Главная страница

Ответы к билетам МТУСИ. 1. Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека. Уровни мировоззрения. Мировозрен


Скачать 150.5 Kb.
Название1. Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека. Уровни мировоззрения. Мировозрен
Дата14.10.2021
Размер150.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОтветы к билетам МТУСИ.doc
ТипДокументы
#247659

1. Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека. Уровни мировоззрения.
Мировозрен. – система взглядов, ценностей, убежден. человека на мир и место человека в этом мире.

О. мировозр. вопросами являются:

Особенности мировозр. в. заключ. в том, что на них нет в принципе или на данный момент времени однозначно подтвержд. решен.

В различных фил. системах мировозр-ие вопросы решаются по разному.
2. Предмет философии.
Философия (греч.)- phileosophia-любовь к мудрости. Первым этот термин употребил Пифагор (я не sophus, я philosophus). Для определения предмета философии необходимо 1)наличие человека- индивида 2) наличие мира. Философия рассматривает отношения между ними. Отсюда определяется и сам термин: Философия- система знаний о мире и месте человека в нем.
3. Проблема основного вопроса философии и различные варианты его решения.
О.в.фс. есть вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы, объективного и субъективного, психического и физического, материального и идеального, материи и сознания и т.д.

О.в.фс. имеет две стороны:

  1. что первично, что вторично

  2. познаваемый мир (или как относятся мысли об окружающем нас мире к самому этому миру или в состоянии ли мышление человека познать мир таким, каким он отражается в его сознании)

При решении первой стороны выделилось 2 основных направления: материализм и идеализм

М. считает, что материя первична (основа сознания), сознание вторично (производно от материи)

Идеалисты считают наоборот.
4. Диалектика, метафизика.
Диалектика( от греч. Dialektike- искусство вести беседу, спор)- теория и метод познания действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. (Кант,Гегель) Противоположна метафизике:

Метафизика( от греческого- после физики)- философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия, как источник их развития.
5. Философское понимание материи.
В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:

  1. логический – материя как философская категория;

  2. онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной и субъективной реальности) – материя как объективная реальность;

  3. гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение;

  4. заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений.

В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:

  1. материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;

  2. материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека;

  3. материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.


6. Формы движения материи, их взаимосвязь.
Различают несколько форм движения материи, которые были выделены на основе классификации наук:

  1. механическое – пространственное перемещение тел;

  2. физическое – перемещение атомов, молекул;

  3. химическое – различные химические реакции;

  4. биологическое – обмен веществ;

  5. социальное – общество (мышление, сознание).

Все формы движения материи между собой взаимосвязаны. Особенности взаимосвязи:

  1. движение не исчезает бесследно, а наблюдается переход одной формы материи в другую;

  2. высшие включают в себя низшие формы, но в «снятом» виде (как побочные явления).

Каждая форма имеет свой носитель движения, о чем говорит, что высшие формы не сводятся к низшим, а низшие – к высшим, т.к. одно включает другое.

Простые формы движения материи могут характеризоваться как сложные только в том случае, если их рассматривать в сложных полях (гравитационные, ядерные и т.д.).
7. Пространство и время.


  1. Общие свойства:

    1. объективность;

    2. абсолютность – движение, как и пространство и время, носит всеобщий характер;

    3. относительность – содержанием пространства и времени является движущаяся материя, поэтому пространство и время меняются в различных частях света, на разных уровнях, в движущейся материи;

    4. бесконечность – понимается в смысле бесконечности всеобщности бытия.

  2. Специфические свойства:

    1. непрерывность и прерывность – свойство связано с движением пространства и время прерывно, поскольку в движении осуществляется переход от одних пространственно-временных структур к другим;

    2. мерность – пространственно-временные отношения м.б. описаны при помощи трех пространственных отношений и одного временного отношения; существует понятие n-мерного пространства, т.е. добавляются другие характеристики: t, p.

    3. Время одномерно – т.е. оно необратимо, это свойство обусловлено характером причинно-следственных отношений.

Пространство – это, когда любой объект занимает место, т.е. обладает протяженностью, находится на каком-то расстоянии от других объектов, т.е. взаимодействует с ними и обладает определенной конфигурацией.

Время – 1) длительность явления;

2) следование сменяющих друг друга событий и явлений, имеющих одно измерение.
8. Категории единичного и общего, их взаимосвязь.
Окружающий нас мир, предметы, явления неповторимы, своеобразны и индивидуальны. Каждое явление, предмет характеризуется через понятия, которые обладают как общими, так и единичными свойствами.

