инстинкты. А с другой – правила поведения и цензура. Человек руководствуется двумя принципами: удовольствия и реальности. В рамках первого его бессознательные влечения направлены на получение макс удовольствия, 2й же корректирует протекание психических процессов согласно требованиям общества.

Карл Юнг – разделяет бессознательное на коллективное и безличное. «Коллективное бессознательное» предстает у него как совокупность архетипов. Архетип - закодированная в мозге человека реакция на ситуации, которые повторяются столетиями.

Эрих Фромм –Считал, что бессознательное не является особым пластом человеческой психики. Бессознательное – это состояние психики. Это идеи, настроения и переживания людей, которых общество лишило ясной осознанности посредством ряда социальных фильтров (табу).


написать администратору сайта