Особенности свойств предметов отражают категории: единичное и общее.

Единичное - черты, признаки, присущие только одному предмету и отсутствующие у других предметов.

Общее - это то, что присуще не только данному предмету, но и другим предметам.

Единичное и общее взаимосвязаны между собой и связь выражается категорией особенного.

Особенное - это такие общие черты, свойственные индивидуальному предмету, которые отличают его от некоторых других предметов.
9. Явление и сущность, их взаимосвязь.
Cущность и явление употребляется в широком и узком смысле слова.

Сущность – это такая сторона предмета, которая определяет в данном отношении взаимодействие его с другими предметами.

Явление – установление чувственно воспринимаемых свойств предмета, а также раскрытие тех свойств, которые он проявляет при своем взаимодействии с другими предметами.

Сущность и явление взаимосвязаны между собой. Через явление мы узнаем о сущности, а на основании сущности объясняют и предсказывают явление. Нет непроходимой грани между сущностью и явлением, но сущность и явление-это не одно и тоже, это различные стороны одной вещи.

Явление - это сущность, проявившаяся во вне. Некоторые философы считают, что невозможно познать сущность предмета, объявляя сущность «вещью в себе» и тем самым скатываются на позиции агностицизма. Другие считают, что сущность вещей познать можно и в процессе познания «вещь в себе» превращается в «вещь для нас».
10. Причина и следствие, их взаимосвязь.
Связи, существующие между предметами и явлениями - это связи причины и следствия. То, что вызывает к жизни или видоизменяет какое-то явление называется причиной, а то, что возникает под действием определенной причины называется следствием.

Причинно-следственные связи разнообразны: главные и неглавные, существенные и несущественные, внешние и внутренние, общие и ближайшие и т. д. Причинно-следственные связи необходимо отличать от связей вообще.

Под условием понимаются те явления, которые хотя и не вызывают данного явления, но делают возможным процесс его возникновения и оказывают определенное влияние на темпы, скорость, масштабы этого процесса.

Существуют различные подходы к причинно-следственной связи:

  1. телеологический - это когда понятие причины пытаются подменить понятием цели.

  2. религиозный, который стремится отрицать причинно-следственную связь и на место естественных причин поставить божественные, мистические силы.

  3. материалистический, признающий существование причинно-следственных связей между явлениями.


11. Категории необходимости и случайности, их взаимодействие.
Изменения, происходящие с предметами, имеют свою причину, но одни изменения связаны с внутренней природой самого предмета, а другие изменения зависят от внешних обстоятельств. Это лежит в основе различия категорий необходимости и случайности.

Необходимость - это те свойства предмета, а также происходящие с ним изменения, которые обусловлены внутренней природой самого предмета.

Случайность - это те свойства, изменения, которые обусловлены стечением внешних, несущественных для предмета обстоятельств.

Необходимость и случайность взаимосвязаны между собой. Всякая необходимость пробивает себе дорогу через массу случайностей. Случайность всегда, так или иначе, связана с необходимостью, служит формой ее проявления. А необходимость имеет своим дополнением случайность.

Связь необходимости и случайности проявляется в том, что одно и тоже событие случайное в одном отношении выступает как необходимое, в другом.
12. Категории содержания и формы, их взаимодействие.
Любое явление обладает как содержанием, так и формой.

Содержание - это совокупность элементов, составляющих данный предмет и свойственные ему функции.

Форма - это связи, существующие между элементами содержания, та организация предмета, благодаря которой он выступает, как единое целое и может выполнять свои функции.

Содержание и форма взаимосвязаны между собой, но они не всегда в одинаковой степени зависят друг от друга.

    1. Определяющая роль во взаимоотношениях содержания и формы принадлежит содержанию. Форма возникает и складывается под влиянием содержания.

    2. Форма по отношению к содержанию не всегда автоматически меняется вслед за изменением содержания. Некоторое время содержание остается в старой форме. Отставание формы от содержания может быть связано с некоторыми причинами влияния содержания.

    3. Форма может обладать относительной самостоятельностью, т.е. она влияет на содержание.

Противоречие, существующее между содержанием и формой, может носить двоякий характер:

1. если форма соответствует содержанию, то она создает условия для его развития.

2. если форма не соответствует содержанию, то содержание не может развиваться в полной мере, т.к. ему мешает старая форма.

Разрешение противоречия необходимо и это приводит к тому, что предмет меняется качественно.
13. Категории возможности и действительности, их взаимосвязь.
Существуют самые разнообразные изменения с предметами, но для того, чтобы эти изменения возникли должны существовать реальные предпосылки. Момент, предшествующий возникновению предмета, отражается категорией возможность. Другой момент процесса развития, когда возможность появления какого-либо предмета осуществляется - это есть действительность.

Действительность - то, что существует как наличное бытие в данный момент времени. Различают абстрактные или формальные и реальные возможности. Превращение возможности в действительность могут произойти в результате случайного стечения обстоятельств - абстрактная возможность. Если условие для превращения возможности в действительность вытекает из внутренней природы существующего предмета, то такая возможность называется реальной. Следует отличать абстрактную возможность от реальной возможности и невозможности
14.Понятие закона. Основные виды закона.
Закон- устойчивые существования связи между предметами и явлениями этого мира. Закон выражает сущность предмета. Основные виды закона:

1.Спецефический( частный)- относится к ряду явлений.

2. Общий- относится к большему числу предметов.

3. Всеобщий- распространяется на все. (суть законов диалектики: взаимодействие противоположностей, отрицание отрицания, перехода количества в качество и наоборот).
15. Противоречия и его основные виды. Стр44
Противоречия- наличие двух высказываний, одно из который отрицает другое.

На определенном этапе развития предмета противоположности начинают друг другу не соответствовать, сталкиваться между собой, взаимоисключать друг друга и приходят в состояние борьбы. Момент взаимодействия противоположностей – противоречие . В процессе развития предмета , явления противоречие может разрешаться и предмет переходит в новое состояние, новое качество с новыми, но вначале скрытыми противоположностями.

Различают виды противоречий:

  1. Антагонистические и неантагонистические.

Антагонистические - это такие противоречия, которые сущ. между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие.

Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества.

2. Внутренние и внешние.

Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (пр. между производством и потреблением).

Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).

3. Основные и неосновные.

Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета (пр. производительные силы и производство).

Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета.
16. Закон взаимодействия противоположностей. Стр58
Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).

Момент взаимодействия противоположностей – противоречие.

Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета. Необходимо различать виды противоречий, т.к. это позволяет находить правильные пути и способы их разрешения. Данный закон показывает источник движения, источник развития.
17. Качество, количество, мера. стр55
Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.

Качество

  1. свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами.

  1. структура предмета, которая связана со свойствами предмета (структура предмета - то из чего состоит предмет, из каких элементов).

  2. функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен.

  3. место предмета в определенном процессе, т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.

Степенью той или иной качественной определенности является количество (металлы проводят ток по-разному). Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера.

Мера - переход от одного качественного состояния к другому или единство количества и качества. Сущ. и обратная зависимость: качественные изменения приводят к количественным. И в том и в другом случае предмет меняет свое состояние, т.к. происходит нарушение меры и совершается скачок.
18. Закон перехода количества в качество и наоборот. Стр54
Качество

  1. свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами.

  1. структура предмета, которая связана со свойствами предмета (структура предмета - то из чего состоит предмет, из каких элементов).

  2. функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен.

  3. место предмета в определенном процессе, т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.

Степенью той или иной качественной определенности является количество (металлы проводят ток по-разному). Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера.

Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.
19. Метафизическое и диалектическое отрицание. Стр62
Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому. Существуют два вида отрицания:

1. метафизическое- один предмет отрицает другой (один вид уничтожил другой).

2. диалектическое- один предмет отрицает другой, но при этом сохраняется и удерживается все, что было рациональное, что содержалось в предшествующем развитии.( Развитие - такое изменение предмета, когда последующая стадия процесса не просто включает в себя в преобразованном виде какие-то стороны, элементы предшествующих стадий, а имеет возможность сохранить положительное содержание данных стадий.)
20. Роль диалектического отрицания в развитии. Стр62
Развитие - такое изменение предмета, когда последующая стадия процесса не просто включает в себя в преобразованном виде какие-то стороны, элементы предшествующих стадий, а имеет возможность сохранить положительное содержание данных стадий. Диалектическое отрицание не только отрицает старое, но и сохраняет и удерживает все то положительное, что содержалось в предыдущем развитии. Диалектическое отрицание абсолютно и относительно. Оно абсолютно в том смысле, что всякое развитие осуществляется в форме отрицания, но оно и относительно, ибо не предполагает абсолютного уничтожения, а сохраняет и удерживает все то положительное, что было в предыдущем развитии. Диалектическое отрицание выражает преемственность в развитии между старым и новым в предметах, процессах.
21. Закон отрицания отрицания. Стр62
Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому.

Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).
22. Чувственное познание и его 3 формы. Стр96
Диалектика процесса познания связана с началом развития процесса познания. 1 течение: сенсуализм( сенс- чувства)- чувственная ступень познания.2 течение- рациональное познание.

Чувственная ступень познания = живому содержанию и включает в себя 3 формы:

1.Ощущение- субъективный образ объективного мира.

2. Восприятие – как бы надстраивается над ощущением и отражает предмет в целом.(Например: звук мы ощущаем, а мелодию воспринимаем).

3. Представление- окончание чувственного познания, воспроизведение ране воспринятых вещей.( в отличие от 2-х других форм человек не связан с предметом).
23. Рациональное познание и его 3 формы. Стр98
Диалектика процесса познания связана с началом развития процесса познания. 1 течение: сенсуализм( сенс- чувства)- чувственная ступень познания.2 течение- рациональное познание.

Рациональное познание имеет всеобщее значение и связано с языком( Гегель: мыслить без слов- неразумная идея, не может быть понятий, если они не связаны со словом).

Рациональное познание включает в себя 3 формы:

1. Понятие- форма мысли, отражающая существенные признаки предмета, процессов, явлений( мы берем основной из множества признаков предмета).

2. Суждение- форма мысли, когда что-то утверждается или отрицается у предмета(бывают единичные(один пр.), частные( группа) и общие(все пр.)).

3. Умозаключение- образуется на базе суждений, связывает несколько суждений и выводит из них новое.
24. Истина и ее виды. Практика. Стр102
Познание – это процесс проникновения мысли в объект. Познавательной мыслью (целью) этого процесса является постижение истины. Познание – это процесс отражения действительности в сознание человека.

ИДЕАЛИЗМ практикует истину как согласие или как некую вечную идею, существующую помимо сознания человеческого царствия чистой лжи.

МАТЕРИОЛИЗМ: истина – это такое содержание наших представлений, которое адекватно (или верно отражает объект). Всякое знание, если оно верно, отражает действительность есть объективно-истинное. В процессе познания человек не может сразу полностью познать действительность. Всякая теория обусловлена исторически, и потому заключает в себе неполную истину, а относительную истину.

Относительная истина – это неполное, неточное, незавершенное знание о предмете. Познание есть развитиеистины. Истина есть процесс бесконечного накопления знаний. В процессе познания человек всё больше и больше преодолевает относительность истины, прибавляя к познанию моменты абсолютного знания.

Абсолютная истина – это более полное, более точное, более завершённое знание о предмете. Она складывается из относительных истин. По мере формирования абсолютной истины постоянно наблюдается взаимосвязь абсолютной и относительной истин, и в этом проявляется диалектический характер истины.

Практика – это волевая деятельность идеи, абсолютной идеи, а затем человеческого сознания (Гегель – объективный идеализм). Практика – это психическая деятельность человека, обусловленная разумом, волей, интуицией.
25. Сущности сознания и его происхождение.
2 понимания:

1)Сократ: сознание человека не тождественно материальному бытию вещей, более того, сознание может на основе присущей ему диалектики дать противоречивое представление об изучаемых вещах (“Я знаю, что я ничего не знаю”).

2)Платон считал, что помимо мира вещей существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум, а в душе каждого человека ум созерцает самого себя и этим активно воздействует на жизнь человека. Душа бессмертна и имеет способность (по возращении на землю в человеческом теле) воспринимать то, что она видела “там”.

Таким образом, уже Античность поставила вопрос о том, откуда взялось сознание, - принадлежит ли оно конкретному человеку, являясь именно его достоянием, или же сознание человека есть часть мирового разума.

На протяжении всего средневековья в Европе была распространена вторая точка зрения, поскольку она совпадала с основными догматами христианства. С точки зрения Августина Блаженного все знания о мире заложены в душе, а разум - подарок дьявола, который в своей гордыне пытается противостоять бессмертной душе, несущей дыхание самого Бога.

Эпоха Возрождения возобновила интерес к человеку и его сознанию, а философия Нового Времени в лице Декарта, Бекона, Локка поставила ряд фундаментальных вопросов, связанных с общими проблемами сознания и познания.

Декарт - яркий представитель рационализма. Он подчеркивает, что главным в сознании является внутренний анализ собственного “Я”. По мнению Декарта душа человека только мыслит, и это составляет основу всей жизни (“Мыслю - значит существую”).

Локк - представитель сенсуализма. Подчеркивает первостепенное значение чувств в формировании сознания человека и его познавательных возможностей (“В интеллекте нет ничего, чего не было бы в чувствах”).

Мистическая концепция сознания связана с верой в сверхъестественные силы и имеет множество различий в восточной и западной философских традициях. Их объединяет убежденность в том, что познание мира человеком всегда есть озарение, экстаз, откровение, и оно всегда предполагает общение человека с Богом.

Иррационалистическая концепция (оформилась к концу XIX века) предполагает, что разум и чувства человека ограничены, в то время как его интуиция, инстинкт и другие, логически неопределенные стороны сознания помогают человеку понять поток жизни, хаотичный и случайный в своей основе. В дальнейшем получила развитие в экзистенционализме.

В развитие идей Канта Гегель обосновал историзм сознания, его зависимость от исторически изменяющихся форм общественной жизни, а также всесторонне рассмотрел диалектику индивидуального и общественного сознания.

Сознание предполагает научение и память, которые связаны с реакцией запечатления (импринтинга) и одновременно формирует как внимание, так и волю человека, оказывают воздействие на его интересы и потребности. Все психические процессы есть продукт того, что делает мозг. Это - процессы ощущения, движения, адаптации, научения, эмоций, мышления образами; это - внимание, память и активное сознание, т.е. осознание нашей собственной умственной или физической деятельности.

С точки зрения современной науки мыслят не только люди, но и животные, однако сознательная мыслительная деятельность (абстрактное мышление) возможна лишь на основе языка. Именно язык является основным орудием, с помощью которого человеческие существа структурируют свою умственную деятельность, свой опыт. Поэтому сознание (в другой терминологии абстрактное мышление) непосредственно зависит от языка.
26. Соотношение мышления и языка. Функции языка. Виды языков. Стр42
Отличие мыслительной деятельности человека и животного заключается в том, что человек обладает выработанной в процессе мышления речью, сформировавшей у него наряду с образным абстрактное мышление, Языковое мышление является одной из форм действительного мышления человека, причем такой его формой, которая резко отличается от других. Оно предполагает идеальное отражение действительности и ее осмысление не в виде впечатлений и образов, а как “идеализированных предметов”, т.е., через значение слов, знаков и символов.

Язык- знаковая система, явление общественное.

Функции языка:

1.назывательная

2. познавательная

3. общение

Мышление и язык не тождественны. Мышление по форме идеально, язык материален, потому что мы оперируем словами- понятиями. У животных есть 1-ая сигнальная система, у человека 2-ая. Человека сделала человеком цивилизация и нравственность.
27. Производительные силы общества, человек в системе производственных сил. Стр115
Способ производства(соединение люди+ средства производства)

Производственные силы Производственные отношения

Рабочая сила Средства производства

Средства труда Предмет труда

Производственные силы- показывают степень господства человека над природой. Человек в производительных силах выступает в 3-х образах:

1.как главная производственная сила

2.как носитель определенных производственных отношений( отн. между людьми в процессе пр-ва)

3.как главный субъект управления
28. Производство, как материальное основание общества. Стр113
Материальное производство, имеющее, по Марксу, давлеющее, в отличие от духовного, являющегося другой стороной единого общественного производства, значение, включает в себя два рода отношений: отношение людей к природе (производительные силы) и отношение людей друг к другу (производственные отношения). Взаимодействие этих двух сторон определяется законом соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил. П. всегда существует как исторически определенный способ производства. П. и потребление это два различных полюса общественной жизни, определяющим в этом взаимодействии является П., которое не только создает предмет потребления и определяет способ потребления, но и служит основой появления и развития человеческих потребностей. Производство связано с потреблением через распределение, которое зависит от характера существующих производственных отношений. В классово антагонистических обществах владельцы средств производства присваивают себе прибавочный продукт, а трудящиеся массы довольствуются малым. Развитие общества представляет собой прежде всего процесс развития общественного производства. Общественное производство основа любого общества. Само общество и возникло только как объединение людей для совместного преодоления определенных трудностей, для совместного добывания пищи, например. Саморазвитие общества в таком случае представляет собой процесс развития общественного производства который в современное время можно назвать прогрессом.
29. Закон соответствия производственных отношений к производственным силам. Стр114
Общество развивается на основе внутренне присущих ему законов. Важнейшими среди них являются следующие: 1)общесоциологический закон об определяющей роли способа производства в жизни и развитии общества, о котором Маркс писал, что способ производства материальной жизни обусловливает социально-политический и духовный процессы жизни вообще; 2) общесоциологический закон соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил; 3) закон классовой борьбы и социальной революции, действующий в классово антагонистическом обществе; 4)общесоциологический закон возрастания роли масс субъективного фактора в историческом процессе развития человечества.

Жизнь общества обуславливается запасами природных ресурсов, поскольку они распределены неравномерно.

На жизнедеятельность общества влияют стихийные силы природы : засухи и наводнения, селевые потоки и землетрясения, вулканические извержения, цунами, тайфуны.

Общество в свою очередь всей своей жизнедеятельностью оказывает влияние на природу. Через материальное производство общество осуществляет свое значительное воздействие на природу: используя природные ресурсы, культивируя и преобразуя, загрязняя и охраняя ее.

Закономерностью взаимодействия общества и природы выступает обмен воздействий между ними : человек потребляет вещества природы и выделяет в нее продукты своей жизнедеятельности. Этот обмен осуществляется через производство . особенность сегодняшнего дня состоит в том, что эти отходы загрязняют окружающую среду и это отрицательно сказывается на здоровье людей и природы . Растет опасность нарушения диалектического равновесия процессов биосферы. Значительную роль в научно- техническом решении этой проблемы может играть развитие новой технологии (безотходной и малоотходной).
30. Носители и структура процесса производства. стр114
31. Общественная формация, ее состав и структура. стр118
Формационный метод был разработан марксистами, он составляет основу материалистического понимания общества.

Формация - определенный тип общества, цельная соц. система, развивающаяся и функционирующая на основе господствующего способа производства по своим законам.

Законы: общие и специфические.

Общие - законы, распространяющиеся на все формации (закон об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, закон об определяющей роли способа производства в общественном развитии).

Специфические законы – законы, действующие в одной или нескольких формациях (закон пропорционального развития народного хозяйства).

Основным критерием опред. развитие и смену формаций является способ производства, который представлен единством развития производительных сил и производственных отношений. Вслед за способом производства меняется и социально-классовая структура развития общества. Развитие общества осуществляется по восходящей линии от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому, коммунистическому обществу. Смена формации осуществляется с помощью соц. революций. Каждая формация имеет базис и надстройку.

Базис - это совокупность производственно- экономических отношений.

Надстройка - это совокупность идей организации утверждений и идеологических отношений.

Основными категориями формационного подхода является способ производства, класс, общество. Но эти категории являются категориями высокой степени абстрогированности поэтому не отражают весь спектр развития общества и формационный подход дополняется двумя другими: цивилизационным и культурологическим.

(из практики) Формационный подход. Общество развивается от низших формаций к высшим. Формации отличаются друг от друга способом производства, который в свою очередь изменяется благодаря производительным силам, те в свою очередь изменяются с помощью орудий труда. Однако теория Маркса в некоторых положениях была ошибочной. Он полагал, что производительные силы смогут развиваться и после изменения капиталистических производственных отношений. Формационная теория имеет активных сторонников и сейчас. Например: Уолтер Ростоу в своей теории стадийного роста рассматривает прогресс, как этапы развития техники и только техники. Интересную градацию предложил Дениел Бел – 3 этапа развития:

1.доиндустиальное общество 2.индустриальное общество 3.технотронное информационное общество.
32. Государство: его сущность, признаки, функции, составные части. стр133
Гос-во - организация обладающая верховной властью на опр.

территории. Осуществляющей власть с помощью спец. аппарата,

выступающая как представитель об-ва.

Представления о гос-ве:

1) Этатистское: Высший субъект. Всё должно быть подчинено ему. Всё сводится к единству всеобщности и частности.

2) Антитатистское: Зло, потому как диктует свою волю (анархисты).

Подходы: нормативный, институциональный, социологический (классы, группы, цели, потребности), системный (с учётом норм институтов, классов и групп).

Концепции возникновения:

1) Теократическая (от бога-«Тео»)

2) Социального договора

3) Платона: аристократическое государство, существование которого основано на рабском труде (“Законы”): государством правят “философы”, охраняют “стражи”, ниже обоих этих групп граждан -”ремесленники”.

4) Маркса: в первобытно-общинном нет прибавочного продукта (излишки производства, которые прибирают себе некие люди), появляются классы, гос-во.

Основные признаки гос-ва:

1) Публичная власть т.е. власть не совпадающая со всем

населением.

2) Суверенитет народа.

3) Территории

4) Монополия на легальной силы.

5) Исключительное право на издание з-на.

6) Право на взымание налогов

Внутренние ф-ции гос-ва:

1) Экономич.

2) Соц. ф-ции.

3) Экологическая ф-ция.

4) Защита прав граждан.

Внешние:

1) Защита границ

2) Интеграция в мировую эк-ку.

3) Защита м/у народной безопасности.

Государство -- его цель есть сохранение свободы и собственности,

приобретенной посредством труда. Не может быть произвола.Власть 1)

законодательная;2) исполнительная;3) судебная.
33. Личность, ее структура. стр155
Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой в рамках социальной системы. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в развитии индивидуальности опосредствована социальными факторами. Индивидуальность - это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств - общих, типических, особенных и единичных.

Личность - человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами развития являются не ее природные качества, а качества социально значимые - взгляды, способности, потребности, интересы, мораль и т.д. Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах. Это создает возможность не только объективного познания социальных качеств личности, но и формирующего воздействия на них.
34. Мораль, как форма общественного сознания. стр148
Мораль - одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. В морали потребности, интересы общества выражаются в виде стихийно сформировавшихся и общепризнанных предписаний и оценок, подкрепленных силой массового примера, привычки, обычая, общественного мнения.

Проблемами морали, нравственности занимается этика. Мораль, нравственность означает определенную сферу общественной и личной жизни, сферу культуры. К сфере морали относятся разные явления: правили и нормы поведения, оценки и ценности, идеалы, свойства и способности человеческого характера, само поведение людей. Первые этические представления возникли при разложении первобытнообщинного строя и зарождении классового общества.

Сущность морали. Мораль – форма самосознания, посредством которого человек приходит к постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и смысла своего существования.

На протяжении всей истории любой класс пытался приспособить мораль к своим интересам, с ее помощью оправдать своей образ жизни.

Особенностью морали является то, что она не применяется в какой-то одной сфере человеческой деятельности, она обладает все проникающей способностью, регулируя человеческие отношения в любой сфере.

Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально-исторические задачи. При помощи морали человек может ориентироваться в мире социальных ценностей, в мире человеческой культуры. Через систему норм, запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей.

Мораль избирательна. Вопросы, перед которыми ставит человека мораль и разрушения которых она от него требует, носят мировоззренческий характер. Но ставит она их в практически поведенческой форме. Этим мораль отличается от философии и науки.

Благодаря мировоззренческой направленности, мораль является внутренне цельной упорядоченной системой. Специфическая сущность морали проявляется в ее функциях:

  1. регулятивная

  2. воспитательная

  3. истиностно-ориентационная

  4. коммуникативная

Мораль включает в себя: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание.

Различают 3 типа связи, существующей между людьми, и на этой основе 3 типа нравственности:

первый тип связей – это естественные природные связи, характерные для начального этапа развития человека

второй тип связей – связи, отношения личной зависимости, обусловленные характером общественного устройства.

В наиболее простой и жестокой форме эти отношения проявляются на начальном этапе развития классового общества, где человек является собственностью другого человека.

В наиболее ослабленном виде эти отношения присущи более позднему этапу развития классового общества, для которого характерны социальное неравенство, поддерживаемое при помощи политико-правовых институтов, религиозных и нравственных механизмов.

третий тип связей характерен для общества, в котором процветает личная независимость и новая форма зависимости – вещная.
35. Специфика научного познания. стр162
Познание - общественно - исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально, как возможные объекты ее будущего освоения), и их исследование, как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляют одну из важнейших особенностей научного познания. Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, то тех, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем, является, второй отличительной чертой научного познания. Эта черта позволяет разграничить научное и обыденное стихийно-эмпирическое познание и вывести ряд конкретных определений, характеризующих природу научного исследования. Зародышевые формы научного познания возникли в недрах и на основе обыденного познания, а затем отпочковались от него. По мере развития науки и превращения ее в одну из важнейших ценностей цивилизации ее способ мышления оказывает вне более активное воздействие на обыденное сознание. Это воздействие развивает содержащиеся в обыденном стихийно- эмпирическом познании элементы объективного отражения мира. Однако между способностью стихийно-эмпирического познания порождать предметное и объективное знание о мире и объективностью и предметностью научного знания имеются существенные различия. Прежде всего, наука имеет дело с особым набором объектов реальности, несводимых к объектам обыденного мира. Выработка наукой специального языка, пригодного для описания ее объектов, необычных с точки зрения здравого смысла, является необходимым условием научного исследования. Язык науки постоянно развивается по мере ее проникновения во все новые области объективного мира. Причем он оказывает обратное воздействие на повседневный, естественный язык. Например, слова <электричество>, <холодильник> когда-то были специфическими научными терминами, а затем прочно вошли в повседневный язык. Наряду с искусственным, специализированным языком научное исследование нуждается в особой системе специальных орудий. Системность и обоснованность научного знания - еще один существенный признак, отличающий его от продуктов обыденной познавательной деятельности людей. Еще одно существенное отличие - это различие в методах познавательной деятельности. Объекты, на которые направлено обыденное познание, формируется в повседневной практике. Приемы, посредством которых каждый такой объект выделяется и фиксируется в качестве предмета познания, как правило, не осознаются субъектом в качестве специфического метода познания. Иначе обстоит дело в научном исследовании. Здесь уже само обнаружение объекта, свойства которого подлежат дальнейшему изучению, составляет весьма трудоемкую задачу. Наконец, занятия наукой требует особой подготовки познающего объекта, в ходе которой он осваивает исторически сложившиеся средства научного исследования, обучается приемам и методам оперирования с этими средствами. Различия эмпирического и теоретического уровней следует осуществлять с учетом специфики познавательной деятельности на каждом из этих уровней. Основные критерии, по которым различаются эти уровни, следующие: 1) характер предмета исследования; 2) тип применяемых средств исследования; 3) особенности метода. Специфические признаки научного познания 1. Н. имеет дело с идеализированными объектами 2. Н. оперирует определенными средствами воздействия на материальный мир 3. Н. всегда опирается на определенные методы 4. Важнейшие методы науки - гипотезы и теории 5. Н. ориентируется на будущее 6. Н. знание предметно и объективно Критерии научности 1. Воспроизводимость 2. Проверяемость 3. Проблемность 4. Мобильность 5. Критичность 6. Практичность 7. Имперсональность 8. Системность
36. Искусство, как способ эстетического освоения действительности. стр153
Искусство – форма общественного сознания.

Включает в себя: проблемы художественной условности, особенности процесса художественного творчества; особенности проблемы формы и содержания искусства; морфологию (классификацию) искусства; проблемы эстетического восприятия.

К проблемам художественного творчества относятся художественные направления в искусстве, стиль, индивидуальная манера.

Эстетическая деятельность – специфичный вид практически духовной (создание произведений искусства, фольклор, дизайн и др.) и духовной (эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждения) деятельности.

Эстетическое сознание – эстетические чувства, вкус, созерцание, восприятие, суждения, ценности, взгляды, идеал. Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности.

Морфология искусства (виды):

  1. художественная литература

  2. архитектура

  3. декоративное искусства

  4. живопись

  5. графика

  6. музыка

  7. хореография

  8. театр

  9. искусство фотографии

  10. кино

  11. телевидение

  12. эстрада

  13. цирк.

Функции искусства:

  1. Гносеологическая

  2. Воспитательная

  3. Коммуникативная


37. Религия, как форма общественного сознания.
В сер. 19 в. с острой критикой идеализма выступил нем. философ Л.Фейербах. С т. зр. Ф., ид-м есть рационализированная религия, а ф. и религия по самому их существу противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, в осн. ф. - знание, стремл. раскрыть действит. прир. вещей. Сд., первейш. задача ф.- критика религии, разоблачение тех иллюзий, кот. составл. сущность религ. сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистич. ф. возникают, по Ф., из чуждения человеческой сущности, посредством приписывания Богу тех атрибутов, кот. в действит-сти принадл. самому ч-ку. Так возник. трудноискоренимая иллюзия: подлинный творец Бога - ч-к - рассматривается как творение Бога, ставится в зависимость от последнего, и т.о. лишается свободы и самостоятельности. По Ф., для освобождения от религ. заблуждений необх. понять, что ч-к - не творение Бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы. Однако мат-м Ф. не случайно хар-ся как антропологический. Он существенно отличается от мат-ма 18 в., т.к. не сводит всякую реальность к механич. движ-ю и рассм. природу не как механизм, а скорее как организм. В центре внимания Ф. - не отвлеч. понятие материи, как у большинства франц. матер-стов, а ч-к как психофизич. единство души и тела. Исходя из такого понимания ч-ка, Ф. отвергает его идеалистич. трактовку, при кот. ч-к рассматривается прежде всего как духовное существо.


написать администратору сайта